Развитие интеллектуальной сферы ребенка 5 лет

Развитие интеллектуальной сферы ребенка 5 лет thumbnail

Екатерина Соловьева
Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста

Современные требования к личности нового поколения могут быть успешно решены лишь при условии развития его интеллектуальной сферы, причем начиная этот процесс уже с первой ступени образовательной системы; – дошкольного воспитания и образования. Однако, недостаточное внимание многих исследователей к периоду дошкольного детства как первоначальной ступени интеллектуального развития личности, формирования общей интеллектуальной культуры, является неоправданным, ибо, как доказывают современные исследования, уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для развития интеллектуальной сферы детей, а возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к осмыслению причинно-следственных связей и к логическому мышлению.

Если в период дошкольного детства игнорируется интеллектуальная деятельность детей, не придается должного внимания механизму развития и формирования их интеллектуальных способностей и умений, то в школе, успевшая сформироваться у большей части детей интеллектуальная пассивность, чаще всего приводит к поиску ими обходных путей в обучении, будь то механическое заучивание вместо понимания сути проблемы, либо списывание готового решения задачи вместо умения обрабатывать информацию и выстраивать алгоритм решения задачи.

Осознавая это, современные Дошкольные образовательные учреждения должны возложить на себя ответственность за достижение будущими школьниками определенного уровня интеллектуального развития, возможного лишь на основе целенаправленного развития у них интеллектуальных способностей.

Именно этот факт и обусловливает выбор темы для более подробного изучения, в частности – стремление к совершенствованию процесса развития интеллектуальной сферы, повышению качества интеллектуального развития детей дошкольного возраста в массовых дошкольных образовательных учреждениях.

Возрастные особенности интеллектуальной сферы дошкольников

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6-7 лет. Он характеризуется тем, что ребёнок начинает активно влиять на взрослого. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия,возникающие в связи с возникновением у него новых потребностей: потребности в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребности во внешних впечатлениях, развивающей познавательные способности, а также потребности в движении, способствующие овладению системой разнообразных навыков и умений. Каждая ведущая социальная потребность приобретает самостоятельное значение.

Во время общения — разворачивается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка.

Интеллектуальная сфера детей дошкольного возраста – это перечень наличествующих индивидуально-психологических и когнитивных особенностей, проявляющихся в интеллектуальной деятельности и являющихся гарантом успешности ее выполнения, образующие в свою очередь, фундаментальные, базовые интеллектуальные свойства личности. Интеллектуальная сфера может и должны развиваться у всех детей старшего дошкольного возраста, что обеспечит безболезненность перехода к обучению в начальном звене образования.

Д. Б. Богоявлинская, в частности, считает, что возраст 5–10 лет – это возраст становления интеллектуальных операций. Не побуждая ребёнка к элементарной мыслительной деятельности в детском саду, (в данном случае ребёнка старшего дошкольного возраста) и не закладывая основы формирования общей интеллектуальной культуры и интеллектуального труда личности в этот, поистине, уникальный по своей сенситивности, возрастной период, учить этому ребёнка в школе будет не столь эффективно [1].

В дошкольном возрасте доминирующей в интеллектуальной сфере становится память.

Она проходит большой путь в процессе своего развития и, согласно исследованиям Л. С. Выготского, имеет несколько характерных особенностей, приведенных ниже.

1. У детей 3-4 лет доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, у одарённых ещё и слуховая.

2. Произвольное воспроизведение возникает раньше произвольного запоминания. Сначала ребёнок осознаёт цель припомнить, затем – цель запомнить. Он научается использовать специальные приёмы запоминания: в 5-6 лет – повторение, в 6-7 лет – группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого с визуальным образом и т. д.

3. В процессе игровой деятельности происходит переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

4. В младшем и среднем дошкольном детстве запоминание и воспроизведение осуществляется в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации, в старшем – с помощью усвоения мнемических операций, помогающих лучше запоминать, полнее и точнее воспроизводить удержанный в памяти материал [6].

К началу дошкольного возраста у ребёнка формируется долговременная память и её основные механизмы.

У дошкольников происходит совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения. Улучшается наглядно-образное мышление на основе произвольной и опосредованной памяти. Начинает активно формироваться словесно-логическое мышление путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности, в нём представлены все виды и уровни мышления.

Развитие логического мышления предполагает оперирование словами и понимание логики рассуждения. Однако у большинства дошкольников проявляется феномен Пиаже – непонимание законов сохранения количества и числа предметов при изменении их формы или расположения относительно друг друга. Детскому мышлению присущ эгоцентризм – центральная особенность мышления, означающая скрытую внутреннюю позицию. Характерные черты мышления дошкольника – интеллектуальный реализм и моральный реализм, выражающийся в том, что о поступке ребёнок судит не по намерениям, а по внешнему материальному результату.

Читайте также:  Развитие лексики у ребенка

Детские представления развиваются от реализма к объективизму,проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия, анимизма (всеобщего одушевления, артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека, на которых эгоцентрические отношения между Я и миром постепенно сглаживаются. Детские идеи трансформируются от абсолютности («реализма») к реципроктности («взаимности», то есть открытию и учёту мнения других людей, и релятивизму (переходу от абсолютности к относительности). Качественным своеобразием детской мысли являются синкретизм (тенденция связывать всё со всем, соположение (отсутствие связи между суждениями, нечувствительность к противоречию.

Мышление развивается в двух направлениях: развиваются формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и мыслительные операции (обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимосвязей). Старшие дошкольники способны решать несложные задачи по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану.

Причину интеллектуального развития ребенка и условия его перехода от одного типа мышления к другому, швейцарский психолог Жан Пиаже видел в духовном общении ребенка с другими людьми, в подчинении мышления общепринятым формам рассуждения, во взаимодействии мыслей ребенка и взрослого.

Отвергая мнение Ж. Пиаже относительно существования у ребенка особой, отличной от взрослого логики и указывая на зависимость его мышления от конкретной ситуации и от потребностей практического действия, Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект в большей мере, чем вербальный, зависит от психофизиологических особенностей работы головного мозга и в большей мере наследуется. В свою очередь, уровень вербального интеллекта, по его же, определяется индивидуальными знаниями человека, степенью его приобщенности к культуре. Вместе с тем, игнорировал своеобразие детской мысли, считая интеллектуальное развитие как процесс чисто количественных изменений.

Векслер опирался на идею своего учителя Ч.Спирмэна: интеллект является общей способностью («умственной энергией», влияющей на успешность выполнения любых задач на основе выявления отношений и связей между явлениями и предметами реальности. Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.

При таких качествах детского ума как: поверхностное понимание; ограниченная способность изыскания, глубокого и осознанного истолкования и обсуждения; а также крайняя внушаемость «ребенок в смысле интеллекта имеет большое сходство со слабоумным взрослым», считал А. Бине. Однако далее он утверждал, что о полном сходстве интеллекта слабоумного взрослого и ребенка не может быть речи, ибо у первого развитие закончено, второй же только его начал, имея в арсенале такие важные свойства, как неуемная активность и память.

Центральным уровнем интеллектуального развития детей является уровень сформированности операций классификации и сериации. Следующую мысль относительно овладения детьми логическими операциями, имеющую существенную роль в становлении интеллекта ребенка, подтверждают свидетельства отечественных психологов (П. Я. Гальперин, Н. А. Подгорецкая и другие).

Н. А. Менчинская, связывает первые интеллектуальные решения у ребенка с применением ранее сформировавшихся навыков в новых обстоятельствах.

Л. С. Выготский подчеркивал, что в первых своих интеллектуальных решениях ребенок постоянно ориентируется на взрослого человека, обращается к нему с просьбой, требованиями, и добивается нужных результатов, чаще всего, непосредственно через другого человека.

Основным показателем интеллектуального развития может служить не развитие действий собственно наглядно-действенного мышления, поскольку это лишь ступень функционального развития мыслительных действий других типов, а степень сформированности действий образного и логического мышления, причем «первая из них может быть установлена по овладению детьми схематизированными представлениями, вторая – по овладению выделением и соотнесением существенных параметров объектов».

Л. А. Венгером были выделены следующие показатели интеллектуального развития детей,включающих степень сформированности 5 типов познавательных действий: 3 типов перцептивных и 2 мыслительных действий.Это действия:

1) идентификации, т. е. поисковой деятельности, заключающейся в серии сопоставлений фиксированного в представлении ребенка при помощи ранее усвоенных эталонов свойства образца с соответствующим свойством

объектов, предъявленных для выбора;

2) отнесения к эталону;

3) перцептивного моделирования, т. е. создания целостной модели формы объекта из нескольких ее частных эталонных характеристик, таких, как пространственное расположение частей, форма их контура, пропорции и пр. ; создание такой эталонной модели формы, считают авторы статьи, предполагает участие в процессе обследования предмета сложного, системного ориентировочного действия, включающего не одну, а несколько согласованных сенсорных операций, осуществляющих, с одной стороны, расчленение этого сложного свойства на отдельные компоненты путем их сопоставления с соответствующими частными сенсорными эталонами, с другой стороны – синтез этих компонентов в сложную целостную систему;

Читайте также:  Зона ближайшего развития это уровень развития когда ребенок может делать

4) действия наглядно-образного мышления, включающие построение схематизированных образов и их соотнесение с действительностью, т. е. применение для ориентировки в соответствующей реальной ситуации;

5) действия логического мышления, состоящие в выделении существенных параметров объектов и их соотнесение, может осуществляться при решении самых разнообразных мыслительных задач, таких как установление пространственных и временных связей, причинных зависимостей, количественных отношений, систематизация объектов по внешним свойствам.

Но нельзя рассматривать интеллектуальное развитие ребенка, ограничиваясь лишь анализом его высших форм, например анализом актов мышления, протекающих в дискурсивной форме. Ибо дошкольник, «решая какую-либо практическую задачу, не прибегает к развернутым умозаключениям, однако его деятельность носит интеллектуальный характер, поскольку он опосредованным путем устанавливает некоторые отношения между предметами, основываясь на обобщении своего прежнего опыта».

Можно сделать вывод – что в период дошкольного детства,происходят существенные изменения в функционировании всех психических процессов человека: ощущении, восприятии, памяти, воображении. Все эти изменения отражаются и на развитии мышления. К показателям интеллектуального развития ребенка в дошкольный период принято относить такие операции как идентификация, отнесения к эталону, перцептивное моделирование, действия образного мышления, действия логического мышления, возрастает значимость общения со сверстниками. Все это сказывается не только на интеллектуальном, но и на социальном развитии ребенка.

Источник

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста?

Интеллект — это не просто способности мышления. Это еще эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

Некоторые родители считают, что их ребенок интеллектуально готов к школе уже и только потому, что он умеет считать, читать, писать. Он обучен, это факт. Но обучаем ли он? Как он может применить тот объем знаний, которым владеет? Иногда случается, что у таких обученных детей запас базовых «формальных» знаний исчерпывается через два-три месяца, дальше им трудно усваивать школьную программу. У ребенка должны заработать связи между отдельными блоками информации, которая непрерывным потоком идет на него, особенно за школьной партой. Если представить наш мозг в виде огромного комода, то ребенок учится свободно открывать ящики этого комода, при необходимости перекладывать вещи из одного места в другое, сравнивать их, находить в них общие и отличительные черты, выбрасывать ненужную «ветошь» и т. д.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ. Не у всех детей к семи, а тем более к шести годам достаточно развит наглядно-образный тип мышления. Что говорить о словесно-логическом? Незрелость этих уровней мышления может тормозить учебный процесс. Это касается и других психических процессов (память, воображение, концентрация внимания, речь). Ребенок к школьному возрасту должен ясно выражать свои мысли, уметь пересказывать услышанное и прочитанное, делиться впечатлениями, выделять главное. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму.

ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему… снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор вашего малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

ЧТО ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ? Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума. Просите детей помочь по дому и усовершенствовать какие-то бытовые дела. Играйте в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут слоны». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

ОПЫТ ПИАЖЕ. Повторите эксперимент швейцарского психолога Ж. Пиаже. Скатайте из теста или пластилина два одинаковых по размеру шарика и попросите ребенка сравнить их. Малыш увидит очевидное — они абсолютно одинаковы. Затем в его присутствии из одного шарика сделайте лепешку. Покажите ему шарик и лепешку, спросите: «Где теста больше?» Ребенок, у которого преобладает наглядно-образное мышление, скажет, что лепешка больше (для него это будет очевидным фактом). Если он ответит, что шарик и лепешка одинаковы, значит, он уже умеет мыслить абстрактными понятиями. Пиаже проводил этот опыт с семилетними детьми. Далеко не у всех к этому возрасту развивается абстрактное мышление.

Читайте также:  Педагогика развитие ребенка первого года

IQ-тест

показывает далеко не все интеллектуальные способности. А главное — не раскрывает картину применения этих способностей. Этот тест отражает стандартную и статичную меру интеллекта, во многом опираясь на культурную и экономическую среду.

Рекомендуем посмотреть:

Как развивать ребёнка от 1 до 3 лет

Как развивать творческие способности ребёнка

Как развивать в ребёнке чувство прекрасного

Как ребёнок познаёт окружающий мир?

Развивающие игры для детей. Игры на развитие мышления

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

Интеллектуальные особенности ребенка 4 – 5 лет

Параллельно с психологическим развитием, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе. Формирование интеллекта требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.

Окружающий мир

  1. Различает овощи, фрукты и ягоды.
  2. Знает насекомых.
  3. Называет домашних животных.
  4. Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.

Речевое развитие

  1. Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
  2. Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
  3. Употребляет множественное число.
  4. Находит предмет по описанию.
  5. Понимает значение предлогов.
  6. Знает профессии.
  7. Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
  8. Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи.
  9. Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.

Математические умения

  1. Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.
  2. Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
  3. Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.
  4. Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).
  5. Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.

Логическое мышление

  1. Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.
  2. Увеличивается объём памяти.
  3. Повышается устойчивость внимания.
  4. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
  5. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
  6. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
  7. Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.
  8. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.
  9. Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
  10. Подбирает противоположные слова.
  11. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.

Повседневные навыки

  1. Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.
  2. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
  3. Точно проводит линии, при этом, не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
  4. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом, не выходя за её контуры.
  5. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
  6. Различает правую и левую руку.

С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.

Полезный совет. На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка, воспитывать в нём доброту,вежливость,ответственность, отзывчивость, любовь к труду.

Источник