Развитие адекватной самооценки ребенка
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет
также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под
влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей.
Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее
участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для
формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится
к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных,
часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя
внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При
завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.
Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных
силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает
худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится
к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При
выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети
с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха
не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным
успехам.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного
развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой»,
«Я ничего не могу», «Я неудачник».
При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности,
ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит
в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать
наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.
У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе
и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное
отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют
деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В.
Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую
действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая
положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает
стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми…». Если ребенок
не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство
неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно!
Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:
За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
Не подлежит похвале красота, здоровье.
Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
Нельзя хвалить из жалости.
Из желания понравиться.
Похвала и поощрение: за что?
Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует
внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить
его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем
случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д.
Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете
его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу
на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет.
Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти
умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!»
и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.
Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего
из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию,
в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое
настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
Приемы для повышения самооценки ребенка:
Попросить совета как у равного или старшего.
Попросите о помощи как у равного или старшего.
Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым,
зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!
Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты.
Наказания: правила для родителей
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание.
Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.
Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому.
Более того, наказание должно быть полезным.
Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже
поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все
сразу.
Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего
тепла.
Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже
если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого.
Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказаниявнушают
ребенку прошлое, не дают стать другим.
Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых
грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать
у малыша чувство «вечно виноватого».
Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует
в обратную сторону.
Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:
-Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
-Спокойно относиться к критике, без агрессии.
-Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
Не наказываем:
-Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
— Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
— Сразу после душевной или физической травмы.
— Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью,
с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех
случаях, когда что-либо не получается.
-Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
— Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим
причинам…
«Формирование адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста»
— Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все
проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит
удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком
посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
— Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
— Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание
тоже должны быть адекватными.
— Поощряйте в ребенке инициативу.
— Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше
муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
— Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким
он был вчера или будет завтра).
— Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
— Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
— Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете
рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия,
поймет, что вы ближе к нему.
— Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
Источник
Как развивать самооценку ребенка
Что такое самооценка?
Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
Тест «ЛЕСЕНКА»
(тест «Десять ступенек»)
Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста «Лесенка». Его используют с 3-х лет.
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.
- Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
- Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
- А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.
- Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.
Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
В основе самооценки лежит возникшее еще в раннем детстве эмоционально положительное отношение к себе.
Задача родителей заключается в том, чтобы поддерживать такое отношение к себе у ребенка, а значит:
-не быть излишне критичными;
-не критиковать, не ругать ребенка громко, при всех;
-не сравнивать достижения ребенка с результатами деятельности сверстников;
-оказывать ребенку помощь, не отказывать в просьбах, но и не мешать проявлениям самостоятельности;
-не ограничивать его общение со сверстниками;
-если ребенок часто болеет, пропускает детский сад, находить возможности для организации его встреч с друзьями в выходные дни;
-помогать ребенку приобретать новых друзей во время летнего отдыха.
В 5-6 лет начинает складываться детская личность, развивается важнейшая личностная черта-нравственность
Нравственность-это система внутренних правил человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
С 5 лет ребенок также начинает понимать моральные нормы: не драться, слушаться, дружить, принимать в игру, угощать, помогать младшим, не обзываться, не врать и т. д.
Важно помнить, что применение в общении со сверстниками моральных норм и правил определяет статусное положение ребенка. Для этого вы должны как можно больше общаться со своим ребенком, стараться подавать хороший пример, создавать благоприятную атмосферу в семье, завести и поддерживать семейные традиции, укреплять семейное единство.
Однако ориентирами поведения для ребенка могут служить сверстники, пользующиеся популярностью в детской группе или компании. В любом детском коллективе бывают популярные дети, с которыми все играют, дружат, и не популярные, которых не все сверстники принимают в совместную игру. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребенок не испытывал отрицательных эмоций при общении со сверстниками и занял достаточно высокую статусную позицию в детском коллективе.
Причины непопулярности детей в детском коллективе:
-уровень развития навыков общения;
-непривлекательный внешний вид;
-степень развития игровых навыков;
-обладание или не обладание заманчивыми игрушками, предметами.
При этом надо учитывать, что ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
- Поощряйте в ребенку инициативу.
- Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
- Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку
«Имя»
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
«Проигрывание ситуаций»
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
— Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
— Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
— Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
«Жмурки»
Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почуствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.
«Зеркало»
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
Можно поиграть и в » Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
Источник
« Мне кажется, что у сына низкая самооценка. Что делать? Как её поднять?» – с этим вопросом мамы часто приходят на встречу к детскому психологу. Специалист в формате консультации беседует с ней о том, какие отношения в семье, ведь от этого напрямую зависит образ себя, формирующийся уже в раннем детстве. И ответственны за его формирование самые близкие люди – родители. Иногда в круг значимых лиц попадают бабушки с дедушками, особенно, если малыш живёт вместе с ними на одной территории. Зная семейную историю и установки, влияющие на стиль воспитания, можно с высокой точностью предположить, будет самооценка ребёнка высокой или низкой.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Действительно, самооценка не заложена в нас при рождении – её «зачатки» появляются до трёхлетнего возраста. Развитие феномена самооценки проходит этапы, и она становится отчётливо оформленной примерно к семи годам. В этом же возрасте появляется самосознание, неразрывно связанное с самоотношением и самооценкой. Часто на улице можно услышать: «Такой большой мальчик, а шнурки не умеешь завязывать!». Или «Ну как можно не запомнить буквы! Вот Паша соседский с трёх лет читает вслух!» и пр. Родители не задумываются, как случайные фразы сильно ранят и создают мнение малыша о самом себе.
Многие дети уже в два года отмечают свои успехи и неудачи в игровой деятельности, реагируя на них эмоционально. Большинство детей просто констатируют достигнутый результат указательным жестом – «Мама, вот»; с взрослением появляется желание поделиться – «Мама, я сам!». Малыш не только радуется успеху, но и демонстрирует свои достижения. Для чего? Для оценки родителями. Ещё раз напомню, что в этом возрасте ребёнок себя видит таким, каким видят его мама и папа. Его мнение о себе является отражением мнения родителей.
Если члены семьи регулярно говорят ребёнку про то, какой он способный, смышлёный и вообще молодец, если отношения между родителями основаны на взаимопонимании, то у маленького человека формируется адекватная самооценка. Что даёт такая самооценка? Ощущение опоры, уверенности в собственных силах, желание исследовать окружающий мир. В этом случае ребёнок с каждым годом не только растёт физически, но и становится более самостоятельным.
Если значимый взрослый (чаще мать) проявляет равнодушие, не обращает внимания на малыша, то его образ себя становится негативным. Поведение определяет неосознаваемая установка: «Мама обращает на меня внимание, когда я плохой. Значит, надо вести себя плохо». В результате ребёнок часто плачет, на простые просьбы может реагировать криком, ему сложно сопереживать, сочувствовать другому.
Как проявляется уровень самооценки в поведении
Как выглядят дети с хорошей самооценкой? Здоровая самооценка не проявляется в эгоизме, хвастовстве и высокомерии. Такие дети активны, инициативны в игре, общительны. Также они охотно участвуют в играх, принимают правила, не расстраиваются при проигрыше. Дети с низкой самооценкой неконтактны, недоверчивы, эмоционально ранимы, обидчивы. Они не желают участвовать в играх из-за несоблюдения правил, а если участвуют, то обижаются и жалуются взрослым. При завышенной самооценке дети во всём хотят быть лучше других. Зачастую от них можно услышать: «Я – самый сильный и умный. Вы все должны меня слушаться». Если ровесники сопротивляются и подчиняться не желают, то «лидер» может ударить.
Давайте считать, что это был небольшой тест. Возможно, среди этих описаний кто-то узнал поведение своего малыша. Тогда появляется вопрос: «Как же правильно воспитывать, чтобы самооценка ребёнка была адекватной?». Психологи говорят — детей нужно не воспитывать, их надо любить. И всё же предлагают 5 основных принципов формирования родителями здорового детского «образа Я».
Принцип 1. Не сравниваем
Любимые поучения родителей: «Опять мокрые трусы? Больше никто не писается, кроме тебя», «А вот я в твоём возрасте уже могла читать», «Посмотри на Ксюшу, чистое платье. А у тебя, как у хрюши». К сожалению, такие фразы ничего не вызовут, кроме досады у мамы и малыша. Эффективнее пойти другим путём: учить ребёнка признавать ошибки и устранять их. Сравнивать можно только человека с самим собой, свои вчерашние достижения с теми, что сделаны сегодня. Тогда это не выглядит, как обвинение, а воспринимается, как поддержка.
Например: «Мокрые трусишки? Наверное, ты крепко спишь в детском саду. Давай попросим, чтобы няня тебя будила в туалет».
«Сынок, молодец! Ещё вчера ты учил буквы, а сегодня уже читаешь по слогам».
«Твоё любимое платье сильно испачкалось. Давай наденем другое, а это нужно снять и положить в корзину для белья. Если хочешь, я могу помочь тебе включить стиральную машину».
Принцип 2. Проговариваем чувства и эмоции
Учим ребёнка, что нет плохих и хороших эмоций, они все важны. Поэтому можно не только радоваться, но и злиться. Очень важно взрослому проговаривать малышу свои чувства и эмоции: я огорчена, мне неприятно, больно. И учить маленького человека делать то же самое. Это поможет лучше ориентироваться в мире, понимать и распознавать чувства других людей.
«Ты расстроился, что пора спать? Да, грустно прерывать интересную игру. Зато ты отдохнёшь и утром продолжишь строить башню с новыми силами».
Принцип 3. Ищем таланты и способности
Сколько грустных историй из детства рассказывают взрослые! Мол, приходилось ходить на футбол и фортепиано только из-за мечты бабушки или папы. Родители прорабатывают свои проблемы, а дети в это время проживают чужую жизнь…
Внимательно наблюдайте, чем любит заниматься ваш ребёнок. Какое хобби займёт часть его свободного времени и будет приносить ЕМУ удовольствие. То, чем он хочет заниматься и где он будет успешен. Как только он добьётся успеха в любимом занятии, его самооценка поднимется во всех сферах жизни.
Принцип 4. Учим беречь личные границы
Границы – это обширное понятие. Однако очень важно научить детей отстаивать их. У ребёнка непременно должно быть личное пространство, где он может делать всё так, как хочется ему. В идеале – это отдельная комната, если нет возможности – свой уголок со столом, стулом, полочками, игрушками, где кроха станет маленьким хозяином.
Ещё важное правило вытекает из второго принципа: учить ребёнка сообщать о чувствах и этим обозначать границы. «Так со мной нельзя», «Мне это неприятно» –примеры сообщения о себе с целью сохранения пространства.
Принцип 5. Живём без критики
«Легко сказать», – подумают родители. На самом деле, всё не так сложно. Просто не стучим по голове, словно дятел, о небрежности, неаккуратности, медлительности, а обращаем внимание на успехи. Похвала придаёт сил, помогает становиться ещё лучше. А вот критика и придирки не дают развития личности, а приводят к озлобленности и низкой самооценке.
Если вам сложно избавиться от привычки критиковать, то попробуйте в течение трёх дней вести дневник. Возьмите блокнот, ручку и фиксируйте количество непрошенных комментариев своей семье. Вероятно, вы будете удивлены и точно захотите не делать это в дальнейшем.
Помните, что развитие адекватной здоровой самооценки ребёнка напрямую зависит от вашего собственного самоотношения. Для малыша важно присутствие уверенной в своих действиях мамы, знающей себе цену и не зависящей от чужого мнения. Работайте над собой, полюбите себя, и тогда ваши дети станут такими же уверенными в себе людьми.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Читайте полезные статьи о воспитании в нашем блоге:
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Источник