Развитие активности и направленности деятельности ребенка

Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.

Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.

Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее  возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. В качестве  динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации. Таким образом, надситуативная активность  приобретает у человека не только  характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.

Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

         Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.

Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения  задаются четырьмя компонентами:

1) согласованностью;

2) преодолением;

3) осознанием собственного положения;

4) интересом к новому.

Внешние формы активности могут быть различными:

— вынесение суждений о чем-либо;

— анализ ситуации и планирование деятельности;

— оценка и принятие решений;

— информационный поиск;

— разработка алгоритма деятельности;

— нахождение пробелов в собственных ресурсах;

— постановка и формулировка прикладных задач;

— определение границ собственной компетентности.

Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:

— энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;

— скоростной – с  лабильностью;

— вариационный – со слабостью.

Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.

Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.

По этому параметру детей можно разделить на группы:

— инертных;

— пассивных;

— спокойных;

— инициативных;

— активных;

— стремительных.

Признаки активности:

— выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;

— определяется наличием собственной цели;

— предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

Виды детской активности:

— поисковая;

— познавательная;

— творческая;

— двигательная;

— социальная.

Рассмотрим содержание каждой из них.

Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности. Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане. Главное условие ее возникновения – дефицит.

Читайте также:  Сложный дефект и сложная структура нарушения развития у ребенка это

Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека. Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности . При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, — к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка  и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.

Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга. Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.

Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование  социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и  дальнейшую социальную адаптивность.

Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей,  – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Немов Р. С., Психология образования. Книга 2,  М., 1995;
  2. Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии,  М., 1973;
  3. Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка,  М., 1997.

Источник

Вид деятельности

Особенности

Рекомендации по развитию

    Бытовая

    В младенческом возрасте:

    — у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический

    человеческий биоритм «сон-бодрствование»;

    — через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей

    начинается процесс их очеловечивания;

    — выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется

    положительное эмоциональное отношение к ним;

    — формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения

    (нравится купаться, любит кашу);

    — закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми

    процессами.

    В раннем возрасте:

    — бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;

    — у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем

    составят основу сложных форм поведения;

    — формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;

    — ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;

    — у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).

    В дошкольном возрасте:

    — формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной

    и общественной значимости их;

    — происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой

    деятельности;

    — изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы

    поведения в быту;

    — складываются первые бытовые привычки;

    — ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной

    инициативе.

    В младенческом возрасте:

    -соблюдение режима дня;

    Читайте также:  Особенности перинатального периода развития ребенка

    — привлечение к аккуратности;

    -привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.

    В раннем возрасте:

    -соблюдение режима дня;

    -систематичность выполнения действий;

    — для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.

    -постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш

    начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить

    простейшие причинно-следственные связи.

    В дошкольном возрасте:

    — режим дня

    — систематичность выполнения действий;

    — положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;

    — объективность требований;

    — важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к

    дошкольнику;

    -постепенное усложнение навыков;

    -систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его

    известную самостоятельность.

      Трудовая

      В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.

      Предпосылки трудовой деятельности складываются в

      предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.

      Предпосылки:

      — освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших

      трудовых умений и навыков;

      — стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.

      В дошкольном возрасте:

      — складываются общественные мотивы труда;

      — расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

      — формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;

      — расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы

      трудовой деятельности;

      — складывается совместный со сверстниками труд;

      — появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие

      трудолюбие;

      — формируется представление о труде взрослых.

      В дошкольном возрасте

      -постепенное усложнение компонентов  (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности

      -формирование общественного мотива труда («надо»).

      -объяснение смысла труда взрослых;

      -четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;

      — давать ребенку посильные задания,

      научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;

      — критерий оценки

      трудовой деятельности – качество труда;

      — поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и

      предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.

        Игровая

        В раннем возрасте:

        — формируются первые игровые умения;

        — складывается способность ставить и решать игровые задачи;

        — начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

        — формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

        В раннем и дошкольном возрасте:

        — игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

        — ребенок осваивает разные виды игры;

        — с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя

        возможности познания этих сфер.

        У детей младшего дошкольного возраста:

        — предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

        — играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

        -формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

        -формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».

        У детей среднего дошкольного возраста:

        -формировать у детей более сложные игровые умения.

        -учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

        -развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

        -использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

        У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:

        -обеспечить условия для игровой деятельности детей.

        -дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.

        -развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру

          Изобразительная

          Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

          — изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

          — формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

          — развивается умение создавать и воплощать замыслы;

          — осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

          — целенаправленное обучение

          изобразительной деятельности;

          -постепенное освоение технических умений и навыков;

          — не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;

          —  правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );

          — максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;

          -доброжелательность во время занятия, похвала.

            Конструктивная

            Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

            — дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

            — дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

            — расширяется область творческих проявлений.

            Читайте также:  Цель и задача развития способности ребенка

            — постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и

            выполнять его назначение;

            —   научить  ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;

            — развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной

            деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;

            -организовать  аналитико-синтетическую

            деятельность по обследованию предметов

            ( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение

            каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)

            -разнообразие конструкторов.

              Общение со взрослыми

              Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:

              -воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;

              —  предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;

              -активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;

              — Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».

              Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):

              -практическое сотрудничество со взрослым;

              -экспрессивно-мимические средства

              дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,

              жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными

              эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.

              В младшем дошкольном возрасте возникает

              внеситуативно-познавателъная форма общения.

              -главный мотив общения – познавательный;

              -возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;

              — основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально

              содержательную информацию.

              К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.

              -главный мотив общения – личностный;

              -общение имеет «теоретический» характер и включено в

              познавательную деятельность;

              — ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире

              людей», а не предметов.

              -потребность не просто в доброжелательном внимании,

              а во взаимопонимании и сопереживании;

              -темы общения  о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;

              — желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения

              или отношение к обсуждаемым вопросам;

              В онтогенезе строго фиксирована  только последовательность появления

              форм общения, но не их связь с возрастом.

              -относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее

              условие для становления коммуникативной деятельности);

              — важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании

              контактов с ребенком;

              -доброжелательное

              внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;

              — взаимопонимание и сопереживание ребенку;

                Общение со сверстниками

                Эмоционально – практическое общение

                — дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;

                -стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;

                -каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.

                 -дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.

                -развертывается инициатива детей

                -в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;

                -расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.

                Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):

                — сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;

                — сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;

                — основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:

                дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;

                — дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;

                — стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;

                -соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;

                — потребность в признании и уважении ровесника;

                 Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):

                — жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.

                -взаимодействия  со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции  со стороны взрослого.

                -взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;

                — ранние контакты со сверстниками;

                Ситуативно- деловая  форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях

                Источник