Рассказать о пушкине ребенку 5 лет

Рассказать о пушкине ребенку 5 лет thumbnail

Рассказать о Пушкине дошкольнику и просто и трудно. Просто – потому, что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно – потому, что современному дошкольнику надо рассказать так, чтобы увлечь его жизнью и творчеством этого великого человека. 

Надеемся, что не большая подборка материала по данной теме поможет Вашему малышу увлечься Пушкиным с детства!

Родителям рекомендуется: начать знакомство с поэтом рассказом о его детстве; чтением произведений: «Сказка о рыбаке и рыбке», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» — «У Лукоморья дуб зеленый….», отрывок «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» – «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет….»; разъяснением значения устаревших и непонятных слов для дошкольника в произведениях Пушкина; побывать с ребенком в местах в Москве, связанных с именем Пушкина.

Любимый сказочник в детстве

26 мая на одной из окраинных улочек Москвы у майора Сергея Львовича Пушкина

родился сын-Александр. Кудрявый мальчик Саша, как и другие дети, был упрям, грыз ногти, и в то же был диковат и непохож на других детей. Предками Александра были известные в истории бояре, воеводы, храбрые воины. Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметики, истории и др. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы была книга. Читал Александр много и жадно.
В гостях у Пушкиных бывали виднейшие писатели и поэты: Н.М.Карамзин, К Н Батюшков, В.А.Жуковский; вечера проходили в увлекательных разговорах и шумных спорах. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых. Он рано начал пробовать свои силы: «На восьмом году возраста он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей». В девять лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.
 

Бабушка Александра — Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна рассказывали ему сказки, познакомили с добрыми волшебниками и злыми колдуньями, с прекрасным миром поэтического народного вымысла.
К Арине Родионовне поэт испытывал истинное родственное чувство, любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой». Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Позднее со слов няни поэт записал семь сказок и несколько песен, Няне он посвятил стихотворение «Зимний вечер».

Игра «Доскажи словечко».

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный …..
(рожок)

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех …..
(румяней и белее?)

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу …..
(звезда горит.)

Игра «Кто такой?» — герои в сказках Пушкина

Витязь – отважный воин
Леший – хранитель и хозяин леса
Колдун – это человек, который имеет мистические способности
Богатырь – герой, совершающий воинские подвиги
Кощей – злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия

Игра «Объясни слово»
лукоморье (морской залив)
супостат (враг)
явства (еда, пища)
сенная девушка (служанка)
толоконный лоб (глупый человек)
душегрейка (теплая кофта без рукавов)
перст (палец)
оброк (деньги, по Пушкину)
горница (комната)
полба (каша из пшеницы)
Чернавка (служанка)
чупрун (чуб)
град (город)
соболья душегрейка (кофта без рукавов)

Именем великого поэта в Москве названы:
Одна из центральных площадей столицы …..
Станция метрополитена ……
Музей изобразительных искусств ………
Московский драматический театр ……

Посмотрите мультфильмы с детьми и побеседуйте об увиденном

«Сказка о рыбаке и рыбке» здесь >>>

«У Лукоморья дуб зеленый …» здесь >>>

Источник

Марина Рощина
Проект для детей дошкольного возраста 4–5 лет «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина.

2. Обогатить словарный запас детей и познакомить с новыми словами и понятиями.

3. Развивать творческие способности детей средствами разных видов художественно-продуктивной деятельности по сюжетам прочитанных произведений.

4. Привлечь внимание родителей воспитанников к вопросу необходимости знакомства с произведениями русской литературы для детей.

Актуальность:

Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение сказок и стихов А. С. Пушкина неоспоримо. Творчество А. С. Пушкина является образцом высокий культуры речи, дефицит которой особенно остро ощущается в современном мире. Читают ли дети вместе с родителями А. С. Пушкина? Понятен ли детям язык произведений великого классика? Насколько интересны сказки Александра Сергеевича нашим воспитанникам, и как сделать так, чтобы дети знали, понимали и любили произведения гения русской литературы? Такие вопросы поможет решить нам этот проект.

Участники проекта

: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Читайте также:  Как делать ингаляцию с лазолваном ребенку 5 лет

Длительность:

краткосрочный (1 неделя)

Цель проекта:

Развитие познавательного интереса, эстетического вкуса и творческих способностей ребёнка через знакомство с творчеством А. С. Пушкина.

Задачи проекта:

Дети:

— познакомить с творчеством А. С. Пушкина;

— способствовать накоплению эстетического опыта и новых знаний, читая и обсуждая литературные произведения;

— воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

— обогащать и расширять словарный запас детей.

— развивать артистические способности;

— развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

— формировать навыки сотрудничества;

— побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Родители:

— создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

— развитие совместного творчества родителей и детей;

Воспитатели:

— изучить степень заинтересованности детей и родителей к произведениям А. С. Пушкина.

— пропагандировать важность для современных детей лучших образцов русской литературы среди родителей.

Необходимые материалы:

-сборники сказок А. С. Пушкина;

-иллюстрации к сказкам;

-репродукции картин, рисунков;

-фотографии по биографии А. С. Пушкина;

-аудиозаписи сказок А. С. Пушкина;

-дидактические игры; загадки по сказкам;

словарь в картинках по сказкам Пушкина.

-выставки книг, рисунков, поделок;

-диафильмы и мультфильмы по сказкам Пушкина.

-методическая литература.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данного проекта у детей и родителей повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению литературы, узнаванию нового. Обогащается детский эмоциональный и чувственный опыт, словарный запас. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества.

Продукт проекта:

Мини-библиотека книг А. С. Пушкина.

Поделки по сказкам А. С. Пушкина.

Участие в муниципальной выставке «Бумажная фантазия» по сказкам А. С. Пушкина.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

-Анкетирование родителей.

-Консультация для родителей: «Мы читаем сказки А. С. Пушкина»

-Акция для родителей: Пополнение библиотеки группы произведениями А. С. Пушкина. -Оформление книжной выставки. Размещение портрета А. С. Пушкина

-Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; материала для ручного труда

2 этап — творческий. Формирование знаний, умений, навыков.

-Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям А. С. Пушкина. Беседы.

-Чтение и разучивание стихотворений А. С. Пушкина об осени.

-Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Золотая рыбка», «Сказка о золотом петушке»

-Словарная работа,

-Викторина «Путешествие по сказкам Пушкина»

-Выполнение рисунков и изготовление поделок родителями и детьми по сказкам А. С. Пушкина

-Разучивание подвижной игры «Золотая Рыбка», использование раскрасок по сказкам, с целью закрепления полученных знаний.

3 этап – результативный. Самореализация всех участников проекта.

-Презентация проекта.

-Презентация лучших работ на муниципальной выставке по сказкам А. С. Пушкина «Бумажная фантазия»

ИТОГ:

Расширены знания детей, повышен уровень нравственно-эстетической воспитанности детей. Обогащена предметно-развивающая среды группы, улучшены взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета для родителей

«Сказки А. С. Пушкина»

1. Какая сказка А. С. Пушкина Ваша любимая?

___

2. Читаете ли Вы своему ребенку сказки А. С. Пушкина? Какие?

___

3. Интересны ли Вашему ребенку сказки А. С. Пушкина?

Да потому что

___

Нет, потому что

___

4. Понятен ли язык А. С. Пушкина современному ребенку?

___

5. Нужно ли читать и изучать сказки А. С. Пушкина в детском саду?

Почему?___

Какие?___

Спасибо за Ваши ответы!

СЛОВАРЬ

Устаревшие слова из сказок

Александра Сергеевича Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Бояре- богатые люди, которые служили царю.

Белена— ядовитое растение

Ветхая— очень старая Взашеи- выгонять, толкая в шею

Вороты— (старинное выражение) – воротами.

Душегрейка-тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади. Современный синоним- жилет. Это слово исчезло полностью.

Землянка — дом, одна часть которого находится в земле, а другая, построена из брёвен и крытая соломой, над поверхностью земли.

Кичка,кика-старинный женский головной убор. Современный синоним-

Шапка (боярка). Это слово исчезло полностью.

Корыто— продолговатый деревянный сосуд для стирки белья.

Корысть-Выгода, польза

Невод-большая рыболовная сеть.

Невежа— грубый невоспитанный человек.

Откуп- плата за освобождение себя от чего- то.

Пряник печатный-пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами. Современный синоним — Тульский пряник. Это слово исчезло полностью.

Простофиля-глупый

Старче-так обращались к старому человеку или отцу, выражая ему особое почтение, уважение.

Сварливая— устраивающая ссору

Светёлка— ветлая комната, отделённая сенями от кухни

Столбовая дворянка-дворянка старинного и знатного рода.

Терем— деревянный дом в виде башни, высокий и прочно срубленный.

Чупрун- чуб, хохол. Современный синоним-чёлка. Это слово исчезло полностью

Читайте также:  Кровяные выделения у ребенка 5 лет

ЗАГАДКИ ПО СКАЗКАМ А. С. Пушкина

Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Он с владычицею морской вёл беседу,

И исполнила она три желания деда.

А когда рассердилась, взбунтовалась —

Море синее почернело, взволновалось.

Назови мне скорей с улыбкой!

— Это сказка о…

(Рыбаке и рыбке)

***

Рыбка в сказке есть у нас,

Золотой ее окрас.

Кто желанье загадает,

Все вмиг от нее получает.

(Золотая)

***

Вот под ясным синим небом

В море кто закинул невод?

Злату рыбку изловил,

Пожалел и отпустил?

(Старик)

***

Тридцать три года — такие дела —

Старуха у моря все пряжу пряла.

А дед неудачной рыбалкою жил.

Что за жилье у них было, скажи?

(Землянка)

***

Сказки Пушкина читал?

Сетью той старик поймал

В море рыбку золотую.

Знаешь, братец, снасть такую?

(Невод)

***

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

(Рыбка)

***

Я вопрос тебе припас.

Подскажи: что в первый раз

Стал у рыбки дед просить,

Чтоб старухе угодить?

(Корыто)

***

Сказка — ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье.

(Корыто)

***

Хвостиком виляет

Желанье исполняет.

(Рыбка)

***

Стало мало ей корыта.

И избы уже ей мало.

Ну-ка, быстро подскажите,

Кем затем старуха стала?

(Дворянка)

Чьи это слова?

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….»

(Старуха)

***

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

(Золотая рыбка)

***

Воротился старик нынче с моря,

Рассказал мне великое чудо:

Что поймал сегодня он рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелает!

Не посмел он взять с неё выкуп!

Так пустил её в синее море!

Дурачина, такой простофиля!

Не сумел он взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял он с неё корыто,

Наше – не корыто, разруха!

Догадались, кто я? …

(Старуха)

ПОДЕЛКИ НА ВЫСТАВКУ

Проект для детей дошкольного возраста 4–5 лет «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»Рассказать о пушкине ребенку 5 летРассказать о пушкине ребенку 5 лет

Источник

Конспект беседы с детьми младшей группы «Капелька»

    «Знакомство с А.С.Пушкиным и его творчеством».

hello_html_m2260ab62.jpg 

Цель: рассказать детям о великом русском поэте и писателе Александре Сергеевиче Пушкине , и познакомить с его творчеством.

Задачи: 

1.Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

2.Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (выразительность, музыкальность, точность).

3.Продолжать знакомить детей со сказками А. С. Пушкина 4.Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

5.Развивать способность слушать и понимать художественный текст.

6. Побуждать детей применять свои знания в игре, точно передавая характер героев сказок

 7.Привить любовь к сказкам и стихам А.С.Пушкина.

Предварительная работа: Чтение сказок и стихотворений А.С.Пушкина; рассматривание иллюстраций к его сказкам.

                                                       Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте и писателе А.С.Пушкине . Он родился в дворянской семье в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. С раннего детства Александр Сергеевич был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём няня, она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий, ведь она была простая крестьянка. Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни , с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой, а звали её Арина Радионовна. Начнёт няня рассказывать сказки, так он не шелохнётся, боится слово пропустить  . А на основе сказок, которые рассказывала ему Арина Радионовна, Пушкин создал свои сказки. С этими сказками мы с вами уже начали знакомиться, а давайте ещё раз перечислим сказки, которые написал, Александр Сергеевич: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», поэма «Руслан и Людмила» и ещё можно много перечислять произведений, которые написал А.С.Пушкин.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая интересная книга у меня

Вам хочется с ней познакомиться?

Дети: -Да!

Воспитатель берет книгу, показывает детям и обращает внимание на

то, что автор книги великий русский поэт А.С.Пушкин. Предлагает

прослушать несколько произведений автора.

1.Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

Читайте также:  Рецепты блюд на завтрак ребенку 5 лет

В багрец и в золото одетые леса…

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

2.У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

Воспитатель: Ребята, кто из вас может назвать автора этих поэтических строк .Дети:ЭтоПушкин Воспитатель: Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? Дети : Он написал много сказок и стихов

Ребята, а вы знаете, что сказки — это волшебная страна. Вот у Пушкина есть такая страна в поэме «Руслан и Людмила», и называется она — Лукоморье. Вот только что вы прослушали её

Воспитатель: Вот вы услышали о волшебной сказочной стране «Лукоморье». Как вы думаете, почему эта страна сказочная?

Дети: Потому что в ней живут герои, которых не существует в нашем мире.

Воспитатель: А каких же жителей вы там узнали.

Дети: В сказке живут: кот, леший, русалка, баба Яга, Царь Кощей, тридцать витязей и дядька их морской.

Воспитатель: Ребята, а как же кот? Разве в нашем мире коты не живут?

Дети: Живут, но коты не разговаривают.

Воспитатель: Молодцы! Там живёт не простой кот, а учёный, который рассказывает сказки и поёт песни. Ребята, а вам понравилась эта волшебная страна? (Да) А давайте попробуем закрыть глаза и представить себе «Лукоморье». Представили, там красиво и интересно? А теперь нам пора прощаться со сказкой, но я вам обещаю, что мы с вами не раз ещё вернёмся в эту страну. Вы согласны?

Дети: Да. Воспитатель: Дети хотите поиграть в игры.

Дети: Да

Игра : «Доскажи словечко»

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный …..
(рожок)

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех …..

(румяней и белее?)

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу …..

(звезда горит.)Игра «Кто такой?» — герои в сказках Пушкина

Витязь – отважный воин
Леший – хранитель и хозяин леса
Колдун – это человек, который имеет мистические способности
Богатырь – герой, совершающий воинские подвиги 
Кощей – злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия

Воспитатель: Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало

Но все Пушкинские — это

Наше вечное начало! Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый сундук, словно по волшебству появился в нашей группе. Давайте подойдём и посмотрим, что в нём.

Вам ребята я дружок

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

В этом сундучке волшебные предметы. Кто угадает из какой сказки эти

предметы и кому они принадлежат.

Итак (достаю зеркальце). Из какой сказки этот предмет и чей он?

Дети: Это зеркальце из «сказки о мёртвой царевне».

Верно: Верно.

«Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду расскажи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Воспитатель: (Достаю рыбку). Из какой сказки этот предмет?

Дети: Из сказки о золотой рыбке.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель: (Достаю петушка). Из какой сказки этот предмет?

Дети: Из сказки «О золотом петушке».

Воспитатель: Как петушок предупреждал о беде? «Ку-ка – ре –ку, царствуй лёжа на

баку.»

Воспитатель: Дети, вам понравилось играть?

Дети: Да!

Воспитатель: Так о ком мы с вами сегодня говорили?

Дети: О поэте Александре Сергеевиче Пушкине.

Воспитатель: Какие сказки написал А.С. Пушкин?

Дети: Он написал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»

Воспитатель: Завершим мы наше сегодняшнее знакомство с А.С. Пушкиным.

просмотром мультипликационного отрывка из сказки : « Сказка о рыбаке и рыбке

Воспитатель: Дети! Вам понравилось сказка.

Дети: Да!

Источник