Ранняя стимуляция доречевого раннего речевого развития ребенка

Ранняя стимуляция доречевого раннего речевого развития ребенка thumbnail

Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития
Важное значение в программах имеет ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития. Она проводится поэтапно.
На первом этапе (для нормально развивающегося ребенка от 1 месяца до 3) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления.
На втором (4—8 месяцев) — гимнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Собирают губы в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Побуждают ребенка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления. Делают это очень осторожно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Стимулируют движения языка при помощи шпателя с вареньем. Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребенок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз. Стимулируют слуховое внимание.
На третьем этапе (9—18 месяцев) — стимулируют и развивают жевание: помещают кусочки пищи между челюстями и пассивно воспроизводят схему жевания.
Развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Для этого на глазах у ребенка звонят в колокольчик. Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками. Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают
ребенка давать предмет по просьбе взрослого. По подражанию развивают интонацию просьбы.
На четвертом этапе (18—36 месяцев) продолжают развивать локализацию звука в пространстве, моторную сторону речи, стимулируя ребенка к повторению слов по подражанию, развивают словарный запас, интонационную сторону речи, расширяют словарный запас, стимулируют развитие речи.
Подготовка ребенка к общению.
Специалист должен объяснить родителям, что у ребенка задерживается речевое, а в некоторых случаях задерживается и общее психомоторное развитие, если ему не оказывают достаточного внимания родители.
Каждый ребенок рождается со своими индивидуальными особенностями, поэтому каждый ребенок нуждается в индивидуальном режиме и особенностях ухода. Педагогами было показано, что чем быстрее мать реагирует на признаки дискомфорта малыша в первые месяцы жизни, тем спокойнее и увереннее чувствует себя ребенок.
Уже к новорожденному следует относиться как к личности; все общение с ребенком должно сопровождаться ласковым разговором. Мать может, обращаясь к ребенку, вести с ним «диалог», говоря и за себя, и за него. Матери следует объяснить, что своим поведением и отношением к младенцу она подготавливает его к общению, способствует формированию мотивации общения.
Важным условием, подготавливающим ребенка к общению, является установление контакта взглядом. Матери необходимо чаще привлекать к себе внимание ребенка, стараться поймать его взгляд и, глядя в ту же сторону, куда скользит его взгляд, попробовать удержать его на себе. Встретись с ребенком взглядом, нужно улыбнуться ему и произнести ласковые слова. Это поможет продлить контакт.
Лучше всего ребенок выделяет лицо взрослого, находясь в положении под грудью, когда мать держит его на руках.
Важно, чтобы взрослые, особенно мать, проявляли большую чуткость к малышу, наблюдая какие-либо проявления комплекса оживления (улыбку, двигательное оживление или вокализацию). Родители должны знать, что они адресованы именно им, что ребенок всеми доступными ему средствами показывает желание общаться. Нужно обязательно ответить на его инициативу и максимально полно удовлетворить его потребность в общении. Вступая в эмоциональный контакт, можно использовать такие действия, которые выражают любовь к малышу и легко им воспринимаются. Это могут быть физические прикосновения. Ребенку доставляют удовольствие, когда его поглаживают, похлопывают по плечику, перебирают пальчики, совершают движения его ручками и ножками, ласково разговаривают с ним.
Первое, что узнает ребенок о себе, вступая в общение со взрослым, — это самое важное для него: желанный он или нежеланный; любят его или нет. На основе положительного первичного опыта общения у малыша формируется доверие и интерес к окружающему миру, что в дальнейшем стимулирует его речевое развитие, познавательную деятельность.
Любовное, бережное отношение к малышу формирует положительную самооценку, которая имеет большое значение для психического, в том числе речевого развития ребенка и является благоприятной почвой для формирования, начиная с первых месяцев жизни, основы образа самого себя: образа «я».
Развитие начальных навыков общения у ребенка с задержкой речевого развития
Следует иметь в виду, что общение помимо разговорной речи, восприятия и понимания включает умение соблюдать очередность в общении. Практическая методика по обучению детей общению включает следующие направления:
1) с самого раннего возраста ребенка побуждают слушать окружающих, соблюдать очередность, подражать звукам и жестам;
2) последовательно развивают навыки понимания обращенной речи;
3) обучение проводится в привычных для ребенка условиях с использованием подражания игровых моментов и игр.
Задача родителей сделать занятия по развитию речи увлекательным и соответствующим их склонностям и склонностям ребенка занятием. Если ребенок еще не говорит, то первой основной задачей является научить его концентрировать внимание и играть. Не менее важной задачей является обучение его соблюдать очередность, так как коммуникация — двусторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают и ждут. Ранний возраст — наиболее благоприятный для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность. Учиться можно, предлагая ребенку игру, в которой по очереди надо выполнять какие-то действия или произносить различные звукосочетания и короткие слова.
Таким образом, основными задачами родителей является: развитие подражания и воспитание у ребенка соблюдения очередности.
С этой целью могут быть использованы такие традиционные игры как «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами» и другие. В процессе игры с ребенком говорите за разных зверюшек, имитируйте звуки, произносимые ими: «гав—гав», «мяу—мяу», «ква—ква» и т. п. надо стараться, чтобы ребенок заражался обстановкой взаимодействия и повтором за вами. Создавать игровые ситуации, в которых малышу захочется повторять звукосочетания. Играть в прятки: ку-ку; с водой: кап-кап; в поездку на машине: би-би; на лошадке: но-но. Учить ребенка слушать стихотворения, песни и отхлопывать ритм. Надо помнить, что речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь ребенка включает только слова-названия предметов. Чтобы ребенок научился строить высказывания, необходимо целенаправленно учить его словам-действиям.
Следует иметь в виду, что основным мотивом появления речи является общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Важно, чтобы говорящий и слушающий постоянно менялись ролями. Первым партнером ребенка в диалоге должен быть взрослый. В любом случае при любой возможности поощряйте речевую реакцию ребенка. Если первыми ответами у ребенка являются только отдельные разрозненные слова, они очень важны, так как способствуют развитию общения и фактически становятся стержнем высказывания. Если ребенок заменяет слова адекватными жестами, это свидетельствует о его желании общаться. Важно, чтобы взрослый поощрял любую речевую реакцию ребенка как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. На начальных этапах не следует настаивать на четкости произношения, это может привести к речевому негативизму. Для развития ребенка полезно использовать различные инсценировки, превращать занятия в маленький спектакль.
Важно научить ребенка отвечать на вопросы. Взрослый должен продумать серию вопросов — ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов— «да» или «нет». Вторая серия вопросов предлагается в виде усложненного варианта игры «да — нет». Затем вопросы еще усложняются и ребенок отвечает на них по картинкам: «кто это?», «что это?», «кто
там пришел?» и т. п. Полезно использовать карточки из картинно-предметного или тематического лото. Постепенно ребенка учат использовать в своей речи и при ответе на вопросы глаголы.
Важное значение в развитии речевой и познавательной деятельности имеет игра. Используются игры по развитию начальной познавательной деятельности: игры с разборными игрушками, игры на конструирование и другие. С помощью развивающих игр закрепляются представления о величине, цвете, форме, формируется ручная умелость и пространственная ориентировка. Для развития пространственных представлений широко используются разрезные картинки. Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза — восприятия и узнавания предметов на ощупь. Стереогноз имеет важное значение в развитии познавательной деятельности ребенка. Для развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешочка». В мешочек из плотной ткани помещают различные предметы и мелкие игрушки, и ребенок без зрительного контроля должен узнать их на ощупь.
Начиная с трех лет малыша учат конструировать из кубиков по подражанию. Все представленные и другие игры — занятия сопровождаются речью, ребенок проговаривает свои действия, отвечает на вопросы взрослого.
Развитие доречевых голосовых реакций и речи ребенка тесно связано с развитием произвольной общей моторики. Так, до 2 месяцев характер крика ребенка существенно не меняется, что, по мнению некоторых авторов, связано с вынужденным положением ребенка на спине. Качественные видоизменения крика ребенка и дальнейшие этапы его доречевого развития связаны с развитием общей моторики. Развитие общей моторики меняет положение ребенка, способствует развитию его положения на животе, на коленях, сидя и стоя. Переход головы из положения затылком вниз, теменем вперед, лицом вверх в положение теменем вверх лицом вперед способствует расширению поля обзора, а также меняет и положение фонационно-артикуляционного и двигательного аппарата, создавая максимально оптимальные условия для их функционирования.
Произвольные активные движения ребенка становятся возможными по мере дальнейшего развития его центральной нервной системы и под влиянием адекватных условий окружения.
При развитии активных движений отдельные части тела вовлекаются сначала в некоординированные, а затем все более координированные, согласованные действия.
Считается, что речевая деятельность — это прежде всего нервно-мышечная синергия, вовлекающая все тело. Следовательно, при обучении речи ребенок должен прежде всего освоить комплексную синергию движения. Родителям необходимо стимулировать физическое развитие ребенка, заботиться о его здоровье. Это будет способствовать нормальному речевому развитию ребенка. При общении с ребенком важно вызвать у него стремление к подражанию.
Стимуляция речевого подражания на первом году жизни направлена на развитие коммуникативных навыков, зрительно-моторного манипулятивного поведения, положительно эмоционального общения со взрослыми. На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, у ребенка стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции.
Логопедическое обследование ребенка раннего возраста проводится в процессе наблюдения за его игровой деятельностью, а также в процессе совместной с ним игры. Отмечается особенность импрессивной речи, т. е. устанавливается уровень понимания обращенной речи. Для ребенка раннего возраста особое значение имеет подражание, поэтому в игровой совместной деятельности с ребенком большое внимание уделяется подражанию. Кроме того, при обследовании безречевого ребенка или ребенка со значительным отставанием в речи необходимо обследование слуха.

Читайте также:  Этапы развития позвоночника ребенка до года

Источник

Тема 1.

Причины речевых нарушений. Основные функции речи.

Речевые расстройства обычно являются следствием резидуально – органического поражения мозга; недостаточная зрелость мозга (то есть задержанное созревание ЦНС); неблагоприятные внешние условия (психическая травма и др.).

Основные функции речи:

1) коммуникативная функция речи

три этапа:

Первый этап- избирательное внимание к речи окружающих (3-4 мес.). ребенок повторяет слоги, формируется эмоциональная форма общения.

Постепенно формируется коммуникативная потребность.

      
 

Эмоциональная форма общения: гуление, лепет.

 

Коммуникативная потребность

 

Ситуативно- личностная форма общения

Второй этап-понимание простейших высказываний, пытается произносить первые слова, общение с окружающими (вербальная и невербальная форма общения).

    
  

Формирование коммуникативного поведения

Третий этап-начальный этап формирования связной речи. Развитие мыслительных операций.

2) регулирующая, планирующая функция (созревают к концу дошкольного возраста- имеет большое значение к школьному обучению).

Тема 2.

Проблемы родителей, имеющих ребенка с нарушениями в развитии.

По Краузе М.П. выделено следующее:

1. Психические симптомы.

Процент стрессов у родителей достаточно высок. Например, 40 % у матерейнедоношенных детей после родов, впадение в депрессивное состояние, и возникает подавленность и страх, которые необходимо лечить.

38% матерей, которые имею ребенка с ДЦП, основная проблема- постоянное ухаживание за ребенком, нехватка физических сил.

22%, имеющих ребенка с задержкой развития. Проблема: неадекватное поведение ребенка.

2. Протекание кризиса у родителей: 2 – ва варианта до начала диагноза и после диагноза ребенка.

Начало диагноза не всегда сразу можно установить.

У детей с синдромом Дауна – при рождении, у детей с физическими недостатками после 10 мес., у детей с речевой патологией – в 2 года.

В этой связи важно в какой форме врач представит родителям диагноз, так чтобы душевное состояние семьи не было нарушено, чтоб никто никакого не винил.

Читайте также:  Здоровый образ жизни и его влияние на развитие и воспитание ребенка

После постановки диагноза многие родители отвергают его- это психологическая защита. Это взаимоотношение складывается на супругах: либо проблема не замечается в семье, или все уходят в работу. Позже возникает конфликт, выплывают проблемы.

После диагноза

Когда родители принимают диагноз- ситуация в семье может развиваться в двух направлениях:

— стараются приспособиться, найти оптимальное решение проблемы. Находят смысл в жизни, пересматривают свои отношения, отношения с ребенком.

— 2-ое направление связано с постоянными семейными нагрузками в семье, возникают частые конфликты, недовольство – все это приводит к распаду семьи.

Тема 3.Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития.

На первом этапе- (1-3 мес.) – стимуляция губ (тактильная), развитие гуления.

На втором этапе- (3-5 мес.)- гимнастика губ: сближают губы, растягивают губы. Стимулируют движения языка ложечкой с вареньем надавливают на кончик (аккуратно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс). Стимулируют слуховое внимание.

На третьем этапе- (9-18мес.) – стимулируют и развивают жевание, пассивно воспроизводят схему жевания (кусочки пищи между зубами).

Развитие слухового внимания и элементарной дифференцировки. Закрепляют связь между словом и предметом.

На четвертом этапе- (от 1, 5 лет до 2 – х лет) – стимулировать у ребенка повторение слов, понимать интонационную сторону речи, стимулировать развитие речи.

Развитие у ребенка с ЗРР начальных навыков общения в условиях семьи.

1) медикаментозное лечение. (пантаган).

2) Практические занятия дома по развитию речи: а) научить концентрации внимания; б) выработка мотивации к общению – на начальных этапах не следует настаивать на четкости произношения; в) учить ребенка слушать ритм. г) стараться чтобы ребенок заражался обстановкой- би-би,но-но и др.

3) Научить ребенка отвечать на простые вопросы: да или нет по картинкам.

4) Познавательные игры: с разным материалом.

Методика коррекционной работы с детьми с ЗРР (по Тамары Александровны Датешидзе).

Основные принципы построения работы:

1) Использование и интеграция разных видов деятельности в проведении коррекционной работы

2) Расположение речевого материала от простого к сложному, от конкретного предмета к абстрактным.

3) Учет индивидуальных особенностей: специфика речевого развития.

1-ый этап работы.

Занятия начинаются с практических игр:

игры поручения: Принеси то-то. Похвалить ребенка.

Игра- делай, что я сказала: Мы идем- топ-топ, мы стоим- стоп, стоп.

Игры- по классификации предметов: выбери все машинки, все кружочки.

Игры с рисованием: рисуем длинную дорожку, большую лужу.

2-ой этап работы:

Цель: создание потребности подражать, создать ситуации, в которых произносятся одни и те же звукосочетания.

Вызывание речевого подражания, начинать с развития подражания игр- по развитию мелкой моторики. Весьма эффективна – фонетическая ритмика.

Использование договаривание слов.

Лекции.

Источник

Ранняя стимуляция доречевого раннего речевого развития ребенка

Ранняя стимуляция доречевого раннего речевого развития ребенка

Мы поможем в написании ваших работ!

Ранняя стимуляция доречевого раннего речевого развития ребенка

Мы поможем в написании ваших работ!

Ранняя стимуляция доречевого раннего речевого развития ребенка

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

На первом этапе доречевого раз­вития стимулируют сосательный, хоботковый, поисковый рефлексы, корригируют акт сосания. Для это-

го соской касаются губ, языка, при кормлении помогают ребенку за­хватывать и удерживать сосок или соску, пассивно вытягивая и при­держивая его губы, особенно с более паретичной стороны, препят­ствуя тем самым вытеканию моло­ка изо рта. Если ребенок находит­ся на искусственном вскармлива­нии, отверстие в соске постепенно уменьшают по мере того как соса­ние и глотание становятся более энергичными.

Нормализация процесса кормле­
ния способствует формированию
положительных эмоциональных

взаимоотношений между матерью и ребенком, развитию начального зрительного и слухового сосредото­чения.

На втором этапе доречевого раз­вития от стимуляции врожденных рефлексов постепенно переходят к формированию потребности в обще­нии со взрослыми, зрительной фик­сации и прослеживания за движу­щимся предметом, активируют начальные голосовые реакции, де­лают массаж лица, артикуляцион­ную и дыхательную гимнастику.

На третьем этапе у ребенка раз­вивают зрительное и слуховое

восприятие, стимулируют гуление, делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Заня­тия по активации голосовых реак­ций начинают со стимуляции поло­жительного эмоционального комп­лекса; затем взрослый молчаливо присутствует в поле зрения ребен­ка, позже демонстрирует игрушки, заканчивая занятие эмоционально-речевым общением. Для индукции смеха и радостных ответных воз­гласов следует то наклоняться-к лицу ребенка, то отдаляться, улы­баясь и произнося что-либо. Взрос­лый повторяет один и тот же звук через определенные интервалы, По­буждая ребенка прислушиваться. С появлением звуков гуления начи­нают игру «в перекличку»: взрос­лый отчетливо произносит знако­мый ребенку звук, дожидаясь от­ветной голосовой реакции; если последняя задерживается, он вновь воспроизводит звук, стимулируя ре­бенка к подражанию. Делают ак­тивные упражнения для губ: сбли­жают их вместе, растягивают в стороны, побуждают губами тяну­ться к соске или соску матери. Эти упражнения служат подгото­вительным этапом для развития ле­пета.

На четвертом этапе продолжают массаж и артикуляционную гим­настику; наряду с упражнениями для губ стимулируют движения языка, жевание, подражательную звуковую активность. Формируют интонационное общение ребенка с окружающими, подражательную деятельность, артикуляционные ук­лады, начальное ситуативное пони­мание обращенной речи, пассивный и пассивно-активный словарь, по­буждающую к действию функцию речи. Стимулируют лепет с помо­щью игр-перекличек. Для развития понимания и подражания движени­ям используют игры-занятия: «Ла­душки», «До свидания», «Дай руч­ку» и др. При этом взрослый, про­износя слова, вначале сам выпол­няет необходимые действия, затем сопровождает их действиями ребен­ка (берет его ладошки и хлопает

ими), а далее побуждает его к са­мостоятельному выполнению дви­жений.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

На начальном этапе речевого развития особо важное значение имеет логопедическая работа, так как в первые два года жизни она дает наибольший эффект. Прежде всего детей учат умению манипу­лировать с предметами и игрушка­ми, поскольку овладение действия­ми стимулирует и предваряет усво­ение слов. Рекомендации по мето­дике и приемам обучения каждого ребенка логопед и воспитатель должны получить у врача или ме­тодиста лечебной гимнастики, ко­торые знают двигательные возмож­ности больного. Перед проведением игр-занятий больным делают мас­саж, артикуляционную и дыхатель­ную гимнастику, затем активизиру­ют внимание, восприятие ребенка и произнесение доступных ему зву­ков, звукосочетаний или простых слов. Логопед показывает ребенку игрушки, выполняет определенные действия, сопровождая их словами и предложениями. Далее активизи­руют собственную игровую деятель­ность ребенка и речевую актив­ность.

Читайте также:  Образование т развитие ребенка

Детей обучают различным умени­ям и целесообразным действиям: надевать и снимать кольца с пира­миды, строить дома из кубиков и других деталей, катать шарики и складывать их в коробки, раскла­дывать предметы по цвету. Взрос­лый показывает и рассказывает, что нужно делать. Таким путем у ребенка накапливаются речевые впечатления и развивается способ­ность подражать речи окружаю­щих. Не следует принуждать к ре­чи и торопить с ответом детей, на­ходящихся на начальных этапах речевого развития. Слова типа «скажи», «повтори» могут вызвать у них повышение мышечного тону­са, усиление насильственных дви­жений, что резко затруднит про­извольное подключение голоса.

В дальнейшем это может способ­ствовать выработке негативизма и страха речевого общения. Поэтому детей с церебральными паралича­ми побуждают к речи другими при­емами. Можно, например, повто­рять за ребенком только что про­изнесенные им звуки или вести односторонний диалог, во время ко­торого взрослый спрашивает и сам отвечает на заданные вопросы.

Поощряя любые звуковые реак­ции, взрослые не должны повто­рять за ребенком амфорные сло­ва — корни или сокращенные сло­ва, например, «ми — мишка»; «мо — молоко» и т. п. Дети долж­ны слышать только правильно про­износимые слова и предложения. Логопедические занятия нельзя на­чинать с постановки звуков. Необ­ходимо, создав определенную арти­куляционную базу (массаж, арти­куляционная гимнастика и другие упражнения), стимулировать обще­ние ребенка при помощи доступных ему звуковых реакций, аморфных слов-корней и слов-предложений. Далее проводят занятия на разви­тие звукоподражания. Поскольку период лепета у детей с церебраль­ными параличами часто рудимен­тарен или отсутствует, для индук­ции звукоподражаний полезно ис­пользовать лепетные звуки и так называемую вокальную игру, кото­рые целесообразно сопровождать определенным музыкальным рит­мом. Это способствует мышечному расслаблению и координации ды­хания, фонации и артикуляции.

Важное значение для стимуля­ции речевого развития имеют заня­тия по формированию речевого слуха, звуковысотного, фонемати­ческого, слухового внимания, вос­приятия темпа и ритма речи. Раз­вивая звуковысотный слух, детей учат дифференцировать вариации голоса взрослого по высоте в соот­ветствии с эмоциональной окраской речи. Это достигается выразитель­ным чтением сказок по ролям, узнаванием голоса детей и взрос­лых и т. д. Для развития слухового внимания проводят специальные

игры: «Угадай, что звучит», «Чей это голос?», «Откуда слышится звук?» Ребенок должен сосредото­чить свой взгляд на издающих те или иные звуки игрушках. Одно­временно со взрослыми он произ­носит звуки, слова, изменяет голос по высоте и тембру, регулирует громкость голоса и темп речи.

В дошкольном возрасте стимуля­ция речевого развития направлена на расширение словаря и развитие грамматического строя речи. Детей ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозна­чениями и полученные представле­ния закрепляют в процессе игровой деятельности. Занятия по развитию речи проводят поэтапно. В их ос­нове лежит обучение составлению различных видов предложений с постепенным усложнением их син­таксической структуры. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит и слышит в данный мо­мент. Если он говорит неправильно, его не перебивают и не поправля­ют. Логопед повторяет эти слова несколько раз правильно и таким образом побуждает ребенка к под­ражанию. Полезны специальные игры-занятия, во время которых ло­гопед просит ребенка называть предметы, действия и изображения на картинках. При этом необходи­мы целенаправленная организация речевой и познавательной актив­ности детей, максимальная нагляд­ность и совместная предметно-практическая и игровая деятель­ность логопеда и ребенка. Детей специально обучают способам сен­сорного обследования предметов, обязательно подключая дефектный двигательно-кинестетический ана­лизатор, т. е. ощупывание предме­тов и узнавание их на ощупь паре-тичной рукой. Одновременно вво­дят новые слова, обозначающие ка­чества предмета. Для их освоения ребенка учат сравнивать предметы, противоположные по свойствам, на­пример тяжелый с легким, твердый с мягким, холодный с теплым и т. д. Качества и свойства пред­метов только тогда приобретут для

ребенка определенную значимость, когда они будут включены в ре­зультативную практическую дея­тельность, игру. Для игры подбира­ют предметы, в которых вычленяе­мые качества представлены наибо­лее ярко. Постепенно набор опре­деленных качеств и свойств пред­метов усложняется, детей начинают обучать операциям сравнения. В старшем дошкольном возрасте тренируют умение более точно под­бирать слова, характеризующие особенности и свойства предметов. Для закрепления и активизации словаря важное значение имеют упражнения по описанию предме­тов, отгадыванию загадок, различ­ные дидактические игры, а также повседневное общение с ребенком.

Особое направление логопедиче­ской работы над словом как едини­цей языка, над его многозначнос­тью обеспечивает развитие качест­венной стороны лексики, возмож­ности сознательного выбора для каждого высказывания наиболее адекватных языковых средств, т. е. собственно языковое развитие. Ре­бенка обучают пониманию много­значности слова, овладению сино­нимами и антонимами и расшире­нию их запаса, умению правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных контекстах. Эта работа начинается в дошкольном и наиболее интенсивно проводится в школьном возрасте.

В школьном возрасте важное
значение имеет практическое зна­
комство детей с простейшими спо­
собами образования основных лек-
сико-грамматических разрядов

слов. Это способствует преодоле­нию стойких языковых затрудне­ний, проявляющихся у детей на начальных этапах обучения. Лого­пед и преподаватель во всех случа­ях стремятся развивать мотивацию речевого высказывания. Для этого у детей воспитывают желание об­щаться, стремление сообщать окру­жающим о своих впечатлениях и переживаниях. Уже на начальных этапах обучения, стимулируя раз­витие связной речи, детям необхо-

димо давать и небольшие теорети­ческие сведения о языке, так как их сознательное осмысление уско­ряет развитие соответствующих умений и навыков.

Эта общая схема стимуляции ре­чевого развития детей с церебраль­ными параличами должна быть ин­дивидуализирована для каждого ребенка с учетом формы и тяжес­ти заболевания, структуры речевого дефекта, состояния интеллекта и возраста.

ОСОБЕННОСТИ

КОРРЕКЦИИ

ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ

РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ

ДИЗАРТРИИ

Логопедические мероприятия при дизартриях строятся с учетом пато­генетической общности структуры двигательного и речевого дефекта. В случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах, наибо­лее характерного для псевдобуль-барной дизартрии, занятия начина­ют с расслабления мышц артикуля­ционного аппарата. Ребенку прида­ют положения, в которых актив­ность тонических рефлексов мини­мальна, тонус мышц лица, шеи и языка снижен.

Источник