Развитие абстрактного мышления ребенка

Развитие абстрактного мышления ребенка thumbnail

Для того чтобы осмысливать абстрактные понятия, ребенок должен отвлечься от материальной реальности, связанной с ними, и предметов, которые непосредственно значимы для данных понятий. Ему необходимо вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельную сторону, свойство или состояние того, над чем он сейчас размышляет. Например, если, после того как ребенок прослушал «Щедрое дерево» Шела Сильверстайна, он сделал заключение, что эта сказка об эгоизме, значит, он способен извлекать и переносить основную тему художественного произведения в свой мир.

Все значительные виды обучения требуют абстрактного мышления. Маленькие дети могут и должны отделять понятия, абстрагировать их от своего мира. Ребенок учится мыслить абстрактно с помощью содержательных игр и обучения взаимодействию, поиска новых способов представления предметов и обобщения полученных впечатлений. Это умение позволяет ему выстраивать теории о его мире.

Абстрактное мышление и числа

Развитие абстрактного мышления идет рука об руку с развивающимися математическими способностями вашего ребенка. Со временем дети развивают более абстрактные идеи о числах и счете. Почти с рождения малыши чувствительны к понятию количества. В возрасте от восьми месяцев до одного года дети, например, могут определять, какая из двух очень маленьких кучек больше, чем другая. У них начинается долгий процесс познания сложных идей о числах и счете.

Значительное развитие происходит у ребенка в возрасте около двух лет, когда он знакомится с символичными или ролевыми играми: в них он начинает связывать мысли с отношениями и мысленно представлять количество. Например, ребенок может сказать подруге: «Я буду папой, ты будешь сестрой, а эта скала будет собакой». Играя так, он может поставить на стол две тарелки: одну для себя («папы») и одну для своей подруги («сестры»). Затем он берет две ложки – автоматически, не считая – и кладет по одной на каждую тарелку. Ребенок абстрагируется от мысли о числах, играя с конкретными предметами.

Также очень важно развитие понимания слов, обозначающих числа. Эти слова помогают детям осознавать представление о числах и понимать, как можно классифицировать количество. Например, трехлетняя девочка сидит со своей собакой на скамейке и к ним подходит другая собака. Девочка говорит маме: «Мама, смотри, две собачки!» и просит у мамы два лакомства. Затем она дает по одному лакомству каждой из них. Это важная абстракция, потому что сама идея о числе два – это абстрактное понятие. Девочка смогла использовать слово «два», чтобы рассказать о количестве собак, которых увидела.

Ваш ребенок опирается на эти ранние математические идеи, когда учится считать. Понимание слов, обозначающих числа и навыки счета вместе, позволяет детям конструировать абстрактные сравнения чисел. Например, в возрасте старше трех с половиной лет большинство детей могут точно сравнивать количество в двух группах разнородных предметов, таких как куча кубиков и куча чипсов. Они также могут точно сравнивать группы, которые нельзя увидеть, например, кучу стеклянных шариков и последовательность барабанной дроби. В возрасте от четырех до четырех с половиной лет дети могут сравнивать группы предметов, каждая из которых состоит из разных предметов. Это показывает, что они рассматривают нумерацию в качестве более абстрактной идеи, которая не зависит от размера и природы предметов, которые нужно посчитать.

Ребенок также развивает абстрактные мысли о счете посредством письма. Дошкольники понимают, что письменные знаки на бумаге могут передавать информацию о количестве. Например, трех-, четырехлетние дети могут рисовать на бумаге палочки, чтобы показать, сколько предметов они насчитали.

Понимание форм

Для детей понимание концепции «форма» – это еще один способ осмысления мира и еще один шаг в развитии навыков абстрактного мышления. Это понимание заключается в умении делать обобщения о повседневном окружении. Маленькие дети могут узнавать о формах более глубоко, чем мы думаем. Во-первых, они узнают о формах в «целом»; например, определяя предметы прямоугольной формы, потому что «они похожи на дверь». Когда ваш ребенок может отделять форму от фона, замечать ее и отличать от других предметов, он абстрагирует эту форму.

Позже, проведя множество опытов с формами, ваш ребенок сможет распознавать, скажем, треугольники различных размеров и ориентированности. Он может обнаружить, что определенная форма может варьировать. Например, форма может быть «длинной и тонкой», но это все равно треугольник. Цвет, толщина и другие характеристики теперь рассматриваются как идеи, не относящиеся к форме. Ребенок абстрагирует идею от формы. Одновременно ребенок начинает рассматривать еще одну важную абстракцию: он мысленно «извлекает» отдельные части формы. Например, он начинает видеть треугольник не только как форму, которая выглядит определенным образом, но еще и имеет три стороны и три угла. В работе с маленькими детьми специалисты обнаружили, что эта способность дает им ощущение собственной возможности понять что-либо, ощущение своей интеллектуальной силы. Ребенок может сказать: «Он очень острый и очень длинный, но я знаю, что это треугольник. Смотри: одна, две, три прямые стороны!».

Способы развития абстрактного мышления

Вы можете ежедневно помогать ребенку развивать навыки абстрактного мышления, обсуждая его переживания и помогая ему осмыслить их. Попробуйте следующие виды деятельности.

​Мы можем ежедневно наблюдать за тем, как наши дети мыслят абстрактно. Они замечательные мыслители и постоянно размышляют о своем мире. Например, ребенок любит наблюдать за птицами и однажды увидев бабочку, он взволнованно говорит: «Птица!». Так он использует абстрактное мышление, чтобы развить теорию о том, что все существа с крыльями, или все, кто может летать и по величине больше чем насекомые, – это птицы. Хотя его абстракция нуждается в определенной доработке, его способность мыслить таким образом будет хорошо служить ему в будущем. Он усердно работает, чтобы обрести смысл своего мира. Когда мы разговариваем с нашими детьми и помогаем им совершенствовать абстракции, мы помогаем им учиться.

Источник

Абстрактное мышление имеет большое значение для всех людей. Высокий уровень его развития позволяет не только улучшить качество жизни, но и добиться гораздо больших успехов. Заниматься развитием такого типа мышления следует уже в детстве, но с взрослением прекращать тренировки не стоит. Только регулярные занятия позволят улучшать и поддерживать свои интеллектуальные способности. В этом поможет знание того, как развить абстрактное мышление у взрослых и детей. Все методы можно применять на практике самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Формы

Абстракция – отвлечение одних свойств предметов от других для выявления их особенностей. Определение абстрактного мышления практически такое же. Под этим явлением подразумевают вид интеллектуальной деятельности, в процессе которой человек обдумывает ситуацию, отделяя ее от некоторых деталей. Абстрактность оказывает значительное влияние на физиологию мышления и позволяет пересечь определенные границы, открыв для себя новые знания.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам умения

Кубок

Такой вид мышления развивается параллельно с онтогенезом с малых лет. Впервые он проявляется в моменты, когда ребенок начинает фантазировать, сочиняя свои истории или разыгрывая необычные ситуации, и абстрагироваться от игрушек, предпочитая думать об определенных их свойствах.

Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:

  1. Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.
  2. Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.
  3. Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).

Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.

Современный искусственный интеллект наделен абстрактным мышлением, которое превосходит по качеству человеческое.

Особенности

Абстрактное мышление используется детьми с первых лет жизни. Оно начинает проявляться вместе с развитием членораздельной речи. Ребенок младших возрастов фантазирует, размышляет о необычных вещах, изучает мир, сравнивает свои игрушки, применяя навыки абстрагирования. Они малоразвиты, но пользоваться ими все же удается.

Художник

Школьный возраст сочетается с повышением важности абстрактного мышления. Школьнику потребуется мыслить нестандартно, когда придется решать различные задачи. Особенно это касается математики, где абстрагирование играет большую роль. Позже, когда подросток будет учиться в старших классах, значимость такого мышления станет еще выше.

Также абстрактное мышление применяется в философии, писательстве, инженерии, управленческой психологии, тайм-менеджменте и многих других сферах. Его хорошее развитие позволяет добиться успеха в любой области.

Признаки

Мышление с абстрагированием имеет свои характерные признаки. Они позволяют выделить его на фоне остальных мыслительных процессов и лучше понять, чем же так полезна абстракция для человека.

Признаки:

  1. Отражение окружающего мира без задействования органов чувств. Человеку не требуется использовать органы чувств и контактировать с предметом, чтобы получить о нем информацию. Именно абстрагирование позволяет воспользоваться старыми имеющимися знаниями, чтобы решить ту или иную задачу.
  2. Обобщение явлений. При обобщении различных предметов и выявлении их характерных признаков человек получает возможность быстро получать доступ к своим знаниям. Если он способен выявить определенные закономерности и схожести, то в будущем вспомнить и найти в памяти нужную информацию будет значительно проще.
  3. Языковое выражение. Все мысли легко выражаются в виде внутреннего диалога, который можно перевести в реальный. При этом абстрактные понятия могут обдумываться в голове вообще без применения языкового выражения, а результатом станет заключительное суждение, которое будет просто выразить речью.

Развитие абстрактного мышления позволяет улучшить все перечисленные выше признаки, являющиеся также и полезными навыками, без которых трудно добиться успеха.

Влияние на человека

Среднестатическому человеку трудно представить, как именно выглядит тот, у кого очень развито абстрактное мышление. Такие люди, как правило, всегда добиваются своих целей, они успешны и счастливы. При этом у них в голове всегда что-то происходит: они рассуждают, обдумывают события, представляют образно будущее, решают трудные задачи. Чаще всего они разговаривают сложным языком, что вызывает трудности в общении. Высокая работоспособность позволяет им занимать высокие должности, а развитый интеллект делает их очень важными для любой компании.

Малыш

Такие люди могут столкнуться с рядом проблем. Зачастую они слишком эгоистичны, из-за чего найти настоящих друзей для них становится серьезной трудностью. При этом люди с развитым абстрактным мышлением не могут проявлять достаточно физической активности и пассивны в практической работе. Иногда они небрежны во внешнем виде, что отталкивает окружающих.

Чаще всего развитым абстрактным мышлением обладают мужчины технических профессий.

Упражнения для взрослых

Развивать абстрактное мышление взрослому человеку довольно трудно, т.к. его интеллект уже давно сформирован. Тем не менее с помощью некоторых упражнений добиться результата все же удастся. Выполнять их рекомендуется ежедневно на протяжении нескольких недель.

Наиболее эффективные упражнения:

  1. Представление эмоций. Требуется мысленно представить, как именно проявляются разные эмоции у определенного человека. Рекомендуется использовать полный набор возможных чувств людей.
  2. Обратное чтение. Нужно перевернуть книгу и прочитать ее в обратном порядке. Параллельно с этим требуется устанавливать логические связи между различными событиями. Лучше всего выбирать простые произведения, написанные легким языком.
  3. Анализ общения. Следует вспомнить всех людей, с кем пришлось пообщаться в течение дня. Нужно проанализировать не только сам разговор, но и выражение лица, жесты и голос собеседника. Делать это рекомендуется с закрытыми глазами.
  4. Придумывание противоречий. Нужно просто придумывать разные словосочетания, которые покажутся противоречивыми. Они могут быть абсолютно любыми (горячий лед, горькая конфета и т.п.).
  5. Составление аббревиатур. Достаточно придумать любое словосочетание, сократить его до первых букв, а потом в течение дня расшифровывать его. Например, самостоятельное развитие мышления (СРМ).
  6. Перечисление функций предметов. Требуется выбрать любую имеющуюся вещь и перечислить все ее функции. Можно придумывать даже необычные назначения, которые не принято использовать.
  7. Мозговой штурм. Нужно выбрать любую букву алфавита и написать ее на листок. Задача в том, чтобы за ограниченное количество времени вспомнить максимальное количество слов на эту букву, записав их все на бумагу.
  8. Сочетаемость слов. На одном листочке нужно написать существительные, а на втором прилагательные. Делать это нужно не сразу. Лучше всего начать просто с одного существительного. К нему потребуется подобрать подходящие, а также абсолютно несовместимые прилагательные. Все их следует записать в разные столбики.
  9. Название картины из жизни. Требуется зрительно зафиксировать любое произошедшее в реальности событие и дать ему необычное название. Оно должно быть таким, как мог бы назвать картину художник.
  10. Живопись. Нужно писать любые картины, используя цветные краски. В процессе следует представлять характеристики всех присутствующих предметов. Если нет возможности воспользоваться красками, можно начать с обычного рисования карандашом.
Читайте также:  Развитие организма ребенка презентация

Перечисленные методы помогут развить абстрактное мышление также у подростка или пожилого человека. Нужно лишь применять их на регулярной основе, не пропуская очередных занятий.

Упражнения для детей

Развиваться проще всего в детском возрасте. В это время мозг открыт для внешнего воздействия и может подвергаться любым изменениям. Упражнения для детей отличаются от тех, что предлагаются взрослым, но являются не менее эффективными.

Письмо

Лучшие упражнения:

  1. Обратное чтение надписей. Родители должны предложить ребенку сыграть в игру, в ходе которой он будет читать увиденные вывески в обратном порядке. Сделать это со всеми рекламными плакатами будет очень трудно. Поэтому следует обговорить дополнительные условия (например, читать только красные вывески).
  2. Рисование необычных животных. Ребенок должен нарисовать животное, состоящее из частей других животных. Когда рисунок будет готов, нужно придумать новому виду необычное название.
  3. Театр теней. С помощью рук, на которые падает свет от лампы в темноте, ребенок должен создавать необычные тени, изображающие те или иные вещи. Можно даже предложить ему разыграть с помощью теней любимую сказку.
  4. Ментальная арифметика. От ребенка потребуется вычислять простые примеры с помощью специальных счетов под названием «абак». Такие тренировки также разовьют усидчивость и общий интеллект.
  5. Головоломки. Нужно выбрать головоломки, ребусы, анаграммы и т.п. игры, учитывая предпочтения малыша. Его задачей станет решение всех предоставленных задачек. В более старшем возрасте к ним можно добавить кроссворды.
  6. Изучение облаков. Ребенок должен рассматривать облака вместе со своими родителями и называть, что именно он видит. Возможность наглядно оценить каждое облако на схожесть с разными предметами или животными повышает шансы на успешное развитие.
  7. Строительство. Родителям нужно дать своему малышу задачу, которая заключается в строительстве из игрушечных блоков определенных предметов. Так получится развить образное мышление и креативность.
  8. Ассоциации. Малышу нужно придумывать ассоциации ко всему, что он видит или чувствует. Можно также просить его представлять животных по услышанным звукам, которые они издают.
  9. Классификация. Ребенку нужно отсортировать все имеющиеся вещи или игрушки по определенным признакам. Например, по форме, весу или предназначению. Родители должны контролировать процесс и давать подсказки, если будет необходимость.
  10. Вопросы. Родители должны задавать своему малышу вопросы «почему?», «что, если?» и т.п., чтобы заставить его подумать и проанализировать ситуацию. Спрашивать можно в любое время.

Такие простые упражнения позволят добиться хорошего результата за несколько недель тренировок. Рекомендуется сочетать их с другими занятиями, которые буду направлены на развитие общего интеллекта.

С помощью специальных тестов можно точно определить уровень абстрактного мышления у человека любого возраста.

Долго ли нужно заниматься

Если человек знает, как правильно развить образное мышление у взрослых и детей, то проблем у него не возникнет. Добиться результата в таком случае удастся за несколько недель. Однако после этого потребуется продолжать тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки. Особенно это касается взрослых людей.

Источник

Развитие абстрактного мышления  у ребенка – задача, которую родители не должны оставлять без внимания.

 Потому что способность мыслить отвлеченно, абстрактными категориями и образами важна для успешного обучения в школе, она помогает выявить у малыша скрытые таланты, способствует развитию  творчества, воображения, анализировать возникающие проблемы не однобоко, а рассматривая их с разных сторон.

Абстрактное мышление у детей развить достаточно просто: главное знать, какие методики применить в играх и занятиях, как правильно мотивировать к урокам, вызвать и сохранить к ним интерес.

Изучаем определение

Абстрактное мышление  — термин, которымобозначается метод познания мира, который:

  • Отталкивается от сложных образов, форм понятий, сравнений, переносных значений;
  • Позволяет делать умозаключения по общим признакам или на базе приобретенного опыта;
  • Подвергает рассмотрению самые мелкие элементы в предмете изучения, как самостоятельные и автономные, а не являющиеся частью целого.

Изучив приведенное определение можно сделать простой вывод: именно этот тип интеллектуальной деятельности инициирует стремление дошкольникак саморазвитию, вызывает в ребенке интерес к познанию мира и получению новых знаний из разных областей.

Простой пример способности к абстрактному мышлению у детей: малышу подарили машинку, с которой он играет дома.  Увидев на улице настоящий автомобиль, ребенок говорит «биби» или иное слово, обозначающее машину.

 Таким образом, он применил способность мыслить абстрактно, увидев общие признаки между игрушкой и реальным автомобилем.

ВАЖНО: Детскийвозраст  — самое подходящее время для развития образногомышления, потому что именно в период с 2-х и до 11 лет мозг человекаразвивается наиболее активно!

Влияние на развитие детей

Если внимательно понаблюдать за детьми в течение некоторого времени, то можно отметить: малыши постоянно погружаются в свой собственный выдуманный мир.  Они фантазируют, придумывают истории, играют, создавая ситуации и героев, не существующих в реальности, разговаривают с игрушками, растениями.  

Вот так работает абстрактное мышление на практике и без этого вида интеллектуальной деятельности ребенок не способен развиваться гармонично и полноценно.

Отвлеченное абстрактное мышление способствует развитию разнообразных творческих талантов, быстрому усвоению новой информации, помогает применять приобретенные знания на практике, решать сложные и неоднозначные задачи, находить выход из непростых жизненных ситуаций.

abstraktnoe-myshlenie-u-detej-razvit-3

Основные формы

Чтобы развить в ребенкеспособность мыслить абстрактно – с ним нужно заниматься и родители также должныправильно подготовиться к таким занятиям. В частности, узнать, о том, чтоабстрактное мышление имеет формы.  В их числе:

Понятие

Эта форма абстрактно-логического мышления подразумевает мысль, выделяющую и обобщающую различные предметы по общим или индивидуальным признакам.

Так, например, понятие «мебель» будет включать в себя предметы, составляющие быт человека и помогающие обеспечить комфорт.  К этой категории ребенок с развитым абстрактным мышлением отнесет столы, стулья, шкафы, диваны.

Относить разные предметык общим понятиям малыш должен научиться еще в дошкольном возрасте, так какиначе могут возникнуть трудности с полноценным познанием окружающего мира.

Суждение

Суждение  — та формаабстрактного мышления, которая присутствует в утверждении/отрицании какой-либоинформации о предмете, его свойствах, взаимосвязи с другими предметами. Суждения бывают простыми и сложными.  Так, высказывание ребенка«мама работает»  — это пример простого суждения.  А вот вывод о том,что снег идет, потому что наступила зима – это сложное суждение.

Также суждения бывают истинными и ложными.В первом варианте вывод делается исходя из объективной оценки реальности (солнцесветит, потому что настал день), во втором – за основу берется желание видетькакой-либо предмет только со своей точки зрения (солнце светит, потому что ятак хочу).

Читайте также:  Экология влияет на развитие ребенка

Умозаключение

Формируется на базе нескольких суждений итребует последовательного прохождения трех этапов:

  • Посыла (исходного суждения о предмете);
  • Заключения (нового суждения о предмете);
  • Вывод.

Умение делать умозаключения важно дляуспешного обучения ребенка в дошкольных и школьных учреждениях, а такжепомогает ему делать правильные выводы в жизненных ситуациях, касающихсяотношений с другими людьми, взаимодействия с окружающим миром.

Эффективные методы развития

Существует множество разных методик, позволяющих эффективно развивать способность мыслить абстрактно у дошкольников:

Ассоциации

Простой игровой метод, легко применимый на практике. Играть с ребенком в ассоциации можно где угодно: дома, на прогулке, по пути в детский сад.  Все, что нужно сделать родителю  — попросить малыша придумать все возможные ассоциации ко всему, что он видит, к какому-либо предмету или даже слову.

Например, взрослый говорит слово «машина», а ребенок должен подобрать к нему все определения, связанные с ним любым образом: легковая, красная, поездка, путешествие и так далее.

ВАЖНО: Чем старше ребенок, темсложнее должны быть понятия для построения ассоциаций.  Это могут бытьпонятия, касающиеся взаимоотношений между людьми (семья), природных явлений(зима, осень, гроза), эмоций (радость, грусть), явлений общественной жизни (страна,Родина).

Если ребенку игра покажется интересной, топри систематических занятиях можно получить быстрый положительный результат.Уже через несколько недель ребенок станет намного лучше понимать мир вокругсебя, запоминать и усваивать информацию, выстраивать правильныепричинно-следственные связи.

Театр теней

Способ, который нравится детям и хорошо работающий в плане развития абстрактного мышления.  По своей сути он очень похож на игру в ассоциации.

Тени помогают создавать самые разные образы, размышляя о которых ребенок будет развивать не только способность мыслить абстрактными категориями, но также память, воображение, речь, внимательность.

Для применения обучающей методики напрактике нет необходимости покупать готовый театр: его легко сделать в домашнихусловиях. Все, что потребуется для занятий: яркая настольная лампа, экран(можно заменить простыней или просто белой, чистой стеной), разные фигурки,легко вырезаемые из бумаги по трафарету. Также можно создавать тени из рук,просто складывая их определенным образом.

 Нужно показать ребенку тень и спросить  —что он видит, попросить придумать про теневое изображение историю. Усложнить игру можно следующим образом: попросите малыша с помощью руксоздать какое-либо животное или предмет и показать его в театре теней.

Классификация

Хорошая игровая методика, которую можно использовать ежедневно.  Ее суть  — в отборе предметов по определенным признакам.

Например, можно поставить перед ребенком коробку с игрушками и предложить перебрать их, разделяя при этом на: кубики, кукол (солдатиков), машинки. На следующем занятии поменять классификацию, предложив сделать выбор по цветам, форме, иным признакам.

Игра в вопросы

Родители должны задавать ребенку как можно больше вопросов на самые разные темы. Почему он сделал что то? Зачем он это сделал? Что он рисует? В какую игру играет, с какими персонажами?

Что малыш думает про сегодняшний день, погоду? Чем больше ребенок будет анализировать мир и свои поступки, тем активнее будет развиваться его способность к суждениям и умозаключениям – основным формам абстрактного мышления.

Составление предложений

Нужно взять несколько слов, несвязанных между собой и попросить ребенка составить предложение с ними. Например: чайник, кот, кубик.  

Предложения от малыша нужно принимать любые, какими бы причудливыми они не были, простые и сложные.  Когда одно предложение будет составлено и допустим, оно получилось следующим: «когда закипел чайник, кот уронил кубик», предложите сыну или дочери развить историю, придумать ее окончание.  

Такая игра отлично работает на развитие не только абстрактного, но и логического мышления.

Исключение лишнего

Для этой игры можно использовать картинки.Нужно выбрать две картинки, объединяемые каким-либо признаком и одну,неподходящую.  Например: картинки с яблоком, грушей и третья картинка сдомиком. Пусть ребенок уберет лишнюю и расскажет, почему он ее убрал.

Для детей старшего возраста задание можноусложнить: предлагайте убирать не лишнюю картинку, а лишнее слово и обязательнорасспрашивайте, почему сделан именно такой выбор.

Необычное применение предметов

Игра отлично развивает абстрактное мышлениеи фантазию.  Занятие проводят так: выбирают какой-либо предмет и просятребенка придумать ему необычное применение.  К примеру, обычная тарелкаможет быть шляпой, зонтиком от дождя,  щитом,  бассейном.

Поиск противоположностей

Методика, способствующая развитию способностей мыслить логично и абстрактно. Применять ее на практике просто: называется какой-то определенный предмет, а ребенок должен подобрать к нему другой предмет, с противоположными свойствами.

Например, взрослый говорит  — «мороженое», правильным ответом может быть  — пирожок или суп, потому что мороженое холодное, а пирожки или суп  — горячие.  Просите ребенка объяснять его выбор.

Это упражнение хорошо тем, что учит анализировать все свойства предметов, описывать их и делать на основе анализа умозаключение, позволяющее правильно выбрать противоположность.

abstraktnoe-myshlenie-u-detej-razvit-1

Как организовывать и проводить занятия

Дети дошкольного возраста не отличаютсяусидчивостью и концентрацией внимания. Эти качества они приобретут по меревзросления и с помощью регулярных занятий, а потому чтобы уроки по развитиюабстрактного мышления давали нужные результаты – ребенка нужно заинтересовать иудержать этот интерес.

Не стоит начинать занятия тогда, когдаребенок устал от прогулки и от игры с ровесниками. Лучшее время для уроков –это утро, после завтрака или вечер, когда в интеллектуальных развивающих играхмогут принять участие все члены семьи.

Не стоит применять одну и ту же методику постоянно, игры следует чередовать, чтобы они не надоедали малышу. Естественно, следует обновлять задания: усложнять их, вносить разнообразие.  

В противном случае, ребенок будет заниматься без интереса, капризничать.  Тему игр подбирайте в соответствии с возрастом и интересами вашего ребенка.

Важно не занимать позицию строгого, требовательного педагога в развивающих играх, а принимать в них самое активное участие. На период занятий лучше отложить все дела по дому и не отвлекаться на них.

Активный интерес и участие родителей помогают мотивировать малыша на занятия, воспринимать их не как необходимость, а как удовольствие и возможность узнать новое.  

Если говорить о продолжительности занятий — они не должны быть длительными настолько, чтобы ребенок уставал.Заметили, что малыш теряет интерес, усидчивость  — делайте перерыв.

В качестве заключения

Абстрактное мышление у детей развить несложно и для этого необязательно привлекать профессиональных педагогов.

Занятия легко организовать и проводить вдомашних условиях, во время прогулок. Главное помнить одно простое правило: дляполучения положительных результатов от уроков  — они должны бытьрегулярными, разносторонними и интересными ребенку.

Источник