Развитие феноменальной памяти у ребенка
В современном обществе огромное значение придается знаниям. Каждый человек начинает учиться с самого детства, чтобы стать успешной личностью в будущем. Именно для того, чтобы малыш в дальнейшем смог поступить в хороший ВУЗ и найти высокооплачиваемую работу, родители стремятся развивать его интеллект, прививать полезные навыки. Важнейшими из них по праву считаются внимательность и запоминание информации. Существует множество способов развить память и концентрацию, но какие из них наиболее актуальны на сегодняшний день? Попробуем разобраться.
Развитие суперпамяти
На сегодняшний день образование играет важнейшую роль в жизни человека. Уровень знаний, полученных в школе и в высшем учебном заведении, часто предопределяет наши успехи в продвижении по карьерной лестнице. Поэтому родители стремятся максимально развить своего ребенка, чтобы подготовить его к взрослой жизни. Но программы современных школ с каждым годом только усложняются, осваивать их все труднее каждому новому поколению. Не все малыши с раннего детства обладают хорошей памятью, которая бы позволяла им быстро усваивать знания. По этой причине сейчас как никогда актуально прививать детям навыки обработки информации.
Развитая память – основа успешного обучения ребенка в школе. Когда он способен быстро запоминать материал, не тратить много времени на подготовку к домашним заданиям, у малыша снижается уровень стресса, а мотивация к учебе только растет. Дети устроены таким образом, что отдают предпочтение тем видам деятельности, которые им хорошо удаются. Когда ученик тяжело осваивает школьные дисциплины, а другие одноклассники справляются с упражнениями по русскому языку или математике быстрее его, он может потерять всякий интерес к образовательному процессу. Главная задача взрослых – помочь избежать этого, своевременно развивать память ребенка.
Память и способы ее тренировки
Существует большое количество методов, которые призваны тренировать память. Конечно же, следует заниматься в течение длительного периода времени, чтобы был видимый результат, тогда можно развить способности к запоминанию просто до феноменального уровня. Многие способы тренировки памяти доступны в интернете, приведем самые распространенные из них:
- Упражнение «Наблюдение»
Ребенку необходимо сконцентрироваться на каком-либо изображении несколько секунд, постараться запомнить его детально. Затем требуется воссоздать в памяти рисунок, вспомнить не только то, что изображено на переднем плане, но и то, каким является фон и второстепенные элементы. Раз за разом выполняя это упражнение в течение длительного времени, ребенок сможет значительно улучшить свою зрительную память.
- Упражнение «Ассоциации»
Подготовьте большое количество самых разных изображений – животных, техники, растений, явлений природы. Показывайте каждое из них ребенку и предложите ему придумать к картинкам ассоциацию – первое, что приходит на ум. Например: «столица – Москва», «слово – буква», «кот – пушистый». Это упражнение можно выполнять в форме игры всей семьей, оно призвано развить те области памяти, которые отвечают за воспроизведение знаний, полученных ранее.
- Упражнение «Последовательность»
В интернете есть множество вариантов этого упражнения, но можно выполнять его и самостоятельно. Необходимо подготовить несколько карточек с разными изображениями одинаковой величины, выложить их на стол в случайной последовательности. Дайте ребенку время запомнить порядок, в котором они расположены, переверните их и перемешайте, затем выложите карточки лицевой стороной на стол. Задача ребенка – расположить картинки в той последовательности, в которой они были изначально. По мере того, как малыш начнет лучше справляться с этим упражнением, уменьшайте время на его выполнение.
Не только восприятие знаний играет важную роль в развитии ребенка, повышении уровня его успеваемости. В погоне за быстрым запоминанием школьной программы, многие родители не придают значения тому, насколько их дети способны сосредоточиться на самих занятиях. А ведь внимательность очень важна.
Техники концентрации внимания
Хорошая память, безусловно, является одним из главных факторов успешной учебы. Однако, для успешного освоения знаний, помимо качественного восприятия информации, детям часто также не достает сосредоточенности на занятиях. Мало кто знает, что умение концентрироваться на выполнении какой-либо работы – это навык, а не черта характера, а значит, его можно развить.
Существует множество техник концентрации внимания, позволяющих ученику лучше сосредоточиться на занятиях в школе. Большая часть из них являются популярными. Эти методы направлены на то, чтобы максимально успокоить нервную систему, отстраниться от посторонних мыслей и сосредоточиться на каком-то одном занятии:
- Дыхательные упражнения
Правильное, спокойное дыхание используется во многих видах спорта и тренировках. Еще в древности люди поняли, как положительно оно влияет на нервную систему человека: успокаивает, дает возможность расслабиться. Поэтому различные дыхательные упражнения являются хорошим подспорьем в развитии концентрации внимания.
- Зрительные упражнения
Основная задача зрительных упражнений направлена на то, чтобы человек сосредоточился на каком-либо предмете, абстрагировался от всего остального вокруг. Усердное выполнение этих упражнений в дальнейшем позволит ребенку проще справляться с обучением, не отвлекаться на внешние раздражители во время занятий.
- Физические упражнения
Существуют также и физические упражнения, направленные на развитие внимания. Как правило, они сводятся к тому, что ребенок выполняет ряд монотонных действий, например, сжимает кулаки в течение длительного времени с промежутками в несколько секунд. Эти упражнения не только повышают концентрацию, но и учат выполнять скучную для нашего мозга работу и, при этом, не отвлекаться.
Память и внимание тесно связаны между собой. Являясь, пожалуй, самыми важными факторами развития интеллекта, они должны развиваться параллельно. Высокий уровень запоминания информации без должной концентрации не сильно поможет поднять успеваемость в школе, и наоборот. По этой причине важно систематически подходить к тренировкам данных способностей.
Центры развития памяти – как выбрать
Развивать память можно самостоятельно в домашних условиях. Однако, детям часто не достает усидчивости, которая просто необходима для того, чтобы самостоятельные занятия подобного рода оказались плодотворными. К тому же, большинство упражнений направлено на развитие какого-то одного вида памяти. Отсутствие системного подхода не дает ребенку полностью раскрыть свой потенциал, поработать над слабыми сторонами и укрепить сильные. По этой причине многие родители отдают предпочтение занятиям по развитию памяти и внимания в центрах детского дополнительного образования.
Современный рынок образовательных услуг предлагает широкий выбор таких занятий, остановить свое внимание на каком-либо конкретном довольно сложно. На примере обыкновенных общеобразовательных школ мы часто можем наблюдать, как мало успевает учитель за один урок, ведь в классе учится от 20 человек и поработать с каждым никак не выходит. Поэтому, нужно обращать внимание на те центры, обучение в которых ведется в небольших группах до 10 человек в каждой. Так у педагога будет возможность уделить внимание каждому ученику и успеть объяснить новый материал.
Помимо прочего, образовательный центр должен предоставлять образовательные услуги по проверенным временем программам. Лучше всего, если у такого учреждения есть собственные уникальные методические разработки. Отличным примером является меморика – инновационная программа, направленная на тренировку памяти и техники концентрации внимания у детей и подростков. Она позволяет улучшить навыки восприятия и запоминания информации, что положительно сказывается на освоении школьной программы, а также на подготовке к выпускным экзаменам. Развить память и концентрацию до феноменального уровня возможно, главное следовать правильному курсу и приложить достаточно усилий. И тогда точно все получится!
Источник
Современные люди живут в эпоху интенсивного обмена информацией. Для того, чтобы оперативно усваивать большие объемы данных, следует ежедневно тренировать память. Однако существуют люди, которые без труда запоминают огромное количество информации и не страдают при этом от умственных перегрузок. Такое явление носит название «феноменальная память».
Умение быстро запоминать информацию – залог успеха в жизни
Что такое феноменальная память
Вопреки распространенному заблуждению, умением запоминать большое количество информации в считанные секунды владеют не только «избранные». Развить эти уникальные способности может любой психически здоровый человек, с любым уровнем интеллекта. Пол, возраст и социальное положение значения не имеют.
Феноменальной можно считать способность к усвоению и точному запоминанию большого объема данных, не имеющих смысловой связи. Это значит, что человек, обладающий такой способностью, может длительное время удерживать в мозгу «фотографию» любого зрительного образа: текста на родном или иностранном языке, картинки, комбинации цифр и символов.
Это необычное явление, определение которого встречается во всех учебниках по психологии, может быть вызвано следующими причинами:
- Генетическая предрасположенность;
- Врожденные аномалии в развитии некоторых участков коры головного мозга;
- Занятия с детьми младшего возраста по методикам раннего развития;
- Высокая скорость работы мозга.
Люди демонстрируют уникальные способности в запоминании разного вида информации: у некоторых блестящая звуковая память (или, выражаясь музыкальными терминами, «абсолютный слух»), кто-то может с первого взгляда запомнить большой письменный текст, кто-то в мельчайших подробностях пересказать длинную историю, услышанную только один раз. Некоторые психологи считают уникальные способности к запоминанию аномалией. С этим можно поспорить. Однако, нельзя не согласиться с тем, что люди с таким талантом (особенно дети и подростки) требуют индивидуального подхода. Несмотря на свои способности, они часто бывают плохими учениками в школе, чувствуют себя некомфортно в коллективе и могут испытывать трудности в социальной адаптации.
Искусство быстрого запоминания можно развить
Реально ли ее развить
Иногда феноменальная память является врожденным свойством конкретной личности, но в 80% из 100 ее можно успешно развить при помощи целенаправленных тренировок. Чтобы работа увенчалась успехом, необходимо помнить о том, что:
- Во время тренировок мозг не должен испытывать перегрузку;
- Программа по развитию уникальных способностей должна соответствовать возрасту человека. Нельзя предлагать детям задания для взрослых. Однако, для взрослых, которые только начинают развивать память, детские задания вполне подойдут;
- Тренировки будут эффективнее, если дополнительно принимать препараты, улучшающие мозговое кровообращение. Перед тем, как пить любые лекарства, следует проконсультироваться с невропатологом;
- Занятия должны проходить по правилу «от простого к сложному», но не наоборот.
Чтобы визуальные образы легко запоминались, они должны быть яркими, простыми и доступными для понимания. В то же время образ должен содержать большое количество мелких деталей. Это необходимо для развития концентрации внимания.
Активному развитию уникальных способностей способствует интенсивное чтение. Можно выбирать любую литературу на родном или иностранном языке, главное – читать вдумчиво, уделяя внимание деталям, и ничего не пропускать. Тогда прочитанное отложится в голове до мельчайших подробностей.
Проводить занятия можно самостоятельно или на курсах с педагогом-психологом
Упражнения и методы для запоминания информации
Для того чтобы удержать в голове большое количество данных, можно использовать разные методы. Все они довольно простые, но эффективные. Обычно психологи рекомендуют следующие техники:
- Метод ассоциаций. Например, для запоминания номера телефона нужно найти в нем цифры, связанные с каким-то важным событием или образом (день рождения родственника, собственный возраст, текущий год);
- Мнемотехника – используется для удержания в голове группы слов, не связанных друг с другом по смыслу. Из этих слов необходимо составить предложение и представить его визуально;
- Мысленное создание цветного, красочного образа на основе прочитанного или услышанного текста;
- Развитие скорости чтения и концентрации внимания на прочитанном.
Эти методы можно чередовать друг с другом и использовать в разных ситуациях, в зависимости от типа информации, подлежащей запоминанию. Для того чтобы развить быструю музыкальную память, психологи рекомендуют как можно чаще слушать музыку и пытаться воспроизводить услышанное голосом или при помощи любого инструмента.
Внимание! Ежедневные тренировки по 10-15 минут будут гораздо полезнее, чем занятия 2-3 раза в неделю по часу. Слишком долгие интенсивные тренировки могут привести к перегрузке мозга. После каждого занятия необходимо проводить умственное и физическое расслабление.
Быстро развить способности помогает совмещение нескольких методик
Развитие феноменальной памяти у детей
Натренировать ребенка несложно, главное – придерживаться определенной системы занятий. Работать над развитием уникальных способностей к запоминанию можно с раннего детства. Начиная с трех месяцев, когда малыш начинает активно познавать окружающий мир, его нужно знакомить с яркими, выразительными образами и подробно рассказывать о них. Известно, что ребенок, еще не умея говорить, уже держит в голове огромный объем информации, поэтому не стоит недооценивать важность интенсивного интеллектуального развития до года. Занятия на формирование визуальной памяти следует чередовать с освоением памяти тактильной и слуховой. Хороший результат дает раннее обучение чтению и иностранным языкам, но оно должно проходить под руководством профессионального педагога, знакомого с психологией детей младшего возраста и с передовыми методиками дошкольного образования.
Для школьников очень полезно обучение быстрому чтению. Медленное чтение по слогам с фиксацией на самом процессе часто приводит к тому, что ребенок плохо запоминает прочитанное. Скорочтение, напротив, помогает школьнику мысленно «фотографировать» текст и «сканировать» его смысл. Однако, ученикам с серьезными нарушениями речи и письма такие занятия категорически противопоказаны.
Интересно. Работая с детьми, не умеющими читать и писать, следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. У некоторых детей лучше развито зрительное восприятие информации (хорошо запоминают увиденные картинки), у других – слуховое (лучше усваивают слова).
Дети и подростки быстрее запоминают яркие интересные образы
Примеры людей с такой памятью
Феноменальная память – это явление, характерное для многих выдающихся личностей. Известно, что такими способностями в разное время обладали:
- Физик Николо Тесла;
- Композитор и пианист Сергей Рахманинов;
- Папа Римский Иоанн Павел Второй;
- Гарри Каспаров, знаменитый шахматист;
- Юлий Цезарь, древнеримский император.
Примечательно, что большинство выдающихся личностей с супер способностями было так же успешно в других областях (например, Юлий Цезарь был не только влиятельным политиком, но и прекрасным полководцем). Поэтому эксперты психологии, считающие неординарную память аномалией, не всегда правы.
Большая скорость запоминания поможет на пути к славе
Книги по теме
Заслуживает внимания книга Станислава Матвеева (на некоторых сайтах автор ошибочно представлен как «Матвей»). В своей работе Станислав делится методами запоминания информации и на практических примерах доказывает, что достичь быстрого и качественного запоминания информации может любой человек, а не только личность-феномен.
Интересную методику работы предлагает Константин Дудин. С его методом можно ознакомиться онлайн. По мнению Дудина, для того чтобы иметь суперпамять, нужно, прежде всего, научиться забывать ненужную информацию, то есть освобождать место для новой, более актуальной. Это поможет разгрузить мозг во время запоминания и спасет от перегрузок. В курс Дудина включен отдельный раздел, посвященный забыванию.
На Западе большой популярностью пользуется курс Гарри Лорейна, его можно рекомендовать учащимся любого возраста, адаптируя упражнения к конкретной целевой аудитории.
Перед тем, как начинать занятия, следует ознакомиться с учебно-методической литературой
Тренировку памяти у мальчиков и девочек рекомендуется начинать с самого детства, тогда достичь желаемых результатов можно будет быстрее и лучше. Однако, можно развить у человека феноменальные таланты к запоминанию и в подростковом, и в зрелом возрасте. Главное – упорство, настойчивость и работа по системе, в соответствии с выбранной методикой.
Видео
Источник
Итак, давайте разберемся, какие методы развития памяти детей предлагает современная психология…
1
5449
24 Сентября 2015 в 17:38
Автор публикации:
Ирина Русакович, экономист-менеджер
Буквально каждый родитель убежден, что развитие памяти у детей является неотъемлемой частью дошкольного обучения, которое происходит, как правило, либо дома, либо в детском учреждении. Поэтому одной из основных задач, которой уделяется особое внимание заботливыми мамами и папами, является развитие памяти у детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день существует немало литературы, посвященной данной теме; но, как показывает практика, не все методы развития памяти у детей одинаково применимы к одним и тем же деткам: одни хорошо запоминают прочитанное, другие для запоминания обязательно должны услышать, ну, а третьим — повторяй-не повторяй, — в одно ухо влетело, в другое вылетело. В таком случае родители настороженно задаются вопросом: “что делать, если у ребенка плохая память?”
Итак, давайте разберемся, какие методы развития памяти детей предлагает современная психология.
Современные методы развития памяти у ребенка
Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, люди, в зависимости от того, каким набором свойств психики (называемых векторами) они обладают, на такие же свойства памяти могут и рассчитывать. Итак, как развить память у детей с разными векторами?
Например, люди со зрительным вектором обладают фотографической памятью, т.е. могут с легкостью запоминать схемы и рисунки в учебнике или конспекте, как бы фотографируя их. Кроме того, зрительники очень хорошо запоминают эмоционально окрашенные события, яркие моменты, т.к. одним из свойств зрительного вектора является более развитая чувственность, чем у людей, у которых зрительный вектор отсутствует. Поэтому основными методами развития памяти у детей со зрительным вектором будут привитие любви к чтению, развитие чувственности через литературу, театр, умение сопереживать героям. В детских играх для развития памяти следует также использовать различные оттенки цветов и яркие картинки.
Люди со звуковым вектором акцент делают на звуки. Звуковики могут в упор вас не видеть, но запомнят ваш голос с точностью до мелодики и тембра. При правильном развитии звуковых детей, они способны запоминать на слух музыкальные произведения, становясь композиторами, произношение иностранных слов, т.е. усваивать иностранный язык на слух, а не через чтение и зубрежку правил. Только люди со звуковым вектором способны говорить на иностранном языке без акцента.
Поэтому на вопрос, как тренировать память у детей со звуковым вектором, системно-векторная психология Юрия Бурлана дает следующие советы: прежде всего, нужно огородить ребенка с самых малых лет от громких звуковых раздражителей. Родителям таких детей нужно помнить, что ухо — это очень чувствительный орган звукового ребенка, который требует бережного обращения в виде тишины и покоя. Из звуков лучше всего звуковое ухо воспринимает негромкую классическую музыку и спокойную тихую речь.
Развитие памяти ребенка до феноменального уровня
Феноменальная память — свойство, которое присуще исключительно развитому человеку с анальным вектором. Именно эти люди испытывают глубокое удовлетворение в запоминании большого объема информации, раскладывая полученные знания по полочкам в своей памяти, а потом используя эти знания при необходимости. Только обладатели анального вектора способны стать настоящими эрудитами, особенно если в сочетании с анальным вектором имеется еще и зрительный.
Это именно те дети, которые становятся победителями школьных олимпиад, выпускниками с золотой медалью, а в будущем получают несколько высших образований. Их часто называют “ходячая энциклопедия”, ведь именно им под силу легко перечислить по порядку все династии русских царей или знать наизусть столицы стран мира. Кроме энциклопедических знаний, обладатели анально-зрительной связки имеют отличительное свойство запоминать детали: “Я помню, какое платье было на ней десять лет назад…” — это про них.
Чтобы развить память у ребенка с анальным вектором до феноменального уровня, необходимо приучить его к чтению. Такого ребенка не стоит часто переключать с одной деятельности на другую, нельзя его отрывать,дергать при выполнении домашних заданий, не нужно торопить. Ему может понадобиться больше времени на запоминание какого-то материала, но будьте уверены: если этот процесс завершен без прерывания, то материал ребенок усвоит на всю жизнь.
У ребенка плохая память, что делать?
Есть и противоположности. Например, люди только с кожным или уретральным вектором не обладают хорошей памятью, — они обладают иными свойствами, необходимыми для реализации специфических желаний этих векторов. Родители с учителями в такой ситуации часто диагностируют так называемые нарушения памяти у детей. Напрашивается вопрос: как развивать память у детей с кожным и уретральным вектором? А никак. И у кожника, и у уретральника есть свои сильные стороны, которые нужно развивать, в противном случае можно потратить уйму сил и времени, перепробовать все возможные игры на память для детей, но так и не добиться никакого результата.
Развиваем память и не только
Чтобы развивать своего ребенка правильно, а не калечить, пытаясь привить чужие программы поведения, важно понимать и определять его врожденные свойства. Приходите на бесплатные лекции «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, и вы узнаете не только о том, как развивать память у ребенка, но и массу другой полезной информации по психологии воспитания и обучения детей различных возрастов. Вот лишь несколько отзывов прошедших занятия родителей:
Записаться на бесплатные онлайн-занятия по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно здесь.
Корректор: Анна Сорокина
Автор публикации:
Ирина Русакович, экономист-менеджер
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник