Развитие голосового аппарата ребенка

Развитие голосового аппарата ребенка thumbnail

Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.

Этапы формирования

Человек появляется на свет с голосовым аппаратом, уже полностью готовым к работе, однако необходимо научить ребенка управлять им, то есть добиться того, чтобы работа органов координировалась мозгом.

Голосовой аппарат включает в себя несколько частей:

  • легкие;
  • гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
  • совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.

Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.

Этапы и стадии развития детского голоса напрямую связаны с ростом малыша, что важно учитывать и родителям, и педагогам.

Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.

  1. Пренатальная – начинается до появления на свет.
  2. Младенчество – от рождения до достижения 2 лет.
  3. Ранний детский возраст – 2-5 лет.
  4. Средний детский возраст – 5-9 лет.
  5. Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
  6. Ранний взрослый период – 12-15 лет.
  7. Средний взрослый период – 15-18 лет.
  8. Окончательное взросление – 19-21 год.

На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.

Стадии развития голосового аппарата принято подразделять на три типа:

  • обычную;
  • интенсивную;
  • замедленную.

Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.

Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.

Особенности голоса в первые месяцы жизни

Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.

В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:

  • от голода;
  • от боли;
  • при лишении (например, если у него забирают пустышку).

Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].

Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.

  • Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
  • При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.

Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.

Стадии гуления и лепета

Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.

Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.

К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.

Развитие от 1 до 5 лет

Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.

До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.

Развитие голоса

Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.

Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.

  1. Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
  2. Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
  3. Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.
Читайте также:  Центр развития ребенка сема курск

Выполнение этих несложных рекомендаций поможет приблизиться к цели.

Основные методики работы

Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.

Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.

Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.

  1. Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
  2. Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
  3. Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.

Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.

Упражнения на развитие голоса для детей

Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.

  • Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
  • Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
  • Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
  • Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
  • Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
  • Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
  • Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
  • Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
  • Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
  • Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
  • Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
  • Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.

Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.

Источник

Исследовательский проект

«Возрастные особенности развития голосового аппарата у детей и школьников.

Охрана детских певческих голосов»

Выполнила: 

Преподаватель вокально- хоровых дисциплин

Колесникова Наталья Михайловна

2009 г.

План:

  1. Введение. Разговорный и певческий голос.

Значение пения в жизни человека.

2.1. Строение голосового аппарата:

2.1.1. Гортань- центральный звукообразующий орган;

2.1.2. Дыхательный аппарат. Диафрагма- основная дыхательная

         мышца;

2.1.3. Артикуляционные органы. Резонаторы.

2.1.4. Ротовая полость.

2.1.5. Механизм звукообразования в пении.

2.1.6. Свойства певческого голоса ( высота, тембр, сила,

 продолжительность).

2.2. Певческая установка.

  1. Возрастные особенности развития голосового аппарата.

Период мутации.

2.3.1.Изменения в органах голосового аппарата.

2.3.2.Мутация у девочек и у мальчиков.

2.3.3. Значение пения в период мутации.

  1. Вокальный и музыкальный слух.

3. Охрана детского голоса.

Пение оказывает огромное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом- этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно- сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной системой, укрепляет свое здоровье. В Японии, например, где широко распространена дыхательная гимнастика, редко встречается инфаркт миокарда. Пение требует также артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, неясной, до слушающего не доносится главный компонент речи- ее содержание. Правильная ясная речь характеризует и правильное мышление.

Читайте также:  Концепция центра развития ребенка

Из всего сказанного, имеющего отношение главным образом к физиологической стороне пения, вытекает, что пение в жизни человека должно занимать не последнее место.

Голос у человека с момента рождения (врожденный, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условнорефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос.

О том, какое значение имеет участие возможно большего количества органов чувств для успешного овладения навыками в педагогике, было известно еще со времен замечательного славянского педагога Я. А. Каменского, «золотое правило» которого гласило примерно так: насколько можно, предоставлять чувствам: видимое- зрению, слышимое- слуху, обоняемое- обонянию, вкушаемое- вкусу, осязаемое- осязанию, а если что может быть одновременно воспринимаемо несколькими чувствами, то должно одновременно предоставлять нескольким чувствам. Это правило затем повторялось другими великими педагогами- И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинским- и отразилось в учении И. П. Павлова (динамический стереотип) и А.А.Ухтомского («созвездие центров»). К сожалению, педагоги прошлого не знали о том, что у человека есть еще шестое чувство, так называемое мышечно- суставное. После исследований И.М.Сеченого, И. П.Павлова и Н. И. Красногорского (1910) мышечно- суставное чувство стали называть «двигательным анализатором»; он играет большую роль в становлении как разговорного, так и певческого голоса.

Ребенок уже к концу второго года жизни овладевает речью, у него появляется речевой голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами ( мышечное чувство).

Импульсы, идущие от этих органов в слуховую, зрительную и двигательную зоны коры мозга, создают так называемую обратную связь, благодаря которой возможна коррекция движений речевого аппарата. На этом основано исправление речи логопедами, чтение с губ глухими. Значительно труднее дело обстоит со становлением певческого голоса, при этом «золотое правило» оказывается суженным. Зрение не помогает видеть работу внутренних мышц гортани, слепые не видят и движений артикуляционного аппарата, а поют они в интонационном отношении не хуже зрячих. Артикуляционный аппарат с его ощущением движений при пении играет не главную, а вспомогательную роль: петь можно и с закрытым ртом. Главную роль в пении совместно с дыханием выполняет гортань. Поэтому для певца важно знать физиологическое строение своего певческого аппарата.Ведь процесс пения- суть движений различных групп мышц. В результате длительной и регулярной тренировки они могут стать в той или иной степени автоматизированными, т.е. навыками. Ссылаясь на учение И.И.Павлова, можно заключить, что общие законы формирования условных рефлексов относятся и к певческим навыкам, двигательным по своей природе.

Рассмотрим подробнее строение голосового аппарата и особенности его функционирования в пении. Основными частями голосового аппарата человека являются: дыхательный аппарат- легкие с дыхательными мышцами, гортань с голосовыми связками, где зарождается звук, и артикуляционный аппарат- совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости. Деятельность голосового аппарата в целом подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга.

 Гортань- центральный звукообразующий орган. Она выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Все они сопряжены с движениями голосовых складок- основной группы гортани. Гортань имеет тесную связь с центральной нервной системой. Она представляет собой сложное образование, состоящее из хрящей, мышц и связок. Положение гортани в процессе ее функционирования не остается постоянным: при глотании она значительно поднимается, при выдохе и вдохе соответственно слегка поднимается и опускается. В вокальной практике положение гортани придается большое значение. Размер гортани зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека. У мужчин она примерно на 13 больше, чем у женщин. Хрящи женской гортани имеют меньшую толщину. Рост гортани в процессе развития организма неравномерен. У мальчиков интенсивный рост происходит в первые ти месяца рождения, а также  на 8-9-м месяцах; у девочек- от 1-го до 7-го месяца первого года жизни.

Затем объем и форма гортани мало изменяются. От 3 до 14 лет, т. е. до периода  мутации, развитие происходит медленно, постепенно. В период мутации рост ее становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере, особенно у мальчиков, гортань которых в мутационный период увеличивается на 23, а у девочек- на 12. К 12-13 годам длина голосовых сладок мальчиков равна 13-14 мм;  в период мутации длина их увеличивается на 6-8 мм, а к 25 годам достигает 22-25 мм. У девочек  в переходном возрасте голосовые складки растут значительно медленнее, и у взрослых женщин они достигают 18-20 мм.

Дыхательный аппарат- легкие с дыхательными мышцами. Основание грудной клетки составляет диафрагма- мощная дыхательная мышца, состоящая из поперечно- полосатых мышц. При вдохе она опускается вниз, при выдохе поднимается. Она работает как поршень и является главным регулятором подсвязочного давления в речи и пении.

К артикуляционным органом относятся ротовая полость с языком, мягким небом, нижней челюстью губами, а также глотка и гортань. Роль резонаторов в человеческом голосовом аппарате выполняют различные воздушные полости дыхательного тракта, окружающие голосовые связки сверху и снизу. Отсюда и название: верхние и нижние. Нижними резонаторами являются трахеи и бронхи. Они придают голосу грудное резонирование, полноту и объемность. То, что находится над голосовыми складками относится к верхним резонаторам. Это глотка и ротовая полость. Верхние резонаторы, к которым относится также и носовая полость, в целом усиливают голос, возникший в гортани, сообщая звуку головное резонирование, значительно влияют на его тембр.

Твердое и мягкое небо с передними зубами- резцами образуют небный свод, строение которого также оказывает свое влияние на тембровые качества голоса. Замечено, что у хороших певцов строение небного свода отличается строгой симметричностью. Ротовая полость сзади широким отверстием- зевом открывается в средний отдел глотки. При пении зев расширяется. Таким образом, благодаря изменениям объема и формы ротового и глоточного резонаторов акустическая настройка их меняется и образуются различные гласные и согласные звуки. Кроме того, именно в речевом тракте создаются определенные резонансные условия, определяющие тембровые особенности голоса.

Читайте также:  Мягкий комплекс для развития ребенка

Звукообразование в певческом голосе является результатом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми складками. Механизм звукообразования- чрезвычайно сложный процесс. К моменту начала фонации голосовые складки сближаются и плотно смыкаются. В качестве активной действующей силы в этом процессе выступает напор дыхательной струи. Чем сильнее

натягиваются и сжимаются голосовые складки, тем больше частота их колебания, тем выше голос, и. наоборот. Т.е. Частота их колебаний определяется свойствами тканей голосовых складок в зависимости от их напряжения. Дыхательная система обеспечивает внешнюю силу, действующую на голосовые складки. Эта сила раздвигает складки и она же вызывает обратный эффект, когда складки открыты.

Звуки певческого голоса обладают следующими физическими свойствами: высотой, тембром, силой и продолжительностью. Высота певческого звука определяется частотой колебаний голосовых складок. Тембр и звуковысотный диапазон голоса у каждого певца свой и зависит от природных анатомо- физиологических особенностей его голосового аппарата. Сила певческого звука определяется величиной размаха движений голосовых складок- амплитудой их колебаний. Известно, что чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебания зависит от силы сокращения голосовых мышц, от величины воздушного потока подсвязочного воздуха, а также от состояния и взаимного расположения резонаторных частей.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслаблено; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Приблизительно с 13 лет, иногда раньше  иногда позже у подростков начинается период мутации ( перемены) голоса, совпадающий с началом полового созревания. И.И. Мечников назвал этот период в жизни человека дисгармоничным, поскольку половое развитие опережает общее физическое созревание организма. Дисгармонично происходит и рост отдельных частей голосового аппарата подростка. Например, голосовые связки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, потому что гортань больше растет в продольном направлении, чем в поперечном, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у взрослого юноши остается детским. Вследствие неравномерного роста происходит дискоординация и в совместной работе дыхания и гортани.

Следует отметить, что у девочек мутационный период протекает более гладко, чем у мальчиков. Но и у обоих в голосе может появиться сипота, иногда покраснение связок. Период мутации продолжается 1-1,5, иногда- 2. У девочек диапазон не претерпевает больших изменений, голос приобретает грудное звучание, становится более сильным; переход от детского фальцетного звучания на грудной дается легче. У мальчиков голос понижается на октаву и даже больше.

Рост частей гортани и координация ее работы с дыхательным аппаратом и резонаторами протекают гораздо равномернее и глаже,

если школьник и до мутации, и в самом начале ее  все время занимается пением. Еще Ламарк полтораста лет тому назад выдвинул правильное положение: все, что упражняется,- развивается, все, что не упражняется,- разрушается. Затем это было повторено отцом лечебной физкультуры П. Ф.Лесгафтом, а на современном физиологическом языке звучит так: все, что не упражняется, — атрофируется от бездействия ( Фарфель).

Великие певцы Л. В. Собинов и Е. И. Богданович пели и в гимназическом хоре, и в студенческом хоре при Московском университете; А. В. Нежданова пела с 1 класса до окончания гимназии .

Слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему прежде всего должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосом, как об этом часто пишут, а его развитие и воспитание должны идти всегда впереди. Формула для музыканта: «вижу, слышу, играю»- с заменой последнего слова на «пою» не теряет своего значения и для певца. Слух нужно развивать и воспитывать не только в отношении звуковысотного различения, но и в гармоническом отношении. Для различения звуковых красок, нюансировки.

К сожалению, наше ухо часто бывает беззащитным против вредных влияний окружающей среды. Если к нам в рот попадает что-нибудь несъедобное, мы его выплевываем, если перед глазами появляется неприятная картина, мы глаза закрываем. Но если что-нибудь неприятное действует на наш слух , то от этого не спасает даже вата. Много беспокойства причиняют слуху и различные передачи, музыка, включенные с сильной громкостью. Это со временем снижает слуховой порог и может даже привести к полной глухоте.

В связи со всем сказанным выше, особое внимание следует уделить охране голосового аппарата. Для этого необходимо знать и соблюдать основные правила:

  1. знать и правильно понимать основы анатомии и физиологии голосового аппарата;
  2. максимально бережно относиться к своему голосу;
  3. вести здоровый образ жизни, не поддаваясь вредным привычкам ( курению, спиртному и т.д.), что в итоге приводит к патологиям всего голосового аппарата;

Литература:

  1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе.

М: 2000.

  1. Вопросы вокальной педагогики: Вып.5.- М., 1976.
  2. Вебров А. М. Техника постановки голоса.- 2-е изд.- М., 1996.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968.
  4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.- М.- 1968.
  5. Кадыков Н.Ф. Удивительное о голосе и слухе.- М. , 1969.
  6. Канторович В. С. Гигина голоса.- М.- 1988.
  7. Малинина Е. М. вокальное воспитание детей.- Л.- 1987.
  8. Морозов В. П. Вокальный слух и голос.- М., Л., 1965.
  9. Назаренко И. К. Искусство пения.- М., 1968.
  10. Орлова Н. Д. О детском голосе.- М., 1966.
  11. Стулова Г. П.  Хоровой класс (теория и практика вокальной

работы в детском хоре). «Музыка»- М: Просвещение, 1988 г.

  1. Тевлина В. К. Вокально- хоровая работа\ Музыкальное воспитание в школе: вып.15.- М., 1982.
  2. Шацкая В. Н. Детский голос: экспериментальные исследования.

  М., 1970.

Источник