Развитие 3 летнего ребенка по монтессори

Развитие 3 летнего ребенка по монтессори thumbnail

Родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте. Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3 лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а в 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.

Кроме того, материалы в группах для детей 0–1,5 года, 1,5–3 года и 3–6 лет совершенно различны.

Какие материалы заинтересуют ребёнка в 3–4 года

Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка этого возраста, какими материалами стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу 3–4 года. Чему уделить особое внимание?

Упражнения для ребенка 3-4 лет

Упражнения практической жизни

В возрасте 3–4 лет упражнения в практической жизни занимают ведущее место. Они помогают ребёнку чувствовать себя независимым и являются прекрасной подготовкой руки к письму.

Дома вы можете предлагать любые занятия, которые выполняете сами. Например, следующие:

  • Протирание пыли, подметание.
  • Мытьё (рук, пола, стола, посуды, фруктов).
  • Уход за цветами и домашними животными.
  • Чистка обуви и одежды.
  • Помощь на кухне.
  • Помощь в саду или огороде.

Что потребуется:

  • Удостоверьтесь, что ребёнку удобно, и все материалы подобраны по его росту.
  • Разложите всё необходимое для того или иного задания на подносе, в корзинке или на полке. Кладите все материалы на отведённое им место после использования.

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму

Эта обширная группа материалов, дополняющая группу упражнений в практической жизни, становится наиболее важной для ребёнка в 3–4 года. Появляется необходимость совершенствовать движения рук, чтобы подготовиться к освоению письма. Обычно дети в этом возрасте проводят большую часть времени за такими упражнениями.

Что вам потребуется?

Необязательно приобретать все материалы, можно использовать некоторые из них и заменять одни другими:

  • Различные рамки с застёжками или застёжки на одежде ребёнка (пуговицы, молния, шнуровка и т. д.).
  • Подбор различных крышек к баночкам и бутылочкам.
  • Подбор ключиков к различным замочкам.
  • По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда и т. п.
  • Игры с прищепками.
  • Складывание и сворачивание (салфеток и бумаги).
  • Забивание гвоздиков в глину (пластилин).
  • Перекладывание предметов: рукой, ложкой, щипцами, вылавливание из воды.
  • Пересыпания круп: руками (вылавливание мелких игрушек), из кувшина в кувшин, ложкой, просеивание через сито.
  • Переливания: из кувшина в кувшин, набор сосудов различных форм для переливания, половником, резиновой грушей, шприцем, пипеткой, губкой, взбивание мыльной пены венчиком.
  • Вырезание.
  • Выкалывание форм по точкам (после чего можно использовать для вышивания).
  • Шитьё и вышивание.
  • Штриховка рамок.
  • Письмо на песке или манке.

Развитие сенсорики по Монтессори

Сенсорное развитие

В этом возрасте продолжается интенсивное развитие органов чувств. Ребёнок с удовольствием исследует качества предметов, сенсорные упражнения становятся подготовкой и к занятиям в математике.

Что вам потребуется?

  • Материалы на определения размера. Традиционно в Монтессори-педагогике это блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница и красные штанги. Если у вас нет возможности в домашних условиях предоставить данные материалы, вы можете предлагать ребёнку башенки, матрёшки, пирамидки, вкладывающиеся стаканчики.
  • Материалы для определения названия цвета. Используйте цветные таблички или моточки ниток.
  • Материалы для развития тактильных ощущений. В Монтессори-педагогике используются шершавые таблички. Вы можете также использовать различные на ощупь ткани, парные мешочки с крупами, волшебный мешочек.
  • Различные сортировки: по цвету, размеру, форме, сортировки различных природных материалов. Помните, что предметы в первых сортировках должны различаться только по одному параметру (например, только по цвету). Когда ребёнок хорошо усвоит простые сортировки, вы можете вводить несколько параметров или дополнять их упражнениями на развитие мелкой моторики (например, разложить цветные шарики не рукой, а пинцетом).
  • Также вводите понятия тяжёлый – лёгкий, тёплый – холодный, представления о запахах и вкусах. Обычно в домашней среде для этого не нужны специальные материалы – просто акцентируйте внимание ребёнка.

Среда для ребёнка 3-4 лет по Монтессори

Развитие слуха

В Монтесосри-педагогике используются шумовые цилиндры и звоночки. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты: барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.

     Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.

Развитие речи

В возрасте 3–4 лет продолжается обогащение словаря ребёнка новыми словами. Помимо этого, ребёнок готовится к обучению письму и чтению.

Что вам потребуется?

  • Наборы карточек или предметов для обогащения словаря ребёнка (например, животные, фрукты, посуда, одежда, транспорт…).
  • Занимайтесь с ребёнком артикуляционной гимнастикой, повторением и разучиванием стихов, потешек, скороговорок.
  • Играйте в игры на развитие фонематического слуха.
  • Шероховатые буквы, или буквы азбуки для введения названия звуков.

Творчество для детей 3 лет по Монтессори

Творчество

Очень важной особенностью творческой деятельности в Монтессори-среде является то, что ребёнка не учат как создать тот или иной образ, не дают шаблонов, а скорее учат обращаться с разными техниками творчества. Вариантов творческих работ может быть множество. Главное, предлагайте ребёнку разнообразные материалы и давайте свободу самостоятельно создавать свою работу.

Развитие крупной моторики

В этом возрасте движения усложняются. Больше времени ребёнок теперь проводит, совершенствуя мелкую моторику. Однако возможность постоянно двигаться обеспечивает развитие вестибулярного аппарата, укрепления всех мышц и общего состояния здоровья, развитие познавательной активности.

Читайте также:  Развитие ребенка формы и цвета

Поэтому давайте ребёнку возможность проводить часть дня в активных играх, преимущественно на свежем воздухе.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Сохранить статью на своей странице:

Добавить в избранное
Распечатать

Источник

Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Все, предлагаемые ниже, занятия расчитаны на двух- четырех-летних детей. Точнее игрушкой здесь может стать любая вещь в доме: кастрюля, пузырек, стакан с водой, цветок.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Мир взрослых вещей не слишком добр к маленькому ребенку. Значит, считает Монтессори, надо создать ребенку особенную «подготовительную среду». Безусловно, большую радость и удовлетворение приносит ребенку деятельность значимая и полезная в глазах родителя, а также та, смысл которой хорошо ему понятен.

Монтессори предлагает ряд таких игр-действий вполне доступных маленькому ребенку: переливание воды, чистка металлических предметов и ботинок, завязывание бантов, уход за цветами, помощь в приготовлении завтрака, самостоятельное одевание и раздевание. Именно такая деятельность, полагала Монтессори, формирует у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, ведь теперь многие полезные действия могут выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, — считала Монтессори, — тем больше у него освобожденных творческих сил.

Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Монтессори рекомендует любое упражнения выполнять медленно, и тщательно анализируя его — так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Эта серьезная внимательность взрослого делает познавательной и приятной для ребенка даже процедуру одевания и раздевания.

1. Игры с водой

Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка.
Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).

2. Игра «Аквариум»

Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).
Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве «сачка», причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.

3. Переливание воды

Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: «Где равные количества воды?», «Где воды больше?» Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.

4. Игры с водой и губкой

Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.
Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.

5. Игра «Ходьба по линии»

Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.
Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.

6. Игры с бисером

Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока.
Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела.
Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

Читайте также:  Влияние наследственности среды и воспитание развития ребенка

7. Игра c цветами

Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка.
Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра «Больше и меньше»

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера.
Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

9. Игра «Чистка посуды»

Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка).
Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

10. Игра «Уборка»

Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.
Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка — развивающие игры в духе Монтессори.

11. Игры с застежками

Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки
На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-«липучки». Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс.
Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см в диаметре с 4 или 6 большими дырками — они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. «Пришивать» такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.

12. Игра «В тишине»

Игрушки: любые предметы в комнате.
В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.
Игры Монтессори — просты и естественны, они не требуют специальных игрушек, точнее делают игрушками все окружающие вещи в доме, они совершенствуют и гармонизируют поведение ребенка в целом; способствуют самостоятельности ребенка, его независимости от взрослых, и тем самым укрепляют чувство собственной ценности и достоинства; развивают чувство ответственности перед окружающими.

Источник

Ищете идеи на тему, как организовать развивающую среду для ребёнка 3 лет? Расскажу, что стоит на стеллажах в гостиной для моей внучки Зои. Днём она посещает Монтессори-сад, а я присматриваю за ней после обеда три раза в неделю. Моя домашняя среда всегда находится в движении — содержимое полок меняется в зависимости от потребностей и интересов внучки. Материалы, про которые я пишу, представляют смесь домашнего обучения и занятий после сада.

Что стоит на Монтессори-полках для трёхлетки

Полки для трёхлетки

Не придавайте значение тому, что именно стоит на наших стеллажах. Не хочу, чтобы вы думали, будто всё это обязательно должно быть и у вас. Здорово, если что-то из моих идей пригодится. Но надеюсь, что вы в первую очередь будете учитывать потребности и интересы своего ребёнка. Это самое важное.

Материалы для детей 2,5 и 3 лет обычно очень похожи, точный возраст не важен. Я пишу, чтобы дать вам представление о разных занятиях и показать, как я презентую темы и времена года. Сейчас мы изучаем «Динозавров» и «Осень».

В Монтессори-саде для каждой группы учебных материалов отведена своя полка. Но в моей гостиной только два стеллажа, поэтому я использую один из них для упражнений практической жизни, развития речи и культуры. Многие занятия из темы «Культура» включают в себя упражнения на развитие речи. Второй предназначен для обучающих игрушек, сенсорики, математики, музыки и движения.

Подносы стоят там, где для них достаточно места. Организуйте стеллаж, как вам будет удобно.

Читайте также:  Развитие ребенка с одним яичком

Место для чтения

Корзина для книг и плакатов

Между удобным креслом для совместного чтения и полками Зои находится корзина для книг. Внучку сейчас очень интересуют динозавры, поэтому там стоит книга о них. Ещё там есть несколько книг о коте Пите и об искусстве из серии «Найди и покажи», книга о микробах, и кое-что из классики.

Для хранения ковриков я использую подставку для зонтов из Китая, мне нравятся необычные предметы. Это развивает у детей чувство красоты и помогает им научиться заботиться об окружающих предметах. Конечно, если ребёнок не готов относиться аккуратно к таким вещам, то не стоит их использовать.

Стеллаж для упражнений практической жизни, развития речи и культуры

Материалы для развития речи и изучения культуры

Наборы для занятий

Что стоит на полках:

  1. Мягкий глобус с карманом для Луны.
  2. Поднос с природными материалами, содержимое постоянно меняется в зависимости от интересов внучки. Сейчас он посвящён хлопку: на нём даже настоящие коробочки хлопчатника. Зои очень понравилось изучать его под микроскопом.
  3. Книги «Откуда взялась моя одежда?» и «От хлопка к футболке».
  4. Лоток для мытья окон со специальным скребком, его я никогда не убираю с полки.
  5. Перекладывание ложкой попкорна. У меня обычно всегда есть задание на перекладывания разных материалов, сыпучих или жидких. Осенью мне нравится использовать для таких упражнений кукурузу.
  6. Сортировка и упражнение на развитие мелкой моторики. Задание — разместить мини-прищепки с осенними листьями по краям силиконовых форм для выпечки по цветам.
  7. Материалы для письма и рисования.
  8. Корзина буквы «Д»: шероховатая буква «Д», прописная «Д» с картинкой динозавра и поднос песком.
  9. Сопоставление предметов с первой буквой их названия. На кубиках на одной стороне прописная буква, на противоположной — печатная.

Стеллаж для обучающих игрушек, сенсорики, математики, музыки и движения

Музыкальная полка

Музыкальные инструменты для ребёнка

Что стоит на полках:

  1. Матрёшка. Зои её очень любит, поэтому я ставлю её на полку. Думаю, зимой вместо неё я поставлю матрёшку-снеговика.
  2. Поющая чаша, тибетские медитационные тарелки и колокольчики.
  3. Колокольчики и ноты.
  4. Корзина с цветными карточками, я использую их в тематических упражнениях вместо классических Монтессори-карточек с цветами.
  5. Поднос с фигурками динозавров и карточки со слогами.
  6. Математические задания с тестом для лепки на тему «осень». Карточки с цифрами и изображениями тыкв. До середины октября там были яблоки.
  7. Корзина для мячей. Эта корзина появилась практически с рождения внучки, теперь Зои играет в ​​мяч с дедушкой.
  8. Доска с замочками и защёлками второго уровня сложности.
  9. Инструменты для музыкальных занятий.
  10. Кубики с цифрами для физкультуры.

Классические Монтессори-материалы

Классические Монтессори-материалы

Раньше я обучала дома моих теперь уже взрослых детей, поэтому у меня есть классические Монтессори-материалы. Если ваш ребёнок посещает или будет посещать Монтессори-сад, вам их покупать не нужно. И наоборот, если вы планируете домашнее обучение, они вам понадобятся.

Зои пять раз в неделю ходит в Монтессори-сад, поэтому я не хочу, чтобы и дома она проводила слишком много времени, занимаясь с материалами. По этой причине я храню их в кабинете, где внучка проводит ограниченное время.

Вот некоторые Монтессори-материалы для ребёнка 3 лет:

  • розовая башня;
  • коричневая лестница и красные штанги;
  • блоки цилиндров и цветные цилиндры;
  • таблички красного, синего и жёлтого цветов;
  • волшебный мешочек;
  • биноминальный куб;
  • самодельные звуковые цилиндры.

Сенсорный стол

Ребёнок играет за сенсорным столом
Кроме занятий на стеллажах у Зои есть самодельный сенсорный стол. Он также может использоваться как стол для занятий с водой, который обычно стоит у нас на веранде или рядом в прихожей. Время от времени я меняю наполнение сенсорного контейнера в зависимости от времени года или праздника.

Такой стол не является традиционным Монтессори-материалом, но он прекрасно подходит для обучения дома или занятий после посещения сада. Эта работа способствует развитию концентрации и успокаивает. А ещё, это интересный способ презентовать и объяснить учебный материал по-другому, не дублируя упражнения из Монтессори-сада.

Кухонная и рабочая зоны

Кухонная зона
В столовой располагается детский обеденный стол, рабочая зона, упражнение на аранжировку цветов, набор инструментов для уборки и ведро для вытирания больших луж.

Рядом с набором для уборки стоит «Башня помощника» с магнитной доской на одной стороне. Я перемещаю её к столешнице, когда вместе готовим, а на полочке у меня всегда лежат обучающие магниты. Сейчас там лежат деревянные магниты в форме динозавров.
Мольберт для творческих занятий ребёнка

Аранжировка цветов — идеальное занятие для развития эстетического вкуса, концентрации, координации и независимости. Упражнение адаптируется под любой возраст — для детей постарше вы можете увеличить количество цветов и навыков по переливанию.

Набор для аранжировки цветовНабор для аранжировки цветов

Инструменты для приготовления перекуса

Кухонные принадлежности для ребёнка
Нарезать фрукты, намазать кусочки яблока ореховым маслом, приготовить «Муравьёв на бревне», протереть стол — все эти занятия давно знакомы и любимы Зои. Я убрала продукты и оставила только инструменты, так как многое она уже сама достаёт из холодильника.

Например, дуршлаг, чтобы вымыть ягоды, и разделочную доску с ножом, чтобы нарезать что-нибудь для перекуса. Ещё там стоят контейнеры, вложенные друг в друга, с орехами кешью.  Это прекрасный вариант для ребёнка найти перекус и одновременно поработать над мелкой моторикой.

На видео небольшая зарисовка нашей домашней среды для трёхлетнего ребёнка

Автор текста и фото — Деб Читвуд
Источник: Living Montessori Now
Перевела Мария Петренко

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Сохранить статью на своей странице:

Добавить в избранное
Распечатать

Источник