Развитие имитации у ребенка с рас

Развитие имитации у ребенка с рас thumbnail

Особые переводы

Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра.

Переводчик: Татьяна Хомская
Редактор: Надежда Белоглазова
Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте:
https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
https://specialtranslations.ru/need-help/

Эта форма обучения, однако, является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понять процесс имитации, но и использовать имитацию, чтобы приобретать новые умения и знания.

Мы с моим сыном Эриком выполняем упражнения на имитацию. Обычно занимаемся сидя друг напротив друга за столом. Также можно заниматься на полу, на пространстве, ограниченном ковром.

Осуществляется действие (например «подавать руку») и сразу дается инструкция «сделай так». Ребенок должен имитировать это действие — поэтому ему не дается устная инструкция «дай руку». Каждый раз, когда ребенок это делает с подсказкой или без, он получает вознаграждение и похвалу: кусочек чего-то вкусного, ободряющие похлопывания и «Молодец, как ты здорово подал руку!». В случае если ребенок не повторит действие, ему дается физическая подсказка: вы помогаете ему сделать жест, взяв его руки в свои.

В каждой сессии отрабатываются по три инструкции, и каждая повторяется по пять раз. В последующих сессиях каждая новая инструкция дается после того, как ребенок успешно освоил предыдущие.

Для занятий нужно выбирать места, где меньше отвлекающих стимулов, чтобы ребенок не отвлекался. Лучше всего, если занятия будут проходить в развлекательной форме с постоянным взаимодействием; тогда у ребенка будет формироваться положительный опыт. Иногда полезно использовать предметы, которые нравятся ребенку, чтобы привлечь его внимание и мотивировать: мыльные пузыри, волчки, свистульки, хлопушки, крутящиеся предметы, светящиеся игрушки и т.д.

Имитация с предметами.

Видео демонстрирует, как Эрик (3 с небольшим года) имитирует строительство башни из конструктора Лего. В данном случае он повторяет последовательность цветов, которые также называет. Уровень имитации с предметами более продвинутый.

Первый тип осознанной имитации, которую изучают дети — имитация простых действий с предметами. Сначала предлагаются наиболее привлекательные для ребенка предметы, используемые по прямому назначению, например: трясти погремушку или катать машинку, издавая звук “бррррр”. Следующим шагом будет имитация действий, где предмет используется не по назначению. Например, ударять палочкой по столу вместо барабана, так мы издаем шум, который нравится ребенку и привлекает его внимание.

Несколько общих примеров для имитации:

  • Скатать шарик из пластилина
  • Строить башню из 3 деталей Lego (позже можно усложнять конструкции)
  • Нажимать на пищащую игрушку
  • Катать машинку
  • Изображать полет игрушечного самолетика
  • Катать мяч по столу или по земле
  • Бросать мяч назад
  • Причесываться
  • Умывать лицо с помощью губки
  • Чистить зубы
  • Положить 3 предмета в коробку
  • Помещать маленький предмет внутрь большого
  • Надевать кольца на вертикальную палочку
  • Ударять крышками от кастрюль друг об друга
  • Бить барабанной палочкой по кастрюле или по барабану
  • Делать змейку из пластилина
  • Сморкаться в платок
  • Притворяться спящим
  • Кормить куклу с ложечки
  • Укладывать куклу спать
  • Надевать шляпу
  • Играть на маракасах и других музыкальных инструментах
  • Открывать книгу
  • Переворачивать страницы книги
  • Открывать / закрывать дверь
  • Включать/ выключать свет
  • Помешивать ложкой в чашке сахар
  • Пить из чашки
  • Есть ложечкой (йогурт, например)
  • Открывать / закрывать крышку бутылки
  • Наливать воду из бутылки в стакан
  • Катать коляску или тележку (можно с куклой)
  • Возить за веревочку музыкальную игрушку
  • Залезать в ящик и вылезать из него
  • Залезать под стол
  • Мять бумагу
  • Рвать бумагу
  • Прочее

Имитация с использованием крупной моторики

 Это видео показывает несколько упражнений на имитацию. Перед тем, как начать действие, нужно привлечь внимание ребенка, а потом дать инструкцию: “Сделай так же».

 Обычно имитация движений тела следует за имитацией с предметами: она труднее, потому что требует, чтобы ребенок запомнил, что ты сделал, и потом повторил это движение. Мы начинаем с простых движений, например, хлопать в ладоши — то, что многие дети делают спонтанно. Кроме того, это действие производит шум и есть возможность наблюдать, как другой человек продолжает осуществлять это действие одновременно с ребенком. Самые сложные движения, которые труднее всего видеть, мы будем практиковать ниже, например, коснуться носа или положить руки на голову будет труднее, потому что ребенок не может видеть, правильно ли он совершил действие.

Хитрость: Выполнять действие перед зеркалом, если не удается имитация лицом к лицу.

  • Давать обе руки
  • Давать обе ступни
  • Поднимать руки
  • Поднимать руки в стороны
  • Трогать живот
  • Мотать головой
  • Махать рукой на прощание
  • Потирать руки
  • Хлопать руками над головой
  • Сжимать кулаки
  • Показывать пальцем
  • Кивать головой
  • Скрещивать руки на груди
  • Обниматься
  • Дотрагиваться до носа (и других частей лица)
  • Чесать голову
  • Прикрывать рот руками
  • Наклонять голову вперед
  • Вставать / садиться
  • Приседать на корточки
  • Ползать
  • Идти на пятках
  • Ходить на цыпочках, и т.д.

 Имитация сложных движений

Видео (сентябрь 2007) показывает, как мы тренируем с Эриком упражнения на праксию (движения, осуществляемые с определенной конечной целью). Очень помогало использование зеркала.

 По причине гипотонуса мышц Эрик продолжал пускать слюни даже в возрасте 3-х лет. В то время он почти не говорил, а те слова, которые произносил, коверкал так, что их было трудно понять. Чтобы его артикуляция стала более четкой, необходимо было укреплять мышцы лица вокруг рта. Мы начинаем выполнять упражнения на праксию или артикуляционную гимнастику, которые эффективно способствуют развитию выразительности лица:

  • Широко открывать рот и говорить “AAAAAAAAAAAA”
  • Браться пальцами за кончик языка
  • Высовывать язык
  • Сжимать губы с силой (произнося звук MMMMM)
  • Клацать зубами
  • Смеяться
  • Фыркать, как лошадь (BRRRR)
  • Плотно сжимать губы
  • Надувать щеки
  • Изображать поцелуй (с шумом)
  • Изображать крик индейца (БА, БА, БА, БА)
  • Касаться верхних зубов языком
  • Прикусывать зубами нижнюю губу
  • Двигать языком влево/ вправо
  • Двигать языком по кругу
  • Брать ртом с руки, например, кусочки печенья
  • Втягивать с силой вареные спагетти (это упражнение помогло Эрику научиться пить через соломинку)
  • Пить через соломинку
  • Отмечать поцелуй (накрашенными губами) на бумаге
Читайте также:  Развитие воспитание ребенка внутриутробное

Поскольку сначала ребенку сложно выполнить многие из этих упражнений, нужно помогать ему, например, двигая губы руками и т.д., но всегда нужно делать это весело. Во время таких занятий ребенка нужно усиленно хвалить, чтобы вокруг было много игрушек, которые ему очень нравятся, использовать игрушки с крутящимися элементами, свистеть  в свистульки и гудеть и т.д. Иногда хорошо помогает чупа-чупс, йогурт или мороженое, чтобы заставить высунуть язык.

Нам также очень помогало сидеть рядом и смотреться в зеркало.

Автор: Анабель Корнаго

16.12.2011

 В предыдущей статье «Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра – Части I», мы увидели серию упражнений, которые подойдут для начала работы над имитацией. Убедившись, что ребенок начинает делать успехи, мы начинаем усложнять задания. Однако всегда хорошо начинать с упражнений, которые у ребенка уже получаются, чтобы «разогреть» его перед тем, как вводить новые задания. Если у ребенка не получается выполнять инструкции самостоятельно, мы начинаем ему помогать.

Видео показывает, как Эрик повторяет перекрестные упражнения, а именно, соединяет правую часть тела с левой. Было достаточно сложно справляться с этими заданиями, но многократные повторения, а также большое количество пищевых и различных развлекательных поощрений привели нас к новым успехам. Справившись с упражнениями, которые были предложены ему позже, Эрик открыл для себя понятия «левая» и «правая», а вместе с этим к нему пришло осознание частей своего тела, улучшился контроль над ними.

 Точное повторение и введение в латеральность.

 С этими упражнениями ребенок станет лучше ощущать части своего тела и познакомится с понятием латеральности: что у нас есть правая и левая части тела.

  1. Поднять левую руку
  2. Поднять две руки
  3. Поднять правую руку
  4. Делать указательный жест правой рукой
  5. Прощаться правой рукой
  6. Прощаться левой рукой
  7. Положить две руки на живот
  8. Положить правую руку на живот
  9. Положить левую руку на живот
  10. Протягивать обе руки сразу
  11. Протягивать каждую руку по отдельности
  12. Топнуть правой ногой
  13. Топнуть левой ногой
  14. Топнуть дважды правой ногой
  15. Топнуть дважды левой ногой
  16. Топнуть по одному разу каждой ногой
  17. Топнуть по два раза каждой ногой
  18. Дотронуться большим пальцем до подбородка
  19. Соединять обе руки вместе

Серии из двух упражнений. Мы соединяем крупную моторику и имитацию с предметами

  1. Аплодировать и ставить кулак на стол
  2. Пить из чашки и класть ладонь на стол
  3. Дотронуться до носа и топнуть ногой по полу или земле
  4. Закрыть глаза и поднять руки
  5. Прыгнуть и покружиться.
  6. И так далее.

Серия трех упражнений. Мы комбинируем мелкую моторику, крупную моторику и имитацию с предметами.

  1. Аплодировать, стукнуть по столу кулаком и потрогать нос
  2. Топнуть ногой, поднимать руки, положить ладони на живот
  3. Приложить телефон к уху, пить из чашки, стукнуть по столу кулаком
  4. Махать на прощание, нарисовать линию в бумаге, положить руку в рот
  5. Надевать шляпу, зажигать свет, закрывать дверь
  6. И так далее.

Перекрестные упражнения

  1. Дотронуться до левого плеча правой рукой.
  2. Дотронуться до правого плеча левой рукой.
  3. Дотронуться до левого колена правой рукой.
  4. Дотронуться до правого колена левой рукой.
  5. Дотронуться до правого уха левой рукой.
  6. Дотронуться до левого уха правой рукой.

Имитация действий, представленных на фотографиях.

 Нужно приготовить фотографии, на которых изображены действия, которые ребенок должен повторить. Мы сделали много фотографий, в которых знакомые Эрику люди, изображают действие, которое он должен повторить. Нужно поместить фотографию на уровне глаз, показать ее ребенку и дать инструкцию: “Эрик, сделай так же”.

  1. Поднимать руки (фотография кого-то с поднятыми руками)
  2. Аплодировать
  3. Дотронуться до носа
  4. Потрогать обеими руками живот
  5. Положить руки на голову
  6. Причесаться
  7. Поднять ногу
  8. Позвонить по телефону
  9. И также все упражнения, что мы практиковали ранее на крупную моторику, имитацию мимики лица и имитацию с предметами.

Имитация по образцу

Также очень важно работать над имитацией по образцу. А именно, ты строишь что-то и ребенок должен это повторить. Мы используем Lego, рельсы для поезда Briobahn и пластмассовую мозаику, которую закрепляем в панели с отверстиями (Ministeck). Я рекомендую вам заранее готовить материал для работы, и располагать так, чтобы ребенок мог до него дотянуться. Имитация должна быть точной по количеству предметов и их расположению; в простых моделях, вы можете даже давать ребенку задание повторить последовательность цветов.

Данный ролик (октябрь 2007) показывает, как Эрик имитирует постройку по образцу из конструктора Lego. Кроме работы над имитацией, мы пробуем усиливать визуальный контакт. Поэтому я показываю Эрику каждый кубик Lego на уровне своих глаз. В конце концов, я также спрашиваю его: “Тебе нужен этот предмет?”, — и он должен ответить: «Да».

Фото: © Все права принадлежат Anabel Cornago

Читайте также:  Главные моменты в развитии ребенка

Следующим этапом работы стала имитация по образцам, изображенным на фото. Поэтому каждый раз, когда вы считаете упражнение законченным, сделайте фото получившейся конструкции и, основываясь на этих фото, вы сможете подготовить следующие задания.

Мы можем работать, например, повторяя постройки из Лего. Для этого нужно иметь две платформы для Лего: для себя и ребенка. Также подготовьте определенное количество деталей: одну кучку — для себя, и другую — для ребенка. Когда ребенок повторил вашу постройку, вы комментируете его действия четкими и понятными фразами: «Хорошо, это башня из 5 кубиков Лего», «Отлично, получился туннель» и т.д.

По этой схеме вы можете имитировать строительство башен, мостов, домов, машин, животных, и т.д.

Мы также используем мозаику Ministeck и рельсы Briobahn, чтобы имитировать различные модели, как показано на фотографиях.

Фото: © Все права принадлежат Anabel Cornago

Ниже мы показываем Эрику фотографии с образцами, которые он должен повторить по инструкции «Сделай так же». Тут много разнообразных вариантов. Это как игра, которая улучшает концентрацию и внимание, очень нравится детям и тем самым стимулирует их продолжать постройки.

Другие примеры:

Источник: https://specialtranslations.ru/la-imitacion-como-base-del-aprendizaje-en-los-trastornos-del-espectro-del-autismo/

Источник

Одной из главных проблем у аутичного ребёнка является имитация. Это способность повторять действия, движения, звуки, копировать поведение взрослых и т.д. Нарушение в способности имитировать является одной из ключевых причин отставания ребёнка в психическом развитии.

Для меня лично, имитация это основа, с помощью которой у ребёнка должно идти развитие. Нет имитации, нет развития. По другому у Вас врятли получится хоть чему-то научить его, если он не может осознанно имитировать Ваши действиях, движения и т.д.

Рисунок из нашей книжки

Поэтому способность к имитации — это первоочередная задача, которая должна стоять перед родителями. Необходимо научить ребёнка повторять за Вами и это можете расценивать как задачу номер один.

Ещё хотелось бы заострить внимание на том, что имитация бывает двух видов: осознанная и неосознанная. Большинство аутичных детей прекрасно имитируют, но именно не осознанно: они копируют Ваши слова и даже интонацию, могут повторять какие-то действия. Поэтому способность подражать у аутичных детей есть, но вот повторить что-то по просьбе, они не могут.

Например: ребёнок ходит, занимается чем-либо и говорит слово «мама», а вот если родитель подойдёт к нему и попросит: «Скажи мама», ребенок будет молчать и не среагирует на просьбу.

Таким образом, врождённая способность к имитации не может сформироваться сама в важный навык, который необходим в дальнейшей социализации ребёнка. Поэтому ребёнку необходимо помочь освоить имитацию.

Как научить ребёнка имитировать?

Рисунок из нашей книжки

Самое главное и самое первое что необходимо сделать- это наладить с ним контакт, ребёнок должен Вас видеть. Если ребёнок даже не смотрит на Вас и при разговоре с Вами, он занят своим делом, то учиться имитации, что-то повторять за Вами он не станет.

Дальше необходимо выбрать цель, которую Вы перед собой поставите. Цель- это определенный ряд движений, которым Вы хотите его научить. Но при этом, движения выбираются лёгкие, согласно физическому развитию ребёнка Например, у ребёнка присутствуют проблемы с крупной моторикой, значит не стоит выбирать движение постоять на одной ноге или ещё что-то сложное.

Дальше, из списка движений, который Вы составили, выбираем три самых простых и в эти три движения лучше всего включить то, что ребёнок делает сам, но не повторяет за Вами.

Например, у меня ребенок прыгал. Наши первые три упражнения на имитацию были: постучать по столу ладошками, попрыгать, поднять руки вверх. Всё! Пока хватит.

Дальше учимся давать команды. Команда должна быть максимально короткой и понятной. Лучше всего как мне кажется подходят команды такого плана:

«Сделай так», «Повтори»

Избегаем длинных команд и команд, которые содержат в себе ещё и словесную подсказку:

«Похлопай, потопай, попрыгай»

Не забываем создавать для ребёнка «ситуацию успеха», помогаем, подсказываем, если нужно даём ему полную физическую подсказку и поощряем его за успехи и хвалим на словах.

При каждом верном действии даём поощрение и закрепляем правильный результат.

И после того, как первые три движения ребенок усваивает, переходим к следующим из Вашего списка.

И ещё одно важное правило: критерием освоения имитации будет являться не то, что ребёнок освоил повторять за Вами те движения, которые Вы запланировали, а его умение повторять движение, которое будет для него новым! Это очень важно понимать. С помощью Ваших упражнений, мы пытаемся развить его способность повторять осознанно и спонтанно.

Навык имитация очень важен для дальнейшего развития Вашего ребенка, не игнорируйте его, приложите к его освоению максимум усилий и результат не заставит себя ждать.

P.S: также, лично нам, с имитацией помог ещё один метод, я применяла его самым первым, о нём я рассказываю в статье: Аутизм: Денверская модель раннего вмешательства. Чем она нам помогла?

————

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна! Спасибо, что читаете!

Источник

04.07.18

Читайте также:  Водить ли ребенка в центр раннего развития


Рекомендации педагога детей с аутизмом о том, как начать обучение навыкам имитации

Развитие имитации у ребенка с рас

Некоторые говорят, что подражание – самая искренняя лесть. Я бы сказала, что подражание – краеугольный камень любого обучения. Звучит не так красиво, но это так. Навыки имитации не просто важны, они критически необходимы. Ведь если вы не можете имитировать действия других людей, то вам будет труднее учиться любому новому навыку.

Основа имитации

Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое». Цель обучения имитации НЕ в том, чтобы научить ученика хлопать в ладоши, когда я хлопаю, встать, когда я встала и сесть, когда я села. Если он научился имитировать только эти три вида поведения, то он все еще не овладел двигательной имитацией. Он овладеет имитацией, когда я скажу «сделай так» и покажу совершенно новое поведение, а ребенок его повторит.

Большинство детей не нужно целенаправленно учить имитировать – они сами этому учатся. Младенцы и совсем маленькие дети часто подражают своим родителям, братьям и сестрам, хотя никто их этому не учил. Тем не менее, если у ребенка есть нарушение развития, то способность к имитации могла не развиться у него естественным образом, и поэтому его нужно обучать этому навыку с помощью прямой инструкции. Имитации можно успешно обучать (Baer, Peterson, & Sherman, 1967), и если ваши ученики не могут имитировать – это хорошая отправная точка для работы с ними!

Прежде чем вы начнете учить имитации

Иногда педагоги и клинические специалисты говорят о навыках взаимодействия с инструктором. Эти навыки должны быть сформированы у ребенка до того, как вы начнете работать над навыками имитации. Вы не сможете учить имитации ребенка, который даже не смотрит на вас. Вот необходимые навыки, которыми необходимо овладеть до обучения имитации:

– Сидеть, не вставая, во время занятия.

– Смотреть на педагога во время занятия.

– Держать руки на коленях во время занятия.

– Смотреть на предметы по инструкции педагога.

Как учить имитации

Предварительная оценка навыков

Составьте список из 20-30 простых движений. Например, потрогать нос, похлопать в ладоши, поднять мячик, показать большие пальцы вверх и так далее. Начинайте с 3 самых простых движений. Сядьте напротив ученика, назовите его по имени и скажите «сделай так». Если ученик делает что-то хотя бы похожее на это движение, тут же предоставьте ему поощрение и отметьте это в листе сбора данных.

Во время предварительной оценки навыков выберите 3 движения. Повторите каждое движение 3 раза в случайном порядке. Если ученик верно реагирует на любое из 3 движений каждый раз (например, хлопает в ладоши, когда вы хлопаете в ладоши), то удалите это движение из списка и выберите другое движение.

Обучение

Во время обучения работайте над 3 движениями. Начинайте с самого простого – с того движения, которое ребенок пытался повторить во время предварительной оценки, или которое ему почти удавалось повторять. Продолжайте давать инструкцию «сделай так» перед движением и поощряйте любые похожие на движение попытки. Помогайте ученику с помощью физических подсказок и постепенно уменьшайте их. Ваша цель в том, чтобы ученик смог выполнять эти 3 движения независимо и без какой-либо физической помощи. После достижения цели переходите к последующей оценке навыка.

Последующая оценка и обучение

Перемешайте уже освоенные в совершенстве движения с теми движениями, которым еще только предстоит обучать. Если на прошлой неделе ребенок научился хлопать в ладоши, вставать и прикасаться к носу, когда это делаете вы, то на этой неделе работайте с такими движениями как взять мяч, прикоснуться к плечам и покачать головой вперемешку с тремя предыдущими движениями.

Пробы на имитацию

Это очень важная часть! После того как каждое из обучающих заданий было освоено, и ребенок начал повторять все движения из списка, когда они идут вперемешку друг с другом, попробуйте сделать совершенно новое движение (которое ребенок еще не видел раньше). При этом не говорите подсказку «сделай так», просто смотрите, попытается ли ребенок подражать вам. Все остальное делайте как и раньше. Сделайте движение и смотрите, будет ли ребенок имитировать его. Если ребенок будет имитировать совершенно новые движения после моделирования – цель достигнута!

Как только имитация появилась, переходите к практике в естественных условиях!

Пришло время для работы над обобщением! Работайте над этим навыком в самых разных ситуациях. Имитация нужна во время выполнения учебных заданий, групповых занятий и повседневных дел. Если вы проанализируете разные ситуации вы, скорее всего, поймете, как часто имитация используется естественным образом. Она включена практически в любой процесс обучения. Важно только осознавать, когда используются эти навыки, и это поможет вам дальше развивать эти навыки у ребенка. Будьте готовы немедленно хвалить и поощрять ребенка за правильную имитацию в течение всего дня!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник