Развитие фонематического восприятия у ребенка алалией
Сенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих.
Это характерное проявление нарушений в функционировании речеслухового анализатора. Вследствие перинатального или постнатального осложнения происходит недоразвитие некоторых участков головного мозга, отвечающих за восприятие и анализ обращенной речи.
При сенсорной алалии у детей в большинстве случаев наблюдается полная сохранность слуха. Развития речи же не происходит по причине отсутствия связи между теми звуками, что ребенок слышит, и их значением.
Симптомы сенсорной алалии
Сенсорный алалик — вовсе не молчун. У детей присутствует активная — иногда даже чрезмерно — экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям, не понимая сами, что именно они говорят.
Характерные особенности сенсорной алалии:
- Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т. д. Иногда речь может казаться осмысленной, в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
- Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом сенсорной алалии.
- Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания. Кроме того, многие алалики страдают гиперакузией — повышенной чувствительностью к некоторым звукам.
- Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные в речью.
- Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, алалику требуется довольно много повторений.
Итак, речь при сенсорной алалии отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.
Читайте также: Развитие навыков слогового анализа и синтеза
Коррекция сенсорной алалии
Занятия по коррекции этого состояния строятся в зависимости от его тяжести. Грубая форма алалии, возникшая в результате значительного поражения участков мозга, ребенок совсем не способен анализировать звуки и, соответственно, понимать окружающую речь. Более легкое состояние позволяет детям осознавать отдельные слова, но не вычленять их в фразовой речи или, наоборот, воспринимать ситуативно запомнившиеся предложения и не понимать слова, использующиеся самостоятельно.
Для коррекции сенсорной алалии логопед должен провести обследование, чтобы правильно определить тяжесть состояния и построить план занятий, включающий нужные упражнения и задания.
Грубые формы этого состояния могут приводить к вторичным нарушениям психики и интеллектуального развития, поэтому важно найти специалиста, который поможет формированию речи ребенка.
Задания и упражнения при сенсорной алалии
Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.
Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение. На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.
Читайте также: Занятия с логопедом-дефектологом по скайпу
Упражнения и игры:
- «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
- Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
- После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. Затем ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
- «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а впоследствии им предлагается выполнять команды в разбивку.
- Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
- Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
- Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
- «Сложи слог». Из карточек с буками ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
- Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
- На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь опять приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).
Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.
Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Однако не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.
Источник: https://karkusha.su/logopedicheskie-zanyatiya-i-uprazhneniya-pri-sensornoy-alalii/
Источник
Алалия, ее виды и методы терапии
Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).
Алалия – грубое недоразвитие речи или её полное отсутствие, вызванное органическими поражениями речевых центров в коре головного мозга, которые могли произойти внутриутробно или в течение первых трех лет жизни ребенка. При алалии отмечается низкий словарный запас, позднее проявление речевых реакций, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов, аграмматизмы.
Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает терапии фонетико-фонематических процессов и связной речи, развитие лексико-грамматических и психических функций, а так же медикаментозную терапию.
За годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии, зависящих от степени недоразвития речи и проявлений недуга.
Сегодня в логопедии применяется классификация алалии по В.А. Ковшикову, по которой выделяются три типа алалии:
• моторную алалию
• сенсорную алалию
• смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)
Моторная алалия
При моторной алалии имеют место характерные речевые и неречевые (неврологические, психологические) проявления. В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора.
В таком случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи сохраняется.
Неврологическая симптоматика при моторной алалии проявляется, прежде всего, двигательными расстройствами: слабым развитием моторики пальцев рук, недостаточной координированностью движений, неловкостью. Наблюдаются трудности с выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики и т.п.) и с овладением навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц и т. п.).
Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не
отметить нарушения эмоционально-волевой сферы, памяти (особенно слухоречевой), восприятия и внимания. По мере развития речи такого ребенка, интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.
Словарный запас детей при моторной алалии существенно отстает от возрастной нормы. Новые слова тяжело усваиваются, в активном словаре имеются преимущественно обиходные термины. Маленький словарный запас обусловливает неточное понимание значений слов, замены их по звуковому и семантическому сходству, неуместное употребление слов.
Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины).
При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
Недоразвитость фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к нарушению соотнесения слышимого или произносимого слова с тем или иным явлением или предметом и неразличению слов-паронимов.
Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к нарушениям поведения, вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, проблемами концентрации внимания, неустойчивостью памяти и слухового восприятия. У детей с сенсорной алалией может отмечаться хаотичность поведения — импульсивность или, напротив, инертность, замкнутость.
В чистом виде сенсорная алалия наблюдается редко, обчаще встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, отоларинголога, логопеда, детского психолога.
Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в коррекционных центрах, специализированных ДОУ, санаториях и стационарах.
Работа над речью ведется при помощи физиотерапии (транскраниальной электростимуляции, электрофореза, лазеротерапии, ДМВ, магнитотерапии, ИРТ, водолечения, электропунктуры и др.) и медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур. При алалии важно работать над развитием психических функций (внимания, мышления, памяти, представлений), общей и ручной моторики.
Одним из эффективных методов в комплексной терапии алалии является инновационная коррекционная программа Fast ForWord. Это неврологическая компьютерная онлайн программа (представляет собой «облачный» продукт и не требует специального ПО, необходимо лишь подключение к интернету), что дает возможность заниматься с ребенком как в специализированном речевом/неврологическом центре, так и дома (самостоятельно — с нашим сопровождением).
Fast ForWord — это специальная компьютерная методика коррекции нарушений развития речи, слухового восприятия, понимания и осознания разговорного языка. С помощью этой программы тренируется языковой центр коры полушарий головного мозга, оптимизируются подкорковые проводящие пути, что способствует улучшению внимания и развитию памяти.
Fast ForWord перенастраивает и задействует в процессе восприятия речи новые зоны коры головного мозга, компенсируя недостаточность работы основных зон многократным повторением, при этом дополнительно нагружаются оперативная память и развиваются навыки концентрации внимания. Многолетнее применение данной методики показало ее высокую эффективность в коррекции различных нарушений развития речи, а также в борьбе с СДВГ и расстройствами обучения, связанными с дефицитом внимания и гиперактивностью.
Источник
Запишитесь на пробные занятия в программе Fast ForWord,
не откладывайте помощь своему ребенку!
Полезная статья? Поделитесь с друзьями!
Источник
Конспект. Тема: Развитие слухового восприятия и внимания на звукоподражаниях у детей с алалией младшего дошкольного возраста.
Цель: вызвать у детей звукоподражания: гав, мяу, ква, ку-ку, ку-ка-ре-ку, хрю.
Общеобразовательные задачи:
- формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки речевой и учебно-практической деятельности;
- прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;
- воспитывать любовь к природе.
Коррекционные задачи:
- развивать слуховое восприятие и внимание;
- активизировать зрительную и слуховую память;
- развивать логическое мышление;
- развивать мелкую моторику;
- развитие дыхания, голоса;
- работа над артикуляционным аппаратом;
- развитие фонематического восприятия.
Методы и приёмы:
- словесные;
- наглядные;
- практические:
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц; игрушки; фланелеграф с объёмными изображениями; использование информационных технологий.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
Организация детей к работе.
«Мы сегодня с вами светимся как солнце, любим мы природу, любим мы зверей!»
2. Дыхательная гимнастика.
Игра «Ветерок».
Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются султанчики или вертушки. Упражнение выполняется несколько раз, без музыкального сопровождения. Дети должны подуть на предметы под стихи, которые читает логопед. Нужно стараться дуть сильно, чтобы фигурки двигались.
Ветер, ветер, ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море.
Гордо веешь на просторе.
3. Основная часть.
1. Найти в песке животных (объёмные игрушки).
2. Соотнесение картинного материала с изображениями животных и птиц на компьютере.
3. «Найди маму на фланелеграфе»
4. Зрительная гимнастика.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в «тыщу» раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.
Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
5. Работа с использованием информационных технологий.
Приготовить игрушки: собака, кот, свинья, кукушка, петух, лягушка.
Логопед показывает игрушку с произнесением соответствующего звукоподражания, дети пытаются повторить.
Просмотр электронного пособия.
Звукоподражания выделяются голосом. Логопед задаёт вопросы каждому ребенку в отдельности: Как лают собачки? Как мяукают киски? Как хрюкают свинки? Как кукует кукушка? Как кричит петух? Как квакает лягушка?
6. Двигательная разминка (по музыкальному произведению «Летом в деревне»).
Показ логопедом движений с мимикой и пантомимикой:
Собачка хвостиком виляет;
Кошка умывается;
Петух ходит голову задрав;
Лягушка прыгает;
Свинка, выполнение упражнения «хоботок»;
Кукушка летает.
7. Заключительная часть.
После проделанной работы ребёнку разрешается поиграть с показанными игрушками.
Затем логопед снова задаёт контрольные вопросы: «Давайте повторим: Как лают собачки? Как мяукают киски? Как хрюкают свинки? Как кукует кукушка? Как кричит петух? Как квакает лягушка?»
Источник
Соломатина Г.Н., канд. пед. наук, доцент СГПИ, г. Ставрополь
Фонематическое восприятие — это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам — фонемам (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать ее отличные от других звуковые признаки. Так, согласные звуки дифференцируются по пяти признакам:
— наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;
— способу артикуляции;
— месту артикуляции;
— наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
— месту резонирования.
Гласные звуки дифференцируются по трем признакам:
— участию или неучастию губ в артикуляции;
— степени подъема языка к твердому нёбу;
— месту подъема языка.
Нарушение восприятия хотя бы одного признака приводит к неспособности идентифицировать словоформы (Г.В. Чиркина). Таким образом, фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих.
Врожденная расщелина нёба оказывает негативное влияние на фонологическое развитие ребенка. Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, З.А. Репина, экспериментально изучив речевое развитие детей с аномалиями артикуляционного аппарата, установили, что особенности восприятия звуков объясняются неспособностью реализовать их в артикуляционных движениях. Восприятие звуков речи и их произношение — два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха для создания внешней обратной связи и использования ее для нормализации фонетической стороны речи.
Взаимосвязь фонетического и фонологического развития показана Hewlett на примере атипичных компенсаторных артикуляций, которые появляются, когда ребенок с врожденной расщелиной нёба подыскивает доступную произнесению артикуляционную позу для конкретного звука. После чего «выработанные стратегии методом перевода в продуктивную лексику фонологизируются». Отсюда можно сделать вывод, что уровень слуховых дифференцировок прямо связан со степенью поражения фонетической стороны речи.
Наше исследование особенностей фонологического развития детей с врожденной нёбной патологией выявило у 78,2% детей нарушение фонематического слуха. Из них 65,5% детей затруднялись в восприятии звуков, близких по месту образования; 62 — по акустическим признакам; 40 — по способу образования; 36% — по месту резонирования.
Учитывая взаимосвязь фонетического и фонологического развития, мы рассмотрели нарушения звукопроизношения детей с расщелинами нёба с точки зрения именно таких дефектов. В результате оказалось, что у 70,4% детей с нарушениями произношения, характерными для лиц без расщелин нёба, преобладали фонологические дефекты, у 56% — фонетические. У 26% детей было отмечено их сочетание. Фонологические дефекты у детей этой группы проявлялись при произнесении артикуляторно близких звуков, например: смешения звуков [ш] и [с ], [с ] и [т ], [х] и [к].
У 91% детей с нарушениями произношения, характерными для лиц с расщелинами нёба без атипичных компенсаторных артикуляций, выявлены фонологические дефекты, у 82% — фонетические. Их сочетание было отмечено у 82% детей. Фонологические дефекты проявлялись в произнесении артикуляторно далеких звуков, например: смешения звуков [с ] и [x], [т] и [к], [п] и [к].
У всех детей с нарушениями произношения, характерными для лиц с расщелинами нёба с атипичными артикуляциями, было отмечено сочетание фонетических и фонологических дефектов. Фонологические дефекты проявлялись в смешениях ротовых-носовых звуков и заменах ротовых на носовые.
Выявленные особенности легли в основу методики развития фонематического восприятия у детей данной категории.
Этапы развития фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Как отмечает Г.В. Чиркина, они способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения включают задания на распознание:
— звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
— звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
— действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
Упражнения
Кто позвал?
Цель: развитие слухового восприятия.
Описание. Ребенку-водящему закрывают глаза повязкой. Дети становятся вокруг него, и кто-нибудь из игроков зовет водящего по имени. Тот должен отгадать, кто его позвал.
Кто пришел в гости?
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками — бубном, погремушкой, барабаном. Логопед сообщает детям, что к ним в гости собираются мишка, зайка и лисичка. Мишка придет в гости с барабаном, зайка — с погремушкой, лисичка — с бубном. За ширмой звучит игрушка. Дети должны догадаться, кто идет в гости. Если догадка верна, игрушка появляется из-за ширмы.
Кто кричит?
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Детей знакомят с игрушечными уточкой, пчелкой, кошечкой. Логопед имитирует своим голосом крик утки, жужжание пчелы, мяуканье кошки. Дети должны догадаться, кто кричит. Можно имитировать голоса любых других животных.
Угадай, на чем играют
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками, например, с барабаном, дудочкой, колокольчиком. По очереди дети отворачиваются и отгадывают, какая игрушка звучит.
Три медведя
Цель: развитие навыка узнавать голоса по тембру.
Описание. На наборное полотно выставляются картинки с изображением медведей (из сказки «Три медведя»). Логопед произносит знакомые фразы из сказки разными голосами. Например: «Кто ел из моей миски?» Дети должны отгадать, кто это сказал.
2. Развитие речевого слуха
В психолингвистической литературе отмечается, что единицей восприятия речи является слог, поскольку слоги идентифицируются быстрее, чем другие единицы (А.А. Залевская). Этот этап рекомендуется начинать с обучения дифференциации именно слогов. Необходимо учитывать порядок появления противопоставлений при нормальном онтогенезе; корреляцию фонетического и фонологического развития; особенности фонологиче-
ских дефектов детей с открытой ринолалией.
Порядок появления
противопоставлений
при нормальном речевом
онтогенезе
Сначала проводится дифференциация слогов с акустически наиболее контрастными согласными ротовыми-носовыми звуками: «ма — фа», «мо — хо»). Затем — с наиболее контрастными ротовыми звуками одного способа и различного местообразования: «фа — ха». Далее, выполняя упражнения по фонематическому дифференцированию, где ребенок учится выделять слоги со звуками одного местообразования и различного способа образования: «фа — та». В последнюю очередь проводится работа по различению слогов с глухими — звонкими: «па — ба»; твердыми — мягкими: «та — тя»; свистящими — шипящими звуками: «са — ша» (В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова, Р. Якобсон).
Корреляция фонологического
и фонетического развития
Работа по развитию фонематического слуха проводится только на материале правильно произносимых звуков (Р.Е. Левина, З.А. Репина, Г.В. Чиркина, Hewlett).
Особенности фонологических
дефектов детей с открытой
ринолалией
Наиболее грубые фонологиче-
ские дефекты наблюдаются у детей с преобладанием атипичных компенсаторных артикуляций, которые проявляются в смешениях ротовых — носовых звуков и в заменах первых на вторые. Поэтому методика работы с детьми этой группы представлена наиболее полно. В начале упражнения по фонематическому дифференцированию проводятся на материале наиболее контрастных ротовых-носовых звуков. Затем последовательно дифференцируются слоги со звуками одного способа и разного местообразования; одного местообразования и разного способа образования; глухими — звонкими; твердыми — мягкими; свистящими — шипящими.
У детей с дефектами звукопроизношения с преобладанием заднеязычных артикуляций без ати пичных реализаций фонологические нарушения проявляются в произнесении артикуляторно далеких звуков. Поэтому дифференциация слогов начинается на базе наиболее контрастных из них по местообразованию.
У детей с дефектами произношения, типичными для лиц без расщелин нёба, фонологические дефекты проявляются при произнесении артикуляторно близких звуков. Поэтому в работе с детьми этой группы задания методики используются выборочно. Материал изучается в достаточно быстром темпе с более динамичным усложнением заданий.
Сначала упражнения по фонематическому дифференцированию проводятся на материале слогов. Используются упражнения на распознание близких по звуковому составу слогов. После того как ребенок научится безошибочно различать определенный слоговой ряд, можно начинать упражнения по воспроизведению более сложных рядов. Далее проводится работа по различению слов, близких по звуковому составу, состоящих из правильно произносимых ребенком звуков. Для этого используются следующие игровые упражнения:
— повторение за логопедом слов, близких по звуковому составу;
— сравнение лексического значения слов, близких по звучанию;
— подбор картинок к словам, близким по звуковому составу;
— дополнение предложения, выбирая из ряда слов, близких по звуковому составу, нужное;
— исправление ошибки, допущенной логопедом (правильные слова чередуются с асемантиче-
скими звукосочетаниями, слово произносится то правильно, то с искажением одного звука).
Упражнения
Выделить слог «на» из слогового ряда:
на — ма — да — на — да — на — ма.
Определить, какой слог лишний:
на — на — ма — на.
Повторить за логопедом слова, близкие по звуковому составу. Особое внимание обращать на конечный согласный звук:
вол — пол — дол — кол — тол, тик — так — тук — ток и т.д.
Провести сравнение лексиче-
ского значения слов, близких по звучанию:
Что такое лужи? Что такое лыжи?
Подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу:
лук — сук, булка — белка, удочка — уточка, ночь — дочь, сова — софа и т.д.
Выбрать лишнее слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные:
мак — бак — так — башмак.
Дополнить предложение, вы-
брав по картинкам нужное слово:
У девочки … (батон) (бутон).
У папы … (плетка), (пленка).
У бабушки… (нитка), (ватка).
У мальчика … (бинт), (винт).
Исключить лишнее слово:
кот, дом, сом, мом.
Разделить картинки со звуками [н] — [м] в два столбика:
малина, носки, майка, ноги, машина, мыло, нож, мухомор, нос.
Отобрать из набора картинок только картинки со звуком [ф]:
фартук, вата, фата, фантик, вишни, ванна, василек, фрукты, флажок, флакон, ворона.
Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, дети договаривают последнее слово (рифму) в строфе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные … (подушка).
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка).
Логопед читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово в соответствии со значением:
Что скатали мы зимой?… (дом, ком, гном, сом)
Что построили с тобой?… (дом, ком, гном, сом)
На крючок в реке попал?… (дом, ком, гном, сом)
Может всё, хоть ростом мал?… (дом, ком, гном, сом)
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза
Сознательный звуковой анализ и синтез способствует, с одной стороны, развитию понимания речи, а с другой — оказывает положительное влияние на овладение грамотой (Р.Е. Левина).
На этом этапе ребенок должен овладеть навыками вычленения первого или последнего звука; определения места звука в слове (в начале, середине, конце); определения звука перед выделенным или после него; последовательности звуков в слове; определения количества звуков или слогов в словах.
Традиционная методика по формированию навыка звукового анализа и синтеза может быть представлена алгоритмом:
— анализ ряда гласных звуков;
— слогов, состоящих из гласного и согласного звуков;
— согласных звуков;
— слов различной слоговой структуры (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина).
При разработке методики обучения детей с открытой ринолалией учитывалось, что на ранних стадиях развития речи при нормальном онтогенезе понимание высказывания строится на основе улавливания ритмико-мелодической структуры слова или предложения. В дальнейшем понимание опирается на восприятие фонемного состава слова. Для различения фонем необходимо выделить их из потока речи, т.е. произвести вторичный анализ. Таким образом, в спонтанной речи говорящий не осознает членения высказывания на отдельные составляющие слова и звуки (А.А. Леонтьев). Исходя из этого, были выделены два этапа обучения звуковому анализу:
1) подготовка к звуковому анализу и синтезу, что предполагает различные операции на уровне предложения (определение количества слов и их порядка в предложении, составление схем предложений);
2) звуковой анализ и синтез, предполагающий операции на уровне звука.
При обучении звуковому анализу и синтезу слова была определена такая последовательность работы:
— определение количества слогов в словах разной сложности;
— выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
— выделение из слога гласного, затем согласного звука;
— выделение первого, последнего звука в слове;
— выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
— определение места, количества, последовательности звуков в слове;
— творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
Работа первоначально проводится с опорой на вспомогательные средства (зрительные образы, выполнение движений). Затем на основе переноса полученных навыков во внутренний план — с опорой на слухопроизносительные представления ребенка, т.е. без вспомогательных средств.
Звуковой анализ и синтез проводится только на материале слов с правильно произносимыми звуками.
Упражнения
Определение количества слогов
в слове
Домик
Цель: определение количества слогов в слове.
Оснащение: карточка с прорезями на уровне крыши (для вы-
ставления количества слогов) и окна (для выставления картинки).
Описание. Логопед предлагает назвать картинку, появившую-
ся в окошке домика; определить количество слогов в ее названии; выставить цифру на «крыше домика», соответствующую количеству слогов в слове.
Подбери слог к словам
Цель: определение недостающего слога в слове.
Оснащение: карточки со слогами и вспомогательной картинкой.
Описание. Логопед произносит начало слова, ребенок должен определить недостающий слог, найти соответствующую карточку, определить количество слогов в слове.
Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
Определи звук
Цель: выделение из звукового потока гласного (согласного) звука.
Описание
Вариант 1. Логопед называет ряд звуков, ребенок должен выделить заданный звук, подняв зрительный символ.
Вариант 2. Логопед называет ряд согласных звуков. Ребенок должен выделить заданный звук, подняв зрительный символ.
Выделение первого, последнего звука в слове
Назови имя
Цель: звуковой анализ и синтез слов.
Оснащение: карточки с изо-
бражением двух девочек и вспомогательных картинок.
Описание. Логопед предлагает детям по начальным звукам изображений вспомогательных картинок определить имя каждой девочки.
Каждой букве — свое место
Цель: выделение первого звука в слове.
Оснащение: карточки с буквами и предметные картинки.
Описание. Логопед предлагает ребенку назвать картинки, расположенные справа на карточке, выделить первый звук в их названиях и соотнести его с буквами, предложенными на карточке слева. Ребенок соединяет карандашом букву и картинку.
Поезд
Цель: выделение первого и последнего звука в слове.
Оснащение: поезд, состоящий из трех вагонов, разные мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.
Описание
Вариант 1. Логопед показывает детям поезд и говорит, что машинистом поезда будет мишка (или любая другая игрушка). Поезд отправляется, когда во все вагоны положат груз. Машинист просит, чтобы названия грузов начинались со звука [а] (апельсин, автобус, абажур). Называя предметы, логопед выкладывает их перед детьми, потом предлагает по?