Осень сентябрь развитие ребенка

Осень сентябрь развитие ребенка thumbnail

Людмила Костенко
Конспект тематической беседы в старшей группе. Тематический день «Сентябрь — первый месяц осени»

Конспект тематической беседы в старшей группе

Тематический день: «Сентябрь первый месяц осени»

Задачи:

Познавательное развитие: расширить представления детей о первом месяце осени сентябре.

Речевое развитие: развивать речь, мышление, память детей, наблюдательность, интерес к окружающей среде.

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Материалы: проектор иллюстрация картинок «Сентябрь».

Беседа.

— Вот и закончилось теплое лето, но на смену ему приходит осень. Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Сегодня мы с вами поговорим о первом месяце осени сентябре.

Сентябрь – дивный голубь лесной,

Присел за окном на ветвях.

Как с рыжей осенней листвой

Расцветкою схож этот птах!

На крыльях грибные дожди

Узор отпечатали свой,

Туманы теснятся в груди

И шлейфом летят за спиной.

Называют сентябрь «запевалой осени» или «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Просмотр презентации «Сентябрь».

3 слайд. В начале сентября выдаются теплые, солнечные деньки, такая погода называется «бабье лето».

5 слайд. В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается так высоко, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветры.

6 слайд. По утрам стелются влажные туманы.

7 слайд. В сентябре часто идут дожди, но не теплые, летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В конце месяца бывают заморозки, лужицы покрываются тонкой корочкой льда.

8 слайд. В лесу в сентябре поспевает рябина, поэтому и называют сентябрь «рябинником».

9 слайд. В это время созревают на дубе желуди, на орешнике – орехи, на болоте – клюква.

10 слайд. В лесу на старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят.

11 слайд. Прячутся под опавшими листьями подберезовики, сыроежки, грузди, белые.

12 слайд. Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки, ласточки, стрижи.

13 слайд. Поэтому еще одно название сентября «месяц птичьих стай».

Поэтому еще одно название сентября «месяц птичьих стай».

14 слайд. Готовятся встретить суровую зиму звери. Зайцы и белки начинают линять.

15 слайд. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди – нагуливает жирок на зиму Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди – нагуливает жирок на зиму

16 слайд. Мыши запаслись колосками. Барсук собирает коренья и грибы.

17 слайд. В сентябре грибники да ягодники ходят по лесу с корзинкой – собирают ягоды и грибы. В сентябре грибники да ягодники ходят по лесу с корзинкой – собирают ягоды и грибы

18 слайд. С полей и огородов убирают урожай овощей – картошки, капусты, свеклы, моркови.

19 слайд. А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки.

А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки.

20 слайд. В сентябре на полях сеют озимые хлеба – рожь и пшеницу

21 слайд. 1 сентября дети идут в школу, начинается учебный год.

А сейчас послушайте и отгадайте загадки:

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(Сентябрь)

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

(Осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(осенний лист)

Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу.

(Осенний дождь)

Приметы сентября

Тихи сентябрьские дни — нарядно бабье лето.

Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Бабье лето — две недели.

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В сентябре всякое семя из колоса плывет.

В сентябре днем погоже, да по ночам негоже.

В сентябре земля наряжается в зеленя.

В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь без плодов не бывает.

Сентябрь — вечер года.

Сентябрь кафтан с плеч снимает, тулуп надевает.

Сентябрь — летопроводец, проводы лета.

В сентябре не изба мужика греет, а цеп-молотило.

Холоден сентябрь, а сыт; сиверко — да сытно.

Если в этот месяц на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу перед Рождеством, да к теплой зиме и плодородному лету.

Г ром в сентябре — к долгой зиме.

Задождит сентябрь — не радость мужику.

Пословицы и поговорки о сентябре

Лето со снопами — осень с пирогами.

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

Холоден сентябрь-батюшка, да сыт.

Август варит — сентябрь на стол подает.

В сентябре огонь в избе и в поле.

Осенью и воробей богат.

– Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Солнышко и дождик» Классическая детская осенняя игра: дети резвятся, когда взрослый произносит «солнышко» и стремглав бегут под зонтик у него в руках, когда он произносит «дождик».

Итог: О чем мы сегодня говорили? сентября, и его приметах). Как называют первый месяц осенний? (сентябрь) Когда бывает бабье лето? В сентябре дни становятся, короче или длинней? Почему сентябрь называют «Рябинником»? Молодцы, ребята!

Читайте также:  Как влияет на развитие ребенка рисование

Рефлексия: Ребята, вам понравилось сегодня беседовать про первый месяц осени «сентябрь»? Если да, то возьмите по листочку и соберите осенний букет.

Источник

Про сентябрь для детей

Приметы сентября, рассказы, стихи, загадки про сентябрь для детей

В рябиновом сентябре

Приметы сентября

• Отлет журавлей с 1 по 5 сентября предвещает раннюю зиму.

• Гром в сентябре предвещает теплую осень.

• Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

• Паутина стелется по растениям — к теплу.

• Журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» — к хорошей осени.

• Листопад проходит скоро — зима будет холодная.

• Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.

• Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранней, а если снизу — то поздней.

• Много ягод на рябине предвещает строгую зиму.

• Если рябины в лесу много — осень дождливая, если же мало — сухая.

• Если осенью вход в кротовую нору расположен на север, зима будет теплой, к югу — холодной, к востоку — сухой, к западу — сырой.

• Синица у дверей — к осенней поре.

Осеннее

Осень. Роща золотая!

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает

Стая журавлиная.

Высоко под облаками

Гуси откликаются.

С дальним озером, с полями

До весны прощаются.

И в лесу не слышно смеха,

Песенка оборвана.

Замолчало наше эхо –

Звонкое, задорное!

Все дорожки заметает,

Тропки над полянами

Осень — роща золотая

С листьями багряными!

А. Пришелец

В старину на Руси сентябрь был седьмым месяцем, как и в Древнем Риме. С середины XIV века начало года на Руси отсчитывали с 1 сентября, а с 1700 года сентябрь считается девятым месяцем. Древнерусские славянские названия сентября — «вересень», «вресень», — по времени цветения вереска, невысокого вечнозеленого кустарника. Называют этот месяц «желтнем» — по цвету растений в это время. «Ревуном» прозвали сентябрь за дожди и непогоду, «хмурнем» величали за угасание солнечного света, хмурое небо и ранние сумерки: «Зажигай огонь с сентября в избе и на поле». За то, что первый месяц осени лето провожает, назвали сентябрь в народе «летопроводцем», за то, что лист в это время падает — «листопадником»: «В сентябре и лист на дереве не держится».

Под осенними лучами солнца тихо дремлет увядающая природа. Сентябрь рассыпал золото и багрянец по лесам, перелескам, завесил дали скучной пеленой туманов. Переменчив сентябрь и капризен: то порадует ясными, погожими днями, то засвистит ветрами и начнет сеять сквозь небесное сито долгие скучные дожди: «Батюшка сентябрь не любит баловать», «Осень идет и дождь за собой ведет».

В сентябре лето кончается, осень начинается: «В сентябре синица просит осень в гости».

* * *

Все краснее и ярче рябина

На прохладной уже синеве.

О кузнечиках нет и помина,

Дольше стынет роса на траве.

Не один уж листок, золотея,

Опустился, кружась, у ворот.

Сиротеет сквозная аллея…

Собираются птицы в отлет.

Меркнет вечер томительно длинный,

В опустевший входя мезонин.

Ядовито горят георгины

Посреди отсыревших куртин.

Пожелтевшие лета страницы

Этим липам ничто не вернет.

Все проходит на свете, а птицы

Собираются в дальний отлет…

В. А. Рождественский

ЛЕС И СТЕПЬ (отрывок)

… Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах… Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо, кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь…

А осенний, ясный, немножко холодный утром, морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

И. Тургенев

РЫЖИК

Лес тихонько увядает,

Выцветает, облетает,

Мокнет, сохнет… Но постой!

В ельнике средь старых шишек

Желтым соком брызжет рыжик.

В этот лес полупустой

Новичок молчком явился,

Здесь он жизни удивился,

Здесь он счастлив, здесь он свой,

Свежий, крепкий и живой.

В. Берестов

ЗАГАДКИ СЕНТЯБРЯ

1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью.)

2. Платье потерялось — пуговки остались. (Рябила.)

3. Стоят старички — красные колпачки: кто подойдет, тот и поклонится. (Подосиновик.)

4. Стоит лепешка на одной ножке, кто мимо пройдет, всяк поклонится. (Гриб.)

5. По поднебесью веревка протянулась. (Журавли летят.)

6. Шли плотники без топоров, срубили избу без углов. (Скирды хлеба.)

СЕНТЯБРЬСКИЕ ПОГОВОРКИ

• Кто пораньше встает — тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

• Бояться волков — быть без грибков.

• Не всякий гриб в лукошко кладут.

• Батюшка сентябрь не любит баловать.

• Холоден сентябрь, да сыт.

• Осенью и у кошки пиры.

• Осенью и воробей богат.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка от рождения до 3 лет

• От осени к лету поворота нету.

ОСЕНЬ (русская народная песня)

Кукушечка, кукушечка,

Птичка серая рябушечка!

К нам осень пришла,

Нам добра принесла:

В коробью холста,

На гумно зерна!

В коробью — лён, конопель,

На гумно — рожь и ячмень.

Прощай, прощай,

кукушечка.

Прощай, прощай,

рябушечка, —

До частых гроз,

До зеленых берез,

До новой травы,

До красной зари!

Пересказал Г. Науменко

БАБУШКИНЫ СКАЗКИ (отрывок)

В воскресенье Илюша и бабушка отправились в лес и на всякий случай прихватили с собой лукошко.

— Бабушка, — кричал Илюша, перебегая от дерева к дереву.

— Я хочу много-много грибов найти!

— Если хочешь найти гриб, перестань бегать, — остановила его бабушка. — Суета тут ни к чему. Грибнику нужно терпение и внимание. Гриб — он ведь на всякие хитрости горазд.

— Как это? — удивился Илюша.

— А вот послушай мою притчу, тогда поймешь, как.

«Он показался на рассвете. Торопливо раздвинул буроватую листву и огляделся. Со всех сторон к нему тянулись зеленые, желтые, красноватые ладошки листьев. Пауки делали свое обычное дело, и сплетенная ими паутина красиво переливалась в лучах солнца.

Он гордо поднял вверх свою новую красную шляпу и смело зашагал по тропинке.

— Пропадешь, несмышленыш! — Запричитало соседское семейство опят. — Пригнись, пока не поздно!

Но он не услышал их советы и продолжал идти вперед. Рассеянный башмак грибника опустился совсем рядом с ним. Помедлил немного и пошел дальше. Трусливое семейство опят давно в лукошке, а он так и стоял у тропинки и все выше тянул к солнцу свою новую красную шляпу».

— Бабушка, а про что эта сказка? — спросил Илюша.

— Про то, что в лесу нельзя быть растяпой. Посмотри, что это растет рядом с твоим правым башмаком.

— Ой, так ведь это же гриб! — обрадовался Илюша.

— Тот самый, в красной шляпе.

— То-то же, дружок, не зевай впредь. А гриб этот, кстати, зовется подосиновиком.

Хорошо в лесу, вольно, просторно. Разбежался Илюша, подпрыгнул, ухватился за ветку дерева и давай ее раскачивать, подтягиваться, гнуть к земле. Нахмурилась, бабушка взяла внука за руку, стащила вниз и строго сказала:

— Зачем ты обижаешь дерево? Ему же больно. И без тебя ему в жизни обид и болей хватает.

— Как это? — снова удивился Илюша.

— А так. Вот сейчас солнце светит, тепло. Дети и зверюшки теплу рады. А пойдет дождь или град, или буря случится — все разбегутся, кто куда. Собачки в конуру прячутся, а птицы в гнезда, кошки на чердаки и в подвалы, люди по домам. А деревьям негде укрыться. Дождь их мочит, ветер хлещет, буря с корнем выворачивает, а они все терпят. А то еще ребята ножом режут их кору, ломают ветки… Терпят и это деревья. И на все зло добром отвечают: тень дают, прохладу, кислород. Птицы себе приют в их ветвях находят. Белка в дупле домик устраивает. Заюшка перед деревом норку роет. Усталый путник отдыхает и песню поет, и сказку сочиняет.

— А какую сказку, бабушка?

— Да ту, что листья нашепчут. Ну, вот хоть эту, про Сову и Дятла: «Поохотилась Сова ночью на славу. Устала и полетела в свое гнездо в дупло спать. Только устроилась поудобнее, дремать начала, слышит, кто-то по дереву «тук-тук, тук-тук». Рассердилась Сова, выглянула из дупла и спрашивает: «Ху-гу? Ху-гу?».

— Это кто стучит? Сове спать не дает?

— Это я, доктор Дятел. Я по стволу стучу, деревья лечу, личинки ищу. Не сердись. Сова, твоя работа ночная, а моя дневная…

— Ах, это ты, — отвечает Сова, — ну тебе можно стучать. Твоя работа и впрямь полезная. Ладно, лечи деревья, а я плотнее ставни на окнах закрою, чтобы не слышно было.

Скрылась Сова в дупле, а Дятел долго еще прослушивал стволы, конопатил дырочки. И только когда солнце приблизилось к горизонту, закончил он свой кропотливый труд. В лесу ведь нет лентяев. Все трудятся, кто как может. Поэтому лес и красив, и душист, и богат, и ярок.

Г. Пухальская

СЕНТЯБРЬ

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

Н. Заболоцкий

Рекомендуем посмотреть:

Сочинение «Осенние листья», 2 класс

Рассказы и стихи про Осень, 2 класс

Сочинение. Описание астры

Стихи русских поэтов об осени, 3 класс

Рассказ о празднике Осенины для детей

Источник

Наталья Аносова
Конспект тематического занятия для детей средней группы «Сентябрь на календаре, осень во дворе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №148»

Конспект тематического занятия для детей средней группы

Читайте также:  Гончарное дело в развитии ребенка

«Сентябрь на календаре, осень во дворе»

Воспитатель:

Аносова Н. И.

Воронеж

Цель:

Расширять кругозор детей, словарный запас; познакомить детей с изменениями в жизни зверей и растений с приходом осени; воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

Задачи:

Уточнить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в растительном и животном мире;

Воспитывать заботливое отношение к природе;

Развивать у детей наблюдательность;

Развивать память, мышление, умение получать удовольствие от результата своей работы.

Оборудование:

Картинки с изображением зверей, листья деревьев, корзинки с муляжами фруктов и овощей, лист бумаги, краски.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, изучение народных примет, заучивание ролей с детьми, дидактические игры на тему «Осенние хлопоты человека», «Какие бывают деревья», наблюдение за трудом взрослых, беседы из личного опыта детей.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дети становятся в круг и вытягивают ладошки вперед, вместе с воспитателем приветствуют друг друга на занятие.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

— Доброе утро!

— Доброе утро

Солнцу и птицам!

— Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Дети садятся на стульчики полукругом.

2. Знакомство с приметами ранней осени.

Воспитатель: Ребята,отгадайте загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».

Дети: Осень.

Воспитатель: Вот и осень наступила,

Ножки в луже промочила.

Ветерок чихнул- с дерева листок упал,

Повернулся на бочок и уснул (А. Гришин)

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Первый месяц осени — сентябрь в народе называют “златоцвет, листопадник, хмурень”. Ребята, давайте посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

Воспитатель: Почему сентябрь называют хмурень?

Дети: Солнце светит реже, небо хмурое.

Воспитатель: Чем радует нас сентябрь?

Дети: Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Воспитатель: Что делают люди в садах и огородах?

Дети: Собирают урожай.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами тоже соберем свой урожай.

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знание овощей и фруктов.

(Нужно собрать овощи в корзину белого цвета, а фрукты — в красную.)

Воспитатель: Молодцы с этим заданием справились.

Ребята, как вы думаете,почему в народе говорят: “Сентябрь птиц в дорогу торопит” Объясните эту пословицу.

Дети: Перелетные птицы готовятся к перелету в теплые страны.

Воспитатель: Какие птицы улетают от нас?

Дети: Ласточки, скворцы, грачи, журавли, гуси, утки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему улетают перелетные птицы?

Дети: Погибают и засыпают насекомые, которыми питаются птицы.

Воспитатель: Но к нам прилетают птицы из леса. Назовите их. (Снегири, клесты).

Воспитатель: Давайте отправимся в прогулку по лесу. (Дети вместе с воспитателем идут по дорожке, выполняя движения)

Воспитатель: Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Маленькие ножки скок – скок по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель: В лесу тоже собирают урожай, а урожай чего?

Дети: Грибов.

Игра «Грибная поляна»

Воспитатель раскладывает картинки грибов, дети выбирают съедобные, называют их и складывают в корзину.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как зимуют дикие животные в лесу?

Дети: Медведь, ежик впадают в спячку; заяц и белка меняют шубку.

Воспитатель: Осень — удивительное время.Она словно художник раскрашивает деревья разными цветами: красным, желтым, оранжевым, бордовым. И дождь ранней осенью идет необыкновенный — из ярких листьев — листопад. Подумайте, почему весной все растения старались, чтобы у них появились листочки, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

Дети: Деревья и кустарники готовятся к зимнему сну, чтобы не замерзнуть.

Физкультминутка «Мы листочки»:

Дети становятся в круг и выполняют движения с осенними листочками.

Мы — листочки, мы — листочки.

Мы — осенние листочки.

Мы на веточках сидели

Ветер дунул — полетели.

Мы летали, мы летали,

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок

Все уселись мы в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие листья упали в мою корзинку.

— давайте мы с вами поиграем, игра называется

«С какого дерева листок»

С рябины — рябиновый,

С тополя — тополевый,

С клена — кленовый,

С березы — березовый.

3. Рисование пальчиками «Ранняя осень в лесу».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на листы бумаги перед вами. Что на них нарисовано?

Дети: Ствол и ветки дерева.

Воспитатель: Давайте украсим наши деревья осенними листочками, для этого опустим пальчики в краску и оставим отпечатки на ветвях дерева.

4. Рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый лес у нас получился.

Дети рассматривают рисунки, выбирают лучшие.

Список использованной литературы.

1. Журнал «Дошкольное воспитание» №10. 2014 г.

2. С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». 1995 г. Издательство » Новая школа» Москва.

3. Т. Н. Сергеева. «Тематические недели в детском саду». 2013 г.

Издательство » Планета. » Москва.

4. «Стихотворения русских поэтов об осени».

5. «Комплексные занятия по программе » От рождения до школы. » под редакцией Н. Е. Вераксы. 2013г. Волгоград. Издательство » Учитель. «

6. Интернет ресурсы.

Источник