Развитие и социализация ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте

Развитие и социализация ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте thumbnail

Консультация для воспитателей и учителей начальных классов

Социализация дошкольников и младших школьников в условиях образовательного комплекса.

Левина Ирина Олеговна,

Старший методист

ГБОУ Школа №932 г. Москва

Ведущей целью подготовки детей к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, развития любознательности, целеустремленности, коммуникативности и творческого самовыражения.

С помощью родителей и педагогов весь окружающий мир может стать для маленького человека единым образовательным пространством. Взяв за основу технологию Н.П.Гришаевой «Социальная акция» мы создали условия, в которых это пространство стало наиболее доступным и интересным. Социальные акции – это мост, который связывает неопытного малыша с непонятным, но очень интересным миром взрослых. Акции проходят в нашем образовательном комплексе ежемесячно. Они связаны с «Ситуацией месяца». Условно их можно разделить так: акции, направленные на оказание помощи: «Дари добро», «Чуткое сердце», «Давайте жить дружно»; акции, приуроченные к знаменательным датам и событиям: «Мы помним, мы гордимся», «Бессмертный полк», «Рождественский подарок»; экологические акции: «Очистим планету от мусора», «Сделай свой город чистым и удобным», « Пусти радугу во двор».

Расположение образовательного комплекса в городе Москве открывает возможности для организации акции совместно с Ветеранскими организациями, Центрами социального обслуживания населения, Военными академиями, Почтовыми отделениями города, посольствами разных стран, музейными и парковыми ансамблями.

Подготовка акции проходит в форме «Клубного часа», периодичностью раз в неделю, обычно в утренние часы. В это время воспитанники детского сада и школьники младших классов свободно перемещаются по всему образовательному пространству детского сада или школы. Ребенку предоставляется возможность определиться со степенью своего участия в данной акции (наблюдатель, исполнитель, помощник, волонтер). Многие дети опасаются брать на себя ведущие роли. Чтобы компенсировать страхи детей мы создаем такие условия, где школьники могут самостоятельно организовать продуктивную деятельность дошкольников. Они сами руководят ею, самостоятельно выбирают круг общения, распределяют обязанности внутри образовавшегося сообщества и несут ответственность за конечный результат. В таких условиях старшие дети самостоятельно могут принимать решения в нестандартных ситуациях, что влияет на обогащение их социального опыта.

Во время подготовки акции родители наших воспитанников не стоят в стороне, как наблюдатели, а активно включаются в процесс организации, проведения и помощи педагогам. Они организуют экскурсии, мастер-классы, сопровождают детей на социально-значимые объекты. Акции никогда не заканчиваются в стенах образовательного учреждения, они имеют логическое завершение: это может быть отправка письма или посылки, размещение плакатов на подъездах домов, составление текста поздравления, изготовление сувениров, посещение подшефных организаций и т.д. Именно они своими действиями помогают ребенку осознать важность и нужность совместного социально-значимого события. Например, после акции «Мы помним, мы гордимся», многие воспитанники вместе с родителями приняли участие в международной общественной акции «Бессмертный полк», а после акции «Пусти радугу во двор» целые семьи вышли на субботник по благоустройству дворовой территории. Акция «Чуткое сердце» затронула самые сокровенные нотки не только в сердцах пожилых и одиноких людей, но и посеяла зерно добра в детские сердечки. Началась большая дружба между центром социального обеспечения населения и детским садом. Но всем известна загруженность родителей и на помощь пришли школьники. Именно они возложили на себя задачу проведения заключительного этапа каждой акции.

В процессе подготовки и проведения социальных акций ребенок принимает на себя ту или иную социальную роль. Это может быть роль воспитанника детского сада или ученика школы; жителя мегаполиса; матери или отца; волонтера; представителя той или иной профессии…

Считается, что для коммуникативного развития личности ребенка необходимо создать среду. Когда – то дети могли свободно общаться в условиях разновозрастного сообщества. Дети во дворах играли практически без присмотра и родители особо не переживали по этому поводу. Взрослые дети присматривали за младшими, объяснили и показывали пример безопасного поведения во дворе, передавали социальный опыт. Сегодня жизнь ребенка строго регламентирована родителями. Отсутствует свобода выбора круга общения. Социализация ребенка формируется под строгим взглядом взрослого, через призму запретов. Таким образом, оборвалась передача социального опыта от старшего поколения к младшему. В нашем образовательном комплексе эта проблема успешно решается. Двери образовательного пространства всегда широко распахнуты навстречу «социуму». В детский сад для организации акции приглашаются Ветераны великой Отечественной войны, пенсионеры, работники библиотеки, представители почтовой службы России. В совместной деятельности с взрослыми ребенок овладевает общепринятыми нормами и правилами, усваивает основы собственной безопасности и безопасности окружающего мира. Он вольно или невольно знакомится и исполняет возложенные в связи с принятой на себя ролью обязанности. Взрослый же, наделяя ребенка правами, связанными с предлагаемой ролью, успешно формирует и развивается социальные и эмоциональные компетенции и навыки (общения, обхождения с чувствами, преодоления стресса и страха).

Эффективность социальных акций состоит в том, что в процессе подготовки и проведения этого вида деятельности происходит объединение всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, социума. Социальные акции помогают расширить спектр осваиваемых социальных ролей.

14.04.2017 года

Источник

Здравствуйте, меня зовут Ольга Александровна. Я ассистент-преподаватель.

Тема: «Социализация младших школьников».

Определений социализации на данный момент существует довольно много. Мы будем опираться на определение, которое дает Татьяна Давыдовна Марцинковская. Давайте запишем его.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, навыков, знаний, которые позволяют ему успешно функционировать в обществе. [Марцинковская Т. Д., 2010 г.]

Социальная жизнь детей проходит ряд изменений на разных этапах развития.

Ситуация социального развития определяет личностное развитие индивида, которое проходит состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз. Все эти линии развития взаимосвязаны, взаимообусловлены. Исходя из данных положений видно, что исключительно при их совместном осуществлении, возможно составить такое прогрессивное изменение, которое может быть названо психическим личностным развитием человека в полном смысле этого слова.

Читайте также:  Общение развитие с ребенком 1 2 года

Отметим, что такое развитие протекает под воздействием общественной среды, в ситуации воспитания, обучения. Соотносится это все с положениями, которые акцентируют важность воспитывающего, развивающего обучения с помощью всех учебных предметов.

Развитие человека происходит во взаимодействии с другими членами общества, в ходе деятельности, в процессе обучения и воспитания.

Давайте отметим, С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «ребенок развивается, обучаясь и воспитываясь, а не развивается и обучается и воспитывается. Это означает, что воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его черты характера, способности не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка».

Проанализировав данный тезис, можно говорить о необходимости специальной организации обучения школьника в качестве его учебной деятельности. Но стоит заметить, что школьный процесс сегодня, как в принципе и все общество в целом, переживает достаточно сложный период.

Многие ученые, Я. А. Каменский, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский и др., отмечали, что семья играет большую роль в успешной социализации младших школьников.

Особенности социализации ребенка с раннего возраста в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев обосновываются в последние десятилетия в работах Г.Н. Волкова, Н.Д. Никандрова, E.H. Шиянова, P.M. Гранкиной и др. Давайте отметим это.

В современной науке рассматривается роль семьи в успешной социализации в качестве совокупности всех социальных процессов, с помощью которых индивидом усваивается и воспроизводится определенная система знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать как полноправному члену общества.

Какие качества необходимы для успешной социализации?

В качестве показателей успешной социализации в младшем школьном возрасте выступают такие качества, как исполнительность, самостоятельность, инициативность, ответственность, которая признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности в социально активное поведение в младшем школьном возрасте. В этом возрасте появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Младшие школьники пытаются сдерживать свои желания, которые не совпадают с требованиями, предъявляемыми взрослыми, подчиняют свои действия установленным социальным нормам поведения (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев).

Социализация в семье зависит от отношений, которые складываются внутри семьи, от авторитета и власти родителей, от состава семьи. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений. Семья формирует личность ребенка с помощью осуществления социальной функции.

Результат социализации — это степень социальной зрелости растущего человека, т.е накопление им в себе социального человеческого свойства.

Таким образом, для определения эффективности процесса социализации младшего школьника можно выделить группы критериев: социальная адаптированность, социальная автономизация, социальная активность.

Давайте их запишем и рассмотрим, что в какую группу включается.

1. социальная адаптированность — активное приспособление ребёнка к условиям общественной среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия, мотивация достижения успехов в реализации целей;

2. социальная автономизация — реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;

3. социальная активность — реализация готовности к социальным действиям в сфере общественных отношений, которая направлена на общественно значимое преобразование окружающей среды, самостоятельность, творчество, результативность действий.

Социализация в детстве устанавливает пределы тому, что может быть достигнуто путем социализации во взрослом возрасте.

Когда дети поступают в начальную школу, у них появляется новый статус. Младший школьный возраст характеризуется переходом к новой социальной роли.

Какая социальная роль появляется в этом возрасте?

(роль школьника).

Ключом к осмыслению взаимодействия образования и социализации детей послужила культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и его последователей.

Давайте запишем, как социализация в данной концепции представлена.

В данной концепции социализация представлена как детерминирующий, основосозидающий последующее развитие процесс вхождения в культуру. Преимущественно, ребенка рассматривают с позиции освоения социокультурного опыта (А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова), в процессе которого происходит не столько постепенная социализация, которая вносится в ребенка извне, сколько постепенная индивидуализация, которая возникает на основе внутренней социальности ребенка (А.В. Брушлинский). Становление личности ребенка связывают с овладением общественно выработанными способами анализа окружающей действительности (Л.Ф. Обухова) и освоением общественных отношений (М.И. Лисина). Культурное развитие личности понимается как овладение общественными средствами и, прежде всего, языком, речью, словом, что является генеральной линией развития ребенка. Процесс формирования личности ребенка в концепции Л.С. Выготского основан на рассмотрении категорий «активности» и «развития» – центральных понятий в общепсихологической теории и концепции личности. Становление и овладение высшими психическими функциями, их социогенез проходит в процессе взаимодействия ребенка с социальной действительностью в деятельности и общении. Социализация индивида рассматривается в понятиях: «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «личностные новообразования», «кризис», а возрастные новообразования являются показателем личностного развития.

Дети  реализуются в рамках двух основных направлений социальной структуры, в которых они обучаются:

— формальная, связанная со школьной системой;

— неформальная, связанная с партнерским взаимодействием.

 Статус в обоих этих социальных структурах определяется прежде всего социальными навыками и достижениями ребенка, а не официальным статусом.

Научиться социально взаимодействовать является основной задачей развития младших школьников на начальном периоде обучения. В этот период происходит личностный рост и биологические изменения.

У младших школьников при поступлении в школу изменяются взаимоотношения с окружающими, причем довольно существенные. Прежде всего, то время, которое отводится на общение значительно увеличивается время. Стоит отметить, что в данном возрасте меняется ведущая деятельность ребенка, а значит происходит изменения и в темах общения, в которые  теперь не входят темы, связанные с игрой.

Читайте также:  Уняшка центр раннего развития ребенка с бассейном в кировском районе

В школе дети будут находиться под влиянием двух групп агентов социализации: учителя и сверстников.

Для детей младшего школьного возраста взрослый человек является авторитетом, и дети почти безоговорочно принимают его оценки. Даже в том случае, когда ребенок характеризует себя как личность, происходит в основном повторение того, что говорит о нем взрослый. От этого напрямую зависит самооценка. Постепенно дети начинают оценивать не только результат своих действий, но и процесс.

Процесс социализации включает в себя обучение в ходе которого младший школьник учиться взаимодействовать с другими людьми (учениками и учителями).

Детские социальные взаимодействия со сверстниками способствуют их когнитивному развитию.

Какая деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте?

Ведущей деятельность в младшем школьном возрасте является учебная. Отношение детей к обучению в первую очередь характеризуется поиском знаний.

В младшем школьном возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка.

Важность школы как института социализации может быть разбита на три части: школа и общество, класс, учитель.

Школа выступает первым институтом социализации, который позволяет детям развивать новые привязанности и чувства, выходящие за рамки семьи и имеющие более широкий социальный спектр.

Одна из основных функций школы: прививать культуру поведения, понимания, быть сострадательным и чутким в социуме.

Дети в младшем школьном возрасте могут управлять своим поведением, основываясь принятого намерения, решения, благодаря выросшему уровню самоконтроля. Имея полученный опыт игровой, учебной и трудовой деятельности, у ребенка появляются предпосылки мотивации достижения успехов.

Одно из важнейших новообразований в младшем школьном возрасте — это переход от непосредственного поведения к опосредованному, осознанному, произвольному. Ребенок учится активно строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, намерениями, решениями, что свидетельствует о появлении нового уровня организации мотивационно-потребностной сферы, являясь важным показателем личностного развития.

У младшего школьника развиваются мотивы, которые стимулируют стремление к самоутверждению, возникновение самолюбия, изменение способности к произвольной регуляции поведения. Наиболее важными для сознания ребенка становятся широкие социальные мотивы. Такие как мотивы самосовершенствования, самоопределения, долга и ответственности. Эти мотивы являются результатом социальных влияний. Поэтому ребенок начинает руководствоваться сознательными целями, социальными нормами, правилами, способами поведения.

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее совершенствование произвольной эмоциональной регуляции поведения.

По мнению многих ученых, интересы младших школьников отличаются динамичностью: они неустойчивы (А.А. Люблинская), ситуативны (Н.Г. Морозова), недолговечны (С.Л. Рубинштейн), поверхностны (В.В. Давыдов). Ярко выраженный познавательный интерес в этом возрасте основан на интуитивном принятии ценности знания (В.В. Давыдов).

У младшего школьника начинается осознание себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений. Таким образом у него появляется переживание себя как общественного существа.

Можно сделать вывод о том, что социализация младшего школьника — это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, который происходит в сферах деятельности. Общение и самопознание путём освоения, узнавания, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. При этом в процессе социализации у ребёнка формируется готовность к социальным действиям.

Социализированность есть позитивный результат социализации, которая понимается в общем виде в качестве совокупности индивидуальных особенностей личности, которые обеспечивают наибольшую успешность в значимой для данного индивида деятельности, положительное самоощущение и эмоциональную удовлетворенность жизнью в целом

Социализированность Е.П. Белинской и Т.Г. Стефаненко понимается как основной критерий социализации личности, соответствие человека общественным требованиям, которые предъявляются к этому возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок к переходу в новые ситуации социального развития для выполнения задач следующего этапа социализации.

Источник

Елена Ефимова
Социализация детей дошкольного возраста

Социализация детей дошкольного возраста

Социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах — семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом мире. Важно, что ребенок не просто впитывает воздействия окружающей среды, а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает социальный опыт. Овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в данном обществе.

Среди общественных ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Каждая семья отличается индивидуально организованными внутренними отношениями, бытом, традициями. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характер семейных отношений.

Состав семьи и межличностные отношения ее членов, умение в процессе становления семейного уклада преодолевать трудности, адекватно реагировать на происходящие события, адаптироваться к возникающим изменениям – все это отличительные признаки, которые создают определенный тип семьи.

-воспитательно-сильная семья. Воспитательные возможности в этих семьях близки к оптимальным. Структурная и материально-бытовая характеристики таких семей не являются определяющими. В неполной или менее обеспеченной семье могут возникать серьезные воспитательные трудности, но на первый план выступают, прежде всего, атмосфера семьи, воспитательная позиция родителей, характер их взаимодействия с детьми, степень доверия, влияния, контроля

Читайте также:  Презентация диагностика развития ребенка

— воспитательно-устойчивая. Семья обеспечивает в целом благоприятные возможности для воспитания, несмотря на определенные трудности и конфликты в семейном взаимодействии, затруднения в выборе средств общения, в сохранении психологической близости, которые преодолеваются с помощью других социальных институтов, и, прежде всего школы

-воспитательно-неустойчивая. Этот тип определен по признаку наличия неправильной педагогической позиции родителей (гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д., которая в то же время замыкается и корректируется. Поэтому воспитательный потенциал подобных семей довольно высок, но результаты семейного воспитания требуют коррекции, как в отношении родителей, так и в отношении детей.

-воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля за ними. Речь идет о семьях, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей. И хотя конфликты в таких семьях обычно не наблюдаются, постоянно происходит фактическая утрата влияния семьи на ребенка (особенно в подростковом возрасте, контроля за его интересами, планами, времяпрепровождением, контактами, В силу этого продуктивное взаимодействие с детьми минимально, поэтому «чем больше ослаблено влияние семьи. тем больше места в жизнедеятельности подростка и его развитии занимает стихия неформальных групп».

Остальные типы семей (воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой; воспитательно-слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная; с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д. ; преступная; психологически отягощенная,характеристики которых, как и уровень воспитательного потенциала, отчетливо видны в их названиях, также нередко встречаются в социально-педагогической действительности. Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его также многообразны, как типы и разновидности семейных союзов.

До сих пор специалистам не удалось раскрыть психологические механизмы перехода семьи из относительно благополучной в категорию неблагополучной.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.

Социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, педагогу необходимо следовать определённому алгоритму:

1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2.Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3.Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4. Включить детейв конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы)

1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольникистановятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

3. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

4.Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.

Что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми? Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.

Источник