Развитие и коррекция мышления и воображения ребенка

ГОУ «Педагогическая академия»

Кафедра воспитательных систем.

Тема: «Развиваем мышление и воображение ребенка»

Слушатель курсов:

«Психолого-педагогические основы педагогики, как ресурс развития личности ребенка в дошкольном возрасте»

Васильева Л.А.

МДОУ №40 «Колокольчик»

п. Фряново, воспитатель.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Коваленко Е.М.

Москва 2011г.

Развиваем мышление и воображение ребенка.

Творческая личность не возможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.

В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависит от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинах. Дошкольники этого  возраста верят в образы, возникающие в воображение, почти как в реальное явление. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.

В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

В воображении возникают замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее ее дополнение деталями, предание ей конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной деятельности.

Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок  перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фанатическое.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчества «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Основа активного воображения старшего дошкольника – сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство. Можно отметить оригинальность детских замыслов и результатов детского творчества. Развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. Включение их в каждодневную жизнь детей вызывает у них неизмененный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями. У детей развивается диалогическая и монологическая речь, звуковая культура языка, фонематический слух. В играх много стихов, которые дети не только читают вместе с взрослым, но и обыгрывают, ритмически оформляют. Это, в свою очередь, влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.

В играх ребенок перевоплощается в живое или не живое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры развивают симпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе.

В старшем дошкольном  возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его: прочитанная сказка, мультфильм, игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию, подбирает необходимые средства.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, с которым ребенок играет. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которая есть у ребенка. Поэтому их появление – серьезный повод задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему он стремится, какие видит взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Функции воображения:

  1. Позновательно-интелектуальная. Благодаря ней воображение ребенка лучше узнает окружающий мир, легче и успешней решает возникающие перед ним задачи.
  2. Аффективно-защитная. Она предохраняет легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

  1. Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
  2. Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
  3. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  4. Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Руководство развитием воображения.

На втором году жизни главным средством развития воображения является включения ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши. Малыша катают на коленях, делая вид, что роняют. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных (водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу). Взрослый учит его имитировать действия людей и животных: «Покажи, как …» (прыгает белочка, ходит медведь).

Подобные ситуации интересны и для ребенка 3-го года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным руководством этим процессом становится обучение детей использованию предметов заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Только достаточно знакомые действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.

Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания.

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними ребенок осваивает замещение.

Основу для воображения создают разнообразные богатые представления собственный опыт дошкольника. Задача взрослого научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

Руководство воображение требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы показать, что одна и та же задача может решаться по разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?». А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особеннов отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.

Читайте также:  Роль мелкой рук в развитии ребенка

Список используемой литературы.

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005г.
  2. Выготский Л.С. Воображения и творчество. М., 1996г.
  3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986г.

Источник

Ольга Векшина
Развитие и коррекция мышления.

Развитие и коррекция мышления.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

В отечественной психологии и дошкольной педагогике показано, что важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. При этом отечественные психологи рассматривают развитие мышления как единый диалектический процесс, где каждый вид мышления выступает как необходимый компонент общего мыслительного процесса.

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных форм: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает специфический характер. При этом в познавательную деятельность рано включается речь, которая выступает здесь в качестве носителя опыта действия, в ней этот опыт закреплен и через нее передается. На разных стадиях развития различных форм мышления, функции речи существенно меняются.

Наглядно-действенное мышление возникает тогда, когда человек встречается с новыми условиями и новым способом решения практической проблемной задачи. С задачами такого типа, ребенок сталкивается на протяжении всего детства — в бытовой и игровой ситуациях.

Важной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что способом преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Метод проб и ошибок основан на отбрасывании неверных вариантов действия и фиксации верных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции.

При решении практических проблемных задач происходит выявление, «открытие» свойств и отношений предметов или явлений, обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов. Умение получать новые сведения в процессе практических преобразований непосредственно связано с развитием наглядно-действенного мышления.

Простейшее наглядно-образное мышление (внутренний план действия) рассматривается как способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач. Способность к оперированию образами «в уме» не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений. Она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: предметных действий, действия замещения, речи, подражания, игровой деятельности и т. д. В свою очередь образы могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Сама мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.

Упражнение: «На что это похоже»?

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Найди лишнее слово.

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Упражнение на развитие мышления «Ищем клад»

Возраст: дошкольный.

Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Соединяем несоединимое.

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг,а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой. Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить?Вариантов много:

Курица ходит вокруг столба.

Курица была слепая, шла и врезалась в столб.

Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.

Столб упал прямо на курицу.

Хотите потренироваться? Хорошо.Соедините:

ромашку с молоком;

наушники с медузой;

сапоги с луной.

Далее придумывайте сами.

Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»

Возраст: дошкольный.

Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться.Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает

места, куда можно пристроить кошку.

Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

Упражнение на развитие мышления «Древо мудрости»

Возраст: средний, старший школьный.

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

«Всеобщее внимание».

Для взрослых.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Читайте также:  Развитие ребенка после рождения становление личности конспект урока 8 класс

Источник

На чтение 12 мин. Просмотров 549 Опубликовано 26.02.2020 Обновлено 24.05.2020

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.

Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.

Так, предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс.

У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.     

Читайте также наши статьи:

  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Игры на развитие мелкой моторики у детей
  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста
  • Развитие восприятия у детей в ДОУ

Типы мышления: этапы развития ребенка

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

  • предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
  • наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
  • словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Предметно-действенное мышление

Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

Наглядно-образный тип мышления

Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.

Словесно-логическое мышление

В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

Абстрактно-символическое

При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

Творческое мышление (креативность)

Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.  

Читайте также: « Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками »

Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми. 

Развитие образного мышления у дошкольника

Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.

Другой хороший вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.

Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам. 

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.

Хороши такие устные игры как:

  • «Сочиняем сказку»

В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

  • «Да и нет»

Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

  • «Ассоциация»

В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);

белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.

С использованием наглядных материалов:

  • Составлять фигуры из счетных палочек.
  • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
  • По иллюстрациям придумывать историю.  

Развитие творческого мышления

Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

  • найти в кляксе знакомые образы,
  • из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
  • на разных картинках находить одни и те же признаки,
  • угадать, что за предмет, по устному описанию.
  • рисовать с помощью нетрадиционного рисования.

Развитие пространственного мышления

Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

  • со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
  • с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
  • упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя, 
  • с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Что приготовить ребенку» В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи. 

Развитие критического мышления

Умение мыслить критично позволит ребенку легче адаптироваться в начальной школе, поэтому развитию этого мышления нужно уделять внимание в дошкольный период. Ребенок должен научиться анализировать ситуацию, осмыслять ее, размышлять, используя личностное отношение.

Нужно научить детей отвечать не только на вопросы, требующие кратного ответа, но и на те, которые требуют полного ответа.

Читайте также:  Центр развития ребенка бауманская

В детском саду часто используют «шляпы размышления». У каждой шляпы – свой цвет, у каждой – свое мышление. К примеру, красный цвет отвечает за эмоциональность, белый – за конкретику, лимонный оттенок настраивает на позитив, а черный – критичный цвет. Зеленая шляпа направляет к творчеству, а синяя – заставляет управлять действием. Дети охотно надевают такие шляпы и участвуют в беседе по заданной теме.

Хорошим упражнением для развития критического мышления будет игра по классификации. К примеру, детям предлагают поговорить на конкретную тему, обращая внимание на сравнения, их признаки.   

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Инженерное мышление – это познавательное мышление, направленное на созидание, узнавание нового, исследование, конструирование. В дошкольном возрасте нужно дать возможность детям моделировать. Для этого подходят игры в кубики, конструктор, упражнения с цветами и формами. В дошкольном возрасте пригодятся первые занятия по электронике и технике, ведь тот же процесс создания мини-робота при помощи педагога будет увлекательным для ребенка, заставит его мыслить. Удачная идея развивать инженерное мышление у детей – конструирование по предложенной схеме. Может быть также исследовательская деятельность в различных научных областях. Так, изучая времена года, ребенок может участвовать в эксперименте по замораживанию воды в бутылке, причем все действия он производит по алгоритму, предложенному педагогом.

НОВАЯ СТАТЬЯ: «ЗОЖ для детей дошкольного возраста»

Упражнения и игры на развитие мыслительных операций

Большое значение на деятельность мозга оказывают мыслительные операции. Именно благодаря им ребенок познает мир вокруг себя. Это нужно учитывать, подбирая игры и упражнения для дошкольников.  

Сравнение

Уметь сравнивать – тоже искусство. Это одна из возможностей заставить мозг работать, развиваться. Поэтому важно детей научить сравнивать, искать различия в предметах: в форме, величине, цвете, вкусе, особенностях строения, применения и прочее. При сравнении важен анализ, который учится делать ребенок.

Можно поиграть с дошкольников в игру «Близнецы». В этой игре два участника. У каждого из них одинаковый набора карточек. Один ребенок рассказывает, что изображено на одной из его карточек. Насколько точно он опишет предмет, настолько проще будет другому игроку отыскать близнеца – точно такую же карточку. Игроки во время игры меняются ролями.

Обобщение

Если сравнение доступно дошкольникам из средних групп детского сада, то обобщать могут только старшие дошкольники. Младшие еще не умеют мыслить, разделяя предметы по категориям. Зато старшие, у которых и словарный запас побольше, и знаний прибавилось за несколько лет, смогут проводить обобщение.

Хорошей игрой для тренировки обобщения будет использование словарного ряда. К примеру, нужно предложить ребенку назвать одним словом несколько предметов: кружка, чашка, тарелка (посуда); галка, воробей, сова, лебедь (птицы); стул, диван, кровать, стол (мебель). Это упражнение также тренирует сравнение и помогает учиться анализировать. 

Анализ

Для детей важно понимать, из каких частей состоит та или иная вещь, что составляет живое существо. При этом важно направить анализ от разрушительной силы (ребенок ломает игрушки на детали, но ему уже не интересен процесс сборки) к продуктивной, познавательной (знания, полученные детьми о строении, к примеру, растений становятся толчком к получению новой информации). Важно научить детей анализировать, чтобы они могли видеть не только части, но и признаки этих частей.

Для развития анализа можно поиграть с ребенком в игру «Найди лишнее». Ребенку предлагают несколько карточек с иллюстрациями различных предметов. Например, среди карточек с продуктами питания может оказаться картинка с несъедобным предметом. Ребенок, рассматривая картинки, должен определить, на основе анализа, какая картинка лишняя. Или же на карточках будут животные, а одна карточка может быть с изображением, к примеру, неживого предмета. Снова, проанализировав, ребенок выберет лишнюю картинку. Данная игра подходит, кстати, для тренировки таких мыслительных операций как синтез и классификация.    

НОВАЯ СТАТЬЯ » Детские стихи для развития речи «

Синтез

Очень сложно объединить отдельные элементы в единую конструкцию. Разрозненная информация не может принести пользу, поскольку она неполная. Синтез интересен как раз операция, соединяющая познания ребенка о сложном процессе объединения частей в одно общее. Благодаря синтезу, кстати, ребенок постигает умение читать, складывая из букв слоги, из слогов – слова, а из слов – предложения. 

Упражнение «Угадай что» поможет развивать синтез. Дошкольнику предлагается угадать предмет, который изображен на картинке, но саму картинку ребенок не видит. Ведущий рассказывает, что именно изображено, учитывая детали, его описание должно быть полным, чтобы ребенок смог сказать, что на картинке. Потом ребенок может сам попробовать описать картинку так, чтобы его сверстник сумел ответить правильно. Помимо синтеза это упражнение тренирует анализ. 

Классификация

Свойства предметов, их сходство или различие относится к классификации. В детском саду ребенок может научиться классифицировать предметы, к примеру, по составу.

Для развития умения классифицировать детям можно предложить сыграть в «театр», предложить сюжетно-ролевые игры. К примеру, в семью, так называемые «дочки-матери». Хорошо помогает получить навыки по классификации игра по конкретной теме: по сказке, по профессиональным признакам. Однако нужно учитывать возраст ребенка. Так, в младшей группе детского сада такое погружение в игру возможно только на четверть часа. В старших группах дети с удовольствием играют в ролевые игры почти час.    

СТАТЬИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЫ:

  • Развивающие игры Монтессори
  • Развитие по Никитиным
  • Развивающие методики для детей

Отзывы

Евгения, Челябинск:

Все дети развиваются по-разному, невозможно их взять и поставить в одни рамки. Мне как-то сказала воспитатель, что у меня сын отличается от детей из группы, мол, у него не такое мышление. Оказалось, что на занятии, когда детям предложили картинки животных и попросили убрать лишнюю, все дети убрали картинку с птицей, потому что она не животное, а мой сын разложил картинки на три кучки: в одной – птица, в другой – хищные звери, в третьей кучке – травоядные. Воспитатель сказала, что ребенок неправильно выполнил задание. А мне кажется, мой сын молодец. Просто для него такое задание было слишком простым, и он усложнил его самостоятельно.

Николай, Екатеринбург:

– К сожалению, наши дети стали мыслить бедно. Мы раньше с простой палкой могли массу игр придумать, а нынешние уткнуться в телефон и ничего их не интересует. Хорошо, что в детском саду проводят много занятий по развитию мышления, различных исследовательских игр, творческих. У нас в садике дети увлечены робототехникой, есть даже специальный класс и занятия ведет специальный преподаватель.   

Развитие мышления в дошкольном возрасте – один из важных этапов в развитии человека. Поскольку именно в детстве формируются особенности восприятия мира человеком и самого себя в нем, развивается психика, то нельзя пускать этот процесс «на волю». Опытный педагог поможет направить желания ребенка в нужное русло и развивать все виды мышления. 

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Источник