Развитие целостной картины мира ребенка

Михайлова Юлия
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности»

Подготовила Михайлова Юлия Васильевна воспитатель МБДОУ № 323 г. о. Самара

Кто расскажет обо всём:

Отчего бывает гром,

Как работают заводы,

И какие там станки,

И о том, как садоводы

Разбивают цветники,

И про север, и про юг,

И про всё, что есть вокруг…

Н. Найдёнова

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Меняются не только подходы к отдельным процессам образования, но в целом, начиная с 1 сентября 2013 года меняется вся нормативно-правовая база, регулирующая систему образования в России. С 1 января 2014 года значительные изменения коснулись и дошкольного образования, как первой ступени непрерывного образования – введен новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования взамен прежнего ФГТ. Дошкольное образование, является первой ступенью системы непрерывного образования, от которой зависит, в дальнейшем, развитие человека, способного самостоятельно и осознанно строить свою жизнь с учетом общечеловеческих ценностей.

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются основные, базовые качества, способности и навыки человека.

«Формирование личности с определенным культурным уровнем начинается с самого раннего детства» — Е. Г. Андреевская, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, кандидат биологических наук Педагогической академии последипломного образования, Московская область.

Основная цель образовательной области «Познавательное развитие» («Познание» согласно прежним ФГТ) — формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира.

Жизнедеятельность человека в обществе, природе зависит от его умения ориентироваться в окружающем мире, устанавливать систему взаимоотношений.

В данной работе исследуется одна из важнейших задач образовательной области «Познавательное развитие»формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников, а также основные методы и приемы процесса реализации данной задачи, сложности в их применении, с учетом необходимости совершенствования опыта практической деятельности и позиции педагога-воспитателя в рамках новых образовательных стандартов.

1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Задача «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в образовательной деятельности»имеет свои непосредственные цели и задачи:

• развивать у детей чувство сопричастности к окружающей действительности, которое позволяет приобщаться к миру и опыту взрослых;

• накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями нашего мира;

формировать бережное и созидательное отношение к миру.

В своей работе педагогам-воспитателям важно использовать наиболее проявляющиеся потребности дошкольников,такие как: любознательность, готовность познать.

В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.

При этом, необходимо учитывать, что целостное восприятие окружающего мира и наглядно-образное мышление на данном (дошкольном) этапе развития ребенка являются основным фундаментом его дальнейшего развития.

Именно поэтому, важнейшей задачей психолого-педагогической работы в детском саду является задача формирования у ребенка целостной картины мира.

А продуктивность овладения знаниями, определёнными качествами личности зависит от того как организован процесс обучения и от позиции самого ребёнка, от его активности (изучить, потрогать (осязать, вылепить, сделать, нарисовать).

Исходя из этого, в своей работе педагоги и воспитатели всегда стремились сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи в работе педагогов-воспитателей, работающих в дошкольном учреждении :

1. формировать элементарные представления об окружающем мире (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, предметах, их свойствах, о различных сферах и событиях жизни, ознакомление с социальной действительностью и т. д.);

2. развивать познавательную активность;

3. обучать различным способам познания.

Что касается первой задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора,то она включает в себя изучение:

Читайте также:  Использование дидактической игры как средство сенсорного развития ребенка

— предметного окружения, в том числе, знакомство с признаками предметов, материалами, из которых сделаны предметы, с информацией об их свойствах и качествах, совершенствование умений определять их цвет, форму, величину, вес; сравнивать и группировать предметы по этим признакам, объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п);

— а также социального окружения, в том числе формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., расширение знаний детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход); расширение представлений о правилах поведения в общественных местах; формирование первичных представлений о школе; знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, их атрибутами, людьми, работающими в них; расширение представлений о труде, профессиях; о природе, о растительном и животном мире, об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п., об охране растений и животных; формирование первичных представлений о понятии «Родина», представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Что касается первой задачи – изучение предметного окружения, следует отметить, что большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли также ученые Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. И. Логинова, А. М. Леушина, Л. Г. Розенгарт-Пупко, О. В. Дыбина-Артамонова и многие другие.

Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Отечественные исследователи предметного мира С. А. Козлова, О. В. Дыбина-Артамонова утверждают,что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство,а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.

В учебно-методическом пособии О. В. Дыбиной-Артамоновой «Предметный мир как источник познания социальной действительности» (Самара, 1997) подробно излагается содержание работы педагогов с детьми по процессам освоения ими предметного мира. Эта задача решается через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре «На что похоже» дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка и др. Полезны игры типа «Продолжи линию, дорисуй, измени рисунок», «Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением — веник и пылесос, счеты-калькулятор и др.).

Говоря о последней задаче — обучать различным способам познания, необходимо обратить внимание на то, что за последние годы большое распространение получило внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования, в том числе и дошкольного, использование компьютерных и интернет технологий (ИКТ технологий) оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения, в том числе, на процесс формирования целостной картины мира личности дошкольника.

И необходимо активно использовать данные возможности в помощь образовательному процессу и дошкольным педагогам и воспитателям.

С целью сопровождения образовательного процесса наиболее часто используются ИКТ технологии,такие как: обучающие презентации, видеоролики, обучающие игры и занятия. Подобные компьютерные продукты вызывают большой интерес у детей.

И именно поэтому, думаю, их необходимо, с учетом определенной дозированности их интеграции в образовательный процесс, включать в современный процесс обучения.

2. РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наиболее важным в процессе реализации задачи формирования целостной картины мира представляется развивать в процессе взаимодействия и обучения у дошкольников:

— связную речь, поощряя полные, развернутые ответы;

— ориентировку в пространстве; внимание;

— стремление к обогащению и пополнению словаря и объема полученных знаний у детей.

Реализация задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора дошкольников должна опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста, на поиск эффективных и адекватных дошкольному возрасту форм, приемов и методов обучения.

Читайте также:  Нормы развития ребенка по месяцам воз

Но при этом, учитывая последние изменения в образовательных стандартах, основной акцент должен ставиться не на разделении образовательного процесса по “предметному принципу”, а на интеграцию и взаимодействие образовательных областей.

Работа воспитателя в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности.

Игры и занятия для малышей 3-4 лет должны представлять многообразный мир явлений и фактов. Основной деятельностью становиться предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Ребенок постигает их непосредственно через наблюдение и ощущение, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., а также через общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Расширение и обогащение чувственного опыта ребенка 5-6 летнего возраста позволит сформировать целостное представление о мире. Пространство его познания может включать все, что связано с природой (лес, луг, река, лужа, озеро) и все, что связано с созидательной деятельностью человека (сад, огород, комнатные растения аквариум, пруд, а также несложные исследования, позволяющие более конкретно познакомиться с устройством окружающего мира (переход воды в лед и обратно, рост растений и их некоторые органы, первичные понятия «живое», «неживое», условия для жизни). Это уровень эмпирического, чувственно-эмоционального познания мира, к пониманию ограниченности которого ребенок скоро приходит самостоятельно.

Следующий возрастной этап (6-7 лет) является периодом включения в исследовательское познание, которое сопровождается замечательным чувством поиска истины и предполагает расширение и обогащение чувственного опыта ребенка представлениями о мире, человеке, самом себе. овладение ребенком научными методами познания (анализ, синтез, сравнение, наблюдение, понимание, интерпретация). Параллельно идет восхождение ребенка к миру культурных, человеческих ценностей,освоение общечеловеческих понятий: совесть, любовь, трудолюбие, свобода воли, долг, ответственность, ценность человеческой жизни, духовность. В воспитательный процесс вплетаются люди (персонажи, их мысли, переживания, поступки, традиции, и ребенок ставится перед необходимостью общения, чтобы в них разобраться. Такими текстами являются фольклорные произведения (пословицы, поговорки, народные прибаутки, песни, а также высокохудожественные произведения поэзии и прозы.

Работа с двумя последними возрастными категориями дошкольников подразумевает ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и ряд других.

Сформированная целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению задачи «формирование целостной картины мира, расширение кругозора образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя целый ряд форм, методов и приемов, разработанных специалистами в области дошкольного образования в течение многих лет.

Формы (способы) организации образовательного процесса и взаимодействия в процессе обучения у дошкольников:

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность

Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок.

Рассматривание иллюстраций и книг

Ситуативный разговор

Заучивание

Рассказ

Беседа

Развивающие игры

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Физкультурные досуги

Творческие задания

Конструирование

Продуктивная деятельность

Важнейшая задача педагогов-воспитателей дошкольных учреждений с учетом введения новых федеральных государственных стандартов дошкольного образования — умело сочетать различные способы организации образовательного процесса (использование интегративного подхода): образовательную деятельность, игровую деятельность, творческие задания, экскурсии, исследование, экспериментирование, прогулки, проектирование решения проблемы, познавательные беседы, чтение художественной литературы, прослушивание сказок, трудовую деятельность (труд во время прогулки и хозяйственно-бытовой труд).

«Только совокупностью формирования всех видов деятельности — игры, труда, учения, — подчеркивает А. П. Усова — можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка».

Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; методов направленных на развитие креативного потенциала, стремление к получению новой информации, к обучению.

Читайте также:  С какого возраста отдать ребенка в школу раннего развития

В целом, все вышеперечисленные формы образованиядолжны быть нацелены:

— на всестороннее развитие личности ребёнка;

— на формирование таких качеств,как: самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижение напряжённости, скованности;

— на формирование активного отношения к окружающему;

— на обогащение жизненного опыта;

— на развитие умственной деятельности (памяти, внимания, мышления);

формирование творческого и вариативного мышления.

— на формирование у детей представлений об окружающем мире и самих себя в нем;

— на воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;

— на успешную адаптацию к жизни в обществе;

— на формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности дошкольников;

— на формирование готовности к обучению на начальной ступени образования;

— на коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей (если таковые имеются).

При этом в процессе организации обучения необходимо постоянно обращатьвнимание на особую важность применения таких систем взаимодействия с детьми как: поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Так, по книге В. А. Петровского и др. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» (М., 1993) и дома, и в дошкольном учреждении следует привлекать дошкольников к оформлению помещений. Это способствует пониманию детьми назначения предметов, их роли в жизни человека, дает возможность практически участвовать в преобразовании предметной среды.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

Одним из эффективных средств познания мира и совершенствования усилий ребенка может являться дидактическая игра.

Позиция о необходимости и важности игры в обучении и воспитании детей дошкольного возраста привела различных специалистов в области дошкольного воспитания и образования (А. П. Усова, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, Ф. Н. Блехер, Т. С. Комарова, В. А. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. В. Артемова, Г. Г. Григорьева) к вопросу о разработке понятия дидактической игры и рекомендаций по ее применению.

Цель исследования и разработки: научно обосновать и разработать комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей создания предметного мира.

Так, дидактическая игра – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления знаний. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (предметы, люди, их взаимоотношения).

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, это повышает их умственную активность. Но игра для ребенка — не просто развлечение. Н. К.Крупская писала: «Для ребят дошкольноговозраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания«.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач; успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

В зависимости от материала А. К. Бондаренко, А. П.Усова разделяют дидактические игры на три вида: игры с предметами, настольные печатные игры и словесные.

Особую группу для старших дошкольников составляют словесные игры, которые влияют на уровень умственного развития ребенка.

Как отмечает А. И. Сорокина, словесные игры используются с детьми старшей группы для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.Эти игры способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Дидактическая игра — это целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных детьми знаний.

Исходя из всего вышеизложенного дидактическая игра в образовательном процессе является ведущим средством в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира.

Источник