Разделы развития речи ребенка
Марина Мальцева
Семинар «Разделы работы по развитию речи дошкольников»
Семинар «Разделы работы по развитию речи дошкольников»
Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми имеет особое значение именно в дошкольном возрасте.
Работа в данном направлении должна строится по плану, охватывать весь языковой спектр и все компоненты речи.
Слайд 2
Так, система развития речи ребенка включает в себя следующие разделы
Слайд 3
Работа по звукопроизношению включает следующие задачи
• Воспитание слухового внимания
• Формирование фонематического слуха
• Развитие артикуляционного аппарата
• Работа над речевым дыханием
• Работа над произношением всех звуков
• Работа над дикцией
• Интонационная выразительность речи
Воспитание слухового внимания, формирование фонематического слуха
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Работа над речевым дыханием
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох.Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
С целью контроля рука взрослого кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения взрослого.
Развитие артикуляционного аппарата
От него зависит внятность и чистота речи. Если у ребенка наблюдается вялость артикуляционного аппарата, необходимо развивать
— подвижность языка (упражнения на умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать назад вглубь рта)
— подвижность губ (вытягивать, округлять, растягивать в улыбку)
Работа над дикцией
Формирование правильного произношения всех звуков, правильное речевое дыхание, умение владеть своим голосом.
Нечеткая дикция наблюдается чаще всего у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, неусидчивых. (диктофон)
Речь педагога. Дети должны слышать только грамотную речь.
Интонационная выразительность речи
Умение точно выражать свои мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений мелодики темпа, ритма и тембра.
Работа в данном направлении ведется в основном путем подражания.
Слайд 4 Формирование грамматического строя речи
Термин «грамматика»употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во — вторых — науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка.
Значение ГСР – овладение ГСР оказывает влияние на мышление ребенка, так как грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, так как грамматика выражает отношения между смыслами слов, что уже является продуктом мыслительной деятельности. ГСР дает ребенку – логику последовательность мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу речевого потока.
Таким образом, на основе развитого ГСР успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются представления об окружающем, усваиваются знания.
Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.
Причины ошибок ГСР у детей дошкольного возраста
1. Неблагоприятное влияние окружающей среды (безграмотные родители).
2. Педагогическая запущенность (речь детей никто не исправляет).
3. Психофизиологические особенности развития дошкольников – недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.
4. Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха – дети «недослушивают» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.
.
Занятия по формированию ГСР у детей дошкольного возраста – отсутствуют. ГСР достаточно сложен, что бы его рассматривать в течении целого занятия. Игры и задания на развитие ГСР вставляют в другие занятия по развитию речи, например в занятия по формированию словаря, по развитию звуковой культуре речи, по развитию связной речи и прочее.
В течение 1-ого занятия игры и задания на развитие ГСР проводятся не более чем 10 мин.
Особенностью успешной работы по формированию грамматического строя речи является:
1. необходимость большого количества разнообразной наглядности;
2. необходимость подбирать однотипный речевой материал при отработке нового речевого навыка.Пример: столЫ + котЫ + носы, но нельзя в этот же ряд поставить «рты», так как выпадает гласная или «соки», так как получается иное окончание…
Разделы формирования грамматического строя речи
Образования множественного числа существительных (мяч-мячи)
Согласование существительных с числительными (один мяч, два мяча)
Согласование местоимений с существительными
У каждого ребенка по две картинки мужского и женского рода.
Л. Ребята, у меня есть много картинок. Я каждому дам две картинки. Вы на них внимательно посмотрите и запомните.
Раздаются картинки.
Л. Запомнили картинки? А сейчас я у вас их соберу, перемешаю и буду показывать по одной картинке. А вы скажите, чья это картинка.
Согласование прилагательных с существительными
День (какой) сыр… —
Ночь (какая) сыр… —
Утро (какое) сыр…
Усвоение смыслового значения предлогов
В русском языке простые предлоги наряду с выражением конкретных реальных отношений, прежде всего пространственных и временных, в которых отражается наибольшее богатство значений и смысловых оттенков, обозначают и множество переносных, логико-синтаксических оттенков, обстоятельственных отношений и связей между словами.
Важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи. Логопед учит детей дифференцировать предлоги, вслушиваться в инструкции, удерживать в памяти последовательность их выполнения.
Работа над падежными конструкциями
Слайд 5 Расширение словарного запаса
Обучение грамоте невозможно без словарной работы
Дети уточняют значение слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотносят их с предметами и явлениями окружающего мира.
Важен словарный запас не сам по себе, а умение активно им пользоваться, правильно сочетать слова, образовывать новые.
Обогащение словаря ребенка прилагательными, сущ, глаголами, местоимениями происходит в процессе игр.
При знакомстве с новыми словами и их преобразовании следует обращать внимание детей на то,что один и тот же предмет может обладать разными качествами. Например, лиса может быть и хитрая и рыжая и пушистая.
Полезны речевые игры, в ходе которых ребенок учится подбирать как можно больше признаков к предмету. Словарь обогащается и за счет образования прилагательных за счет существительных (игры «из чего сделаны», «чей хвост»)
Работу над словарем можно проводить как в нод так и в процессе целого ряда дидактических и игровых упражнений.
Слайд 6 Развитие связной речи
Формирование связной речи неотделима от мира мыслей, в ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Формирование связной речи можно воспринимать и как цель и как средство овладения языком. Она вбирает в себя все достижения дошкольников (словарный запас, грамматический строй речи, зкр.
Дети ст. дошкольного возраста должны уметь составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенные темы.
Развитие навыков разговорной речи состоит в том, чтобы слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других людей.
Слайд 7
Существует несколько видов работ по формирования связной речи.
1 Пересказ литературных произведений
Творческое воспроизведение литературного текста. Обучаясь пересказу,дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания.
2 Рассказывание по картине
Можно использовать как предметные, так и сюжетные картины. Задача педагога научить видеть не только то, что на ней изображено, но и то, что может остаться «за кадром». Описывая картину дети часто описывают мелкие, незначительные детали, не замечая главного.
3 Рассказ из опыта ребенка
Основной темой для них может быть повседневная жизнь ребенка, впечатления об увиденном, услышанном. Ребенок самостоятельно строит рассказ, вспоминая более интересные моменты. Педагог внимательно слушает, задает вопросы, поправляет, если ребенок неправильно использует те или иные обороты или согласовывает слова в предложении.
4 Творческий рассказ
Ребенок должен самостоятельно продумать содержание рассказа. Для этого требуется большой запас слов, умение передавать замысел, что достигается путем многократных упражнение.
Слайд 8 Развитие мелкой моторики
Слайд9 Формирование навыков письма
Слабо развитые мышцы кисти рук, слабая координация движения пальцев пишущей руки приводят к тому, что дошкольник испытывает ряд трудностей.
• Умение правильно сидеть за столом
• Умение держать карандаш
• Раскрашивать рисунки, штриховать, рисовать по трафарету
• Умение ориентироваться на листе бумаги
Слайд 1 0
Традиционная система деятельности часто приводит к тому, что ребенок теряет интерес к чтению еще не научившись читать. Поэтому важно на первом этапе —
• Заинтересовать ребенка (нельзя заставить ребенка автоматически запомнить
• Игровой материал («Угадай-ка», «Прочитай слова» и т. д.)
Таким образом развитие речи предполагает постепенное и последовательное освоение ребенком разных ее компонентов. Ускорение этого процесса, как педагогами так и родителями может привести к различным речевым нарушениям речи.
Источник
Юлия Агеева
Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Речевое развитие в соответствии с ФГОС
дошкольного образования
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Изменения коснулись не только образовательной деятельности, но и профессиональной компетентности педагогов, а также финансирования реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей:
1) социально — коммуникативное развитие — направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;
2) познавательное развитие — предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
3) речевое развитие — включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4) художественно — эстетическое развитие — предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
5) физическое развитие — включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте — это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая среда, созданная в определённой группе, — это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающейсреды выделяют следующие:
— Речь педагога;
— Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
— Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство.Но существует и синтаксическое понятие богатства:это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.
7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.
Особенности речевого развития первой младшей группы
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
4. самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)
Особенности речевого развития второй младшей группы
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);
4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
Особенности речевого развития средней группы
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя — акцент на стимулирование познавательного интереса);
4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи). организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
Особенности речевого развития старшей и подготовительной
к школе групп
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
5. создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
При таких особенностях речевого развитияв каждой возрастной группе:
1. Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;
3. Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.
Основными направлениями работы по развитию речи являются:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательныеситуации используются:
– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);
– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Рассмотрим примеры образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников.
1)
О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.
1. Ситуации — иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
2. Ситуации — упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях — проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.
2)
А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей — сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.
3)
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.
Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.
4)
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др. ; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие,но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».
5)
Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы: Кузеванова О. В., Коблова Т. А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательномучреждении педагогу важно:
— во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,
— во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей,если: — дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то, — обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, — педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Источник