Развитие грубой моторики ребенка

Татьяна Мазур
Развитие крупной моторики
Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.
Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.
Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.
Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.
Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.
Схема развития крупной моторики у детей в возрасте от 1 года и до 6 лет.
Схема развития у ребенка крупной моторики (данные в годах).
1. Передвигается в пространстве при помощи взрослых.
2. Наклоны вперед и вверх.
3. Ходит задом.
4. Попадает по мячу отбивая его.
5. Бросая мяч вверх может его поймать.
6. Свободно передвигается по ступенькам.
7. Стоит на одной ноге.
8. Прыгает на месте на двух ногах
9. Катается на велосипеде (крутит педали).
10. Стоит поочередно на одной ноге более 10 секунд.
11. Подпрыгивает на одной ноге.
12. Кидает и ловит мяч.
13. Ходит на пятках.
Каждая из закрашенных полосок соответствует нормам возраста детей, в период которого появляется новая способность ребёнка, обозначенная 1 уровень соответствует 1 способности.
Когда у детей наблюдается отставание или опережение развития крупной моторики частичное по одному или двум показателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупной моторики. В таких случаях необходима своевременная помощь по коррекции этих отклонений.
Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.
Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.
Игра «Зазеркалье»
Возраст детей: от 3 лет.
Можно проводить и в группе и на улице.
Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.
Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.
Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.
Игра «Мишка»
Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.
Возраст детей: от 3 лет.
Мишка косолапый
По лесу идёт, (идем как мишки)
Шишки собирает, (наклоны вперед)
Песенки поёт. (поем ля-ля-ля)
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб. (ударяем себя по лбу)
Оступился Мишка
И об землю – топ (топаем ногой)
Засвистел на ветке
Пересмешник дрозд:(ищем на верху взглядом)
— Мишка косолапый
Наступил на хвост! (топаем ногой)
А за ним вдогонку
Пятеро зайчат: (прыгаем как зайчата)
— Мишка косолапый! –
Из кустов кричат. (кричим, руки ко рту –«Мишка»)
Подхватил дразнилку
Весь лесной народ.
— Мишка косолапый
По лесу идет. (кричим, руки ко рту –«Мишка косолапый»)
Бросился к берлоге
Маленький медведь: (бежим по кругу)
— Чем такие ноги –
Лучше умереть!
Спрятался за шкафом (приседаем на корточки)
И ревёт ревмя:
— Мишкой косолапым
Дразнят все меня! (качаемся сидя)
Мама удивилась: (гладят друг друга по плечу)
— Глупенький сынок,
Я всегда гордилась
Формой твоих ног.
Я ведь косолапа, (идут по кругу, косолапя)
И папа косолап,
Косолапил славно
И дедушка Потап!
Мишка косолапый (идет по кругу расправив плечи и подняв голову)
Стал ужасно горд.
Вымыл с мылом лапы, (потирают руки)
Съел медовый торт.
Вышел из берлоги
И как заорёт: (руки вверх,подпрыгивают и кричат: «Мишка косолапый по лесу
идёт).
— Мишка косолапый
По лесу идёт!
«Хомка»
Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)
Полосатенький бочок (потираем бока)
Хомка раненько встает (встаем)
Щечки моет, шейку трет. (руками двигаем не задевая лица)
Подметает хомка хатку (наклон вниз, движения руками)
И выходит на зарядку. (идем по кругу)
Раз, два, три, четыре, пять –(руки сгибаем ладошками достаем до плечей)
Хочет Хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)
Ручками похлопает (хлопают руками)
Ножками потопает (топают ногами)
Крепко свой бочок потрет (трут бока)
И опять гулять пойдет. (идем по кругу)
Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.
Здоровье детей и их будущие достижения в ваших руках, уважаемые педагоги!
Литература
Т. Е. Харченко «Гимнастика в детском саду»
Ж. М. Глозман, «Нейропсихология детского возраста» 2009.
Ч. Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2009.
И Соловей «Детская психология», 2011
Н. А. Бернштейн «Очерки о физиологии движений и физиологии активности». 1966.
Источник
/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет
О чем часто забывают мамы
- Вы знаете, что крупная моторика развивается раньше мелкой?
- Как развивать крупную моторику
- Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика
- Комплекс упражнений для развития крупной моторики
Все мамы знают о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни они начинают давать малышам в ручки мелкие предметы, шьют замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагают поиграть с крупой. На нашем сайте вы тоже можете найти множество полезных рекомендаций на этот счет, например, рассказ об использовании грецких орехов для развития мелкой моторики (что, кстати, гораздо практичнее, чем игры с крупой, которые заканчиваются генеральной уборкой).
Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда им надеждам суждено сбыться: занимались-занимались с ребенком, а он пишет, как курица лапой… Обидно!
А дело в том, что уделяя столько внимания мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс. Специалист по лечебной физкультуре Владимир АХУНОВ напоминает мамам, что важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.
Крупная моторика развивается раньше мелкой
” Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Развитие мышц, рассказывает Владимир Ахунов (он работает с ребятами из частных детских садов «Золотой ключик» и «Мишутка»), начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика — без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.
Как развивать крупную моторику
Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.
- Первое и самое простое – это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
- Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
- Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.
Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело .
Кстати, отмечает Владимир Ахунов, не только упражнения развивают крупную моторику.
” Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.
И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.
Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика
— Наибольший интерес у детей, — говорит Владимир Ахунов, — вызывают игры на зеркальное отражение и метание, это и есть самые популярные способы развития крупной или как ее еще называют общей моторики.
Современных детей, продолжает наш специалист, непременно надо заставлять двигаться. По его наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.
— Для девочек слишком мало подвижных игр, — говорит Владимир, — у мальчиков их гораздо больше.
Дети сейчас живут в таком комфорте, завершает нашу беседу эксперт:
” — Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все — познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.
В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.
30.09.2015
Автор: Наталья Нашталова
Комплексы упражнений для развития крупной моторики от дефектолога Екатерины Сороко
Упражнения для головы, рук и плечевого пояса
- Приподнимание головы, из положения лежа на спине.
- Наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад.
- Движения головой по кругу.
- Плавные движения руками вперед, вверх, в стороны.
- Перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной.
- Соединение рук перед грудью и за спиной.
- Поднимание и опускание плеч.
- Выполнение движений плечами и руками по кругу.
Упражнения для туловища
- Повороты туловища в левую и правую стороны.
- Наклоны вперед.
- В положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой).
- Лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног.
- Движение ногами аналогично езде на велосипеде.
- Лежа на спине одновременно поднимать и опускать обе руки.
- Лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги.
- Лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами.
Прочтений: 50396
Источник
Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Педагог-психолог Геркова Ольга Романовна,
детский сад №77 «Аистенок», г.Мытищи
Здравствуйте, дорогие родители дошколят! Сегодня мы с вами поговорим о важности развития крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мы поговорим и о младших детях- от 2 до 5 лет, и о старших дошкольниках- от 5 до 7 лет. Пару слов о том, почему это так важно? Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на развитие мозга, на развитие мышления. Ум ребенка находится на кончиках пальцев! Развивая пальчики и кисть руки- мелкую моторику- мы стимулируем развитие всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Но мелкая моторика хорошо развивается только в случае, если развита крупная моторика. Нельзя начинать развивать мелкую моторику и не заниматься общей координацией движений. Во всем должен быть баланс и постепенность.
Крупная моторика- это основные движения нашего тела: рук, ног, туловища, шеи. Это координация, это ловкость, это походка. Это общее физическое состояние ребенка. Крупная моторика у ребенка развивается с рождения, и мы ему помогаем, когда учим его переворачиваться, когда выкладываем на животик, когда делаем ему массаж и гимнастику, когда учим его плавать в большой ванне, когда учим его делать первые шаги, когда учим его прыгать, кататься с горки, кататься на велосипеде, бросать мяч и т.п.. Вся природа ребенка с рождения до школы направлена на постоянное движение. Чтобы развиваться- ребенок должен двигаться! Двигательная активность- залог хорошей работы мозга!
Что мы можем сделать, как помочь в развитии крупной моторики?
- Активные прогулки на свежем воздухе- все детские площадки сейчас это мечта! Не запрещайте детям лазить и карабкаться. Да, страшно. Но будьте рядом, подстраховывайте, со временем он сам научится быть осторожным. Полезно ходить по узкой поверхности- скамья или бордюр. Прыгать на двух ногах и на одной по очереди. Прыгать на скакалке. С 5 лет ребенок вполне способен обучиться прыжкам на скакалке.
- Езда на самокате и велосипеде.
- Игра с мячом- бросать, ловить, пинать ногой, бросать в кольцо- прекрасное развитие координации. При этом с размером мяча можно импровизировать- от теннисного до волейбольного. Помните- чем меньше ребенок- тем больше должен быть мяч! И наоборот. Старших дошкольников можно учить жонглировать.
- Плавание. Тут без комментариев- только польза.
- Любой спорт или танцы на уровне систематических занятий. Для дошкольников это обычно не профессиональный уровень, но нам ведь нужно общее развитие, а не олимпийская медаль. В первую очередь ребенку это должно нравиться! Очень хорошо развивают мозг сложнокоординированные виды спорта- как художественная или спортивная гимнастика, фигурное катание, акробатика. Когда разные части тела делают разные движения.
- Коньки и ролики. С 4 лет вполне доступны. Горные лыжи сюда же! Отлично развивают координацию и чувство равновесия. Не забывайте о защите!
С крупной моторикой разобрались- теперь о мелкой моторике. Точнее- о тонких движениях пальцев и кисти. О том, насколько это важно, долго говорить не буду, это очевидно. Ум ребенка на кончиках пальцев. Подчеркну также и то, что развивая мелкую моторику в дошкольном возрасте- мы готовим руку ребенка к письму.
Упражнения для развития мелкой моторики. Все упражнения выполняем в игровой форме. Запомните важное правило- все упражнения выполняем по очереди обеими руками, сначала одной, потом другой.
- Игры-шнуровки. Продеваем шнурок в дырочки, учимся завязывать узелки и бантики (с 5 лет).
- Нанизывание бусин на веревочку или проволоку. Так же это может быть скрепка- раскрываем ее и нанизываем мелкие бусинки. Детям постарше можно дать тонкую проволочку и мелкие бусинки или бисер.
- Лепка из пластилина. Чем младше ребенок- тем проще должны быть поделки- это колобок, колбаска, бараночка. Пусть слепит угощение для мишки или для куклы- тарелочку с пирожками или баранками. Так же можно делать пластилиновые картины- мама нарисовала солнышко, а ребенок лепит лучики из пластилина. Или мама нарисовала домик- ребенок лепит заборчик из пластилина. Можно делать пластилиновые аппликации и использовать природный материал- к пластилину приклеивать гречку, или ракушки, или мелкие камушки.
- Игры с мозаикой и мелким конструктором лего. Так же много игр с магнитами: магнитные мозаики, конструктор- тоже будут очень полезны.
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую. Это может быть гречка, пшено, манка. Можно пересыпать маленькой чашкой или ложкой.
- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох или мелкую фасоль, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов — указательным и большим пальцами в другую миску.
- Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.
- Хорошее упражнения для развития координации движений руки- складывание салфеток по размеченным линиям. Для детей постарше- оригами.
- Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.
- На края пластиковой мисочки или небольшой коробки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край.
- Приготовьте разные по размеру пластиковые бутылки из-под воды, шампуня, йогуртов, косметических средств и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
- Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить. Это занятие для детей с 4-х лет.
- Налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену при помощи венчика. Чтобы было меньше уборки потом- лучше это занятие проводить в ванной.
- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее. С 4 лет начинаем упражняться в вырезании ножницами. Сначала учимся резать по прямой линии, и только когда навык будет освоен- учим ребенка фигурному вырезанию из бумаги.
- Изоуголок. Оборудуйте вашему ребенку изоуголок, где он будет с интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую моторику рук. В изоуголке разместите пластилин, глину (для самых маленьких — соленое тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды, матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, карандаши, цветные восковые мелки.
- Если маленький ребенок еще не держит в руках карандаш или кисточку- учимся рисовать поролоновыми губками, ватной палочкой, пальчиками.
- Очень интересна и полезна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить в разные цвета и при помощи кулечка, напоминающего кулинарный, но с очень тонким отверстием, можно рисовать. При помощи сухого песка можно делать аппликации.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
3. Лепить из теста печенье.
4. Открывать дверь или почтовый ящик ключом.
5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
8. Вешать белье, используя прищепки.
9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
10. Помогать перебирать крупу.
11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
12. Собирать на даче или в лесу ягоды.
13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
14. Вытирать пыль, ничего не упуская.
15. Включать и выключать свет.
16. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
17. Перелистывать страницы книги.
18. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
19. Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Можно дать ему постирать мелкие вещички- носовой платок, перчатки, носки.
20. Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.
21. Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.
22. Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме. Походит для детей с 5 лет.
Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных взрослых дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.
Источник