Развитие артикуляционного аппарата ребенка раннего возраста

Развитие артикуляционного аппарата ребенка раннего возраста thumbnail

Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Для правильного произношения всех звуков родного языка нужен комплекс движений. В материале представлена подборка упражнений артикуляционной гимнастики с картинками, упражнения можно использовать выборочно и в комплексе.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• Научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику.
• На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.
• Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут.
• Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3.
• При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
• Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и своё лицо.
• Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
• Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
• Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
• Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определённой последовательности:
-рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;
-показ взрослым упражнения;
-выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
-контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
-выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

Следует проводить артикуляционную гимнастику в форме игры.
Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) — и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо
(вытянуть к правой щеке)» и т.д.

Картотека упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата.

1.«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» — «Улыбка» —
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у – и «и – у — а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» —
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Читайте также:  Развитие ребенка при грудном вскармливании

6.«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская, ее обратно. Упражнение выполнять 10 раз.

8. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
— Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» — «Бульдог»
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки — худышки»

Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
• пошлёпать губами кончик языка;
• пошлёпать губами середину языка;
• пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.

21. «Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем,
Перепачкались вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
22. « Рыбки разговаривают»

Открывает рыбка рот,
И не слышно , что поет.

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Смыкать и размыкать губы.

23. «Птенцы»
Кашу птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Мама зернышко несет,
Открывай по шире рот.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
24. Заборчик
Из зубов заборчик строй,
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Читайте также:  Культурное развитие ребенка 5 лет

25. «Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво.
Словно маятник часов –
Покачаться он готов.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

26. «Лошадка»

На лошадке по дорожке скачет язычок,
И копытами лошадка – цок, цок, цок
В горку медленно идет цок, цок, цок,
А с горы стрелой несется цок, цок, цок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

27. «Котенок лакает молоко»
Молоко лакает кошка,
Молока уже немножко.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
28. «Расчестка»
Наши зубки – гребешок,
Причесали язычок
Мы причешем много раз,
Чтобы гладким был у нас.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Источник

Консультация для педагогов

«Развитие артикуляционного аппарата детей раннего и дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память и работоспособность снижены.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в ДОУ.

Речь и пение

     Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.     Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. 

     Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках.

Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни (например: игра на духовых музыкальных инструментах, например, на свистульке, дудочке)

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.

       Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка

 (например: «Да-дэ-ди-до-ду»)

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Речь и артикуляционная гимнастика

     В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции я использую артикуляционную гимнастику, её целью является: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Шлифовка речи, дикции, произношения.

Проводится два раза в день: утром и вечером, проводится в удобной позе, чтобы напряжение было снято. Ежедневно дается только одно новое упражнение. Количество упражнений доводится до десяти.

1.”Улыбка”.

Удержать губы в улыбке. Зубы не видны.

2.”Заборчик”.

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние

верхние и нижние зубы (и) (1-5-10).

3. “Трубочка”.

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (1-5-10).

4. “Заборчик– трубочка”.

5. “Бублик”. “Рупор”.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

6. “Хоботок”.

Вытягивание сомкнутых губ вперед.

7. “Кролик”.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

8. “Птенчики”.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

9. “Лопаточка”.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

10. “Чашечка”.

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка

Читайте также:  Как стимулировать речевое развитие ребенка

подняты, но не касаются зубов.

11. “Иголочка”. “Стрелочка”. “Жало”.

Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

12. “Горка”. “Киска сердится”.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

13. “Грибок”.

Рот открыт. Язык присосать к небу.

14. “Часики”. “Маятник”.

Рот приоткрыть. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянутся под счет к уголкам рта.

15. “Змейка”.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

16. “Качели”.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

17. “Футбол”.

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

18. “Почистить зубы”.

Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

19. “Лошадка”.

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

20. “Гармошка”.

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

21. “Маляр”.

Рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

22. “Вкусное варенье”.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.

23. “Оближем губки”.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

24. “Наказать непослушный язычок”.

Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить “ня-ня-ня”, нажимая на язык, рот широко раскрыт. Удерживать язык широким, как блин на сковородке. Под счет до 3.

Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.

Речь и пальчиковые игры

     Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.

     Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука — это вышедший наружу мозг человека».

     Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием.

Речь и движение

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.

Музыкально — ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Речь и речевое музицирование

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Данный вид деятельности я осуществляю через программу «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа. Здесь я использую следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста, вокализация ритма), музыкально – дидактические  игры и упражнения. Например.

Звучащие жесты — Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)

Речевое музицирование — Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Музыкально – дидактические  игры и упражнения — Воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах, глядя на ритмическую карточку.  Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков. (Игра «Сыграй-ка», «Ритмические кубики», «Сложи словечко»).

Речь и музыкально-дидактические игры

Для развития фонетико-фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.

Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь»

Источник