Развитие двигательной сферы ребенка раннего возраста

Развитие двигательной сферы ребенка раннего возраста thumbnail

ксения евсеенко
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый, а приобретённый. И главной причиной этого — малая подвижность малышей. Родители стараются делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупают игрушки, включают мультики, а теперь ещё и планшеты. Забывая, что у детей раннего возраста очень велик интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым социальным условиям.

Малыши ещё не осознают значимость укрепления здоровья, поэтому научить их заботиться о нём должны взрослые.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко.

Основными движениями, которыми овладевает ребёнок в раннем возрасте, являются бег, ходьба, ползание – для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для преодоления препятствий, катание и метание для передвижения предметов.

Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.

Чаще всего самым первым движением, которым овладевает ребёнок это ползание. Это очень полезное движение. Работает плечевой пояс, идет нагрузка на позвоночник, что благотворно влияет на развитие правильной осанки. В будущем, овладев ходьбой, дети редко пользуются ползанием. Но мы должны развивать и поддерживать у детей это движение. Здесь можно использовать игру «Проползи в воротики», «Переползи через брёвнышко», «К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч).

Следующим движением является ходьба, хотя сейчас дети, бывает, чаще начинают ходить, пропуская период ползания. Это сильно влияет на развитие осанки, так как возрастает нагрузка на позвоночник.

При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками. При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к выполнению правильных движений помогут игровые приёмы. «Идём в гости к зайке, мишке», «Пройди по дорожке». Здесь можно использовать дорожки, сделанные своими руками, а если к их изготовлению привлечь малыша – пользы будет ещё больше. Например, из пробок – дорожки, цветные коврики. Чтобы задать ритм,помогут различные слова:

Топ-топ-топ, зашагали ножки

Топ-топ-топ, прямо по дорожке.

Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, можно предложить ему перешагнуть через лежащие на полу верёвку, скакалку, палку.

Любимое действие у малышей это бег. Если им предложить «Догнать собачку», «Убежать от дождика» или «Подбежать к маме или папе», ребёнок с большой радостью это выполнит. Так же поможет речевое сопровождение.

Побежали ножки, прямо по дорожке,

Прибежали к маме маленькие ножки.

Очень сложным движением являются прыжки. Прыжок связан с отрывом от земли и сохранением равновесия при приземлении. Можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его,приговаривать: «Высоко, высоко подпрыгнем». Самому подпрыгивать и предлагать малышу. «Попрыгаем как зайчики, воробышки»

«Мы попрыгаем немножко

Веселей пляшите ножки»

Важно помнить, что, приподнимая ребёнка, нельзя брать его за кисть, только выше запястья, так как у детей очень слабые суставы.

Можно приподнять над головой ребёнка какой-нибудь предмет и предложить: «Достань дождинку, снежинку, колокольчик».

Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением вперёд. «Перепрыгни через верёвочку, ленточку» (положенные на пол) «ручеёк», спрыгнуть с «горки»

Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание.

Вначале ребёнок бросает игрушку и следя за её падением. Затем зажимает в руке мячик и бросает его вперёд – вниз. Потом пытается катать мяч. Сев напротив, можно помочь малышу, предложив «Покатился мяч к тебе, покатился мяч ко мне». Не нужно спешить показывать все движения ребёнку – пусть он сам догадается, что ещё можно сделать, например – прокатить мяч в воротики, бросить мяч вперёд и попытаться догнать его.

«Вот как мячик покатился и назад не воротился.

Догони его скорей и в ладошках обогрей»

Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребёнка раннего возраста. Дети тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Не устаёт, потому что всё время меняет характер, темп движения.

Для развития интереса у детей к выполнению движений, есть много литературы. Так у нас в группе используются аудиодиски с пальчиковыми, подвижными играми Железновой с музыкальным сопровождением. Это привлекает внимание малышей, и они с удовольствием выполняют различные упражнения.

Для развивать двигательные умения ребёнка, не спешите покупать в магазине какое-то оборудование. Попросите родителей посмотреть дома много полезных вещей. Например, из обрезков ковра или покрывала можно сделать цветные дорожки и коврики. Изготовив вязаные мячики, вы получите прекрасное пособие которое подойдёт для бросания и катания. Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные гантельки, если наполнить их песком. Бросив подушки или пуфики на пол, вы получите прекрасное препятствие, которое ребёнок с удовольствием попытается перелезть.

Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлять ребёнка их выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы и эмоционально подавлены.

А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возрастаРазвитие двигательной сферы ребенка раннего возраста

Источник

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, увеличивается сердце. Совершенствуется работа дыхательной системы (увеличивается ее объем), органов пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости организма ребенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней среды.

На протяжении второго — третьего годов жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребенка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы.

К 3 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки. Параллельно с развитием костной системы развивается мышечная система: увеличивается объем мышц и уменьшается количество в них жировой ткани, улучшаются их иннервация и кровоснабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы — мальчики отличаются большей силой мышц, их большим объемом.

К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возможным привитие ребенку навыков опрятности.

Читайте также:  Общения в развитии ребенка с ограниченными возможностями

Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, особенно на втором году жизни малыша, приводят к его быстрому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4—4,5 часов, многие переходят на одноразовый сон. К 2 годам работоспособность нервной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.

На третьем году жизни нервная система ребенка становится более выносливой, однако вследствие повышенной возбудимости подкорковых структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребенка раннего возраста отличается ярко выраженной эмоциональностью. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.

На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память, активно идет формирование второй сигнальной системы: расширяется словарный запас ребенка, он все лучше понимает речь взрослого. У детей, которые начинают говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Большое значение для совершенствования речевого центра и артикуляционного аппарата имеет развитие мелкой моторики: движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на двигательный анализатор.

Развитие движений в раннем возрасте. В конце первого — начале второго года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. В первые месяцы второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с недостаточной координацией движений: он не уверен, часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овладевая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, посколь-ку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «короткими перебежками». Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.

Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора годам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте он уже может целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик» и т.п.

На втором—третьем году совершенствуются основные движения малыша: он начинает все лучше координировать свою двигательную активность.

К концу второго года ребенок может:

  • • пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске шириной 20—25 см;
  • • перешагивать чередующимся шагом через препятствие, положенное на пол (веревку, палку), или приподнятое на 5—10 см;
  • • подниматься и спускаться по наклонной доске, приподнятой на 10—15 см от пола;
  • • подниматься на невысокие горки, спускаться с них;
  • • подлезать под скамейку, веревку и пр.;
  • • перелезать через перекладину;
  • • подниматься и спускаться по лестнице и др.

На третьем году жизни ходьба еще более совершенствуется. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и направление движения. К 3 годам они могут:

  • • бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу;
  • • кружиться на месте;
  • • ходить на четвереньках по дорожке;
  • • подниматься по лестнице и спускаться по ней;
  • • влезать на стул, скамейку, спускаться с них;
  • • бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч;
  • • подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,
  • • спрыгивать с невысоких предметов (10—15 см);
  • • перепрыгивать через ручейки, канавки и др.

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мячом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр.; может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под диван, чтобы достать игрушку рукой или с помощью палочки.

Влияние двигательной активности на развитие детей. Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья; является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Исследования показывают, что уровень двигательной активности детей раннего возраста зависит от ряда факторов: времени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуальных особенностей. Летом потребность в движениях увеличивается, что связано с изменениями в обмене веществ. Меняется потребность в движении и на протяжении суток: наиболее активны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй — с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной активностью, у других она выражена средне или слабо. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с условиями его жизни. Например, в семьях, где физическому развитию детей уделяется должное внимание, они растут более подвижными, ловкими и выносливыми, чем там, где родители предпочитают держать малышей в манеже, ограничивают их активность во время прогулок из-за излишнего стремления к соблюдению чистоты и опасения травм.

Развитие действий с предметами. На протяжении всего раннего возраста развиваются и совершенствуются действия детей с предметами, связанные с бытовой деятельностью, с навыками самообслуживания, с игровой деятельностью.

Уже в конце первого года жизни дети пытаются повторять некоторые бытовые действия, которые совершают с ними взрослые: есть ложкой, пить из чашки, пользоваться расческой и пр. В первой половине второго года жизни малыши уже могут самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, задвигать стульчики по окончании еды, вытирать руки и лицо после умывания, с помощью взрослого снять колготки, ботинки и пр. Пока еще эти действия далеки от совершенства: малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на пол, облиться соком, причесываться тыльной стороной расчески, надевать штанишки задом наперед, плохо вытереть руки и т.п. Подобные недочеты связаны и с недостаточным осознанием ребенком этого возраста смысла самих действий, и с несовершенством движений, двигательных умений.

На третьем году действия детей по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыши могут самостоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр.

Бытовые действия способствуют не только социализации ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил, но и развивают двигательные способности, такие, как координация движений рук и пальцев.

Развитию движений служат занятия детей с различными предметами, которыми пользуются взрослые, а также с игрушками. Дети любят листать книжки, выдвигать и задвигать ящики шкафов, открывать и закрывать кастрюли, «писать» папиной ручкой и т.п. Игры с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), сюжетными игрушками, действия с использованием предметов-орудий (палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки и лопатки для игры с песком и снегом), занятия рисованием, лепкой также включают в себя самые разнообразные движения, которые способствуют развитию мелкой моторики.

Читайте также:  Центр развития ребенка на васильевском острове

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Нормально физически развивающийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов.

Итоги

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. В этот период увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов, совершенствуется работа дыхательной системы, органов пищеварения, укрепляется иммунная система, развиваются скелет и мускулатура.

К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция.

На втором—третьем году совершенствуются основные движения малыша, он все лучше координирует свою двигательную активность, овладевает разнообразными действиями с предметами, бытовыми навыками.

Источник

«Если хочешь быть сильным — бегай,

 хочешь быть красивым — бегай,

хочешь быть умным — бегай»

Хочешь быть умным — бегай! (так говорили древние греки)

Выдающийся педагог-новатор, автор удивительной методики умственного и физического развития детей с самого раннего возраста, Борис Никитин, развил мысль древних греков, добавив в пословицу свои мысли: «Хочешь быть сильным — бегай всю жизнь, хочешь быть красивым — бегай всю юность, хочешь быть умным — бегай с рождения!»

Особенности физического развития детей с рождения
до года


В первый год жизни реб
енок очень быстро развивается физически

Физическое развитие детей раннего возраста. Развитие ребенка происходит гармонично и последовательно.

Новорожденный ребенок

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: сосательный, хватательный, ползания и другие (о врожденных рефлексах Вы можете посмотреть  ЗДЕСЬ). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

В один месяц

В первый месяц, малыш, лежа на животе, уже пытается приподнимать голову и удерживать несколько секунд.

В два месяца

Во второй месяц ребенок может повернуть голову на ваш голос и даже может улыбнуться в ответ на вашу улыбку. Может удерживать предмет, вложенный в ручку минуту – две.

В три месяца

В третий месяц происходит так называемый «комплекс оживления». Ребенок пытается отрывать плечи от поверхности, начинает сначала упираться на предплечья, затем на ладони. Вместе с этим начинает поворачивать голову, затем плечи, это подготовка к перевороту. Ребенок начинает гулить и пытаться отвечать вам.

В четыре месяца

Физическое развитие детей раннего возраста. В четыре месяца ребенок может уже самостоятельно перевернуться со спины на живот, долго удерживать погремушку в руках (появляются любимые и нелюбимые игрушки). В это время ребенок начинает все предметы тянуть в рот и исследовать их таким образом.

В это же время начинает работу нижняя часть тела, первые попытки ползания. Руки и ноги крепнут, ребенок пытается ползать по-пластунски.

В пять месяцев

На пятый месяц ребенок делает попытки садиться. Но пока сидеть без поддержки взрослого не может, спина еще слабая. Активно имитирует звуки взрослых, гулит.

Попытка сесть в пять месяцев

В шесть месяцев

В шесть месяцев ребенок самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д.

Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается. Активно тянет ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет.

В шесть месяцев вводят первый прикорм (овощное пюре и кашу). Прорезаваются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

В семь месяцев

Во время седьмого месяца жизни ребенок свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В восемь месяцев

В восемь месяцев, малыш  поднимается на колени у опоры, затем на ножки и начинает ходить вдоль опоры приставными шагами. Спина окрепла. Сейчас самое время познакомить ребенка с горшком.

В девять
месяцев
 

Ребенок начинает разворачиваться от опоры, держась одной рукой, отходит вперед самостоятельно, ходит, держась за пальцы взрослого, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами

В десять месяцев 

Малыш может самостоятельно подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В девять месяцев малыш уже понимает свои нужды и может проявлять самостоятельность: брать горшок когда нужно, ну и шалить конечно!

В одиннадцать
месяцев
 

Физическое развитие детей раннего возраста. Ребенок уже знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

В один год

К одному году ребенок самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца. К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

Так, логично и постепенно появляются новые навыки у малыша. От родителей требуется разумно организовать развивающее пространство для ребенка и не удерживать, а давать свободу движениям. Сама природа вложила в детей огромный потенциал развития, важно лишь быть рядом и поддерживать попытки развиваться.

За первый год
активно формируются
нейронные связи в основном в областях мозга,
которые управляют физической стороной развития ребенка. Из всех этапов
развития, ползание
и ходьба – самые эффективные в работе одновременно обоих полушарий.

Особенности физического развития детей с года до трех лет

В один год

Основная задача физического развития в этот период – совершенствование двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, лазание). Важным моментом, также, является выработка правильной осанки.  Для совершенствования всех навыков важна безопасность окружающего пространства, которое должны обеспечить родители. Существуют основные упражнения, направленные на отработку двигательных навыков:

  1. Для освоения ходьбы, научите ребенка ходить по узкому пространству, так лучше развивается координация.
  2. Почаще прогуливаться с элементами препятствий: кочки, подъемы, ямки. Не откажите ребенку пройти по бревну, залезть на небольшой подъем.
  3. Используйте игрушки с колёсами, где ребенку приходится толкать их или тянуть за собой.
  4. Больше ходите по ступенькам. Ходьба по ступенькам прекрасно укрепляет ноги.
  5. По мере возможности использовать плавание, оно тренирует и развивает все мышцы.
  6. Научите ребенка играть с мячом. Катать в определенном направлении, бросать, ловить.
  7. Используйте для развития малыша музыкально-ритмические упражнения. («Ладушки», «Каравай», «Мельница» и другие)

В два года

Физическое развитие детей раннего возраста. К двум годам ребенок уже достаточно хорошо осваивает ходьбу, его теперь увлекает бег. Он может быстро бежать, если необходимо, резко остановиться и что-либо поднять с пола.

В это время, стоит уделить внимание и мелкой моторике,  которая отлично тренирует мозг. Для этого существует различные игры:

  • песочница
  • рисование пластилином
  • мозаика
  • простые пазлы
  • пальчиковое рисование
  • аппликация

В два года ребенок учится прыгать. Поддерживайте интерес ребенка, прыгайте и играйте вместе с ним. Так укрепятся не только мышцы но и ваши тесные эмоциональные связи с ребенком.

В три года

В три года физическое развитие сбавляет темпы и уступает развитию умственному. Движения в этом возрасте уже более отточены и целенаправленны. Дети могут синхронно работать и руками и ногами.

В это время ребенок самостоятельно может подняться по лестнице, подняться вверх по гимнастической стенке, пролезть под препятствием, прыгать на двух ногах.

Физическое воспитание детей по методике семьи Никитиных

Физическое развитие ребенка в первые годы жизни
играет главенствующую роль. Так считали Лена и Борис Никитины, советские
педагоги-новаторы, воспитавшие семерых детей в соответствии со своей методикой развития.
По их мнению, физическое развитие предопределяет дальнейшую жизнь ребенка. Оно,
в первую очередь, отвечает за здоровье и интеллектуальное развитие малыша. Хорошо
развитый ум следствие гармоничного физического развития в детские годы. Семья
Никитиных сформировала основные принципы физического развития детей, которым стоит
придерживаться родителям.

Читайте также:  Развитие ребенка в онто и дизонтогенезе

Всей семьей прыгать веселее!

Основные принципы развития ребенка по Никитиным:

Уважение к ребенку

Развивая ребенка физически, самое главное, проявлять уважение к воле, желаниям и настроению ребенка. С первых дней жизни важно научиться понимать настроение ребенка, распознавать, что ему по душе, а что расстраивает.

В занятиях по физическому развитию, особенно необходимо учитывать настроение ребёнка, следить за его эмоциональным откликом. Если малыш зовет Вас с ним попрыгать — откликнитесь, вместе это делать гораздо интереснее. Но если он не хочет, то лучше не настаивать. Вы тоже без настроения не станете скакать и смеяться. Так?

В этом плане, методика развития по Никитиным существенно отличается от принципов динамической гимнастики, где желание ребенка не в приоритете. Минус динамической гимнастики в том, что в подсознании малыша закладывается понимание, что тобой могут манипулировать, вырабатывается привычка подчиняться.

Личный пример

Все, что применяете по отношению к ребенку, вначале испробуйте на себе. Продемонстрируйте ребенку, как это здорово и весело! Заразите личным примером!

Так, если решили начать обливать малыша холодной водой – облейтесь сначала сами на глазах у малыша! Поделитесь своими ощущениями, расскажите ему, что чувствуете. А потом и уговаривать не придется. Он сам попросит вас попробовать то-же самое! Личный пример – лучший мотиватор!

Настроение и желание родителей

Физическое развитие детей раннего возраста. Связь мамы, папы и ребенка в первые годы жизни колоссальная. Ребенок улавливает малейшее изменение в настроении родителей (особенно мамы). Поэтому, все манипуляции с малышом должны проводиться на позитиве.

Если вы считаете, что закаливающие процедуры — это не для вас и не для вашего ребенка, значит вы не готовы к таким действиям. Займитесь другими развивающими формами: плавайте, бегайте, играйте в футбол! Все что вы делаете должно приносить радость в первую очередь вам, а ребенок быстро перенимает это на себя. Без желания и хорошего настроения физическими нагрузками лучше не заниматься!

Чтобы развивать детей физически в раннем возрасте официальная медицина предлагает массаж, гимнастику и плавание. Но для полноценного развития этого мало.

Физическое развитие начинается с самого рождения. Главная задача  родителей, обеспечить как можно больше движения ребенку с самых первых дней жизни.

В раннем возрасте, ведущей является скелетно-мышечная система, развивая ребенка физически – развиваем его всего, прежде всего интеллект. Предполагается огромная работа со стороны родителей, чтобы ребенок двигался как можно больше.

Как развивать ребенка
с рождения чтобы он стал умным и успешным

  1. С первых дней жизни не ограничивайте ребенка в движении.
    Не надо тугого пеленания в дневное время, чаще оставляйте ребенка голеньким, чтобы он привыкал управлять своим телом.
  2. Во время кормления ребенок должен быть голеньким. Во-первых, это движение, во-вторых, при активном движении молоко усваивается лучше.
  3. Температура в помещении 18-20 градусов. Это обеспечивает комфортное состояние для малыша. Холод очень важен для восстановления физиологических сил ребенка. Не надо бояться холода, стремление к комфорту – стремление затормозить развитие малыша.
  4. Легкая одежда.Основное время ребенок должен быть раздетым. Благодаря этому, он хорошо двигается, хорошо сосет грудь. Когда укладываем спать, тогда можно укрыть и согреть, особенно пяточки малыша.
  5. Не бойтесь своего ребенка, он крепче чем это кажется. С малышом обращаться необходимо энергично, как с крепким, здоровым человеком. Не надо бояться лишний раз притронуться. Энергичное обращение необходимо в течении всего дня, при каждой манипуляции с ребенком (переодевание, мытье, вынимание из кроватки). При этом важно участие самого малыша, все делается с его согласия. Он должен отвечать и физически, и эмоционально.

Активное
движение активизирует умственные процессы, формируется связь между мозговым и
двигательным центрами.

Даже без специально выделенного времени можно отлично тренироваться!

Способы развития ребенка с рождения
до года

Первый тренажер – пальцы родителей

Пальцы родителей чутко чувствуют усталость или напряжение ребенка. Это первые попытки взаимопонимания с ребенком. Вынимайте малыша из кроватки, чтобы он хватался за ваши пальцы. До 20 раз в день можно, таким образом, тренировать ребенка.

Турничок в кроватке

Физическое развитие детей раннего возраста. С 3-х месячного возраста устанавливаем в кроватке ребенка перекладину, за которую он, при каждой возможности, хватается, подтягивается, приподнимается. Это тренажер для всех мышц.

Ползание

Важный период в жизни  малыша. Это не только физическое развитие, но и знакомство с опасностью, активизация исследовательской деятельности. В это время он все пробует на зуб, происходит знакомство с бактериями. Ребенок учится осторожности.

Манеж и ходунки под запретом

По мнению семьи Никитиных, в этот период вспомогательные средства категорически не нужны. Они замедляют все процессы развития, не учат самостоятельности. Ребенок должен сам изучить свойства предметов (что-то может упасть, подвинуться и так далее)

Важно! Что малыш может делать сам, то и позволяйте ему делать. Ни подсаживать на высокий турник, ни подвешивать на высоту, на которую он не может забраться самостоятельно не стоит! Когда он сможет туда забраться сам, тогда и наступит время там оказаться.

Обеспечьте безопасное пространство для передвижения ребенка

В этот период важно дать ребенку  полную свободу передвижения. При этом задача родителей обеспечить безопасность: все вещи, несущие в себе опасность, убрать в зону недосягаемости для малыша. Также, доступно объясняется и показывается опасность предметов, к которым малыш проявляет наибольший интерес. Например, ребенок пытается взобраться на стул, который может упасть. Не останавливайте попытки малыша, напротив, наклоните слегка стул, чтобы малыш понял опасность.

Закаливание холодом

Организуйте для закаливания ребенка возможность перепада температур: холод, тепло.

Кратковременный холод — это для организма и ребенка и взрослого очень полезно. Кратковременное охлаждение (не когда сильно замерз, а быстрое охлаждение и потом обогрев) позволяет активно работать терморегуляции организма.

Каким образом можно закаливать организм ребенка холодом? Выбежать с ребенком на снег босиком и вернуться домой. Облить прохладной водой после купания. Выбежать из бани, нырнуть в сугроб и обратно вернуться в баню. Умывать личико ребенка холодной водой, мыть ручки.

Совсем маленькому ребенку можно, в течение дня, до четырех раз прислонять к ножкам стакан с холодной водой, на несколько секунд. Это активизирует все процессы в организме. При этом, опять же, обязательно смотреть на реакцию ребенка. Все, от чего ребенку хорошо и радостно, идет на пользу.

Когда малыш начинает самостоятельно ходить, разрешите ему как можно больше времени проводить босиком.

Закаливание кратковременным холодом

Научите ребенка падать

Учимся ходить – учимся падать! В этот период важно позволить ребенку овладеть умением падать и чувствовать свое тело. Благодаря этому умению, ребенок впоследствии чувствует каждый миллиметр своего тела, прекрасно ощущает пространство. Родителям не надо бояться падений, ребенок физиологически защищен от серьезных травм. В этом возрасте сотрясение мозга практически не возможно, за счет того, что он мозг физиологически защищен большим количеством внутричерепной жидкости.

Важно! Когда ребёнка учится ходить, держать его за пальцы. В этом случае работают не только руки, но и спина. Все развивается гармонично.

Тренируйте ребенка с помощью лестницы

Познакомьте ребенка с лестницей. Тренируйте умение самостоятельно поднимат