Ранний возраст сензитивен для развития речи ребенка

Ранний возраст сензитивен для развития речи ребенка thumbnail

Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Интенсивная подготовка к такому усвоению происходит, как мы видели, уже в младенчестве: у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатывается произнесение речевых звуков, наконец, возникает понимание и произнесение первых слов, что расширяет возможности его общения со взрослыми.

Многое здесь зависит от взрослых, от того, как они организуют общение с ребенком, какие требования к нему предъявляют. Дети, с которыми взрослые мало общаются, ограничиваясь уходом за ними, резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если взрослые пытаются ловить каждое желание ребенка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребенок может долго обходиться без речи. Совсем другое дело, когда взрослые вынуждают ребенка говорить внятно, по возможности ясно оформлять словами свои желания и только в этом случае исполняют их.

Наряду с потребностью в речевом общении для развития речи большое значение имеет происходящее в предметной деятельности накопление впечатлений. Они создают основу для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Умение относить слова к обозначаемым ими предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала понимание относится к целостной ситуации, а не к конкретному предмету или действию. Так, ребенок может вполне четко выполнять по слову определенные действия при общении с одним человеком и вовсе не реагировать на те же слова, Ребенок правильно реагирует на слова окружающих, когда эти слова многократно повторяются в сочетании с определенными жестами. Так, взрослый говорит ребенку: «Дай ручку» — и сам делает соответствующий жест. Ребенок очень быстро научается ответному действию: При этом он реагирует не только на слова, а на всю ситуацию в целом.

В первые месяцы второго года жизни слова взрослого, относящиеся к какому-либо знакомому ребенку предмету, вызывают требуемое действие только в случае, если этот предмет находится перед его глазами. Так, если перед ребенком лежит кукла и взрослый говорит ему: «Дай куклу!», ребенок выполняет указание взрослого, тянется к кукле. Если же малыш не видит куклу, то слова «дай куклу» вызывают ориентировочную реакцию на самый голос взрослого, не приводя к поиску игрушки.

Для ребенка второго года жизни слово гораздо раньше приобретает пусковое, чем тормозящее значение: ребенку значительно легче по словесному указанию начать какое-либо действие, чем прекратить уже начатое. Когда, например, малышу предлагают закрыть дверь, он может начать многократно открывать и закрывать ее.

Только на третьем году жизни речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется.

Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказочки, рассказы, стихи. На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью: ребенок употребляет такие слова, которыми обычно взрослые не пользуются. Эти слова имеют троякое происхождение. Во-первых, это язык мам и нянь, считающих, что придуманные ими слова более доступны детям. Из уст в уста, из поколения в поколение передаются такие слова, как «ам-ам», или «ням-ням», «тпуа», «нака», «бяка», «ав-авка». Во-вторых, автономную речь ребенка составляют искаженные слова, произведенные самим ребенком от настоящих слов.

Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые им слова, очень существенно отличается от значения, которое эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка.

Источник

Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. К этому времени у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатываются произнесение речевых звуков. Возникшее понимание и произнесение первых слов увеличивают его познавательные возможности и расширяют формы общения с взрослыми. Возникает новая форма общения – активная самостоятельная речь. Этот скачек в развитии ребенка происходит обычно в возрасте 1,5 – 2 лет.

Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1г. 8 мес. он достигает 100 слов, к 2 годам – 300 слов, к 3 годам – 1500 слов).

Конец второго года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. Возникают предложения, состоящие из аморфных слов-корней (однословных и двух- трехсловных). Второй период – усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. К 3-м годам ребенок овладевает почти всеми падежами (А.Н.Гвоздев).

В начале речь ситуативна и, в связи с практической деятельностью, протекает в форме диалога. Диалог способствует развитию социальных отношений у детей. Ребенок правильно реагирует на слова окружающих, когда они многократно повторены и сопровождаются определенными действиями. Ребенок реагирует не только на слово, но и на всю ситуацию в целом. Постепенно значение ситуации преодолевается, ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.

После полутора лет ребенок понимает обращенные к нему просьбы и может действовать по словесным указаниям взрослого. На третье году жизни речевые указания начинают регулировать поведение ребенка в разных условиях, оказывают не только непосредственное, но и отсроченное действие.

Возникает в этот период и описательная речь (развернутая). Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, стихи, рассказы).

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь–рассказ. Это важное приобретение, так как дает возможность сообщить ребенку информацию о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту.

Совершенствуются в раннем возрасте и звуковая сторона языка (различение звуков языка – фонематический слух и формирование правильного произношения звуков речи).

Таким образом, развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям: совершенствование понимание речи взрослого и формирование собственной активной речи.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте

Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Опыт предшествующего действия ребенка отражается в последующих его действиях. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Надо предоставить ребенку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций.

В практике действий с предметами ребенок усваивает, что разные предметы могут употребляться по исходным признакам и по сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщенного знания. Овладение практической деятельностью, с одной стороны, и приобщение к речи, с другой, приводит к качественным изменениям в психике ребенка. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления.

На 3-м году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символистическая) функция сознания. Знаковая функция сознания усваивается ребенком с помощью взрослого, позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Она перестраивает все виды деятельности ребенка. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей группы

5.3. Личностные новообразования раннего возраста

Важным достижением раннего возраста является овладение прямохождением. Вначале движения ребенка скоординированы недостаточно. Здесь необходимо одобрение взрослого, его поддержка. Постепенно ребенок начинает испытывать удовольствие от владения своим телом. По мере совершенствования двигательного аппарата, совершенствуется и процесс ходьбы. Для ребенка второго года жизни ходьба становится потребностью. К 1г.9м. – 1г.10м. хождение автоматизируется, и потребность в передвижении несколько ослабевает. Самостоятельное передвижение расширяет контакт ребенка со средой и вносит известные изменения в отношения с окружающими. Увеличиваются двигательные возможности, расширяются познавательные возможности ребенка. Мышечное чувство становится опорой в восприятии расстояния и пространственных отношений предметов. Ходьба позволяет ребенку практически узнать предметы с разных сторон – их форму, величину, цвет и пр. Овладение прямохождением не только ведет к расширению поля взаимодействия с окружающим миром, но и способствует развитию его самостоятельности.

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для формирования личности. Детям свойственна непосредственность, импульсивность поведения. В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с правилами поведения, контролировать свои и чужие поступки. Однако сознательно управлять своим поведением ребенку еще пока трудно, ему тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания.

Важным моментом развития ребенка является возникновение стремления к самостоятельности. Оно обозначает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом: «Я хочу», «Я сам». К 3–м годам ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания, что связано с отделение себя от своих действий. С осознанием делового сотрудничества с взрослым у ребенка формируются целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получилось, с тем, что хотел получить. В случае удачи у ребенка возникает гордость за собственное достижение – еще одно личностное новообразование раннего возраста.

Кризис трех лет

Хотя роль взрослого в раннем детстве остается ведущей, стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремлению действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в требованиях ребенка: «Я сам».

К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослого. До этого между желаниями ребенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и настойчивыми, что подтверждается настойчивым «Я хочу!». Это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризис трех лет. Критическим этот период является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Кризис 3-х лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все сделать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-либо только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Пи яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Иногда поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку.

Упрямство. Эта реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Оно состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.

Строптивость. От негативизма строптивость тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а протв образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что спокойно делал раньше.

Своеволие. Это стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет делать что-то сам, причем речь идет не просто о физической самостоятельности (как это было при кризисе первого года жизни), а о самостоятельности собственного замысла и желании его реализовать.

Обесценивание взрослых. Ребенок может начать обзывать взрослых бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.

Протест-бунт против окружающих. Ребенок как будто находиться в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссориться с ними, ведет себя агрессивно.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения, или быстро их преодолевают. В тоже время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать субъективный кризис и объективный.

Субъективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне он не всегда сопровождается негативным поведением ребенка.

Контрольные вопросы

1. Раскрыть роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью.

2. Охарактеризовать соотносящие и орудийные действия.

3. Охарактеризовать предпосылки возникновения игровой деятельности ребенка.

4. Доказать, что ранний возраст является сензитивным для развития речи.

5. Описать симптомы кризиса трех лет.

6. Выделить основные достижения в развитии ребенка к концу периода раннего детства.

7. Выделить психологические предпосылки игровой деятельности в раннем возрасте.

8. Что является стимулом развития речи ребенка в раннем возрасте.

Темы рефератов

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность детей раннего возраста.

2. Ходьба и ее значение в психическом развитии ребенка.

3. Психологический анализ детских рисунков.

4. Развитие активной речи в раннем возрасте.

5. Формирование психологических предпосылок игровой деятельности.

6. Предпосылки развития личности в раннем детстве.

Рекомендуемая литература

Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1972.

Выготский Л.С. Детская психология //Соб. соч., т.4, М., 1984.

Детская психология /под ред. Я. Л. Коломенского, Е. В. Панько. Минск, 1988.

Лешли Д. Работа с маленькими детьми. М., 1991.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Люблинская А.Л. Детская психология. М., 1985.

Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.

Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М., 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-П., 2001.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

Глава 6



Источник

СновыйКарандаши, цифры и разные цветаравнение детей с цветами имеет отношение не только к поэзии. В нем есть практический смысл. Садовник ухаживает за цветами и деревьями, родители заботливо растят ребенка, желая получить добрые плоды.

Деревья требуется поливать, подравнивать, окапывать, подкармливать, и все это нужно делать в строго определенное время. В развитии ребенка также есть периоды, когда он наиболее чувствителен к тем или иным «воздействиям». В эти периоды научиться чему-либо новому для него не составляет труда, все происходит как бы само собой. Тогда как в другие периоды тот же самый навык, та же самая информация либо усваиваются с трудом, либо не усваиваются вовсе.

Эту особенность в развитии детей подметил еще Константин Дмитриевич Ушинский, который говорил о том, что своевременность – один из главнейших принципов обучения. Наблюдая за детьми, педагоги подмечали, что в определенном возрасте формирование некоторых качеств и функций психики происходит очень быстро и эффективно. Это особенно заметно на примере речи: в раннем детстве ребенок овладевает речью необыкновенно легко, настолько естественно, что многим это кажется само собой разумеющимся. Вместе с тем, стоит пропустить несколько благоприятных лет, и развитие речи станет крайне затруднительным.

Читайте также:  Общение как условие здорового развития личности ребенка

Такие благоприятные условия для развития ребенка в том или ином направлении, свойственные определенному возрасту, не обусловлены только внешними воздействиями – воспитанием или окружающей ребенка средой. Они связаны с внутренними процессами, с особенностями развития психики, с деятельностью мозга ребенка.

Так устроен любой человек – в разные периоды жизни он обращает внимание на разные стороны окружающего мира. Молодой человек воспринимает мир совсем не так, как человек зрелый или пожилой. У ребенка же психика только формируется; меняется она намного быстрее, чем у взрослого человека. Для правильного формирования разных сторон психики, разных ее функций необходим разный круг ощущений, впечатлений, разная информация, поступающая из окружающего мира. В силу этого восприятие, мышление ребенка, все, что относится к аналитической деятельности мозга, в тот или иной период становятся особо восприимчивыми к строго определенным ощущениям, впечатлениям, информации. Эту восприимчивость, «возрастную чувствительность» и называют сенситивностью или сензитивностью (от латинского слова sensus – ощущение, чувство).

Сензитивные периоды развития — возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Вплотную сензитивностью исследователи начали заниматься в первой половине XX века. Лев Семенович Выготский писал:

В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли… оптимальными сроками обучения.

Очень подробно сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста изучила Мария Монтессори, итальянский педагог, автор знаменитой методики раннего развития ребенка.

Суть ее методики заключается в том, чтобы, предоставив детям максимальную свободу, ненавязчиво помогать их развитию в рамках каждого сензитивного периода (для этого используются специальные дидактические материалы).

Виды и свойства сензитивных периодов

В развитии дошкольника можно выделить следующие сензитивные периоды (на основе классификации П. Эпштейна):

  1. Период развития «чувства порядка» (от 0 до 3,5 лет)
  2. Период развития движений и действий (от 0 до 4 лет)
  3. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)
  4. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)
  5. Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет)
  6. Период развития речи (от 0 до 6 лет)
  7. Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)
  8. Период чтения (от 3 до 5,5 лет)
  9. Период развития пространственных отношений (от 4 до 6 лет)
  10. Период развития музыкальности (от 2 до 6 лет)
  11. Период развития математических представлений (от 4 до 6 лет)

Существуют и другие классификации, как правило, более краткие. Так, например, период развития речи (от 0 до 6 лет) включает в себя интерес к письму и чтению, а чувства и пространственные отношения можно отнести к общему периоду сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет).

Следует добавить, что детям школьного возраста, подросткам свойственны свои сензитивные периоды. К примеру, на возраст 10-11 лет приходится пик познавательного интереса (интересы и увлечения ребенка в этом возрасте особенно разнообразны). Сензитивный период развития умственных способностей – 4-10 лет.

В начальной школе дети сензитивны к учебной деятельности: они исполнительны, старательны, восприимчивы, некритично принимают учителя за высший авторитет, а его слова за истину. Их ум направлен на то, чтобы научиться, подражая, повторяя за учителем нужные действия. В этом возрасте легко вырабатывается правильная, положительная мотивация к учебе.

Подростки старше 14 лет сензитивны к освоению своего внутреннего мира. Это огромная, не всегда заметная внутренняя работа: знакомство с самим собой, поиск себя, своего места во взрослом мире. Обогащается эмоциональная сфера, подросток учится управлять собой, резко усиливается чувство ответственности.

В целом сензитивные периоды детей школьного возраста и старше изучены недостаточно хорошо. И все-таки можно сказать точно: расхожее мнение о том, что с возрастом способности ребенка увеличиваются, внутренние условия для его развития становятся все более и более благоприятными, не верно. Общие характеристики сензитивных периодов отлично исследованы; они подтверждают этот вывод.

Свойства сензитивных периодов:

  • Универсальность. Сензитивные периоды имеют прямое отношение к онтогенезу человека, поэтому они свойственны всем детям без исключения, независимо от культурных, социальных, расовых, каких-либо других различий.
  • Индивидуальность. Время возникновения, интенсивность и длительность сензитивных периодов индивидуальны для каждого ребенка. В классификации указаны среднестатистические значения.
  • Выраженность. Если начало сензитивного периода бывает трудно заметить, то пик его интенсивности способен изумить неискушенных родителей. Ребенок начинает относиться к необходимой для него деятельности с необыкновенной страстью; интерес его сосредоточивается на избранном предмете так, что он игнорирует все остальные элементы и качества окружающей среды. Он проявляет чудеса трудолюбия и энергии, длительная и интенсивная работа не вызывает у него усталости. Сензитивный период бывает выражен настолько явно, что на него трудно не обратить внимание.
  • Временность. С завершением периода «окно возможностей» закрывается навсегда, независимо от степени, в которой ребенку удалось их использовать.

Краткая характеристика сензитивных периодов в развитии дошкольника

Периоды развития речи, чтения и письма

Малыш воспринимает и «поглощает» звуки, которые слышит от других людей. Он пытается повторять их (одновременно тренируя этим свой голосовой аппарат), экспериментирует и, наконец, после частых повторений, уясняет связь между словом и предметом, его обозначающим.

Накапливаясь, слуховой, зрительный, двигательный опыт вызывает образование речевых центров мозга. Установлено, что речевые центры не развиваются, либо развиваются слабо, если в этот период ребенок находится в окружении людей с речевыми дефектами (глухонемые родители) или совсем лишен человеческого общества (дети, воспитанные животными). Восполнить недостаток речевых впечатлений в более позднем возрасте невозможно.

Мозг ребенка «перерабатывает» абсолютно все, что воспринимает, независимо от сложности лексических и грамматических конструкций. От того, насколько богатую, красивую, правильную речь слышит ребенок в этот период, зависит степень развития его речевых центров.

Периоды развития речи у детей изучены очень хорошо, и материалов по этой теме можно найти много. Любопытно, что интерес ребенка к чтению (и соответствующий сензитивный период) обычно возникает позже, чем интерес к письму — графическому воспроизведению знаков речи. Это необходимо учитывать при занятиях с ребенком.

До сих пор в педагогике нет единого взгляда на наилучший возраст для начала изучения иностранного языка. Наблюдения показывают, что в двуязычных семьях, где разные языки окружают ребенка с раннего детства, используются свободно членами семьи, не возникает проблем с освоением обоих языков сразу. Грамматические конструкции, произношение, словарный запас усваиваются одинаково хорошо. В тех случаях, когда второй язык именно изучается, но не окружает ребенка в повседневной жизни, результаты бывают спорными. К. Д. Ушинский считал, что до тех пор, пока ребенок полностью не овладел родным языком, изучать иностранный язык будет ошибкой.

Считается, что сензитивный период изучения иностранного языка – 5-10 лет. В норме пятилетний ребенок владеет родным языком на весьма высоком уровне. Его речь правильна и богата, словарный запас высок, нередко он умеет читать, и довольно бегло. Точно установлено, что после 10 лет базовые нейронные сети, необходимые для становления речи, больше не развиваются.

Период развития «чувства порядка»

Выбравшись из грудного возраста, малыш испытывает острую потребность в исследовании окружающего мира. Он начинает устанавливать связи между предметами и людьми, его окружающими. Он опирается на эти связи, чтобы продвигаться в исследовании дальше и дальше. Согласитесь, что опереться можно лишь на что-то постоянное, неизменное, такое, как земля, на которую мы опираемся при ходьбе (мы полагаем, что земное притяжение не исчезнет ни при каких условиях). В раннем детстве ребенок весьма чувствителен к порядку.

Читайте также:  Поиск развитие ребенка 5 лет

Смысл порядка для него заключается не совсем в том, чтобы вокруг было чисто и игрушки чинно стояли на своих местах. Порядок – это постоянство, а значит, предсказуемость и безопасность. В верхнем ящике комода всегда лежат пижамы, мама перед сном всегда читает сказку, укрывает, целует и желает спокойной ночи, окружающий мир постоянен и предсказуем, значит, все в порядке, — чувствует малыш. Ребенок будет протестовать, стоит нарушить привычный ритуал или положить какую-то вещь на не свойственное ей место.

Порядок-постоянство необходимо поддерживать в отношении:

  1. Вещей, домашней обстановки
  2. Режима дня и повседневных ритуалов (утренние процедуры, питание, купание, отход ко сну)
  3. Требований, которые взрослые предъявляют ребенку

В качестве «образа порядка»  может закрепиться и «откровенный беспорядок» (с точки зрения взрослого). В этом плане ребенку важно постоянство, а не чистота. Если разбросанные вещи, игрушки – норма жизни в семье, – то такое постоянство не принесет вреда развитию «чувства порядка» (но, конечно, воспитает неряшливость). Гораздо опаснее непостоянство – в этом случае ребенок не просто будет чувствовать себя дискомфортно, но перенесет внешний беспорядок в свою внутреннюю жизнь.

Период развития движений и действий

Маленькие дети исключительно подвижны, это знают все. Но не всем очевидно, что движение для ребенка – насущная потребность, а не баловство и прихоть. Движение напрямую связано с развитием мозга. Организм ребенка настойчиво требует физической активности. Беготня, возня, шумные игры и прогулки должны восприниматься взрослыми как несомненное благо. Чем больше времени ребенок проводит в движении, тем лучше растет.

Принятые государством нормы предполагают, что ежедневно здоровый ребенок дошкольного возраста должен гулять 4-4,5 часа (по 2  часа утром до обеда и во второй половине дня). Прогулку можно отменить только при ветре скоростью более 15 м/с и температуре воздуха на улице ниже 15 градусов (для детей до 4-х лет) и ниже 20 градусов (для детей 5-7 лет). При этом вторая половинка прогулки по нормам отводится подвижным играм.

Четыре с половиной часа в день, не включая утреннюю зарядку и домашние игры!

Период восприятия маленьких предметов

Все родители замечают пик этого периода, потому что мелкие предметы, к которым буквально «тянет» ребенка в это время, опасны для него.

Причина такой тяги – интерес к составу предметов и к тому, как соотносятся части и целое. Кроме того, от манипуляций с маленькими предметами улучшается мелкая моторика, которая напрямую связана с развитием речи. Мудрая природа «знает» об этом и направляет ребенка в нужную сторону.

Чтобы обезопасить ребенка и извлечь максимальную пользу из сензитивного периода, требуется создать условия для исследования маленьких предметов. Дайте ему нитку бус на крепкой леске, пришейте к кусочку ткани разные пуговицы. Предложите малышу специальные упражнения, например, нанизывать на нитку орехи, крупные пуговицы, сортировать горох, фасоль, бобы, собирать и разбирать модели с мелкими деталями.

Период развития социальных навыков

Интересно наблюдать за детьми в песочнице. Дети до 2-х лет играют «каждый сам по себе», а, если заметят у соседа интересную игрушку, спокойно подходят и забирают ее. Сосед не расстраивается, если ему есть чем заняться, впрочем, не сильно расстраивается и первый малыш, если игрушкой завладеть не удалось.

Совсем не так ведут себя дети старше 2-х лет. Они уже осознают себя как личность, и понимают, что другие люди – тоже личности. Обостренное чувство собственничества провоцирует слезы, конфликты и даже драки. С этого возраста дети начинают активно осваивать навыки общения.

В этот период чрезвычайно легко обучить ребенка этикету. Он доверяет взрослым до такой степени, что буквально копирует их поведение, жесты и слова (что нередко вызывает у взрослых улыбку). Стоит только слегка направить ребенка в нужную сторону, объяснить какое-то правило вежливости и потренироваться, как малыш начнет радовать родителей хорошими манерами.

Дети этого возраста непосредственны, общительны без стеснения и какой-либо нарочитости. Предложите: «Подойди к мальчику и попроси у него машинку так: «Пожалуйста, одолжи мне эту машинку на время, поиграть», — и ребенок подойдет и в точности повторит Вашу фразу. Или: «Подойди к девочке и скажи: «Привет, покатаемся на качелях вместе?», — Вы удивитесь, как естественно прозвучит тот же вопрос из уст малыша.

Как можно чаще разговаривайте с ребенком о других людях, разбирайте ситуации из повседневной жизни, логически обосновывайте правила поведения. При этом помните, что эти правила обязательны и для родителей, — практика должна подтверждать теорию.

В случае, когда ребенок ведет себя безобразно, кричит, дерется, отнимает игрушки у других детей, правильно будет проработать конфликтную ситуацию на месте. Для этого нужно успокоить малыша, потом показать, как исправить то, в чем он был не прав (например, подойти, утешить пострадавшего, извиниться) и сделать это. В завершение хорошо обсудить, как можно было бы поступить, чтобы обеим сторонам конфликта было хорошо.

Любопытно, что в классе, оборудованном по методике Монтессори, все учебные материалы представлены в единственным числе. Это сделано специально. Когда несколько детей захотят поработать с одним и тем же материалом, им придется договариваться, уступать друг другу. Так они учатся строить отношения, сотрудничать.

Период утончения чувств

Чувства – не просто посредники между ребенком и окружающим миром. Они – основа мышления, потому что именно обработка ощущений вызывает образование первых связей между нейронами мозга. Чем тоньше, богаче чувственный опыт ребенка в раннем детстве, тем более гибким будет его мышление.

Исключительное внимание сенсорному развитию детей уделяла Мария Монтессори. Она создала уникальный комплект развивающих материалов, которые помогают детям тренировать органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, стереогностическое чувство (способность узнавать предмет при ощупывании). Причем Монтессори считала, что суть такой тренировки заключается не просто в том, чтобы ребенок узнавал цвет, форму, другие качества предметов окружающего мира, а в том, чтобы он утончал свои чувства, то есть упражнялся во внимании, сравнении, приобретал навыки распознавания.

Эмоциональная сфера, творческое воображение, художественный вкус, способность видеть прекрасное также относятся к области чувств. Тонкость чувств положительно влияет на все сферы жизни человека.

Рекомендации

Сегодня многие родители осознают важность раннего развития детей. То, что мы узнали о сензитивных периодах, с одной стороны, подтверждает эту мысль. С другой стороны, представляется спорным стремление родителей чуть ли не с пеленок нагрузить малыша серьезными занятиями иностранным языком, спортом, танцами, чтением и другими, полезными для его будущего, предметами.

Правильнее прислушаться к природе с тем, чтобы дать ребенку максимальное количество возможностей для развития в благоприятный период, создать такие условия, в которых формирование разных сторон психики ребенка будет оптимальным. Для этого:

  1. Наблюдайте за ребенком. Помните, что приверженность ребенка к какому-либо действию или предмету – верный признак того, что он находится на пике соответствующего сензитивного периода.
  2. Старайтесь не упустить время, ведь благоприятные периоды проходят безвозвратно. Заранее приготовьтесь к наступлению следующего периода: подготовьте окружающую среду, подберите дидактический материал, продумайте способы занятий.
  3. Помните, что сензитивные периоды индивидуальны. У разных детей их сроки могут быть разными, и выраженность пика периода тоже может быть разной. Предполагая наступление периода, занимайтесь с ребенком в зоне его ближайшего развития. Тогда заметить начало периода будет легко.
  4. Во время начала и пика периода старайтесь дать ребенку как можно больше материала для занятий. В этот момент не бойтесь перегрузить его – скорость восприятия и обработки соответствующего периоду материала повышается в 10-15 раз (по сравнению с обычным временем).
  5. Не стоит бороться с природой; не заставляйте ребенка заниматься чем-то по принуждению. Результат, скорее всего, будет посредственным. Напротив, занятия в рамках благоприятного пер