Рассказы с заданиями для развития речи ребенка
Картотека заданий (рассказов)
на развитие связной речи № 1
Снеговик
Дети на прогулке лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, второй комок поменьше, третий еще меньше. Потом на большой комок положили средний комок, а на средний — маленький. Вместо глаз вставили угольки, вместо носа морковку, вместо рук — ветки. Вместо шапки — надели старое ведро. Забавный получился снеговик!
Вопросы.
- Кого вы видите на картинке?
- Что делает мальчик, девочка?
- Как дети лепили снеговика?
- Что у снеговика вместо глаз, носа, шапки?
- Какой получился снеговик?
Творческие задания:
1) Закончить предложение по аналогии: Вместо рук у снеговика ветки….
- Составить рассказ от 1-го лица множественной числа
- Составить план рассказа.
- Придумать продолжение рассказа.
Выращиваем помидоры
Наступила весна. Дети высадили рассаду помидоров на грядку. Летом они поливали рассаду, подвязывали стебли. Выросли из рассады кустики. Осенью на них созрели крупные красные помидоры.
Вопросы.
I) Когда сажают рассаду? Какую рассаду посадили дети? 2) Что делали летом на огороде? Откуда дети брали воду для полива рассады?
Творческие задания:
1) Составить аналогичный рассказ без опоры на серию картинок о выращивании огурцов
2) Составить рассказ от 1-го лица
3) Придумать продолжение рассказа.
Кормушка для птиц
Наступила холодная зима. Голодно птицам в саду. Дети попросили дедушку сделать кормушку для птиц. Принесли дощечки, молоток, гвозди. Когда кормушка была готова, дети повесили ее на березе и насыпали корм: крупу, семечки, хлебные крошки. Дети спрятались за елку и стали наблюдать. Сначала на кормушку прилетели воробьи, потом синицы. Птицы быстро клевали корм.
Вопросы.
1) Почему птицам голодно зимой?
2) Из чего дедушка сделал кормушку?
3) Куда дети повесели кормушку?
4) Почему дети спрятались за елку?
5) Что делали птицы?
Белка Е.Чарушин
Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет. И прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.
Вопросы.
Почему белка не боится холода? Почему белка не боится охотников летом?
Что делает белка летом?
Что делает белка зимой?
Творческие задания.
- Рассказать о жизни белки в лесу летом.
- Закончить предложения: Не страшен белке…. и т.д.
3) Подобрать эпитеты к словам: белка (какая?), шубка беличья (какая?) серенькая, теплая, пушистая.
4)Образовать притяжательные прилагательные, составить предложения, найдя ошибки художника: У волка беличий хвост, а у белки — волчий
Осенью в парке
Наступила золотая осень. Листья на деревья падают на землю. Земля становится похожей на красивый ковер. Дети вышли на прогулку в парк. Все ищут самые красивые листья. Один мальчик собрал букет из разноцветных листьев и подарил девочке.
Вопросы.
1) Какое время года изображено на картине?
Почему
- Где гуляют дети?
- Зачем дети собирают листья?
Творческие задания:
I) Подобрать определения к словам: осень (какая?) солнечная, золотая, дождливая, щедрая, урожайная;
листья (какие?) разноцветные, красивые
- Рассказать от I-го лица.
- Изменить концовку рассказа.
Кошка Е.Чарушин
Кошка Маруська… в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, Песенки поет — мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Вопросы.
Кого поймала кошка Маруська? Что делает кошка? Почему? Кто есть у кошки? Что делает котеночек?
Творческие задания.
- В пересказе дать описание кошки и котенка.
- Придумать начало рассказа.
3) Составить загадку про кошку.
Хорошие соседи
Около дома росли высокие березы. На одной березе в скворечнике поселились скворцы. На другой березе свили гнездо грачи. Однажды скворцы улетели за кормом для своих птенцов. А вот кот
Васька тут как тут. Подбежал к березе и стал забираться по стволу вверх. Грач увидел, что кот подкрадывается к скворечнику. Налетел на кота и ударил его своим крепким клювом. Кот жалобно замяукал, сорвался с дерева, упал на землю, вскочил и бросился наутек.
Вопросы.
1) Где поселились скворцы?
2) Где жили грачи?
3) Кто подкрадывался к скворечнику?
4) Как грач защищал птенцов скворцов?
Творческие задания:
1) Назвать отличительные признаки весны
2) Подобрать слова-действия к названию птиц и деревьев: почки, птицы и т.д.
3)Придумать начало рассказа
4)Придумать название рассказа
Собака Е.Чарушин
У Шарика шуба густая, теплая, — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки, — просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не пускает, — за это все его любят да сытно кормят.
Вопросы.
Где живет Шарик?
Какая шуба у собаки?
За что любят Шарика?
Творческие задания.
- Рассказать от 1 -го лица о своей собаке.
- Составить описание собаки.
Придумать продолжение рассказа
Заяц. Я.Чарушин
Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.
Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь любой цветочек с медом откуси. Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.
Вопросы.
Какая у зайца шуба зимой? Как шуба спасает зайку? Почему зайка ждет лета? Какая шубка у зайки летом? Когда охотники охотятся на зайцев?
Творческие задания.
1) Придумать рассказ о зайце, который жил в лесу около дачи.
2) Вставить пропущенные предлоги
3) Составить слова с разными приставками
Заяц и черепаха
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно. Бегать-то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.
Вопросы.
О чем поспорили заяц и черепаха? Что делала черепаха? Что делал заяц?
Почему черепаха оказалась первой у цели?
Творческие задания.
- Придумать по аналогии сказку про лису и ежа.
- Составить словесный портрет зайца, черепахи.
Инсценировать сказку
Как голубь учился гнездо вить
Как-то раз позвал к себе голубь дрозда, просит научить гнездо вить. Прилетел дрозд к голубю и начал гнездо вить. Притащил несколько соломинок, уложил их, а голубь тут же взлетел, уселся на гнездо и начал вертеться, приговаривая:
-Могу, могу, могу! Рассердился дрозд и сказал:
— Ну, коли сам можешь, чего же просишь? — и улетел восвояси.
А голубок гак и не знает, как дальше гнездо вить. Притащил несколько соломинок, вот и все его гнездо.
Вопросы.
Зачем голубь позвал дрозда?
Почему дрозд улетел?
Какое гнездо сделал себе голубь?
Творческие задания.
- Придумать другую концовку сказки.
- Инсценировать сказку
Дружба
Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они играли на небольшую полянку и там угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик морковку, капусту. Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку ели. Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидели зам зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, a 6елый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а это была серая. Но нас тупит лето, и они снова узнают друг друга.
Творческие задания.
1) Ответить на вопрос, почему они узнают друг, только летом?
2) Придумать продолжение сказки.
3) Пересказать сказку по опорным предметным картинкам
4) Подобрать предметные картинки, назвать, кто из животных, где живет: лиса в норе, белка — в дупле и т.д.
Храбрая курица
Курица Хохлатка вывела цыплят во двор. Цыплята бегают травке, весело пищат, червяков ищут. Вдруг прилетела ворона, хочет цыпленка украсть. А Хохлатка заквохтала, крылья растопырила, цыплята быстро под ними спрятались. Долго ворона сидела на заборе, но осталась ни с чем, так и улетела голодная.
Творческие задания.
I) Определить, соответствует ли название рассказа его содержанию. Уточнить название.
2) Определить и назвать части тела птиц (туловище, голова, холок, хвост, крылья, перья, клюв, когти)
3) Подобрать слова с противоположным значением: быстро — медленно, высоко — низко, громко — тихо, весело — грустно и т.д.
Храбрые щенята
Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Увидели желтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.
— Давай лаять, — говорит один щенок.
— Давай, — согласился другой щенок. Залаяли щенки. А круг поднимается все выше.
— Испугался! — радуется первый щенок.
— Убегает! — говорит другой щенок.
Весело лают щенки.
Творческие задания.
) Придумать название рассказа.
- Назвать детенышей домашних животных.
- Образовать форму множественного числа от формы единственного числа:
теленок — телята, жеребенок — жеребята и т.д.
Для чего руки нужны.
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
- А еще для чего? — спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
- А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать.
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал.
Только он маленький был и обо всех других людях по своим
рукам судил, а не по трудовым рабочим рукам, которыми всю
жизнь, весь белый свет держится.
Творческие задания.
1) Закрепить употребление сложноподчиненного союза
«чтобы», называя части тела человека и животных и действий
выполняемые ими.
2) Составить предложения по опорным предмет
картинкам: Бабушка, кресло. — Бабушка сидит в кресле. Девочка, трамвай. — Девочка едет на трамвае.
3) Распространение составленных предложений: Бабушка сидит в мягком зеленом кресле.
Источник
Предложенные ниже рассказы являются прекрасным материалом для занятий по развитию речи. С каждым из них можно провести работу по одному или нескольким направлениям.
Прежде всего, следует научить детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту. Вторым этапом освоения предложенного материала является обсуждение затронутой в рассказе темы. Третьим вариантом работы с текстом может стать его пересказ. Четвёртый вариант приемлем для старших дошкольников и младших школьников, речь идёт о самостоятельном прочтении предложенных рассказов.
Зима
Самое холодное время года – зима. На пожелтевшую траву ложится пушистый снег. Реки и озёра сковывают морозы. Животным и птицам сложно найти для себя пищу. Люди могут им помочь – сделать кормушки.
Дети зиму очень любят. Толя и Петя бросаются снежками, Данил и Егор лепят снеговика. Маленький Боря катается на санках, а Инна и Мила бегут на лыжах.
Весна
Солнце согрело землю. Растаял лёд, зажурчали ручьи. Птицы вернулись из жарких стран. Скоро появятся у них птенцы. Заяц сменил белую шубку на серую. Лиса бегает по лесу, вынюхивает свою добычу. Волчица учит охотиться волчат. Медведь вылез из своей берлоги. На первые цветы прилетели пчёлы и бабочки.
Лето
Лето – любимое время года детей. В саду созревают ягоды. Ира и Марина собирают спелые ягоды в корзинку. Мама помоет ягоды и сварит вкусное варенье. Когда придёт зима, всей семьёй будут пить они чай и лакомиться вареньем.
Осень
Осенью на полях и в садах убирают урожай. Игорь и Степан копают картофель. Лена собирает фасоль. Тима выдёргивает морковь и свеклу. На яблонях в саду много плодов. Рита и Денис собирают их в корзинку. Полина и Артём срывают сливы. Осень в этом году щедрая!
Поход в зоопарк
На каникулах мы ходили в зоопарк. Там живут разные звери. В огромном вольере львица играл с львенком. В небольшой клетке зайчиха и заяц лакомились капустой с морковью. В тени дерева спала волчица с маленькими волчатами. Неспешно прогуливалась по аквариуму черепаха. Красивый хвост павлинов очень понравился девочкам.
Прогулка в лесу
Лес полон грибов и ягод. Никита и Вася решили собрать их. Из дому мальчики взяли корзинку и лукошко. Грибы собирали в лукошко, а ягоды клали в корзинку. Неожиданно тучи закрыли солнце. Грянул гром. Крупные капли дождя забарабанили по листьям. Мальчики переждали грозу в доме лесника. Дождь скоро закончился. Снова засветило солнышко. Никита и Вася с ягодами и грибами поспешили домой.
За грибами
После дождя в лесу много грибов. Олег разглядел подберёзовик недалеко от белой березы. В траве под листом ждал Дениса гриб-боровик. Под сосной хотел спрятаться от Вити маслёнок. Так гриб за грибом дети набрали полные лукошки. Они были рады вернуться домой не с пустыми руками.
Летний отдых
На летних каникулах все дети отдыхают. Арина, Коля и Миша ездили этим летом в Крым. Дети загорали, купались, ходили на экскурсии в дельфинарий и зоопарк. Мальчики ловили рыбу, а девочки собирали ракушки. Все нашли себе занятие по душе. Ещё долго они будут вспоминать свои каникулы.
Разноцветные бабочки
Наступила весна. Яркое солнце освещало землю. На лугу распустились цветы. На их аромат слетелись разноцветные бабочки: чёрная, жёлтая, белая и красная.
Прятавшийся в траве воробей захотел их съесть. Бабочки не испугались и спрятались на цветах. Красная бабочка спряталась в мак. Белая бабочка сложила крылышки на ромашке. Чёрная бабочка притворилась веточкой дерева, а жёлтая бабочка нырнула в одуванчик. Долго кружил над цветами воробей, но так и не сумел разглядеть четырёх подружек.
Подвиг Вовы
Лиле и Вове подарили котёнка. Был он маленький, серый с белым пятнышком на лбу. Дети котёнка любили, поили молоком, играли с ним.
Однажды пошли Лиля с Вовой на улицу и взяли котёнка с собой. Вдруг в небе показался самолёт, дети стали рассматривать его. О котёнке совсем забыли, он остался сидеть один на тротуаре.
Вдруг кто-то резко и громко закричал: «Фу! Фу!». Оглянулись Лиля с Вовой и увидели двух собак, спешащих к маленькому котёнку. Котёнок не знал, что они могут его схватить, и не боялся.
Вова не испугался собак, он подбежал к котенку и закрыл его собой от собак.
Пушок и Мушка
У Паши был щенок Пушок. У Маши жила кошка Мушка. Пушок обожал грызть кости, а Мушка ловила мышек. Пушок любил спать у Пашиных ног, а Мушка спала только на кушетке. Маша решила сшить Мушке подушку. Будет Мушка теперь спать на своей подушке.
Поход
Тарас, Богдан и Остап решили отправиться в поход. Взяли они с собой булку, яблоки и колбасу и направились по тропинки к реке. На реке ловили рыбу рыбаки. Мальчики попросили переправить их через реку. Рыбаки помогли ребятам. На другом берегу друзья решили устроить привал. Тарас насобирал веток. Остап развёл костёр, а Богдан приготовил из булки и колбасы бутерброды. Дети поели у костра. Когда стало смеркаться, они отправились домой.
Ласточки
Ласточки живут в городах и сёлах. Под крышами домов строят они свои гнёзда. Там высиживают птенцов. По очереди вылетают они за насекомыми. Когда появляются птенцы, мама и папа в клюве приносят им комаров или бабочек. Подросшие малыши учатся летать.
В конце лета стаи ласточек покидают родные места, чтобы перезимовать в тёплых краях.
Дружок
У Максима и Саши есть щенок Дружок. Мальчики хотят вырастить из него настоящую служебную собаку. Каждый день занимаются они с Дружком. По команде Дружок сидит, лежит, несёт в зубах палку. Дружок радостно откликается, когда кто-то из ребят зовёт его играть. Саша, Максим и Дружок – настоящие друзья.
Больной ёжик
Однажды в саду Тома и Дина нашли маленького ёжика. Он не убегал, лежал и тяжело сопел. Девочки поняли, что ёжик заболел. Они осторожно положили его в лукошко и забрали домой. Дома ёжика угостили молоком. Утром девочки отнесли ёжика в школу, в живой уголок. Там уже живёт хомячок, попугай, черепаха и мышонок. Учитель Дмитрий Петрович заботится о них. Он знает, как помочь ёжику.
Утёнок
Была у старушки курочка. Принесла однажды старушка в корзинке яички и оставила в дальнем уголке двора. Курочка пришла и стала высиживать яички. Никуда не отлучалась курочка, только иногда бегала водички глотнуть и зёрнышек поклевать. Через время стали выклёвываться цыплята. Стукнет цыплёнок по скорлупке, расколет её, выскочит и побежит искать червячка.
Долго не мог один птенец расколоть свою скорлупу. Помогла ему курочка. Но оказалось, что в яичке том не цыплёнок, а утёнок. Вылез он из скорлупы и побежал на речку купаться. А курица бегает по берегу и квохчет, волнуется, вылезать зовёт.
Повар
У Иры мама повар. Каждое утро спешит она на работу – в столовую. Там включает огромные плиты, ставит на огонь большие кастрюли с водой. Чистит несколько килограммов картошки, килограмм моркови и лука, чтобы сварить вкусный борщ или суп. Замешивает в большом тазу тесто, готовит начинку. Ставит в печь пироги.
В обед придут в столовую рабочие, Ирина мама накормит их супом, угостит пирогом. Сытые и довольные пойдут рабочие в свои цеха.
Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.
Источник
Картотека рассказов для пересказа
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя — в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя — урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.
2. Беседа.
— О ком этот рассказ?
— Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
— Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
— Что выращивал в саду Ваня?
— А что в огороде Костя?
— Кто мешал Ване? А кто Косте?
— Как можно назвать гусениц и галок?
— Кто помог Ване избавиться от гусениц?
— А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
— Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
ДОБРАЯ УТКА (В. Сутеев)
Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!
1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл гулять?
Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?
Что умеет делать утка с утятами?
Чего не умеет делать курица с цыплятами?
Что придумали птицы?
Почему про утку сказали добрая ?
Птицы переплыли речку в полминутки ,что это значит?
ГОРКА (Н.Носов)
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
1. Ответить на вопросы:
Что делали ребята?
Где был в это время Котька?
Что случилось, когда ребята ушли?
Почему Котька не смог подняться на горку?
Что тогда он сделал?
Что же случилось, когда прибежали ребята?
Как поправили горку?
Кошка (Автор: Е.Чарушин )
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Ответить на вопросы:
Как зовут кошку?
Кого она поймала?
Чем ее покормили?
Сколько котят у кошки?
Что делает котенок?
Кошка какая?
Сытая, довольная, мурлычащая.
А котенок какой?
Маленький, играющий, фыркающий.
Бабочка
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.
Ответить на вопросы:
Какое было время года?
От кого пряталась бабочка?
Что помогло ей спастись?
Как можно назвать бабочку? (находчивой)
Пересказать рассказ.
Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг…)
Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка…)
Как Саша первый раз увидел самолет
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажный кораблик. Вдруг вверху что – то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а кораблик уплыл.
Задания: 1.Ответить на вопросы: Какое было время года?
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?
2. Подобрать определения к словам: Весна(ранняя, поздняя, теплая…); самолет(большой
, красивый, серебристый…);кораблик(бумажный…)
3.Объяснить значение сложного слова самолет; привести примеры других сложных слов.
4.Пересказать
КОСТОЧКА. (Л.Н.Толстой)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
1. Ответить на вопросы:
Как звали главного героя?
Что купила мама детям?
Почему Ваня съел сливу?
Когда мама обнаружила пропажу?
Что спросил отец у детей?
Почему он сказал, что можно умереть?
Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?
Почему мальчик заплакал?
Правильно ли Ваня поступил?
Жалко ли вам мальчика или нет?
Как бы вы поступили на его месте?
Зима
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, коньках, санках.
Ответить на вопросы: Какое время года наступило?
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают зимой дети? (Ответы полным предложением)
Объяснить значение словосочетаний: деревья голые, кругом лежит снег.
Подобрать определения к словам:
Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый,, легкий;
Коньки(какие?) –железные, острые, детские, блестящие.
Повторить, кто где живет: белка – в дупле, лошадь -…, собака-…,медведь-…
Снежная баба
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову снежной бабе надели шапку.
Ответить на вопросы: Кого слепили дети из снега?
Сколько они сделали комков?
Что прилепили бабе?
Что воткнули ей в руки?
Что сделали потом?
Что надели бабе на голову?
Предвестники весны
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Ответить на вопросы: Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко зимой?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
2.Как можно сказать про зиму? Она была какая?
Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое?
Прилетели грачи
Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом лежит снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют грачи свои гнезда на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Объясни значение словосочетаний: вить гнезда; вершина дерева; выводить птенцов.
Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной к нам первыми?
Что они сразу начинают делать?
Где они вьют свои гнезда?
Когда они выводят птенцов?
3.Образовать множ. число от существительных: грач – грачи, гнездо -…,корень-…
Птенец-…, дерево-…, ствол-…,пень-…
4.Пересказать.
Лето
Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни – в лиловых колпачках, другие –в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.
Ответить на вопросы:
С чем сравнивает автор цветы?
Как вы думаете, какие цветы изобразил он?
Видели вы их? Расскажи о них.
Осень
Осенью на деревьях желтеют листья. Часто дуют ветры, и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.
Объяснить значения словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.
Расскажи, чем отличается осень от весны.
Какие птицы улетают в дальние края? Как называются такие птицы?
Образовать множ. число от существит.:дерево- деревья,лист -..,дождь -…,ствол-…,ветер -… .
Подобрать с лова – действия: лист – желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается.
Пересказать.
Осень
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.
Объяснить значение словосочетаний: моросит дождь, земля похожа на ковер, тучи гуляют.
ответь на вопросы: Какая осенью погода?
Какой осенью идет дождик?
Откуда падают листья?
Какие птицы улетели? Куда они улетели?
Работа в огороде
Наступила осень. Люди работают в полях и огородах. Они выкопали картофель, убрали с полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Зато собрали большой урожай овощей.
Задания:
Где работают люди?
Что они собрали?
Как одним словом можно назвать лук, морковь, репу, свеклу и огурцы?
Где растут овощи?
Пересказать текст.
Измени слова (Что делают? –Что сделали?):
Собирают – собрали носят – принесли высыпают- высыпали
Дружок
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.
Объясни значение словосочетания: стадо овец, отбил овечку.
Назови домашних животных. А теперь диких. Чем они отличаются?
Перескажи текст.
Запасливый еж
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж носил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
ответь на вопросы: Кто жил в лесу?
Куда приходил еж ночью?
Что он делал с яблоками?
Куда он относил яблоки?
Что еж заготавливал на зиму?
Ёж и заяц
Зайцу не нравился еж. На еже колючее платье, а у зайца мягкая шкурка. Только эта шкурка не спасет зайца от врагов. А колючки сохраняют ежу жизнь.
1.Как спасает ежа от врагов колючее платье?
2. Что спасает от врагов зайца?
3.Назови детенышей зайца, волка, медведя, лисы, белки
Медведь
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как –то вкось, потому его и называют косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
Составить рассказ – описание медведя.(пересказать текст)
Вспомнить загадки про лесных зверей.
Источник