Развитие активности и направленности деятельности ребенка
Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.
Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. В качестве динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации. Таким образом, надситуативная активность приобретает у человека не только характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.
Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.
Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.
Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами:
1) согласованностью;
2) преодолением;
3) осознанием собственного положения;
4) интересом к новому.
Внешние формы активности могут быть различными:
— вынесение суждений о чем-либо;
— анализ ситуации и планирование деятельности;
— оценка и принятие решений;
— информационный поиск;
— разработка алгоритма деятельности;
— нахождение пробелов в собственных ресурсах;
— постановка и формулировка прикладных задач;
— определение границ собственной компетентности.
Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:
— энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;
— скоростной – с лабильностью;
— вариационный – со слабостью.
Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.
Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.
По этому параметру детей можно разделить на группы:
— инертных;
— пассивных;
— спокойных;
— инициативных;
— активных;
— стремительных.
Признаки активности:
— выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
— определяется наличием собственной цели;
— предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.
Виды детской активности:
— поисковая;
— познавательная;
— творческая;
— двигательная;
— социальная.
Рассмотрим содержание каждой из них.
Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности. Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане. Главное условие ее возникновения – дефицит.
Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека. Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности . При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, — к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.
Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.
Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга. Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.
Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность.
Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей, – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.
Список использованной литературы:
- Немов Р. С., Психология образования. Книга 2, М., 1995;
- Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии, М., 1973;
- Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка, М., 1997.
Источник
№
Вид деятельности
Особенности
Рекомендации по развитию
Бытовая
В младенческом возрасте:
— у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический
человеческий биоритм «сон-бодрствование»;
— через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей
начинается процесс их очеловечивания;
— выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется
положительное эмоциональное отношение к ним;
— формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения
(нравится купаться, любит кашу);
— закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми
процессами.
В раннем возрасте:
— бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;
— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем
составят основу сложных форм поведения;
— формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
— ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
— у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).
В дошкольном возрасте:
— формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной
и общественной значимости их;
— происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой
деятельности;
— изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы
поведения в быту;
— складываются первые бытовые привычки;
— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной
инициативе.
В младенческом возрасте:
-соблюдение режима дня;
— привлечение к аккуратности;
-привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.
В раннем возрасте:
-соблюдение режима дня;
-систематичность выполнения действий;
— для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.
-постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш
начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить
простейшие причинно-следственные связи.
В дошкольном возрасте:
— режим дня
— систематичность выполнения действий;
— положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;
— объективность требований;
— важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к
дошкольнику;
-постепенное усложнение навыков;
-систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его
известную самостоятельность.
Трудовая
В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.
Предпосылки трудовой деятельности складываются в
предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.
Предпосылки:
— освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших
трудовых умений и навыков;
— стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.
В дошкольном возрасте:
— складываются общественные мотивы труда;
— расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;
— формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;
— расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы
трудовой деятельности;
— складывается совместный со сверстниками труд;
— появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие
трудолюбие;
— формируется представление о труде взрослых.
В дошкольном возрасте
-постепенное усложнение компонентов (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности
-формирование общественного мотива труда («надо»).
-объяснение смысла труда взрослых;
-четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;
— давать ребенку посильные задания,
научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;
— критерий оценки
трудовой деятельности – качество труда;
— поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и
предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.
Игровая
В раннем возрасте:
— формируются первые игровые умения;
— складывается способность ставить и решать игровые задачи;
— начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;
— формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
В раннем и дошкольном возрасте:
— игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
— ребенок осваивает разные виды игры;
— с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя
возможности познания этих сфер.
У детей младшего дошкольного возраста:
— предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
— играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
-формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
-формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».
У детей среднего дошкольного возраста:
-формировать у детей более сложные игровые умения.
-учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
-развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
-использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:
-обеспечить условия для игровой деятельности детей.
-дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.
-развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру
Изобразительная
Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:
— изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;
— формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;
— развивается умение создавать и воплощать замыслы;
— осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.
— целенаправленное обучение
изобразительной деятельности;
-постепенное освоение технических умений и навыков;
— не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;
— правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );
— максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;
-доброжелательность во время занятия, похвала.
Конструктивная
Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:
— дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
— дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
— расширяется область творческих проявлений.
— постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и
выполнять его назначение;
— научить ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;
— развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной
деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;
-организовать аналитико-синтетическую
деятельность по обследованию предметов
( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение
каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)
-разнообразие конструкторов.
Общение со взрослыми
Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:
-воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;
— предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;
-активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;
— Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».
Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):
-практическое сотрудничество со взрослым;
-экспрессивно-мимические средства
дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,
жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными
эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.
В младшем дошкольном возрасте возникает
внеситуативно-познавателъная форма общения.
-главный мотив общения – познавательный;
-возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;
— основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально
содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.
-главный мотив общения – личностный;
-общение имеет «теоретический» характер и включено в
познавательную деятельность;
— ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире
людей», а не предметов.
-потребность не просто в доброжелательном внимании,
а во взаимопонимании и сопереживании;
-темы общения о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;
— желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения
или отношение к обсуждаемым вопросам;
В онтогенезе строго фиксирована только последовательность появления
форм общения, но не их связь с возрастом.
-относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее
условие для становления коммуникативной деятельности);
— важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании
контактов с ребенком;
-доброжелательное
внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;
— взаимопонимание и сопереживание ребенку;
Общение со сверстниками
Эмоционально – практическое общение
— дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;
-стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;
-каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.
-дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.
-развертывается инициатива детей
-в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;
-расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.
Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):
— сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;
— сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;
— основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:
дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;
— дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;
— стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;
-соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;
— потребность в признании и уважении ровесника;
Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):
— жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.
-взаимодействия со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции со стороны взрослого.
-взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;
— ранние контакты со сверстниками;
Ситуативно- деловая форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях
Источник