Рассказ осени по картинкам для ребенка 5 лет

Рассказ осени по картинкам для ребенка 5 лет thumbnail

Эльвира Ситдикова
Составление рассказа по картинкам «Осень» в старшей группе

Программное содержание: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя картинки.Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Образовательные:

2. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием картинок. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Воспитывающие:

3. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Словарная работа: моросит, затяжная.

Материал:

Демонстрационный: картинки про «Осень», корзина, указка, мяч,

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Ожидаемый результат: Сформировался словарный запас детей. Дети научились составлять рассказ об осени по картинкам. Дети научились проявлять заботу о природе.

Литература: Гербова В. В. «Развитие речи»; Журова Л. Е. «Обучение грамоте»; интернет ресурсы.

Ход Н. О. Д.:

Дети сидят за столами, звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение

Осень М. Ивенсен

Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осеннним грибом

В: -Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Д:- Про осень.

В:- Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

В:-Назовите осенние месяцы?

Д:-Сентябрь, октябрь, ноябрь

В:-А какие периоды осени вы знаете

Д:- Ранняя, золотая, поздняя

В: — А чем отличается ранняя осень от золотой? Золотая осень от поздней?

Д:- Ответы детей.

В: -Хорошо, а сейчас мы с вами вспомним погоду осенью и поиграем в игру «Погода осенью«

В: Дети, а какая бывает погода осенью:

• Когда идет дождь — дождливая.

• Когда дует ветер — ветреная

• Холодно — холодная

• Пасмурно — пасмурная

• Сыро — сырая

• Хмуро — хмурая

• Ясно – ясная

В:- Молодцы дети. Сегодня, когда я шла в садик нашла красивый мячик. Давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Игра называется «Подбери действие».

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

— Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет, льет.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья, становятся голыми.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

— За осенью идёт… (Зима)

— А после зимы. (Весна)

— После весны идёт. (Лето)

— А за летом наступает (Осень)

-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

-Ребята, посмотрите- это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат разные листочки и картинки, Проходите и садитесь на стульчики.

Посмотрите, сколько разных листочков здесь, давайте соберем их и назовем, с каких деревьев упали листья.

Здесь лежит письмо и в нем осень просит составить красивый рассказ про осень по этим картинкам. Попробуем составить?.

-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев ветер срывает листву, как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? (о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

Читайте также:  Совместные игры с ребенком 5 лет

Что происходит сенью на полях, в садах и огородах. Идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. Физминутка

Листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели

-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по картинкам. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку. Насекомые прячутся под кору деревьев. А люди осенью собирают весь урожай,делают запасы на зиму.

Составление рассказов «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень,давайте выполним зрительную гимнастику:

Мы листочки увидали

И с листочками играли

Листья вправо полетели

Глазки вправо посмотрели

Листья влево полетели

Глазки влево посмотрели

Ветер листья поднимал

И на землю опускал

Все на землю улеглись

Итог Н. О. Д.: Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали.

-Дети, а за ваши умения и старания осень передала вам осенние дары. А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминов.

Источник

Цели:

коррекционно-образовательная:

  • учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
  • учить детей рассказыванию по опорным картинкам

коррекционно-развивающие:

  • систематизировать знания детей об осени и
    осенних явлениях;
  • активизировать словарь по данной теме;

коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать у детей интерес к сезонным
    изменениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки:
уборка урожая, осенний лес и т.д., корзина с
листьями, письмо Осени.

Предварительная работа: чтение
стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого,
П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра “Подбери предмет
к признакам”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель в костюме Осени

Чтение стихотворения Е. Трутневой “Осень”.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит!
Должно быть, это
Пролетает наше лето.

О чём говорилось в стихотворении?

Назовите осенние месяцы.

Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя,
золотая, разноцветная.)

Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая,
морозная.)

Что такое листопад?

2. Объявление темы.

Ребята скажите на какие вопросы отвечают
слова-действия?

Как мы их обозначаем? (ответы детей)

Сегодня мы поговорим об осенней поре.

3. Игра “Подбери действие”.

Воспитатель выкладывает на доске обозначения
слов-действий.

  • Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и
    т.д.
  • Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
  • Урожай осенью — убирают.
  • Птицы осенью — улетают.
  • Деревья осенью — роняют листья.
  • Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Игра “Подбери признак”.

Ребята скажите на какие вопросы отвечают
слова-признаки?

Как мы их обозначаем? (ответы детей)

Воспитатель выкладывает на доске обозначения
слов- признаков.

  • Листья осенью (какие?) — желтые, красные,
    багряные, золотые. Как можно сказать об этом
    одним словом? (Разноцветные.)
  • Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
  • Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая,
    хмурая, морозная (поздней осенью).
  • Деревья осенью (какие?) — ранней — с
    разноцветными листьями, поздней — голые.

5. Физкультминутка.

Мы вошли в осенний лес:
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер срывает листву.
В стороны руки – плавно помашем-
Листья по ветру летят.
Вот закружились листочки наши
И приземлиться хотят.

6. Воспитатель: Собрала я все слова-
признаки и слова-действия в корзинку, и составила
для вас рассказ.

Но осенний дождик размыл некоторые строчки и
детям придется самим догадаться, о чем там было
написано. Воспитатель читает текст, дети
вставляют подходящие по смыслу пропущенные
слова.

Рассказ “Осень” На смену лету пришла …
(золотая осень). Солнышко все реже и реже
выглядывает … (из-за туч). Деревья надели …
(разноцветный наряд). … (красные, желтые) листья
горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся,
укрывают) землю золотым ковром. Дождик …
(моросит) и заставляет прятаться … (по домам).
Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые
края). Зверям некогда резвиться, они делают …
(запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в
свои права.

Читайте также:  Выкройка джинс для ребенка 5 лет

7. Чтение рассказа, составленного с помощью
ответов детей.

Воспитатель по ходу чтения рассказа
выкладывает картинки.

Дети пересказывают.

8. Итог занятия.

  • О чём мы сегодня говорили? (об осенней поре)
  • Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет
    птиц, листопад.)

 Список литературы.

  1. О.С. Гомзяк.- М. Издательство ГНОМ и Д , 2007/
    (Учебно-методический комплект “Комплексный
    подход к преодолению ОНР у дошкольников)
  2. Конспекты интегрированных занятий в
    подготовительной группе детского сада. Развитие
    речи. Обучение грамоте. Автор- составитель А. В.
    Аджи г. Воронеж 2005г.
  3. Стихи о временах года и игры г. Москва 2004г.
  4. Дидактические материалы по развитию речи детей
    6-7 лет. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, П. Н.
    Савинова.

Источник

Карпова Светлана
Конспект НОД по развитию речи «Придумывание рассказа по картине Осень» для детей старшей группы (5–6 лет)

Конспект НОД по развитию речи «Придумывание рассказа по картине Осень» для детей старшей группы (5-6 лет).

Цели: Закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Задачи:

— способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;

— учить детей составлять сюжетный рассказ, по картине используя приобретенные ранее навыки построения сюжета

— стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине

развивать речь детей

-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»

— обогащать словарный запас

— тренировать память, внимание

— учиться замечать красоту

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации», «Одежда».

Материал.

1. Картины с изображением «Осени»

2. Заранее нарезанные кусочки бархатной ткани.

Ход НОД.

Воспитатель помещает на стенд картины с изображением «Золотой осени».

Воспитатель:- Ребятки сейчас одно из самых красивых времен года. Скажите, какое сейчас время года.

Дети:- Осень

Воспитатель:- Правильно, осень. Обратите внимание на картины. Как можно их назвать.

Дети:- Осень. Золотая осень. (дают свои предположения).

Воспитатель: Молодцы. Как вы считаете, правильно вы их назвали и почему.

Дети:- Да. (дают свои предположения: листочки желтые, очень красиво).

Воспитатель:- А еще такую осень называют бархатной. Как вы думаете почему.

Дети:- (дают свои предположения)

Воспитатель:- (берет в руку кусочки бархата и раздает детям, чтобы они потрогали). Ребятки вы сейчас держите в руках, кусочки бархатной ткани. Обратите внимание, какой он.

Дети:- Он мягкий. Пушистый. Его приятно трогать.

Воспитатель:- Правильно. Посмотрите еще раз на картины, какая там осень. Сравните ее с вашими бархатными кусочками.

Воспитатель:- Похожа наша осень на бархат.

Дети:- Да.

Воспитатель:- Молодцы ребятки. Правильно. Осень изображённой на картинах. Такая же нежная, теплая, хочется потрогать ее листочки. Погулять на улице, поваляться в листьях. Она как бархат. Молодцы,а вы хотите поиграть?

Дети:-Да

Игра «Подбери действие»(Игра с мячом, дети стоят полукругом)

-Я бросаю вам мяч и называю слово-предмет. Вы должны подобрать

к нему как можно больше действий. Дождь осенью (что делает)

моросит, идет, капает и т. д.

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Трава осенью (что делает) — вянет, желтеет, засыхает.

Животные осенью (что делают)-готовятся к зиме, меняют шубки.

Воспитатель:- Ребятки, а как мы отличаем осень от других времен года. Что бывает только осенью.

Дети:- Наступает похолодание, листочки опадают. Птицы улетаю на юг.

(Воспитатель добавляет или одобрительно подсказывает)

Воспитатель:- Молодцы. Давайте немножко отдохнём.

(проводится физкульт-минутка «Листики»)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (дети приседают)

Дунул ветер — полетели, (поднимая руки верх, качают ими)

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (дети приседают)

Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели (дети кружатся)

И на землю тихо сели. (дети приседают)

Воспитатель: Составление рассказа об осени с помощью схем.

-Как много мы вспомнили про осень.

А сейчас давайте составим рассказ об осени. Поможет нам схема.

-Что означают эти картинки?

•Знак вопроса –о чем мы будем рассказывать;

Читайте также:  Открытка с днем рождения руками ребенка 5 лет

•Облако–какие осенью облака;

•Капли дождя, снежинки–какие осадки бывают осенью;

•Наклоненное дерево–какой ветер осенью;

•Листья, трава–какие осенью листья и трава;

•Стрелочка -что еще можно сказать об осени.

Образец рассказа.

Наступила осень. По небу плывут тёмные, низкие облака. Осенью часто идет мелкий, холодный дождь. Иногда может пойти и снег. Осенью дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Трава желтеет, засыхает. Осенью в лесу растут грибы.

Дети составляют свой рассказ об осени с помощью схемы-модели.

Подведение итогов.

Воспитатель:- (если дети затрудняются придумать, то воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает). Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.

Воспитатель:- Какие вы молодцы. Какая чудесная у вас получилась осень в рассказах.

Воспитатель:- Устали. Теперь давайте поиграем.

Дети радостно:- Даааа.

Игра «Какой лист»

Дети выбирают конверты, в которых находятся разрезанные листья. Собирают их на ковре.

-Попробуйте собрать листочки из нескольких частей.

Какой у тебя лист? (дубовый, кленовый, березовый). Какого он цвета?

-А теперь скажи: «У меня желтый березовый лист»

Листья четырех цветов: красные, желтые, оранжевые, коричневые.

Воспитатель:- Какие вы молодцы. Понравилось вам говорить об осени.

Дети:- Да.

Воспитатель:-Сегодня мы вспомнили о прекрасном времени года –об осени.

(Отметить каждого ребенка). На память о нашем занятии я дарю вам осенние раскраски.

Источник

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: «Рассказ по картинке «Осень»

Цель:        Формирование связной речи.

Задачи:

  1. Учить понимать и употреблять слова семантического поля «осень».
  2. Формировать представление о временах года.
  3. Закрепить навык согласования прилагательных  с существительными и употребление предложно-падежных конструкций.
  4. Формировать навык составление рассказа по картинке, вопросам и пересказа его по картинно-графическому плану.
  5. Развивать внимание, память, мышление, физиологическое дыхание.

Оборудование: сюжетная картинка «Осень», картинно-графический план рассказа (см. пособие «Демонстрационный материал для фронтальных занятий в детском саду. Подготовительная к школе группа», картинки 16, 16 (1) – 16(9)), картинки «Осень», «Зима», «Лето». Стимульные картинки осени, маркеры осенних месяцев, магнитная доска.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

Упражнение «Отгадай-ка».

Солнце редко сияет, часто дождь поливает,

Дни стали короче, длиннее стали ночи,

Урожай собирают. Когда это бывает?

 (Осенью.)

Дети отгадывают загадку и садятся на место.

  1. Коррекционно-развивающий этап.
  1. Беседа по картинкам.

— Какое сейчас время года?

— Как мы узнаем, что наступила осень? (После ответов детей поставить картинку «Осень».).

— После какого времени года наступает осень? (После ответов детей поставить картинку «Лето».).

— Какое время года наступит после осени? (Картинка «Зима».)

— Лето, осень, зима. Что это такое? (Времена года).

— В каждом времени года – три месяца. Как называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

— Какой из них самый тёплый (сентябрь), холодный (ноябрь)? Почему?

По мере ответов детей или их уточнения на магнитную доску выставлять соответствующие маркеры (сентябрь – один жёлтый, один красный и зелёные листья; октябрь – жёлтые и красные листья, дождь; ноябрь – дождь со снегом).

  1. Упражнение «Покажи и назови».

Рассмотреть стимульные картинки, уточнить, что на них нарисовано. Назвать по ним признаки осени.

  1. Дыхательная гимнастика, направленная на развитие силы и длительности выдыхаемой струи воздуха.

Раздать детям осенние листочки на ниточках и предложить подуть на них.

  1. Беседа по сюжетной картинке «Осень» (см.пособие).

— Какое время года нарисовано?

— Как греет солнце?

-Чем затянуто небо? Небо какое?

— Какой моросит дождь?

— Что происходит с листьями?

— Какой дует ветер?

— Что делают люди в садах, полях и огородах?

— Что становится короче, а что длиннее?

— Куда улетают перелётные птицы?

— К чему готовятся дикие животные?

5. Физкультминутка.

Упражнение «Деревья».

Ветер дует нам в лицо,

Дети обмахивают руками лицо.

Закачалось деревцо.

Поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево — вправо.

Ветер дует тише, тише.

Опускают руки, приседают на корточки.

Деревце растет все выше, выше.

Тянутся на носочках, руки вверху.

Ветер сильный набежал,

Энергично машут руками.

Много листьев оборвал.

Перебирая пальцами, опускают руки.

6. Упражнение «Шифровка» (см.пособие).

Рассмотреть шифровку (план рассказа), уточнить используемые в ней символы. Сказать, что это шифровка рассказа об осени, и предложить расшифровать её (каждое предложение):

Наступила осень. Солнце греет слабее. Небо затянули тяжёлые серые тучи. Моросит холодный мелкий дождь. Листья желтеют, краснеют и опадают. Дует холодный осенний ветер. Люди собирают урожай и делают разные заготовки на зиму. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Перелетные птицы улетают в тёплые края. Дикие животные готовятся к холодной змее.

7. Упражнение «Расскажи по плану».

2-3 ребёнка пересказывают рассказ.

  1. Итоговый этап.

— О чём мы составляли рассказ?

— Как бы вы его назвали?

Источник