Развитие целеустремленности у ребенка

Развитие целеустремленности у ребенка thumbnail

Картинка из Яндекс картинки

Все родители хотят, чтобы их дети росли самостоятельными, умными и в будущем стали успешными и счастливыми взрослыми.

Но чтобы этого добиться нужно с детства прививать ребенку любовь к знаниям и поощрять его шаги к самостоятельности, хвалить за новые идеи и всегда и во всем его поддерживать. Успех ребенка во многом зависит от тех установок, которые в детстве вкладывают в него родители.

Все дети по своей природе любопытны и тяга к обучению у них заложена природой!

Это доказывает тот факт, что, попадая в этот мир, всего за пару лет они с нуля и за короткий промежуток времени обучаются незнакомому языку и полностью им овладевают. Точно так же с нуля они учатся владеть своим телом, умом и общаться с окружающим миром.

У всех детей есть способности к образованию, но они могут различаться. Главное вовремя распознать, к чему лежит душа и сердце ребёнка и развивать в нём именно эти таланты!

Принципы, которые повышают интерес детей к учёбе:

1 принцип. Ребёнка нужно начинать учить с самого рождения. Глупо полагать, что он ещё ничего не понимает- дети видят вас и подражают с первого дня. Да, сначала они это делают неумело, но они учатся, глядя на вас!

2 принцип. Всё, чему вы хотите научить ребёнка должно постоянно быть у него перед глазами. Наклеенные обучающие плакаты с алфавитом, цифрами и т.д. в зависимости от возраста. Ребёнок в определённый момент (когда он САМ будет готов!) проявит интерес что же там висит, подойдёт и начнёт рассматривать или попросит вас ему рассказать и показать что там за плакат.

3 принцип. Главное, не пропустить этот момент любопытства к изучению букв или чисел. В игровой форме по очереди вы можете называть буквы или зверей по порядку или вразброс, искать букву или персонажа, но главное делать это систематично! Ребёнок хочет играть каждый день, так предлагайте ему эту игру с буквами и числами, и вы сами удивитесь, как быстро он всё запомнит

Весь обучающий процесс у детей должен всегда носить игровой характер.

4 принцип. Когда ребёнок станет постарше, купите ему объёмные книжки-панорамки, которые будут интересны каждому ребёнку. Читайте их вместе (если ребёнок сам ещё не научился), или заинтригуйте его, чтобы любопытство взяло верх, и ваш малыш сам бы прочитал её. После этого прочитайте ему сами уже с интонацией. Следующие книжки позвольте ему выбрать самому! Так вы заинтересуете его новыми знаниями.

Картинка из Яндекс картинки

5 принцип. Вместо гаджетов и мультиков покупайте ребёнку наборы разнообразного творчества (их сейчас огромное множество на любой вкус и кошелёк!). Рукоделие будет развивать в нём усидчивость и направленность на результат (нужно стараться и закончить работу, чтобы увидеть результат).

Виды рукоделия: изготовление мыла, выжигание, шитьё, бисероплетение, робототехника, рисование, конструирование или лего, лепка из пластилина или глины, оригами, мозайка, пазлы, наборы фокусника, наборы для изготовления керамики или проведения опытов.

6 принцип. Уделяйте внимание НЕ недостаткам или ошибкам, а наоборот- УСПЕХАМ. Подчёркивайте самые красивые буквы, говорите, как он быстро посчитал, хвалите его поделки за креативность, хорошую идею и аккуратность. Так вы повысите в нём самооценку и вселите уверенность в своих силах.

Картинка из Яндекс картинки

7 принцип. Во всём давайте ребёнку делать свой выбор. Это касается одежды, игрушек, вкусняшек, кружков, гостей на день рождения, проведения свободного времени и с какого предмета сегодня начать заниматься. Таким образом у ребёнка сформируется своё личное мнение и он не будет бояться его высказывать и отстаивать.

8 принцип. Если всё же ребёнок иногда просит поиграть на вашем телефоне, закачивайте туда развивающие игры на счёт, формы, чтение, подбор картинок или слов, сопоставление, раскраски и тому подобное. Волей-неволей он, играя в телефоне, будет учиться.

Сейчас у нас дочка полюбила кроссворды и в дороге подбирает слова, расширяя свой словарный запас, так как этот кроссворд для любого возраста. Если слово она не знает- спрашивает у нас его значение.

ПОДПИСАТЬСЯ на канал можно ЗДЕСЬ и поставить ЛАЙК, нажав палец вверх!

Читайте также:

1. 4 реальных примера из школьной жизни, доказывающие, что оценки не имеют значения.

2. Список универсальных подарков для взрослых и детей. 23 оригинальных варианта

3. Как питаться и не повторяться. Список завтраков, обедов и ужинов на 21 день

4. Школьник стал зарабатывать на том, что люди могут взять бесплатно!

Источник

Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста

         Одним из важнейших волевых качеств, формированию которого придается большое значение в общем процессе воспитания детей дошкольного возраста, является целеустремленность.

Целеустремленность поведения дошкольников заключается в умении поставить реальную цель, выбрать средства для ее достижения, спланировать примерный ход действий, преодолевать трудности.

Воспитание у детей целеустремленности – длительный и сложный процесс, который наилучшим образом осуществляется в игре. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое игра доставляет ребенку. По мере накопления им знаний и впечатлений об окружающем игровые цели ребенка становятся богаче.

Развитие целеустремленности в игре связано с развитием личности ребенка: его

– мышления;

– воображения;

– моральных качеств;

– эмоций.

Кроме того, зависит от отношения  играющего к своей роли, от его увлеченности игрой, ее тематикой.  Если тема осознана, связана с воображением, мечтами ребенка, то целеустремленность проявляется ярче.  Необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности детей, обычно проявляющиеся в мотивах выбора темы игры (у одного – подражание на основе заинтересованности, у другого – сознательный интерес и так далее).

Целеустремленность формируется главным образом в длительных играх. Однако работу в этом направлении надо начинать  с игр несложных, имеющих быстрое развитие действия. Игры с длительным содержанием вызывают коллективную заинтересованность, развитие у детей эмоций, творческого воображения. Вхождение ребенка в роль на длительное время помогает достижению общей цели, целенаправленность приобретает общественный характер.

Читайте также:  Чем выше темп развития ребенка тем

В длительных коллективных играх имеется больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что способствует развитию самостоятельности мысли, переходу от подражания к творческому выполнению задуманного. Цель игры, выраженная словами,  становится для детей более ясной, а само предварительное обдумывание является как бы первым этапом игры, мысленным действием.

Воспитатель должен учить детей не только ставить в игре четкую цель, но и добиваться ее осуществления – именно это способствует развитию целеустремленности. Для этого нужно  приучать их к планированию игры. В знакомых, привычных играх дети легче справляются с развитием и уточнением сюжета, с подбором нужного материала, при необходимости готовят его сами. Обогащение знаниями, приобретение опыта игровой деятельности позволяет ребятам планировать и новые игры.

Труднее всего дается согласованность действий. В индивидуальной игре ребенку легче быть сосредоточенным, ибо ему не нужно согласовывать свой замысел с другими. Коллективная же игра требует общих усилий, и педагог должен помочь детям скоординировать их.

В игре дети нередко отвлекаются от цели. В одних случаях причиной этого является нехватка знаний, недостаток воображения, в других – конфликты, возникающие из – за несогласованности замыслов, стремления некоторых ребят командовать, подчинять себе остальных и   так далее. Иногда малыш отвлекается от задуманного сюжета из – за появления у него новых, более интересных ему в данный момент замыслов. В этом случае необходимо, не подавляя инициативы ребенка, настоять на том, чтобы он довел начатое до конца; поняв его  новую идею, нужно суметь связать ее с уже начатой игрой.

Развитие целеустремленности во многом зависит от развития творческого воображения. Между целеустремленностью и уровнем воображения существует прямая связь. Богатое воображение помогает ребенку ставить интересные цели, тогда как недостаток его может помешать их выполнению.

Тесная связь существует также между целеустремленностью и эмоциями.  Когда ребенок отображает благородные поступки людей, его чувства и переживания соответствуют этим поступкам, усиливается и целенаправленность его действий в игре.

Наиболее ярко целеустремленность у детей проявляется в играх, связанных с трудом. Вместе  с тем общий уровень целеустремленности в труде ниже, чем в игре, что объясняется особым интересом детей к игре. Именно поэтому цели игры обычно бывают более сложными и увлекательными, чем цели еще недостаточно развитой трудовой деятельности. В то же время для воспитания целеустремленности особое значение имеет труд, связанный с игрой. Так, в работу по изготовлению пособий для игры дети включаются с большим увлечением, несмотря на то что этот вид труда сложнее, чем остальные, ибо требует умения работать  с материалом.

В труде, как и в игре, проявляются индивидуальные особенности детей. Однако в труде больше, чем в игре, имеет значение наличие определенных навыков, привычка работать. Поэтому нередко дети, активные и целеустремленные в игре, оказываются на низком уровне в трудовой деятельности. У таких детей трудовую целеустремленность следует воспитывать через игру, предлагая им определенные роли, вызывая у них уважение к труду, желание трудиться.

Некоторые  же дети, наоборот, в труде, особенно хозяйственно – бытовом, оказываются на более высоком уровне, чем в игре. В данном случае следует идти обратным путем: основываясь на интересе к труду, развивать их игровую деятельность сначала в играх на бытовые темы.

Чтобы определить степень целеустремленности детей в игре и в соответствии с этим наметить пути своей дальнейшей работы в этом направлении, воспитатель должен внимательно понаблюдать за играми детей своей группы, стремясь при этом выяснить:

– каковы эти игры (однообразные или различные);

– какие цели ставят перед собой дети;

– как (самостоятельно, с помощью взрослого или стараясь подражать товарищу)       обдумывают и планируют игру, чтобы достичь поставленной в ней цели;

– все ли дети добиваются намеченной игровой цели, получают ли удовлетворение при ее достижении;

– в каких играх больше проявляется целеустремленность.

В результате таких наблюдений выявить уровни развития целеустремленности у детей. В работе с детьми низкого уровня задачей педагога должно стать расширение их знаний и представлений, развитие у них интереса к разнообразным играм через внесение новых игрушек, формированию их навыкам коллективной игры, самостоятельному планированию ее. У детей среднего уровня целеустремленности следует воспитывать навыки согласованных действий, настойчивость при достижении цели и самостоятельно выбирать материал для игры. Во всех случаях педагог должен создать условия для активного участия детей в разнообразных длительных играх. Для  ребят, проявляющих в играх целеустремленность, нужно организовывать коллективные длительные игры, требующие от участников проявления инициативы, активности, творчества. Например, «Строительство», «Путешествие на корабле», «Путешествие». Для этого нужно расширять и углублять представления о разных профессиях, показывать их взаимосвязь, а также согласованность действий взрослых в труде. В результате проведения таких игр происходят значительные изменения в развитии целеустремленности у детей. В создающихся больших коллективах играющих многие дети, проявляя инициативу, вносят свои предложения в игру, делая ее перспективной, а коллективное изготовление многочисленных атрибутов игры, необходимых для реализации ее сюжета, помогает всем участникам довести задуманное и начатое до конца. Дети целеустремленные становятся увереннее, смелее при решении практических задач, спорных вопросов, они активно воздействуют на товарищей.

Работа по воспитанию целеустремленности будет эффективнее, если начинать ее в младших группах детского сада. В старшем дошкольном  возрасте это волевое качество, если оно систематически развивается и укрепляется во всех видах деятельности, служит основой подготовки ребенка к школьному обучению и труду.

Источник

Наргис Тоймастова

11 декабря 2015

8 297

Развитие целеустремленности у ребенка

Почему не все люди добиваются успехов? Почему по завершению школы порой выпускники не могут определиться куда поступить?

Попробуйте систему самокоучинга от Джека Макани с помощью этой инструкции.

Один из ответов – это воспитывать в ребенке такое качество, как целеустремленность. Вы спросите, с какого возраста? Воспитывать у ребенка целеустремленность нужно с самого раннего возраста, как только вы заметили, что ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, когда взрослые начинают ставить задачи соответственно возрасту ребенка.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка котловка

Целеустремленность является главным качеством личности. Не секрет, что умение ставить цели — первая ступенька к успеху. Умение ставить цели и добиваться их часто не под силу даже взрослому человеку.

Современная жизнь заставляет родителей задуматься, как же воспитать в своих детях целеустремленность. Так как же?

Предлагаю родителям несколько советов

  1. Будьте сами примером для своего ребенка. Ребенок многое берет от своих родителей, можно сказать «впитывает» в себя некоторые качества родителей. И, конечно же, мы понимаем, что все в этом мире относительно, что даже у неблагополучной семьи может вырасти целеустремленный ребенок.
  2. Поддерживайте ребенка в его начинаниях, подталкивая его делать работу (задачу) до конца.
  3. Мотивируйте и поощряйте ребенка за любое проявление активности и инициативы. Если задача сложная для него, помогите ему закончить её вместе. Хвалите ребенка в процессе выполнения задачи (или игры), за любое достижение, будь то самостоятельный прием пищи, сбор домика из кубиков, уборка за собой игрушек и т.п.
  4. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, к примеру, достать недалеко лежащую яркую игрушку, есть, убирать за собой.
  5. Играйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры или организуйте такую игру с его сверстниками. В них обычно ставится задача, которой нужно приложить мысленные и физические усилия, например «вылечить», «накормить», «уложить спать» и т.д. Такие игры повышают сообразительность, сосредоточенность и упорство. Важным моментом является то, что игра должна приносить удовольствие и радость. У ребенка с детства может появиться интерес к той или иной профессии.
  6. Усложняйте постоянно задачи. Разбивайте их на составные части. Это учит ребенка составлению плана в будущем.
  7. Устраивайте состязательные игры – это всегда желание победить, добиться желаемого результата. Чувство «победителем» поможет ребенку запомнить это ощущение и он захочет его испытать вновь и вновь.
  8. Постоянно объясняйте ребенку, что для того, чтобы добиться цели (мечты), нужно прикладывать немало усилий и труда.

Если вы умеете диагностировать радость ребенка, интенсивность его радости, то вы должны были заметить, что величайшей радостью становится счастье преодоленной трудности, достижения цели, открытой тайны, радость победы и счастье самостоятельности, овладения, обладания.
Януш Корчак

Пусть одной из ваших целей будет воспитать у своего ребенка целеустремленность, и результаты не заставят вас ждать. Вы увидите, как ваш ребенок преодолевает трудности, идя к своей мечте, а его победы будут и вашими победами.

Развитие целеустремленности у ребенка

Авторская программа Ицхака Пинтосевича по ораторскому мастерству № 1 в СНГ

ЖИВОЙ ТРЕНИНГ | 13-14 СЕНТЯБРЯ | МОСКВА

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Наргис Тоймастова

Развитие целеустремленности у ребенка

КАК РАЗВИТЬ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ В 2 РАЗА

Бесплатный мастер-класс от рекордсмена Книги рекордов Украины и России. Только сегодня книга «Ставь цели» в подарок!

Источник

Содержание:

  • Можно ли научить ребенка ставить цели и достигать их?
  • Немного из исследований
  • Как помочь ребенку быть уверенным и активным

Как научить ребенка не пасовать перед трудностями, стать уверенным в себе, активным и целеустремленным?

Можно ли научить малыша ставить цели и достигать их?

Какова роль периода детства в воспитании характера человека?

Почему другие дети способны самостоятельно выполнять задания, а мой такой ленивый, совсем не хочет думать?

На эти вопросы ответит профессиональный психолог.

Каждый родитель, представляя будущее своего ребенка, хотел бы видеть его состоявшимся, занимающимся любимой и интересной работой, получающим удовольствие от этого, имеющим крепкую семью, детей, в общем — счастливым, успешным, благополучным.

Но как научить ребенка не пасовать перед трудностями, которые ему преподносит и будет преподносить жизнь?

Как помочь ему стать уверенным в себе, активным и целеустремленным?

Вопросы сложные, не имеющие однозначного ответа, но на которые хотел бы получить ответ каждый родитель.

Сегодня такие понятия, как «достижение успеха», «жизненный успех», «успешность», являются неотъемлемой частью современного общества. Это слово мы встречаем и в рекламных роликах, и в выходящей в большом количестве литературе, посвященной данной теме.

Но, к сожалению, слово «успех» сейчас ассоциируется с достижением внешне благополучной, сытой жизни, популярностью, но никак не с трудолюбием, настойчивостью и целеустремленностью, помогающими человеку твердо и уверенно идти по жизни.

Что отличает людей, умеющих преодолевать трудности, наверное, может сказать каждый. Это:

  • сильное желание и стремление добиться поставленной цели;
  • умение достигать намеченного;
  • работоспособность;
  • сила духа и настойчивость.

Можно ли научить ребенка ставить цели и достигать их?

Задавая себе этот вопрос, родители, скорее всего, хотят узнать о том, как научить ребенка не бросать дело на полпути, быть настойчивым и терпеливым.

Первый всплеск самостоятельности ребенка психологи связывают с так называемым кризисом трех лет, кризисом выделения своего «Я», когда малыш впервые «по-взрослому» начинает настаивать на своем, а слова «я сам» становятся главными.

Уже в этом возрасте ребенок пытается установить со взрослыми новые, более глубокие отношения. Такое изменение отношения к окружающим, возрастание его самостоятельности и активности требуют от родителей своевременной перестройки. Если же так называемые новые отношения не складываются, инициатива ребенка не поощряется, активность постоянно ограничивается, то, соответственно, и личность не может развиваться. А ведь эти проявления являются главным новообразованием трехлетки и знаменуют собой новый этап в становлении самосознания ребенка. Это важнейший период формирования личности маленького человека, имеющий значение для всего последующего развития.

Все мы помним, как дети сначала называют себя по имени, в третьем лице: «Саша хочет пить», «Дай Лене мишку». Потом, обычно к трем годам, появляется местоимение «я». Появляется и первичная самооценка ребенка, т.е. осознание не только своего «Я», но и оценка себя самого. Правда, в этом возрасте она является чисто эмоциональным образованием, не содержащим рациональных компонентов. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не может пока адекватно посмотреть на себя и окружающих. Именно поэтому самооценку малыша трудно назвать так в собственном смысле этого слова. Она основывается на потребности детей в эмоциональной безопасности, поэтому всегда максимально завышена. Маленький человек рассматривает себя как «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой».

Постепенно, взрослея, ребенок учится сравнивать себя с другими детьми, делать выводы о том, в чем он лучше, хуже или такой же. Вот здесь-то и важно не упустить момент и научить чадо пониманию того, что добиться чего-то можно лишь будучи настойчивым и целеустремленным. Достигнет цели только трудолюбивый и упорный человек. Иначе оценка своих результатов так и останется на уровне трехлетки, который, руководствуясь эмоциями, говорит о том, что «я хороший, у меня лучше, у меня быстрее, у меня интереснее и т.п.». Родительская помощь в начальные моменты необходима ребенку для преодоления трудностей (именно помощь, а не выполнение за него и наказание за неуспех). Показывая, что постепенно, настойчиво и терпеливо продвигаясь на пути к цели, можно достичь ее. Препятствия будут встречаться очень часто, и главное — не бояться, а научиться их преодолевать. Воспитывая таким образом, мы сможем не только сформировать адекватную самооценку ребенка, но и поможем ему испытать эмоции победителя, пусть и над самим собой.

Читайте также:  Значение режима дня для развития ребенка раннего возраста

Очень часто дети, испытывая неудачу в каком-либо деле, бросают его: «ну и пусть», «а мне все равно», «ну и ладно». При систематическом «ну и пусть» ребенка и отсутствии реакции взрослых на эту фразу «ну и пусть» превращается в расхоложенность, леность, несобранность, разгильдяйство, отсутствие инициативы и т.п. Знаю даже подростка, который придумал себе замечательную фразу, спасающую его от всех требований взрослых (и учителей, и родителей), их нареканий по поводу невыполнения каких-либо заданий и поручений: «Я ленивый, и у меня нет силы воли». Далее эта фраза имеет у этого подростка различное окончание в зависимости от ситуации: «поэтому я не смогу прийти вовремя», «поэтому я не буду это делать», «поэтому могу все испортить, лучше не начинать», «поэтому я не сделал, не выучил…» и т.п. Почему эта фраза стала жизненным девизом? Причин много, но одна из них касается вопроса о роли родителей и воспитания в семье.

Немного из исследований

В силу априорной важности взрослых в становлении личности ребенка необходимо рассмотреть еще один аспект проблемы, а именно: какова роль периода детства в воспитании характера человека.

О роли детства в дальнейшем становлении личности ребенка и его влиянии на последующую жизнь человека говорили многие крупнейшие представители психологии вне зависимости от того, к какой школе они принадлежали и в какой период времени проводили свои исследования. Несмотря на «неновость» изучаемого вопроса, в нем как было, так и остается множество белых пятен, именно поэтому он не перестает интересовать психологов и сегодня.

Результаты исследований показали, что положительная эмоциональная оценка воспоминаний о детстве свойственна людям со следующими личностными характеристиками:

  • адекватный уровень самооценки;
  • эмоциональная стабильность;
  • самоконтроль;
  • практичность.

Для ярко негативной оценки воспоминаний о детстве:

  • неадекватный (чрезмерно завышенный или заниженный) уровень самооценки;
  • инфантилизм.

Безусловно, на эмоциональную сторону этих представлений оказало влияние то, как складывались в детстве взаимоотношения этих людей с их родителями.

Переходя от науки к конкретным примерам, можно вспомнить случай из практики, ярко демонстрирующий то, как ребенок воспринимает себя с точки зрения своей успешности или неуспешности в зависимости от отношения родителей. В данном случае имеется в виду школьная успешность и связанные с этим моменты.

За психологической помощью обращалась мама мальчика, ученика первого класса. На тот момент ребенок отучился в школе полгода. С ее точки зрения, сын испытывал «учебные трудности», был неуспешным: при выполнении домашних заданий постоянно ждал подсказок, боялся сделать что-то не так, «не хотел, ленился думать самостоятельно», часто во всем сомневался, не мог принять решение и т.п. Мама при этом испытывала не просто недовольство ребенком, но и сильнейшее раздражение по этому поводу. Выполнение уроков было для них сродни каторге. «Почему другие дети способны самостоятельно выполнять задания, а мой такой ленивый, совсем не хочет думать? Я должна вместо него решать задачи, объяснять ему, что, как и когда он должен делать, где и что нужно писать… Может, у него какие-то проблемы?»

На самом деле в результате психологической диагностики было выявлено, что у ребенка абсолютно нормальный интеллект, но мальчик действительно с трудом принимал самостоятельные решения, был склонен к сомнениям, боялся сделать что-либо неправильно. Обусловлено, однако, все это было не леностью, а тревожностью ребенка. Причем тревожность мальчика была связана со стилем отношений в семье. Проблема состояла в достаточно авторитарной модели воспитания, вследствие чего у ребенка и появилась боязливость сделать что-нибудь не так, неуверенность в себе, неадекватно заниженная самооценка и тревожность. Соответственно, все это привело к такому же неуверенному поведению во время подготовки домашних заданий.

Как помочь ребенку быть уверенным и активным

Очень часто родители, делая свое благое дело — воспитание и обучение детей, — выполняя его, как им кажется, «ответственно и со всей строгостью», не думают о том, каким образом сделанные ими замечания, одергивания, реакции на временные неудачи, нравоучения в отношении ребенка скажутся на его самооценке. Ситуация излишней опеки, тем более если она сочетается с авторитарным стилем воспитания, не может привести к тому результату, к которому в конечном счете стремятся родители, — к воспитанию целеустремленного и самостоятельного ребенка, умеющего достойно справляться с трудностями и достигать поставленных целей.

Трудно ожидать от детей настойчивости и желания преодолевать препятствия и в случае навязчивого стремления родителей вырастить «звезду», т.к. «наш сын талантлив, гениален». В такой семье предъявляют завышенные требования к ребенку, которые часто оказываются непосильными для него, а исходом этой ситуации является все та же безвольность, разочарованность в том, что он не может соответствовать возложенным на него родительским надеждам, или, наоборот, протест против предъявляемых требований и негативизм по отношению к отцу и матери. При этом страдают и сами родители, «бьющиеся как рыба об лед», испытывая в результате лишь усталость, бессилие и разочарование, и дети, старающиеся выполнить предъявляемые к ним требования, чувствующие не меньшую усталость, приобретающие тревожность и массу других психологических проблем.

Проявляться эти проблемы могут по-разному. У одних детей — в нарушении поведения, агрессивности, негативизме, протесте, у других — в замкнутости, тревожности, несамостоятельности, отсутствии инициативы и целеустремленности. Ребенок часто испытывает чувство вины, появляется так называемая выученная беспомощность, ощущения себя как «плохого», без надежды на то, что можно еще исправиться и стать «хорошим», отсутствие умения мыслить позитивно, заниженная самооценка — список можно продолжать бесконечно. Все зависит от конкретной ситуации и возраста ребенка. Ясно одно — так появляется замкнутый круг: чем больше проблем у ребенка, тем более активными становятся воспитательные воздействия родителей и тем больше отягощается ситуация. Таким образом, выходит, как говорил наш известный политик: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Страдают и дети, и родители.

Безусловно, чтобы не допустить такого развития событий, либо исправить ситуацию, если она уже сложилась, в первую очередь нужно обратить внимание на следующее. Закрепляя отрицательную реакцию ребенка на какую-либо трудность, награждая его эмоционально негативной оценкой, предъявляя непосильные требования, взрослые могут нанести ему большой вред. Ситуация неуспеха ребенка в какой-то деятельности, полученная «плохая» оценка, — не повод для того, чтобы навешивать на него ярлык неудачника.

Гармоничное сочетание требовательности и помощи, реальная оценка способностей ребенка, умение понять, что он испытывает в данный момент, и стремление помочь ему создадут условия, когда родители увидят свое чадо умеющим мужественно принимать жизненные удары и решать поставленные задачи.

Источник