Рассеянный ребенок 4 года

Рассеянный ребенок 4 года thumbnail

Случается, что дети не в состоянии долго концентрировать внимание. Они не могут доводить дела до конца, постоянно отвлекаются. Рассеянность вовсе не подразумевает низкие умственные способности, зачастую очень смышленым детям сложно удерживать в голове знания, надолго запоминать информацию.

Обнаружив, что ребенок «витает в облаках» во время чтения или решения разного рода задач, любая мама начнет паниковать. И недаром, ведь такая невнимательность отражается на школьных успехах и в отношениях с друзьями. Однако слишком нервничать не стоит – проблема легко решаема. Главное – не пытаться искоренить ее наказаниями и нравоучениями, а найти подлинную причину рассеянности и помочь малышу исправить ситуацию.

Почему ребенок может быть рассеянным

Основные причины невнимательности старших дошкольников и младших школьников – проблемы со сверстниками и педагогами. Ребенок, испытывающий постоянное психическое напряжение, не способен достаточно сосредоточиться. Также рассеянность часто встречается на фоне определенных болезней. У некоторых данная проблема существует с рождения, и связана она с нарушениями нервной системы.

фото1

Среди гиперактивных малышей невнимательность широко распространена. Ее также называют «порхающим» вниманием. Проявляется она отсутствием концентрации, а так же частой невольной переключаемостью на другое дело.

Справка! Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) ставится не только на основе рассеянности. Такие дети чрезмерно подвижны и слишком активны, неусидчивы и часто проказничают. Впрочем, определить, действительно ли у ребенка СДВГ или он просто очень подвижен, сможет только врач.

Проанализировать, обладает ли ваше чадо рассеянностью, можно по следующим признакам:

  • ребенок чересчур суетлив и легко возбудим;
  • не доводит до конца начатое (даже если занятие ему очень нравится);
  • обладает «короткой» памятью, с трудом концентрирует внимание.

Также существуют некоторые косвенные признаки:

  • учащийся выполняет школьные задания с опозданием либо заметно позже всех остальных учеников;
  • часто мечтает. Его сложно завлечь реальным миром;
  • находит разные предлоги, чтобы не выполнять порученное ему дело;
  • нередко теряет вещи.

Конечно, часть признаков может иногда наблюдаться у любого обычного ребенка. Но, если они постоянны, нужно задуматься, найти причину.

фото2

Очень рассеянный ребенок: что делать родителям

Первое, что при первом подозрении на отклонение должен сделать каждый родитель – обратиться к педиатру. Врач осмотрит ребенка, при необходимости даст направление к узким специалистам. Если причина действительно кроется в заболевании, рассеянность пройдет после полного выздоровления.

В случае, когда малыш здоров, специалисты часто дают совет не ругать его за невнимательность. И уж тем более, не стоит смеяться над ним ни в кругу семьи, ни при друзьях. Из-за насмешек страдает самооценка малыша, он замыкается в себе, начинает злиться на окружающих. Нельзя переставать доверять рассеянному ребенку домашние дела. Следует всячески поощрять его старания, желание помочь, даже если он выполнил работу не слишком качественно.

Рассеянный ребенок 4 года-5 лет: что делать

В этом возрасте можно «натренировать» внимание. Существуют различные игрушки, помогающие вырабатывать усидчивость и терпение. Например, мозаика и конструктор очень увлекают большинство малышей. Однако не все родители знают, что цель данных игр – не просто собрать модель до конца. В самом процессе развивается мелкая моторика, а вместе с ней память, логическое мышление, внимание и речь.

фото3

Дошкольникам следует прививать понятие порядка и аккуратности. Если малыш потерял игрушку и не может вспомнить где играл в нее последний раз, не стоит ругать его за это. Попытайтесь проникнуться его проблемой и помочь решить ее. Мамы детсадовцев должны показать им, как правильно готовить одежду с вечера. Выберите вместе понравившийся вам обоим наряд, повесьте его на вешалку.

Малыш захотел взять с собой игрушку? Приготовьте ее заранее, положив на видное место рядом с одеждой. Перед сном дети 4-5 лет уже могут аккуратно складывать снятую одежду и класть ее в шкаф, а по утрам заправлять кровать. Не стоит брать эти мелкие обязанности на себя, дошкольнику они пойдут только на пользу.

Важно! Детям просто необходим четкий режим дня. Чтобы ребенок был собран, сосредоточен и внимателен, он интуитивно должен понимать, в какое время будет прием пищи, игры, спортивные упражнения и сон. Это вовсе не значит, что он лишиться свободного времени. Оставьте на игры полтора-два часа в день, пусть малыш использует их на свое усмотрение.

Рассеянный ребенок 6 лет — 7 лет: что делать

В этом случае уже приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в школе, а так же на подготовке к ней. Они попадают в новую атмосферу, к которой мало просто привыкнуть – надо еще и запоминать все, чему его учат. Рассеянность не редка для учащихся, чаще всего она связана с усталостью (эмоциональной или физической).

фото4

Когда школьник начинает дома делать уроки, ему ничего не должно мешать. Ни посторонние громкие звуки, ни просьбы со стороны родителей, начиная от маминого «Сбегай по-быстрому в магазин», заканчивая бабушкиным «Где мои очки?!». Взрослые люди и сами могут справиться с такими мелкими проблемами, но почему-то предпочитают «вешать» их на младшего члена семьи. Эта ошибка серьезна, ведь такое поведение не дает ему сосредоточиться, у него возникает невнимательность к учебному материалу, рассеянность. В конце концов он может совсем потерять интерес к занятиям.

Забытые в школе линейки, ручки и другие учебные принадлежности – отдельная история. Такие потери нередко злят родителей, ведь постоянные визиты в магазин существенно сказываются на кошельке. Кроме того, добавляется чувство неловкости перед учителями. Однако все эти негативные чувства – ничто, по сравнению с ощущениями, которые испытывает ребенок. Он чувствует вину, стыд. Если родители набрасываются на него с упреками, к этому тяжелому состоянию примешивается еще и обида.

Читайте также:  Насморк у ребенка 4 года неделю

фото5

На самом деле, старшие члены семьи не должны слишком переживать за пустячные потери. А вот направить внимание на эмоциональное состояние школьника крайне необходимо. Не стоит делать это навязчиво, лучше прививать внимательность, бережливость, любовь к порядку как бы издалека, без давления. Со временем ребенок уже по привычке будет уверенно планировать свой завтрашний день, самостоятельно собирать ранец и беречь купленные школьные вещи.

Часто для родителей в детском саду или школе может проводиться беседа на тему рассеянный ребенок в семье. Мамы и папы, чьи малыши подвержены хронической рассеянности, могут посоветоваться с воспитателями, учителями и психологами.

Полезные советы о воспитании рассеянных детей:

Вам будет интересно

Советуем прочитать:
Вред компьютера для детей: как избежать
Заниженная или завышенная самооценка у ребенка, как исправить положение
Как перестать кричать на ребенка

 

 

Источник

Внимание, пожалуй, важная составляющая успешности любой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться на каком-либо объекте, довести дело до конца играет огромную роль и в школьном обучении.

На проблемы с концентрацией внимания у ребенка жалуются многие родители. Но в каких случаях стоит бить тревогу, в каких – расслабиться и принять как должное?

Малыши в возрасте от года до трех лет могут сосредотачиваться на каком-либо объекте, внимательно слушать или рассматривать что-то в течение трех-четырех минут. В силу своей физиологии усидчивостью в этом возрасте они не отличаются, их легко переключить на что-либо и отвлечь. Впрочем, психологи считают, что этих мгновений достаточно для того, чтобы ребенок усвоил что-то полезное и обрел новые знания.

Ребята постарше уже могут лучше концентрироваться. Внимание они способны удержать в течение пяти-семи минут. Не нужно попрекать ребенка рассеянностью или неусидчивостью, чтобы не привить комплексы или не заронить излишнюю тревожность, которые станут помехой в дальнейшей жизни.

Что касается младших школьников, то в этом возрасте рассеянность может существенно сказаться на освоении учебной программы. Ребенок 7 лет должен уметь сохранять концентрацию внимания в течение 8 и больше минут. Если этого нет, первокласснику приходится очень трудно как дома, так и на уроках. Вот здесь родителю уже стоит обеспокоиться.

Внимание учеников первых классов педагоги и психологи характеризуют как неустойчивое, кратковременное и непроизвольное. Некоторым детям концентрация удается лучше, некоторым – хуже.

Итак, что же такое рассеянное внимание? По мнению специалистов, проявляется оно в следующем: ребенку трудно сосредоточиться на деталях, он делает ошибки из-за этого, не умеет вслушиваться в обращенную к нему речь, часто отвлекается на различные раздражители, вертится.

Рассеянный младший школьник не может довести работу до конца, он ненавидит задания, которые требуют от него сосредоточенности, не может воспроизвести инструкцию к ним. Дело усложняется плохой успеваемостью, поведением и нежеланием посещать школу.

Что может быть причиной рассеянного внимания?

Во-первых, из ниоткуда оно не появляется. Скорее всего, ребенок всегда отличался неусидчивостью, неумением слушать и неспособностью уделить чему-то достаточное количество времени или из-за особенностей своего темперамента, или же подхода к воспитанию.

Также причиной могут быть утомление, перегрузка, болезненность, общая ослабленность организма из-за перенесенной инфекции, неправильное питание, недостаток сна, неверно подобранный режим труда и отдыха, малоподвижный образ жизни, стресс.

Как же помочь школьнику стать более собранным и внимательным?

Для начала необходимо запастись терпением. Коррекция не занимает один день, она требует времени и обдуманного подхода.

Столкнувшись с проблемой, нужно убедиться, что причина рассеянного внимания не кроется в здоровье малыша. Чтобы исключить этот вариант, можно посоветоваться со специалистами: педиатром, неврологом, нейропсихологом.

Обратите внимание, правильно ли выстроен режим дня первоклассника, достаточно ли часов уделено отдыху, сну, прогулкам на свежем воздухе, хорошо ли ребенок питается, не увлечен ли чрезмерно компьютерными играми. Помните: нагрузка школьника в первый год обучения должна быть ему посильна. Исключите на время кружки и секции, если заметите, что они влияют на успеваемость и общее самочувствие.

Обязательно побеседуйте с учителем. Возможно, в школе ребенок чувствует себя иначе, чем дома: лучше или хуже. Посоветуйтесь с педагогом или психологом, как лучше выстроить день ребенка и распределить нагрузку.

Посмотрите, в каких условиях первоклассник выполняет домашнюю работу. Организуйте ему рабочее место в соответствии с физиологическими нормами: высота мебели должна соответствовать росту, источник света справа или слева в соответствии с тем, левша он или правша. Исключите все окружающие раздражители: музыку, телевизор, компьютер, телефон.

Какое-то время вам придется посидеть рядом, пока он делает уроки. Внимательный родитель сразу заметит, когда ребенок начинает «выпадать» из процесса. В этом случае попросите его пройтись, сделать кувырок, прыжки, приседания, разминку, отправьте на кухню попить воды и так далее. Как только увидите, что концентрация школьника совершенно ослабела, это означает, что пора делать большой перерыв, на час или два.

Составьте режим дня вместе с ребенком, учитывая его мнение. Укажите ему, что учебе необходимо уделять определенное количество времени, нацельте его на это. Обязательно обсудите, чем он планирует заниматься в часы своего отдыха.

Как и любое другое полезное умение, внимание необходимо развивать. Как правило, специальные игры, нацеленные на это, широко применяются педагогами-дошкольниками в учреждениях или на занятиях. Да и сами малыши во время совместных и одиночных игр учатся и воспринимать речь, и воспроизводить инструкцию, и концентрироваться на каком-либо объекте.

Читайте также:  Дибазол ребенку 4 года

Родители тоже могут поиграть с ребенком, и не важно, если вдруг он уже ученик первого класса и, вроде бы, начал взрослую жизнь.

Вот несколько таких игр.

«Таблица Шульте». Это таблица из чисел от 1 до 25, которые расположены в хаотичном порядке. Задача игры как можно быстрее найти заданную цифру или же отыскать все по порядку, начиная с единицы.

«Послушай и сделай, как я». Ребенку необходимо повторить тот ритм хлопков в ладоши, который показал ему взрослый.

«Стрелка». В этой игре используются часы с секундной стрелкой. Перед ребенком ставится задача сконцентрироваться на ней в течение двух-трех минут, наблюдая, как она продвигается по циферблату. Здесь даже можно ставить рекорды или же объявить соревнование, вступив в игру.

Эти игры – лишь капля в море. Есть специальные тренажеры для развития внимания и памяти, картинки, занятия и тренинги. Все описания и материалы можно найти как в Сети, так и на полках книжных магазинов.

Также внимание развивают такие общеизвестные игры, как шашки и шахматы, разгадывание кроссвордом и загадок, собирание пазлов, конструкторов. Очень полезно разучивать стихи наизусть или цитаты любимых мультипликационных или книжных героев.

И помните: не требуйте от ребенка немедленных успехов. Школьнику с рассеянным и неустойчивым вниманием нужна поддержка взрослого, его пример, терпение и любовь.

Источник

Рассеянное внимание у ребенка: причины и способы коррекции

Большинство детей обладают большой подвижностью и неугомонной активностью, они непоседливы и не способны подолгу концентрироваться на чем-то одном. В большинстве случаев это нормальное явление. Но бывают ситуации, когда надо разобраться, только ли детство как таковое наделяет вашего малыша подобными характеристиками или же у него есть проблема, называемая синдромом рассеянного внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Рассеянный ребенок 4 года

Что такое рассеянность?

В данной статье мы не будем говорить о подростках. Эта тема касается детей дошкольного и младшего школьного (начальные классы) возрастов.

Рассеянность у ребенка – это нарушение умственной деятельности, при которой невозможно долго сосредотачиваться на каком-то одном занятии. При этом ребенок может быть слишком активен или же, напротив, отстраненным и замкнутым.

Данное расстройство выявляется у каждого пятого ребенка. Это считается довольно частым явлением.

Первые признаки данного синдрома можно обнаружить уже в четырехлетнем возрасте. Но нередки случаи, когда это расстройство возникает и раньше. Например, у младенцев в первые месяцы жизни может наблюдаться чрезмерная двигательная активность или невозможность сосредоточить внимание на погремушке или другой игрушке, хотя они уже должны уметь это делать в данном возрасте. В 3–4 года этот синдром, как правило, отражается на речевых навыках детей.

Рассеянный ребенок 4 года

Выделяют несколько разновидностей синдрома рассеянного внимания.

  • Нарушается только внимание без сопутствующих проявлений и симптомов.
  • Нарушается внимание и эмоциональный фон (появляются частые перепады настроения, раздражительность, агрессивность).
  • Нарушается внимание, сочетаясь с гиперактивностью (неусидчивость, отвлечение на посторонние предметы и занятия, ухудшение успеваемости в учебе).
  • Самый сложный тип рассеянности внимания – смешанный тип. При нем серьезно нарушаются интеллектуальные возможности, а поведение ребенка часто бывает непредсказуемым.

Рассеянный ребенок 4 года

Причины

Точных причин возникновения рассеянного внимания не установлено. Но гипотетически выделяют физиологические и психологические факторы развития этого синдрома.

Физиологические

К физиологическим факторам относят:

  • генетическую предрасположенность или наследственность;
  • воздействие на организм неблагоприятных экологических изменений окружающей среды;
  • тяжелый процесс родов, повлекший за собой асфиксию, гипоксию новорождённого или какие-либо травмы (например, черепно-мозговые);
  • перенесенные женщиной заболевания во время беременности (например, те, что могут привести к внутриутробному инфицированию плода, что, в свою очередь, негативно сказывается на его развитии);
  • курение, употребление алкоголя и наркотиков будущими матерями приводит к развитию различных патологий плода, среди них и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
  • перенесенные в раннем детстве травмы черепа и головного мозга;
  • перенесенные в младенческом возрасте заболевания, сопровождающиеся очень высокой температурой (гипертермией);
  • серьезные нарушения в работе внутренних органов (хронические заболевания головного мозга, сердца, почек и т. д.);
  • резус-конфликт между мамой и вынашиваемым плодом – такое бывает, когда у женщины отрицательный резус-фактор, а у будущего малыша – положительный.

Рассеянный ребенок 4 года

Психологические

Психологических факторов меньше, чем физиологических, но их наличие может оказать серьезное воздействие на развитие личности ребенка. Чаще всего это неблагоприятная и неблагополучная обстановка в семье:

  • неправомерные действия взрослых по отношению к ребенку (физическое насилие, угнетение и унижение личности, агрессия со стороны взрослых, недостаток общения, внимания, любви и ласки, отсутствие разумных способов и методов воспитания);
  • вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркотики);
  • напряженные отношения между родителями (частые ссоры, скандалы, ругань, драки);
  • врожденные характерные особенности ребенка, отсутствие своевременной корректировки которых может привести к развитию данного синдрома на их почве;
  • проблемы с коммуникабельностью и социальной активностью, то есть ситуации, когда ребенку трудно влиться в коллектив, найти свое место в обществе (детский сад, школа, детская площадка).

Рассеянный ребенок 4 года

Рассеянный ребенок 4 года

Симптомы

Мы перечислим все известные симптомы, характеризующие синдром рассеянного внимания, но надо учитывать, что у каждого ребенка они проявляются далеко не все, их набор зависит от многих факторов: от возраста и характера ребенка, от условий проживания и воспитания, от степени тяжести самого недуга.

Можно предположить, что ваш малыш страдает синдромом дефицита внимания, если у него наблюдаются следующие признаки:

  • ребенок неусидчив и непоседлив;
  • не владеет самоконтролем и самоорганизацией;
  • не слушает собеседника и не понимает того, что ему говорят;
  • забывчив, но не от нарушения памяти, а от нарушения внимания;
  • склонен к тревогам и страхам;
  • навязчив, что часто воспринимается окружающими как невоспитанность;
  • не способен уделять внимание деталям, крайне небрежен;
  • практически всегда возникают трудности (часто конфликты) в общении с родителями, воспитателями, учителями, другими детьми;
  • ребенок не способен завершить начатое дело до конца;
  • он не может соблюдать инструкции и правила;
  • ему трудно концентрироваться на каком-либо занятии, на выполнении одного задания (это касается школьных уроков и выполнения домашних обязанностей);
  • выполняя какую-либо задачу, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
  • невнимательность и крайняя рассеянность становятся постоянными спутниками ребенка, из-за чего он часто что-то теряет;
  • чрезмерно активен и подвижен, крутится и постоянно двигает руками и ногами, сидя на одном месте;
  • проблемы в поведении, непослушность, шумность, стремление все сделать всем наперекор;
  • нежелание убирать свои игрушки и приводить в порядок свой письменный стол;
  • в возрасте 7, 8 лет возникают сложности в учебе, новая информация не воспринимается в полном объеме, возникают ошибки в школе и на уроках, проблемы в освоении письма и счета, это усиливается в случае, если плюс ко всему информация не вызывает интереса;
  • ребенок крайне нетерпелив и практически не может спокойно ожидать чего-либо, например приближения своей очереди или происхождения какого-то события;
  • повышенная разговорчивость, но невозможность долго беседовать на одну тему (ребенок постоянно перебивает и часто отвечает на вопросы, не дослушивая их до конца).
Читайте также:  Кашель сопли красное горло ребенок 4 года

Рассеянный ребенок 4 года

Как бороться?

Преодолеть синдром рассеянного внимания на 100% удается не всем детям, страдающим этим расстройством.

По статистике выздоровления, примерно у половины детей симптомы этого синдрома пропадают к подростковому возрасту полностью, остальным же удается убрать большую часть неприятных проявлений и исправить качество жизни в лучшую сторону.

Для борьбы с этим серьезным недугом необходим комплексный подход. Он включает в себя консультации врачей-специалистов и медикаментозную терапию, строгое соблюдение четкого распорядка дня (как школьников, так и дошкольников), обязательные занятия с психологом, правильные методы воспитания, применяемые родителями, и разумное распределение эмоциональных и физических нагрузок.

  • Медикаментозное лечение назначается специалистами далеко не всегда. Только в случае очень серьезных нарушений, когда качество жизни ребенка крайне ухудшается и приводит к невозможности обучения и адаптации в обществе. Необходимо помнить, что назначать лекарства может только врач. Самостоятельно этим заниматься противопоказано. Как правило, доктора назначают успокоительные средства для снижения нервной возбудимости. Применение сильнодействующих медикаментов в раннем возрасте запрещено.
  • Ребенку с синдромом рассеянного внимания просто необходим режим дня и его систематическое соблюдение. Это поможет сформировать дисциплину, которая отсутствует у таких детей. Распорядок дня должен быть прописан и размещен на видном для всех членов семьи. В этом расписании ребенку обязательно надо оставлять два часа личного свободного времени, которое он сможет потратить на свои интересы и увлечения.
  • Детям с подобным нарушением часто бывает крайне трудно обучаться в общеобразовательных учреждениях, этот недуг способствует сильному снижению успеваемости. Поэтому можно рассмотреть возможность посещения учреждений со специальной для таких случаев программой или же перевести ребенка на домашнее обучение.
  • Обязательным пунктом борьбы с расстройством внимания являются занятия у психолога. Специалист владеет методиками, приемами и программами, направленными на устранение повышенной эмоциональности и импульсивности. Подобные занятия помогают детям снять напряжение, стать спокойнее и уравновешеннее. Моделируя различные ситуации, психолог тестирует поведение ребенка и, исходя из полученной информации, дает ему советы, как правильно себя вести.

Рассеянный ребенок 4 года

Ошибки родителей

Самой главной ошибкой родителей, дети которых страдают дефицитом внимания, является их убежденность, что этот недуг ребенок перерастет к 12–13 годам и что ни в каком особом воспитании он не нуждается. Если не заниматься этой проблемой, то будущее таких детей будет практически бесперспективным.

Данные статистики печальны: такие дети чаще бросают учебу, получают травмы, попадают в различные неприятные ситуации и ДТП, ведут асоциальный образ жизни, не имеют друзей или попадают в «плохие» компании, становятся алко-, нарко- и игрозависимыми.

Ранняя беременность у девушек с подобным синдромом, увы, является не редкостью. А взрослые люди, родители которых не занимались их проблемой в детстве, не добиваются успехов в трудовой сфере, часто меняют место работы, имеют материальные и социальные трудности.

Также отсутствие лечения этого расстройства у детей становится почвой для развития проблем в личной жизни во взрослом возрасте. Это часто влечет за собой обращение к психологам, психотерапевтам и даже к психиатрам.

Поэтому очень важно родителям обращать внимание на поведение своих детей, и если вы замечаете вышеперечисленные симптомы, то лучше обратиться к специалистам за консультацией.

Рассеянный ребенок 4 года

Еще одной ошибкой родителей является то, что они принимают синдром рассеянного внимания за плохой, неуправляемый характер и бунтарство, из-за чего пытаются «перевоспитать» свое дитя неправильными и даже вредоносными методами. Как правило, это методы наказания, лишения, ругани и т. п. Такой подход лишь крайне усугубит проблему.

Эффективные упражнения

Ребенок с синдромом рассеянного внимания обязательно должен иметь свои домашние обязанности (они должны соответствовать его возрасту и возможностям).

Ему надо давать возможность проявлять настойчивость и самостоятельность в выполнении какого-либо задания, но в то же время нельзя бросать его наедине с проблемой – надо быть рядом и при необходимости помочь. Кроме того:

  • необходимо хвалить его за успехи, но не хвалить беспричинно;
  • обязательно занять ребенка каким-нибудь спортивным занятием;
  • также необходимо заниматься развивающими занятиями и играми;
  • желательно помогать ребенку с труднодающимися школьными предметами, например объяснить тему, которую он не понял на уроке.

Рассеянный ребенок 4 года

Важно завершать день ребенка спокойными, расслабляющими занятиями, например рисованием или чтением, чтобы снизить его активность и возбудимость.

Источник