Раннее развитие ребенка сироты

Раннее развитие ребенка сироты thumbnail

Рождение малыша — ответственный шаг в жизни каждого человека и для семьи. Но почему-то в некоторых семьях мамы отказываются от детей еще в роддоме. Что происходит с ребенком, и как развиваются дети, если мамы нет рядом — тема данной статьи.

После рождения ребенка, мама и малыш — еще одно целое. В процессе ухода за малышом, мама на подсознательном уровне улавливает сигналы, которые подает ребенок, и интуитивно на них отвечает. Происходит правильное реагирование мамы на малыша, и малыша на маму.

Уход мамой за малышом обеспечивает крохе нормальное развитие эмоционального фона и психики ребенка.

Для первого года жизни малыша необходим эмоциональный контакт с мамой и формирование привязанности ребенка к маме.

Привязанность формируется только тогда, когда за ребенком ухаживает один человек.

Без привязанности человек не сможет быть счастливым, не сможет никого любить, даже себя.

Именно поэтому в первый год мама должна быть с ребенком.

Первые 5 месяцев — привязанность формируется, ребенок пока не привязан к маме, он может с удовольствием пойти на руки и к другим членам семьи. После 5 месяцев — привязанность сформирована. Поэтому, нежелательно оставлять ребенка без мамы надолго, если маме нужно ухать — правильнее брать кроху с собой.

Длительное отсутствие мамы называется материнской депривацией.

Депривация — психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворения в достаточной мере некоторых основных психических потребностей в течение длительного времени.

Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характерный безэмоциональностью психических реакций.

При длительном отсутствии матери у ребенка развивается депривационный синдром.

Депривационный синдром: тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства.

Учение выяснили, если семья и ребенок живут в условиях с нарушением гигиены, но мать берет малыша на руки, обнимает, разговаривает, играет с ним, соматических расстройств у ребенка не возникает.

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи с рождения

От некоторых детей матери отказываются сразу после рождения — оставляют в роддоме. К сожалению, без нормального ухода в первый год жизни ребенка, без материнской любви, дети не имеют возможности правильного развития.

У таких детей наблюдается, не просто отставание в психическом развитии, а качественно иной характер развития.

У детей, не имеющих материнского ухода в первый год жизни, наблюдается бедный эмоциональный фон, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Такие дети, практически не способны к сопереживанию. При беседе не могут высказывать своих оценок, испытывают трудности в общении со взрослыми. Присутствует повышенная агрессивность, вследствие чего, неспособность продуктивно решать конфликты.

Формируются «защитные образования»:

  • вместо творческого мышления — классификационное;
  • вместо произвольности поведения — ориентация на внешний контроль;
  • вместо умения самому справляться с ситуацией — аффективное реагирование, обидчивость, перекладывание ответственности на другого.

В условиях материнской депривации нормальное развитие личности затруднено. Нарушается эмоциональный фон, восприятие окружающего мира. В случае длительной депривации, как правило, у детей появляется девиантное поведение.

Источник

                                             Дети-сироты

Во все времена были дети, которым выпала горькая участь расти без родителей. Признание пагубности взросления детей без родителей и начало научного осмысления этого явления относится к началу XX века. Первая, а затем Вторая мировые войны, мощные экономические кризисы и социальные потрясения привели к появлению множества покинутых детей, детей без родителей, эвакуированных, перемещенных. Такие дети заполнили больницы, детские дома, дома ребенка. Среди них было множество совсем маленьких, даже младенцев.

Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, — они просто другие. И есть все основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только психологических, но и соматических отклонений таких детей.

Решающий прорыв был сделан в середине XX века психологами Д. Боулби и Р. Шпицем, доказавшими первостепенную значимость для развития ребенка материнской заботы. Таким образом, стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, заменяющим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации».

Депривация – термин, широко используемый сегодня в психологии и в медицине. В русский язык он пришел из английского – deprivation – и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей» (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982-1984).

Важно отметить, что термин «депривация» многими авторами используется двояко – для обозначения реального ограничения условий жизни и функционирования и психического состояния, возникающего в результате подобных ограничений.                            

На ряду с сенсорной и двигательной депривацией выделяют также и социальную депривацию. И здесь – чем младше ребенок, тем тяжелей для него будет социальная изоляция.

Если для преодоления социальной депривации зрелый человек может найти опору в себе самом, в своем внутреннем мире, то для ребенка , не имеющего пока богатого внутреннего мира и зрелых личностных структур, возможным выходом оказывается единение с себе подобными, формирующее «чувство Мы».  Силу «чувства Мы» у детей из учреждений хорошо иллюстрируют описания наблюдений , которые проводили Й. Лангмейер и З. Матейчек. В этих описаниях говориться о том, что когда ребенка из учреждения выключали из коллектива и он оставался один с психологом то после первой радости от неожиданной встречи с новыми игрушками его интерес быстро падал, ребенок становился беспокойным и плакал, «что дети от него убегут». В то время как дети из семей довольствовались присутствием матери в приемной и сотрудничали с психологом с соответствующей долей уверенности. Большинство детей дошкольного возраста из учреждений индивидуально исследовать не удалось, однако, когда в кабинет входило сразу несколько детей вместе, то обследуемый ребенок чувствовал поддержку в остальных детях, которые играли в помещении. И это хорошо показывает «групповую зависимость».

Й. Лангмейер и З. Матейчек считают описанное проявление одним из наиболее важных диагностических показателей «депривации учрежденческого типа».    

Многочисленные исследования показывают: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную депривацию, обычно продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Читайте также:  Проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте

В последнее время наблюдается явная тенденция  включать в контекст депривации и рассмотрение роли отца – «отцовская депривация».

Ряд отличий в отцовских и материнских функциях был выявлен в исследованиях Р. Парке, который считается одним из ведущих исследователей в развитии ребенка. В частности им было показано следующее:

  — дети, которых отец помогал пеленать, купать и кормить, оказываются в      дальнейшем более терпеливыми к присутствию незнакомого человека;

  — уже в раннем детстве ребенок по-разному относится к отцу и матери: если ему требуется забота и ласка, он обращается к матери, а если ему требуется поиграть – к отцу (двое из трех детей, которые учатся ходить, выбирают в качестве партнера для игры именно отца); глядя на мать, ребенок чаще улыбается, а глядя на отца – смеется.

Наиболее существенным и практически ничем не заменимым оказывается воздействие отца на становление психосексуальной идентичности, гендерной роли как мальчиков так и девочек.

Исследования и психотерапевтическая практика свидетельствуют о пагубности смещения мужской и женской роли в семейном воспитании, их подмены друг другом. Так, криминологи связывают делинквентность подростов с воспитанием в неполной семье, прежде всего с отсутствием отца или заменяющего его лица. Сексологи, в свою очередь, видят причину форм мужской импотенции в том, что мальчиков воспитывали одинокие, авторитарные матери. Психологи также считают, что многие личностные нарушения определяются тем, что в семье нет отца.

Одно из важных формирований на ранних этапах онтогенеза – это чувство базисного доверия к миру, основывающемся на теплоте и постоянстве материнской заботы. Это представление входит в теорию развития личности, разработанную крупнейшим специалистом в данной области – американским психологом Э. Эриксоном. Выбор между базисным доверием-недоверием к миру является итогом первой из восьми выделенных им стадий жизненного цикла.

Описывая раннее развитие ребенка, Э. Эриксон обращает внимание читателя на неизбежность того момента, когда мать прекращает кормление ребенка грудью: «…отнятие от груди не должно означать для ребенка внезапное лишение и кормления грудью, и безусловности материнского присутствия. При определенных отягчающих условиях резкая потеря привычной материнской любви без надлежащей замены в этот период может вести к острой детской депрессии или к более мягкому, но хроническому состоянию печали, способному придать депрессивную окраску всей предстоящей жизни человека. (Здесь Э. Эриксон делает ссылку на исследования Р.Шпица «Госпитализм» 1945г.)

Но даже при более благоприятных условиях эта стадия, по-видимому, вводит в психическую жизнь чувство отлучения и смутную, но универсальную ностальгию по утерянному раю. Именно вопреки всем этим переживаниям, связанным с депривацией от разлучения с матерью, с покинутостью и формирующим чувством базисного недоверия, должно установиться и развиться чувство базисного доверия…доверие включает в себя не только то, что некто научается надеяться, полагаться на тех, кто извне обеспечивает его жизнь, но и доверие к самому себе… Такой человек способен чувствовать себя настолько полным доверия, что обеспечивающие его жизнь окружающие не должны постоянно стоять при нем на часах»(Э. Эриксон, 1996, с. 111).

Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое следствие материнской депривации. Оно пораждает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.

Привязанность как первое социальное отношение оказывает решающее воздействие на то, как человек в дальнейшем будет относиться к окружающим людям и вообще к миру, будет ли он испытывать доверие к миру, воспринимать его как безопасное, подходящее для жизни место.

Привязанность, сформировавшаяся в раннем детстве, является достаточно стабильным образованием. В ряде исследований была доказана прямая зависимость между типом привязанности в младенчестве и характером общения со сверстниками в старших возрастах. Таким образом: ребенок с надежной привязанностью, относясь с доверием к окружающим людям, постоянно вступает с ними в общение, в то время как ребенок с ненадежной привязанностью, испытывая тревогу и страх, избегает контактов. Психологи, обследовавшие детей, у которых констатировали «отсутствие надежной привязанности»; рассматривали это «отсутствие», как симптом, свидетельствующий о личностных нарушениях и имеющий серьезное прогностическое значение.

Обсуждая проблему развития детей-сирот исследователи отмечают, что последствия материнской депривации в значительной степени зависят от того, в каком возрасте ребенок был разлучен с матерью, семьей. В психологических исследованиях показано, что тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения испытывающего материнскую депривацию, отличается от личности человека, лишенного материнской заботы не с рождения, а позже, когда тесная эмоциональная связь уже возникла. В таких случаях , как отмечает Дж. Боулби, разрыв с матерью начинается с тяжелейшего эмоционального стресса, переживанмого ребенком.

Исследования, проведенные Дж. Боулби показывают, что подростки, потерявшие мать сразу после рождения, отличаются от сверстников, осиротевших в шестимесячном возрасте или позднее. Именно последние часто становились правонарушителями, характеризовались ярко выраженным антисоциальным поведением, в то время как дети, оказавшиеся без матери сразу после рождения, не отличались склонностью к правонарушениям, а были просто замкнутыми и неконтактными. Таким образом, тип личности, формирующийся у ребенка, который с рождения оказывается в условиях материнской депривации, Дж. Боулби обозначил как «безэмоциональный характер». Обобщенный портрет этого типа личности он представлял следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность и неуверенность в себе.

Опираясь на исследования Дж. Боулби, К. Обуховского, Г. Т. Хоментаускас; в своей работе «Психология сиротства» А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых отмечают: «…Существует мнение, что в отличие от ребенка, с рождения оказавшегося без материнской заботы, развитие личности ребенка, имевшего мать, но в какой-то момент лишившегося ее, идет по так называемому невротическому типу, когда на первый план выступают защитные механизмы».( 2007, стр. 97) Иллюстрацией к такому мнению служат приведенные примеры, где дети в подобных ситуациях разлуки сталкиваются с назойливыми мыслями; что их обманули, что они ни кому не нужны, нелюбимы, оставлены всеми – совсем одни в этом мире. Такие мысли провоцируют реакции протеста и последующее подавленное настроение. Дети замыкаются в себе, не делятся своими переживаниями со взрослыми – они как бы переваривают обиду в себе. Они неосознанно пытаются избежать травмирующего переживания, если их в этот период попросить нарисовать рисунок семьи, задавая самые разнообразные «защитные» вопросы: «А зачем?», «Что такое семья?» — или просто отговариваются: «Не умею рисовать людей». Дети стараются избегать темы – семья.

Читайте также:  Развитие у ребенка почему

Говоря об интеллекте детей-сирот, хотелось бы отметить, что проводимые исследования показали: значение общего коэффициента интеллекта у воспитанников школы-интерната соответствует возрастной норме; и достигается это за счет сочетания сравнительно высокого уровня развития вербального (словесного) мышления и сравнительно низкого уровня развития мышления невербального. И при нормальном в целом уровне интеллекта он полностью не используется воспитанниками ни в учебе, ни даже в жизни. Это может быть вызвано тем, что он в определенной степени оторван от мотивации и в целом от личности этих детей. И здесь можно высказать осторожное предположение, что жизнь в детском учреждении закрытого типа устроена так, что она в принципе не требует особых интеллектуальных усилий со стороны воспитанников. В итоге это приводит к «интеллектуальной пассивности».

Термин «интеллектуальная пассивность» был введен отечественным психологом Л. С. Славиной для обозначения такого отношения к учебе , когда собственно интеллектуальная задача не побуждает мыслительной активности. Такие дети не хотят и не любят думать, у них отсутствует познавательная мотивация. И изучение интеллектуального развития можно понять только учитывая специфику мотивации.

Об этом убедительно свидетельствуют результаты известного исследования Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Н. Г. Морозовой (1951), в котором показано, что для успешного учения и нормального развития личности необходимо гармоничное сочетание мотивов, непосредственно связанных с учебой, так и называемых «широких социальных мотивов», к которым в том числе относятся такие далекие от повседневной жизни ребенка мотивы , как процветание Родины, счастье других людей, развитие науки, победа добра над злом, и т. п.

В высказываниях детей о своих заветных желаниях обращает на себя внимание следующая деталь: если школьники выражают свои пожелания отражая реальное волеизъявлние, то воспитанники интерната не уверены в своем праве на желания, частицей «бы» они отстраняют себя от своего желания, не чувствуя себя хозяевами своих желаний. Симптом отчуждения желаний рассматривается как тревожный, свидетельствующий о неблагополучии в личностном развитии.    

Источник

Характерные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного возраста

Дети-сироты — это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних. Развитие таких детей, как правило, во многом определяется тем, в каком возрасте это произошло. Чем раньше ребёнок остался без родительской опеки, тем тяжелее сказываются на его личностном развитии последствия сиротства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) — это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится условно на несколько групп:

  • дети, брошенные, в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребёнка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3-4 лет);
  • дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам;
  • беспризорные дети — это специфические дети, имеющие опыт жизни «на улице».

Анализ развития детей — социальных сирот, которые составляют абсолютное большинство воспитанников детских домов (около 90%) свидетельствует о том, что неприятие ребёнка родителями приводит к тяжёлым последствиям в развитии маленькой личности.

По свидетельству психологов, у ребёнка с холерическим темпераментом проявляются агрессивность, болезненное честолюбие, быстрая истощаемость нервной системы, подозрительность, завистливость.  Дети-сангвиники становятся сдержанными, осторожными, уступчивыми, скрытными, склонными к страхам и неврастении. У флегматиков развиваются нерешительность, робость, боязливость. Эти отклонения у «отказников» часто закрепляются и трудно поддаются коррекции. Всем им свойственна устойчивая привычка ко лжи. В то же время эти дети склонны в своём поведении подражать дурному примеру своих родителей.

В исследованиях М.К. Бардышевской выделяется несколько групп детей 3-5 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Эти группы детей различаются по степени эмоциональной недостаточности.

  1. «Избегающие» дети. Эта немногочисленная группа детей, характеризуется наиболее тяжёлым эмоциональным состоянием воспитанников.

«Избегающие» дети очень трудно привыкают к жизни в группе, период их адаптации может затянуться на несколько месяцев. Они производят впечатление маленьких дикарей, не умеют общаться с другими детьми, всячески избегают общения со взрослыми, в играх проявляется агрессивная, разрушительная манера общения с игрушками. Чаще всего они стремятся уединяться. Такое поведение «избегающего» ребёнка обусловлено, с одной стороны, страхом, а с другой — несформированностью простых способов установления любого контакта с окружающими. Тяжёлое психологическое состояние такого ребёнка не безнадёжно. Постепенно он привыкает к взрослому, который о нём заботиться, начинает позволять ему устанавливать эмоциональный контакт с ним, хотя вне такого контакта ребёнок чувствует себя спокойнее.

  1. «Цепляющиеся» дети находятся в более благополучном эмоциональном состоянии, чем «избегающие» дети. Как правило, это отказные дети с рождения. Такой ребёнок активно стремиться к контакту со взрослым. Однако этот контакт носит примитивный характер. Ребёнок прижимается, «ластится» ко взрослому. Самое важное для него — это как можно дольше оставаться в защищённом положении, например, на руках у взрослого. «Цепляющийся» ребёнок доверяет взрослым, даже малознакомым. Он ищет в них источник эмоционального тепла и защиты. С необыкновенным упорством такой ребёнок пытается возобновить контакт со взрослым, если тот пытается его завершить. «Цепляющиеся» дети способны обеспечить себе минимальную степень эмоциональной безопасности за счёт элементарной реакции привязанности к взрослому.
  2. Дети с «недифференцированными» привязанностями — это самая большая группа детей. Им свойственны поверхностные, неупорядоченные, легко меняющиеся эмоциональные связи. Способы общения со взрослыми у этих детей достаточно развиты и разнообразны, но они не используются для образования более глубоких и устойчивых связей. У детей с «недифференцированными» привязанностями наблюдаются отдельные способы контакта со взрослыми, образуя более сложные формы поведения, которые практически недоступны детям из двух предыдущих групп. Такой ребёнок в психологическом плане более собранный и гармоничный, чем «цепляющийся» ребёнок. Для этих детей тактильный контакт со взрослым важен как источник удовольствия от совместного общения, а не как средство для нейтрализации страхов и тревоги. Они могут самостоятельно прекратить контакт, насытившись общением, рано утрачивают непосредственность в эмоциональных реакциях на взрослого, довольно точно ориентируясь в его настроениях и приспосабливаясь к ним. Дети, воспитывающиеся в одной группе с первых месяцев жизни, проявляют заботу друг о друге, бояться разлуки. Это отношение не распространяется на остальных детей, не входящих в число близких друзей. Для ребёнка с «недифференцированными» привязанностями другие дети — только партнёры по играм.
  3. «Амбивалентные» дети — это дети с противоречивой, конфликтной привязанностью к взрослому. В эту группу входят не только «отказники», но и дети, поступившие в детские дома и имеющие опыт жизни в семье. Привязанность таких детей к взрослым формируется поэтапно. Эмоциональная связь со взрослым не даёт такому ребёнку ощущения безопасности. Привязанность «амбивалентного» ребёнка к взрослому является более зрелой по сравнению с привязанностями большинства отказных детей.
  4. «Социально-тревожные» дети — это дети, имеющие ранний опыт жизни в семье. Эмоциональная привязанность таких детей близка к норме. Они сильно привязываются к воспитателю, который уделяет им много внимания. Однако им свойственны глубокая, устойчивая избирательная привязанность к «своему» взрослому и страх перед чужими.
  5. «Гармоничные» дети — это дети, также имеющие ранний опыт жизни в семье. Формирование эмоциональной привязанности у них протекает нормально, формируется сеть привязанностей.
Читайте также:  Методики раннего развития ребенка 3 лет

Таким образом, проблемы эмоциональной депривации оказывают сильнейшее негативное воздействие на личностное развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Серьёзной проблемой воспитания детей в условиях детского дома является вопрос половой идентификации социализации детей.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

У детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа (детские дома, дома-интернаты) присутствует ряд особенностей. Среди них на первом месте отставание сенсорного развития (поздняя фиксация взгляда — после 5-6 мес.), на втором — предметного (игра наблюдалась после 11-12 мес.), на третьем — речевого.

Отмечается низкая интеллектуальная работоспособность, повышенная пресыщаемость и потребность в смене впечатлений (новые игрушки), быстрое угасание интереса, при исчезновении объекта из поля зрения ребенка. Также выявлена задержка формирования понимания формы, цвета, величины предмета.

Речь детей-сирот характеризуется логопедами, как речь с низким уровнем фонетического и лексического развития. У детей ограниченное или полное отсутствие обобщающих слов. Словарь очень скуден и ограничен бытом, в следствии ограниченности контактов.

Детям дошкольного возраста свойственны более сложные формы потребности в общении (в сотрудничестве, в уважении, в сопереживании). Но у воспитанников детского дома потребность во внимании и доброжелательности остается доминирующей на протяжении всего дошкольного возраста. Потребности в сотрудничестве, стремление и способности что-либо делать вместе с взрослым у дошкольников детского дома практически не наблюдается. Дети испытывают острую потребность во внимании и доброжелательности взрослого, характерную для ситуативно-личностной формы общения. Младшие школьники в детском доме стремятся в максимально степени быть послушными, дисциплинированными, стараются угодить взрослому. Ведь если в семье ребенок ощущает себя любимым, хорошим ценным для окружающих практически в независимости от своего поведения, то в детском учреждение интернатного типа, положительное отношение взрослого ребенок должен, как правило, заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками. Потребность в положительном отношение взрослого сталкиваются с глубоко фрустрированностью в потребности в интимно-личностном общении с ним, что в сочетании с неотработанностью адекватных форм общения со взрослыми создает чрезвычайно сложную, противоречивую картину этого общения. В общении со взрослыми большинству дошкольников-сирот свойственна своеобразная форма общения, которая отвечает лишь потребности в непосредственных (тактильных) контактах со взрослым. Ребёнок-сирота выделяет из окружающего пространства преимущественно взрослого человека и пытается восполнить свои нереализованные потребности в любви и ласке, внимании и доброжелательности посредством тактильных контактов. Это, в свою очередь, задерживает развитие ведущей в раннем возрасте предметной деятельности. У дошкольников в детских домах выявляются значительные трудности «вхождения в человеческую культуру» по всем определяющим направлениям. Вместе с тем известно, что именно дошкольный возраст в онтогенезе человека имеет огромное значение для его социализации, поскольку ребёнок 3 — 7 лет наиболее открыт для постижения различных аспектов общественных взаимодействий. Это обуславливает необходимость раннего включения детей-сирот в процесс коррекционно-педагогических воздействий для обеспечения нормализации их социального развития .

С началом учебы у детей-сирот сразу же выявляются проблемы в сферах:

  • приобретения школьных навыков,
  • неготовность к усвоению программы массовой школы,
  • недоразвитие ряда психических функций: речи, пространственного гнозиса, моторики (в т. ч. и тонкой)
  • детренированность способностей к усилиям, работе, терпению, преодолению трудностей,
  • общий психический и физический инфантилизм,
  • нарушения внимания (краткое сосредоточение), утомляемость,
  • отсутствие познавательного интереса.

У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу — это начать скитаться. К статусу сироты добавляется статус мигранта (как социологическое понятие), а стало быть, статус чужака. Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте, и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция не географический факт, а социальное явления. Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставлять себя им.

Даже если детей-сирот усыновляют, то внутри новой семьи они сталкиваются с массой проблем, которые даже взрослые без помощи психолога, патронажной службы не мог решить эффективно. Ведь с дошкольного возраста у этих детей формируются иные представления о том, какой должна быть семья и какое место должен занимать в ней ребенок. Еще большие трудности ожидают неусыновленных детей-сирот, которые по окончании интерната, не могут самоопределиться, чувствуют себя как бы «ущербными» в мире, потому что не понимают, как вести себя в той или иной ситуации. Безусловно, социализация в настоящее время поставлена на первый план, но почему она не дает эффективных результатов, можно понять лишь тогда, когда попытаешься хотя бы узнать их проблемы ближе, в процессе общения с самими детьми.

Список использованной литературы:

  1. «Психическое развитие воспитанником детского дома. » Под редакцией И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской.
  2. А.Ш. Шахманова «Воспитание детей-сирот дошкольного возраста.»
  3. Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме.

Источник