Развитие движений ребенка от рождения до 7 лет таблица

На что направлена и какова миссия деятельности по управлению социальным развитием организации?

Какова структура и сфера ответственности (компетенции) службы персонала по осуществлению социальной деятельности?

Какие существуют квалификационные требования (какова компетентность) к специалисту и руководителю по осуществлению социальной деятельности?

Каковы основные функции служб по управлению социальным развитием организации?

Тема 1. Особенности развития детей от рождения до 7 лет

Физическое воспитание — это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие.

1. Развитие движений у ребенка первого года жизни

У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к повой окружающей его среде. Он не может поднять голову, передвинуться в пространстве, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу).

В течение первых трех месяцев в нервно-психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги: развивается зрение, слух, возникает и развивается радостное состояние, изменяется характер общих движений, и некоторые движения оформляются. К концу второго или третьего месяца при условии целенаправленного воспитания ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Начиная с 3 и постепенно к 6—7 месяцам в процессе воспитательных влияний оформляются движения рук и развиваются подготовительные движения к ползанию, сидению и стоянию; совершенствуется деятельность органов чувств (зрительный и слуховой анализаторы в целом). Ползание — как и подготовительное к нему переворачивание со спины на живот — укрепляет мышцы рук, ног, грудной клетки и брюшного пресса. В этот же период ребенок овладевает подготовительными движениями к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрослого и поддерживание позы ребенка — сначала подмышки, а позднее за руки. Постепенно он овладевает этой позой и начинает ровно стоять, разогнув ножки в коленных и тазобедренных суставах.

2. Развитие движений у ребенка второго года жизни.

У детей второго года жизни развитие происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. У ребенка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Он упражняется в хождении и лазанье, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками. Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), развивающие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью. Эти действия с предметами (с флажками, мячом, обручем, различными игрушками) бывают связаны по большей части с передвижением ребенка, с упражнениями, требующими известной координации.Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ действия, а затем попытаться воспроизвести его.

3. Развитие движений у ребенка третьего года жизни

В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни овладевает ходьбой, лазаньем, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовнии движений и отдыха. По сравнению с предыдущим годом увеличивается вес и рост, изменяются пропорции тела, вес более развивается нервная система, повышается ее работоспособность. Улучшается регулирующая роль коры головного мозга, значительно быстрее формируются условнорефлекторные связи, развиваются тормозные процессы. Для развития разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают липшие, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономии и начальной координации. Развивается некоторая самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т. д.).

Ребенок постепенно учится согласовывать движения рук и ног, что благоприятствует развитию координации в работе различных мышц; он учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать па сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движением остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.

4. Развитие движений у детей четвертого года жизни

Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметный сдвиг в развитии нервной системы, работоспособность ее невелика и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться. Ходьба ребенка трех лет сохраняет многие признаки, типичные для преддошкольников: еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации руки ног, неуверенность ориентировки в направлении, тенденция к сгибанию туловища и некоторого его колебания. Однако бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе к передней части туловища, чем у взрослых. Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей группе, однако вначале оно выражается лишь в форме пружинящего движения без отрыва ног от пола. В процессе лазанья у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети подводятся к этим умениям (бросание мяча, шишек на дальность, в горизонтальную цель).

5. Развитие движений у детей пятого года жизни

Показатели возрастной физиологии ребенка трех и четырех лет не очень различны, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно закономерный процесс роста и развития всего организма под влиянием двигательных упражнений заметно изменяет показатели, имевшиеся вначале. Во второй половине года ребенок по многим признакам все более приближается к старшему возрасту: вес и рост тела, увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развивается мышечная и нервная системы. Ребенок становится крепче и самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влиянием эмоциональности и заглушающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого. В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, способность к некоторым обобщениям.

Все это облегчает воспитателю руководство развитием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений.

6. Развитие движений у детей шестого года жизни

С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц. В ходьбе наблюдается координация верхних и нижних конечностей, устойчивость корпуса, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения несформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем воспитателя. В беге, лазанье и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитой глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий. Все это находится в зависимости от происходящих сдвигов в психической сфере ребенка. В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности, и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого.

Читайте также:  Основное условие нормального речевого развития ребенка

7. Развитие движений у детей седьмого года жизни

Ребенок седьмого года жизни значительно отличается от ребенка 5 лет. Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник , более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стояние на одной ноге и т. п. В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений как своих, так и товарищей («Я плохо замахнулся, потому и не попал в цель»). Совершенствование движений детей идет в процессе целенаправленных систематических упражнений под руководством воспитателя, постепенного овладения требованиями программы, осмысливания их и, в итоге, правильного выполнения. И если сравнить двигательные навыки детей седьмого года жизни с предыдущими возрастными показателями, становится ясным, какой большой путь развития прошел ребенок. Хорошая осанка и координация движений при ходьбе и беге, легкость в прыжках, меткость и уверенность движений в метании, быстрота и ловкость в лазанье—все это представляет собой известный сплав физических и психических сил ребенка. К моменту перехода в школу ребенок достигает достаточно прочных навыков, необходимых в жизни. Они являются основательным фундаментом для решения более сложных двигательных задач в школе.

Источник

Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло

Чтобы правильно воспитывать ребенка и сознательно заниматься с ним физическими упражнениями, родителям необходимо знать основные анатомо-физиологические особенности детского организма. Это поможет понять, почему рекомендуются те или иные приемы массажа, упражнения или игры. Взрослые смогут правильно судить о физическом и психическом развитии малыша, а также самостоятельно подбирать движения, наиболее подходящие для него, и определять их дозировку.

Принято выделять следующие основные периоды развития ребенка:

новорожденный (первые 3-4 недели жизни);

младенческий (до 1 года);

ранний детский (1-3 года);

дошкольный (от 3 до 6-7 лет).

В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым условиям. У него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция. Его нервная система еще незрелая из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.

В младенческом возрасте начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы, вырабатываются условные рефлексы, формируются движения, быстро увеличиваются вес, рост.

В раннем детском возрасте рост несколько, замедляется, совершенствуются двигательные умения, формируется речь, ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.

Дошкольный период характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, быстро развивается нервная система, речь. Становится более устойчивым внимание, повышается любознательность. Малыш приобретает элементарные трудовые навыки.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. Постепенно дети приобретают самостоятельность, развивается их скелет и крепнет мускулатура, движения становятся более точными, уверенными, целенаправленными.

Родители должны научиться определять, правильно ли растет их ребенок, соответствует ли его развитие установленной возрастной норме. Для этого советуем заглянуть в табл. 1.

Таблица 1. Средние показатели физического развития детей (от рождения до 7 лет)
Таблица 1. Средние показатели физического развития детей (от рождения до 7 лет)

Установлены также возрастные закономерности появления двигательных умений у детей: развитие их определяется по статическим функциям (по способности удерживать голову и туловище лежа, сидя и стоя) и динамическим (умение поворачивать туловище лежа, ползать на четвереньках, вставать, ходить). Статические и динамические функции формируются последовательно — соответственно месяцам жизни детей.

Занимаясь с малышами физическими упражнениями, очень важно учитывать состояние их дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Ребенок дышит более поверхностно и значительно чаще, чем взрослый, т. е. 20-24 раза в минуту, а не 16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.

Функция сердечно-сосудистой системы у дошкольника хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, и повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 уд/мин, то у дошкольников — 90-100.

Нервная регуляция сердца малышей несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается и сердечная мышца при физической нагрузке довольно скоро утомляется. Однако при перемене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Поэтому во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с менее подвижными и часто устраивать кратковременный отдых. При организации занятий нужно подбирать для ребят разные игрушки и предметы.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. Заканчивается созревание нервных клеток в головном мозгу, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого. Однако, учитывая легкую возбудимость нервной системы, необходимо очень серьезно относиться к малышу, не давать ему длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерных утомлений, тем более что процессы возбуждения у него преобладают над процессами торможения. Дети этого возраста очень восприимчивы, но следы полученных впечатлений закрепляются у них не сразу, а навыки, легко разрушаются.

В дошкольные годы, как и в раннем детстве, важное значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. Но с каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения взрослого. Значительно усложняются игры. Они становятся важнейшей деятельностью, в процессе которой приобретается жизненный опыт. В играх все отчетливее вырисовывается определенный замысел, проявляется творческое воображение.

Костеобразовательный процесс у дошкольников также не завершен, несмотря на то что кровообращение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост. В то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон, однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

В отличие от взрослых дети во время сидения затрачивают больше усилий и производят значительную мышечную работу, так как учатся преодолению неустойчивого равновесия. Сидение для них — акт статического напряжения, а не отдыха, как для взрослых. Известно, что равновесие гораздо легче соблюдать в движении. Вот почему дети быстро устают от сидения и с удовольствием бегают.

Читайте также:  Развитие предметной и орудийной деятельности ребенка

Все эти особенности детского организма необходимо учитывать родителям при организации занятий физическими упражнениями с малышами.

Источник

Формирование движений у детей дошкольного возраста

Своевременное формирование движений и целесообразная последовательность их возникновения играют существенную роль в физическом и нервно-психическом развитии ребенка.

Учитывая особенности каждого возрастного периода и предыдущий опыт ребенка, перед ним ставят конкретные задачи. Постепенное выполнение ребенком этих задач и все большие возможности качественно изменяют характер его движений. То, что являлось в движениях характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свертывается, и движения переходят в новое качество. Однако следует помнить, что в каждом отдельном случае развитие движений может иметь различную вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому учет индивидуального своеобразия и возможностей ребенка необходим для правильного руководства формированием движений.

Формирование движений у ребенка первого года жизни. У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к новой окружающей его среде. Он не может поднять голову, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу). Возникающие отдельные движения рук и ног хаотичны и непроизвольны.

Очень важным в этом раннем периоде жизни является возникновение у ребенка зрительного и слухового сосредоточения. Оно способствует его начальным ориентировкам в окружающем и влияет на становление первоначальных движений (подготовительные движения к хватанию увиденных перед собой игрушек, движение глаз и поворот головы в сторону слышимого звука). На основе этих простейших реакций, возникающих в процессе общения ребенка со взрослым, на втором-третьем месяцах появляется особая, очень важная реакция — «комплекс оживления». Она возникает при появлении взрослого, ухаживающего за ребенком, звука его голоса, его улыбки. Ребенок реагирует на это еще не организованными движениями рук и ног, улыбкой, произнесением звуков.

К концу второго или третьего месяца при условии целенаправленного воспитания ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на жи воте или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Это имеет важное значение для развития мозга: движения головы улучшают кровообращение и расширяют кругозор ребенка; мозг получает больше разнообразных внешних раздражений.

Начиная с 3-х и постепенно к 6—7 месяцам оформляются движения рук и формируются подготовительные движения к ползанию, сидению и стоянию; совершенствуется деятельность органов чувств.

Важным моментом формирования движений в этот возрастной период является ползание, дающее возможность знакомиться с многими предметами. Оно возникает непосредственно из позы лежания на животе и стремления ребенка дотянуться до какого-либо предмета. В этот же период оформляются подготовительные движения к сидению и стоянию.

Среди названных движений наиболее важно ползание: оно очень динамично, содействует укреплению большого количества различных мышц, способствует дальнейшему формированию разнообразных движений, ориентировке в окружающей ребенка обстановке. По сравнению с ним сидение, являясь необходимой жизненной позой, не имеет такого важного физиологического значения.

В этот же период ребенок овладевает подготовительными движениями к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрослого при поддерживании позы ребенка — сначала за подмышки, а позднее за руки. Постепенно он овладевает этой позой и начинает ровно стоять, разогнув ножки в коленных и тазобедренных суставах.

 Новый возрастной период, от 6—7 до 10—12 месяцев, характерен переходом сначала к относительной самостоятельности при помощи взрослого, а к концу первого года — к самостоятельным движениям.

Ребенок уже лучше ползает, пытается самостоятельно садиться, ложиться, вставать, опускаться, держась руками за перекладины барьера, переступать вдоль барьера, ходить с опорой на что-либо. Постепенно опора при стоянии и ходьбе играет все меньшую роль. Если взрослый обнаруживает какую-либо задержку в формировании двигательных действий, он обязательно побуждает к ним ребенка. К концу года (11 — 12 месяцев) ребенок пытается самостоятельно ходить.

Формирование движений у ребенка второго года жизни. У детей второго года жизни дальнейшее формирование движений происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. Правда, ходьба еще недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног.

Однако и при этом овладение ходьбой влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Все это вносит значительные изменения в общее развитие ребенка.

У ребенка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ему пока еще прыжков. Он упражняется в ходьбе и лазании, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.

Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), составляющие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью.

Взрослый постепенно, но неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования, посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т. п.).

Большую роль играют подражательные действия взрослому. Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ действия, а затем попытаться воспроизвести его.

Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого.

Формирование движений у ребенка третьего года жизни. В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни совершенствует ходьбу, лазание, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха Систематические упражнения, игры под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей, улучшению качества движений и необходимых ориентировок.

Для формирования разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономичности. Развивается самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доске, дорожке и т.д.). В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.

Ребенок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.

Читайте также:  Основные возрастные периоды развития ребенка

Усиливающийся интерес к окружающему миру, удовлетворение от достижения цели, эмоциональная оценка педагога и его новые требования — все это служит подкреплением достигаемых ребенком успехов и стимулирует его к решению новых задач.

Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику — подражание. Однако подражание изменяет свой характер: наблюдается большее осмысление предложенной ребенку задачи и, в связи с этим, более четкое ее выполнение.

Формирование движений у детей четвертого года жизни. Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметное развитие нервной системы, функциональные возможности ее невелики, и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко разрушаться.

Формирование двигательных навыков прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать туловище и голову. Это требование является необходимым для формирования правильной осанки.

В ходьбе ребенка трех лет еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность ориентировки в направлении движения, тенденция к сгибанию туловища. Однако бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе, чем у взрослых, к передней части туловища.

Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей возрастной группе, однако вначале оно выражается лишь в форме пружинящего движения без отрыва ног от пола. В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур или две линии на расстоянии 15—20 см.

В процессе лазания у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети осваивают эти умения (бросание мяча на дальность, в горизонтальную цель).

Таким образом, дети четвертого года жизни в процессе систематических занятий подводятся к усвоению правильной техники основных движений, подготавливающих их к овладению двигательными навыками в последующих возрастных группах.

Формирование движений у детей пятого года жизни. Показатели возрастной физиологии ребенка трех и четырех лет не очень различаются, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно закономерный процесс роста и развития всего организма под влиянием физических упражнений заметно изменяет исходные показатели.

Во второй половине года ребенок по многим признакам все более приближается к старшему возрасту: вес и рост тела увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развиваются мышечная и нервная системы. Ребенок становится самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влиянием эмоциональности и уменьшающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого.

Формирование движений у детей шестого года жизни. С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения сформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.

В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания — легкий и быстрый бег.

В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, способность к некоторым обобщениям.

Все это облегчает педагогу руководство формированием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определенный темп, согласованность с коллективом. Знакомые движения дети уже могут выполнять в более сложных вариантах, более длительное время, с большей нагрузкой.

В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению (образца упражнения) и вслед за этим его воспроизведению с помощью словесных указаний взрослого.

Формирование движений у детей шестого года жизни. С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения ^сформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.

В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания — легкий и быстрый бег.

Формирование движений у детей седьмого года жизни. Ребенок седьмого года жизни значительно отличается от ребенка пяти лет. Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге и т. п.

Что касается увеличения массы и силы мышц, то сравнительно с пятилетним ребенком они незначительны. Однако имеются и существенные отличия. Они заключаются в качественных изменениях двигательной деятельности: в более совершенной координации движений, большей их экономии, устранении лишних движении. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий.

В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений, как своих, так и товарищей.

К моменту перехода в школу у ребенка формируются достаточно прочные двигательные навыки, необходимые в жизни. Они являются основательным фундаментом для решения более сложных двигательных задач в школе.

Источник: ТОЕРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Понамарева. «Детство-Пресс», 2008

Источник