Развитие безопасности ребенка в природе
Татьяна Шалашова
Воспитание безопасного поведения детей в природе
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Природа оставляет большой след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей.Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Цель взрослого познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Основные направления:
Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
Охрана природы
Съедобные и несъедобные грибы
Лекарственные и ядовитые растения
Контакты с насекомыми, животными
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, а человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.
Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы. Очень часто родители не уделяют достаточного внимания обучению детей ориентированию на местности и распознаванию ядовитых растений. Бузина, белена, вороний глаз, ландыш майский, дурман обыкновенный, желтый лютик, болотистый вех и другие растения могут стать причиной отравления и даже смерти. Некоторые семьи, не имея представления об опасных растениях своей местности, упускают тот факт, что в отпуске, проводимом в природных условиях, отличных от местных, дети могут встретиться с незнакомыми им, но не менее ядовитыми видами растений.
Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними. Познавая окружающий мир, ребенок, может не только сорвать ядовитое растение, но и, вступив в контакт с дикими или домашними животными, причинить себе вред или ему. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду или собаки на улице может представлять угрозу здоровью и жизни. Поэтому одна из важных задач в работе по обеспечению безопасностижизнедеятельности в окружающей среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов,степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
-беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
-различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
-тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
-разбора проблемных ситуаций
С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание нужно уделить организации предметно-развивающей среде в группе. Создать уголок безопасности,который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Мордовской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится дсад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно — не опасно», «Четвертый — лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводить в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.
Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего в семье.
Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем.
Источник
Ольга Кириленко
Безопасность детей в природе
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется личность. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает нормы поведения в обществе, в котором живёт. Определить правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильным и смелым перед товарищами заставляет ребёнка нарушать правила безопасного поведения на дорогах, в быту и в том числе в природе.
Сохранение жизни и здоровья детей – важная задача современной педагогики. У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице, в природе, дома. Учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимания, ответственность за свою жизнь и за безопасность окружающих.
Человеческая жизнь сложна и многогранна, часто радости и неприятности идут рядом. Помочь в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной.Недаром русские пословицы гласят: «Бережённого, бог бережёт», «Берегись бед, пока их нет», «Предупреждён — значит убережён».
Детская безопасность начинается с нас –взрослых: с нашего здравомыслия, положительного примера и нашей способности предвидеть поступки детей.
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребёнку интересно абсолютно всё: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребёнок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса попробовать незнакомые ягоды или зажечь спичку и кинуть её, подразнить собаку и множество других примеров). Детям необходимо объяснить последствия такого поведения.
Особая ответственность за формирование навыков безопасного поведения в природе возлагается на воспитателей дошкольных учреждений, потому что именно в таком раннем возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребёнка в сознательной жизни. Создание таких условий в дошкольных учреждениях позволяет ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Например: я, работая над проектом,затронула тему: «Безопасность детей в зимний период». Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Катание на санках, лыжах, лепка снеговиков и просто игры в снежки – это так увлекательно, весело и полезно для детей. Однако с зимним времяпровождением связаны и некоторые проблемы. Так, безопасность детей зимой – это то, о чём следует думать взрослым, прежде всего. И речь идёт не только о простудных заболеваниях. Несоблюдение правил поведения на улице зимой для детей может закончиться серьёзными травмами.
Техника безопасности.
Чтобы обезопасить ребёнка от любых неприятностей во время зимней прогулки, следует позаботиться о соблюдении ряда правил.
Во-первых, одежда. Она должна быть тёплой, многослойной, свободной. Обувь должна быть с нескользящей подошвой. Надевать рукавички, шапку, застёгивать пуговицы нужно ещё до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежду.
— Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер.
— Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нём могут быть опасные вещества, микробы. Да и можно запросто простудиться.
— Нельзя прикладывать язычок к металлу (можно провести эксперимент с мокрой тряпочкой).
— Нужно ходить посредине тротуара, подальше от крыш домов. Ведь с крыши дома может упасть большая глыба снега вместе с сосульками.
— Когда на тротуаре сплошной лёд, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву.
— Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведённых местах.
— Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться.
Нужно объяснить ребёнку, прежде чем съехать с горки, надо оглядеться по сторонам, чтобы убедиться в отсутствии других детей на пути. Кроме того, важно осмотреть место спуска, ведь въехать в дерево или забор не только неприятно, но и больно.
— Нельзя подниматься на горку по дорожке, которую используют для спуска.
Предупредить детей о том, что такое безобидное занятие, как бросание снежков, может скрывать опасность. Дело в том, что под снегом, который дети берут руками, могут находиться осколки стекла, проволока, щепки и обычный мусор.
— Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено!
-Любой водоём зимой — место опасное. Лучше его избегать.
Таким образом, формирование умений и навыков безопасного поведения в природе – сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде. Привитые с детства знания и навыки безопасного поведения становятся естественными в поведении взрослого человека.
Источник
Проект «Безопасность детей в природе»
воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» Зотова Зоя Николаевна
Актуальность:
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное, ориентированное на формирование основ безопасного поведения в природе.
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, я пришла к выводу, что дети мало знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим мною и была выбрана тема проекта по безопасности «Безопасность детей в природе».
Цель проекта:
Формирование первоначальных представлений о безопасном поведении в природе.
Задачи проекта:
- Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями, о правилах поведения в опасных для них ситуациях (в лесу);
- Формировать у детей умения различать съедобные и несъедобные грибы;
- Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья.
- Познакомить детей с запрещающими знаками.
- Воспитывать желание беречь и охранять природу, помогать друг другу в беде.
Проблема:
У детей не сформированы начальные представления о правилах безопасного поведения в природе.
Тип проекта: познавательно – исследовательский
По количеству участников: групповой
По продолжительности: среднесрочный
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и родители.
Срок реализации проекта: сентябрь- ноябрь 2015 г.
Предполагаемые результаты работы над проектом
- Дети будут узнавать съедобные и несъедобные грибы, растения по внешнему виду и описанию.
- У них появятся представления, как нужно адекватно реагировать на опасные ситуации в природе.
- Будут правильно вести себя в природе – не оставлять мусор в лесу, не разжигать костры.
- Будут различать и называть запрещающие знаки.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный.
1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
2. Подбор методической и художественной литературы по теме.
4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
5. Составление плана-схемы проекта.
6. Тематические плакаты, изготовление запрещающих знаков.
II. Основной (практический)
Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий) .
Основные направления реализации проекта по образовательным областям.
Социально — коммуникативное развитие.
1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Верно — не верно», «Что будет, если…».
2. Игровая ситуация «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу».
4. Сбор веток и мусора на территории группового участка.
5. Просмотр презентации «Правила поведения в лесу».
6. Показ схем «Что можно и что нельзя делать в природе».
7. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».
8. Сюжетно — ролевая игра «Прогулка в лес».
Познавательное развитие.
- Рассматривание иллюстраций.
- Просмотр презентации «Жалящие насекомые».
- Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке.
- Целевая экскурсия по территории детского сада.
- Беседа «Съедобные и несъедобные грибы», «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», ««Как вести себя в лесу».
Речевое развитие.
1.Заучивание стихотворения: «Если я сорву цветок»
2.Чтение рассказов «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин, пословиц и поговорок о лесе.
3. Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять», «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов.
Художественно-эстетическое развитие
1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу».
2. Рисование, аппликация, лепка конструирование из природного материала по теме проекта.
3. Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы».
Физическое развитие
- Подвижные игры «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Летает не летает»
- Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Вышли пальчики гулять»
III. Заключительный
Развлечение «Мы – друзья природы».
Презентация проекта на педагогическом совете.
Подведение итогов.
Взаимодействие с родителями:
1. Папка – передвижка: «Правила поведения в лесу»
2. Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу»
3. Памятки для родителей «Как вести себя в природе»
Итоги проекта.
Дети узнают съедобные и несъедобные грибы.
У них появились первичные представления, как нужно адекватно реагировать на опасные ситуации в природе.
Созданы презентации: «Съедобные и несъедобные грибы», «Правила пожарной безопасности в лесу», дополнена развивающая среда плакатами, знаками, настольными играми, сюжетными картинками, отображающие различные ситуации. Стихи для детей о безопасности на природе с иллюстрациями.
Использованная литература:
1. К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. — М :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
2. https://www1september.ru/, https://dohcolonoc.ru/
Источник
Надежда Бусалаева
Конспект НОД по познавательному развитию «Безопасность в природе»
Конспект НОД по познавательному развитию «Безопасность в природе»
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: расширять и закреплять основные правила безопасности в лесу. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения. Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки. Бережное отношение к природе.
Задачи:
-систематизировать и проверить знания о правилах безопасности в лесу;
-развивать познавательную активность;
-систематизировать и проверить знания о грибах и ягодах.
Материал: Презентация «Безопасность в природе»; Картинки с изображением грибов и ягод.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, Сегодня пришло письмо от Незнайки «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. Мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знайка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу?»
Воспитатель: Ребята поможем Незнайке?
Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Какие же здесь могут быть опасности?
Как вы думаете, что это за опасность?
Дети. В лесу можно заблудиться.
Воспитатель: Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. Нужно ходить только со взрослыми и далеко от них не отходить.
Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу? (ответы детей)
Два совета,которые вам нужно запомнить: Ходите отдыхать в те места, которые хорошо знаете. Не удаляйтесь от цивилизации слишком далеко.
Ходить по лесу в одиночку опасно – и далеко не только из-за риска потеряться или стать добычей диких зверей. Если турист, путешествующий в группе, получит какую-либо травму, он может рассчитывать на помощь товарищей.
В лесу могут встретиться змеи. Как себя вести при встрече со змеёй? (ответы детей). Правильно. Хотите поискать что-то в траве или в кустах – сперва потычьте туда палкой. Почему, думаете, грибники на свою «тихую охоту» выходят всегда с палочкой?. А, если змея укусила, что делать будем? (ответы детей). Не теряя времени пострадавшему промыть рану, наложить стерильную повязку, дать таблетку от аллергии, если необходимо дать обезболивающее и жаропонижающее в таблетках. И срочно вызвать скорую помощь, пострадавшему двигаться нельзя.
Другие опасности,например насекомые: клещи, улей с осами, муравьи. Чем они опасны? (ответы детей). Правильно, клещи переносят прежде всего болезнь- энцефалит, а осы и муравьи ядовиты, их яд может вызвать аллергическую реакцию, сопровождающуюся множественными отёками и волдырями, может даже тошнотой, рвотой и головокружениями.
А как нам защититься от укусов? (ответы детей). Лучшая профилактика укусов клещей – хорошая экипировка и обязательно используйте рефеленты. Не трогайте ульев и муравейников. Так, как в большинстве случаев насекомые просто защищают свои домики.
Физкультминутка
А как нужно себя вести в лесу?
Нельзя трогать гнёзда, птенцов! Почему? (ответы детей).
Нельзя разрушать и трогать домики животных! Почему? (ответы детей).
Не ломай ветки у деревьев! Почему? (ответы детей).
Не бросайте мусор! Почему? (ответы детей).
Не жги костры! Почему? (ответы детей).
Не слушай громко музыку и не кричи! Почему? (ответы детей).
Не трогай животных! Почему? (ответы детей).
Не рвать цветы! Почему? (ответы детей). Молодцы! Правильно!
В лесу также можно встретить ядовитые растения и ягоды. Вкусные, полезные ягоды. Знакомьтесь растения и ягоды,которые рвать не следует: вороний глаз, волчье лыко, ландыш майский, жимолость лесная, белладонна, борщевик, белена, аконит.
Отгадайте загадку
— Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы!
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы
Вы с родителями ходите чаще всего зачем в лес? За грибами, а какие грибы вы знаете? Съедобные и не съедобные. Давайте вспомним грибы. Съедобные (ответы детей). И которые рвать не следует, и топтать тоже. Правильно, несъедобные грибы нужны животным. (ответы детей)
Запомните! Никогда не рвите незнакомых ягод и грибов.
Что дети узнали? (ответы детей) Молодцы!
Предлагаю пойти на нашу полянку и собрать только съедобные грибы и ягоды в корзинку, а несъедобные мы трогать, не будем. Проводится П/и «По грибы, по ягоды»
Теперь незнайка всему научился и отправится в лес на прогулку, а заодно наберет грибов и ягод.
Литература:
1. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
2. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
3. Егоренков, Л. И.Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — М.: АРКТИ, 2001. — 128с.
4. https://www.maam.ru/
Источник