Развитие и формирование личности ребенка как педагогической проблемы
МКОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области
Статья на тему:
«Развитие личности, как педагогическая проблема»
Выполнил
учитель первой квалификационной категории
Малинина Т. С.
2019-2020 г.
Развитие личности, как педагогическая проблема.
Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой̆ единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Человек, определение — ст.слав. – лоб) – высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей.
Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный̆ конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний̆ продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Понятие индивид предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей̆, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной̆, интеллектуальной̆ и волевой̆ сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают. Развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида). В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной̆ возрастной̆ ступени к другой̆. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной̆ и духовной̆ сфере человека, обусловленный̆ влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качестве преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной̆ стороны, и причинами, влияющими на них, — с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями; развитие человека обусловлено мерой̆ его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении; развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной̆, биогенной̆, абиогенной̆), воспитания, собственной̆ практической̆ деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе ЦВ сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).
На формирование человеческой̆ личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающей̆, производящий̆) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов) К. Д. Ушинский̆ утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной̆ деятельности, обеспечивающей̆ формирование и совершенствование личностных качеств.
Человек — не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный̆ участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя. Некоторые авторы определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей̆ к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий̆»). Наукой̆ доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию. По наследству от родителей̆ к детям передаются —анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямо хождения, мышления, трудовой̆ деятельности; —физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; —особенности нервной̆ системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определённый̆ тип высшей̆ нервной̆ деятельности; —аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»; —предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный̆ диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).
Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей̆. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной̆ деятельности. Различают задатки двух видов:
общечеловеческие (строение мозга, центральной̆ нервной̆ системы, рецепторов)
индивидуальные(типологическиесвойстванервнойсистемы,откоторыхзависит скорость образования временных связей̆, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность;
индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей̆ коры головного мозга, органов и др.).
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий̆ уровень развития способностей̆ — талант, гениальность. Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей̆ (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной̆ основой̆ способностей̆, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной̆ деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей̆, а скорее о неадекватной̆ имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.
Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей̆. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей̆ было в роду Ч. Дарвина. В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены.
От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки — как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело- века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться. Вопрос этот очень сложный̆, ответственный̆. В последнее время позицию о генной̆ обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.).
Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой̆ происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.
Так же важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение —одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой̆), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой̆, учебной̆, познавательной̆, трудовой̆, общественной̆, политической̆, художественной̆, творческой̆, спортивной̆ и др.
Развитие личности происходит благодаря и самовоспитанию. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной̆ цели как субъективного, желательного мотива своей̆ деятельности. Субъективная постановка определенной̆ цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой̆ цели обеспечивает развитие личности. Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами — как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.
Список использованной литературы
1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999. 3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.
3. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999. 2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.
4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
5.Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.
6. Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.
7. Вайндорф-Сысоева М.Е. , Крившенко Л.П. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов выс. Учеб. Заведений. М., 2009
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
«Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер».
И.Ф. Харламов
Содержание развития
человека
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема имеет
различные аспекты, вследствие чего рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, психологией и др. Педагогика, в свою очередь, изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Изучая проблему развития личности, необходимо изначально обратиться к рассмотрению понятий «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность».
Индивид – единичное, целостное, неделимое, самостоятельное природное существо, каждый отдельный человек в сообществе других. Полноценное развитие индивида определяют прежде всего наследственность, физические свойства человеческого организма.
Человек – представитель уникального вида живых существ — homo sapiens, высшая особь живого развития на Земле, субъект деятельности и культуры. Выступает в единстве своих космоэнергетических, биологических, психических и социальных свойств. Продуктивное развитие человека зависит в первую очередь от разумного взаимодействия его со своей средой обитания,
Индивидуальностъ – особенное, самобытное, свойственное данному индивиду природное и социальное своеобразие, выраженное человеком в мире своих способностей и стремлений, личных отношений и жизненных смыслов, а также физических характеристик. Развитие индивидуальности определяется системой воспитания и самовоспитания.
Личность – социальное состояние индивида и индивидуальности, присущее только человеку, выраженное в устойчивом комплексе проявляемых отношений, гибкого изменения черт поведения в обществе. Личность составляют те качества, которые человек обретает в процессе социального взаимодействия, познания, отношений, деятельности и общения на основе собственной активности и самостоятельного самосозидания. Качества личности – ее сложившиеся черты, устойчиво проявляющиеся в поведении, органичный сплав реальных действий, внутренних отношений и переживаний. Зависят от ценностных смыслов жизни общества и индивида. Закрепляются через внешние деяния, поступки, действия человека [5, с.60–61].
Исходя из рассмотренных понятий, содержание развития человека мы можем представить следующим образом:
Содержание развития человека | ||
Индивид | Индивидуальность | Личность |
Биологическое становление: – анатомо-физический рост организма; – рост физической энергии; – развитие нервной системы, мозга; –половое созревание; – проявление темперамента; – развитие задатков | Психическое развитие: – развитие восприятия; – развитие эмоций; – развитие интеллекта, мышления; – развитие потребностей; – развитие воли, характера; – развитие склонностей | Социальное становление: – интересов; – переживаний и стремлений; – сознания и речи; – мотивация; – отношений, ценностей, способов и смыслов действия; – способностей |
Однако для педагогики кардинальным является не только вопрос содержания развития личности, но и факторов, влияющих на ее развитие.
Развитие личности.
Факторы развития
Развитие личности – закономерный рост, необратимое во времени количественные и качественные изменения, направленные на совершенствование биологических, психических
и социальных структур и свойств человеческого индивида и индивидуальности. Развитие личности основано на непрерывном созревании природных сил и активном индивидуальном «переводе» существующих культурно-духовных ценностей во внутренний мир отношений человека – мир его смыслов, стремлений, интересов. Развитие личности представляет собой качественный результат процессов воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, специального обучения, просвещения и социализации человека [3, с.46].
Развитие личности осуществляется во времени (астрономическом, биологическом, социально-историческом, психологическом); в пространстве (природном, социокультурном); в процессах (воспитания, обучения, деятельности, общения, познания и т.д.). Развитие личности характеризуется:
– преобразованием природных ресурсов в силу времени и действия различных факторов (природных, биологических, общественно-культурных);
– индивидуальным становлением (воспитанности, образованности,
культурности, сознания) в процессе освоения ценностей окружающего мира.
Развитие личности осуществляется под влиянием факторов – движущих сил, причин процесса изменения, становления сущности явления. К факторам, оказывающим воздействие на процесс продвижения и становления личности, относятся генотип, индивидуальная активность человека, среда и воспитание.
Генотип – (от греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) совокупность генов данного организма, полученная в наследство от родителей (генетическая конституция и т.д.). Влияние наследственного генотипа по-своему сказывается на степени и скорости физического развития в каждом конкретном периоде человеческой жизни.
Активность человека – (от лат. activus – деятельный, энергичный) – усиленно деятельное состояние отражения и преобразования действительности, принимающее ведущее участие в развитии человека, становлении его личности.
Среда – совокупность жизненных условий, конкретное физическое, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальностъ, реализует себя как личность. Среда влияет на развитие организма человека, становление его индивидуальности и личности. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение всей своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение. Таким образом, осуществляется интеграция личности в социальную систему, что характеризует процесс социализации личности – непрерывного процесса длящегося в течение всей жизни человека. Сущностный смысл социализации личности раскрывается на пересечении таких процессов как, адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация личности.
Воспитание – упорядоченный способ духовного воспроизводства людей, передача социального и культурного опыта из поколения в поколение. Воспитание – целенаправленный и систематический процесс воздействия на человека с целью формирования у него определенных личностных качеств. Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание и др.). Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с названными функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Формирование личности происходит, прежде всего, в процессе социального воспитания, образования человека как индивидуального общественного существа, становления его целостного облика как субъекта – с его стремлениями и интересами и объекта общественных отношений – с их нормами, традициями, установками. Формирование личности реально воплощает процесс социального развития человека в индивидуальном образе мыслей, утверждение самостоятельных и ответственных способов деятельности, самореализации человеческой индивидуальности в культурно-историческом социуме.
В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления, а именно: биологическое,
социологическое и биосоциальное.
Ознакомимся более подробно с некоторыми существующими в педагогике и психологии теориями детского развития, авторы которых рассматривают с разных позиций проблему развития и формирования личности на основе выделения ведущих факторов.
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ | |
Психоаналитическая (А. Гезелл, 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, П. Симонов) | Эмоции; межчеловеческие отношения; опыт раннего семейного общения; преодоление конфликтов, решение жизненных задач, удовлетворение желаний социально приемлемыми способами |
Когнитивная (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Д. Дьюи) | Мышление, познание, развитие интеллекта и нравственных норм поведения в процессе усвоения знаний, исследование жизни путем деятельности |
Поведенческая (бихевиористская (Д. Локк, Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) | Среда, обучение путем наблюдения, подражание образцам поведения, упражнения и выполнение задании с позитивным подкреплением, поощрение социально приемлемого поведения. |
Биологическая (генетическая) (К. Лоренц, Боулби, М. Клаус, Д. Кеннелл | Генетически запрограммированное подражание «импринтинг» (впечатанное поведение по образцу), детское накопление опыта по генетическим программам на наиболее чувствительных (критических) этапах естественного становления |
Социоэнергетическая (культурно-родовая) (Э. Вильсон, Д. Радьяр Л.С. Выготский, П.А. Флоренский) | Наследственность; пол; время появления ребенка на Земле в единстве с именем, данным ему при рождении; взаимодействие (доброжелательное от природы); милосердие как основа выживания и становления среди других соответствующей личности с ее образом «Я». |
Гуманистическая (Ж.Ж.. Руссо, А. Маслоу, Э. Берн, В. Сатир, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили) | Ребенок – от природы мыслящий субъект, ориентирующийся в социальном мире; уникальная личность с индивидуальным восприятием, способностями, потребностями в любви, творчестве, самореализации. Воспитатель – помощник в самореализации свойств ребенка. |
Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечение и инстинктов. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциалъного направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. те результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.д.) [1, с.122].
Пути, источники, зако-
номерности развития
личности
Выделяются два основных пути становления личности – филогенез и онтогенез. Филогенез (от греч. phyle – род, племя, вид + genesis – происхождение) – исторический путь человечества, эволюция человеческого
рода, в ходе чего изменялись, совершенствовались отношения человека с окружающим миром, сам человек, его индивидуальность. Филогенез отражается в жизненных проявлениях современной личности, в форме ее исторической памяти, мировосприятия, в подсознательном реагировании на окружающий мир.
Онтогенез – (от греч. ontos – сущее и genesis – происхождение, рождение) – путь развития отдельно взятого индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления, до высшего расцвета (акме) и угасания. Онтогенез характеризуется индивидуальным своеобразием, свойственным данному отдельному человеку, кратким воспроизведением отдельных фаз филогенеза в ходе развертывания жизненного пути индивида и личности,
В качестве источников становления личности выступают деятельность, переживание и социальная ситуация развития.
Деятельность – важнейшая сфера развития личности, форма активного
отношения и взаимодействия с окружающим миром. Содержанием
деятельности человек изменяет окружающую действительность и себя
самого, достигает реализации своих внутренних сил, решения выбранных
задач, сознательно поставленных целей. Деятельность включает в себя
структурную цель, средства и результат, имеет свой процесс и цикл
осуществления — от начала до завершения в соответствии с выбранной
задачей. Реализация деятельности формирует образ мыслей, способы
самостоятельных действий личности, закладывает основы и качества ее
поведения в социокультурном пространстве. Основные виды деятельности,
развивающие личность: игра, труд, познание, общение, речь, творчество,
Переживание – особая форма активности человека, выраженная эмоциональным состоянием, выступающим в его сознании как событие собственной жизни. Переживание является важным механизмом в развитии личности, регулятором стремлений, отношений, смыслов, целей, индивидуальных выборов сфер деятельности и поступков человека.
Социальная ситуация развития – специфический для каждого возрастного периода социокультурный контекст, образовательная среда, которая определяет образ жизни, опыт деятельности, систему отношений, переживаний, социальный роли, внутреннюю позицию, свойства личности, важнейшие психические новообразования данного возраста. Социальная ситуация включает в себя объективные условия онтогенеза и социогенеза, социальные характеристики возраста в данном обществе.
Становление личности обусловлено закономерностями развития человеческой индивидуальности, которые мы рассматриваем как внутренние импульсы и механизмы, объективно действующие связи явлений и процессов, обеспечивающие достижение новых качественных состояний человека. Закономерности развития личности базируются на возникновении, борьбе и единстве противоположностей явлений, переходе их количества в качество; повторении изменения на более высокой базе («отрицании отрицания»); единстве и системности связей между разными явлениями, «скачкообразности» в их движении; цикличности, эволюционности, разнонаправленности в скорости проявлений различных сущностей (прогрессе, регрессе).
В числе ведущих закономерностей развития личности выделяются:
– развитие личности обусловлено последовательным включением человека в социально-предметную деятельность. Чем шире круг деятельности, в которую человек включен с детства, тем богаче его личность;
– развитие личности органично связано с взаимодействием и общением ребенка с окружающим миром. Чем богаче общение и отношения, тем интенсивнее процесс становления личности;
– развитие личности определяется мерой активного индивидуального участия человека в построении своей собственной жизни. Чем больший смысл и значение приобретает для него «присвоение» социальных ролей, норм и культуры, тем интенсивнее процесс становления личности;
– развитие личности осуществляется в меру заботы общества о воспитании и образовании. Чем целенаправленнее воспитание и обучение учитывают природный потенциал ребенка, тем эффективнее развитие личности;
– чем в большей мере воспитание и образование учитывают возрастную стадию развития ребенка, чем в большей степени взрослые поощряют самостоятельность и уверенность ребенка в своих силах, тем выше уровень социальной самореализации личности в подростковом и более старшем возрасте.
Закономерности развития личности исходят из самодвижения явлений, их самоактуализации в силу неустойчивости структур, неодинакового влияния энергии разных периодов существования человека и его индивидуальности в различных жизненных, культурных и социальных условиях жизнедеятельности индивида.
Сущность и осо-бенности возрастного развития личности
Возраст – это временнóй период, отличающийся совокупностью закономерных качественных изменений всего облика человека, свойственных именно данному этапу жизни; ограниченная во времени ступень
физического, психического и социального развития человека.
Возрастные границы не абсолютны, подвижны, связаны с конкретно-историческими условиями существования человека, воспитанием, деятельностью и общением, внутренним психическим преломлением, переживанием внешних условий жизни.
Конкретная периодизация возрастов жизни тесно связана с существующими социальными условиями становления психических и физических особенностей личности, отмечена обретением определенных социальных прав и обязанностей человека в данном обществе. Учет конкретного времени индивида, его возрастных особенностей – важнейшая закономерность и исходный принцип эффективного воспитания и образования человека. Современную периодизацию возрастного развития личности можно представить следующим образом:
Источник