Развитие игры ребенка раннего возраста

Надежда Анатольевна Волкова
Развитие игры в раннем возрасте

Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. «Значение деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через нее ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причем такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей. » (Л. А. Венгер) (4)

Действие с предметами и игра — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Игровая деятельность ребенка зарождается и развивается на фоне предметной деятельности, которая занимает ведущее положение в раннем возрасте. Постепенно, к трем годам, начинает оформляться новая линия развития — постижение смысла деятельности взрослых, освоение мотивационно — потребностной сферы деятельности, что вызывает в последующем сюжетно-ролевую игру как ведущий вид деятельности. От специально организованных занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребенка.

В экспериментальных психолого-педагогических исследованиях детскую игру рассматривали с различных точек зрения. Применительно к раннему возрасту исследовали развитие предметных действий в игре, возникновение первичных игровых обобщений, перенос значений с одного предмета на другой, включение в игру предметов заместителей, обобщение и сокращение реальных действий в игровой ситуации, и другие моменты. В той или иной форме эти проблемы нашли отражение почти во всех работах, касающихся развития дошкольника и особенностей его воспитания. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин — основоположники отечественной детской психологии — разработали теорию дошкольной игры, которую конкретизировали и дополнили как педагоги (А. П. Усова, Ф. И. Фрадкина, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко, Е. В. Зворыгина, К. Л. Печора и др., так и психологи (Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, М. И. Лисина, Л. С. Славина, Л. Н. Галигузова и др.).

Итак, что говорит отечественная наука об игре в раннем возрасте.

Рассмотрев основные игровые теории современной педагогики, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых,играм детей трех лет присущи следующие особенности: многократное повторение игровых действий, слитность образов (летчик-самолет, быстрая смена сюжетов, игры в одиночку.

Во-вторых, игровая деятельность является основной развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Н. М. АксаринаФ. И. Фрадкина разработали этапы развития игры детей раннего возраста. На первом этапе идет воспроизведение разученных действий; перенос действия на новые предметы; отображает отдельные действия; к 2 г. начало сюжетной игры, сюжетная игра, к 3 годам начало ролевой игры. Как отмечает Ф. И. Фрадкина, для раннего возраста характерно в игре наличие зачатков игровой ситуации; далее ребенок берет на себя роль, усложняется структура игровых действий.

Таким образом, Ф. И. Фрадкина показала, что основные предпосылки сюжетно-ролевой игры возникают в ходе развития предметной деятельности под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними.

Значительным и полным исследованием игры занималась Н. Я. Михайленко (20, которая выделяет следующую структуру игры: сюжет, игровые действия, роль, результат. Н. Я. Михайленко на основе выделения основных структурных элементов игры ставила задачу установить значение элементов, трудность освоения детьми данных элементов игры. В своем эксперименте она использовала совместные специально организованные взрослыми игры. Но, к сожалению, в этом исследовании не выделен ряд вопросов, в частности как должно происходить формирование и руководство свободной, инициативной игрой.

Рассмотрев педагогические рекомендаций разных авторов я предлагаю рассмотреть основные методы и приемы руководства игрой:

Тарловская Н. Ф.:

раскрывать образ животных (внешний облик, характерные черты, где живет, название дома, чем питается, как добывает еду, хранит);

игровая ситуация “ мама — малыши”;

Зворыгина Е. В.:

обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

создание и разыгрывание воображаемой ситуации — косвенное обозначение игровой задачи;

эмоциональное общение с детьми;

внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

сюрпризное появление, внесение новой игрушки.

Михайленко Н. Я.:

воспитатель — “учитель”;

Читайте также:  Работы по коррекции и развитию познавательной сферы ребенка

воспитатель — “партнер”;

осуществление ребенком игрового действия — пояснение его смысла партнерам.

Лямина Г. М.:

воспроизведение общественных отношений и трудовых функций;

“Предложить аналог игрушки для переноса тех же действий”;

“Заменитель реального предмета”;

“Проведение подвижных игр с правилами”;

“Наблюдения за животными”;

Печора К. Л.:

показ со словом,

создание проблемной ситуации.

О руководстве игрой детей раннего возраста говорят и другие исследования проведенные совместно с зарубежными авторами. Эти материалы отражены в книге «Внешняя среда и психическое развитие ребенка«, в ней говорится о том, что обращения воспитателя к детям в момент игры часто бывает неэффективным. Такими обращениями оказались такие как, речевая констатация деятельности, которая не вызывала ответных действий ребенка, также не всегда эффективными были обращения, направленные на усложнение деятельности детей, которые требуют большого мастерства со стороны воспитателя. При организации деятельности детей 3-го года жизни часто были неэффективными и переключения детей на другой вид деятельности, так как они не всегда совпадали с желаниями ребенка Эти исследования, еще раз убеждают в том, что воспитатели не всегда умеют руководить самостоятельной деятельностью детей, следуя от его интересов.

Итак Разными авторами предлагаются несколько различные методы и приемы руководства игрой, среди которых участие взрослого в совместной игре с ребенком является ведущим приемом. руководство должно быть индивидуальным, деликатным, опираться на индивидуальные особенности, содержание игр ребенка, включать моменты развития целеполагания с помощью решения игровых задач;

использование разнообразных игровых ситуаций.

Педагогические условия для развития инициативной сюжетно-ролевой игры детей — это есть особо организованная игровая среда, то есть среда, состоящая из индивидуальных игровых наборов, изменяющихся по мере развития игры, включающих все виды игрушек и бросовый материал; индивидуальный эмоционально-положительный психологический контакт взрослого с ребенком.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возрастаможет быть организована следующим образом:

1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь, настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития

Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

3. уголок конструирования

Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов», деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:

• дидактические игры;

• сюжетно-ролевые игры;

• подвижные игры;

• пальчиковые игры;

• сюжетное конструирование и др.

Вывод.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Таким образом комплексный метод руководства игрой в группах раннего возрастабудет включать в себя такие компоненты как:

• планомерное обогащение жизненного опыта детей;

• совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;

• своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;

Читайте также:  Примеры истории развития ребенка

• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Источник

Афанасьева В.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 88 Приморского района

Санкт-Петербурга

Развивающие игры для малышей

Давно прошло то время, когда игра считалась пустяком, явлением, на изучение которого стыдно тратить много времени. Теперь уже все убедились, что игра — существенное явление в детской жизни. Не понять его — значит не понять детства. Игра для детей — это сама жизнь. Это основной вид деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть.                                                                        Существует много видов игр. Мы будем говорить о развивающих играх.  Что такое развивающая игра? Ответ в самом названии. Это такая игра, которая способствует развитию ребенка, его основных психических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, воображения, а также развитию физических навыков, мелкой моторики. Главная особенность развивающих игр состоит в том, что задания ребенку предлагаются в игровой форме. В процессе игры все новое усваивается легче и непринужденнее. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом. Развивающая игра помогает провести время не только интересно, но и эффективно, получив пользу для общего развития.                                Как проходит развитие ребенка 1-3 лет? Мышление детей носит наглядно-действенный характер. Возникшие проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Ребенок изучает пространство, каждый предмет притягивает его. Ведущий вид деятельности-предметно-манипулятивная  деятельность. Дети овладевают способами действия с предметами (накладывание, вкладывание, нанизывание), знакомятся с внутренним устройством предметов, эксперементируют с игрушками, песком, водой. Играя, ребенок познает. Тяжесть предметов, их цвет, форму, величину… Познавая, ребенок развивается. В основе развивающих игр для детей раннего возраста — тщательное изучение и характеристика предметов.                                                                                         Какие развивающие игры и игрушки мы можем предложить малышам?                                    1. Образные игрушки                                                                                                            Это игрушки в виде людей или животных, которые предполагают общение с ними, как с живыми персонажами. Они развивают социально — эмоциональную сферу, помогают включиться в мир людей.   2. Транспортные игрушки                                                                                                Это игрушки, которые представляют собой виды транспорта: машины, корабли, самолеты. К ним можно отнести и игрушечные средства транспортировки: коляски, тачки, тележки. Эти игрушки развивают познавательную сферу, воображение, моторику, обогащают игровую ситуацию.                    3. Динамические игрушки                                                                                                 Это игрушки, в основе которых лежат разные виды движения: вращение, кручение, кувыркание.            4. Музыкальные игрушки                                                                                                 Всем известно, что дети любят музыку. Музыкальные игрушки оказывают благоприятное воздействие на развитие чувства ритма, развитие моторики.                                                                            5. Игры с песком, водой, сыпучими продуктами                                                                        Они развивают познавательную активность, любознательность, позволяют детям эксперементировать. Помимо этого, вода и песок благотворно действуют на нервную систему, тонизируют и расслабляют мышцы, дарят детям положительные эмоции.                                                                            6. Игры с мозаикой                                                                                                          Предлагая малышам мозаику, вы способствуете развитию целенаправленной деятельности, развитию мелкой моторики, воображения, мышления.                                                                            7. Игрушки, в которых присутствует сюрпризный момент                                                         Это музыкальные шкатулки, коробочки с секретом, брызгалки, мыльные пузыри…Они развивают любознательность, познавательную активность.                                                                            8. Игры с вкладышами                                                                                                 Это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно- действенного мышления, восприятия. Набор вкладышей представляет собой несколько полых  предметов одинаковой формы и разного размера. Вкладывая меньший предмет в больший, ребенок учится соотносить их величину, координируя действия руки и глаза. Можно поиграть с ребенком в « пряталки», когда каждый меньший предмет мы закрываем большим по размеру.  «Собирание»- ребенок собирает несколько вкладышей в один.  «Раскладывание»- ребенок расставляет вкладыши в порядке убывания или возрастания и раскладывает в них какие-либо мелкие предметы. Можно подбирать предметы в соответствии с размером емкости. Еще один вариант вкладышей — специальные пособия с прорезями или углублениями разной формы, размера. Для каждого отверстия ребенок должен подобрать подходящую по форме, размеру крышечку, чтоб закрыть его.                                          9. Игры с пирамидкой                                                                                                 Пирамидка — очень полезная игрушка для малыша. Но чтобы она сыграла свою полезную роль, надо научить ребенка играть с ней: выложить дорожку из колец, покатать кольца, научить снимать их со стержня и надевать, обратить внимание ребенка на размер колец, их цвет.                                          10. Игры с кубиками, конструкторами                                                                                  Конструирование развивает мелкую моторику, ловкость, воображение, мышление, формирует целенаправленные действия. Кубики — традиционная игрушка для детей, начиная с раннего возраста. Вначале ребенок будет бросать их, складывать, манипулировать ими; потом строить  из нескольких кубиков,  постепенно  увеличивая  их  число.   Обращайте  внимание  детей на цвет, размер, материал           ( деревянные, пластмассовые, мягкие поролоновые кубики ). Ребенок 3-го года жизни может сооружать достаточно сложные постройки, действовать в соответствии с образцом. Способность действовать по образцу важна для дальнейшего развития и обучения детей. Дети строят домики для игрушек, гаражи для машин, мебель для кукол, лесенки, воротики… Предлагайте детям конструкторы из разного материала, разного размера, с разными видами крепления деталей.                                                  11. Игры с матрешкой                                                                                                 Матрешка — очень полезная игрушка. С помощью матрешки можно научить детей различать величину, высоту, объем, цвет. Игры способствуют развитию координации руки и глаза ,развивают мышление, восприятие. Чтобы матрешка имела развивающий эффект, надо научить ребенка играть с ней. Научить открывать, выстраивать по росту, закрывать. «Игра в прятки» — маленькие матрешки просят более крупных спрятать их. «Покорми матрешек» — подобрать тарелочки, в соответствии с размером матрешек. Используя два набора, можно подбирать пары одинаковых матрешек.                                           12. Игры с картинками                                                                                                  На 2-ом году жизни дети начинают узнавать изображения знакомых предметов на картинках. Поэтому картинки можно использовать для развивающих игр. «Найди нужный предмет»- предлагаем ребенку сравнить нарисованный предмет с настоящим. «Найди половинку»- ребенок из двух частей составляет одно целое. «Угадай, что на картинке»- взрослый показывает половину изображения предмета и просит определить, что нарисовано. Предлагаем детям настольно- печатные игры типа лото, домино, пазлы.                 Игра развивает умственные способности ребенка. Поэтому с ребенком надо играть. Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими предметами, малыш начнет играть самостоятельно. Ему интересно, он от самых обычных вещей получает новые впечатления. Для примера возьмем обычные крышки от йогуртов: их можно сложить в коробочку, покатать, использовать вместо тарелочек, выложить из них узор, спрятать в карман…Новизна впечатлений состоит в том, что меняется фон, на котором воспринимается предмет( в коробке, на столе, в кармане); движение предмета( катится, лежит), тактильные ощущения ребенка. Ребенок живет этими впечатлениями. Необычные манипуляции со знакомыми предметами доставляют ему радость. Игры, в которых используются действия с предметами развивают мышление, движение, восприятие, внимание, память речь.                                                                                        Очень важно создать благоприятные условия для организации игр:                                           — предоставить свободу для игр                                                                                        – поощрять самостоятельность и любознательность                                                                  — игры и игрушки должны соответствовать возрасту ребенка                                                          — у ребенка в свободном доступе должны быть разные виды игрового материала                                        Игра обогащает ребенка знаниями, развивает умения навыки, будит фантазию, стимулирует мышление. Не суметь удовлетворить потребность детей в игре — значит не дать им самой нужной и подходящей их возрасту пищи. Использование разных видов игр обеспечивает общее развитие ребенка и его подготовку к следующему этапу развития. Предоставьте ребенку возможность играть и играйте вместе с ним.

Читайте также:  Что подавать ребенку для развития

 Литература                                                                                                                  1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А.  Мне купили игрушку.- С-П.: Паритет. 2004.                                  2.Елецкая О.В.,Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем .-М.: Сфера. 2005.                                  3.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления.- М.: Мозаика-Синтез. 2000.                         4.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. — М.:Мозаика-Синтез.2003.

Источник