Развитие и коррекция ребенка упражнения

Наталья Сыромятникова
Игры и игровые упражнения для коррекции отклонений в поведении детей дошкольного возраста

Каждый ребёнок уникальный. Именно это и является основополагающим принципом в работе с детьми.

Современная наука рекомендует нам, взрослым, как можно чаще вставать на позицию ребёнка, попытаться увидеть мир его глазами. Возможно, тогда мы лучше смогли бы понять его потребности, интересы, а возможно и страхи. Одна из главных задач педагога – помочь ребёнку социализироваться.

В последнее время всё чаще и чаще встречаются следующие отклонения в поведении дошкольника: гиперактивность, тревожность, агрессивность. Такое поведение делает обстановку в группе напряжённой. Ребёнок испытывает дискомфорт, отчуждённость от детского коллектива. Поэтому необходимо проводить работу по выявлению и профилактике таких нарушений.

Так как игра является основным видом деятельности дошкольника, то именно через игру проще всего корректировать различные негативные проявления в поведении ребёнка.

Игры на коррекцию гиперактивности.

«Час тишины и час «можно».

Цель: Помочь ребёнку сбросить накопившуюся энергию.

Содержание: Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным делом, в группе будет час тишины. Дети могут спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать. Бегать.

«Передай мяч».

Цель: Помощь в снятии излишней двигательной активности.

Содержание: Сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч соседям. Можно передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.

«Гвалт».

Цель: Игра направлена на развитие концентрации внимания.

Содержание: Один из участников становится ведущим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-нибудь фразу или строчку из известной всем песни,которую распределяют так: каждому из участников по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый своё слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав её по словечку.

«Сиамские близнецы».

Цель: Игра учит детей гибкости в общении друг с другом, способствует возникновению доверия между ними.

Содержание: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, правую ногу ставят рядом с левой ногой партнёра.Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, 1 туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать.

«Зеваки».

Цель: Игра воспитывает в детях произвольное внимание, помогает развивать быстроту реакции, учит управлять своим телом и выполнять инструкции.

Содержание: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются и хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.

«Четыре стихии».

Цель: Игра развивает внимание, связанное с координацией двигательного и слухового анализаторов.

Содержание: Дети стоят или сидят в кругу. Повторяя за ведущем,они заучивают такие движения: если ведущий говорит слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» – вытягивают руки вперёд, «воздух» — поднимают руки вверх, слово «огонь» — вращают вокруг себя.

Разучив движения, дети должны в быстром темпе и без ошибок показать то слово, которое произносит ведущий. Для усложнения игры ведущий может называть слова в разном порядке или называть одно слово, а показывать другое.

«Пожалуйста».

Цель: Игра быстро учит детей умению быстро переключать своё внимание с одного вида деятельности на другой, помогает преодолеть двигательный автоматизм.

Содержание: Все участники игры с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание.

«Замри».

Цель: Игра рекомендована гиперактивным детям, а так же тем, у кого снижены внимание и память.

Содержание: Дети прыгают в такт музыке. Внезапно музыка останавливается, а играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке.

Игры и упражнения на коррекцию тревожности у детей.

Упражнение «Воздушный шарик».

Цель: Снятие напряжения.

Содержание: Все играющие сидят или стоят по кругу. Ведущий даёт инструкцию: представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. А теперь покажите свои шарики друг другу.

Упражнение «Подарок под ёлкой».

Цель: Расслабление мышц лица.

Содержание: Представьте, что скоро Новый год. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко – крепко зажмуривайте глаза и делайте глубокий вдох. А когда будите выдыхать, откройте глаз. Улыбнитесь.

Упражнение «Дудочка».

Цель: Упражнение способствует расслаблению мышц вокруг губ.

Содержание: Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте. Какой замечательный оркестр!

Игра «Бумажные мячики».

Цель: Игра позволяет вернуть бодрость и активность, сбросить своё беспокойство, напряжение.

Содержание: Возьмите каждый по большому листу старой газеты и сомните её в комок. Теперь, разделитесь на две команды, и пусть каждая из них, выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начнёте бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «стоп», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей.

Читайте также:  По шаговое развития ребенка

Игра «Слепой танец».

Цель: Эта игра воспитывает доверие друг к другу.

Содержание: Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и будет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом по группе под лёгкую музыку. Теперь поменяйтесь местами.

Игра «Головомяч».

Цель: С помощью этой игры можно развивать навыки сотрудничества в парах, научить детей доверять друг другу.

Содержание: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнёра. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы сможете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.

Игра «Дракон».

Цель: Игра поможет детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Содержание: Играющие становятся в линию держась за плечи друг друга. Первый участник – голова, последний – хвост. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» дотронулась до «хвоста» она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игры на коррекцию агрессивности у детей.

Игра «Обзывалки».

Цель: Эта игра позволяет выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Содержание: Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами. Заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов и т. д. Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты, морковка.» В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что –нибудь приятное,например: «А ты солнышко…».

Игра «Два барана».

Цель: Игра предоставляет ребёнку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.

Содержание: Воспитатель говорит «Рано – рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив туловище вперёд, они упираются ладонями. Задача – противостоять друг другу не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки «Б – е – е».

Игра «Давайте поздороваемся».

Цель: Эта игра даёт возможность ребёнку почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение.

Содержание: Дети по сигналу воспитателя хаотично двигаться по группе и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определённым образом:

1 хлопок – здороваемся за руки

2 хлопка – здороваемся плечиками

3 хлопка – здороваемся спинками.

Игра «Да и нет».

Цель: Эта игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости.

Содержание: Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведёте воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будите ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал воспитателя, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов.

Источник

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка…

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе,

 когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит

прежде всего в игре»

А. С. Макаренко.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений и др.

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.

Для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии (в частности с ЗПР), которые можно использовать и в домашних условиях.

 «Что изменилось»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

Читайте также:  Развитие ребенка на каждом месяце

«Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

 «Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:

— Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….Попросить повторить через 15-20 секунд.

Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

— мальчик устал

— девочка плачет

— папа читает

— мама готовит

— бабушка отдыхает

 «Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Игра: « Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.

1) Покажи — развитие пассивного словаря.

2) Назови — развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

— Какое время года недавно закончилось?

— Какое время года сейчас?

— После, какого времени года приходит весна?

— С какого времени начинается год?

Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай  на ощупь ».

Цель: Развитие тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать предмет на ощупь и назвать её.

2. Найти цифры по заданию (только1).

Игра: « Составь фигуру»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

Игра: « Узнай фигуру».

Цель: Закрепление формы, цвета, размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.

Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.

1. Найти все большие фигуры.

2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

Игра: « Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)

1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.

2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)

1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.

3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

Игра: « Выполни, не ошибись»

Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.

Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок.

 Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)

Источник

Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.

Нейропсихологическая коррекция — что это такое

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.

Физическое развитие малыша

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

  • имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета.

К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

  • зеркально пишет;
  • пропускает буквы;
  • переставляет части слов при письме;
  • имеет проблемы с переключением;
  • плохо концентрирует внимание;
  • не любит рисовать;
  • запинается, быстро утомляется;
  • присутствуют тики или навязчивые движения;
  • рассеян;
  • имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
  • мало ползал.
Читайте также:  Центильный метод оценки физического развития ребенка

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные и умственные нарушения.

Работа специалиста

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.

Компоненты нейрокоррекции в детском возрасте

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Обратите внимание! Чтобы мотивировать малыша, все нейропсихологические занятия с детьми проводятся только в игровой форме. Курс нейропсихологической гимнастики должен составлять не менее 20 занятий, а длительность одного из них 40-80 мин. в зависимости от возраста.

Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Нейрокоррекция для детей: упражнения дома для начинающих в зависимости от возраста

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.

Обратите внимание! По этой теме было написано немало интересных книг. Одна из наиболее качественных — практическое пособие В. С. Колганова и Е. В. Пивоварова.

Полезные пособия для начинающих

По следующим примерам легко понять, что такое нейропсихологическая коррекция, упражнения ее представлены ниже.

Обратите внимание! Количество заданий, которые можно использовать, достаточно большое.

«Речка-берег»

Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.

  1. Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
  2. Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
  3. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
  4. Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.

«Мама-робот»

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

  1. Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
  2. Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Дочь рассказывает маме как печь пирог

Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.

Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.

«Муха»

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.

Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

Поиск букв на время

«Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.

Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.

Источник