Развитие грамматического строя у ребенка 6 лет

Евстигнеева Виктория Владимировна
Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5–6 лет

«Скажи наоборот»

Цель:

усвоение образования слов во множественном числе.

Примерный речевой материал:

шар. (шары)

комар. (комары)

гриб. (грибы)

шкаф. (шкафы)

стол. (столы)

мяч. (мячи)

сапог. (сапоги)

петух. (петухи)

паук. (пауки)

пирог. (пироги)

дом. (дома)

глаз. (глаза)

лес. (леса)

окно. (окна)

ведро. (ведра)

корова. (коровы)

роза. (розы)

пила. (пилы)

лимон. (лимоны)

слива. (сливы)

тетрадь. (тетради)

книга. (книги)

кубик. (кубики)

ложка. (ложки)

мышка. (мышки)

«Чего много?»

Цель:

усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

стул — много стульев:

дерево — много деревьев;

перо — много перьев;

колесо — много колес;

тетрадь — много тетрадей.

«Мой—моя—мое—мои»

Цель :

упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?», правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

«Посчитай».

Цель:

практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

«Услышь ласковое слово».

Цель:

освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок;

голос — голосок;

петух — петушок;

старик — старичок;

друг — дружок;

снег — снежок;

бок — бочок;

круг — кружок;

береза — березка;

шуба — шубка;

лошадь — лошадка;

корова — коровка;

капля — капелька;

рука — ручка;

нога — ножка;

береза — березонька;

ночь — ноченька;

дочь — доченька;

Оля — Оленька;

рука — рученька;

нога — ноженька;

подруга — подруженька;

лиса — лисичка;

вода — водичка;

сестра — сестричка;

голова — головушка;

зима — зимушка;

зерно — зернышко;

перо — перышко;

крыло — крылышко;

гнездо — гнездышко;

бревно — бревнышко;

солнце — солнышко;

вода — водица;

каша — кашица;

кожа — кожица;

масло — маслице;

кресло — креслице;

платье — платьице;

письмо — письмецо;

пальто — пальтецо.

«Цепочка».

Цель :

упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

Примерный речевой материал:

кулак —. —.

нога —. —.

волос —. —.

плечи —. —.

нос —. —.

рука —. —.

клюв —. —.

усы —. —.

«Скажи правильно».

Цель:

упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

«Ждем гостей».

Цель:

упражнение детей в словообразовании.

Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.

Примерный речевой материал:

посуда для супа —.

посуда для хлеба —.

посуда для соуса —.

посуда для сливок —.

посуда для масла —.

посуда для конфет —.

посуда для молока —.

посуда для сухарей —.

«Подумай и назови».

Цель:

упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день.

Если на улице шум, то улица.

Если человеку сопутствует удача, то человек.

Если у человека талант, то человек.

Если весь день идет дождь, то день.

Если корова приносит людям пользу, то корова.

Если у человека есть здоровье, то человек.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Доклад

на тему: «Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет»

                                     Подготовила:

                                                                     учитель-логопед 1 категории

 МБДОУ «Детский сад «Сказка»

                                                                     Окунева Наталья Сергеевна

ст. Обливская

2018г.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Читайте также:  Выявление ресурсов развития ребенка

К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры. Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры.

«Скажи наоборот»

Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

Примерный речевой материал:

шар… (шары)

комар… (комары)

гриб… (грибы)

шкаф… (шкафы)

стол… (столы)

мяч… (мячи)

сапог… (сапоги)

петух… (петухи)

паук… (пауки)

пирог… (пироги)

дом… (дома)

глаз… (глаза)

лес… (леса)

окно… (окна)

ведро… (ведра)

корова… (коровы)

роза… (розы)

пила… (пилы)

лимон… (лимоны)

слива… (сливы)

тетрадь… (тетради)

книга… (книги)

кубик… (кубики)

ложка… (ложки)

мышка… (мышки)

«Чего много?»

Цель:  усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

стул — много стульев:

дерево — много деревьев;

перо — много перьев;

колесо — много колес;

тетрадь — много тетрадей.

«Мой—моя—мое—мои»

Цель:  упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

«Посчитай».

Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

«Услышь ласковое слово».

Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок;

голос — голосок;

петух — петушок;

старик — старичок;

друг — дружок;

снег — снежок;

бок — бочок;

круг — кружок;

береза — березка;

шуба — шубка;

лошадь — лошадка;

корова — коровка;

капля — капелька;

рука — ручка;

нога — ножка;

береза — березонька;

ночь — ноченька;

дочь — доченька;

Оля — Оленька;

рука — рученька;

нога — ноженька;

подруга — подруженька;

лиса — лисичка;

вода — водичка.

«Цепочка».

Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

Примерный речевой материал:

кулак — … — …

нога — … — …

волос — … — …

плечи — … — …

нос — … — …

рука — … — …

клюв — … — …

усы — … — ….

«Скажи правильно».

Цель: упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

«Запоминай-ка»

Цели:

-Актуализация словарного запаса по пройденным лексическим темам.

— Развитие навыков понятийного обобщения.

— Развитие слухо – речевой памяти.

— Закрепление слухо – произносительной дифференциации свистящих  звуков.

Оборудование: карточка с рядами слов (для логопеда)

Описание:

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Читайте также:  Рассказы для развития речи ребенка 1 год и 4

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.

«Путаница»

Цели:

— Развитие навыков словесно – логического мышления.

— Активизация  умений правильного согласования прилагательных с существительными  в Именительном   падеже.

Оборудование: карточки с 2-мя вариантами словосочетаний (правильных и ошибочных) для логопеда. При необходимости можно использовать картинки  из предложенных словосочетаний (цапля, блюдце, козленок, капелька и т.д.)

Описание:

Взрослый зачитывает правильный вариант словосочетаний, ребёнок их повторяет. Затем, зачитываются словосочетания, в которых сознательно допущена ошибка. Ребёнок находит ошибку и подбирает правильную  пару к каждому словосочетанию.

Правильный вариант: длинноногая цапля, желтый цыплёнок, хрустящая вафля,   круглый блинчик, весёлый козлёнок,  дождевая капля,  спелая слива,  стеклянное блюдце, сладкое суфле.

«Путаница»: длинноногая вафля, хрустящая цапля, жёлтый козлёнок, весёлый блинчик, круглый цыплёнок, дождевая слива, спелая капля, сладкое блюдце, стеклянное суфле.

«Смысловые пары»

Цели:

-Развитие навыков словесно-логического мышление.

-Закрепление обобщающих функций слов.

Описание: Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями (например: часть – целое, действие  — результат и т.д.) Затем ребёнку предлагается подобрать слово – пару к слову —  стимулу (например: собака – будка, птица — …). При этом, характер смысловых связей является типовым для обеих пар слов. Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из  первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Как называется домик для птицы?

Смысловые пары:

Самолёт – пилот, поезд — …, курица – цыплёнок, овечка — …., пальто – пуговка, ботинок — …, ножки – сапожки, ручки — …, птица – пёрышки, кошка — …, зайка – морковка,  корова — …, кораблик – причал, автобус —  …, мышка – норка, белка — …, ножницы – бумага, молоток — …, цветы – ваза, суп — …, малыш – коляска, кенгурёнок — …,  кондитер – пирожные,  художник -…,  волосы – заколочка, пальчик — …

«Три медведя»

Цели:

-Развитие звуко – высотной  модуляции  голоса.

-Закрепление  умений вопросительного интонирования высказываний.
Описание:  Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) и Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в 3-х вариантах:
-Кто сидел на моем стуле?
-Кто ел из моей чашки?
-Кто спал на моей постели?
-Кто же был в нашем доме?

«Шумные коробочки»

Цели:

— Развитие слухового  внимания и памяти.

— Формирование  навыков  дифференциации неречевых звуков.

Оборудование: одинаковые металлические баночки (из- под леденцов, крема и т.п.), наполненные сыпучими продуктами с частицами разной величины (манная и гречневая крупа, горох, фасоль и др.).

Описание: Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого сыпучего продукта в металлической коробочке (при ее встряхивании). Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Т.к. звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале трем, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.

«Узнай, что звенит (гремит)?»

Цели:

— Развитие  слухового внимания и памяти.

-Формирование  навыков  дифференциации неречевых звуков.

Оборудование: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.

Описание:Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит.

Название каждого звучащего предмета проговаривается.

Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.

Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

             «Угадай, кто позвал?»

Цели:

— Развитие  слухового  внимания;

— Развитие  навыков дифференциации речевых звуков по тембру голоса.

Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвалего.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».

«Рифмы»

Цели:

— Развитие  слухо–речевой  памяти.

— Формирование  навыков  анализа ритмического рисунка слов (методом соотнесения).

Описание: Взрослый не торопясь, внятно, произносит три слова и просит ребенка повторить их. Затем взрослый называет ряд слов, среди которых надо найти слово/слова, рифмующееся (рифмующиеся) с третьим словом из запомненного ряда.

Мак-дом-ветка

(слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

совок  —  вагон  — гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

калитка  —  дом  —  каток

(улитка, гном, платок, листок, ком)

при трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

«Четвертый лишний»

Цели:

— Развитие  навыков  слуховой дифференциации длинных и коротких слов.

— Развитие   слухо – речевую память.

Описание:  Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак  —  бак  — так  — банан

Сом  —  ком  — индюк — дом

Лимон  —  вагон  —  кот — бутон

Мак  —  бак  —  веник — рак

Совок  —  гном  —  венок — каток

Пятка  —  ватка  —  лимон — кадка

Ветка  —  диван  — клетка

Источник

Дети приходят в детский сад с определенным словарным запасом. На протяжении всей дошкольной жизни этот запас пополняется, ребенок учится его использовать: грамотно строить предложения, согласовывать части речи, корректно подбирать различные формы слов для выражения своих мыслей. К поступлению в первый класс ребенок должен иметь правильно сформированный грамматический строй речи, должен уметь свободно и грамотно пользоваться различными элементами русского языка.

Читайте также:  Ребенок год и десять месяцев развитие

Для каждого периода дошкольного возраста существуют подходящие игровые упражнения, с помощью которых ребенок развивает свою речь, учится грамотно строить фразы. Игры, которые мы предлагаем ниже, предназначены для формирования грамматического строя речи ребенка 5-6 лет. Конечно, не стоит забывать об индивидуальных особенностях: речевое развитие зависит от множества факторов, некоторые дети могут справиться с такими заданиями уже в 4 года.

Подобные развивающие игры универсальны: их можно предложить ребенку в любой ситуации, с разными наборами вспомогательных материалов или в формате вербальной игры. В них можно играть в группе или в паре. Если ваш ребенок собирается в первый класс, обязательно предлагайте ему играть в такие игры.

Многие дети любят играть в слова.

“Скажи по-другому”

Задача: научить дошкольника использовать синонимы.

Попросите ребенка придумать как можно больше слов, которые подошли бы к предложенному вами слову или словосочетанию в качестве синонимов. Например: быстро — скоро, сразу, мгновенно, живо; цветок завял — зачах, высох; день дождливый — мокрый, сырой, ненастный. В такую игру можно играть ситуативно: на прогулке, например, подбирать синонимы к тому, что встречается по дороге.

“Найди каждому домик”

Задача: научить определять слоговый состав слова.

В такую игру очень удобно играть, используя детали конструктора или небольшие одинаковые квадраты из картона. Подготовьте игрушки, которые нужно будет заселить в домики. Подбирайте такие, чтобы слово состояло из 1-3 слогов, не больше: кот, лиса, машина. Предложите ребенку расселить их в домики по следующему принципу: сколько слогов в слове, столько окошек в домике. Так, для слова “кот” понадобится одинарная деталь конструктора или один картонный квадратик, а для слова “машина” — тройная деталь или три квадратика. Если ребенку понравится “расселять” игрушки, можно предложить ему позвать гостей к новоселам и расположить их по такому же принципу.

“Посчитай”

Задача: показать дошкольнику, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.

Возьмите игрушку и предложите ребенку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна машинка. 2,3,4 — машинки; 5-10 — машинок. Посчитайте так же зайцев, собак, дома, цветы и пр.

“Из простого — сложное”

Задача: показать дошкольнику, как из двух простых слов получается сложное.

Предложите ребенку заменять длинные фразы на словосочетания из двух слов. Взрослый называет фразу, а ребенок изменяет ее так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например: — у собаки длинный хвост — собака длиннохвостая;

— радуга состоит из семи цветов — радуга семицветная;

— у девочки голубые глаза — девочка голубоглазая;

— хлеб только что испекли — свежеиспеченный хлеб;

— бабочка с яркими крыльями — яркокрылая бабочка;

— станок обрабатывает дерево — деревообрабатывающий станок.

“Мое слово”

Задача: дошкольник тренируется согласовывать существительные с местоимениями “мой”, “моя”, “мое”, “мои”.

Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребенок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребенок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: слон — мой, кошка — моя, дерево — мое, очки — мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребенок придумывает подходящее слово (мой — мяч, мое — одеяло и т.д.).

“Как правильно сказать?”

Задача: дошкольник тренируется образовывать прилагательные от существительных.

Взрослый предлагает фразы, а ребенок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:

Если за окном жара, то день (жаркий).

Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).

Если человеку не везет, то человек (невезучий).

Если молоко приносит пользу здоровью, то молоко (полезное).

Если роза источает аромат, то роза (ароматная).

Если человек делает другим добро, то человек (добрый).

“О чем речь?”

Задача: увеличить словарный запас, научить дошкольника подбирать существительные к прилагательным.

Взрослый предлагает одно прилагательное-качество, ребенок называет все известные ему существительные, подходящие под это качество. Спросите ребенка: “Что бывает деревянное?”. Затем бумажное, стеклянное, меховое, металлическое, пластмассовое и т.д.

“Помоги закончить предложение”

Задачи: научить дошкольника образовывать сравнительную степень прилагательных.

Взрослый предлагает фразы, а ребенок должен договорить последнее слово по образцу. Примеры фраз:

Ручей длинный, а река еще (длиннее).

Ты сильный, а папа еще (сильнее).

Весна теплая, а лето еще (теплее).

Город большой, а страна еще (больше).

Веревка тонкая, а нить еще (тоньше).

Река глубокая, а озеро еще (глубже).

“Чей нос?”

Задача: показать дошкольнику, как образуются притяжательные прилагательные.

Для игры можно взять игрушки или карточки-картинки. Играя с медведем, попросите ребенка менять фразы: нос медведя — медвежий нос, лапа медведя — медвежья лапа и т.д. То же проделайте с зайцем, лисой, котом и пр.

“Праздничный ужин”

Задача: показать дошкольнику, как образуются относительные прилагательные.

Предложите ребенку придумать меню на праздник. Взрослый называет состав блюда или напитка, а ребенок должен подобрать соответствующее прилагательное (“какой напиток” или “какое блюдо”). Например:

— пюре из картофеля — картофельное пюре;

— сок из ягод — ягодный сок;

— суп из грибов — грибной суп;

— соус из чеснока — чесночный соус;

— котлета из свинины — свиная котлета;

— салат из овощей — овощной салат.

Источник