Развитие индивидуальности ребенка в школе

Развитие индивидуальности ребенка в школе thumbnail

«Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания».

Задача педагога, реализующего принципы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и воспитания – овладеть конкретными способами и методами развития индивидуальности в каждом обучающемся. Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и потенциальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу по развитию индивидуальности ребенка выполняет именно он. Классный руководитель осуществляет  системную работу по обеспечению процесса становления и проявления индивидуальности учащихся по следующим направлениям:

п/п

Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности

Содержание и организация деятельности классного руководителя

1.

Педагогическая поддержка становления индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.

2. Поддержка социальных инициатив, увлечений и  интересов учащихся.

3. Развитие творческих способностей детей

4. Содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе

5. Проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка.

2.

Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений.

2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования)

3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки

4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности.

5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности

4.

Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.

1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка в решении проблем

2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома

3. Организация мероприятий для формирования социально-правовой компетенции учеников и их родителей.

4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.

Учитывая объективные законы развития и саморазвития ребенка, работа по развитию индивидуальности строится в разных возрастных группах, на всех ступенях обучения.

В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие». Задача классного руководителя связана в основном с созданием в классе благоприятного психологического климата, атмосферы творчества, в которой дети могут раскрыться.

При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание.

В старших классах, продолжающее самопознание дополняется мыслями и профессиональном самоопределении. Этот этап можно охарактеризовать как «самопроектирование» и помогает старшеклассникам более осознанно строить свое будущее.

Таким образом, развитие индивидуальности проходит 3 этапа:

1. «Я и мир вокруг» (самооткрытие и самоузнавание);

2. «Я и мой внутренний мир» (самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления);

3. «Я в мире» (самопроектирование, самоопределение).

Ключевые аспекты , характеризующие индивидуальное развитие школьника

1. Первый ключевой аспект индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке.

2. Второй аспект индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика

человека.

3. Третий ключевой аспект — индивидуальность как этап, уровень развития человека.

4 .Четвертый аспект — индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность.

Чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате — стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий.

Основные компоненты индивидуальности

1Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры.

2 Второй компонент индивидуальности это задатки и способности.

3Третий компонент — это социально-культурный опыт индивидуума.

4 Четвертый компонент — нравственная направленность

5 Пятый компонент — творческая активность

Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

Субъекты воспитательного взаимодействия — педагог и ребенок – должны поставить перед собой следующие цели:

  • создание условий для

Читайте также:  Роль родителей в коррекции нарушений развития ребенка

развития и проявления индивидуальности детей {педагогическая цель);

  • эффективное использование возможностей стать и быть

самим собой {цель жизнедеятельности и самовоспитания ребенка).

Принципы построения воспитательного взаимодействия

  • целостность;

  • бинарность;

  • доминантность;

  • вариативность;

  • сформированность помогающих отношений;

  • творческая активность;

  • рефлексивность.

Условия, способствующие построению помогающих отношений.

  • восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой;

  • конгруэнтность педагога;

  • безусловно положительное отношение взрослого к ребенку;

  • эмпатийное понимание ребенка;

ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Формы воспитательной работы, способствующие развитию и проявлению индивидуальности ребенка:

  • — учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности»

(Т.К. Селевко), «Философия жизни» (Н.Е. Щуркова);

  • — циклы тематических классных часов (клубных занятий) «Стать самим собой», «Познай себя», « Сотвори себя сам»;

  • альбом-эстафета «Мир моих увлечений и интересов»;

  • игра-путешествие в мир своего «Я»;

  • мастерская самопроектирования; тренинг саморазвития, личностного роста;

  • творческая самопрезентация;

  • персональная выставка;

  • бенефис;

  • смотр-конкурс «Ученик года»;

  • гостиная «Зажги свою звезду»;

  • книжка (тетрадь) достижений;

  • портфолио ученика;

  • личный сайт школьника.

Критерии оценки результативности деятельности ребёнка по развитию собственной индивидуальности

  • самоосуществимость (реализация потребности стать самим собой);

  • самоэффективность (использование своих потенциальных и реальных возможностей);

  • самоудовлетворенность (ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью).

Источник

Развитие индивидуальности учащихся

в процессе их воспитания.

           Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни   существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

            Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

            При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

             Для того, чтобы в процессе обучения развить индивидуальные особенности учащихся прежде всего необходимо знать эти особенности.

             На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях. А также в мероприятиях, несущих эмоциональную нагрузку.

             Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

              Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

             Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

             Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Читайте также:  Роль взрослого в воспитании и развитии ребенка

             Свою деятельность классного руководителя  в данном классе начала с изучения возрастных  особенностей развития  и  воспитания учащихся среднего школьного возраста. Познакомила с этими особенностями родителей учеников. Вся дальнейшая деятельность строится на знании этих особенностей. С родителями постоянно провожу лектории, они же стараются поддерживать меня во всём.

             Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и Противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

            Необходимо  постоянно создавать благоприятные условия для физического развития подростков. При участии в общешкольных мероприятиях стараюсь так распределить роли, чтобы каждый ученик принял посильное участие, а не остался в стороне. Так каждый ребёнок не чувствует себя обделённым.

            Периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свое физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды  нужно уделять внимание на поведение подростков, которые хотят показать своё превосходство и уникальность.

           Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

             Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению. Большую роль в таких случаях имеют коллективный труд, совместные мероприятия (походы, классные часы, чаепития, встречи…), а так же классные собрания, где совместно разбираем конфликтные ситуации, неизбежно возникающие в классном коллективе. Дети сами делают выводы и ищут пути выхода из таких ситуаций. Надо отметить, что дети адекватно воспринимают замечания своих одноклассников.  При разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться па мнение коллектива учащихся.

              Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведении нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

              Хочу подчеркнуть, что только глубокое изучение и знание’ особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

Источник

Индивидуальное развитие личности ребенка

в условиях школы-интерната

«…подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста  успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

В.А. Сухомлинский

Под индивидуальностью понимается свойство человека, отражающее его способность стать и быть самим собой, обуславливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

Читайте также:  Комплекс раннее развитие ребенка

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.

Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни.

Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка в классном коллективе, помощь в решении возникающих проблем воспитанников, организация разнообразных видов деятельности школьников.

   Мы считаем, что все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Поэтому, одна из задач классного руководителя направлена на самораскрытие ребенка как личности.

Начинаем работу с изучения (диагностики) личности ученика, семьи, в которой воспитывается ребенок. Совместно с психологом и социальным педагогом составляем характеристику воспитанника и план воспитательной работы с этим ребенком.

Особую роль в формировании личности в режиме повседневной жизни воспитанника мы отводим семье. Большинство наших учеников воспитываются в малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семьях – но для этих детей, особенно учащихся младшего школьного возраста, имеет большое значение заинтересованность родителей их успехами в школе. Таким образом, задача классного руководителя – привлечь, и умело использовать потенциал семьи воспитанников  при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

Для этого в нашей школе-интернате проходят интересные родительские собрания (с приглашением педагога-психолога, логопеда, социального педагога), праздники («Мы за чаем не скучаем…», «Праздник мам», «Спортивный праздник»), конкурсные программы. Также привлекаем родителей при подготовке праздников, классных часов, при организации городских выступлений, изготовлении костюмов и пр.

Так же, на уровне Волоколамской школы-интерната ежегодно проходят  Дни Открытых дверей, на которые традиционно со всеми желающими гостями, приглашаем родителей учеников.

Успешное протекание процесса становления личности и проявление индивидуальности ребенка в школе-интернате происходит при следующих  педагогических условиях:

 – восприятие классным руководителем и его воспитанником индивидуальности как особо значимой ценности.

– наличие у педагога целостного и адекватного представления о ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности. (Эти представления классного руководителя о своем воспитаннике формируются в процессе воспитательного взаимодействия с учащимся, во время наблюдения за его поведением, участием в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями.)

– предоставление школьнику свободы выбора форм и способов проявления своей активности. (Классный руководитель заботится о том, чтобы ученик нашел себе дело по душе – в соответствии со своими интересами и потребностями, ведь только тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка.)

Творчество можно назвать и источником, и ваятелем индивидуальности. Поэтому мы стремимся создавать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и его воспитанника к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.

Мы считаем, что творчество должно стать престижным и привычным для ребенка, так как оно делает его инициативным и активным. Только тогда ребенок может стать самим собой.  Поэтому, в группах ребята реализуют свои таланты через рисование, лепку, ручной труд – изготовление поделок (многие работы принимают участие на выставках в школе), турниры, конкурсы, игры.

 – оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование общего, особенного и единичного в личности ребенка.

Организуя общешкольные мероприятия и работу кружков, клубов, секций, воспитательная служба увеличивает диапазон возможностей для проявления и развития школьником своих способностей, интересов, увлечений. Наши ребята посещают по выбору и интересам разнообразные секции и кружки: кукольный театр, футбольную секцию, хореографическую студию и многие другие.

Невозможно не отметить участие в школьных и районных мероприятиях, где ребята раскрывают перед зрителями все свои таланты.

Также в Волоколамской школе-интернате классные руководители ведут индивидуально-профилактическую работу по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности. На базе этой работы прошел зональный семинар «День профилактики несовершеннолетних. Работа с детьми «группы риска»».

Таким образом, каждый классный руководитель в воспитательной работе уделяет особое внимание  индивидуальному развитию личности каждого ребенка в детском коллективе.

Источник