Развитие и питание ребенка во втором году жизни

Развитие и питание ребенка во втором году жизни thumbnail

Режим и характер питания на втором году жизни различаются по полугодиям.

В первую половину года частота кормлений остается такой   же, как и в конце первого года жизни. Все блюда должны быть полужидкими, пюреобразными. 

Пользоваться соской в этом возрасте вредно. Оно приводит в последующем к затруднению в пережевывании пищи и отказу от любой еды, кроме жидкой. Получая же пюреобразные блюда с ложечки, малыш инстинктивно делает жевательные движения перед её проглатыванием, и тем самым готовится к приему плотных пищевых комков.

До полутора лет детей лучше кормить пять раз в день. Если здоровый ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, то его переводят на четырехразовый ритм питания с интервалом в четыре часа. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он постоянно соблюдался.

Суточный объём пищи для детей от года до полутора лет должен составлять примерно 1200 г, то есть 240-250 г на прием при пятиразовом кормлении.

Молочные продукты играют главную роль в питании ребенка. В этом возрасте ему положено 700 мл молоко в сутки с учетом того количества, которое используется для приготовления различных блюд.

Творог – обязательный компонент питания, его можно включать в любой из приемов пищи. Можно сделать из него пудинг, добавить фрукты.

Сыр дают в тертом виде. Его можно использовать для бутербродов в смеси со сливочным маслом или добавлять к макаронам.

Яйца дают детям только куриные: либо сваренные вкрутую, либо добавляет в различные блюда. До полуторалетнего возраста рекомендуется давать только крутосваренный желток, добавляя его к овощным пюре. После полутора лет можно предлагать омлеты, как в натуральном виде, так и с различными добавками, главным образом овощными (картофель, зеленый горошек, морковь, цветная капуста).

Суточная норма мяса для детей до трех лет – 85 г. Используют нежирные сорта мяса (говядина, телятина, свинина), а также птицу.

Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, поскольку они перевариваются дольше, а съеденные вечером излишне возбуждают нервную систему, затрудняя засыпание.

Детям варят бульон для первых блюд или готовят из фарша суфле, фрикадельки тефтели или паровые котлеты. Очень полезна ребенку печень, её лучше давать в виде паштета. К мясным блюдам хорошо добавлять неострый соус (поджаренная мука, разбавленная бульоном и заправленная сливками или сметаной). Гарнир лучше овощной.

Один-два раза в неделю вместо мяса нужно давать ребенку рыбу, отдавая предпочтение рыбному филе или сортам без мелких костей. 

Но необходимо помните, что речная (озерная) рыба при нарушенном обмене веществ (экссудативном диатезе) может вызвать у некоторых детей обострение заболевания.

Наиболее легко усваивается треска. 

Рыбу детям до полутора лет готовят в виде фрикаделек или отваривают на пару, обязательно протирают.

Растительное масло желательно давать большей частью в сыром виде, добавляя в овощное пюре и тертые овощные блюда.

Из животных сыров в небольшом количестве 1-2 раза в неделю можно давать смалец (нутряное свиное сало). Свиное (хребетное) сало, говяжий и бараний жиры не рекомендуется давать из-за трудности их усвоения.

Овощные пюре лучше готовить комбинированными, состав пюре можно менять, учитывая вкусовые особенности ребенка.

Не рекомендуется увлекаться картофельным пюре из-за затрудняющего переваривание большого количества крахмала. Суточная норма картофеля – 150 г.

Из овощей используют белокочанную капусту, морковь, свеклу, кабачки, тыкву, зеленый горошек, цветную капусту, репу, репчатый лук.

Полезно и удобно использовать специальные детские овощные консервы. Недостатком их является лишь то, что вне зависимости от состава, они вызывают некоторое однообразие вкусовых ощущений. Это может привести к тому, что ребенок не захочет пробовать новые виды консервов. Поэтому лучше чередовать блюда домашнего приготовления с приобретенными в магазине.

Каша – очень сытное блюдо детского питания. Её не следует давать более одного раза в день. Сейчас кашам отводится более скромное место в детском питании, так как ряд злаков (овёс, пшеница), из которых приготавливают крупу, содержит фитиновую кислоту, ухудшающую усвоение кальция из пищи, что нарушает нормальное окостенение скелета.

Ребенку второго года жизни кашу варят полувязкой. Каши, требующие длительного разваривания, сначала варят на воде, а затем добавляют молоко.

Можно сочетать каши с овощами, фруктами, мясом. Из каш в духовке можно приготовить пудинги.

Макаронные изделия используют тонкие и мелкие, готовят их с молоком, заправляют маслом и сыром.

Желательно, чтобы первое и последние кормления состояли из овощных или фруктовых пюре, различных каш, творожных или яичных блюд. Запивать их лучше кефиром или молоком.

Мед следует давать детям очень осторожно.

Обед лучше начинать с закуски в виде разнообразных салатов – из тертой моркови, очищенных от кожицы огурцов, помидоров, белокочанной капусты, зеленого салата, тыквы. Желательно добавлять в салаты мелко нарезанную зелень укропа, петрушки, лука, сельдерея – как можно раньше развивать у ребенка вкус к зеленым овощам.

Источник

Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:

  • вес: 12,3-12,7 кг.
  • рост: 84-86 см.

На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.

Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет

Средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.

Читайте также:  Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка

Девочки:

  • Рост: 1 год — 71,5-77 см, 2 год — 83-90 см
  • Вес: 1 год — 7,9-11 кг, 2 год — 10,5-13,5 кг

Мальчики:

Рост: 1 год — 73,3-78 см, 2 год — 84,5-91 см
Вес: 1 год — 8,6-10,8 кг, 2 год — 10,8-13,7 кг

Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи.

Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.

Агеева Оксана Олеговна, врач-педиатрКомментарий врача-педиатра Агеевой Оксаны Олеговны:

Не существует конкретных норм в в физическом и нервно-психическом развитии детей, поэтому не нужно острого ориентироваться на показатели, которые вы найдете в интернете.

При оценке развития ребенка педиатр учитывает не только его физические показатели, но и приобретенные навыки, физические особенности. Только после этого ваш врач может сказать о развитии вашего ребенка, которое зависит от питания, генетических факторов, наличия заболевания — острого или хронического, и как родители занимаются с ребенком.

Освоенные новые навыки и умения

Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

  • Уверенная ходьба.
  • Бег.
  • Прыжки.
  • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
  • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
  • Удар ногой по мячу, броски мяча.
  • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Проходить сквозь обруч.
  • Удерживать равновесие на перекладине.

Умения

  • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
  • Листать страницы книжки.
  • Стоять на цыпочках.

В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.

Развитие речи в 2 года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу.

Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

Особенности развитие психологии детей 2-3 лет

Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.

Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете.

Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.

  • Речь более понятна, чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
  • Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
  • Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
  • Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
  • Выполняет простые указания и просьбы.
  • Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
  • Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
  • Разбирает игрушки, пытаясь изучить содержимое.

Познавательные способности ребенка 2-х лет

  • После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
  • Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
  • Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
  • Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
  • Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
  • Выделяет три-четыре цвета, некоторые называет или подбирает к данному образцу.
  • Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.

Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?

В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и поиграть.

Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.

  • «Кто быстрее»
Читайте также:  Задания для развития внимания ребенка младшего школьного возраста

Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.

Эта игра научит различать предметы по форме.

  • «Сходства и различия»

Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.

Игра развивает внимательность.

  • «Сравнение»

Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.

Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.

  • «Книга своими руками»

Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.

Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.

  • «Крепость»

Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.

Игра развивает воображение.

Питание и уход

В питание двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).

Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша

1. Салат «Снеговик»

Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.

2. Гречневые котлеты

На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.

3. Зразы из творога и тыквы

Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.

Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания.

Календарь второго-третьего года

Поделитесь с друзьями:

Источник

Питание малыша очень сильно меняется на втором году жизни. Это обусловлено несколькими причинами: физиологические изменения в организме ребенка и возрастные.

У ребенка активно начинает развиваться пищеварительная система. Так же растут молочные зубы. Ребенок учится жевать. Ребенок учится различать разные блюда на вкус. Главное требование к питанию малыша второго года жизни: это разнообразие питания.

Хотя на втором году жизни питание малыша приближается к питанию взрослых, это не значит, что ребенка можно кормить тем же, что едят взрослые. Ребенку нужно время, чтобы адаптироваться к нормальному питанию. Поэтому в первое полугодие следует тщательно измельчать пищу для малыша. Это объясняется тем, что ребенок не до конца способен пережевывать пищу сам. У него просто-напросто недостаточно для этого зубов.

Следует сказать, что соска в этом возрасте уже становится вредной для ребенка. Она приводит к затруднению в пережевывании пищи. Малыш может отказаться от любой еды кроме жидкой. Все комочки будут вызывать у него рвотный рефлекс.

Еда в желудке годовалого ребенка задерживается на 4 часа. Поэтому следует кормить малыша раз в 4 часа. Однако, если вы установили для своего ребенка немного другой режим питания, не страшно. Главное, чтобы этот режим соблюдался. У ребенка к полутора годам вырабатывается рефлекс, который отвечает за голод. Когда пора кушать, в организме начинает вырабатываться желудочный сок, у малыша появляется аппетит и он кушает с удовольствием.

Основу детского питания на втором году жизни должны составлять молочные продукты, а так же мясо, птица, рыба и яйца. Суточный объем пищи для детей от года до полутора лет должен составлять 1200гр.

Для ребенка на втором году жизни в рационе должно быть по 700мл молока ежедневно. Это не значит, что ребенок должен столько выпивать. Можно из этого количества готовить разнообразные блюда, кашу с молоком, например.

Читайте также:  Достижения моего ребенка в школе развития

Незаменимым продуктом в меню малыша остается творог. Теперь его можно давать больше, чем раньше, и можно совмещать с любым блюдом. Творог лучше всего давать со сметаной и сахаром. Так же можно добавлять в него тертые фрукты. Из творога можно готовить детям ленивые вареники и пудинги.

Сыр для деетй второго года жизни лучше давать в тертом виде. Можно делать бутерброды с тертым сыром вперемежку со сливочным маслом. А можно добавлять в вареные макароны. Обычно, дети очень любят сыр.

Яйца — необходимый продукт детского питания. Яйца желательно давать в вареном виде. И естественно понемногу.

Что касается мяса, тут лучше смотреть в сторону нежирных сортов. И еще лучше давать детям мясо в первой половине дня. Потому что как всем известно мясо переваривается достаточно долго и если дать мясные блюда перед сном, это возбудит детскую нервную систему и ребенок долго не сможет заснуть.

Из мяса можно готовить котлетки на пару, фрикадельки , мясное суфле. Так же для детей этого возраста очень полезна печень, причем лучше говяжья. Лучше давать печень в виде паштета, или запеченого в духовке пирога.

С мясом в меню малыша лучше включать овощи, они помогут в переваривании мяса, и в желудке у малыша не будет тяжести. И конечно, лучше смотреть не в сторону картошки, а лучше давать цветную капусту, и тд.

В рацион малыша нужно включать и рыбу. Хотя бы раз в неделю. Лучше всего усваивается у малышей треска. Рыбу лучше давать в вареном виде и обязательно протирать ее. Лучше выбирать сорта рыбы с наименьшим содержанием костей.

Рацион питания малыша невозможен без растительных и животных жиров. Что касается растительных жиров, очень полезно кукурузное, подсолнечное, льняное масло.

В рацион малыша следует включать и овощи с фруктами. Они не только полезны разнообразными витаминами, но так же в них содержится большое количество клетчатки. Так же фрукты и овощи помогают малышу научиться различать вкусы. Так же овощи стимулируют рост.

Каши следует давать не чаще одного раза в день. Каши можно использовать как самостоятельное блюдо, а можно давать в дополнение к другим блюдам. Каши лучше чередовать, чтобы малыш научился различать вкусы. В рационе малыша второго года жизни каши должны быть вязкими. Разные каши варятся разное количество времени. Так, например, манная крупа варится 20мин, рис варится 40мин, геркулес варится 30мин., гречневая каша варится 1-1.5часа, перловка варится 2-2.5часа. Кашу можно делать с молоком. Тогда малыш получит все необходимые для роста вещества.

Желательно, чтобы первое и последнее кормление состояли из овощных или фруктовых пюре, каш, творожных и яичных блюд. Запивать их лучше кефиром или молоком.

Что касается обеда, обед должен состоять из множества блюд. Начинать обед лучше с овощных салатов. Овощи нужно протереть на терке и заправить маслом или сметаной, или творогом. Так же в обед нужно давать малышу суп.

Что касается второго блюда на обед, это по желанию малыша, если вы видите, что ребенок наелся, нельзя его заставлять есть. На второе малышу можно предложить мясное блюдо вместе с овощами, творогом или яйцами. Обед можно завершить сладким компотом или соком. Так у малыша останется приятное ощущение от еды.

Не обойтись в рационе малыша и без хлеба. Лучше давать белый хлеб, он лучше усваивается. Хлеб нужен не только как пищевой продукт, он укрепляет десны и зубы, тренирует рецепторы слизистой оболочки и глотки к восприятию твердых частей пищи. В рационе малышей второго года жизни следует избегать сдобных продуктов питания.

Что касается различных сладостей, изредка можно побаловать своего ребенка мармеладом, пастилой, зефиром или леденцами. Что же касается шоколадных изделий, их не рекомендуют давать. Шоколад очень часто вызывает у детей аллергию. Так же шоколад очень сильно возбуждает детскую нервную систему. И к тому же замедляет очень сильно перистальтику кишечника.

Очень важно, чтобы у ребенка была своя собственная детская посуда. Она помогает ребенку как бы обособиться и получить свои собственные вкусовые пристрастия. Так же детская посуда гораздо меньше по размерам, чем взрослая. Это поможет ребенку научиться доедать свою порцию до конца.

Всем мамам годовалых и старше детей придется пройти через то, что ребенок будет отказываться есть то, что ему дают. Это обусловлено двумя причинами. Первая причина такого поведения, это то, что у ребенка начинает формироваться характер, и даже если ребенок голоден, он будет делать наперекор. Вторая причина в том, что доминанта приема пищи отступает на второй план, ребенку больше интересно поиграть с тарелочками и ложечками, чем покушать. Не отчаивайтесь и не раздражайтесь за это на ребенка. В случае, если малыш отказывается есть или балуется во время еды, просто уберите еду и поставьте малыша на пол. Однако, не следует идти на поводу у ребенка. Чтобы ребенок не баловался во время еды, просто кормите его по расписанию, если в какое-то кормление малыш плохо ел, к следующему он изрядно проголодается и съест все, что вы ему предложите.

Еще один вариант того, как сделать так, чтобы ребенок ел. Нужно предлагать ему большое разнообразие блюд. У ребенка должна появиться самостоятельность в выборе блюд. Так же он должен учиться сам держать ложку и пользоваться ей. Поощряйте любые попытки ребенка к самостоятельности.

Источник