Раздвоение личности у ребенка 4 года

Раздвоение личности у ребенка 4 года thumbnail
    Диссоциативное расстройство знакомо людям в первую очередь по блокбастерам и бестселлерам. Эта та самая история по поводу «раздвоения личности» когда главный герой, разыскивающий преступника, сам оказывается тем самым преступником. Такие драматичные вещи в жизни можно сказать, совсем не встречаются. Вероятность теоретическая есть, но учитывая распространенность расстройства связанной со множественной личностью, она стремится к нулю. К тому же среди всех диссоциативных расстройств множественная личность занимает довольно скромное место.

Еще производители фильмов очень любят такие диссоциативные расстройства, как одержимость и диссоциативная амнезия, когда главный герой испытывает чувство, что в него вселилось какое-то злое существо или он вдруг, пережив стресс, забывает кто он и не узнает своих родных. Другие расстройства этой группы менее драматичны, и поэтому не сильно привлекают внимание авторов.

Я тут уже как-то писала уже об этом https://gutta-honey.livejournal.com/150152.html . и в это раз хочу больше внимание обратить на данные расстройства у детей.

Диссоциация впервые была описана Ж. Пиаже, который отметил, что некоторый опыт может отделяться от цельного опыта личности, и существовать отдельно. Происходит это в первую очередь в результате серьезных психологических травм. Когда индивид не в состояние «переварить» полученный опыт. Этот выделенный опыт может формировать отдельную личность, которая имеет другие условия формирования, другой опыт и другие характеристики. Механизм этот, хоть и занимательно выглядит, но входит в число примитивных, и часто характерен для детей, но может длительно сохраняться даже у взрослых.

Основные события, которые могут формировать диссоциативное расстройство

• физическое насилие
• сексуальное насилие
• эмоциональное насилие ( на ребенка кричат, унижают, лишают его общения с социумом и т.п)
• пренебрежение (неоднократно игнорируют физические и / или эмоциональные потребности ребенка)
• ребенок стал свидетелем насилия в семье или на улицах
• насильственные или повторные потери близких (в том числе похищение ребенка)
• ребенок находится на попечении напуганых или пугающих родителей
• ребенок получал телесных повреждения или перенес болезненные медицинские процедуры или имел тяжелые болезненные состояния требующие длительного лечения (например, ожоги, рак)
• Ребенок становился участником пугающих и болезненных несчастных случаев
• Ребенок был свидетелем стихийного бедствия (например, землетрясения, наводнения)
• Повторное и неожиданное отлучение ребенка от человека, который заботится о нем и давал ему эмоциональную поддержку
• Ребенок является объектом издевательства

Однако диссоциация далеко не всегда приводит к формированию отдельных личностей. Часто она случается и в норме. Например:

1. Ребенок поглощен игрой и не слышит, что вокруг происходит.
2. У ребенка есть воображаемый мир, о котором он любит рассказывать, но четко понимает, что этот мир не является реальностью.
3. Ребенок или взрослый читает или смотрит телевизор, думает о чем-то и затем не может вспомнить, что он прочитал.
4. Ребенок забывает какие-то болезненные моменты, например физическую травму, и этот пробел памяти никак не влияет на его дальнейшую жизнь.

Патологическая диссоциация возникает в том случае, когда ребенок пытается справиться с довольно сильными негативными переживаниями. Это может быть одно событие или же череда событий, во время которых ребенок испытывает сильный страх и беспомощность, и которых он не может избежать. Ребенок блокирует свои переживания в памяти, или у него возникает состояние транса, как будто переход в «другое измерение»
Выделяют 3 степени тяжести диссоциации:

1. Легкая – ребенок впадает в состояние транса, не слушает учителя, не помнит, что происходит вокруг.
2. Средней тяжести – возникновение деперсонализации. Это состояние, во время которого человек чувствует себя измененным, отстраненным от своего тела. Так дети могут справляться с фактами насилия, отключая себя от боли и других неприятных чувств. Может так же возникать дереализация, которая дает ощущение нереальности происходящего вокруг. Такая реакция может возникнуть в случае устрашающих ребенка ситуаций.
3. Тяжелая степень характеризуется появлением других личностей, со своей жизнью и характеристиками

Как ребенок ведет себя во время диссоциалтивного эпизода и как можнородителям заподозрить, что диссоциация имеет место:

1. Ребенок по разному разговаривает с вами. То он говорит, как взрослый, или же соответствующий своему возрасту, то вдруг начинает вести себя как маленький, меняет голос, сюсюкает, начинает играть в игры, которые вроде бы уже перерос.
2. Ребенок вдруг начинает вести себя агрессивно, то вдруг снова становится спокойным любящим и добрым.
3. Ребенок говорит про о себе, называя себя разными именами или вдруг начинает именовать себя «мы»
4. Ребенок использует разные манеры поведения, с которыми связан буд-то бы другой голос, интонация, привычки, стиль одежды.
5. Сегодня он с удовольствием есть одну пищу, завтра он говорит, что терпеть ее не может.
6. Ребенок впадает в транс на уроках, дома, с друзьями. На праздниках и не может рассказать, что с ним происходит.
7. Выражение лица ребенка может драматически меняться от улыбки до злобы без видимой на то причины.
8. У ребенка случаются периоды агрессии, во время которых его глаза какбуд-то выглядят безжизненными и стеклянными.
9. Ребенок может уходить куда-то без причины, и затем не может объяснить, как он туда попал и что делал.
10. Эмоции так же могут меняться драматически и без всякой видимой причины.
11. Ребенок может демонстрировать несоответсвующие эмоции. Например начать смеяться, когда он грустит, или плакать во время приятного события. Объяснить почему он так себя ведет, не может.
12. Ребенок не показывает вообще никаких чувств, говорит что не знает, что должен чувствовать в тот или иной момент.
13. Ребенок может весь день провести на занятиях и вроде бы понять тему, как вдруг на следующий день он вообще не может ничего сказать по поводу того, что только что изучил. В тестах показывает нормальную память.
14. Однажды столкнувшись с проблемой, ребенок хорошо себя повел и сумел ее решить, через какое-то время, он снова попадает в ту же ситуацию и не знает, что делать или делает какую-то глупость.
15. Ребенок может начать неожиданно нервничать в совершенно спокойной обстановке, когда в реальности ему ничего не угрожает. Либо наоборот, в ситуации опасности ведет себя так. как будто с ним ничего и не может случиться
16. Ребенок не помнит важные даты и события в совей жизни и жизни близких людей, которые совсем недавно имели место.
17. Не помнит какие-то события, которые имели место в его жизни. При этом есть свидетели, что ребенок находился в том месте и в то время.
18. Ребенок слышит голоса в голове.
19. Ребенок утверждает, что внутри него есть человек, который говорит ему, что делать
20. Ребенок одно время говорит о себе как о плохом и негодном и о том, что мир вокруг опасен и зловещ, то вдруг вполне собой удовлетворен и не видит в мире ничего плохого.
21. Ребенок может испытывать флешбеки ( неожиданный наплыв травматичных воспоминаний) во время которых не уверен, где находится и что с ним происходит.
22. Ребенок может приходить домой грязный или мокрый, или с травмами и не может объяснить что и как случилось.

Читайте также:  Ребенок не смотрит в глаза при разговоре 4 года

Почему родители должны быть осведомлены об этом расстройстве. Хоть далеко не каждый ребенок с диссоциацией может быть множественной личностью, но более мягкие формы диссоциации могут формировать симптомы схожие с СДВГ. Периодов «провалов» у ребенка может быть довольно много, от чего он не успевает услышать что учитель говорит в этой реальности. Более того совершая те или иные действия под влиянием другой личности, ребенок может додумывать объяснение зачем он это сделал или же отказываться что он делал именно это, что у родителей создает впечатление, что ребенок врет.

Довольно типичная картина: вы с ребенком разговариваете о том как вести себя в той или иной ситуации. Малыш активно и правильно говорит, что так делать нельзя и как нужно делать. Через какое-то время вы обнаруживаете, что ребенок сделал именно так, как «нельзя». Либо ребенок может активно осуждать действия своего товарища и тут же делать то же самое, что и осуждаемый ребенок. Эта ситуация может быть и симптомами других состояний, но и диссоциативные расстройства стоит учитывать, потому как вы можете договориться с одной личностью ребенка о чем-то, а другая будет совсем не в курсе о чем идет речь. В большинстве случаев личности ребенка могут потом самостоятельно интегрироваться, когда ребенок станет достаточно взрослым, чтобы переварить, что с ним случилось, но неправильное поведение и реакция взрослых на него может быть дополнительной травматизацией.

Кроме того стоит учитывать, что 71% детей с СДВГ могут иметь еще и диссоциативные расстройства ( вероятно из-за высокой чувствительности к фрустрации и стрессам). Так что тут диссоциативные расстройства могут сильно добавить «удовольствия» к проблемам СДВГhttps://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16884444

И еще диссоциативные симптомы сопутствуют таким неприятным вещам как пограничное расстройство личности и расстройства пищевого поведения.

Источник

Здравстуйте! Я долго думала, стоит ли поднимать этот вопрос или я делаю из мухи слона. Может кто-то еще сталкивался с этой проблемой…
Моей дочке исполнилось три года. Ее зовут Ксюша. Последнее время она часто стала играть в ролевые игры: то кто-то из домашних становится бабой Ягой, то мы меняемся ролями в семье (Ксюша-мама, мама-Ксюша) и т.д. А еще у нее есть «ребенок» — это кукла. Надо сказать, что у дочки есть двоюродный братик 1,5 лет по имени Дима, а его маму зовут Оля. И вот последнее время Ксюша называет себя Олей, а «ребенка» — Димой. Это я воспринимала вполне нормально, благо дочь выбрала хороший пример для подражания. Но дня три подряд Ксюша по утрам говорит, что не хочет идти в садик.., но «Оля» хочет, и теперь она ходит в сад и всем подряд сообщает, что она — Оля. Я задумалась: девочка давно ненавязчиво говорит, что не хочет в садик, но в то же время не плачет там, а когда я прихожу в сад пораньше, слышу как она поет. Я думаю, я Вас окончательно запутала, но сама я запуталась еще больше. Где здесь муха, а где слон? Может стоит обратиться к детскому психологу?

03.11.2000 15:26:23, Даша

7 комментариев

А у нас была интересная ситуация этим летом на даче у свекрови. Мой сын Тёма (3 года) после того как я оставила его у бабушки стал всем чужим представляться как Никита. В Москве на площадке есть такой мальчик где-то на пол-года или больше младше моего. Темка с ним всегда с удовольствием играл и называл лучшим другом. Когда я приехала в отпуск на дачу он и дома стал просить, чтобы его называли Никитой и отзывался только на Никиту. Я спросила его почему он хочет быть Никитой он ответил, что Никита — маленький. Это мне стало совсем не понятно, ведь Темка все время подчеркивает, что он уже большой и не любит, когда его называют маленьким. Правда с переездом на другую дачу он Никиту почти не вспоминал, а по приеду в Москву вспомнил сразу, но только как «Мой друг Никита». То его поведение так и осталось для меня загадкой.
04.11.2000 14:12:52, Мари

Очень радует, что термин «Раздвоение» стоит у Вас в кавычках, потому что распространять такое на вполне нормального ребенка можно только от незнания и начитавшись или наслушавшись непонятного.
Судя по тому, что Вы рассказали это скорее всего просто продолжение ролевой игры, а не определенное функциональное нарушение, которое опять же нельзя называть «раздвоением».
Поясню. Наш физиологический орган МОЗГ никогда и ни у кого не работает ИДЕАЛЬНО, т.е. у всех «свои тараканы» и связано это со спецификой его развития.
Различные области мозга развиваются в разное время и с разной скоростью. Три года — это как раз тот самый возраст, когда уже созрели области 2-го блока мозга — блока операций, приема и переработки информации.
Это время — золотой период для развития памяти, т.к. в сознании девочки начинают активно функционировать воспоминания — не только непосредственно воспринимаемые предметы, но и представления о них, образы.
Все это способно побудить появление МОТИВИРУЮЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, которые освобождают от скованности данной конкретной ситуации, т.е. только того, что вокруг.
Появление местоимения «Я» говорит о том, что произошел процесс выделения себя из внешнего мира.
А если учесть, что ребенок учится как-то оперировать этим (2-й блок мозга: !память, операции), то закономерно (как и при формировании любой другой операции/навыка) обыгрывать его. Повторяя одно и то же действие, следить за теми изменениями, которые оно производит.
Отсюда стереотипные, навязчивые действия, повторения (и усвоения) одного и того же, у нее приобретают форму творческого процесса: сначала она усвоила местоимение Я — потом появляются ролевые игры — затем самостоятельное их продолжение. Да потому что очень скучно быть одной, а игры очень понравились!
Причем заметьте (обратите внимание на динамику этого процесса): сначала она была якобы Вашей мамой, потом мамой куклы, затем мамой Олей (которая к тому же руководила и заставляла слушаться брата). Здесь еще приплюсуем проявление самостоятельности в форме усвоения того, чему ее Вы или кто-то другой научили, а также желания контролировать другого (сначала Вас в игре, потом брата). Все это могло ее так увлечь, что она с удовольствием занимается этим в саду, куда идти не хочет. Представляясь же Олей, она фантазирует, вспоминая образ Оли. А Оля — это не кто-то послушный и зависимой, а тот, кто старше.
Значит, дорогие детсадовские дети и воспитатели, (а она еще не понимает, что всех их надо предупредить об условности игры) принимайте меня такой. Т.е. сегодня здесь, в нежеланном детском саду, я сама придумаю себе игру.
Более того, само это представление (игра в образ Оли) должно быть помогает ей (ведь она внутренне ощущает себя не маленькой девочкой, а взрослой) решить какие-то «местные» проблемы. Поговорите с ней об этом. Спросите ее: А кем ей наравится быть больше? Почему? А кем она не хочет быть (играть)? Почему? И обязательно объясните ей УСЛОВНОСТЬ игры.
Так что там, где вас беспокоило «раздвоение», скорее всего специфика функционального развития (того самого органа, откуда берется СОЗНАНИЕ) и милая детская наивность и непосредственность (+ свойственный ребенку эгоцентризм) без учета реальности (условности ролевой игры).
03.11.2000 20:28:23, Nataliana

Читайте также:  Ребенок 4 года перестал спать днем

Спасибо, что успокоили. Насчет «раздвоения» — это я пошутила, т.к. не смогла подобрать подходящего термина в название Темы, чтобы привлечь внимание к своим вопросам. Почему я заволновалась, уж слишком часто ребенок менял роль да еще и одним и тем же именем. Я попробую воспользоваться Вашими рекомендациями. С уважением, Даша Сиваш.
04.11.2000 10:13:54, Даша

И Вам спасибо. Я успокоилась, что Вы успокоились. Правда перед тем как разволноваться я долго думала пошутить мне или не стоит. Да так разволновалась, что не могла додумать до конца.
Спасибо за ответ. Попробую учесть.
С уважением, Nataliana
05.11.2000 02:04:18, Nataliana

У нас все игры в том же духе.Мне новое имя,кошке и конечно не забудет о себе.
весь день называет нас псевдоименами.
надо не забыть ,что ты сегодня не мама,а Клифер( это из последних).Игра ,дело серьёзное:)ребёнок полностью перевоплощается.
03.11.2000 17:43:47, JMM

ОФФ.: Даша, похоже мы тезки, и ники у нас, соответственно, одинаковые :)) Надо что-то придумать, по-моему! :)))
03.11.2000 17:35:31, Даша

Для Даши. Я здесь так редко пишу, что готова изменить свой ник на SDasha, хорошо?:)) Прости если создала тебе неудобства.
04.11.2000 10:02:08, Даша

Источник

Что это за болезнь?

Раздвоение личности – это особое состояние психики, при котором человек ощущает себя несколькими сущностями.

Научное название болезни – диссоциативное расстройство идентичности, входящее в группу психических феноменов с обособлением некоторых функций сознания из интегрированного (общего) представления о себе и о мире.

priznaki-u-zhenschin

Эти отделенные личности существуют автономно друг от друга и могут никогда не пересечься в мыслях и действиях человека. То есть в подсознании все «персонажи» соседствуют, а в сознании «бывают» поочередно.

dissotsiativnoe-rasstrojstvoidentichnosti

Механизм развития этого процесса изучен недостаточно, предполагается, что раздвоение личности формируется под воздействием ряда факторов:

  • наследственной предрасположенности;
  • психических травм;
  • стиля воспитания в семье – гипоопеки;
  • эмоциональных расстройств;
  • страхов и тревог;
  • жесткой системы наказаний в детском возрасте;
  • физического и (или) психологического насилия;
  • чрезмерной опасности, похищения;
  • «столкновения» со смертью в авариях, при проведении хирургических операций, при травматических повреждениях, при «уходе» близких;
  • виртуальных зависимостей от книг, фильмов, компьютерных игр;
  • длительного пребывания без сна и отдыха;
  • хронического стресса;
  • отравления токсическими веществами;
  • наркомании, алкоголизма;
  • тяжелых инфекций и заболеваний организма;
  • обостренного чувство вины, затяжных внутренних конфликтов, закомплексованности, стеснительности.

В 90-х годах американские ученые при изучении диссоциативных расстройств обнаружили их связь с фактами насилия в биографии пациентов (в 98% случаях из 100, из них 85% подтвержденные официально).

Код по МКБ-10

Диссоциативное расстройство идентичности, в том числе и раздвоение личности, медицина относит к группе расстройств под кодом F44.

Личностные патологии в данной рубрике носят выраженный характер, очень ярко проявляются, но не имеют органической этиологии. Эти нарушения обусловлены психогенными причинами, могут охватывать различные сферы личности и социальную жизнь пациентов.

Читайте также:  Продукты полезные для печени ребенка 4 года

В рубрике с конверсионными патологиями объединены расстройства личности с утратой памяти в некоторые промежутки времени, «измененным» восприятием себя (созданием нескольких или множественных образов своего «Я»), временной потерей контроля над движениями тела.

В связи с чем, диссоциативные расстройства могут принимать форму:

  • амнезии, «выключения» из памяти психотравмирующих или неприятных событий;
  • фуги, сочетание потери памяти с определенным ритуалом движений (автоматическом выполнении обычных дел и обязанностей, внезапное изменение своего местонахождения);
  • ступора, кратковременного «побега» из реальности, с отсутствием реакции на вербальные, слуховые или кинестетические внешние раздражители;
  • транса и одержимости, т.е. отсутствия восприятия себя и окружающего мира, «уход» в нереальные (выдуманные) ощущения и чувства.

Более близким к понятию раздвоение личности в МКБ-10 является термин – «расстройство множественной личности»( F44.81), одно из серьезных повреждений психики, проявляется временной или постоянной заменой реального «Я» на вымышленное, с целью смягчения травмирующих чувств и переживаний.
При некоторых других психологических нарушениях может проявляться кратковременная склонность к диссоциациям.

К таким болезням (F60) относятся:

  • параноидальные состояния (паранойя исключена), с высокой чувствительностью к критике окружающих, мнительностью и подозрительностью;
  • шизоидные нарушения (но не шизофрения), с низкой социальной мотивацией, постоянным фантазированием, желанием уединиться от мира;
  • диссоциальное расстройство с развитием тотального равнодушия к близким и окружающему миру;
  • эмоциональные патологии личности, характеризующиеся импульсивностью, капризами, непредсказуемым поведением;
  • истерические расстройства со склонностью к демонстративному поведению, театральности, выраженным эгоизмом. В этой группе болезней бывают лишь легкие проявления «ухода» в себя или от мира, глубокого «расщепления» и потери собственного «Я» не происходит.

Симптомы и признаки

Болезнь «Раздвоение личности» проявляется в виде:

  • частичного «стирания» текущих событий из памяти (больные не помнят себя в периоды доминирования «выдуманных сущностей»);
  • изменениями поведения (пациенты совершают поступки им не свойственные);
  • резких перепадов настроения, мимики, голоса.

Синдром расстройства множественных личностей выражается в образовании подсознанием нескольких образов собственного «Я», причем они могут разительно отличаться друг от друга: иметь другую половую принадлежность, любой возраст, национальность.

bolezn-razdvoenie-lichnosti

При этом заболевании личности могут быстро сменять одна другую, что выражается внешне в преображении пациентов – они удивительно точно «имитируют» манеры и стиль речи каждой новой личности. Если только слушать таких людей, без возможности визуально наблюдать за ними, может сложится впечатление, что в помещении находятся два разных человека. А в некоторых случаях «личности» еще и общаются между собой, выясняя отношения или обсуждая «общие» дела, они могут испытывать одностороннюю или взаимную симпатию, или ненависть к друг другу.

Прогрессирование болезни проявляется в «размножении» новых личностей, стремительном отдалении от реального «Я» и погружении в вымышленный персонаж.

Переход от одной личности к другой носит регулярный характер, а периоды «пребывания в образе» могут сильно отличаться по времени и занимать от нескольких минут до нескольких недель.

У мужчин

Раздвоение личности у сильного пола часто возникает на фоне сильных потрясений и выявляется:

  • у участников боевых действий, антитеррористических операций;
  • у переживших сексуальное насилие;
  • у мальчиков, которых не любила или обижала мать;
  • у перенесших тяжелые травмы;
  • у страдающих хроническим (длительным) алкоголизмом, наркоманией.

Частым проявлением расстройства у мужчин является агрессивное, девиантное и асоциальное поведение. В измененном состоянии сознания они наделяют выдуманные личности притягательными для себя качествами: мужественностью, силой, бесстрашием, авантюризмом, воинственностью.

simptomy-i-priznaki-u-muzhchin

Эпизоды «замены» личности могут нести в себе и сексуальную подоплеку, зажатые и неактивные мужчины становятся раскованными брутальными самцами и отправляются завоевывать женщин.

Многие пациенты даже не догадываются о своей болезни и тем более не знают, как называется этот недуг, пока близкие люди не расскажут им о наблюдаемых переменах в их жизни и поведении.

У женщин

В современных условиях болезнь нередко выявляется у молодых и зрелых дам, это связано с ритмом жизни. Женщина должна совмещать интенсивную профессиональную деятельность, материнство и роль хозяйки дома, многие не выдерживают физического и психологического напряжения и «ломаются»

dissotsiativnoe-rasstrojstvo-lichnosti

Как  слабому полу понять, что началось диссоциативное расстройство, и пора обратиться к специалисту?

1. Если есть ощущение потери контроля над собственным поведением, чувство дезориентации и опустошенности;
2. Если обнаруживаются необычные «открытия» в быту: одежда неподходящего стиля, кулинарные блюда (не любимые), перестановка мебели;
3. Если изменилось отношение окружающих людей (настороженные взгляды, избегание встреч или телефонных разговоров).

Диагностика

Раздвоение личности определяется по следующим критериям:

1. Выявление минимум двух сущностей у пациентов, обладающих собственным характером, мировоззрением и поведением.
2. Установление регулярного и устойчивого типа диссоциации.
3. Исключение органической патологии методами: ЭЭГ, рентгена, УЗИ, МРТ, КТ.

При подозрениях на данное заболевание можно провести тест на раздвоение личности онлайн, с определением:

  • изменений в самосознании, памяти и поступках;
  • нарушений в эмоциональной жизни, стремительной смены настроения;
  • ухудшений отношений с близкими;
  • фактов постоянного насилия, психотравмирующих ситуаций (в прошлом и настоящем), чрезмерной профессиональной и личной ответственности.

Видео:

Если подозрения на раздвоение личности подтверждаются тестированием или анкетированием и рассказами окружающих, необходимо обратиться к психологу, психотерапевту или психиатру. Только после проведения индивидуальных консультаций и полного обследования специалист может поставить подобный диагноз.

Лечение

Терапия включает два направления:

  • психотерапевтическое;
  • медикаментозное.

В первом случае разрабатывается программа лечения с применением гипнотических и релаксационных техник, методов психоанализа или символ-драмы. В основе этих методов – выявление глубинных проблем и работа над избавлением от страхов перед ними.

kak-nazyvaetsya-razdvoenie-lichnosti

Во втором — по показаниям врача больным назначаются нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, седативные препараты.
Некоторым пациентам хорошо помогает электросудорожная терапия, искусственный сон.

Лечение болезни продолжительное и иногда прижизненное, но лишь зная, что делать, если у тебя раздвоение личности, и своевременно обратившись к квалифицированному специалисту, возможно победить этот недуг.

Источник