Рано поздно вовремя норма и не норма в развитии ребенка
Недавний спонтанный полилог о слингах напомнил мне эту лекцию..
Норма: то ли есть, то
ли нет
Задумывались вы об этом или нет, но понятия «норма – не норма» неизбежно
влияют на наши родительские стратегии. Ежедневно, ежечасно мы делаем
свой выбор: как поступить по отношению к ребенку, в зависимости от того,
что мы считаем НОРМАльным для его развития. И это ежедневное принятие
решений, глобальный выбор воспитательной стратегии делать было бы не так
сложно, если бы не одно НО. В голове мам и пап сегодня звучит слишком
много голосов о том, как правильно воспитывать ребенка.
Катерина Мурашова
Раньше было принято считать, что к году ребенок должен говорить
несколько слов и хотя бы несколько предложений. К году! Это была норма.
Более того, большинство детей, которых я видела в начале своей практики,
в эту норму действительно вписывались. Действительно, годовалый ребенок
говорил: «Мама. Папа. Дать. Пить. Уйди. Хочу». Ребенок в 1,5 года
говорил предложениями. Моя собственная дочь в 1,5 года читала простые
стихи.
Дальше (я же не логопед и за нормой в этом вопросе не следила), ситуация
все-таки менялась, и сейчас ко мне приходит масса детей, которые только
в два года – в два?! – в два года говорят то же самое: «Мама. Папа.
Дать. Пить. Хочу на ючки». Что это? Норма, не норма? Где, что случилось?
Дети отупели? Что произошло? Родители перестали с ними заниматься? 25
лет назад занимались, а сейчас перестали?
Сколько-то месяцев задержки речи происходит из-за памперсов, это
известно. Исследования проводились, правда, производители памперсов их
задавили. Но не год же! Почему так происходит – понятно: запаздывают
контрольные механизмы: ребенок с памперсами не должен вырабатывать этот
волевой контроль, раз волевой контроль запаздывает, все остальное тоже
запаздывает. Но я не думаю все-таки, что это год.
Дальше, что влияет еще? Что такое норма опять же?
С одной стороны, наш мир вроде бы наращивает толерантность, наращивает
идею о том, что «пусть расцветают все цветы», «пусть мы все будем
учиться у людей с нарушениями развития», – вот оно всё славно и сладко.
С другой стороны, мир наращивает скорость и обороты, соответственно, чем
быстрее все это движется, тем больше процент детей, «не попадающих».
Если раньше букварь проходили в течение года, то теперь этот букварь
проходят в течение двух месяцев. Совершенно очевидно, что количество «не
попавших» увеличивается.
С одной стороны, мы декларируем все большее и большее принятие
инаковости, принятие того, что еще некоторое время назад казалось не
нормой.
С другой стороны, мы наращиваем темпы, и чем быстрее крутится колесо,
тем больше с него слетают.
Я не знаю, есть сейчас этот аттракцион или нет, но во времена моего
детства был такой аттракцион, он назывался «чертово колесо». Знаете его?
На него садятся, и оно начинает раскручиваться. Чем быстрее оно
раскручивается, тем больше людей вылетает. Единственный способ на нем
остаться до конца аттракциона – это сесть в середину. Единственный
человек остается – тот, кто сел в середину.
Все остальные при определенном раскручивании вылетают. Так вот,
колесо-то раскручивается, и все это видят, все это понимают. Нормы, как
таковой, даже медицинской, вроде бы нет, но с другой стороны, все мы
понимаем, что она есть. В этом зазоре мы с вами сегодня и попытаемся
разобраться.
Что влияет?
Во-первых, влияет то, где ребенок родился. куда он попал?
Как жил
славянский ребеночек? Все знают? До года в люльке, сверху белая
тряпочка, чтобы мухи не кусали, туго запеленутый, ни ручкой, ни ножкой
ни шевельнуть, в ротике – тряпочка с маковым жмыхом. Все проходящие
качают люльку. То есть до года в трансе и под наркотиками. Это наши
традиции, добро пожаловать, Россия встает с колен, можно вернуться.
Как жил африканский ребеночек? Родился, мама его вешает себе вперед или
за спину, в два года специальный праздник – ребенка первый раз спускают
на землю. Это не юмор, это этнографические традиции, есть работы,
которые это изучали, например, прекрасная серия Академии наук –
«Этнография детства». До двух лет ребенок был либо на матери, либо на
родственниках, либо на этих домах на сваях он ползал по настилам.
Чем объяснялось то, что наш ребеночек лежал в люльке, завернутый и под
наркотиками? Просто, чтобы не мешал – он там лежал, и все нормально.
Доставали его оттуда несколько раз в день, чтобы покормить, поменять
пеленки. Чем объяснялось то, что африканца носили до 2-х лет? Тем, что у
них там внизу ползают всякие смертельные гады. Если, например, его
выпустить годовалым туда, когда он начинает ползать, то он потянется к
какому-нибудь скорпиону ручкой, и – минус один младенец. В два года ему
уже что-то можно объяснить, в этот момент его спускают и забывают о нем
вообще.
Европейского ребеночка, как раз в это время начинают развивать. Один из
безумных кульбитов материнских чувств у нас в России, как раз был связан
с тем, что это тайное этнографическое знание про африканских младенцев
пошло в массы и дальше там началось! Дело в том, что при таком способе
содержания младенцев двухлетний африканский младенец был гораздо более
развит, чем ребенок европейский, включая российского. Понятно, почему –
его носили, с ним все время разговаривали, он все видел, у него
информации гораздо больше. Прослышав про это, славные европейцы, включая
поздних СССР-цев и ранних россиян, немедленно повесили себе эти
кульки-слинги.
Видимо, вообразили себе внизу тарантулов и начали их носить, зарабатывая
позвоночные грыжи. Дело в том, что если кто-то когда-то видел, как
ходят африканки, то они понимают, что наши так не ходят и не могут, у
них совершенно по-другому поставлено все. Бегущего африканца кто-нибудь
видел наверняка – наши так не могут. Доносив нашего до двух лет, нашу
мать можно уже класть в клинику спинальной хирургии .
Африканкам можно, нашим – нет. Но когда и кого это останавливало, вы
понимаете? Главное, чтобы ребеночек был счастлив.
Дальше. Народоволец Богораз был народовольцем в конце XIX века, его не
расстреляли, не повесили, а сослали в Сибирь. Богораз исследовал
этнографию чукчей много-много лет. Это захватывающие работы, написанные
хорошим русским языком. Народовольцы вообще были довольно образованные и
умеющие думать – те, которые не успели убивать и которых не успели. Он
жил и при советской власти, продолжал исследовать и продолжал
издаваться.
Он исследовал и этнографию детства, и очень его поражало, насколько
чукотские дети ведут себя не так, как дети у современных ему русских.
Чукотские дети более дикие, по мнению Богораза, жестокие, могли
разрывать на кусочки маленьких зверьков, которых им приносили взрослые
специально для этого. Представьте себе, у нас такое – что бы мы
подумали? Мы бы подумали про психиатра в первую очередь. Что происходило
там? Дети просто готовились к тому, что их дальше ждет.
Там взрослые умели зубами оленей своих кастрировать, чтобы вы понимали,
на каком уровне все происходит. Дети готовились к тому, что их ждет, они
готовились к той жизни. Богоразу тогдашнему и нам теперешним, чем это
кажется – нормой, не нормой? Разумеется, не нормой. Но тогда для
чукотских детей это была абсолютная норма, и взрослые это воспринимали
как норму.
Мы все время должны думать о контексте.
У нас есть биология, и нам
никуда от нее не деться. И у нас есть процесс очеловечивания, который
происходит параллельно с реализацией каких-то биологических программ. Мы
все время должны помнить о том, что этот процесс происходит не в
джунглях, он происходит в совершенно конкретном контексте – в контексте
семьи.
Как затормозить развитие ребенка?
Семья, безусловно, влияет сильнее, чем культурные и национальные обычаи.
Есть несколько очень верных способов затормозить раннее развитие
ребенка, я бы сказала, практически гарантированных (кроме памперсов, про
памперсы мы не говорим). Я сейчас их назову, вы, естественно, их
знаете.
Всё делать за ребенка – верный способ затормозить его развитие
Первый способ – всё делать за ребенка….
Далее почитать можно здесь
Источник
Добрый день, я Ольга, многомама и логопед, и сегодня я завершаю цикл про неговорящих детей и работу логопеда с ними. И в качестве итога всего цикла статей про неговорящих детей и работу логопеда с ними — ещё немного про обходные пути.
Логопеды и дефектологи в свое работе опираются на ряд важных принципов, таких как онтогенетический принцип, принцип опоры на сохранные функции, принцип учёта ведущей деятельности и тп — большинство этих принципов я раскрыла в предыдущих статьях этого цикла.
Все эти принципы важны, но в случае, если мы говорим о детях с тяжёлыми нарушениями речи, иногда бывает так, что один принцип как бы попирает другой. Так случилось с онтогенетическим принципом и принципом опоры на сохранные функции. Онтогенез не в норме — штука интересная. У каждого ребенка с тяжёлыми нарушениями развития он свой. Ребенок с ДЦП может овладеть мелкой моторикой, но никогда не начать ходить, тогда как в норме последовательность обратная. Слепой ребенок, возможно, пройдет по касательной этап сюжетно-ролевой игры. Ребенок с расстройствами аутистического спектра, возможно, овладеет программированием, не умея завязывать шнурки (хрестоматийный пример). Ребенок с дизартрией научится читать и писать, так и не овладев правильным звукопроизношением. Вот о чтении и письме я бы и хотела поподробнее.
Это как раз та самая сохранная функция у многих детей. Ребенок не говорит, имея весьма смутное представление о том, куда поставить язык, для того чтобы произнести конкретный звук, а уж произнести несколько звукокомплексов подряд для него вообще пока невыполнимая задача. Но у него сохранно зрительное восприятие и память, поэтому ему не составит труда запомнить буквы. И эта буква, которую он увидел и запомнит — станет для него дополнительной поддержкой, на которую он сможет опереться.
Так, когда я вижу эти две горки с ямой посередине — значит, я должен сомкнуть губы и прогудеть — МММ.
Примерно такой процесс происходит в голове ребенка с артикуляторной апраксией — расстройством произвольных артикуляционных движений. И с такими детьми раннее, до начала спонтанной речи, обучение грамоте может стать сильным толчком к развитию речи устной. Не умея сам сказать — он прочитает. Прочитав, возможно, напишет, что думает и чувствует. А потом скажет.
Вот так вот, все наоборот. Вопреки естественному ходу развития. Потому что перед нами как раз, как любят сейчас говорить родители про норму — «свой путь». Именно что свой. Не норма. И мерить не норму мерками нормы иногда опасная потеря времени. Тем не менее довольно распространенная. Иногда до абсурда.
Не учить грамоте, пока все звуки не автоматизированы! А перед нами ребенок с дизартрией, у которого звуки не будут нормативно звучать всю жизнь. Всю жизнь не читать?! Неговорящего ребенка с ДЦП учим до упора петь гласные — они же в онтогенезе появляются первыми! А ему проще М и П сказать, чем округлить губы на У! Нееет, нельзя согласные раньше гласных учить! Кому нельзя, кто сказал…
В общем, думаем, товарищи дорогие. И идём от ребенка. Повышаем ему самооценку, в конце концов. Качественно диагностируем. Составляем индивидуальный коррекционный план, опираемся на сохранное. И работаем над тем, что получается, держа в уме то, что пока сложно, и выводя за дальние скобки то, что пока недостижимо. И пусть все вопреки онтогенезу. Перед нами не норма. И это не ругательство и не клеймо, а факт. Не норма может стать нормой, если мы постараемся. Но пока она таковой не является — подходим с другой меркой.
А тема следующей статьи напросилась сама собой. А бывает так, что к норме подходят с понятиями не о норме? И что тогда? Оооо, сколько угодно ???? Расскажу в следующий раз.
Источник
По наводке ББ прочитала лекцию детского и семейного психолога Катерины Мурашовой «Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка».
Для себя отметила несколько интересных моментов и фактов. По свежим следам хочу для себя их зафиксировать. Может, кому-то тоже будет интересно.
Памперсы тормозят развитие минимум на несколько месяцев. Интересная новость, ни разу не слышала!
Что тормозит развитие ребенка: все делать за ребенка, давать противоречивые команды, все запрещать это ясно и понятно и известно и сократить период развития креативности. этот момент очень интересный. Автор пишет, что с года до 3 у детей формируются границы, и этот период необычайно важен. А после него до 7 лет идет период креативности, когда ребенок задает миллион «почему» и ищет нестандартные ответы. Про границы я знаю и серьезно к этому отношусь, мне кажется, что нам удалось их установить. Когда читаю «мой ребенок делает то-то и то-то, наказать я его не могу, а слов он не понимает, что мне делать?» то всегда негативно отношусь к этому. Мне приходилось быть жесткой. Но это все во благо ребенка же. Мурашова пишет — не установлены границы -не начинается период креативности. Про креативность далее — часто в этот период родители акцентируют внимание на буквах и цифрах и тд, но при этом тормозят естественное развитие креативности. Наверное, очень важная мысль.
Про диагнозы первого года — всякие СДВГ, гиперактивнсоть и гипоактивность и другие проблемы с психикой — это микропоражения мозга, которые не видны на УЗИ, выражаются в несоответствии развития ребенка норме и возникают часто вследствие быстрых, трудных родов и тд. Ну нас вроде ттт это сильно не касается. Посмотрим к школе.
Шкалы развития: интеллектуальное, физическое, эмоциональное и социальное развитие. Тут все ясно. Отдельно говорится про важность эмоционального развития, тк дети зациклены на себе, не учитывают ни чувства близких, ни тем более сверстников. Это тоже больная тема, я над этим тоже работаю, дочка часто общается с другом и очень много было моментов которые мы решали в их взаимоотношениях, и на данный момент они играют часами БЕЗ вмешательства взрослых, что я считаю прогрессом.
Еще важная мысль: у дошкольника две вещи маркируют развитие общего интеллекта -сложность ролевой игры, которую может организовать и провести ребёнок и сложность вопросов, которые задает ребенок. Все остальные знания и умения ни при чем. Вот так вот… Ну с ролевыми играми мы прогрессируем, буквально в самое последнее время Лида в свободное время садится с игрушками, куклами, машинками, разыгрывает какие-то истории. С Ваней она любит играть в спасателей в основном. Про вопросы я, честно, вообще не задумывалась… За вчера и сегодня было 2 интересных вопроса: 1. А когда собаки летят на Луну, им тоже одевают скафандр? ну и еще вопросы по этой теме включая «а как улететь с луны? а ракеты могут летать только вверх?» и 2. откуда берется еда? ну и по этой теме.
Про игрушки Чем меньше у ребенка готовых игрушек, тем лучше работает его фантазия и тем лучше для развития общего интеллекта.
про норму в конечном итоге нормой можно называть то, что вы сами определили для себя как норму и не пытаться подогнать ребенка под какие-то чужие стандарты. Например,смысл учить ребенка в год читать если вы не хотите чтобы он стал профессором?
ну вот и все, больше ничего не увидела. Заставила меня кое-над-чем задуматься. Вот ссылка
Источник
О том, как распознать задержку речевого развития у ребенка, какие причины к этому приводят, а также какие методы коррекции предлагает современная медицина, и правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, Medical Note спросил у врача-невролога столичного медицинского центра «Московия» Василия Васильевича Приходько.
Как распознать, что речь у ребенка развивается не так, как должна, что есть задержка?
— Существуют определенные нормы формирования у ребенка тех или иных предречевых и речевых навыков. В 3 месяца ребенок должен гулить, в 6 месяцев — лепетать, ближе к году появляется дифференцированный лепет и слова.
С года до двух по нормам ребенок учится понимать речь и постепенно увеличивает запас слов. Ближе к двум годам и далее до трех лет ребенок учится формироваться фразы, предложения и более сложные предложения.
В чем именно проявляется задержка речи?
— Есть два типа речи — экспрессивная и рецептивная речь. Первая развивается при помощи артикуляции (здесь важны движения губ, языка, которые получают команды от головного мозга) — ребенок учится произносить звуки, которые со временем превращаются в слоги, а слоги — в слова. Рецептивная речь позволяет ребенку понимать то, что он говорит, и понимать других.
При задержках ребенок может не понимать речь, обращенную к нему, а может не говорить сам, так как вовремя не формируются звуки, слоги, слова. Если после двух лет сохраняется лепетная речь, это не норма.
Какие существуют причины задержки речи у детей?
— Причины могут быть наследственные, когда влияет то, как у родителей в свое время формировалась речь, идиопатические (то есть возникающие по непонятной причине), это может быть следствием перинатальных поражений центральной нервной системы (гипоксия, ишемия).
Кроме того, к задержке приводят перинатальные энцефалопатии, наследственные заболевания нервной системы.
Правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, или это миф?
— Нет, это миф. В медицине есть нормы развития речи, которые и мальчиков, и девочек рассматривают одинаково. Врачи придерживаются одной нормы, не разделяя ее.
Это миф, что мальчики начинают говорить позже девочек.
Какому специалисту надо показать ребенка, если родителей что-то настораживает в развитии речи?
— Основной врач в этом случае — невролог. Можно обратиться и к педиатру, тот порекомендует невролога, логопеда, психиатра. Но у нас родители не очень любят обращаться к психиатрам.
Как долго специалист будет заниматься с ребенком? Как скоро появятся заметные улучшения в речи?
— Все будет зависеть от того, с какой именно проблемой в расстройстве речи мы имеем дело. Динамику можно получить уже через месяц, если у ребенка с сохранным интеллектом есть проблемы с экспрессивной речью.
Если у ребенка имеются еще задержки психологического развития или аутизм, то улучшения будут видны через полгода и больше. И в этом случае многое зависит от возможностей самого ребенка.
У детей, у которых лишь временные задержки развития речи, эффект от коррекции заметен быстро.
Какие методы лечения используются?
— Реабилитационных методов много. Существует медикаментозная терапия с использованием нейротрофических и ноотропных препаратов, но все-таки больший акцент мы в нашей клинике стараемся делать на занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, а также использовать немедикаментозные методы лечения — физиотерапию.
Например, транскраниальную микрополяризацию, нейросенсорную стимуляцию. Это эффективные методики, которые не уступают по эффективности ноотропам и чаще даже лучше.
При коррекции задержки речевого развития используются занятия с логопедом, нейропсихологом, дефектологом, физиотерапия.
Кроме того, в лечении задержки речевого развития, используются лечебная физкультура, различные виды гимнастики, игровая терапия. Все вышеперечисленные методы могут использоваться для формирования речевых навыков у ребенка.
Врачи всегда используют игровой подход, находят контакт с детьми, привлекают их внимание, степень сложности заданий возрастает постепенно.
Надо ли родителям заниматься с ребенком дополнительно дома?
— Да, это обязательное условие, чтобы ребенок начал говорить. Конечно, родители дома выполняют с детьми более простые задания, и занятия с логопедом гораздо эффективнее. Но даже пальчиковую гимнастику, физические упражнения, пение песенок, собирание кубиков, игры с крупой — все это возможно и нужно делать дома.
Когда пора показать ребенка врачу по поводу задержки речи?
— Если в три года родителей что-то настораживает в речи ребенка, например, малыш не говорит или говорит, но мало, непонятно и так далее, надо показаться врачу. Три года — идеальный возраст, когда диагностируют и исправляют задержки развития речи.
Занятия можно начать и раньше, в два года, если ребенок идет на контакт с логопедом.
Как я уже говорил, с года до двух формируется одна экспрессивная речь, одни навыки, с двух до трех — другая по сложности экспрессивная речь. И если родители не видят динамики, лучше обратиться к специалисту.
Речь связана с мышлением, памятью, чтением и письмом. Не будет ли трудностей с обучением в школе, если у ребенка есть проблемы с задержкой развития речи?
— Зоны речи действительно связаны нейронами с другими зонами головного мозга, ответственными за мышление, память, письмо. Если вовремя не скорректировать речь, то получим проблемы с обучением — дисграфию, дислексию и многое другое.
К сожалению, это нередко бывает у детей с задержками развития речи, если вовремя не корректировать.
Задержки речевого развития нередко приводят к трудностям в обучении у школьников.
Задержка в развитии речи может говорить о наличии серьезных заболеваний — эпилепсии, аутизма, глухоте?
— Да. Если речь вовремя не формируется, это расстройство может входить в какую-то другую патологию — аутизм, умственную отсталость, некоторые формы эпилепсии, которые препятствуют речевому развитию, наследственные генетические болезни.
Специалист при обращении всегда проверит и слух — нейросенсорная тугоухость тоже влияет на формирование речи.
Кроме того, иногда родители считают, что у них просто гиперактивный, избалованный ребенок, а на самом деле это могут быть как проблемы с коммуникативным вступлением в контакт, так и расстройство слуха. Поэтому детей отправляют на консультацию к сурдологу, чтобы проверить слух.
Важно ли родителям с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним, читать книжки, чтобы развивать восприятие речи?
— Конечно же. С ребенком обязательно надо разговаривать, петь ему, показывать картинки, называть то, что изображено. Нельзя оставлять ребенка надолго один на один с гаджетами.
Чем больше родители общаются с ребенком, тем лучше формируется у него речь. Ребенок слышит, понимает, постепенно формирует речевые навыки.
Получается, что гаджеты в раннем возрасте вредят развитию речи?
— Опосредованно гаджеты негативно влияют на речь. У детей, которые много времени проводят наедине с планшетом, возможны проблемы с поведением, эмоциями, появляется неусидчивость, дети становятся невнимательными. Все это мешает ребенку, если у него есть задержка речевого развития, заниматься с логопедом, нейропсихологом.
Бесконтрольное увлечение гаджетами у детей в раннем возрасте приводит к поведенческим и эмоциональным расстройствам, что неблагоприятно сказывается на формировании речевых навыков.
Читайте также:
Заикание у ребенка: как лечить остеопатией
Источник