Рассказ про семью для ребенка 5 лет

Рассказ про семью для ребенка 5 лет thumbnail

И. Гамазкова

ВОЛШЕБНАЯ СЕМЬЯ

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала:

— Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!

А Петя:

— Не хочу!

— Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься?

— А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

— Ну тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

— А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

— Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

— Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

— Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.

А мама — папу.

А папа — дедушку.

А дедушка — бабушку.

А бабушка — Петю.

А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!

Семья всегда будет основой общества.  

Оноре де Бальзак

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Лев Николаевич Толстой

Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

                                             В.А. Сухомлинский

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу

                                            В.А. Сухомлинский

СЕРДЦЕ МАТЕРИ.

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…                                                         м. СКРЕБЦОВА

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар — жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг — вылечить и выходить их!

                                                                                                         Леонардо да Винчи

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости…

                                                                                                  Эмиль Золя

Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешенно топать на них ногами…

                                                                       А.П. Чехов

Волшебное слово.

Автор: В. А. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому.

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берёт тебя брат?

— А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

Читайте также:  Размеры стола и стула для ребенка 5 лет

«

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Ка…кую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

Во всяком возрасте почитай родителей.

                                   Великая Екатерина

Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Василий Александрович Сухомлинский

Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя.

                                   А.Н. ОСТРОГОРСКИЙ

«Семь дочек».

В.А. Сухомлинский

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, – сказала (проговорила) первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – сказала (перебила) вторая.

– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала (щебетала) третья.

– Мне тяжело было без тебя, как пчелка без цветка, – сказала (застрекотала) четвертая.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – сказала (пробормотала) пятая.

– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, – сказала (проворковала) шестая.

А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

«Птенец»

Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прозрачной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.

— Я хочу увидеть, что там, — подумал птенец и тронул крылом скорлупу.

Она осталась невредимой, но недовольно сказала:

— Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придётся искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.

Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа… Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.

— Какой я неблагодарный, — подумал птенец, — как я мог решиться на такое?

И он притих, а затем сказал:

— Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?

И птенчик остался в скорлупе. Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать.

— Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, — вдруг громко сказал птенец, почувствовав силу в крыльях.

Он посмотрел на скорлупу и добавил:

— Благодарю тебя, скорлупа. Ты помогла мне вырасти, укрывала меня от опасностей, но сейчас я хочу увидеть мир, жить в нем и, конечно же, летать. Мне пора. С трудностями, которые встретятся на моем пути, с Божией помощью, буду учиться справляться.

Скорлупа молчала. Наконец она ответила:

— Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, да храни тебя Господь!

Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в неизвестную и удивительную жизнь.

Детям …

В отчем доме горит огонь родительской любви и согревает его обитателей своим жертвенным теплом. А там, за порогом… Что там? Там не любят нас так, как папа и мама. Но именно там, вне стен родного дома, начинается самостоятельная жизнь. Именно там можно встретить друзей и единомышленников, и, может быть, кто знает, свою будущую большую любовь. И хотя нам всегда есть за что благодарить своих родителей, и то, что мы должны им, не сможем восполнить никогда, но приходит время, когда нужно становиться самостоятельными. Ведь скоро и родным может понадобиться наша помощь.

И их родителям

Хотим ли мы, чтобы наши дети научились летать? Хотим ли, чтобы они воспарили над всеми бурями и невзгодами, обидами и проблемами? Хотим ли, чтобы они, смело и решительно взмахнув крыльями, полетели к своему будущему, которое начинается здесь, в настоящем, научились бороться с трудностями и противостоять неудачам? Хотим ли, чтобы они стали для нас опорой в старости? Давайте дадим им этот шанс.

Источник

Любовь Заколодкина
Сказка «Дружная семья»

Сказка «Дружная семья»

Автор: Л. А. Заколодкина

Иллюстрации: К. Е. Прасулова

В одном доме жила кошка Мурка. Все у нее было хорошо, хозяева ее любили,но вот одна беда: у нее не было котят, а она так об этом мечтала. Увидит соседских кошек с котятами, так сердце замирает, завидует им Мурка.

Однажды Мурка увидела, как хозяйка усаживает курицу высиживать яйца. Подобралась незаметно, вытащила одно яйцо и утащила к себе в дом. Дома у нее была большая корзина, где она спала. Мурка уложила яйцо на мягкую подстилку, накрыла его своим пушистым телом. Она напевала своему будущему малышу песенки и никуда надолго не отлучалась из своей корзины.

И вот она услышала еле слышное потрескивание, затем все сильнее, сильнее. И вот яйцо раскололось, и показалась желтая пушистая головка.

— Мама! – Пропищал цыпленок.

Ведь цыпленок не знал, кто его мама. Первый, кого он увидел, и была его мама. Мурка обрадовалась цыпленку, стала его облизывать, напевать ему песенки. И цыпленок спокойно спал под маминым пушистым бочком. Когда подходило время кормить малыша, мама уносила его к своей миске и поила его молочком. Своего сыночка она назвала Тимоша.

Когда Тимоша подрос, мама решила его вывести на прогулку. День стоял солнечный. Во дворе на солнышке грелись соседские кошки. Курица учила цыплят искать червячков. Мурка посадила Тимошу к себе на спину и вышла во двор. С важным видом она прошла мимо соседских кошек, теперь она не одна, у нее тоже есть сынок.

Читайте также:  Памятка возрастные особенности ребенка 5 лет

Кошки удивленно смотрели вслед Мурке.

— Что это было? Кто сидел у Мурки на спине, что за желтый комок?

А Мурка направилась на лужайку, где росла зеленая травка, ведь цыпленку нужно клевать травку, искать червячков.

Сказка «Дружная семья»

Мимо лужайки, где отдыхала Мурка с Тимошей прошла курицу с цыплятами.Цыпленок пропищал:

— Мама, это кто? Они так похожи на меня?

А курица подумала, что это ее цыпленок отбился от нее,и закудахтала:

— Немедленно возвращайся ко всем цыпляткам, иначе я тебя накажу.

Цыпленок испугался гнева курицы и спрятался под пушистый бочок Мурки.Мурка ответила:

— Это мой цыпленок!

Мурка гневно набросилась на курицу и та в испуге, собрав своих цыплят, бросилась бежать. Из курятника доносилось гневное кудахтанье курицы, но Мурка не боялась гнева курицы. Теперь у нее есть свой сынок, и она сумеет постоять за него. Так они и гуляли всегда вместе, играли. Если цыпленок уставал передвигать своими маленькими лапками, то вскакивал на спину мамы, и они вместе веселились, резвились.

Но соседским кошкам такая дружная семья не нравилась.Отправились они к курице:

— Ты что не видишь, это ведь твой цыпленок гуляет с Муркой? Это никуда не годится! Кошки должны есть цыплят, а не возить их на своей спине.

— Что же мне делать? Я ведь не могу справиться с кошкой, – ответила курица.

— Если хочешь, мы тебе поможем, – промяукали кошки.

— Но как? – недоумевала курица.

— Мы позовем на помощь соседского кота Ваську, он проучит Мурку.

Рассказ про семью для ребенка 5 лет

Курица согласилась, ведь это был ее цыпленок, а не Кошкин. Нельзя забирать чужого ребенка.

На следующее утро Мурка снова вышла гулять с цыпленком, а за углом дома ее уже поджидал кот Васька. Он внезапно накинулся на Мурку и стал бить ее лапой, кусать и царапать своими когтями. Мурка не ожидала нападения и не успела защититься. Во время драки цыпленок упал с кошки, а курица схватила его и утащила в курятник. Цыпленок яростно сопротивлялся, но курица была сильнее его. Она заперла его в курятнике, наказала другим цыплятам стеречь его и пошла, посмотреть, что происходит во дворе.

Рассказ про семью для ребенка 5 лет

Драка была в самом разгаре, Васька яростно нападал и не собирался отступать, ведь за его схваткой наблюдала кошка Маринка, которую он обожал. Он хотел показать ей, какой он сильный и храбрый. Мурка совсем выбилась из сил. И тут во двор вышел Кирилл, он любил кошку Мурку и всегда играл с ней. Но последнее время она всегда лежала в своей корзинке, напевала песенки и никого к себе не подпускала. Кирилл и не догадывался, кого кошка прячет в своей корзинке, кому напевает песенки. Отважный мальчуган бросился на Ваську и отбил от него Мурку. Она была вся исцарапана, покусана. Кирилл взял ее на руки и унес в дом. Мама помогла ему обработать кошачьи раны, забинтовать лапку.

Кирилл уложил Мурку в ее корзинку. В корзинке он увидел желтые перышки.

– Откуда они в корзинке?- недоумевал мальчик. Но Мурка ничего не могла ответить мальчику, она была так слаба, да и он не понял бы ее кошачьего языка.

Утром хозяйка отправилась кормить курицу с цыплятами и очень удивилась, что один цыпленок ничего не ест и лежит, почти не дышит. Она подумала, что он заболел, взяла его в руки и унесла в дом.

— Мама, мама, — пропищал цыпленок.

Мурка его услышала, превозмогая боль, она прибежала к цыпленку, обняла его, и начала мурлыкать ему песенку, успокаивать. Хозяйка с Кириллом удивленно смотрели на происходящее, и они поняли причину драки. Кирилл унес цыпленка и Мурку в корзинку, а сам пошел разбираться с котом Васькой и другими соседскими кошками. А курице пообещал, что сварит из нее суп, если она обидит Мурку и ее цыпленка.

Кошка выздоровела, цыпленок подрос, теперь их никто не смел обидеть. Они смело гуляли по двору, а Тимоша научился кукарекать. Теперь каждое утро он своим ку-ка-ре-ку будил маму, а мама, потягиваясь в своей постельке, улыбалась.

— Как хорошо, что у меня есть сынок, я его очень люблю, — думала Мурка.

— Как хорошо, что у меня мама-кошка, я ее очень люблю!

Источник

Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»

Семья

В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребенок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.

Педагог знает, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребенок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребенку не принимать как норму, как эталон те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.

Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.

Моя мама (4–5 лет)

В ходе беседы воспитатель дает детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.

Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М. Зощенко «Показательный ребенок»):

.

Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.

Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.

В процессе беседывоспитатель может задать детям следующие вопросы:

– Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада? (Домой.)

– Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?

– Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?

– Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?

– Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки)

Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц.Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:

Мама

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «Мама».

Я. Аким Моя мама

Маму крепко поцелую,

Обниму мою родную.

Очень я люблю ее,

Мама – солнышко мое.

Я. Аким

С помощью педагога дети объясняют пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».

– А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля)

Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.

– За то, что она покупает игрушки? (Не только.)

– За то, что она вкусно кормит? (Не только.)

– А за что же? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит меня, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно, мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы с ней вместе играем, гуляем.)

Читайте также:  Как развивать мышление у ребенка 5 лет

Далее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):

.

Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.

После чтения педагог предлагает детям рассказать о своих мамах.

В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать маму, пароход под названием «Мама»; подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).

Семьи большие и маленькие (5–6 лет)

Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.

Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.

– В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.

– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать.

– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.

– Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.

– А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.

– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)

<…>И в нашей квартире

Ребята растут.

Кроватки четыре —

Их четверо тут.

Наташа постарше

И в школу пошла,

А Танечка наша

Мала и кругла.

На толстеньких ножках

Топочет она

То с куклой, то с кошкой,

То просто одна.

– Сколько детей в этой семье?

– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.

– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)

– А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья«. Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена) будут ей помогать.

После игры воспитатель возвращается к беседе:

– У кого дома есть братья или сестры?

– Вы с ними играете?

– Вы их любите?

– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе,говорят: «Они как родные братья».

Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата.

– Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.

Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся.

– Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир «Семья«; стихотворение читается по желанию воспитателя.)

Очень-очень-очень-очень

Маленький мальчонка

Встретил очень-очень-очень-очень

Бойкую девчонку

Когда они выросли и поженились,

Они нисколько не изменились:

Очень-очень-очень-очень

Симпатичный папа

И очень-очень-очень-очень

Озорная мама.

Шли годы: осень на смену весне.

И у них появились

Морщины,

Седины,

Пенсне.

И теперь уже они

Не юноша и девушка,

А очень-очень-очень-очень

Бабушка и дедушка.

И рассказывают сказки,

В креслах сидя рядом,

Очень-очень-очень-очень

Маленьким внучатам.

– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян «Моя бабушка».)

Стала бабушка

Старой, хворою.

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

Стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее,

Не качну ее.

Отдохнет она наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой!

Ай да внучек мой

Молодец!»

– Про бабушку люди складывают песни.Вот одна из них:

Мы у бабушки

Ели кашку, пили

Простоквашку.

Простоквашка

Вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Скажем бабушке: «Спасибо».

– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.)

В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).

Как дети могут заботиться о взрослых (6–7 лет)

В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых

– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка.

.

…Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!

– Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.

– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)

– А как еще дети могут заботиться о взрослых?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е.Благининой:

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу <…>

Я бы многого хотела,

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, а я молчу.

– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского):

.

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом,и говорит ей: «Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя».

– За что мама была благодарна дочери?

– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?

– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.)

.

– Папа, подари мне барабан.

– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.

– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.

– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.

– А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение, которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.

Яблоко

Стало невкусным.

Веселое

Сделалось грустным.

Сахар —

Не сладкий.

Соль —

Не соленая.

Дождик —

Не мокрый

Трава —

Не зеленая.

Гром

На кого-то с неба

Ворчит.

Мама не хочет

Со мной

Разговаривать.

Мама молчит…

– Почему герою стихотворения все кажется странным?

– Почему мама не разговаривает с ребенком?

– Вспомните, за что на вас обижалась мама. Может быть, здесь такой же случай?

– Что должен сделать герой стихотворения, что сказать маме, чтобы она его простила? (Извиниться, попросить прощения.)

– А сам обидчик как себя чувствует? (Плохо.)

– Значит, от обиды плохо становится всем?

– Как должен был вести себя герой стихотворения? (Не обижать маму’у а если это случилось, извиниться.)

– Давайте вместе придумаем название этому стихотворению. (В случае затруднения воспитатель предлагает детям несколько вариантов на выбор, объясняет,почему лучше то или иное название: «Я обидел маму», «Почему мама молчит» и др.).

Источник