Разностороннее развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности

Разностороннее развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности thumbnail

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Современный мир меняется стремительно, и для выживания в нем человеку все реже удается опереться на отработанные мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.

 Современная жизнь требует от человека не просто хороших знаний, а прежде всего, умения находить необходимую информацию, перерабатывать ее и делиться полученными знаниями. Но без желания, заинтересованности и  любопытства этих знаний не достичь.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;  формирование познавательных действий,  становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Она направлена на развитие познавательно-исследовательской  деятельности детей.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.  «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях,  будет его творческая, исследовательская деятельность»[1], — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.  

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом детской деятельности, воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи — все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Наряду с игровой деятельностью это развитие происходит и в процессе познавательно-исследовательской.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую им любознательность (почему; зачем, как устроен мир?), практикуются в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширять, но и удовлетворять свои представления о мире.

Данный вид деятельности является эффективным средством обучения дошкольников, так как активизирует познавательные процессы ребенка, обогащает практический опыт, учит учиться на собственных ошибках.

Познавательно-исследовательская деятельность или исследовательское поведение в чистом виде проявляется у детей старшего дошкольного возраста в виде экспериментирования с предметами, вербального исследования, вопросов, задаваемых педагогу.

  Исследования Н.Н. Поддъякова подчеркивают важность формирования у детей навыков экспериментирования, которое он считает ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит цели,  ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Таким образом,  ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В обоих случаях дети используют умения:

  • выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагать возможные решения и проверять их;
  • делать выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применять выводы к новым данным и делать обобщения.

При этом проявляется активность, самостоятельность,  инициативность дошкольников.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой):

  • опыты (экспериментирование).

Реализуется задача – освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность в контексте «опыты»: привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; предоставление детям возможности свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; формулирование причинно-следственных связей (если…, то…; потому…, что…); самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.

  • Коллекционирование (классификационная работы).

Задача данного типа исследовательской деятельности  – освоение родовидовых отношений.  Цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т.п.) Деятельность в контексте «коллекционирования»: поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

  • Путешествие по карте.

Задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира). Деятельность в контексте «путешествие по карте»: обсуждение и выбор пункта назначения, подходящий для путешествия вид транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути. Такое путешествие – повод для изучения растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п. В ходе таких путешествий происходит заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животные, растений, людей, занятых типичным трудом).

  • Путешествие по «реке времени».

Задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

При отборе содержания познавательно-исследовательской деятельности  необходимо тщательно проанализировать организационные, технические и содержательные компоненты исследовательской деятельности, выявив факторы ограничивающие развитие познавательных способностей детей и определив способы их устранения.

Таким  образом,  опираясь  на  научно-педагогический  опыт  исследователей  А.  И. Савенкова,  Л.  Венгера  и  других,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  познавательно-исследовательская  деятельность:

  • во-первых,  способствует  развитию,  как  познавательной потребности,  так  и  творческой  деятельности;
  • во-вторых,  учит  самостоятельному  поиску, открытию  и  усвоению  нового;  
  • в-третьих,  облегчает  овладение  методом  научного  познания  в процессе  поисковой  деятельности;  
  • в-четвертых,  способствует  творческому  развитию личности,  являясь  одним  из  направлений  развития  детской  способности  быть исследователем.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно — исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности.

Идет формирование начальных ключевых компетентностей. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

[1] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте (стр.10)

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Презентация по познавательному развитию «Разностороннее развитие ребенка в познавательно — исследовательской деятельности»( старший дошкольный возраст)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельност

Описание слайда:

Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности МБДОУ «Детский сад № 29» 2020 год Сенькина Людмила Викторовна, воспитатель

2 слайд

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставит

Описание слайда:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев.

3 слайд

Актуальность проблемы Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, по

Описание слайда:

Актуальность проблемы Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

4 слайд

Значение познавательно – исследовательской деятельности. Н.Лысенко рассматрив

Описание слайда:

Значение познавательно – исследовательской деятельности. Н.Лысенко рассматривает поисково-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразованных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

5 слайд

Типы исследования: Опыты; Экспериментирование; Коллекционирование; Путешестви

Описание слайда:

Типы исследования: Опыты; Экспериментирование; Коллекционирование; Путешествие по карте; Путешествие по «реке времени»; Проекты; Наблюдения; Дидактические игры; Экологические игры; Экскурсии; Работа со схемами, планами, моделями; Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов и пр.

6 слайд

Алгоритм исследовательской деятельности: 1.Выявление проблемы и темы исследов

Описание слайда:

Алгоритм исследовательской деятельности: 1.Выявление проблемы и темы исследования. 2.Определение основных шагов исследования. 3.Проведение исследования (опыты, наблюдения). 4.Анализ полученных фактов. 5.Выполнение итоговой творческой работы.

7 слайд

Стимулы для положительной мотивации деятельности дошкольников: Внешние стимул

Описание слайда:

Стимулы для положительной мотивации деятельности дошкольников: Внешние стимулы (новизна, необычность объекта); Тайна, сюрприз; Мотив помощи; Познавательный мотив (почему так?); Ситуация выбора.

8 слайд

Исследовательская деятельность тема: «Мой дом». Цель: развитие познавательног

Описание слайда:

Исследовательская деятельность тема: «Мой дом». Цель: развитие познавательного интереса и активности у детей в изучении истории жилища человека. 1 этап: Выявление проблемы и выбор темы. — Беседа «Какой дом лучше?» — Творческая работа «Мой дом». — Альбом «Дома».

9 слайд

2 этап: Определение основных шагов исследования.

Описание слайда:

2 этап: Определение основных шагов исследования.

10 слайд

3 этап: Проведение исследования (опыты)

Описание слайда:

3 этап: Проведение исследования (опыты)

11 слайд

3 этап: Проведение исследования (наблюдения).

Описание слайда:

3 этап: Проведение исследования (наблюдения).

12 слайд

Работа с энциклопедиями (история жилища).

Описание слайда:

Работа с энциклопедиями (история жилища).

13 слайд

Просмотр видеофильма «Дома народов мира», строительные игры.

Описание слайда:

Просмотр видеофильма «Дома народов мира», строительные игры.

14 слайд

4 этап: Анализ полученных фактов.

Описание слайда:

4 этап: Анализ полученных фактов.

15 слайд

 5 этап: Выполнение итоговой творческой работы. Какой же дом лучше?

Описание слайда:

5 этап: Выполнение итоговой творческой работы. Какой же дом лучше?

16 слайд

Взаимодействие с семьей. Изготовление поделок; Поиск информации вместе с деть

Описание слайда:

Взаимодействие с семьей. Изготовление поделок; Поиск информации вместе с детьми; Участие в экскурсиях; Проведение опытов с детьми дома.

17 слайд

Предметно-пространственная среда – позволила активизировать детскую деятельно

Описание слайда:

Предметно-пространственная среда – позволила активизировать детскую деятельность. Уголок экспериментирования; Уголок творческих игр; Строительный уголок; Дидактические игры.

18 слайд

Разностороннее развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности

19 слайд

Итог: дети стали более самостоятельными, проявляют инициативу, информированно

Описание слайда:

Итог: дети стали более самостоятельными, проявляют инициативу, информированность, повысился интерес к самостоятельному получению информации; начинают доказывать и защищать свои идеи.

Выберите книгу со скидкой:

Разностороннее развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Разностороннее развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Разностороннее развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности

Курс повышения квалификации

Разностороннее развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1157482

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей

 по проблеме:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

  1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников.                

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют  собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности  инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети  не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.  Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.  Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда — в воду; воды — в лед и т.п.), такие явления природы, как  снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Старший  дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение  по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.  Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как  поиск знаний,  приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

— По характеру объектов, используемых  в эксперименте: опыты —                               с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

— По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т.д.

— По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

— По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

— По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

— По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

— По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

— По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

— По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

— По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

— По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и  наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

— действие показывает педагог;

— действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

— иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

— действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

— действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

— действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не  навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Основные методы работы с детьми:

— экспериментальная деятельность

        — решение проблемных ситуаций                                                                                                    

 2. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования

        В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под

руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для

проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы

для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

—  максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с

— безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,

—  показ только существенных сторон явления или процесса,

—  отчетливая видимость изучаемого явления,

—  возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности

ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев — насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или  ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение,

оценка найденного способа действия — таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным

эталонам и образцам.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой

системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря,

среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает:

полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при

любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо

пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует

формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой

Организация развивающей среды для экспериментирования в детском

саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Все групповое пространство должно быть распределено на центры,

которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети

должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал,

костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Такая организация пространства является одним из условий среды,

которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не

только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме

центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями,

во всех группах должны быть оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности,

направленной на познание окружающего мира.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В

ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток

на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев

даже не требуется специальное оборудование.

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо

учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического

развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-

следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения

явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жёстко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо

учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно

– образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не следует чрезмерно

увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку, (работа руками детей, дробление одной

процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

С этой целью в группах должны быть созданы мини — лаборатории, оборудованные всем необходимым:  

1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)

2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)

4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)

5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)

6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)

8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)

9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)

10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов

3. Практическая часть

Педагоги делятся на 3 группы:

  • Младший возраст;
  • Средний возраст;
  • Старший возраст.

Опыт-эксперимент с воздухом для детей данного возраста.

4. Заключение

      Итак, можно сказать,