Развитие деятельностного общения ребенка
Развитие свободного общения детей дошкольного возраста
в процессе организации различных видов деятельности
«Счастье – это когда
тебя понимают»
Общение – основное условие развития ребенка. Для ребенка важно смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос. Болезнь, возникающую при дефиците общения, называют «госпитализмом». Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, замедляется, искажается его психическое развитие.
Поступая в детский сад, дети приобретают первый опыт общения со сверстниками и окружающими его взрослыми. Малыши относятся к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но, в тоже время, не умеют взаимодействовать, прислушиваться к мнению других детей, не могут понять мотивы поступков и соответственно на них реагировать. Конфликтные отношения ребенка со сверстниками могут выступить серьезной угрозой для личностного развития. Конфликты могут проявиться в психологической изоляции от сверстников, выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности группы. Опасность заключается в том, что появляются отрицательные качества, которые затем могут проявиться и в школьном коллективе, и полноценных отношениях с окружающими взрослыми. Взрослый для ребенка – это носитель определенной информации, в том числе правил, требований, запретов, что не всегда осознается и воспринимается ребенком. Отсюда вспышки агрессивного поведения, капризы, упрямство.
Необходимость данной работы обусловлена тем, что именно дошкольный возраст является сенситивным, т.е. создающим наиболее благоприятные условия для развития навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Достижения ребенка к концу дошкольного возраста должны быть значительными: хорошо развита речь и сформированы социальные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Поиск ответов на вопросы, связанные с развитием свободного общения детей дошкольного возраста, определило выбор темы нашей работы «Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов деятельности».
Перед педагогами была поставлена цель: определить условия, способствующие процессу развития навыков свободного общения у дошкольников.
Были определены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать деятельностный подход к организации образовательного процесса по развитию навыков свободного общения у дошкольников.
- Определить содержание образовательной деятельности в соответствии с перспективно-тематическим планом работы.
- Подобрать диагностический инструментарий и осуществить проверку эффективности межличностных отношений в группе сверстников.
- Обобщить опыт работы по теме и представить педагогическому сообществу на районной методической конференции.
Новизна исследования: использование перспективно-тематического плана работы, представленного в основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада, наполнение его конкретным содержанием образовательной деятельности и в соответствии с определенным алгоритмом по развитию свободного общения у детей дошкольного возраста.
Исследования проводились в 2011 – 2013 году и включало в себя три этапа.
В рамках первого этапа (ноябрь 2011 — январь 2012г.) был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления речевого развития детей, посещающих дошкольное учреждение, т.к. речь является главным орудием общения. Диагностика речевого развития подтвердила актуальность проблемы. По данным учителя-логопеда детского сада в сентябре 2011г в ДОУ было выявлено 56% детей будущих первоклассников с проблемами речевого развития.
Были изучены на основе метода педагогического наблюдения, бесед с воспитателями и родителями особенности личностного развития дошкольников, которые позволили установить наличие психофизических зажимов, проявляющихся в страхах, застенчивости, избирательном мутизме и приводящих к возникновению барьеров в общении со взрослыми и сверстниками. Нарушения такого плана составили – 18%.
На первом этапе эксперимента определили компетентность педагогов по вопросам общения. Провели анкетирование и выяснили, что у 24% воспитателей недостаточно теоретических знаний и практических умений по развитию свободного общения дошкольников.
Изучив проблемы взаимодействия в семье, отметили, что 60% родителей не видят проблем в общении с детьми, хотя отмечают наличие капризов и упрямства.
Таким образом, мы установили, что в образовательной работе с детьми дошкольного возраста необходимо уделять большое внимание развитию свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Мы обратились к педагогической литературе и установили, что этой проблеме посвящены работы Арушановой А.Г. Шипицыной Л.М, Защиринской О.В, Вороновой А.П, Ниловой Т.А. Наряду с теоретическим, ими полно представлен и практический материал с развернутым планом занятий, комментариями игр, бесед, упражнений. Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу, что использование их в практике дошкольных образовательных учреждений затруднено, из-за того, что предложенные материалы не конкретизируются на определенный возрастной период. Их использование требует оценки соответствия целей занятия возрастным особенностям детей группы.
На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, заключающийся в том, чтобы использовать перспективно-тематический план работы, представленный в основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада, наполнить его конкретным содержанием и проверить его эффективность.
На втором этапе работы (февраль 2012 – апрель 2013г) апробировалась программа деятельности. Педагоги разрабатывали конспекты занятий, опираясь на идеи М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова о развитии конструктивных способов и средств общения с окружающими людьми, а также идеи Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева — деятельностной теории учения, согласно которой развитие ребенка происходит в значимой для него деятельности. При организации непосредственно образовательной деятельности предусматривается совместная деятельность взрослых и детей, в результате которой и происходит развитие общения.
Определили алгоритм совместной деятельности:
- Организационный этап.
- Установление коммуникации: внимание к детям, доверительные отношения, выражающиеся в приветствии, улыбке, доброжелательном отношении. Главная задача воспитателя — создать эмоционально-положительный настрой в группе. Хорошо использовать различные коммуникативные игры, которые помогают детям почувствовать друг друга, учат взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
- Мотивационный этап. Предлагаемая деятельность должна быть значима для ребенка. Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы могут быть самые разные: познавательные (потребность в получении знаний), деловые (возникают в совместной деятельности), личностные (потребность в освоении отношений между людьми), внешние мотивы (похвала, страх быть наказанным), внутренние мотивы (любознательность, хочется узнать, сделать что-то, потому что интересно).
- сообщение темы занятия;
- постановка цели деятельности;
- создание проблемной ситуации;
- Практический этап, позволяющий достигнуть цели деятельности.
- организация совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок ищет, экспериментирует, действует. Использует необходимые для этого средства. Новая информация подается с учетом имеющихся знаний, умений, навыков дошкольников.
- Рефлексивный этап. Подводятся итоги совместной деятельности, выясняется, каким образом ребенку удалось достичь поставленной цели, каков результат деятельности.
Схема непосредственной образовательной деятельности
Деятельность взрослых Деятельность
ребенка
Проблемная ситуация внутренний мотив («я хочу»)
Совместная деятельность:
- Совместно поставленная цель или принятие цели детьми;
- Обсуждение с детьми содержания, средств
Процесс (ход) деятельности ищет, экспериментирует,
действует действует
Роли педагога (смысл ролей – психологическая поддержка ребенка):
- консультант;
- советует;
- помощник – «я тебе помогу»;
- «недопонимающий» взрослый;
Совместные итоги
Перспектива
Использование результата (для оформления, игры)
Работа с педагогами была направлена на расширение знаний по оказанию помощи детям в развитии речи и коммуникативных умений.
Проведены следующие мероприятия:
- Консультации: «Общение и виды общения», «Требования к организации современного занятия в ДОУ», «Игры на развитие общения и речи», «Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми», «Технология проведения анализа воспитательно-образовательной работы с детьми».
- Семинар «Правила эффективного общения с ребенком».
- Педсовет «О проблемах организации опытно-исследовательской деятельности в ДОУ «Развитие свободного общения детей дошкольного возраста».
- Открытые занятия в рамках методической недели.
- Список литературы, помогающий педагогам в вопросах самообразования по данной теме.
Рассматривая педагогические условия, обеспечивающие развитие свободного общения, считаем важной составляющей работу с семьей. Воспитываясь в семье, ребенок впитывает в себя стереотипы речевого поведения и языковой культуры.
Работа с семьей строилась в двух направлениях: информационном и обучающем просвещении. С родителями работали воспитатели и специалисты детского сада, которые оказывали им активную помощь: знакомили с результатами логопедического обследования, проводили беседы, тренинги, открытые занятия, рассказывали об особенностях коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи. В качестве примера приведем некоторые темы бесед с родителями:
- О капризах и упрямстве.
- Детские конфликты.
- Учим общаться со старшими.
- Развиваем навыки общения.
На третьем этапе (май 2013г.) проведен анализ и подведены итоги работы по теме. Оценка эффективности данной работы определялась с помощью следующих диагностических методик:
- Обследование речевого развития детей проходило на основе диагностики, предложенной Грибовой О.Е. Результативность работы в подготовительной к школе группе повысилась на 16%. На начало учебного года 56%, на окончание — 72%.
- Исследование межличностных отношений детей в группе в соответствии с социометрической методикой «Два домика»; «Варежка». Уровень эмоционального благополучия в группе сверстников на начальный период и окончание эксперимента составил 85,8 % Это высокий уровень коэффициента удовлетворенности отношениями со сверстниками.
- Диагностика развития свободного общения у детей дошкольного возраста проводилась на основе наблюдений. Отмечаем положительные изменения в развитии детей и овладении средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Уровень компетентности педагогов по вопросам развития свободного общения детей дошкольного возраста повысился на 20%.
Таким образом, проведенная работа дала положительные результаты в развитии свободного общения детей дошкольного возраста. Используемые развивающие игры, тренинги, этюды, беседы, обеспечили понимание детьми эмоциональных состояний друг друга и взрослых людей, научили находить выход из конфликта. Вместе с тем, обозначилась проблема коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы личностного развития.
Список литературы:
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: игры и занятия. Издательство «Аркти», М.,2007.
- Бабаева Т.И., Березина Т.А, Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Издательство «Детство-Пресс», С-Петербург, 2012.
- Шипицына Л.М, Защиринская О.В, Воронова А.П, Нилова Т.А. Азбука общения. Издательство «Детство-Пресс», С-Петербург, 2008.
- Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка. творческий центр «Сфера», М., 2009.
- Мешкова Е.Б. Реализация деятельностного подхода в ДОУ//Материл с курсов повышения квалификации педагогов.
Источник
Надежда Жотина
Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности»
«Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности«
Модернизация дошкольного образования предъявляет высокие требования к по-строению воспитательно-образовательного процесса и совершенствованию системы взаи-модействия детей и взрослых. Ребёнок с момента рождения общается с другими людьми, но очень часто дети оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому ребёнок должен научиться работать в группе сверстников, подгруппе, в парах. Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми — важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.
Самостоятельно постичь суть окружающего мира — задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.
Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Емельянов Ю. Н. (российский психолог, специалист в области социальной психологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.
Я поставила цель: Создание условий для развития общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи: развивать навыков самостоятельной познавательной деятельности; формировать навыки успешного общения; совершенствование межличностных
отношений.
Для решения поставленных задач образовательную деятельность осуществляю через утренний и вечерний сборы и работу в центрах активности. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В общем виде эту деятельность,как технологию можно представить в виде последовательных этапов:
Первый этап «Выбор темы». Выбираем тему для более глубокого изучения. Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов».
Суть этой модели заключается в том,что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом?
Тема: «Мой детский сад» (средняя группа)
Выход проекта: Сюжетно-ролевая игра «День рождения детского сада»
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
В садике много игрушек. (Соня) Как появились новые игрушки? (Егор) У нашей воспитательницы. (Эдик)
Там работают воспитатели. (Владик) Кто привёз песок? (Динара) Спросить у мамы. (Карина)
В садике помогаем раскладывать ложки к обеду. Кто еще работает в садике? (Юля) Я спрошу у папы. (Игорь)
В садике мы играем в разные игры. (Алина) Кто стирает простыни? (Кира) Всё узнают в садике. (Артём)
Второй этап «Сбор сведений». Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности детей через:
• оснащение центров активности соответствующими материалами;
• организацию встреч с родителями или специалистами для вовлечение в образовательный процесс;
Третий этап «Реализация проектов». Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через разные виды детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный труд, конструирование, изобразительную деятельность, музыкальную, двигательную
Реализация проектов по видам деятельности
Виды деятельности Формы работы
Игровая С/р игра «День рождения куклы», с/р игра «Музыкальное занятие», с/р игра «Физкультурное занятие», пальчиковая игра «Игрушки», игровая ситуация «Как мы собирались в детский сад»
Коммуникативная Составление и отгадывание загадок по теме проекта, ситуативный разговор «Вы проспали в детский сад», драматизация сказки «Теремок», домино «Игрушки» — соблюдение правил
Познавательно-исследовательская Беседа о сотрудниках детского сада. Экскурсии по детскому саду (в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет. Целевые прогулки по территории детского сада. Составление рассказов по игрушкам (на выбор, д / игры «Один — много» — повторение, «Расскажи, где стоят игрушки» — ориентировка в пространстве,
Восприятие литературы Чтение рассказов и стихотворений З. Александровой «Катя в яслях», А. С. Клименко «Происшествие с игрушками», сказка «Дюймовочка», заучивание русской народной песенки «Ножки, ножки, где выбыли?»
Элементарный труд и самообслуживание Дежурство по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы.
Конструирование «Наш участок» — конструирование из крупного и мелкого строительного материала
Изобразительная Рисование «Цветочная клумба в нашем детском саду». Аппликация «Нарядный детский сад». Лепка «Игрушки для малышей»
Музыкальная Слушание «Новая кукла»
Этюды «Весёлая прогулка», «Катилось яблоко»
Двигательная Комплекс утренней гимнастики с кубиками. Физкультминутка «Скакалка». Подвижные игры на прогулке «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике», «Цветные автомобили», «Самолёты». Игра «Футбол».
Четвёртый этап «Презентация». Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности.Задаю вопросы: что удалось (не удалось? Какие были трудности? И. т. д.
Утренний сбор.
В ежедневном распорядке дня утренний сбор занимает важное место. Прежде всего, это возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. Как это важно, когда тебя слышат…
В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения. Утренний сбор может начинаться с небольшой медитации под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки, небольшого стихотворения про всех и про каждого. Затем следует обмен впечатлениями, новостями. Через несколько минут можно начинать информационную часть – беседу, рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются актуальные интересы и потребности детей. В ходе этой части педагог может увидеть, что из предложенного материала заинтересовало детей, а что нет; появились ли у детей вопросы и желание искать на них ответы. Организация и стиль проведения утреннего сбора не должны походить на традиционное занятие. Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, на свой выбор, но где взрослый удерживает главную ценность – развитие у детей способности к самостоятельности мышления, самоорганизации.
В организации утреннего сбора мы стараемся использовать разные методы и приемы, которые дают возможность активизировать творческий потенциал детей и развивать их познавательный интерес. Сама форма организации утреннего сбора позволяет педагогу проявлять и реализовывать свои творческие идеи, не ограничиваться традиционными формами проведения занятия. Как правило,утренний сбор состоит из следующих этапов:
• Приветствие. «Ладошки» (дети касаются друг друга ладошками и говорят ласковые слова – комплименты).
• Работа с календарем. Какое время года? Назовите приметы осени. Игра «Найди «осеннюю картинку» — дети выбирают картинку из предложенных.
• Новости «Новости об игрушках».Приемы работы с новостями:
– рассказывают только 1 — 2(3) человека;
– можно определить принцип, по которому выбираются говорящие (жребий, считалка).Дети учатся задавать вопросы
• Пальчиковая игра ««Игрушки»
• Тема. Подводим к теме – загадка, короткое стихотворение и др.
Игра «Собери картинку» — дети работают в мини-группах.
Игра «Назови ласково». Игрушка – игрушечка; кукла — … и. т.
•Проблемная ситуация «Из группы исчезли все игрушки»
Игра-танец в парах «Кукла с мишкой бойко топают»
• Выбор деятельности. В конце утреннего сбора педагог рассказывает о той конкретной деятельности, которая запланирована на сегодняшний день. Он может показать новые игры, которые появились в центре, новые схемы или образцы для работы в центрах искусства, науки и природы или рукоделия, заготовки для создания книг или макетов и т. д.
Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Работают в центрах активности. По окончании собираются на заключительный сбор,и делятся: что удалось? Какие были трудности? Кто тебе помог преодолеть их?
Вечерний сбор.
Важнейшим моментом в распорядке дня является вечерний сбор. Вечерний сбор позволяет детям и воспитателям проанализировать итоги своей деятельности в течение дня. Собравшись в круг,дети делятся впечатлениями о прожитом дне: вспоминают тему утреннего сбора, информацию, полученную на нем, высказываются, выслушивают друг друга, рассматривают сделанные работы.
Вечерний сбор, как и утренний,состоит из нескольких частей:
1. Веселая разминка (гимнастика для глаз, упражнение на дыхание и др.)
2. Игра по теме.
3. Подведение итогов.
Например:
1) Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
2) Игра «Найди две одинаковых игрушки»
3)Подведение итогов: Основной частью вечернего сбора является обмен впечатлениями от прожитого дня, подведение итогов (что получилось, что не удалось, презентация работ.
Чтобы инициировать высказывания детей,мы предлагаем вопросы:
• Что тебе сегодня понравилось?
• Что сегодня узнал нового?
• Во что ты сегодня играл и с кем?
• Всё ли у тебя получилось? Если нет, то в чём причина?
• Какую поделку сделал? Представь её ребятам.
Таким образом, целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира, что позволит, устанавливать вербальные и невербальные контакты с взрослыми и детьми в различных видах деятельности.
Список литературы
1. Оберемок С. М. –Новосибирск: Фонд «Ребенок в обществе»;
2. Свирская Л. Программа «Сообщество«;
3. Федосова Н. Е. Переходим вместе на ФГОС дошкольного образования;
4. Журнал РОСТ № 3 (21, 2013. – С. 16-18;
5. Журнал Современное Дошкольное образование№4 (56,2015. – С. 32-36;
6. Персональный сайт [Электронный ресурс] URL:
https://nsportal.ru/nadezhda- georgievna-zhotimna
Источник