Развитие интеллекта ребенка с оригами
Автор: Бокарева Елена Николаевна
Влияние оригами на развитие детей дошкольного возраста
Оригами — этот искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги — увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д. Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами помогает:
— сделать рывок в развитии речи;
— улучшить произношение и обогатить лексику;
— подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
— предотвратить появление так называемого писчего спазма — частой беды начинающих школьников;
— развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз — умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
— стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
— играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
— научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов;
— ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами — гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсорной моторики в целом.
В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.
Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики и пространственного воображения.
Оригами — это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. В частности, создание оригамического спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.
Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.
Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.
Существует специальное направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров — кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает.
Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность «отыграть» свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай — «роль»). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.
Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.
Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе, а также для решения психологических проблем личности дошкольника.
comments powered by HyperComments
Источник
Развитие ребенка
Оригами — способ развития интеллекта. 4 задания для скачивания
21 февраля 2019
7 971 просмотр
Лиана Хазиахметова
Казалось бы, сложить картинку пополам — разве это трудно? На самом деле для детей создание даже простейших оригами гораздо сложнее, чем вырезание ножницами, рисование или работа с пластилином! Мы не обучаем детей этому навыку, считая, что есть гораздо более важные занятия. Между тем задания сложить бумагу по линиям здорово развивают мелкую моторику, логику и воображение. У KUMON есть тетради «Давай сложим картинки!», рекомендованные для детей от 2 лет, но они будут полезны даже дошкольникам. Оригами — это признанный нейропсихологами способ развития интеллекта у детей и взрослых.
Оригами
Создание фигурки из бумаги — это и есть оригами. Японцы возвели это занятие в ранг искусства. Ведь получается удивительный процесс — из обычного листа бумаги можно сделать разные фигурки!
Марина Плетнева, главный знаток KUMON и автор блога kumon-deti.com, рассказывает, почему в складывании картинок много не только веселья, но и пользы.
«…ребенок складывает, работает пальчиками и стимулирует определенные нейроны в мозге. Тем временем он думает про другие задания на картинках, и между нейронами выстраиваются все новые и новые связи. Именно эти тетради KUMON в этом смысле — гениальное изобретение на пересечении последних исследований мозга и живой практики, что не удивительно, ведь KUMON — это еще и очень известный в мире институт изучения мозга».
Примеры заданий из тетради «Давай сложим картинки!». Источник
Ниже — несколько преимуществ работы с оригами.
- Сложность
Ребенку гораздо сложнее складывать картинки, чем вырезать ножницами, или клеить, или лепить из пластилина. Нужно не только загнуть лист и хорошенько загладить линию сгиба, но и попасть точно в линию. Приходится применять силу и ловкость. Пальчики получают серьезную стимуляцию, ручки становятся сильнее, глазомер точнее.
- Пространственное мышление
Некоторые линии нужно согнуть на себя, некоторые — от себя. Ребенок тренирует пространственное мышление, выполняя подобные задания.
- Фантазия
Глядя на задание, малыш будет недоумевать — ну и где тут птичка? Складывая картинку, образ птички (или другого объекта) будет проступать все явственнее. Отличная стимуляция воображения!
С чего начать?
У KUMON есть две тетради с оригами. Они отличаются по уровню сложности, хотя и входят в серию «Первые шаги».
«KUMON. Давай сложим картинки!»
Первые задания в тетради очень простые. Сначала ребенок научится ровно складывать лист пополам, а затем будет учиться сгибать бумагу по самым разным линиям и в разных направлениях — как к себе, так и от себя. Со сложенными картинками можно играть (это ведь оригами!).
KUMON. Давай сложим картинки!
Вот примеры заданий из тетради. Вы их можете распечатать и предложить ребенку сделать из картинки новое изображение.
По линии 1 сложите картинку к себе, по линии 2 — от себя. Вы увидите, как конфеты вдруг исчезнут и останется только одна розовая конфетка.
Шаблон для скачивания
В следующем задании ребенок будет складывать лист гармошкой — загибать бумагу то к себе, то от себя. Когда он все сделает, с одной стороны будет видна картинка с зебрами, а с другой — картинка с тиграми. Пунктирные линии стоит складывать от себя, а пунктир с точкой — к себе.
Шаблон для скачивания
Как видите, задания непростые. Малышам 2-3 лет наверняка придется помогать. Дети постарше с удовольствием сами сделают оригами.
«KUMON. Первые шаги. Давай сложим картинки! Весёлые истории»
В этой тетради принцип тот же, что в предыдущей, но задания немного сложнее. Эту тетрадь рекомендуется изучать после прохождения «Давай сложим картинки!».
KUMON. Первые шаги. Давай сложим картинки! Весёлые истории
По линии 1 сложите рисунок к себе, по линии 2 — от себя. Вы увидите, как магическим образом лыжник превратился… в домик!
Шаблон для скачивания
Сложив картинку по линиям в задании ниже, вы получите мордочку котенка. Для этого сложите от себя линии 1, 2, 3 и 4. А линии с пунктиром и точкой — к себе.
Шаблон для скачивания
Складывая бумагу, ребенок научится лучше понимать форму предмета, поймет, как можно сочетать фигуры и создавать из них новые. Малыш сможет своими руками сделать много забавных игрушек из бумаги!
Полистать тетради можно по ссылкам «KUMON. Давай сложим картинки!» и «KUMON. Первые шаги. Давай сложим картинки! Весёлые истории»
Обложка поста: kumon.deti
Источник
Оригами и интеллектуальное развитие ребенка.
Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из неё удивительные по своей красоте фигуры.
Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова «бумага» и «бог» очень похожи. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи использовали оригами как герб и печать.
Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекает детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой: такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем. Прежде всего, они учатся общаться с бумагой, угадывать её качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи.
Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцев – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах.
Оригами даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство «однорукие» — мы всё делаем правой рукой и это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы всё делаем обеими руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оно знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, плоскость, линия…), происходит развитие глазомера с одновременным обогащением словаря специальными терминами. Активизируются мыслительные процессы.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединение наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными объяснениями приемов складывания и перевод их значения в практическую деятельность, самостоятельное выполнение действий. И, конечно, оригами развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредотачиваться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги – удивительное занятие для детей дошкольного возраста, имеющих большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.
Можно соединить занятие оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становиться сказочными героями, совершать путешествия в мир цветов и т.д.
Бурное развитие оригами началось после второй мировой войны, благодаря усилиям известного мастера Акиры Ёсидзавы. Он разработал единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигуры. Очень много достоинств у оригами. Главное — это доступность материала: бумага.
В своей деятельности с детьми в технике оригами я активно использую математический подход, в основе которого лежит употребление точных математических терминов, таких как: точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, равные отрезки, равные углы, ось симметрии, диагональ.
Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое число на части, получают различные виды треугольников и многогранников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить.
Освоить эту технику очень легко.
Сейчас издано большое количество книг по оригами.
В своей работе я использую книги таких авторов:
- Долженко Г.И. «100 оригами».
- Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка».
- Соколова С. «Азбука оригами».
- Соколова С. «Оригами и аппликация».
- Сержантова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели».
Источник