Раннее речевое развитие ребенка при алалии

Раннее речевое развитие ребенка при алалии thumbnail

Содержание работы

Задачи

Задания и упражнения

1.Понимание речи

Формировать у детей умения:- различать слова (сущ.), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком);- различать слова (глаголы), близкие по звучанию;

— не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации;

— различать названия действий, противоположных по значению;

— понимать действия, изображённые на сюжетных картинках;

— различать значения приставок в страдательных причастиях;

-определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам;

— по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие;

«Покажи, где земля, а где змея»«Покажи, где …»горшок – порошок

бочка – точка

полено – колено

мыло – Мила

крыша – крыса

нос – воз

«Кого несут, а кого везут»

«Что висит, а что стоит»

«Кто купается, а кто катается»

«Кто копает, а кто покупает»

«Покажи, кто спит, а кто лежит»

«Покажи кто …»

моет – умывается – стирает

бежит – прыгает

лежит – спит

несёт – везёт

шьёт – вяжет

строит – чинит

«Застегни пальто – расстегни пальто, сними шапку – надень шапку; отнеси – принеси, намочи – отожми, завяжи – развяжи, открой – закрой, найди – спрячь, войди – выйди, вымой – вытри, включи – выключи».
Вытирается – вытирают, одевается – одевают, купается – купают, катается – катают, умывается – умывают, качается – качают, обувается – обувают, причёсывается – причёсывают.

Завёрнут (-а, -ы) – развёрнут (-а, -ы) кукла, конфета;

завязан ( -а, -ы) – развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;

застёгнут (-ы, -о) – расстёгнут (-ы, -о) пальто, воротник;

одет (-а) – раздет (-а) кукла, девочка;

открыт (-а, -о) – закрыт (-а,-о) окно, шкаф, форточка.

«Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят»

«Где девочка прыгает, а где дети прыгают»

«Покажи, где девочка сидит на скамейке, а где девочки сидят на скамейке»

«Где машина едет по дороге, а где машины едут по дороге»

«Послушай и выбери ту картинку, о которой я тебе говорю: в синем небе летят что? (самолёты). В синем небе летит что? (самолёт). По реке плывёт что? По реке плывут что?

Женя упал. – Женя упала.

Женя встал. – Женя встала.

Женя вымыл руки.

– Женя вымыла руки.

2.Общие речевые навыки

— различать, кому из них надо совершать действие;- определять взаимоотношения действующих лиц, уточнить реальность ситуации;- понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под. Дифференцировать предлоги: в-на; под –из-под; из-от; около-за;

— объединять демонстрируемые предметы (или их изображения) по общему назначению;

— различать падежные значения;

— различать множественное и единственное число предложного падежа существительных;

— понимать значения прилагательных, противоположных по значению;

— различать пространственные наречия;

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?

Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?

Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?

Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?

Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.

«Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».

«Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»

«Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»

«Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»

«Покажи карандаш авторучкой; покажи авторучку карандашом; покажи карандашом тетрадь…»

«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»

«Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»

«Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»

«Покажи вазы, стоящие на ( одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»

Большой – маленький (-ая)

Узкий – широкий (-ая)

Длинный – короткий (-ая)

Низкий – высокий (-ая)

Толстый – тонкий (-ая)

Вниз (внизу) – вверх (вверху)

Далеко (близко)

Вперёд (впереди)

Назад (сзади)

По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».

«Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.

«Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.

«Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).

Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, — плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем

продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).

«Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.

«Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».

Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».

«Сосчитай фрукты» и т. п.

«Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:

Мальчик.

Мальчик идёт. И т.п.

«Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

«Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»

Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.

«Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.

«Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.

«Укачивание». А-а-а-а-а…(с понижением голоса).

«Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».

Проговаривание предложений типа:

Ася умывается.

Алла ушла.

Инна идёт.

Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

Произносить слова, фразы, выражая голосом разные чувства.

«Хочу!» — гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.

«Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.

Отражённое проговаривание предложений.

Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.

Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).

«Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.

«Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:

Читайте также:  Итоги развития ребенка за год

Курица с цыплятами: // ///

Утка с утятами: // //

Гусыня с гусятами: / / ///

Ребёнку предлагается повторить.

Логопед: Сели птицы на деревья и запели:

«Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)

ти-ти-ти, (пауза) ти.»

Затем повтор с усилением голоса на заданный слог.

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти.

«Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук — тук, тук — тук-тук».

«Мамы и детки». Условием игры является то , что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)

Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)

Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».

Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».

Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».

Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».

Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.

«Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»

«Какой предмет издаёт такой звук?»

«Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.

«Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.

«Где гудит пароход?». «У-у-у» — далеко (тихо) или близко (громко).

«Кто плачет?». «А-а-а» — низким голосом (мальчик), высоким (девочка).

«Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)

Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.

Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».

На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.

«Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

Папа – сидит, идёт, стоит.

Девочка – прыгает, плачет, читает.

Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.

Дедушка – спит, лежит, читает.

Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.

Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.

Птичка – прыгает, летает.

Самолёт – летит, гудит.

«Кто быстрее принесёт картинку».

На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:

«Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).

Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).

Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).

Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).

Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).

Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).

Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).

Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).

Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;

— найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;

— посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается ,вытирается, причёсывается.

Мальчик идёт – мальчики идут.

Мальчик бежит – мальчики бегут.

Девочка стоит – девочки стоят.

Мальчик спит – дети спят.

Девочка поёт – дети поют.

Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».

Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Светит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.

Кто там топает по крыше?

— Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

— Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

— Топ-топ-топ.

Может кошек подковали?

— Топ-топ-топ.

Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.

Дождик, дождик…

Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу).

И по грядкам..

Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы).

По дорожке…

Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу).

А по лужам…

Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу).

Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)

Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу).

Где сучок давно засох,

Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).

Где листок к листку прилип,

Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко).

Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки.)

Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца , его показ.)

Испугались зайца.

Мы (показать на себя)

Ходили (три шага)

По грибы, (руками сделать гриб)

Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются)

Убежали за дубы, (ладони на уровне лица)

Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить»)

Все (помахать раскрытыми ладошками)

грибы (руками сделать гриб),

А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей)

— Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог).

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.

Массаж шестигранным карандашом:

— «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола);

— «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям);

— «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой).

«Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются»).

«Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки).

Игры со счётными палочками.

Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики.)

Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки.)

(Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед.)

Листья берёзы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуба мы соберём,

маме осенний букет отнесём.

«Кулачки».

Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу),

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх).

«Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук.)

«Ладушки».

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала.

Детушкам давала.

Даше – два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы.)

3.Фонематическое восприятие

Развивать глубокий вдох.Развивать длительный плавный выдох.Развивать речевой выдох.

Развивать речевое дыхание, силу голоса.

Развивать силу голоса.

Развивать умение изменять силу голоса.

Развивать высотный диапазон голоса.

Развивать умение изменять тембр голоса.

Развивать интонационную выразительность речи.

4.Самостоятельная речь

Формировать умение пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.Формирование понимания эмоций, выраженных мимикой.Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики.

Развивать восприятие и воспроизведение ритмических структур

Развивать чувство речевого ритма.

Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.

Развивать умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Формировать умение различать слова, близкие по звуковому составу.

Формировать у детей умения:

— отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам;

Читайте также:  Развитие ребенка тестирование 5 лет

5. Координация речи с движением

— подбирать названия предметов к названным действиям;- употреблять возвратную форму глаголов 3-его лица единственного числа настоящего времени;- различать вопросы что делает? что делают? и давать ответы на поставленные вопросы с правильным оформлением грамматической формы слова;

— сопоставлять грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени;

— договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях.

6. Мелкая моторика.

Упражнять в выполнении заданного количества одинаковых слов и движений.Упражнять в последовательной смене слов и движений.Формировать умение вставлять нужное слово в произносимый педагогом текст, развивать чувство ритма и рифмы.

Упражнять в подборе и использовании движения для стимуляции собственной речи.

Укреплять мышцы пальцев рук при помощи массажа.

Упражнять в соотнесении одноимённых пальцев рук.

Развивать силу и точность движений пальцев.

Развивать автономность движения каждого пальца – загибать (разгибать) пальцы без помощи второй руки.

Развивать синхронность движения пальцев.

Расширять спектр кинестетических ощущений пальцев рук.

Источник

АЛАЛИЯ — полное или частичное отсутcтвие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Моторная алалия — ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. (Про таких детей родители говорят: «Он все понимает, а сказать не может»).

Сенсорная алалия — ребенок не понимает обращенную к нему речь (нарушение восприятия и понимания чужой речи). У таких детей наблюдаются эхолалии — автоматическое повторение чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Обратитесь к специалисту, если:

  • Ваш малыш: не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки.
  • Не прислушивается (как это делают слабослышащие дети).
  • Не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей.

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно без логопедической помощи не формируется.

Алалия моторная — это системное недоразвитие произносительной стороны речи, возникшее в следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, выраженное затруднением процессов порождения речевых высказываний (в овладении активным словарем и грамматическим строем речи) при достаточно сохранном понимании речи.

Причины возникновения моторной алалии очень разнообразны.

Чаще всего моторная алалия обусловлена неблагополучием во внутриутробном периоде развития, трудными родами или ранними прижизненными травмами мозга,  болезнями раннего детства с осложнениями на головной мозг (менингит, энцефалит и т.п.)

При алалии происходит  нарушение произносительной стороны речи. Это  объясняется поражением нервной системы  на более высоком уровне, когда сами моторные (двигательные) нервы, управляющие движениями, не пострадали и ядра нервов в порядке, но нарушено управление этими нервами. В таких случаях нарушается управление программой движений, нарушается деятельность речевого центра в коре головного мозга.

Кроме этих причин, задержка речи может быть обусловлена еще рядом серьезных причин, таких как:

  • Задержка общего развития. Ребенок плохо (замедленно, останавливается в развитии и т.п.) развивается умственно. Способность соотнести названия с определенными явлениями, сгруппировать эти явления, проанализировать, воспользоваться этими словами для контакта — все это требует интеллекта, а при задержке развития оного речь ребенка может быть задержана.
  • Характерологические особенности. Существую дети, у которых затруднен контакт с окружающими людьми. Такие дети живут своим внутренним миром — это состояние в медицине называют аутизмом. Эти дети не ищут контакта с окружающими людьми поэтому поздно начинают говорить (хотя часто наедине с самим собой они говорят) и , даже обучившись речи, мало ее используют, правда это бывает не всегда. У некоторых детей аутистов речь развивается своевременно, и дефект заключается только в том что они мало используют речь в быту. У таких детей развитие речи может задержаться  вплоть до школьного возраста.

Указанные выше причины при моторной алалии обычно взаимодействуют друг с другом, т.е имеется не одна, а несколько причин.

Проявления моторной алалии могут быть обнаружены уже на первом году жизни ребенка. Однако они обычно проходят незамеченными окружающими. Малыш ведет себя так же как и остальные дети, но в отличии от здоровых он мало лепечет, и лепет его  часто бывает однообразным.

Эти нарушения могут быть сильно выражены, но могут быть и настолько легкими, что не замечаются не только родителями, но и врачами.

Родители начинают    замечать  задержку только на втором году жизни ребенка и в этот момент окружающие обычно их успокаивают, говоря так:

— «Дети часто начинают говорить позже двух лет»;

— «Не беспокойтесь, перерастет, вот пройдет еще несколько месяцев и он заговорит»;

— «Мальчики всегда начинают говорить позже девочек»;

— «Не волнуйтесь, у Вашего ребенка такой темперамент»;

Однако в ряде случаев ребенок не начинает говорить и к 2, и к 3, и к 5 годам, или произносит только лепетные слова.

Чем младше ребенок, тем сложнее решить, какая причина является главной, т.е.  имеет место либо общая задержка развития, медленный рост интеллекта либо характерологические дефекты, особенности характера.

Моторную алалию можно определить только в том случае, если развитие ребенка происходить неравномерно, т.е. по одним функциям он равен своим сверстникам, а по произносительной речи отстает от них.

Признаки моторной алалии:

Раннее речевое развитие ребенка при алалииПрежде всего, при моторной алалии может наблюдаться задержка формирования всех двигательных умений.

Ребенок не парализован, у него достаточная мышечная сила, равномерные рефлексы. И в то же время он неуклюж, он плохо усваивает новые навыки, ему трудно научиться даже таким простым вещам, как умение есть ложкой, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, т.е в разной степени выражены нарушения образования двигательных умений.

Особенно резко бывают выражены нарушения в образовании умений, связанных с ротовой полостью и артикуляторным аппаратом. Это может выражаться в таких действиях как:

  • ребенок 5-6 лет не умеет целовать (ребенок сначала чмокнет, а потом приложит губки, или сначала прикладывает губки, потом отнимает их от щеки и чмокает),
  •  плохо дует,
  • не умеет высунуть язык; причем речь идет не о параличе он может все это выполнить непроизвольно (например, слизать варенье с верхней губы), но по просьбе взрослого или по подражанию не может поднять язык и сделать губы «трубочкой».

Не умение дуть, чмокать, двигать языком встречается у большинства моторных алаликов, хотя они выражены не одинаково, и обычно проходят раньше, чем появляется речь.

О нарушении двигательных умений врач, дефектолог часто узнает только из анамнеза, т.к.  к моменту поступления в логопедический сад ребенок этими навыками овладевает.

Раннее речевое развитие ребенка при алалииДети с моторной алалией, испытывая нужду в общении, прибегают к жестам. Анализ этих жестов показывает, в какой мере ребенок готов к речи и как он стремиться к коммуникации, в какой мере он способен изобретать новые жесты.

Важный жест, который имеет значение для развития речи, это указательный жест.

Наличие указательного жеста (если жест правильно делается указательным пальцем) свидетельствует о достаточной двигательной умелости, (в норме появляется у детей до года) и о желании коммуникации (обратить внимание окружающих на определенное явление).

Наличие указательного жеста у здоровых детей предшествует речи.

Правильное использование данного жеста говорит о том, что речь скоро появиться.

У детей с моторной алалией указательный жест является важным способом общения с окружающим миром.

Раннее речевое развитие ребенка при алалииУ детей с моторной алалией своеобразно нарушено повторение звуков речи.

В тяжелых случаях не удается добиться повторение ни одного звука, даже гласных А и О.

Но это не означает, что ребенок не может произнести эти звуки, потому что иногда он произносит их совершенно чисто и без носового оттенка, без затруднений.

Нарушено именно произвольное произведение звука по образцу или по просьбе взрослого.

Особенно часто наблюдается нарушение воспроизведения звуковой цепи, даже цепи состоящей из 2-х звуков: АУ, УА. При этом иногда повторение может удаваться один или 2 раза, а если настаивать на дальнейшем повторении, то у ребенка начинают наблюдаться перестановки звуков местами и (или) добавление лишнего звука. Например: вместо АУ, говорит «А и У».

Читайте также:  Развитие ребенка в четыре месяца жизни

Раннее речевое развитие ребенка при алалииУ детей с моторной алалией, которые уже начали говорить и овладели бытовой речью, так же выявляются сложности повторения слов.

Чем сложнее структура слога (слова) тем позже становиться возможность его повторения.

При воспроизведении сложно структурированных слов пропускают  сочетания звуков (стечение согласных, йотированные гласные, слоги состоящие из артикуляторносложных звуков) разбивают слова, вставляя между ними звуки (КУ-КА-РЕ-КУ- «КУКА и РЕКУ»), не договаривают слова (КУ — кушать).

Очень затруднено повторение слов, даже хорошо знакомых ребенку, т.е. слов которые он использует в собственной речи, тем более затрудненно повторение фраз.

Раннее речевое развитие ребенка при алалииЗатруднение в повторении фразы свидетельствует о неполноценности памяти. Эти нарушения могут выявляться и тогда, когда ребенок начал говорить, и алалия кажется компенсированной.

Имеет значение не только длина фразы, но и сложность ее построения.

Например, ребенок легко повторяет фразу: «На полу играл маленький белый котенок», но не может повторить: « На ветке дерева гнездо птицы».

Нарушение повторения является одним из ярких симптомов моторной алалии и медленно исчезающим, поэтому его  надо иметь ввиду при решении вопроса о характере речевого дефекта.

Характеристика речи детей с моторной алалией:

  • В большинстве случаев у не говорящих детей звонкий и даже выразительный голос.
  • Слова появляющиеся у детей с моторной алалией очень долго сохраняют лепетный характер, слова не полностью оформлены, часто в них не хватает конца или середины слова, ребенок пропускает слоги, иногда сохраняется только ритмический рисунок слова, а иногда только ударный слог.
  • Когда ребенок с моторной алалией начинает говорить фразами, то первые фразы — это «фразы» только по  своему ритмическому рисунку, а именно, на месте стоит только смысловое ударение, подчеркнуто действие или состояние, но структура слова не заполнена или заполнена не полностью. Причем эти дефекты произношения не могут быть объяснены дефектом произношения отдельных звуков, так как в одних словах не хватает одних звуков, в других  — других звуков, т.е. нарушение произношения звуков нестабильно. Произношение звуков зависит от того, в каком контексте они произносятся.
  • Искажение структуры слова у детей с моторной алалией сохраняется очень долго. Причем, чем  длиннее предложение, которое он произносит, чем менее знакомы ему слова, тем резче выступает эта особенность.
  • Долго сохраняется недоговаривание слов, иногда произноситься только ударный слог (здоровые дети тоже проходят этот этап развития речи, но в более ранние сроки).
  •  Во фразовой речи дети с алалией не используют законов построения речи, т.е. не изменяют слов согласно грамматическим правилам, не используют предлоги, союзы — фразы выглядят необычно, например, вместо того чтобы сказать: «Хочу кататься на горке», говорит: «Горка я».
  • Нарушение грамматического строя речи сохраняется дольше, чем нарушение произношения. Они проявляются на той стадии развития речи, когда все звуки, когда все звуки произносятся, словарный запас увеличивается, а грамматический строй речи остается несовершенным.
  •  Особенностью речи детей с моторной алалией является неумение вовремя ее использовать.

Дети знающие слова, далеко не всегда могут их сказать тогда, когда это нужно, т.е когда он знает слова «Есть» и «тарелка», но когда хочет есть он ведет взрослого на кухню, показывает на еду и ничего не говорит.

Такие дети не привыкли к пользованию речью и поэтому им трудное произвольно сказать те слова, которые ему нужны.

Особенно трудно для них называние предметов, а еще труднее произношение слов в ответ на вопросы, когда предмета, обозначаемого этим словом, у них перед глазами нет.

Неумение использовать знакомые слова отличает ребенка с моторной алалией от ребенка, страдающего умственной отсталостью. Речь умственно отсталого ребенка может быть очень бедной, но слова, которые он понимает и может повторить, ребенок использует тогда, когда это ему нужно.

Особенности поведения детей с моторной алалией:

Эти особенности не одинаковы.

  • Одни дети чрезмерно подвижны, двигательно суетливы, как будто не в состоянии  спокойно «сидеть на месте».

Одни перебирают плечами, другие качаются, третьи встают и садятся, причем эти движения не похожи на «нервный тик».

Эти движения как будто  на что-то направлены и обычно являются повторением каких-то незавершенных действий.

Дети теребят игрушки, то бросят ее, то снова возьмет, то катает.

Двигательное беспокойство бывает особенно выражено у детей до 5-ти лет, но у некоторых не проходит и к школьному возрасту.

  • Другой тип нарушений поведения прямо противоположен первому: дети скованы, заторможены, мало подвижны.

Сильнее всего у них заторможена речь. Они не произносят тех слов, которые узнают, и иногда можно часами не услышать от них не одного звука.

  • Дети с моторной алалией различаются и по способности вступать в общение с окружающими, способности коммуникации.

Одни из них общительны, охотно играют с детьми и взрослыми, не боятся новых людей.

Другие чрезмерно застенчивы, избегают общения, боятся новых людей, предпочитают игру в одиночестве.

Эти особенности поведения в большей степени зависят от того, как оценивается  ребенок свое состояние.

Необщительность часто поддерживается тем, что ребенок боится осуждения, считает себя неполноценным.

Он не верит в свои силы и бывает очень удивлен, если ему что-нибудь удается или он получает одобрение.

  •  Часто встречающейся особенностью в поведении ребенка с моторной алалией является то, что он быстро истощаем, внимание его неустойчиво, ему трудно сосредоточиться, быстро утомляется.

Иногда это сочетается с другими симптомами: нарушением сна, аппетита, плаксивостью, частой сменой настроения.

Прогноз по  преодолению моторной алалии благоприятный, но он зависит от того, как проводятся занятия, каковы условия воспитания.

Причем чем раньше начата работа, тем скорее можно ждать хорошего результата.

Развитие речи у ребенка иногда происходит скачком, буквально за несколько недель ребенок начинает овладевать связной речью, но эта речь еще не лишена недостатков.

Зато ребенок уже говорит! Это создает новую атмосферу в семье,  меняет отношение ребенка со сверстниками.

У ребенка, уже овладевшего фразовой речью, свободно как будто пользующегося ею, наблюдается более или менее выраженные нарушения построения фраз, неправильное произношение отдельных звуков и искажение структуры слова.

У одних детей сильнее выражены одни дефекты, у других — другие.

Слова или звуки, которые ребенок произносит в одних условиях, он не способен произнести в других условиях. Это явление временное, и постепенно можно добиться исчезновения этих нарушений.

Относительно долго сохраняется затруднения в намеренной речи.

Ребенок, который по собственной инициативе и довольно свободно может рассказывать, затрудняется ответить на вопросы, кода его спрашивают?

«Что это такое?»  «Назови предмет»  и т.п. —  ему трудно вызвать из памяти нужное слово.

При этом выявляется разница между частями речи: легче всего ребенку назвать существительное, сложнее — глаголы, еще сложнее — прилагательные и самое трудное — служебные слова (союзы, предлоги и.т.п.).

Произношение речевого звука так же зависит и от условий, в которых нужно его назвать.

Одни и те же звуки, которые ребенок произносит в сочетании с одними звуками, он не может произнести в сочетании с другими звуками.

Особенно трудно произнесение звуков при наличии их сочетания в одном слоге.

Один и тот же звук произноситься легко и свободно в стандартной фразе, но искажается его произношение в новом слове.

Относительно долго сохраняется нарушение структуры слова. От некоторых слов остается только контур, ритмический рисунок, например: РИСОВАТЬ — «А-А-А».

Речь у ребенка осуществляется легче в тех условиях, когда она возникает непроизвольно, т.е. внимание ребенка устремлено не на то, КАК надо говорить, а на предмет разговора.

Относительно долго у детей с моторной алалией  может сохраняться трудности начать говорить. Они остаются молчаливыми.

В процессе школьного обучения у детей с моторной алалией, овладевших речью, может появиться нарушение письменной речи.

Чтение в слух обычно затрудненн