Развитие и воспитание личности ребенка в процессе общения

Развитие и воспитание личности ребенка в процессе общения thumbnail

Наталия Вячеславовна
Развитие личности дошкольника в процессе общения

Основные задачи данной темы направлены на обучение, воспитание, развитие, формирование различных умений, которые влияют на становление личности в целом. Общение – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из основных видов деятельности человека.

Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки и стимулирует развитие дошкольника.

В процессе эффективного общения воспитателя с детьми возникает понимание друг друга, затем соответственно принятие и признание. Как следствие диалога воспитателя и ребенка в качестве равных собеседников, ребенок становится уважающим себя и других, свободным, активным, открытым, инициативным и независимым.

Так же в процессе общения воспитателя и детей также осуществляется организованная форма обучения, которая заключает в себе беседы, развивающие и дидактические игры, упражнения, этюды, импровизации, рассказ педагога и рассказы детей. Благодаря всем вышеперечисленным формам занятий происходит обобщение детьми представлений о себе и окружающем мире, тем самым развивая личность воспитанников.

Процесс общения активно используется в ходе самостоятельной деятельности детей. В этот момент формируются коммуникативные способности и умения, нравственные качества личности, привычки поведения и т. п.

Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения.

Проведение досугов и праздников

Проводимая работа по привлечению родителей в совместную деятельность с детьми показала свою эффективность. Я убедилась, что такие мероприятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, в эти моменты активно происходит развитие социально-коммуникативных качеств дошкольников и соответственно развитие личности дошкольника в целом.

Предметно-развивающая среда

Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, мы, воспитатели не только предоставляем пищу детскому воображению, развиваем малышей, но и приучаем их к общению в процессе совместной деятельности.

В каждом ребенке существует свои мир чудес. Мы взрослые, должны его хранить бережно и свято, помнить, что наше будущее – в наших детях.

Все вышеперечисленные условиях организации общения детей, считаю, что создают полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.

Развитие личности дошкольника в процессе общенияРазвитие и воспитание личности ребенка в процессе общенияРазвитие и воспитание личности ребенка в процессе общенияРазвитие и воспитание личности ребенка в процессе общенияРазвитие и воспитание личности ребенка в процессе общенияРазвитие и воспитание личности ребенка в процессе общенияРазвитие и воспитание личности ребенка в процессе общенияРазвитие и воспитание личности ребенка в процессе общения

Источник

Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми. Для учебно — дисциплинарной модели характерен авторитарный стиль воспитания ребенка, преобладание в общении монолога взрослого, требований, запретов,

наказаний. Личностно-ориентированная модель – это гуманистический, демократический стиль воспитания; общение, построенное на сотрудничестве, на педагогической помощи и поддержке.

В психолого-педагогической литературе проблема деятельности общения изучена достаточно глубоко (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). Определены основные понятия, виды, формы общения, раскрыта специфика общения как деятельности. Подробно обсуждается вопрос о значимости общения в совершенствовании и гуманизации педагогического процесса (Р.С. Буре, Н.Д. Ватутина, В.А. Кан- Калик, А.В. Мудрик, Т.Н. Чиркова и др.). Под общением понимается такая деятельность, которая заключается во взаимодействии людей с целью обмена и обогащения информацией как познавательного, так и аффективно-оценочного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное

удовлетворение от общения. Общение, являясь специфической формой взаимодействия человека с

другими людьми как членами общества, создает условия для реализации социальных отношений. При этом в общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

— коммуникативная – состоящая в обмене информацией между людьми;

— интерактивная, заключающаяся в организации взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций и т.п.);

— перцептивная, включающая процесс восприятия друг друга при общении, установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения ОТНОСЯТСЯ:

— язык, которым называется система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые при общении;

— интонация, эмоциональность, выразительность, способные придать разный смысл одной и той же фразе;

— мимика, поза, взгляд, которые могут усиливать, дополнять или опровергать фразу;

— жесты, включающие общепринятые, имеющие закрепленные значения, и экспрессивные,придающие речи большую выразительность;

— расстояние между собеседниками – зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Результатом общения являются обмен опытом, положительное влияние на взаимоотношения,стимуляция деятельности ребенка.

Можно выделить две стороны в развитии общения детей:

биогенетическое и филогенетическое.

Биогенетическое развитие общения включает:

— возраст от рождения до 2 – 3 мес. Биологическое по содержанию,контактное общение, служащее средством удовлетворения органическихпотребностей ребенка. Основное средство общения – примитивная мимика иэлементарная жестикуляция;

— от 2 – 3 до 8 – 10 мес. Первый этап познавательного общения,связанный с началом функционирования основных органов чувств ипоявлением потребности в новых впечатлениях;

— от 8 – 10 мес. до 1,5 лет. Возникновение вербально-невербальногообщения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход киспользованию языка как средства общения;

— 5 – 3 года. Появление делового и игрового общения, связанного свозникновением предметной деятельности и игры. Начальный этапразделения делового и личностного общения;

— 4 – 7 лет. Становление произвольности в выборе и использованииразнообразных естественных, данных от природы или приобретенныхсредств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемоговключением в сюжетно-ролевые игры.

Филогенетическое развитие общения связано с изменением егосодержания и проявляется в следующих аспектах:

— обогащение целей, связанное с изменением и развитиемпотребностей: чем разнообразнее потребности, тем совершеннее целевойаспект;

— обогащение содержания общения новой информацией, передаваемойот одного к другому.

В жизни ребенка существует две сферы общения – с взрослыми исверстниками. На различных этапах жизнедеятельности роль тех и другихизменяется. Имеются четыре критерия, определяющих общение как таковое:

1. Общение предполагает внимание и интерес к другому, без которыхлюбое взаимодействие невозможно.

2. Общение – это не просто безразличное восприятие другого человека,а всегда эмоциональное отношение к нему.

3. Третий критерий общения – инициативные акты, направленные напривлечение внимания партнера к себе.

4. Четвертый критерий общения – чувствительность человека к томуотношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности(настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнера явносвидетельствует о такой чувствительности.

Решающую роль в развитии ребенка играет его общение со взрослыми.Этот вид общения развивается на основе доверия и защищенности,сильнейшей эмоциональной тяге к близким взрослым. К пяти годам уребенка складывается свобода поведения. Он сам становится инициатором

общения со взрослыми, к которым обращается за помощью, советом. В такомобщении ребенка старшего дошкольного возраста привлекает способностьвзрослых понять его, авторитет и знания, любовь и забота.

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка впервую очередь связано с качеством педагогического общения. Существуютразличные трактовки этого понятия. Е.А. Панько под педагогическимобщением понимает познание дошкольника, оказание на неговоспитательного воздействия, организацию взаимоотношений в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группедетского сада.В определении В.А. Кан-Калика педагогическое общение обязательнопредполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.

Читайте также:  Ребенок мальчик до года его развитие

По мнению Н.Д. Ватутиной, педагогическое общение должновыступать не только как личное качество воспитателя, но и как главноепрофессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальностиребенка.Р.С. Буре и Л.Ф. Островская видят значение педагогического общения

в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике икоррекции эмоционального неблагополучия детей в условиях детского сада. Таким образом, общение взрослого с детьми реализует разнообразныефункции:

— актуализации типичных и индивидуальных качеств, свойствличности;

— информационную;

— нормативно-регулирующую;

— эмоциональную;

— перцептивную;

— материнскую.

При общении с ребенком немаловажное значение имеют факторы,оказывающие влияние на его эмоциональное состояние:

— содержание и характер обращений к ребенку, направленных наорганизацию его деятельности или поведения;

— невербальные средства воздействия (мимика, интонация,прикосновения, жесты);

— эмоциональная окрашенность общения;

— стиль общения педагога, отражающий его индивидуально-типологические особенности, уровень культуры (общечеловеческой ипрофессионально-педагогической), жизненный опыт.

В психолого-педагогических исследованиях показана взаимосвязьстиля общения педагога с детьми с характером взаимоотношений междусверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослымдеятельности.

Существует несколько стилей общения педагога с детьми:авторитарный, демократический, попустительский, либеральный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный. При выборе стиля педагогунеобходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, егостремление быть лучше. Иными словами – сколько детей, столько и стилейвоспитания. Ребенок имеет «Я»-реальное и «Я»-потенциальное (в формежеланий, мечты, приписывания себе качеств персонажей сказок, фильмов,рассказов). Педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании

индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании егопотребностей, интересов, побуждений; в устойчивом, заинтересованном,положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.Технология педагогического общения направлена на организациюопределенных этапов:

1. Формирование у ребенка потребности в общении, побуждение его кделовым, личностным, познавательным видам общения.

2. Ориентировка в целях, ситуациях общения.

3. Ориентировка в личности собеседника, товарища, партнера.

4. Планирование содержания своего общения.

5. Корректирование направления, стиля, метода общения. Необходимо учить детей общаться. Результатом обучения являетсякультура общения ребенка. Культура общения – это способность не тольковступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно иактивно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективноговыражения своих мыслей, а также осознавать особенности себя и другихлюдей и учитывать их в ходе общения.

Общение со сверстниками – особая сфера жизнедеятельности ребенка,существенно отличающаяся от общения с взрослым и большимразнообразием коммуникативных действий, которые практически невстречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником,навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает,жалеет, кривляется и т.д. Именно в общении с другими детьми впервыепоявляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление

выразить обиду, кокетство, фантазирование.Если взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возрастаосновным источником оценки, новой информации и образцом, то по

отношению к сверстнику уже с 3 – 4 лет ребенок решает значительно болееширокий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиямипартнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретныхповеденческих актов, и совместная игра, и постоянное сравнение с собой.

Яркая черта общения сверстников – повышенная эмоциональнаянасыщенность, раскованность, экспрессивно-мимические проявления,отличающиеся большим диапазоном. Это связано с тем, что начиная с 4 лет,сверстник становится более предпочтительным и привлекательным

партнером по общению.Специфическая особенность социальных контактов детей проявляется

в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении совзрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенныхобщепринятых норм, то при взаимодействии со сверстником они используютсамые неожиданные действия. Им свойственна особая раскованность, незаданная никакими образцами. Общество сверстников помогает ребенкупроявить свое самобытное начало, самоутвердиться.Еще одна важная особенность общения сверстников – преобладаниеинициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется,когда невозможно продолжить и развить диалог, распадающийся из-заотсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнееего собственное действие или высказывание, сверстника он в большинствеслучаев не поддерживает.

На протяжении дошкольного периода развиваются, сменяя друг друга,несколько форм общения со сверстниками. Причиной такой смены являетсяизменение содержания коммуникативной потребности у детей. Собственнокоммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце второго-начале третьего года жизни.

1. Основным фоном для общения становится предметно-процессуальная деятельность. В сверстниках детей привлекают внешность,поведенческие реакции.

2. Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольноговозраста выступает эмоционально-практическая. К двум годам у детейпоявляется интерес к другому ребенку, повышенное внимание к егодействиям, а затем – стремление привлечь внимание сверстника к себе,

продемонстрировать свои достижения и вызвать ответную реакцию(Л.Н. Галигузова).

3. Стремление к сотрудничеству в конце четвертого года жизнивызывает развитие деловой формы общения со сверстниками в процессеигры, занятий, выполнения обязанностей. Однако круг общения в этомвозрасте невысок, многие дети в течение дня не имеют контактов сосверстниками. Невысока и интенсивность общения. Вместе с тем заметнаизбирательность общения: наблюдается половая консолидация.

4. К четырем годам складывается следующая форма общениясверстников – ситуативно-деловая. В этом возрасте у детей сверстник посвоей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать всебольшее место в жизни. В этот период расцветает сюжетно-ролевая игра,

которая становится коллективной: дети предпочитают играть вместе, а не водиночку.

Общение в ролевой игре разворачивается на двух уровнях:

— ролевых взаимоотношений (врач – больной, мама – дочка);

— реальных отношений, существующих за пределами разыгрываемогосюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры,оценивают и контролируют действия других).

Реальные и игровые отношения на этапе старшего дошкольноговозраста уже дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинаетпринимать во внимание интересы партнеров. Проявляются взаимнаяподдержка, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Детиначинают осознавать важность и нужность сотрудничества, взаимодействия впродуктивных видах деятельности.При ситуативно-деловом общении дети заняты общим делом, онидолжны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера длядостижения общего результата. Потребность в сотрудничестве становитсяглавной для детей этого возраста.Наряду с ней отчетливо выделяется потребность в признании иуважении сверстника.Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые.Дети много разговаривают друг с другом, но их речь продолжает оставатьсяситуативной. Взаимодействия дошкольников пятого года жизни определяютсяналичием или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые важныдля проживания в детском обществе.

5. Важным мотивом общения старших дошкольников выступаетпотребность в признании и уважении сверстников, которая с возрастомувеличивается. У некоторых детей шестого-седьмого года жизнискладывается новая форма общения: внеситуативно-деловая. Ее содержаниемстановятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщенныепредставления детей об окружающем. Дети способны к сравнению разныхпозиций (С.Г. Якобсон). Увеличиваются интенсивность, широта кругаобщения. Появляются отличия по половому признаку. У мальчиков пяти-шести лет широта круга общение выше, чем у девочек. Девочкипредпочитают больше общаться с партнерами своего пола. Возрастаетизбирательность общения, имеющая предпочтения, желаемый круг.

Источник

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги «Формирование личности ребенка в общении» Лисина М.И. — Издательство: Питер, 2009 г.

Общение и самопознание тесно связаны друг с другом. Общение – наилучший путь для того, чтобы познать себя. А правильное представление о себе, конечно, в свою очередь, влияет на общение, помогая его углублению и упрочнению.

Читайте также:  Центр развития ребенка в кокшетау

Собственно дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – важный этап в формировании человека. Ребенок уже относительно самостоятелен, он многое умеет делать и активно переходит от одного занятия к другому: рассматривает, рисует, строит, помогает старшим, играет с друзьями. Значит, у него много возможностей, чтобы проверить, насколько он ловок, смел, как он умеет ладить с товарищами, чтобы узнать себя по своим делам. Дошкольник, кроме того, тесно связан с окружающими людьми – взрослыми и ровесниками. Благодаря этому он располагает опытом общения, позволяющим ему сопоставить себя со сверстниками, услышать мнение о себе родных и посторонних людей и узнать себя по оценкам окружающих.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (К. Обуховский, 1972; А. А. Леонтьев, 1979а; К. А. Абульханова –Славская // Проблема общения…, 1981).

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.

Мы полностью согласны с утверждением о том, что общение составляет необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Уже В. Н. Мясищевым личность была раскрыта как сложная система отношений, развивающаяся в процессе ее деятельности и общения с другими людьми (1960). Нельзя не согласиться с тем, что «вряд ли можно понять процесс формирования и развития личности без анализа тех реальных связей с другими людьми, в которых этот процесс только и может осуществляться.

Из сказанного выше следует, что личность людей складывается только в их отношениях с окружающими людьми, и лишь в отношениях с ними функционирует этот, по меткому замечанию Э. В. Ильенкова, «конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности» (1979. С. 200). По–видимому, есть известная доля правды и в том, что становление внутреннего мира человека неразрывно связано с общением. Но наиболее существенным в указанном отношении нам представляется тезис Л. С. Выготского о том, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта.

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже, по мере того как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности. Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей.

Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания.

Сказанное дает нам право утверждать, что общение – действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.

Важнейший путь влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контактах со взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Мы выделяем среди них 3 функции: организации совместной деятельности, формирования развития межличностных отношений и познания людьми друг друга.

На наш взгляд, потребность в общении имеет единую природу независимо от того, каков возраст партнера: главное, это узнать о себе и оценить себя через другого и с его помощью. А кто является тем зеркалом, в которое ты смотришься, определяет только, как именно можно использовать партнера для целей самопознания и самооценки.

Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми. Анализируя результаты экспериментальных работ, мы пришли к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: 1) потребностью во впечатлениях; 2) потребностью в активной деятельности; 3) потребностью в признании и поддержке.

В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, как у младенцев, личностные.

Познавательные мотивы заставляют детей задавать взрослым десятки вопросов на самые разнообразные темы – от причин поломки игрушек до тайн мироздания. Маленькие «почемучки» сначала почти не слушают ответы взрослых – им важно высказать свое недоумение, они не замечают противоречий в словах взрослого (З. М. Богуславская // Развитие общения…, 1974). Но постепенно стремление спрашивать сменяется стремлением узнавать, и тут дети могут вступать со взрослыми в спор, многократно переспрашивать их, проверяя уверенность и надежность сообщаемых ими знаний (Е. О. Смирнова, 1980).

В дошкольном возрасте главное значение среди всех видов активности ребенка приобретает игра. Специальные исследования показали, что на начальных этапах развития игры дети пытаются в ходе ее отразить по преимуществу внешний, «вещный» аспект деятельности взрослых, которую они прорабатывают путем обыгрывания (Д. Б. Эльконин, 1978а; М. И. Лисина, 1978). Поэтому они придают большое значение использованию разных предметов –заменителей, символизирующих «взрослое» оборудование, профодежду и характерные атрибуты. Кстати, подыскивание подходящих «заместителей» позволяет ребенку лучше осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры и тоже питает его жадную любознательность. Так познавательное общение тесно переплетается с игрой детей.

P.S.

— Темперамент. Характер. Личность

Книга члена-корреспондента АН СССР, доктора медицинских наук П. В. Симонова и кандидата искусствоведения П. М. Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии. В ряде глав использовано творческое наследие К. С. Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа. Книга представляет интерес для самого широкого круга читателей — физиологов, психологов, педагогов, работников искусства, для каждого, кто в своей практической деятельности связан с вопросами воспитания, подбора, профессиональной ориентации людей.

— Развитие личности в обучении

В пособии «Развитие личности в обучении» Шиянов Е.Н., Котова И. Б. представлены современные теоретические подходы к процессу обучения, в том числе концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения. Основное внимание авторы уделяют гуманистически ориентированному подходу, цель которого — гармоничное развитие личности. Авторами представлены сущность, природа, закономерности, принципы и концепции личностноразвивающего обучения. Рассматриваются формы, методы и технологии обучения, стимулирующие развитие личности.

Читайте также:  Этапы развития речи ребенка подготовительной

— Мотивация поведения и формирование личности

«Мотивация поведения и формирование личности» Асеев В.Г. — книга представляет собой теоретическое исследование структуры мотивации человека. В ней анализируются особенности развития, основные движущие противоречия мотивации (между желательным и действительным, возможным и необходимым, положительным и отрицательным, истоки формирования специфически человеческих побуждений: обсуждаются вопросы специфики мотивационного отражения действительности: рассматриваются прикладные проблемы мотивации, связанные с практикой воспитания, руководства коллективами.

— «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович Л.И. — Спб.:Питер, Серия: Мастера психологии, 2009 год, 400 стр. Отрывок, Оглавление

В книге представлены наиболее значимые произведения выдающегося отечественного психолога Лидии Ильиничны Божович: монография «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968) и цикл статей «Этапы формирования личности в онтогенезе» (1978, 1979). Завершает книгу последняя работа автора — доклад, подготовленный к конференции, посвященной Л. С. Выготскому, учителю и многолетнему соратнику Л. И. Божович. Книга дает целостное представление о становлении личности на разных этапах онтогенеза, позволяет не только увидеть фактуру психологических исследований личности детей различных возрастов, условия и закономерности ее формирования, но и проследить логику развития идей Л. И. Божович.

Издание адресовано психологам, педагогам, студентам психологических и педагогических специальностей и всем, кто интересуется проблемами развития личности.

 Содержание

Вступительное слово 9

Предисловие от автора 33

Часть I. Личность и ее формирование в детском возрасте

Раздел I. Психологические исследования личности и их значение для педагогики 36

Глава 1. Актуальные проблемы воспитания и место психологии в их решении 36

1.1. Значение психологических исследований для педагогики 36

1.2. Роль психологии в конкретизации целей воспитания 37

1.3. Роль психологии в разработке методов воспитания 45

1.4. Роль психологии в определении системы воспитательных воздействий 49

1.5. Роль психологии в учете результатов воспитательных воздействий 51

Глава 2. Борьба за конкретную психологию и целостное изучение личности 54

2.1. Возникновение педагогической психологии и ее кризис 54

2.2. Подход к изучению личности в общей и индивидуальной психологии 58

2.3. Психология как «наука о духе» и ее подход к изучению личности 63

2.4. Подход З. Фрейда к психологии личности 68

Глава 3. Состояние исследований личности в современной психологии 80

3.1. Подход к пониманию личности в новых теориях психоанализа 80

3.2. Механицизм и интеллектуализм в критике психоанализа 89

3.3. Теория личности К. Роджерса 92 3.4. Теория личности К. Левина 97

3.5. Поиски целостного подхода к изучению личности и их значение для педагогики 101

3.6. Исследования по проблемам «социализации» и их значение для воспитания 104

3.7. «Роль» как механизм усвоения социального опыта 107

3.8. Попытки создать общую теорию личности в зарубежной психологии 110

3.9. Понимание личности и подход к ее изучению в советской психологии 114

Раздел II. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка 127

Глава 4. Социальная ситуация развития ребенка 127

4.1. Различные подходы к характеристике возраста и понятие социальной ситуации развития 127

4.2. Переживание и его функция в психическом развитии ребенка 133

Глава 5. Характеристика первичных потребностей ребенка как движущих сил его развития 151

5.1. Биологизаторский подход в понимании психического развития ребенка 151

5.2. Потребность во впечатлениях как ведущая в психическом развитии ребенка 156

5.3. Потребность во впечатлениях и возникновение индивидуальной психической жизни 161

5.4. Потребность во впечатлениях как база для развития других социальных потребностей ребенка 165

Раздел III. Возрастные закономерности формирования личности школьника 169

Глава 6. Проблема готовности ребенка к школьному обучению 169

6.1. Требования к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению 169

6.2. Готовность ребенка к школьному обучению в области познавательной деятельности 170

6.3. Готовность ребенка к социальной позиции младшего школьника 175

6.4. Процесс формирования готовности ребенка к школьному обучению 179

6.5. Возникновение к концу дошкольного возраста так называемых «моральных инстанций» 191

Глава 7. Формирование личности в младшем школьном возрасте 196

7.1. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте 196

7.2. Формирование ответственного и добросовестного отношения к учению у младших школьников 200

7.3. Формирование у младшего школьника нравственных качеств личности 204

7.4. Формирование произвольности поведения и деятельности у младших школьников 213

7.5. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе 220

Глава 8. Формирование личности ребенка в среднем школьном возрасте 226

8.1. Социальная ситуация развития в среднем школьном возрасте 226

8.2. Усвоение знаний и формирование у подростков познавательного отношения к окружающему 229

8.3. Значение коллектива для подростков и их стремление найти в нем свое место 242

8.4. Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте 245 8.5. Формирование общественной направленности личности подростка 253

8.6. Формирование у детей подросткового возраста нового уровня самосознания 261

8.7. Влияние самосознания подростка на другие особенности его личности 265

8.8. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка 271

Глава 9. Формирование личности в старшем школьном возрасте 275

9.1. Необходимость определить свое место в жизни как основной компонент социальной ситуации развития старшего школьника 275

9.2. Характеристика внутренней позиции старших школьников 281

9.3. Формирование мировоззрения в старшем школьном возрасте и его влияние на познавательную деятельность школьника 285

9.4. Влияние мировоззрения на самосознание и мироощущение старших школьников 289

9.5. Мировоззрение и особенности морального сознания в старшем школьном возрасте 294

9.6. Мировоззрение и его влияние на структуру мотивационной сферы старшего школьника 304

Часть II. Проблемы формирования личности

Раздел I. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе 312

Раздел II. Этапы формирования личности в онтогенезе (I) 321

Раздел III. Этапы формирования личности в онтогенезе (II) 334

Раздел IV. Этапы формирования личности в онтогенезе (III) 345

Раздел V. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности 357

Заключение 367

Литература 386

— «Психология развития и возрастная психология: конспект лекций» А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Каратьян — М.:Эксмо, 2008.- 68 с.

Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.

ЛЕКЦИЯ № 11. Деятельностный подход к формированию личности. Становление самооценки

ЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности

ЛЕКЦИЯ № 21. Условия развития личности и изменения психофизиологических функций

Источник