Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года

Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года thumbnail

Когда малыш достигает двухлетнего возраста, он начинает более активно интересоваться окружающим миром, поэтому родители задумываются о том, как развивать ребёнка в 2 года правильно. Задания для детей 2 лет развивают большое количество различных способностей, в том числе речь, социальные, сенсорные, творческие навыки и многое другое.

Но как же правильно подобрать занятие для ребёнка, чтоб ему было интересно и не надоело получать новые знания? Об этом мы сегодня и поговорим.

Ребёнок в 2 года: какой он

Дети 2–3 лет весьма активны. Им не сидится на месте, и они хотят узнать, как устроен этот мир, всё попробовать и везде побывать. Но, несмотря на это, дети в этом возрасте более внимательны, чем в один или полтора года.

В 2 года дети впитывают в себя максимально много информации, поэтому развивать их нужно обязательно. При этом совсем необязательно покупать дорогие игрушки и водить на специальные занятия. Достаточно просто следить за интересами своего чада и пытаться отвечать на все его вопросы и объяснять всё, что происходит. Однако не перестарайтесь. Малышу может надоесть получать новые знания, и он откажется воспринимать информацию.

Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года

Чтобы ребёнок выполнял развивающие задания, он должен быть заинтересован в них. Добиться этого довольно сложно, поэтому родители нередко отдают своих малышей в образовательные дошкольные заведения, в которых развитием способностей крохи занимаются уже специалисты.

Особенности возраста

Для того чтобы правильно подобрать развивающие игры для ребёнка 2–3 лет, необходимо понимать его возрастные особенности:

  • Ближе к 2 годам ребёнок начинает более точно выполнять те или иные движения, улучшается его координации. В результате этого ему становится намного интересней играть с сортёром, конструктором, пазлом или же любой другой аналогичной игрушкой.
  • Занятия с детьми 2 лет на развитие логики начинают приносить больше успеха. Это связано с тем, что в этом возрасте малыш начинает самостоятельно интересоваться тем, как решить ту или иную задачу или понять, как и почему работает определённый предмет.
  • Активные игры начинают ещё сильнее интересовать малыша. Теперь он лучше может ориентироваться в пространстве, контролировать скорость и направление своих движений.
  • Обладает небольшим словарным запасом, который позволяет ему общаться со взрослыми, описывать то, что он видит, а также составлять простые предложения.

Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года

  • С каждым месяцем малыш становится всё более самостоятельным, и ему уже не нужно столько вашего внимания, а это означает, что в два с половиной года играть в развивающие игры он может сам.

Что должен уметь ребёнок

Занятия для детей 2–3 лет проводятся с учётом того, что ребёнок уже умеет и того, каких именно навыков ему не хватает. Обычно в этом возрасте малыш способен:

  • подниматься и спускаться с лестницы, бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, ловить мяч;
  • для девочек на втором году жизни свойственно помогать по дому маме, открывать двери и закрывать их, есть ложкой и пить из стакана;
  • строить из кубиков и конструктора, собирать пирамидку;
  • разговаривать, заканчивать знакомые стишки, говорить простые предложения, прощаться, здороваться, называть и показывать части тела, имитировать звуки животных, описывать то, что нарисовано на картинке;
  • различать цвета, рисовать каракули, пытаться подпевать любимой песенке.

Виды развития ребёнка

Развивающие задания для детей 2–3 лет можно поделить на несколько основных блоков:

  • логика;
  • речь;
  • творчество;
  • мелкая моторика;
  • социум и окружающий мир.

Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года

При развитии физических навыков или абстрактного мышления желательно также принимать участие в занятии, показывать ребёнку, как правильно делать то или иное упражнение. В таком случае эффект будет намного лучше.

Развивая детей до трёх лет, можно пользоваться картинками с изображением тех или иных предметов, ситуаций, книжками, а также другими подручными средствами. Кроме того, не проводите занятие дольше, чем 15-20 минут, и при этом не забывайте постоянно менять деятельность.

Физическое

Развитие физических способностей является одной из главных задач каждого родителя, так как спорт делает кроху не только сильнее и выносливей, но и более здоровым. Спортивные занятия для детей от 2 лет включают в себя следующий комплекс упражнений:

  • бег, чередуя медленный и быстрый бег, паровозиком, на носочках, преодолевая различные препятствия, догоняя других;
  • ходьба по линии, на руках, по неровной поверхности;
  • ползание через тоннель, с подушкой;
  • прыжки на двух ногах одновременно, на одной, из положения «полуприсед», на фитоболе, по подушкам, шинам или другим «кочкам»;
  • лазание по лестнице, пытаясь достать предметы, которые высоко расположены, перенос объёмных, но лёгких предметов, хождение по брёвнам, доскам или узеньким скамейкам;

Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года

  • в домашних условиях можно упражняться на турнике или кольцах, кататься по полу, бросать мяч в стену и ловить его, копировать движения различных животных.

Физическое развитие ребёнка – важная составляющая, без которой рассматривать его общее развитие нельзя. Развивающие пособия для детей 2 лет также говорят о том, что нужно как можно больше времени проводить с малышом на спортивной площадке, или занимаясь другим типом активных действий.

Познавательное

Развивашки для детей 2–3 лет продолжают рассказывать малышу об окружающем мире, предметах и их свойствах, развивать его память, логическое мышление, а также учить основам математики. К перечню познавательных игр и заданий можно отнести следующее:

  • Изучение с помощью карточек, форм, цветов, природных явлений, фруктов, растений, цветов, овощей, грибов, времён года, птиц, животных, насекомых, рыб, частей тела и т.д.
  • Знакомство с такими понятиями, как времена года, мало и много, ночь и день, высоко и низко, далеко и близко, узкий и широкий, тяжёлый и лёгкий, прочее.
  • Обсуждение транспорта, семьи, профессий, города, приборов, поездов, мебели, магазина, детского садика и школы, прочее.
  • Описание картинки и её сюжета, воспоминания о том, что делали на прогулке или с утра.
Читайте также:  Питание ребенка 2 года при диарее

Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года

  • Развитие во время прогулки, куда может входить изучение правил дорожного движения, транспорта, растений и насекомых, а также игры с песком, снегом, тенью, и прыганье по лужам.
  • Поиск того, что пропало, и поиск нового предмета, игра в прятки, поиск тени, соответствующей предмету, одинаковых узоров, части изображения или полного изображения по его части, поиск фигуры по нескольким признакам и т.д.
  • Загадки, обучение счёту, буквам, цифрам.
  • Напёрстки, матрёшки, конструкторы, кубики, строительство башен, собирание пазлов, печати, другие игры для детей.
  • Использование обучающих изображений для детей. С их помощью можно попросить малыша искать пары, сопоставлять картинки, проводить между ними логические связи, классифицировать карточки по тому или иному признаку.

Сенсорное

Раннее развитие ребёнка включает в себя и сенсорное развитие. Развивают ребёнка в 2 года следующим образом:

  1. Дают малышу попробовать на ощупь предметы, обладающие различной фактурой. Просят его найти пару куску того или иного материала.
  2. Обучают различным запахам и вкусам, учат находить похожий.
  3. Обучают таким понятиям, как тепло и холодно, твёрдо и мягко, громко и тихо. Дают детям различные предметы, чтобы они могли определить их свойства.

Такой тип развития направлен на улучшение зрительного и тактильного восприятия, слуха, вкуса и обоняния малыша.

Музыкальное

К этому типу развития относится игра на музыкальных инструментах, распознавание звуков, пение и танцы.

Для развития музыкальных способностей  подходят такие занятия, как:

  • прослушивание детских песен и попытка им подпевать;
  • прослушивание классической музыки и отличие грустной от весёлой, медленной от быстрой, громкой от тихой и т.д.;
  • прислушивание к звукам, которые нас окружают, и определение их источника;
  • танцы, обучение простым танцевальным движениям, вождение хороводов;
  • слушание, как звучат различные музыкальные инструменты, и игра на них.

Речевое

В возрасте 2-2,5 лет очень важно развивать у малыша речь. Существуют различные развивающие программы, одна из которых «Говорим с пеленок», разработанная лучшими психологами и логопедами России. Также есть и другие авторские и зарубежные методики. Все они обладают определённой схожестью, хотя есть и различия. Как бы там ни было, направлены они на увеличение словарного запаса малыша, развитие его артикуляции и повторение слов.

К основным заданиям можно отнести:

  • Чтение книг и обсуждение того, что было только что прочитано.
  • Пение и прослушивание песен.
  • Общение с ребёнком, описание окружающих предметов и объяснение происходящего. При этом желательно использовать местоимения, наречия, прилагательные и предлоги.

Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года

  • Он должен рассказывать, что он видит на картинки и описывать окружающий его мир.
  • Малыша нужно научить говорить тихо, громко, сдувать лёгкие вещи, задувать свечи, надувать мыльные пузыри, показывать язык, корчить рожицы и т.д.

Для того чтобы малыш повторял слова правильно, вам необходимо говорить их достаточно чётко. В материалах для развития артикуляции и речи можно найти много примеров игр и развивающих заданий.

Мелкая моторика

Игры и занятия с детьми на развитие моторики также способствуют развитию речевого аппарата. Это связано с тем, что часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится рядом с речевой зоной, и в то время, когда работает одна, развивается и другая.

Наиболее подходящими упражнениями для развития мелкой моторики являются:

  1. Гимнастика для пальцев, застёгивание и расстёгивание пуговиц, липучек, змеек, кнопок.
  2. Лепка, аппликация, рисование, создание узоров.
  3. Игры с конструктором, шнуровкой, мозаикой, наклейками, пирамидкой, вкладышами и сортёрами.
  4. Пересыпание песка, круп, переливание воды и её собирание с помощью пипетки или губки.
  5. Игры с прищепками, крышками и бутылками. Комканье и разрывание бумаги.

Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года

Занимаясь играми на развитие моторики с малышами, темы занятий нужно продумывать очень тщательно. Если ему не будет интересно, он просто не захочет выполнять данные задания и постоянно будет отвлекаться.

Творческое

Занятия с ребёнком, направленные на развитие его творческих способностей, включают в себя лепку из пластилина, рисование, создание аппликаций, вырезание из бумаги и конструирование. Для малышей 2 лет лучше всего подойдут такие упражнения:

  1. Рисование спиралей, кругов и линий, создание узоров. Всё это можно делать карандашами, кисточкой и красками, пальцем, мелками или даже палкой, если вы рисуете на снегу или песке.
  2. Дорисовывание недостающих деталей. Например, листья для дерева, стебельки для цветов, дым из трубы и другие простые рисунки.
  3. Ставим печати с помощью губки, картошки и других вещей.
  4. Лепим из пластилина шарики, колбаски, кружочки, размазываем его по бумаге или оставляем на нём печати.
  5. Лепим из теста, режем его и вырезаем с помощью формочек.
  6. Создаём аппликацию из бумаги или ткани. Это может быть аппликация из нескольких объектов, из частей одного объекта или же создание абстрактной картины.
  7. Строим из конструктора дома, мосты, заборы и другие сооружения.

Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года

Если вы не умеете хорошо рисовать, то распечатайте на обычной бумаге найденные в интернете рисунки, к которым нужно будет добавить недостающие элементы.

Социальное

Общение с ровесниками очень важно для ребёнка 2 лет. В этом возрасте он тянется к другим и пытается всё за ними повторять. Именно поэтому нужно научить малыша:

  • знакомиться и проявлять симпатию к другим детям, а также играть вместе с ними;
  • жалеть других людей, когда они плачут, ударились или заболели;
  • делиться или же меняться игрушками.
Читайте также:  Как весело отпраздновать день рождения ребенка 2 года

Развивать коммуникативные навыки крохи можно самостоятельно или же с помощью специальных программ которые подготовят малыша к детскому садику и научит его ладить с другими людьми.

Помимо общения, малышу также необходимо приобретать бытовые навыки. Вместе с двухлетним ребёнком можно выполнять следующие действия:

  • поливать цветы;
  • вытирать разлившуюся воду;
  • мыть руки мылом и вытирать их после этого;
  • убирать за собой со стола;
  • складывать игрушки на место;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно.

Приблизительное расписание занятий на неделю

Занимаясь развитием малыша, главное, не переусердствовать. Малышу должны быть интересны упражнения, а это означает, что нельзя выполнять одно и то же занятие с ребёнком 2 лет каждый день, так как в итоге это может просто надоесть ему. Чтобы этого не случилось, необходимо составить расписание занятий. Такой план не только позволит родителям не перегрузить ребёнка, но и убедиться в том, что вы ничего не упустили, и малыш хорошо развивается.

Раздаточный материал для занятий с ребенком 2 года

Развивающие занятия для детей 2 лет. Приблизительный план:

ПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСубботаВоскресенье
Мелкая моторикаКрупыГимнастика для пальцевШнуровкаПрищепкиПрищепкиПесокНаклейки
Сенсорное развитиеТёплое и холодноеМатериалыВкусыШершавое и гладкое
ПознавательноеПазлыПоиск картинки по её кусочкуПоиск тенейВиды домашних животныхЦвета и сортировка предметов по нимВремена годаПоиск игрушки
РечевоеКривляниеОбсуждаем картинкуЧтение сказокОбсуждение прочитанногоРазыгрываем сказкуЧтение стиховЗадувание свечей
СоциальноеОбщаемся с другими деткамиИгры в песочницеГости. Идём в гости или принимаем у себя
ТворческоеАппликацияЛепка из пластилинаРисуем краскамиРаскрашиваниеЛепка из теста
МузыкальноеДетские песниПениеКлассическая музыкаМузыкальные инструменты
ФизическоеИгры в мячБег с препятствиямиПрыжкиХодьба на рукахИгра в улиткуЗанятие с фитоболомХодьба по линии

Это только приблизительный план. Вам же, для того чтобы заниматься развитием ребёнка 2 лет самостоятельно, при составлении распорядка потребуется учесть характер малыша, его интересы и умения, а также цели, которые вы преследуете.

Кроме того, в составленном вами расписании желательно отметить те занятия, которые вы считаете наиболее важными, и не готовы их пропустить. Также следует определить те виды развития, которые вы считаете обязательными для своего малыша. По ним занятия могут проходить и 5-7 раз в неделю. При этом не нужно занимать занятиями всё время малыша. Пусть в его распорядке дня будет место и для самостоятельных игр.

После того как вы позанимаетесь с ребёнком по этому расписанию несколько недель, вы сможете проанализировать результаты занятий и то, насколько был выполнен план. Если вас что-то не будет устраивать в полученных результатах, вы сможете заменить некоторые занятия, добавить их или же убрать.

Источник

В наши дни издаётся множество разнообразных книжных пособий, помогающих развивать мышление детей. Выходят целые серии с разделением по возрастам. Глаза разбегаются — хочется взять и то, и другое. Главное, конечно, не просто купить, а всё-таки применить по назначению. 🙂

Я тоже приобрела несколько изданий такого рода. Не скажу, что занятия по ним носят у нас регулярно-систематический характер, но обращаемся мы к ним довольно часто. Это очень удобно. Ведь мы, взрослые, не всегда знаем, на что обратить внимание ребенка, на чём сфокусироваться, какие вопросы задать.

Расскажу о нескольких развивающих книгах и тетрадях из нашего арсенала. Приведу их плюсы и минусы (на мой субъективный и непрофессиональный взгляд).

1. Ольга Земцова «Грамотейка. Интеллектуальное развитие для детей 2-3 лет».

Плюсы

1. Довольно толстая книжечка — 127 страниц. В ней содержится 31 занятие по 4 задания в каждом. То есть пособие не на неделю-другую, а для длительной работы (у нас на её неспешное освоение ушло более полугода).

2. Одна страница — одно задание. Поэтому иллюстрации крупные, что очень удобно для работы с малышами.

3. Задания в целом разнообразные (хотя встречаются и однотипно-повторяющиеся).

4. Методика направлена на развитие не только мышления, но и памяти, речи, математических навыков. Есть задания на тренировку руки (раскрасить, обвести).

5. Книга охватывает множество самых разных тем. А значит, она развивает не только мышление, но и эрудицию. Каждое из занятий (а их, повторю, 31) посвящено отдельной теме (и все задания вращаются вокруг неё).

Например: тема шестого занятия — море. Первое задание — найти, чем два кораблика отличаются друг от друга. Второе задание — определить, каких рыбок больше: больших или маленьких. Третье задание — рассказать, чем занимаются дети на рисунке (изображён песчаный пляж). Четвертое задание — дорисовать волны под корабликом. Потренировали мышление, поучились считать, поработали над речью, порисовали — и заодно поговорили о море, пляже, кораблях. Вспомнили, как сами отдыхали, или помечтали о будущем отпуске.

6. В конце пособия размещён подробный перечень того, чему должен научиться ребенок от 2 до 3 лет. На него можно ориентироваться, отмечая достижения и пробелы, которые нужно заполнить.

7. Невысокая цена.

Читайте также:  Касторовое масло для очищения кишечника ребенку 2 года

Минусы

1. Отсутствие плавного перехода от простого к сложному. В одном занятии, даже в середине и в конце книги, могут соседствовать задания разных уровней: лёгкие для ребенка до 2 лет и сложные даже для новоиспечённых трёхлеток.

2. Иллюстрации будто перекочевали из книг и журналов 30-летней давности. Такое ретро всё же на любителя.

3. Переплёт оставляет желать лучшего: страницы отваливаются, книга просто сыпется на глазах.

Итог. Рекомендую как базовое пособие, но желательно дополнить его другими.

2. Наталья Лялина, Ирина Лялина «Я могу находить решения. Логика и изобретательность. Рабочая тетрадь для детей 2-3 лет».

Плюсы

1. Хорошее качество издания. Большой формат и гладкие, очень плотные перекидные страницы на пружине. Это делает работу с пособием удобной и приятной.

2. Охвачено множество самых разных тем — есть о чём поговорить с ребёнком в ходе развивающих занятий.

3. Иллюстрации очень яркие, позитивные.

4. Одно задание — на страницу. Поэтому иллюстрации крупные — можно сосредоточиться на деталях.

5. Пособие сопровождается замечательными наклейками (их 40 штук). Они нужны для выполнения некоторых заданий.

6. Многие задания требуют создания классической аппликации: нужно вырезать детали и приклеить их с помощью клея.

7. Встречаются нетривиальные задачи.

Минусы

1. Иллюстрации — компьютерная графика из фотобанков. Картинки часто нереалистичны, непропорциональны, детали не всегда полностью понятны.

2. Задания в большинстве своём довольно простые. Направлены на детей где-то с 2 до 2,5 лет. Для ребёнка 3+ будет слишком легко.

3. Довольно высокая стоимость пособия.

Итог. К покупке необязательно, но и не бесполезно.

3. Марк Беденко «Развивающие задания. Логика. Тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет».

Плюсы

1. Большое количество заданий на такую тонкую тетрадь (20 занятий по 5-6 задач в каждом).

2. Задания в большинстве своём нетривиальные, необычные — их не встретишь повсеместно в других аналогичных пособиях.

3. Учебная часть дополнена действительно полезными рекомендациями автора и подробными методическими выкладками.

4. Автор советует не просто давать ребенку задачу из книги, а обыгрывать ситуацию, моделировать её. Он рекомендует возвращаться к заданиям снова и снова: в игре, при чтении, на прогулке. Эти советы автора оказались очень важны для меня — я несколько иначе взглянула на учебно-развивающий процесс.

5. Яркие понятные иллюстрации.

Минусы

1. Поскольку на одной странице располагается сразу несколько заданий, иллюстрации к ним являются довольно мелкими.

2. 100+ задач — кажется, что это много. Но почти все они повторяются по несколько раз, только с изменёнными вводными. Это и неплохо — есть возможность глубоко отработать определённое логическое умение. То есть минус этот, конечно, не совсем минус. Просто в рассмотренных выше пособиях такого нет.

Итог. Очень рекомендую.

4. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка. Математика для детей 3-4 лет».

Плюсы

1. Пособие помогает легко и просто научить ребёнка счёту до трёх.

2. Однако основное содержание книги — не арифметическое, а логическое. Задания дают возможность подумать, поговорить, обсудить, порассуждать, потренировать навыки мышления. Представлены задачи следующих типов: найди лишнее, найди общий признак, найди отличительный признак для каждого предмета, определи суть последовательности и продолжи ряд и т.д. Также уделено достаточно много внимания ориентации в пространстве (под, над, право, лево и т.д.).

3. Задания, как правило, развёрнутые. Можно не выполнять всё за раз, а позже снова возвращаться к задаче.

4. Заданий много — в пособии 32 страницы по 5-6 задач на каждой. То есть их больше 160. А учитывая, что к одному заданию можно возвращаться несколько раз, книга выходит весьма «долгоиграющей».

5. Обращает внимание чёткая структура пособия: всё разделено по темам, как в учебнике.

6. Многие задания в начале книги предполагают выполнение аппликаций (есть материал для вырезания в Приложении). Также для работы с книгой почти всегда требуется карандаш: нужно либо дорисовать, либо раскрасить, либо обвести.

7. Издание содержит рекомендации авторов и подробные методические комментарии к каждому заданию, что делает работу с книгой очень удобной и эффективной.

Минусы

1. Иллюстрации не назовешь современными. Им к тому же не хватает четкости, яркости.

2. Поскольку на одной странице представлено сразу несколько заданий, иллюстрации к ним бывают довольно мелкими.

3. Некоторые задачи ну очень пространные. Один вопрос наслаивается на другой, указания нанизываются друг на друга. Такой себе «спутанный клубок», распутывать который трёхлетке довольно сложно. И непонятно, зачем. Например: «В синий мешочек положи столько треугольных конфет разного цвета, сколько показывает число на пакете. В жёлтый мешочек положи столько же круглых конфет одного цвета». Ребенок, пока разберётся, что от него требуется, уже устаёт.

4. Невысокое качество самого издания. Бумага хоть и достаточно плотная, но сероватая, шершавая. Цвета печати невзрачные, грязноватые.

Ещё мне показалось, что в «Игралочке» как-то слишком часто встречаются задания типа «Найди лишнее».

Итог. Можно покупать, можно не покупать.

Источник