Рассеянный ребенок 4 года
Случается, что дети не в состоянии долго концентрировать внимание. Они не могут доводить дела до конца, постоянно отвлекаются. Рассеянность вовсе не подразумевает низкие умственные способности, зачастую очень смышленым детям сложно удерживать в голове знания, надолго запоминать информацию.
Обнаружив, что ребенок «витает в облаках» во время чтения или решения разного рода задач, любая мама начнет паниковать. И недаром, ведь такая невнимательность отражается на школьных успехах и в отношениях с друзьями. Однако слишком нервничать не стоит – проблема легко решаема. Главное – не пытаться искоренить ее наказаниями и нравоучениями, а найти подлинную причину рассеянности и помочь малышу исправить ситуацию.
Почему ребенок может быть рассеянным
Основные причины невнимательности старших дошкольников и младших школьников – проблемы со сверстниками и педагогами. Ребенок, испытывающий постоянное психическое напряжение, не способен достаточно сосредоточиться. Также рассеянность часто встречается на фоне определенных болезней. У некоторых данная проблема существует с рождения, и связана она с нарушениями нервной системы.
Среди гиперактивных малышей невнимательность широко распространена. Ее также называют «порхающим» вниманием. Проявляется она отсутствием концентрации, а так же частой невольной переключаемостью на другое дело.
Справка! Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) ставится не только на основе рассеянности. Такие дети чрезмерно подвижны и слишком активны, неусидчивы и часто проказничают. Впрочем, определить, действительно ли у ребенка СДВГ или он просто очень подвижен, сможет только врач.
Проанализировать, обладает ли ваше чадо рассеянностью, можно по следующим признакам:
- ребенок чересчур суетлив и легко возбудим;
- не доводит до конца начатое (даже если занятие ему очень нравится);
- обладает «короткой» памятью, с трудом концентрирует внимание.
Также существуют некоторые косвенные признаки:
- учащийся выполняет школьные задания с опозданием либо заметно позже всех остальных учеников;
- часто мечтает. Его сложно завлечь реальным миром;
- находит разные предлоги, чтобы не выполнять порученное ему дело;
- нередко теряет вещи.
Конечно, часть признаков может иногда наблюдаться у любого обычного ребенка. Но, если они постоянны, нужно задуматься, найти причину.
Очень рассеянный ребенок: что делать родителям
Первое, что при первом подозрении на отклонение должен сделать каждый родитель – обратиться к педиатру. Врач осмотрит ребенка, при необходимости даст направление к узким специалистам. Если причина действительно кроется в заболевании, рассеянность пройдет после полного выздоровления.
В случае, когда малыш здоров, специалисты часто дают совет не ругать его за невнимательность. И уж тем более, не стоит смеяться над ним ни в кругу семьи, ни при друзьях. Из-за насмешек страдает самооценка малыша, он замыкается в себе, начинает злиться на окружающих. Нельзя переставать доверять рассеянному ребенку домашние дела. Следует всячески поощрять его старания, желание помочь, даже если он выполнил работу не слишком качественно.
Рассеянный ребенок 4 года-5 лет: что делать
В этом возрасте можно «натренировать» внимание. Существуют различные игрушки, помогающие вырабатывать усидчивость и терпение. Например, мозаика и конструктор очень увлекают большинство малышей. Однако не все родители знают, что цель данных игр – не просто собрать модель до конца. В самом процессе развивается мелкая моторика, а вместе с ней память, логическое мышление, внимание и речь.
Дошкольникам следует прививать понятие порядка и аккуратности. Если малыш потерял игрушку и не может вспомнить где играл в нее последний раз, не стоит ругать его за это. Попытайтесь проникнуться его проблемой и помочь решить ее. Мамы детсадовцев должны показать им, как правильно готовить одежду с вечера. Выберите вместе понравившийся вам обоим наряд, повесьте его на вешалку.
Малыш захотел взять с собой игрушку? Приготовьте ее заранее, положив на видное место рядом с одеждой. Перед сном дети 4-5 лет уже могут аккуратно складывать снятую одежду и класть ее в шкаф, а по утрам заправлять кровать. Не стоит брать эти мелкие обязанности на себя, дошкольнику они пойдут только на пользу.
Важно! Детям просто необходим четкий режим дня. Чтобы ребенок был собран, сосредоточен и внимателен, он интуитивно должен понимать, в какое время будет прием пищи, игры, спортивные упражнения и сон. Это вовсе не значит, что он лишиться свободного времени. Оставьте на игры полтора-два часа в день, пусть малыш использует их на свое усмотрение.
Рассеянный ребенок 6 лет — 7 лет: что делать
В этом случае уже приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в школе, а так же на подготовке к ней. Они попадают в новую атмосферу, к которой мало просто привыкнуть – надо еще и запоминать все, чему его учат. Рассеянность не редка для учащихся, чаще всего она связана с усталостью (эмоциональной или физической).
Когда школьник начинает дома делать уроки, ему ничего не должно мешать. Ни посторонние громкие звуки, ни просьбы со стороны родителей, начиная от маминого «Сбегай по-быстрому в магазин», заканчивая бабушкиным «Где мои очки?!». Взрослые люди и сами могут справиться с такими мелкими проблемами, но почему-то предпочитают «вешать» их на младшего члена семьи. Эта ошибка серьезна, ведь такое поведение не дает ему сосредоточиться, у него возникает невнимательность к учебному материалу, рассеянность. В конце концов он может совсем потерять интерес к занятиям.
Забытые в школе линейки, ручки и другие учебные принадлежности – отдельная история. Такие потери нередко злят родителей, ведь постоянные визиты в магазин существенно сказываются на кошельке. Кроме того, добавляется чувство неловкости перед учителями. Однако все эти негативные чувства – ничто, по сравнению с ощущениями, которые испытывает ребенок. Он чувствует вину, стыд. Если родители набрасываются на него с упреками, к этому тяжелому состоянию примешивается еще и обида.
На самом деле, старшие члены семьи не должны слишком переживать за пустячные потери. А вот направить внимание на эмоциональное состояние школьника крайне необходимо. Не стоит делать это навязчиво, лучше прививать внимательность, бережливость, любовь к порядку как бы издалека, без давления. Со временем ребенок уже по привычке будет уверенно планировать свой завтрашний день, самостоятельно собирать ранец и беречь купленные школьные вещи.
Часто для родителей в детском саду или школе может проводиться беседа на тему рассеянный ребенок в семье. Мамы и папы, чьи малыши подвержены хронической рассеянности, могут посоветоваться с воспитателями, учителями и психологами.
Полезные советы о воспитании рассеянных детей:
Вам будет интересно
Советуем прочитать:
Вред компьютера для детей: как избежать
Заниженная или завышенная самооценка у ребенка, как исправить положение
Как перестать кричать на ребенка
Источник
Внимание, пожалуй, важная составляющая успешности любой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться на каком-либо объекте, довести дело до конца играет огромную роль и в школьном обучении.
На проблемы с концентрацией внимания у ребенка жалуются многие родители. Но в каких случаях стоит бить тревогу, в каких – расслабиться и принять как должное?
Малыши в возрасте от года до трех лет могут сосредотачиваться на каком-либо объекте, внимательно слушать или рассматривать что-то в течение трех-четырех минут. В силу своей физиологии усидчивостью в этом возрасте они не отличаются, их легко переключить на что-либо и отвлечь. Впрочем, психологи считают, что этих мгновений достаточно для того, чтобы ребенок усвоил что-то полезное и обрел новые знания.
Ребята постарше уже могут лучше концентрироваться. Внимание они способны удержать в течение пяти-семи минут. Не нужно попрекать ребенка рассеянностью или неусидчивостью, чтобы не привить комплексы или не заронить излишнюю тревожность, которые станут помехой в дальнейшей жизни.
Что касается младших школьников, то в этом возрасте рассеянность может существенно сказаться на освоении учебной программы. Ребенок 7 лет должен уметь сохранять концентрацию внимания в течение 8 и больше минут. Если этого нет, первокласснику приходится очень трудно как дома, так и на уроках. Вот здесь родителю уже стоит обеспокоиться.
Внимание учеников первых классов педагоги и психологи характеризуют как неустойчивое, кратковременное и непроизвольное. Некоторым детям концентрация удается лучше, некоторым – хуже.
Итак, что же такое рассеянное внимание? По мнению специалистов, проявляется оно в следующем: ребенку трудно сосредоточиться на деталях, он делает ошибки из-за этого, не умеет вслушиваться в обращенную к нему речь, часто отвлекается на различные раздражители, вертится.
Рассеянный младший школьник не может довести работу до конца, он ненавидит задания, которые требуют от него сосредоточенности, не может воспроизвести инструкцию к ним. Дело усложняется плохой успеваемостью, поведением и нежеланием посещать школу.
Что может быть причиной рассеянного внимания?
Во-первых, из ниоткуда оно не появляется. Скорее всего, ребенок всегда отличался неусидчивостью, неумением слушать и неспособностью уделить чему-то достаточное количество времени или из-за особенностей своего темперамента, или же подхода к воспитанию.
Также причиной могут быть утомление, перегрузка, болезненность, общая ослабленность организма из-за перенесенной инфекции, неправильное питание, недостаток сна, неверно подобранный режим труда и отдыха, малоподвижный образ жизни, стресс.
Как же помочь школьнику стать более собранным и внимательным?
Для начала необходимо запастись терпением. Коррекция не занимает один день, она требует времени и обдуманного подхода.
Столкнувшись с проблемой, нужно убедиться, что причина рассеянного внимания не кроется в здоровье малыша. Чтобы исключить этот вариант, можно посоветоваться со специалистами: педиатром, неврологом, нейропсихологом.
Обратите внимание, правильно ли выстроен режим дня первоклассника, достаточно ли часов уделено отдыху, сну, прогулкам на свежем воздухе, хорошо ли ребенок питается, не увлечен ли чрезмерно компьютерными играми. Помните: нагрузка школьника в первый год обучения должна быть ему посильна. Исключите на время кружки и секции, если заметите, что они влияют на успеваемость и общее самочувствие.
Обязательно побеседуйте с учителем. Возможно, в школе ребенок чувствует себя иначе, чем дома: лучше или хуже. Посоветуйтесь с педагогом или психологом, как лучше выстроить день ребенка и распределить нагрузку.
Посмотрите, в каких условиях первоклассник выполняет домашнюю работу. Организуйте ему рабочее место в соответствии с физиологическими нормами: высота мебели должна соответствовать росту, источник света справа или слева в соответствии с тем, левша он или правша. Исключите все окружающие раздражители: музыку, телевизор, компьютер, телефон.
Какое-то время вам придется посидеть рядом, пока он делает уроки. Внимательный родитель сразу заметит, когда ребенок начинает «выпадать» из процесса. В этом случае попросите его пройтись, сделать кувырок, прыжки, приседания, разминку, отправьте на кухню попить воды и так далее. Как только увидите, что концентрация школьника совершенно ослабела, это означает, что пора делать большой перерыв, на час или два.
Составьте режим дня вместе с ребенком, учитывая его мнение. Укажите ему, что учебе необходимо уделять определенное количество времени, нацельте его на это. Обязательно обсудите, чем он планирует заниматься в часы своего отдыха.
Как и любое другое полезное умение, внимание необходимо развивать. Как правило, специальные игры, нацеленные на это, широко применяются педагогами-дошкольниками в учреждениях или на занятиях. Да и сами малыши во время совместных и одиночных игр учатся и воспринимать речь, и воспроизводить инструкцию, и концентрироваться на каком-либо объекте.
Родители тоже могут поиграть с ребенком, и не важно, если вдруг он уже ученик первого класса и, вроде бы, начал взрослую жизнь.
Вот несколько таких игр.
«Таблица Шульте». Это таблица из чисел от 1 до 25, которые расположены в хаотичном порядке. Задача игры как можно быстрее найти заданную цифру или же отыскать все по порядку, начиная с единицы.
«Послушай и сделай, как я». Ребенку необходимо повторить тот ритм хлопков в ладоши, который показал ему взрослый.
«Стрелка». В этой игре используются часы с секундной стрелкой. Перед ребенком ставится задача сконцентрироваться на ней в течение двух-трех минут, наблюдая, как она продвигается по циферблату. Здесь даже можно ставить рекорды или же объявить соревнование, вступив в игру.
Эти игры – лишь капля в море. Есть специальные тренажеры для развития внимания и памяти, картинки, занятия и тренинги. Все описания и материалы можно найти как в Сети, так и на полках книжных магазинов.
Также внимание развивают такие общеизвестные игры, как шашки и шахматы, разгадывание кроссвордом и загадок, собирание пазлов, конструкторов. Очень полезно разучивать стихи наизусть или цитаты любимых мультипликационных или книжных героев.
И помните: не требуйте от ребенка немедленных успехов. Школьнику с рассеянным и неустойчивым вниманием нужна поддержка взрослого, его пример, терпение и любовь.
Источник
Большинство детей обладают большой подвижностью и неугомонной активностью, они непоседливы и не способны подолгу концентрироваться на чем-то одном. В большинстве случаев это нормальное явление. Но бывают ситуации, когда надо разобраться, только ли детство как таковое наделяет вашего малыша подобными характеристиками или же у него есть проблема, называемая синдромом рассеянного внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Что такое рассеянность?
В данной статье мы не будем говорить о подростках. Эта тема касается детей дошкольного и младшего школьного (начальные классы) возрастов.
Рассеянность у ребенка – это нарушение умственной деятельности, при которой невозможно долго сосредотачиваться на каком-то одном занятии. При этом ребенок может быть слишком активен или же, напротив, отстраненным и замкнутым.
Данное расстройство выявляется у каждого пятого ребенка. Это считается довольно частым явлением.
Первые признаки данного синдрома можно обнаружить уже в четырехлетнем возрасте. Но нередки случаи, когда это расстройство возникает и раньше. Например, у младенцев в первые месяцы жизни может наблюдаться чрезмерная двигательная активность или невозможность сосредоточить внимание на погремушке или другой игрушке, хотя они уже должны уметь это делать в данном возрасте. В 3–4 года этот синдром, как правило, отражается на речевых навыках детей.
Выделяют несколько разновидностей синдрома рассеянного внимания.
- Нарушается только внимание без сопутствующих проявлений и симптомов.
- Нарушается внимание и эмоциональный фон (появляются частые перепады настроения, раздражительность, агрессивность).
- Нарушается внимание, сочетаясь с гиперактивностью (неусидчивость, отвлечение на посторонние предметы и занятия, ухудшение успеваемости в учебе).
- Самый сложный тип рассеянности внимания – смешанный тип. При нем серьезно нарушаются интеллектуальные возможности, а поведение ребенка часто бывает непредсказуемым.
Причины
Точных причин возникновения рассеянного внимания не установлено. Но гипотетически выделяют физиологические и психологические факторы развития этого синдрома.
Физиологические
К физиологическим факторам относят:
- генетическую предрасположенность или наследственность;
- воздействие на организм неблагоприятных экологических изменений окружающей среды;
- тяжелый процесс родов, повлекший за собой асфиксию, гипоксию новорождённого или какие-либо травмы (например, черепно-мозговые);
- перенесенные женщиной заболевания во время беременности (например, те, что могут привести к внутриутробному инфицированию плода, что, в свою очередь, негативно сказывается на его развитии);
- курение, употребление алкоголя и наркотиков будущими матерями приводит к развитию различных патологий плода, среди них и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- перенесенные в раннем детстве травмы черепа и головного мозга;
- перенесенные в младенческом возрасте заболевания, сопровождающиеся очень высокой температурой (гипертермией);
- серьезные нарушения в работе внутренних органов (хронические заболевания головного мозга, сердца, почек и т. д.);
- резус-конфликт между мамой и вынашиваемым плодом – такое бывает, когда у женщины отрицательный резус-фактор, а у будущего малыша – положительный.
Психологические
Психологических факторов меньше, чем физиологических, но их наличие может оказать серьезное воздействие на развитие личности ребенка. Чаще всего это неблагоприятная и неблагополучная обстановка в семье:
- неправомерные действия взрослых по отношению к ребенку (физическое насилие, угнетение и унижение личности, агрессия со стороны взрослых, недостаток общения, внимания, любви и ласки, отсутствие разумных способов и методов воспитания);
- вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркотики);
- напряженные отношения между родителями (частые ссоры, скандалы, ругань, драки);
- врожденные характерные особенности ребенка, отсутствие своевременной корректировки которых может привести к развитию данного синдрома на их почве;
- проблемы с коммуникабельностью и социальной активностью, то есть ситуации, когда ребенку трудно влиться в коллектив, найти свое место в обществе (детский сад, школа, детская площадка).
Симптомы
Мы перечислим все известные симптомы, характеризующие синдром рассеянного внимания, но надо учитывать, что у каждого ребенка они проявляются далеко не все, их набор зависит от многих факторов: от возраста и характера ребенка, от условий проживания и воспитания, от степени тяжести самого недуга.
Можно предположить, что ваш малыш страдает синдромом дефицита внимания, если у него наблюдаются следующие признаки:
- ребенок неусидчив и непоседлив;
- не владеет самоконтролем и самоорганизацией;
- не слушает собеседника и не понимает того, что ему говорят;
- забывчив, но не от нарушения памяти, а от нарушения внимания;
- склонен к тревогам и страхам;
- навязчив, что часто воспринимается окружающими как невоспитанность;
- не способен уделять внимание деталям, крайне небрежен;
- практически всегда возникают трудности (часто конфликты) в общении с родителями, воспитателями, учителями, другими детьми;
- ребенок не способен завершить начатое дело до конца;
- он не может соблюдать инструкции и правила;
- ему трудно концентрироваться на каком-либо занятии, на выполнении одного задания (это касается школьных уроков и выполнения домашних обязанностей);
- выполняя какую-либо задачу, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
- невнимательность и крайняя рассеянность становятся постоянными спутниками ребенка, из-за чего он часто что-то теряет;
- чрезмерно активен и подвижен, крутится и постоянно двигает руками и ногами, сидя на одном месте;
- проблемы в поведении, непослушность, шумность, стремление все сделать всем наперекор;
- нежелание убирать свои игрушки и приводить в порядок свой письменный стол;
- в возрасте 7, 8 лет возникают сложности в учебе, новая информация не воспринимается в полном объеме, возникают ошибки в школе и на уроках, проблемы в освоении письма и счета, это усиливается в случае, если плюс ко всему информация не вызывает интереса;
- ребенок крайне нетерпелив и практически не может спокойно ожидать чего-либо, например приближения своей очереди или происхождения какого-то события;
- повышенная разговорчивость, но невозможность долго беседовать на одну тему (ребенок постоянно перебивает и часто отвечает на вопросы, не дослушивая их до конца).
Как бороться?
Преодолеть синдром рассеянного внимания на 100% удается не всем детям, страдающим этим расстройством.
По статистике выздоровления, примерно у половины детей симптомы этого синдрома пропадают к подростковому возрасту полностью, остальным же удается убрать большую часть неприятных проявлений и исправить качество жизни в лучшую сторону.
Для борьбы с этим серьезным недугом необходим комплексный подход. Он включает в себя консультации врачей-специалистов и медикаментозную терапию, строгое соблюдение четкого распорядка дня (как школьников, так и дошкольников), обязательные занятия с психологом, правильные методы воспитания, применяемые родителями, и разумное распределение эмоциональных и физических нагрузок.
- Медикаментозное лечение назначается специалистами далеко не всегда. Только в случае очень серьезных нарушений, когда качество жизни ребенка крайне ухудшается и приводит к невозможности обучения и адаптации в обществе. Необходимо помнить, что назначать лекарства может только врач. Самостоятельно этим заниматься противопоказано. Как правило, доктора назначают успокоительные средства для снижения нервной возбудимости. Применение сильнодействующих медикаментов в раннем возрасте запрещено.
- Ребенку с синдромом рассеянного внимания просто необходим режим дня и его систематическое соблюдение. Это поможет сформировать дисциплину, которая отсутствует у таких детей. Распорядок дня должен быть прописан и размещен на видном для всех членов семьи. В этом расписании ребенку обязательно надо оставлять два часа личного свободного времени, которое он сможет потратить на свои интересы и увлечения.
- Детям с подобным нарушением часто бывает крайне трудно обучаться в общеобразовательных учреждениях, этот недуг способствует сильному снижению успеваемости. Поэтому можно рассмотреть возможность посещения учреждений со специальной для таких случаев программой или же перевести ребенка на домашнее обучение.
- Обязательным пунктом борьбы с расстройством внимания являются занятия у психолога. Специалист владеет методиками, приемами и программами, направленными на устранение повышенной эмоциональности и импульсивности. Подобные занятия помогают детям снять напряжение, стать спокойнее и уравновешеннее. Моделируя различные ситуации, психолог тестирует поведение ребенка и, исходя из полученной информации, дает ему советы, как правильно себя вести.
Ошибки родителей
Самой главной ошибкой родителей, дети которых страдают дефицитом внимания, является их убежденность, что этот недуг ребенок перерастет к 12–13 годам и что ни в каком особом воспитании он не нуждается. Если не заниматься этой проблемой, то будущее таких детей будет практически бесперспективным.
Данные статистики печальны: такие дети чаще бросают учебу, получают травмы, попадают в различные неприятные ситуации и ДТП, ведут асоциальный образ жизни, не имеют друзей или попадают в «плохие» компании, становятся алко-, нарко- и игрозависимыми.
Ранняя беременность у девушек с подобным синдромом, увы, является не редкостью. А взрослые люди, родители которых не занимались их проблемой в детстве, не добиваются успехов в трудовой сфере, часто меняют место работы, имеют материальные и социальные трудности.
Также отсутствие лечения этого расстройства у детей становится почвой для развития проблем в личной жизни во взрослом возрасте. Это часто влечет за собой обращение к психологам, психотерапевтам и даже к психиатрам.
Поэтому очень важно родителям обращать внимание на поведение своих детей, и если вы замечаете вышеперечисленные симптомы, то лучше обратиться к специалистам за консультацией.
Еще одной ошибкой родителей является то, что они принимают синдром рассеянного внимания за плохой, неуправляемый характер и бунтарство, из-за чего пытаются «перевоспитать» свое дитя неправильными и даже вредоносными методами. Как правило, это методы наказания, лишения, ругани и т. п. Такой подход лишь крайне усугубит проблему.
Эффективные упражнения
Ребенок с синдромом рассеянного внимания обязательно должен иметь свои домашние обязанности (они должны соответствовать его возрасту и возможностям).
Ему надо давать возможность проявлять настойчивость и самостоятельность в выполнении какого-либо задания, но в то же время нельзя бросать его наедине с проблемой – надо быть рядом и при необходимости помочь. Кроме того:
- необходимо хвалить его за успехи, но не хвалить беспричинно;
- обязательно занять ребенка каким-нибудь спортивным занятием;
- также необходимо заниматься развивающими занятиями и играми;
- желательно помогать ребенку с труднодающимися школьными предметами, например объяснить тему, которую он не понял на уроке.
Важно завершать день ребенка спокойными, расслабляющими занятиями, например рисованием или чтением, чтобы снизить его активность и возбудимость.
Источник