Малые фольклорные формы в развитии ребенка

Родионова Вера Анатольевна
Детский фольклор. Малые фольклорные формы

Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери фольклорные произведения. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.

Игры — забавы с маленькими детьми. («Сорока», «Ладушки», «Коза» и другие) Потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе с взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями — играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Баю-баюшки-баю

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Сашу не буди.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят — поспят, всему миру спать велят.

А котики серые,

А хвостики белые,

По улицам бегали,

По улицам бегали,

Сон да дрему собирали

Вы коты, коты, коты,

У вас желтые хвосты.

Вы коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

Уж ты, котинька-коток,

Кудреватенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

Нашу Лидочку качать.

Я тебе ли то, коту.

За работу заплачу,

Дам кувшинчик молока

Да кусочек пирога,

Белей папыньки

В обе лапыньки.

Баю-баюшки, баю

Мою милую лю-лю

В няньки я к себе взяла

Ветра, солнце и орла.

Улетел орел домой

Солнце скрылось под горой,

После ветер трех ночей

Вернулся к матушке своей.

Ветра спрашивала мать

Где изволил пропадать?

Волны на море гонял,

Золоты звезды считал?

Я на море волн не гонял,

Золотых звезд не считал

Малых деточек улюлюкивал!

Ой-люли-люди-люли

Прилетели журавли

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги

Они сели на ворота

А ворота скрип-скрип

Не будите мою Ладу

Она спит-спит.

Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Травка-муравка

Со сна поднялася.

Птица — синица

За зерно принялася,

Зайки — за капусту,

Мышки — за корку,

Ребятки за молоко.

Потягуси, потягуси,

Пролетали низко гуси,

Потягуси, потягушечки,

Перья мягкие в подушечке,

Эти перья-потягусеньки

Подарили гуси Дусеньке.

Вода текучая,

Под горою баня топится

Кошка моется, торопится.

Там стоят 19 котят,

Все помыться в баньке теплой хотят!

Уходи с дороги кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ

Наша Танечка идет,

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ,

Вот какая Танечка.

Каждому свое:

Печке — полено,

Корове — сено,

Трава — теленку,

Вода — ягненку,

А тебе, сыночек,

Сахару кусочек.

Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу.Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

(Бабушка добренька)

Попили, поели, ш-у-у-у.

Шуууу! (Домой) Полетели!

На головку сели! («Ладушки» запели)

Сели посидели,

Дальше (Домой) полетели!

Сорока!

Сорока, сорока!

Где была?

— Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Читайте также:  Что делать если ребенок отстает в физическом развитии

На порог скакала —

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому не дала:

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печаку не топил,

Кашку не варил…

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками – топ-топ!

Глазками – хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

Большаку дрова рубить (большой палец).

А тебе воды носить (указательный,

А тебе пёча топить (безымянный,

А малышке песни петь (мизинец)

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Заклички- один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила.

Радуга-дуга,

Перебей дождя –

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

Водичка водичка,

Умой мое личко!

Чтоб глазенки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Дождик, дождик, пуще лей!

Чтобы было веселей!

Дождик, дождик, лей, лей!

На меня и на людей!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Буря — Баба Яга,

Иди с моря на луга!

Там лук, чеснок,

Киселя горшок,

Каша масляная,

Ложка крашеная.

Ты поешь, посиди,

А на море не ходи!

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок.

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога.

Ягода клюква,

Покажись крупна,

Да подснежная,

Да валежная.

Мы тебя искали,

По кочкам скакали.

Считалки- в детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

У сороконожки заболели ножки:

Десять ноют и гудят,

Пять хромают и болят.

Помоги сороконожке

Посчитать больные ножки.

Я маленькая девочка

Я в школу не хожу.

Купите мне сандалики —

Я замуж выхожу!

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Вышел немец из тумана

Вынул ножик из кармана

Буду резать, буду бить —

С кем останешься дружить?

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить —

Всё равно тебе водить!

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Под горою у реки

Живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!

Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.

Расскажите про покупки,

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.

Выдра в ведре с водой утонула.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шуршит шелками

Жёлтый дервиш из Алжира

И, жонглируя ножами,

Штуку кушает инжира.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило,в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:

«Висит груша — нельзя скушать».

Загадка может представить собой и простое описание предмета, например,

«Два конца-два кольца, а посередине гвоздик».

Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

может плавать и нырять,

как его родная мать.

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.

На чужой спине едет,

на своей груз везёт.

«Полная горенка гусей да лебедей»

«Два моря, два горя на крутых

горах на дуге висят»

«Конь бежит — земля дрожит»

Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот и с ног долой.

Дразнилки — это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.

Дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировались дразнилки. Сейчас дразнилка может не только связываться с именем,но и высмеивать какие-либо отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость. Впрочем, сохранились и беспричинные дразнилки.

Ванька-встанька карапуз,

Надевай большой картуз.

Каравай съешь хлеба,

Вырастешь до неба!

Володя-Володей –

Полна шапка сухарей.

Сухари горячие,

Три копейки сдачи.

Лешка-лепешка,

Голова с лукошко,

Шапка колышком,

Ноги бревнышком.

Ленчик-пончик,

Съел батончик,

Поросенка и быка,

Выпил кринку молока,

Еще клеть поел хлебов,

Три корзины пирогов.

Наша Паша тоненька,

Как ярова соломинка.

А в лапотки обуется –

Как пузырь надуется.

Николай-басурай,

Полезай на сарай,

Там комарика дерут,

Тебе лапку дадут.

Читайте также:  Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка педагогика

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй.

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

Дуня-пышка

На улицу вышла,

На кочку села,

Комарика съела.

Переклички — это стихи, призванные подражать какому-нибудь явлению природы или животному.

Тебе поклон послали.

— Хто?

— Маша.

— Какая Маша?

— Свинья наша!

— Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А вкусный был?

— Очень.

-Тит, а Тит?

— Чево?

-Иди молотить.

-Брюхо болит.

-Ходи кашу есть.

-А где моя большая ложка?

— Куды, Фома, едешь,

Куды погоняешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— На что тебе молоко?

— Ребяток поить.

Скажи: двести.

-Двести.

-Голова в, тесте!

-Что лучше: вишня или слива?

— Вишня.

-Пуговица лишня.

Я буду рассказывать,а ты говори: «И я тоже.»

— Ладно.

— Пошли мы в лес.

— И я тоже.

— Вырубили корыто,

— И я тоже.

— Налили помои.

— И я тоже.

— Свиньи стали ись.

— И я тоже.

— А ты разве свинья?

«Чей нос?»

«Мокеев». –

«Куда едешь?»

«В Киев». –

«Что везешь?»

«Рожь». –

«Что возьмешь?»

«Грош». –

«Что купишь?»«Калач». –

«С кем съешь?» – «Один (а)». –

«Не ешь один! Не ешь один!»

Небылицы — это короткие песенки или стихи, в которых реальные связи явлений и предметов специально нарушены, смещены. В центре внимания небылицы — какая-нибудь невозможная ситуация, за которой, однако, сообразительный человек угадает правильное положение вещей.

Снег идет! Жара такая! Птицы с юга прилетают! Все вокруг белым-бело — Лето красное пришло!

Лошадь ехала с рогами, Плыл козёл по мостовой, Семимильными шагами Червячок шёл с бородой!

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.

Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне,

Топорищем подпоясан,

Ремень за пояс заткнут,

Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун!

Ёжик крыльями махал И как бабочка порхал.

Заяц сидя на заборе, Громко-громко хохотал!

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился!

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвостик потеряла. Ваня в лес пошел, Лисий хвост нашел. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,

Ваню хвост отдать просила.

Вы послушайте, ребята, Моей сказки небогатой

От конька-горбунка и медведя-плясунка: Уж как пестрая свинья на дубу гнездо свила,

Гнездо свила, детей вывела. Шестьдесят поросят по сучочкам сидят. Поросята визжат, полетать хотят, полетели, полетели! Уж как по небу медведь летит,

Медведь летит, головой вертит! А несет-то он коровушку, Черно-пеструю, белохвостую! А коровушка летит да хвостищем-то вертит,знай медведю мычит: — Давай вправо! Давай влево! А теперь вот напрямик!

К общим признакам поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. Поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.

«Свинья под дубом»

«Не из храброго десятка»

«Ни пава, ни ворона»

«Свистать себе в кулак»

«Отправился к чёрту на кулички»

«Не лезет за словом в карман»

«Свалился как снег на голову».

«Бить баклуши»

«Собака на сене»

«Когда рак на горе свистнет»

«После дождичка в четверг»

«Семь вёрст до небес и всё лесом»

ПОСЛОВИЦА – представляет собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение.

«Не красна изба углами — красна пирогами»

«Чем богаты — тем и рады»

«Какова хозяйка — таков и стол»

«Смелый там найдет, где робкий потеряет.»

«Не поклоняясь до земли и грибка не поднимешь»

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Береги нос в большой мороз»

«Под крепкими ногами [дорожные] камни мягкие»

Источник

Алеся Полякова
Педагогическая гостиная «Малые формы фольклора в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

План-конспект педагогической гостиной

«Малые фольклорные формы в работе

с детьми раннего дошкольного возраста»

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Предварительная работа:

1. Беседа с родителями на тему русского народного фольклора.

2. Устный опрос родителей, на тему «Использование малых форм фольклора в воспитании детей».

3. Задание для родителей: подготовить видеозапись или фото, отражающие использование русского народного фольклора дома.

Участники: воспитатель и родители группы кратковременного пребывания.

Оборудование: проектор, магнитофон.

…Человек, не прирученный с пеленок к своей почве, едва ли к ней приживется. А как ему к ней приурочиться, коли он соком её не питался и едва ли её знает?

В. И. Даль

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети ясельного возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Так что же означает слово «фольклор»?

Фольклор (устное народное творчество — от английских слов «Folk» -народ, «Jore» -знание) – народная мудрость, народное знание, выраженные в словесном творчестве. Термин «фольклор» появился в 1846 г. в Англии. Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на протяжении веков. Устное – нет письменных источников (тогда не было печатных книг, поэтому существуют варианты разных произведений.

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения, которые можно назвать детским фольклором. К ним относятся: колыбельные песни, частушки, песни, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая выполняет важнейшую роль в жизни каждого народа.

Читайте также:  Школа развития для ребенка 3 года уфа

Произведения детского фольклора помогают становлению и развитию личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоению им культурных богатств, предшествующих поколений, что обеспечивает преемственность и сохранность духовного облика народа.

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Народные игры, колыбельные песни, русские народные сказки.

Для детей раннего возраста самыми главными являются следующие произведения русского народного фольклора: народные игры, пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки.

Хотелось бы немного рассказать о своем применении русского народного фольклора в общении с детьми.

Вот ребенок приходит ко мне в группу. Тут его жизнь существенным образом меняется: режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Поэтому необходима такая организация жизни ребенка в группе, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к новой жизни среди незнакомых людей, использовала народные игры–забавы, например, такие как: «Заинька, попляши».

Малыши легко соглашаются поиграть в народные игры, их настроение улучшается и в дальнейшем становится интересным и полезным занятием. Ведь народные игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, то есть отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.

Проведение народных игр требует от взрослого знания и выполнения определенных условий:

• добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);

• непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

• многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

• наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);

• предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки и потешки. Они поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра: подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая одну из пестушек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

Ручки-ручки – потягушки

И ладошки – похлопушки.

Ножки-ножки – топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки – Чмок!

В раннем детстве ребенок еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становятся потешки, сопровождаемые пальчиковыми играми. Потешка – это песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».

Пестушки и потешки оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты.

Умывая дома малыша, проговаривайте ему:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Детка умывается,

Солнцу улыбается!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления.

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Иногда девочки не любят расчесываться. И мы вместе рассказываем такую потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырани ни волоса.

Расти, косонька, до пят —

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся.

Когда дети собираются на улицу:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки:

Это – с правой ножки,

Это с левой ножки.

Вот так хорошо

Когда вы вечером укладываете малыша спать, спойте ему колыбельную песенку. Дети охотно её слушают, память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитаниии, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики.

Пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки, народные игры играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Источник