Развитие активности ребенка в онтогенезе

Развитие активности ребенка в онтогенезе thumbnail

Вопросом о том, как органическое становится психическим, а действие превращается в мысль, задавались многие известные психологи прошлого — Ж. Пиаже, А. Валлон, X. Вернер и др. Ими отмечалось, что общие направления развития состоят в движении от синкретичности (эмоциональной слитности с ситуацией) к дискретности (отделенности), от ригидности (склонности придерживаться стереотипа) к гибкости, от лабильности (обусловленной случайными воздействиями) к стабильности (подкрепленной устойчивостью развивающегося субъекта). Большинство психологов в своем понимании психического развития намечало траекторию, ведущую от организменных способов адаптации в мире, к осознаваемым, произвольным, включающим в круг своего влияния и окружающую среду. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего жизненного пути человека: если ребенок в своей беспомощности ни за что не отвечает, то старый человек, зачастую объективно располагая теми же, что и младенец, физическими возможностями, принимает их уже как итог своего собственного жизнетворчества [10].

Проблема развития человеческой активности рассматривалась и в отечественной психологии, особенно ввиду того обстоятельства, что деятельность является основной категорией. По сути, развитие всех психических процессов может рассматриваться как развитие деятельности.

Ребенок активен, избирателен и индивидуален уже в пренатальном периоде своего развития. Он не только реактивен (отвечает на раздражители), но воздействует на среду и себя самого как ее часть. На ранних этапах развития активность проявляется в движениях, которые в основном носят безусловно-рефлекторный, непроизвольный характер; после рождения ребенка его активность становится преимущественно условно-рефлекторной. Появляются навыки, возможность подражания: дошкольник усваивает многие показанные ему действия, активность 6 -7-летнего ребенка приобретает организованный характер, включает в себя мыслительную активность.

А. А. Люблинская следующим образом представляла основные линии развития активности ребенка [8]:

  • 1. Реактивные действия младенца становятся произвольными, отражая собственные потребности ребенка, и придают его деятельности творческий характер. Простые одноактные действия (отдергивание ноги, крик) превращаются в сложную систему целенаправленных действий, а затем в сложную деятельность (игру, учение), подчиненную мотивам и имеющую цели.
  • 2. Деятельность становится все более управляемой и организованной. По мере овладения речью активность начинает включать в себя интеллектуальные элементы и превращается в мыслительную, осуществляемую во внутреннем плане.
  • 3. Активность ребенка, включающая а) подражательные, б) исполнительные и в) самостоятельные действия, основанные на ориентировочном рефлексе, по мере взросления человека включает все больше самостоятельных действий, благодаря чему возрастает инициативность.
  • 4. Активность ребенка направляется не только на предметы, но и на людей, имея свою динамику: сначала взрослый используется для удовлетворения витальных потребностей, затем — социогенных (как источник знаний).
  • 5. С раннего возраста ребенок направляет свою активность на самого себя (самовоспитание и самосовершенствование) [7]. Хотя человек на протяжении всего жизненного пути вовлечен в различные виды деятельности, обычно преобладает у него только одна (которую, как мы знаем, называют ведущей). Ведущая деятельность сменяется, обозначая смену возрастных стадий. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин предлагали следующую последовательность смены ведущей деятельности [1, 6, 19][1] (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика возрастных стадий с точки зрения ведущей деятельности, социальной ситуации развития и основных психологических новообразований (по Д.Б. Эльконину) [19]

Возрас

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятельность

Психологические

новообразования

0—1 месяц Новорожденность

Не определена

Не определена

Комплекс оживления — свидетельство появления первой социальной потребности — потребности в общении, активность — рождение собственной психической жизни, сосредоточение, улыбка, вокализации

0—1 год Младенчество

«Г1ра-МЫ»: основной путь деятельности через взрослого, зависимость от него, в условиях невербального общения

Непосредственно-эмоциональное общение

Хождение, говорение, аффективно-заряженные представления (хочу-не хочу, нравится-не нравится), представление о перманентном существовании объекта, базовое доверие к миру

Продолжение табл. 3

Возраст

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятельность

Психологические

новообразования

1—3 года Преддошкольное (раннее) детство

«Ребенок- ПРЕДМЕТ- взрослый»: совместная деятельность со взрослым, направленная на усвоение общественно выработанных способов употребления орудий

Предметно-орудийная деятельность

Способность к общению, грамматическая речь, нагляднодейственное мышление, появление самосознания (выделение инстанции «Я», гордость за достижения)

3—6 лет

Дошкольное детство

Взаимоотношения со сверстниками по поводу отношений взрослых людей

Сюжетно-ролевая игра

Преодоление эгоцентризма, знаково-символическая функция, произвольность. Наглядно-образное мышление, переход на стадию конкретных операций: обратимость, пространственные представления. Дифференциация и обобщение переживаний, открытие внутреннего мира. Устойчивая самооценка. Социальная позиция школьника

6—10 лет Младший школьный возраст

«Ребенок— взрослый (родители-!-учитель)», «ребенок—сверстники»

Учебная деятельность

Формирование ВПФ. Теорети ческое сознание и мышление способность к рефлексии, анали зу, мысленному планированию учебная мотивация. Сформиро ванная учебная деятельность

11—15 лет

Взаимоотношения в группе сверстников (собственные отношения)

Интимно-личностное общение

Логическое мышление (на уровне формальных операций), метапознавательные процессы, рефлексия. Формирование самосознания (эго-иден-

Окончание табл. 3

Возраст

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятельность

Психологические

новообразования

Подростковый

возраст

тичность) в общении со сверстниками. Формирование временной перспективы. Творчество

19—20 лет

Юношеский возраст

Отождествление со взрослыми и равенство

Учебно-профессиональная (общественно значимая) деятельность

Формирование чувства взрослости (объективная взрослость — физическая взрослость (пубертатный скачок)+ интеллектуальная взрослость (формально-логический интеллект) + социальная взрослость (освоение социальных ролей и деятельностей)

Применительно ко взрослому возрасту попытки выделять ведущую деятельность оказались неуспешными в силу более высокой индивидуализации взрослых по сравнению с детьми (следующая за юностью стадия зрелости характеризуется высокой степенью вариативности и содержит в себе кризис середины жизни, после которого основная жизненная установка человека, согласно К. Г. Юнгу, сменяется противоположной — интроверт становится экстравертом, и наоборот), однако в старости, с ограничением личной свободы, также наблюдаются некоторое схождение психологических особенностей людей [20][2].

Источник

Психическое развитие ребенка в онтогенезе — Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка.

Для самого ребенка окружающая действительность как бы разделена на две сферы: и . А поэтому деятельность ребенка происходит в двух системах: и .

Система в действительности является системой . Общественно выработанные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На них не написано общественное происхождение и способы действий с ними, средства их воспроизведения. Поэтому овладение вещью невозможно путем адаптации. Необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с каждой вещью, предметом. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

В системе взрослый выступает перед ребенком не только со стороны своих индивидуальных качеств, а как носитель определенных общественных по своей природе деятельностей, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но в самой деятельности взрослого человека внешне не указаны ее задачи и мотивы. Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления.

Читайте также:  Силы движущие развитие ребенка в том или ином возрасте

В связи с тем что индивид на протяжении своей жизни входит не в одну референтную для него общность и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде немалократно воспроизводятся, у него складывается достаточно устойчивая структура личности.

Процесс развития личности еще более усложняется в связи с тем, что социальная среда в действительности не является стабильной и индивид на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, различающиеся по своим социально — психологическим характеристикам. Принятый и одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой и т. д. Кроме того, сами референтные для него группы находятся обычно в процессе развития, к которому он может приспособиться только при условии собственного активного участия в нем.

Все это делает возможным утверждать, что личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, и характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. Поэтому был прав А. С. Макаренко, который утверждал, что личность развивается в коллективе и через коллектив.

Периодизацию развития личности в онтогенезе, исходя из указанных критериев, можно представить в виде следующей модели.

Первые три периода образуют эпоху детства, для которой характерно доминирование процесса адаптации (Адап.) над процессом индивидуализации (Инд.). Для эпохи отрочества — периода среднего школьного возраста — характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации. Для эпохи юности — периода старшего школьного возраста — характерно доминирование процесса интеграции (Инт.) над процессом индивидуализации (Инт.~>Инд.).

Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум связанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять так или иначе свое собственное развитие. На первых порах он осуществляет это с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

В организуемой обществом деятельности — как предметно — практической, так и направленной на развитие взаимоотношений — создаются условия для развития человека как личности. На всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень социального развития ребенка, который определяет тенденции усиления то одной, то другой стороны деятельности, социальной позиции личности.

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка — промежуточные и узловые.

Промежуточные рубежи между периодами онтогенеза (-1, 6, 15 лет) связаны с актуализацией предметно — практической стороны деятельности, в процессе которой ребенок осваивает социальный опыт, вырабатывает способы обращения с предметами, оценивает свои действия, утверждает позицию среди других. Узловые рубежи между этапами онтогенеза ( — 0, 3, 10, 17 лет) связаны с актуализацией деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, стремлением проявить себя, получить признание окружающих, занять в обществе соответствующее место.

Промежуточные и узловые рубежи возникают в процессе социального развития несколько раз, закономерно следуя один за другим, но они качественно разнятся на разных уровнях развития личности по объему и содержанию. Так, у годовалого ребенка означает появление понимания, что есть , а У шестилетнего — рассмотрение себя среди других, конкретных людей, стремление походить на других. Если у трехлетнего ребенка означает , то у десятилетнего уже происходит осознание общества как объективно существующей социальной организации, где его выступает наравне с другими.

К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства человеческим миром. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив свое , начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми, обществом. К б годам у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности. Если у ребенка 5 лет еще отсутствует субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла (они находятся еще в узком кругу интимно — личностных отношений), то у шестилетних детей появляется уже более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых, осознание своей принадлежности к детскому коллективу.

У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития, когда ребенок не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, вступить в широкий круг общественных отношений. От 9 лет к 10 годам возрастает количество детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, и уменьшается количество детей, которым интересно, нравится учиться.

В 15 лет вычленяется новый промежуточный рубеж социального развития (). Если в первом полугодии 14-летнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими, то уже у 15-летнего основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития. Если в 14 лет только для примерно пятой части подростков актуально стремление представить свое будущее, то в 15 лет в первом полугодии таких подростков уже более половины, а во втором полугодии это стремление проявляется у четырех подростков из пяти.

От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к реализации себя.

Наиболее крупными ступенями социального развития личности от рождения до зрелости являются фазы ее становления: на первой (от 0 до 10 лет) — собственно детства — происходит становление личности на уровне еще неразвитого самосознания; на второй (от 10 до 17 лет) — фазе отрочества — происходит активное формирование самосознания, социальной позиции ответственного субъекта.

Развитие деятельности- основы развития личности — осуществляется как спиралевидный, постоянно насыщаемый процесс, каждый следующий момент которого снимает и содержит достижения предыдущих периодов, обеспечивая формирование новых образований.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в три года

Здесь были приведены наиболее распространенные варианты периодизации детского развития. Вообще периодизация может строиться на разных основаниях, хотя основные и кризисные периоды определяются разными авторами примерно одинаково.

Источник



3

План

1.      Развитие деятельности человека в онтогенезе……………………….3

2.      Развитие деятельности человека в филогенезе……………………….9

3.      Список используемой литературы……………………………………15

1.      Развитие деятельности человека в филогенезе.

Онтогенез и филогенез – два эволюционных процесса, с разных сторон раскрывающих закономерности становления человеческой психики.

Онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых формируются соответствующие индивидуальныевозрастные свойства (различия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии – стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им самореализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, “впадают в детство” (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т. п.). Анализом закономерностей развития психики в филогенезе и онтогенезе занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Изучение онтогенеза – главная задача детской и возрастной психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение со взрослым).

Существует множество периодизаций психического развития человека в онтогенезе. Согласно самой ранней теории биогенеза Э. Геккеля, индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т. е. в процессе становления личности человек (ребенок), повторяя в своем развитии историю человечества, должен пережить все эти этапы. В учении С. Холла (1846–1924) онтогенез психики практически повторяет филогенез, а потому он выделял следующие стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Э. Эриксона стадии жизненного цикла выделяются в зависимости от того, какие задачи в каждом возрасте приходится решать человеку.[1]

Шарлотта Бюлер выделила пять главных фаз жизненного цикла:

Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление.

В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Фаза III длится с 25 до 40–45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения. связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.

Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

Фаза V начинается в преклонном возрасте, в 65–70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни.

Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у любого живого существа. С возрастом меняется способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению. Как известно, различные органы человека наращивают свои возможности от рождения, достигая максимального развития около 25-летнего возраста. Затем происходит снижение работоспособности каждого органа и его сопротивляемости заболеваниям. Активная жизнь кончается тогда, когда работа какого-либо органа опускается ниже порога его работоспособности. Это происходит как при низком положении максимума возможностей органа, так и при быстром его изнашивании, снижении уровня активности.

Развитие чувствительных (ученые называют их сенсорными) и двигательных функций организма начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества. Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го по 17-й год.

Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнею возраста, после которого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10 %, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения.

Развитие организма человека заканчивается с наступлением половой зрелости. Дальше наступает период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет потребления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) – это период накопления жизненной энергии, вторая – период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18–20 лет. В период до 20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставаться высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться. Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты уходят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает вовремя к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций.

Читайте также:  Рассказ развитие ребенка по неделям

Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если принять продолжительность жизни в среднем в 75 лет, человек как бы эксплуатирует свои природные недра. Некоторые делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Первая треть человеческой жизни – накопление жизненной энергии, вторая треть – сохранение баланса энергии, последняя треть– ее ослабление. Две трети своей жизни человек потребляет то, что накопил в течение одной трети жизни

Среди людей в возрасте 65–74 лет у 13 % отмечаются те или иные нарушения слуха, после 75 лет этот процент удваивается. [2]Вместе с тем до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особенности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями). Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижается. Установлено также, что если у пожилых людей и отмечается ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается прежней.[3]

Среди крупных ученых и писателей были долгожители: Ньютон, Эдисон, Гете, Толстой, Мичурин, Циолковский умерли в возрасте от 80 до 87 лет, сохраняя творческие силы и бодрость духа. Американский ученый и писатель Уильям Дюбуа, умерший в возрасте 96 лет, до последних дней жизни занимался творчеством и участвовал в политической деятельности. Знаменитый русский микробиолог С. Н. Виноградский умер в 97 лет, а незадолго до кончины правил корректуру новой книги.

Великий русский физиолог И. П. Павлов большую роль в сохранении здоровья отводил определенному режиму, разумному чередованию физического и умственного труда, особо подчеркивая пользу физических нагрузок. Выдвинув свою теорию старения, в которой определяющая роль отводится нервной системе, ее влиянию на организм, ученый поставил под контроль прежде всего себя. Полушутя он заявил, что постарается дожить до 90 лет (он прожил 88 лет). В перерывах между научной работой И. П. Павлов играл в городки, работал в саду, любил в воскресные дни ходить в лес за грибами, кататься на велосипеде, работать в саду. Ученый признавался, что физический труд всегда любил больше, чем умственный.

2. Развитие деятельности человека в филогенезе

Филогенез – историческое развитие психики – трактуется в учебниках двояко. В первом случае он касается только человека, когда прослеживается эволюция психики только у человеческого рода – от австралопитека до Homo sapiens. Во втором случае он понимается чрезмерно широко и тогда в исторический очерк включают также предшествующие человеку формы психического – от растений, когда оно еще только зарождается, к животным, а от них к человеку. Человек – социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной.

Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной – 2,5 млн лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем.

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, что бы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.

Онтогенез касается индивидуального развития человека в течение одной среднетипичной жизни. Его этапами служат возрасты жизни, а не исторические эпохи, как в филогенезе. Онтогенез измеряется годами и десятилетиями. Филогенез – происхождения человеческого рода от ископаемых приматов, а это более 7 млн лет – измеряется миллионами лет.

Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) – историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал изменения, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т. е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобразования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтогенез – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филогенез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, поскольку касается исторического развития в ряду поколений.

Современная психология выработала оптимальный взгляд на эволюцию психики и понимает филогенез как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Его изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, антропология, этнография, история, другие социальные дисциплины.

Филогенез называют еще гоминизацией. Гоминизация (от лат. Homo-человек) – процесс очеловечения обезьяны – от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Нomo sapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эволюционно более позднего отдела – неокортекса (неэнцефализация), адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминизации явилась трудовая деятельность. Префронтальная кора больших полушарий головного мозга, которой отводится важная роль в осуществлении таких функций, как оценивание обстановки и принятие решений, чувство такта, контроль импульсов и абстрактное мышление, в процессе филогенеза приобрела свои нынешние очертания и относительно крупные, по сравнению с остальными частями мозга, размеры.

У историков своя терминология. Исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное, из обезьяны в человека ученые называют антропосоциогенезом(от греч. – anthropos – человек, лат. – societas общество и греч. genesis – происхождение). Они видят в нем неразрывное единство двух параллельно протекающих процесса: антропогенеза (формирование человека как рода) и социогенеза (развитие общества). Ученые считают их двумя сторонами единого процесса: первым начался процесс антропогенеза, а позже, когда человек сформировался в своих основных биологических чертах, начинается собственно процесс социогенеза.

Источник