Алгоритм индивидуального маршрута развития ребенка

Сообщение на УМС

по теме

 «Разработка

индивидуального маршрута сопровождения ребёнка дошкольного возраста»

                                                    Поготовила: учитель-логопед

                                              МБДОУ детский сад №8 «Тополёк»

                                                Захарова Оксана Владимировна

рп. Чегдомын

февраль 2016 г. 

Слайд 1. «Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребёнка дошкольного возраста»

Слайд 2. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с его требованиями (пункт 3.2.3.), при реализации образовательной Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (диагностика). Результаты педагогической диагностики  могут использоваться для:

— Оптимизации работы с группой детей;

— Индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).

О необходимости поддерживать индивидуальность каждого ребенка говорится издавна. Всегда главной ценностью для педагогов была личность ребёнка, её уникальность и неповторимость.  В современных же условиях разговор идёт о том, что  индивидуальная работа не должна нести бессистемный, эпизодический характер. Для решения этой задачи педагоги используют разные  личностно-ориентированные  педагогические технологии, одной из которых  является …

Слайд 3. разработка и реализация Индивидуального образовательного маршрута.  Об этом сегодня и пойдёт наш разговор.

Анализ материалов, которые выкладываются в Интернете по этой теме, показывает, что до сих пор нет чётко установленных нормативов по созданию алгоритма ИОМ. Более того, разные авторы вкладывают разный смысл в это понятие, а порою даже путаются в определениях. В разных источниках  используются такие понятия как «ИОМ», «Индивидуальный учебный план», «Индивидуальная развивающая программа», «Индивидуальная образовательная траектория», «Программа индивидуального сопровождения ребёнка».

Рассмотрим понятия, которые отражают название данной технологии.

Слайд 4. Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

Образовательный – целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие.

Маршрут – путь  личностного роста (воспитания, развития, обучения) человека.

Слайд 5. Т.о., Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения конкретного человека, который направлен: на его воспитание (ответственности, трудолюбия и т.д.), на развитие (физических способностей и т.д.) и на обучение.

Иными словами, индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогом (педагогами) персональный путь развития ребёнка и реализации его личностного потенциала.

Как видим, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. А именно, индивидуальный образовательный маршрут:

  •  связан с конкретной образовательной целью;
  •  связан с условиями её достижения;
  •  создаётся до начала движения;
  •  обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом.

Слайд 6. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

Слайд 7. Индивидуальный образовательный маршрут определяется:

— образовательными потребностями;

— индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы);

— существующими стандартами содержания образования.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Слайд 8. Построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей дошкольников. Основанием для дифференциации воспитанников может быть:

  • возрастная категория;
  • физические и психофизические особенности;
  • социальный фактор;
  • уровень владения обучающимся учебно-предметными знаниями и умениями;
  • особенности интересов, склонностей, способностей;
  • особенности характера.

Слайд 9. Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

  1. Обследование детей (диагностика), анализ состояния их психического и физического развития, выявление  индивидуальных особенностей.
  2. Постановка цели и определение образовательных задач.
  3. Определение  срока действия маршрута.
  4. Отбор содержания образовательного маршрута.
  5. Определение вероятных результатов реализации.
  6. Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
  7. Подведение итогов работы.

Слайд 10. 1-ый этап — этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Это и педагогические (воспитательские) методики, и логопедические, и психологические (тесты Стенфорда-Бине, Векслера), анкеты для родителей, тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?», методика «Оценка общей одарённости», изучение медицинских документов (диагноз и показания врачей)  и др.

На данном этапе происходит выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: выявление индивидуально-психологических особенностей, выявление трудностей в обучении, определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии, выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. А самое главное — выявление причин трудностей ребенка.

Читайте также:  Лучшие методы развития ребенка

Слайд 11. 2-ой этап —  Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Слайд 12. 3-ий этап — «Определение времени» — не должен вызвать у педагога затруднение. По согласованию с родителями, срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Необходимо учитывать совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой.

Слайд 13. 4-ый этап — «Разработка содержания образовательного маршрута» — самый сложный и трудоёмкий. Педагогу необходимо совместно с родителями и специалистами ДОУ определить темы занятий, сделать подборку игр и упражнений дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Слайд 14. 5-ый этап — «Определение вероятных результатов».

        Слайд 15.  6-ой этап — «Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута». Здесь происходит выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости — внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды:

 — положительная динамика: высокий уровень;

— положительная динамика: выше среднего уровень;

— относительно положительная динамика: средний уровень;

— незначительная динамика: низкий уровень;

— отрицательная динамика(невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ);

— волнообразная динамика;

— избирательная динамика. В случае, если сравнительный мониторинг показывает «без динамики», т.е. мы видим те же цифры, что были в начале работы, то этот факт указывает на необходимость внимательно отнестись к корректировке образовательной работы.

Слайд 16. 6-ой этап — Подведение итогов работы

Слайд 17. Индивидуальный образовательный маршрут может строиться и несколькими участниками — специалистами ДОУ. Для этого на заседании психолого-медико-педагогического консилиума формируется “команда” специалистов: учитель-логопед, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к ребёнку. Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

Слайд 18. Все этапы диагностики, отражаются в «Индивидуальной карте развития ребёнка». Затем коллективно составляется  и утверждается индивидуальный образовательный маршрут с  разработкой плана конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Дополнительный материал:

Варианты определений ИОМ:

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образова-тельная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осу-ществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопре-деления и самореализации.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш.Ю.Амонашвили)

По М.И. Башмакову, ИОМ — это структурированная программа действий ребёнка на некотором фиксированном этапе обучения.

По М.Ю. Лукьяновой, ИОМ — это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемая в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребёнка на протяжении определенного времени.

Под программой индивидуального сопровождения понимается модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенная на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющая последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.

 Понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает более широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Источник

Индивидуальный образовательный

маршрут развития ребенка

2015-2016 учебный год

Воспитатель: Ерлыченко Г.Ю.

старшая группа

 Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

ОБЩИЕ ДАННЫЕ:

Ф.И.О. ребенка

Кирилл К.

Возраст

5 лет

Сведения о семье

Семья полная, 1 ребенок.

Мать (ФИО, образование)

Екатерина Ивановна К.,

образование: высшее, возраст: 33 года

Отец  (ФИО, образование)

папы: ВикторРоманович К.,

образование: высшее, возраст: 35 лет

Воспитатели (ФИО):

Ерлыченко Г.Ю.

Анализ  развития ребенка:

Раздел «Соматическое здоровье»: 2 группа здоровья;  часто болеет; слабый аппетит,  дневной сон в норме.
         

Раздел «Особенности моторной сферы»: 

Общая моторика: норма, темп средний. Ведущая рука: левша.

Раздел «Характеристика познавательной сферы ребенка»: 

Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается;  не способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий.

Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает,  тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.

Читайте также:  Развитие спортивного ребенка в доу

Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; слабо подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала;  сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам)

Сформированность навыков рисования:  в норме.

Сформированность элементарных математических представлений:

Количество и счет: слабо дифференцирует понятия «один-много», не владеет количественным  счетом в пределах программного материала,  не знает элементы знаковой символики (, +, — ,=), не владеет составом числа первого десятка, не решает примеры в пределах программного материала.

Восприятие цвета:  различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.

Восприятие формы:  группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Временные представления: слабо ориентируется во времени суток и последовательности названия  дней недели.

Пространственные представления: пространственные представления  не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
    

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца,  работает медленно и  слабо принимает направляющую помощь;  преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: переживает и нервничает, обращается к воспитателю.

Характеристика речи ребенка:

Звуковая сторона речи:  в пределах возрастной нормы.

Словарь:  норма.

Грамматический строй речи: сформирован.

Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений (сложные), умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможен диалога.

Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: может  самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может  самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может  самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи и постель.

Игровая деятельность:  есть интерес к игрушкам, любимые игры, понимает   правила игры, выполняет   их,  редко вносит   изменения в содержание игры

Конструктивная и графическая деятельность: умеет  правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков

Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; умеет поддерживать игру, но  предпочитает быть в одиночестве.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, есть в наличие  инициатива, уступчив, наблюдается  пассивность в процессе общения с детьми;  поведение: спокойное, адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям;  склонность прийти на помощь, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение: доброжелательный, спокоен, уравновешен.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута Кирилла К.:

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника  и социально – личностного развития.

Задачи по социально — личностному развитию ребенка:

  • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка.
  • Организовать единую систему работы педагогов, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию  их ребенка.
  • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
  • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Методы, используемые в работе:

  • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
  • Приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

При разработке индивидуального маршрута использую  на следующие принципы:

— принцип опоры на обучаемость ребенка,

— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития,

— принцип соблюдения интересов ребенка,

— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации),

— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы,

— принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Организация индивидуального сопровождения ребенка Кирилла К.

Месяц

Направление

содержание

сентябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.

Коллективные работы по изобразительной деятельности.

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.

Развитие игровой деятельности

Побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов

октябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
разбор ситуаций;

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах)

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.

Развитие игровой деятельности

В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности — жесты, мимику, интонацию

Ноябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Развивать эмоциональную отзывчивость — проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

«Сочинение  творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые — игры

Декабрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Дидактические игры («Правда или нет»).

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развивать эмоциональную отзывчивость — проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения»,

Развитие игровой деятельности

Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Февраль

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» — «щедрость» и др.)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие.

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

Развитие игровой деятельности

Дидактические и подвижные коллективные игры

Март

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Трудовая деятельность (различные виды труда).

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Игры драматизации.

Развитие игровой деятельности

Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе)

Апрель

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью.

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения»

Развитие игровой деятельности

Устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Сочинение   творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением  рисунками.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала).

Развитие игровой деятельности

Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии.

Май

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» — «щедрость» и др.)

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры на общение  «Секрет»

Развитие игровой деятельности

Совместные игры

Читайте также:  Умственное воспитание и развитие ребенка до года

Источник