Развитие двигательной активности ребенка в соответствии с фгос до

Развитие двигательной активности ребенка в соответствии с фгос до thumbnail

Ольга Аксёнова
Двигательная активность дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В. А. Сухомлинский писал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Важнейшей задачей ДОУ сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

В Конвенции о правах ребенка (статья 29) говорится «Образование ребенка должно быть направлено на развитие физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

Но в тоже время в современном обществе наблюдается тенденция сокращения двигательной активности детей (гиподинамия). Все больше ограничивается самостоятельная активность детей (компьютер, телевизор).

Физическое воспитание в ДОУ осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, в повседневной жизни ребенка.

ФГОС выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

Одна из задач ФГОС дошкольного образования направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Двигательная деятельность — главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей ребенка.

Формирование культуры двигательной деятельности служит основой приобщения ребенка к здоровому образу жизни. Это содействует всестороннему развитию всех органов и систем и, в первую очередь, двигательного аппарата, улучшает выносливость организма ребенка.

Через движения он познает окружающий мир, у него развивается ориентировка в пространстве, проявляются волевые усилия и яркие эмоциональные впечатления.

Организация двигательнойдеятельности имеет следующие формы:

— утренняя гимнастика;

-физкультурные занятия;

— подвижные игры;

— физминутки на занятиях;

— гимнастика пробуждения после дневного сна;

— физкультурные досуги, праздники;

двигательная активность на прогулке;

— оздоровительный бег;

— самостоятельная двигательная деятельность в течении дня;

— физические упражнения и игровые задания: артикуляционная, пальчиковая, зрительная гимнастика.

Я работаю во второй младшей группе. В своей деятельности стараюсь использовать все виды двигательной активности детей. В моей группе больше детей со 2 группой здоровья. Поэтому я и поставила задачей – укрепление здоровья детей через различные формы двигательной активности.

Ежедневно в утренние часы провожу утреннюю гимнастику.Стараюсь использовать различные формы: с предметами, без предметов, в игровой форме, под музыку. Утренняя гимнастика направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Комплексы гимнастик составлены на год. Один комплекс длится две недели. В теплое время года провожу гимнастику на свежем воздухе.

Основной формой обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей являются физкультурные занятия. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня. Одно занятие, если позволяют погодные условия, провожу на улице. Также стараюсь подбирать интересные формы проведения, чтобы детям было интересно, чтобы они с удовольствием выполняли те или иные упражнения. По физкультурным занятиям имеется перспективное планирование на год, составленное с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с программой.

Подвижная игра – одно из важнейших средств физического воспитания дошкольников. Игра имеет большое значение для развития и совершенствования двигательных умений и навыков. Подвижные игры мною проводятся в утренние часы, во время образовательной деятельности, на прогулке и также в повседневной жизни. Чтобы придать игре наибольшую яркость, эмоциональность в группе имеются различные атрибуты (шапочки, спортивный инвентарь, маски). Играя, дети получают много положительных эмоций, что играет важную роль в укрепление здоровья.

Физминутки организуются с целью предупреждения переутомления, восстановления умственной работоспособности. Они проводятся во время организованной образовательной деятельности. Упражнения для физминуток стараюсь подбирать простые по структуре, интересные, хорошо знакомые детям, удобные для выполнения на ограниченной площади.Физминутки провожу в разных формах:

Читайте также:  Вопросы по диагностике развития ребенка 6 лет

— в форме общеразвивающих упражнений;

— в форме подвижной игры;

— в форме дидактической игры с движением;

— в форме танцевальных движений;

— в форме выполнения движений под текст стихотворения;

— в форме любого двигательного действия или задания.

Гимнастика пробуждения после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Являясь одной из обязательных форм организованной деятельности дошкольников,гимнастика решает ряд вопросов: воспитание здорового образа жизни, самоорганизованности, что особенно важно для дошкольников.

Комплексы гимнастик составлены на год.

Организация физкультурных досугов, праздников оказывает положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности. Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и воспитания ребят. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности. Участвуя в досугах, праздниках дети совершенствуются физически и получают большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение.

Я провожу физкультурные досуги один раз в месяц, во вторую половину дня. Праздники провожу один раз в квартал. Подбираю сценарии в соответствии с темой периода, временем года, возрастными особенностями детей.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная активность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Для этого в группе создан физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря. Инвентарь постоянно дополняю, обновляю. Весь инвентарь расположен в доступном для детей месте.

Для организации двигательного режима на прогулке использую выносной материал (мячи, скакалки, дуги).

Еще в течении дня для большей двигательной активностииспользую разные виды гимнастик: пальчиковая, дыхательная, зрительная. Гимнастики также составляю на год.

Главная роль в физическом развитии ребенка, конечно принадлежит семье. Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми прилагают для этого все усилия. Я стараюсь активно взаимодействовать с семьями своих воспитанников. Подготавливаю для них различные памятки, консультации, даю рекомендации по организации двигательного режима дома. Вовлекаю родителей в совместные досуги. А родители помогают в пополнении инвентарем физкультурного уголка.

При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду, ребенок растет и развивается в соответствии со своим возрастом.

По словам древних греков: «Движение — жизнь».

Источник

Двигательный режим детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность,

повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

При организации двигательного режима необходимо выполнять следующие требования:

— общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50%

периода бодрствования, при этом 90% — средней и малой интенсивности, 10-15% — большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития;

— согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно-

эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 -6 часов, до 3 лет- в соответствии с медицинскими рекомендациями;

— объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно — воспитательной деятельности должен составлять 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей;

— за время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического

воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей;

— для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом;

— содержанием двигательного режима является двигательная деятельность,

разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со “спокойными” видами деятельности;

— определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические

упражнения и упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, проходит через индивидуальные и организационные формы работы;

Читайте также:  Этапы развития ребенка в утробе картинки

— каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по

собственному желанию, а не по принуждению;

— обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующей от детей умственной нагрузки.

Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Задача педагогов ДОУ — создание всех необходимых условий для реализации данной задачи.

Данная модель двигательной активности детей, позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. (табл.1)

Таблица 1— Модель двигательной активности детей в ДОУ

Мл.гр.

(мин.)

Ср.гр..

(мин.)

Ст.гр..

(мин)

Под.гр.

(мин)

Особенности организации

1. Физкультурно-оздоровительные занятия в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

5-6

6-8

8-10.

10-12

Ежедневно в спортзале, в группе или на воздухе

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

5

5

5

5

Ежедневно

Физкультминутка (до 3 мин)

1,5-2

2

3

3

Ежедневно по необходимости от вида, содержания занятия

Подвижные игры и физические упражнения на прогулках

6-10

10-15

15-20

20-30

Ежедневно во время прогулок

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

8-10

10-12

10-15

10-15

Ежедневно во время прогулок

Оздоровительный бег

3-7

3-7

10-12

2 раза в неделю в утр. прогулку

2. Организованная двигательная деятельность

Физкультурные занятия

15

20

25

30

3 раза в неделю, одно на улице (динамический час)

Музыкальные занятия

15

20

25

30

2 раза в неделю

3. Самостоятельная двигательная деятельность

Самостоятельная двигательная активность

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Ежедневно в помещении и на открытом воздухе

4. Физкультурно-оздоровительная деятельность

Неделя здоровья

2 р. в год

Дни здоровья

1 р. в месяц

Спортивные развлечения

15-20

20-25

25-30

25-30

1 раз в месяц

Спортивные праздники

20

40

60-90

60-90

2 раза в год

Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи. Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность. На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания. Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники — это активный отдых. Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития. Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно — профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем. Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим старших дошкольников.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе , пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения детей двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей .

Читайте также:  Развития личности ребенка в образовательном процессе в доу

Третье место отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения) .

Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребѐнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. (табл.2)

Таблица 2— Модель самостоятельной двигательная деятельности детей в режимных моментах

Распределение времени в течение дня

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит. группа

Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема

от 10 до 50 мин

Самостоятельные игры в 1-ой половине дня

20 мин

15 мин

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

от 60 мин до 1 ч 30 мин

от 60 мин до 1 ч 40 мин

Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня

40 мин

30 мин

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

40 мин

30 мин

Игры перед уходом домой

от 15 до 50 мин

Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Вступивший в силу ФГОС ставит к развивающей предметно — пространственной среде определенные требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, транспортируемость.

Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр:

— Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания. (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)

— Центры здоровья в группах, в которых содержатся различные мелкие и крупные физкультурные пособия: для ст. возраста — игра городки, ракетки и мячи, кегли, игра «Дартс» на липучках, кольцеброс, диски «Здоровье»,2-3 скакалки, султанчики, ленточки, 2-3 обруча, настольные спортивные игры, тренажеры, массажеры, в мл. гр. Оборудование должно быть составлено с учетом гендерного подхода .

Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам.

Источник