Раннее развитие ребенка с пеленок
В наши дни только ленивый родитель не пытается вырастить из своего чада если не гения, то по крайней мере талантливого и разностороннего человека. Для раннего развития малышей любого возраста предлагаются десятки методик на любой вкус и кошелек. Некоторые педагоги предлагают начинать учить малыша высоким материям чуть ли не на выходе из роддома, другие утверждают, что грузить дошкольника излишней информацией, наоборот, ни в коем случае нельзя.
Не потеряться в этом противоречивом потоке советов и методик непросто даже продвинутым родителям. Мы рассмотрели плюсы и минусы самых популярных методик раннего развития и узнали, что о них думают опытные взрослые.
Психологи и педагоги отмечают, что современные родители буквально помешались на раннем развитии своих детей. И, к сожалению, очень часто такой фанатизм приносит малышу не пользу, а реальный вред. Буквально с 2-3-летнего возраста взрослые начинают таскать малышей по различным кружкам или пробовать на них новомодные методики, стремясь охватить все и вся. При этом родители часто не замечают, в чем истинный талант их малыша, и не дают детям выбирать и гармонично развиваться в нужном им направлении.
— Современные родители очень часто зависят от текущей моды на образование и бесцельно пытаются ей следовать, — считает детский психолог Алена Крутицкая. — Например, учить малыша читать с колыбели или заниматься с ним олимпиадной математикой на горшке. В результате занятия становятся узконаправленными, что совершенно не полезно ни для какого ребенка. По сути, любая система раннего развития так или иначе предполагает разносторонние занятия с малышом. В дошкольном возрасте практически невозможно понять, в чем талант того или иного ребенка, поэтому нужно дать ему возможность гармонично развиваться в совершенно разных направлениях. Безусловно, ни одна из существующих педагогических систем раннего развития не является идеальной. На мой взгляд, имея представление об основных из них, родители могут составить свою собственную программу, подходящую именно для их ребенка.
По мнению педагогов и психологов, современным родителям стоит знать основные методики развития детей, созданные педагогами разных стран. Из них всегда можно выбрать методику, подходящую семье по духу и потребностям, или вообще использовать в воспитании своего чада элементы и советы разных систем. Возможно, в конце концов, методом проб и ошибок у кого-то из взрослых получится создать свою собственную систему воспитания гения. Ведь не секрет, что авторами методик раннего развития были люди совершенно разных профессий.
Методика Монтессори
Возраст: 0-12 лет
Девиз: «Помоги мне это сделать самому!»
Методика Марии Монтессори на протяжении долгих лет остается одной из самых популярных систем раннего развития. В России ее чаще всего используют родители для самостоятельных занятий с детьми, а также широко практикуют в частных детских садах и школах. Суть данного метода в предоставлении ребенку полной свободы в познании и развитии. Система не предполагает никаких поощрений и наказаний, то есть системы оценивания, и не загоняет малыша в определенные рамки. Родители и педагоги вмешиваются в процесс только тогда, когда ребенку действительно требуется помощь. В центре системы обучения всегда находится ребенок, который полностью свободен в своем развитии.
Система Монтессори предполагает обучение детей в помещениях, условно разделенных на тематические зоны, которые можно организовать и в обычной квартире: жизненной практики, сенсорного развития, математического развития, языкового развития и космического развития (естественнонаучных знаний). В каждой тематической зоне должны размещаться специальные пособия, которые помогают детям самостоятельно получать знания. Особое внимание в методике уделено развитию сенсорных и сенсомоторных способностей ребенка, так как именно они больше всего влияют на умственное развитие.
Несмотря на большую популярность, противников у данного метода тоже немало. В частности, говоря о данной системе, многие вспоминают, что ее автор Мария Монтессори сдала своего собственного сына в интернат сразу после рождения и не занималась его воспитанием. Впервые мать встретилась с сыном, лишь когда он стал взрослым. Однако это не помешало Монтессори достичь потрясающих успехов в воспитании чужих детей, в том числе умственно отсталых, с которыми она работала в начале своей карьеры.
За: ребенок учится самостоятельности с раннего возраста, раньше сверстников осваивает навыки самообслуживания, свободен в своих действиях, в связи с этим нередко развивается быстрее, осваивая более сложный материал раньше других детей.
Против: после обучения по системе Монтессори детям намного сложнее привыкать к обучению в традиционной школе, кроме того, в методике практически не уделяется внимания творческому развитию ребенка, нет сюжетно-ролевых игр. Система больше подходит для открытых и общительных детей, замкнутым ребятам по ней заниматься сложно.
Мнение родителей:
Валентина, мама девочек-погодков: «До школы мы занимались по этой методике дома самостоятельно, и мне она очень нравилась. Девочки действительно развивались быстрее основной массы сверстников, при этом интересы у них были весьма разносторонние: и музыка, и рисование, и естественнонаучные опыты. Традиционной подготовкой к школе мы не утруждались, и это стало нашей главной ошибкой. Дочери привыкли заниматься тем, что им нравится, поэтому, когда в 1-м классе нужно было четко выполнять указания учителя, было очень тяжело. Полностью привыкнуть к традиционной системе девочки смогли только через год. Так что я считаю, что в целом методика Монтессори хорошая, но имеет смысл использовать в развитии ребенка ее отдельные элементы, не забывая, что потом детям придется учиться в традиционной школе. Реально эффективней всего данная система подходит дошкольникам.
Вальдорфская методика
Возраст: 0-16 лет
Девиз: «Познавай мир без принуждения!»
Вальдорфская педагогическая система основывается на религиозно-мистических (антропософских) представлениях о методах саморазвития с помощью мышления. Чаще всего данная система обучения используется родителями при домашнем обучении ребенка и практикуется в частных школах. Суть методики в том, что ребенок должен познавать мир свободно и естественно, без принуждения со стороны взрослых. Согласно вальдорфской методике ребенка до 7 лет вообще нельзя загружать лишней информацией, а в начальной школе результаты обучения школьника не принято оценивать традиционными отметками.
Стержнем обучения по данной методике является любовь к природе и окружающему миру. В качестве игрушек и учебных материалов дети используют изделия из природных материалов — например, лист дерева, шишки или кубик льда. Основной принцип системы — уважение к личности ребенка и индивидуальный подход к каждому малышу. В рамках системы существует запрет на слово «нет» со стороны взрослых, оно может использоваться лишь тогда, когда ребенок может поранить себя или окружающих, то есть когда его действия опасны. В остальных случаях ребенку дозволено практически все, а взрослые не должны вмешиваться в процесс его познания мира.
Большое значение в вальдорфских школах играет творчество, все пособия так или иначе должны возбуждать творческий порыв у всех ребят. При этом идею раннего развития ребенка данная система полностью отрицает; считается, что различные знания нужно давать человеку только в том возрасте, когда он дорос до них. Обучение не делится на отдельные дисциплины, а преподается так называемыми эпохами, длящимися 3-4 недели. В целом данная система хорошо подходит для домашнего обучения, так как даже в вальдорфских школах детей до 12 лет всему учит только один наставник.
За: основной упор делается на раскрытие личности малыша, это позволяет каждому проявить свою индивидуальность и раскрыть себя; большое внимание уделяется обучению ремеслу: рукоделию, садоводству и др.; вальдорфские дети обладают хорошим воображением и фантазией, увлечены творчеством; методика предполагает запрет на просмотр телевизора.
Против: сложно оценить уровень ребенка, так как методика не предполагает оценок, перейти в обычную школу будет весьма проблематично из-за принципиально разных учебных программ и подхода к обучению, система больше подходит гуманитариям, а не детям с аналитическим складом ума.
Мнение родителей:
Юлия, педагог, мама второклассника: «Я работаю репетитором на дому, поэтому у меня была возможность обучать сына самостоятельно. От коллег я слышала много восторженных отзывов о Вальдорфской системе, поэтому решила испробовать ее на своем сыне. К сожалению, моему ребенку она совершенно не подошла: за полгода мы практически не сдвинулись с мертвой точки, он просто не хотел ничем заниматься, даже вроде бы интересные творческие проекты и задания его совершенно не занимали. В результате я взяла его в ежовые рукавицы и стала учить по старинке, с «двойками» и «тройками» за не сделанные задания; вскоре все наладилось. Очевидно, система подходит детям с определенным творческим типом мышления, которых не нужно постоянно пихать и подталкивать к занятиям».
Методика Сесиль Лупан
Возраст: с рождения
Девиз: «Родители — главные учителя!»
Методика француженки Сесиль Лупан относится к системам суперраннего развития ребенка. Лупан не имеет никакого отношения к науке и педагогике и разработала свою методику в ходе воспитания собственных дочерей. Однако ее система неизменно находит последователей по всему миру уже не первый год. Главная роль в данной методике отдана родителям, они должны выступать для ребенка самыми важными педагогами и наставниками.
Малыш с рождения должен обучаться в строго игровой форме, без определенного графика и переутомления. Взрослым предлагается постоянно создавать для ребенка условия для новых открытий и развития любознательности. Система Лупан предполагает в том числе обязательное обучение малышей плаванию прямо с рождения, сразу после выхода мамы из роддома. Само раннее обучение строится на постоянной игре. Например, чтобы малыш запомнил буквы и цифры, Сесиль предлагает сочинять ему песенки и стихи на известные мотивы.
Главная задача обучения детей до года — стимулировать пять чувств малыша, на втором году ребенок уже учится складывать слова в предложения с помощью специальных карточек, начинает учить иностранный язык, изучает географические карты и пытается запомнить сложные слова из энциклопедий. А с 3-4 лет предполагается, что ребенок должен начать осваивать игру на каком-либо музыкальном инструменте и серьезный спорт из серии верховой езды. Вся методика Лупан уложена в таблицу, где подробно расписано, как и чем в разном возрасте нужно заниматься с ребенком. Масштаб умений, как правило, впечатляет даже самых требовательных мам.
За: подходит для детей любого возраста и уровня развития, сближает родителей и детей, в некоторых случаях дети, с которыми занимались по этой методике, действительно показывали блестящие успехи в дальнейшем.
Против: требует больших временных затрат от взрослых, не предполагает активного общения ребенка с другими детьми, методика очень перегружена и отнимает у взрослых и детей все время и силы, не предполагает развития мелкой моторики и сенситивных навыков.
Мнение родителей:
Екатерина, мама 5-летних мальчиков-двойняшек: «На мой взгляд, данная методика вполне имеет право на существования и хороша для раннего развития малышей. Но, на мой взгляд, не следует строго следовать всем ее рекомендациям, часто это просто нереально. Каждая мама сможет найти в этой системе что-то интересное и полезное для себя и включить это в домашние занятия с малышом, все должно быть в меру, тогда этот метод действительно будет работать. Мы, например, делали с сыновьями собственные книги, изучали географические карты, но отказались от бессмысленного заучивания энциклопедических терминов».
Светлана Цикулина
Источник
Как уже было сказано в одной из предыдущих статей, я очень люблю всякие развивашки. Когда росла первая дочь, я использовала почти все (если не все) методики в той или иной степени. Соглашалась не со всеми авторами развивающих методик, т. к. зачастую в своей работе они затрагивали не разностороннее развитие, а шли по узкой «стезе», а я пыталась объединить множество методик в одной. Например, одна из развивающих методик учила читать детей «с пеленок», другая делала акцент на музыкальном развитии ребенка, третья — на сенсорном развитии. Какие из авторских методик больше подойдут ребенку? У меня подрастает вторая дочь, и для меня эта тема актуальна, как никогда!
Пару слов о том, что такое раннее развитие. Говоря простыми словами, это опережающее обучение по развивающим методикам «читать, быстрее, чем ходить», «математика с пеленок»). Я это определение не совсем приемлю, потому что считаю, что всему свое время. Но и сидеть сложа руки, и ждать когда твой трехлетний малыш заговорит, я не собиралась однозначно. Чуть позже объясню, почему. Итак, развивающие методики — какие они?
Первая и самая популярная методика, знакомая наверное всем мамам — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МАРИИ МОНТЕССОРИ. Ключевая фраза: «Помоги мне сделать это самому». Для какого возраста: 1,5-7 лет.
В чем суть: развитие ребенка происходит благодаря развивающий среде. Для этого все развивающие материалы должны быть в свободном доступе, чтобы ребенок сам мог выбрать, чем ему заняться. Взрослый при этом — активный наблюдатель. Если ребенок столкнулся с игрой впервые, задача взрослого — помочь ему разобраться в ней, чтобы в дальнейшем ребенок сам продолжил игру методом проб и ошибок. По завершении игры задача ребенка — убрать материалы игры на место (не каждый ребенок это сделает, ведь так?). Нужно четко следить за интересами ребенка, чтобы вовремя дополнить развивающую среду необходимым материалом.
Необходимый материал: развивающая методика осноыана на специальноподобранной дидактический среде, которая требует немалые денежных вложений. Игр и игрушек много, и все они стоят немалых денег. Но тут есть один плюс: большинство последователей этой методики делают все своими руками и прибегают к помощи подручных средств. Минус этой методики: не учитывается физическое, эмоциональное и творческое развитие малыша. Так же здесь нет места ролевые играм. И это существенный пробел!
Учет особенностей: эта методика подойдет усидчивым детям, склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. Старшая дочь неусидчива, поэтому покопавшись в материалах методики, делала несколько игр своими руками, хватало их ненадолго, но дочь можно было заинтересовать.
Вывод: методику Монтессори можно адаптировать.Не обязательно заполнять разыивающую среду одними игрушками Монтессори, у нас это обычные игрушки, развивающие в том числе, все они в свободном доступе. Приучить ребенка складывать все на место сложно, но можно. И, как видите, не всем деткам эта методика подходит, не все детки усидчивы.
КАРТОЧКИ ДОМАНА-МАНИЧЕНКО
Эта методика мля самая любимая, так как с нее и начиналось наше знакомство с развивающими методиками. И дочке она подходила. Ключевая фраза: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше».
Что развивает: интенсивное интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
В чем суть: эта методика ставит своей задачей познакомить ребенка с множеством обобщенных по разделам понятий (животные, города, транспорт, птицы и т.д.). Автор методики Глен Доман предлагает несколько раз в день показывать в быстром темпе ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. Но карточки нельзя давать ребенку в руки, т. к. он может утратитъ к ним интерес. Подборка карточек должна постоянно обновляться. Мы кстати этого правила не придерживалась, и дочка могла сама изучать карточки при мне. Считается, что дети должны познавать мир всеми органами чувств, а в этой методике это не учитывается. И минус сей методики еще в том, что из-за пассивного способа обучения, у ребенка притупляется любознательность и инициативность. Ребенок быстро запоминает материал, но так же быстро его забывает, не имея возможности применять полученные знания на практике. К тому же обилие информации может перегрузить нервную систему ребенка.
Вывод: эту методику тоже можно адаптировать на свое усмотрение. Например, мы с дочкой просматривала картинки в спокойном темпе, я рассказывала ей по картинке. В дальнейшем дочь сама доставала карточки, раскладывала их на полу, смотрела, называла картинки.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СЕСИЛЬ ЛУПАН
Это адаптированная методика Домена, немного получше «первоосновы», так как в ней присутствует занимательность и эмоциональность.
Ключевая фраза: «Обучение должно приносить радость малышу и родителям».
Что развивает: двигательную активность, речь, чтение, иностранные языки, логика, география, история искусства и рисование, музыка, спорт.
Необходимый материал: автор методики считала, что с ребенком надо быть «на одной волне». Ею была разработана система игровых упражнений, которые позволяют разносторонне развивать детей. Кстати, о своей методике Сесиль Лупан написала в своей книге «Поверь в свое дитя», которую я с превеликим удовольствием прочитала, и из которой почерпнула много нового, и узнала о новых играх с дочкой. Эта методика нам подходила как нельзя лучше, мне просто хотелось помочь развиваться своему ребенку не в ускоренном темпе, и не по одному направлению, о чем в этой методике и было заявлено.
Вывод: по поводу адаптированности данной методики Сесиль Лупан сама дает совет, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные автором, т.к. то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другог. Золотые слова!
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
Ключевая фраза: «Познакомить ребенка сразу со всеми складами русского языка». Склад — это комбинация из согласной и гласной букв, и так же любая одиночная буква. (ла-м-па — 3 склада, э-к-ра-н — 4 склада).
Что развивает: обучение чтению и счету.
Необходимый материал: кубики Зайцева (они все разные — по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. И начать заниматься с ребенком. При этом ребенок не знает букв, и составляет знакомые слова типа мама, дом. А уже только потом учиться их читать, вернее пропевать, т. к. это гораздо эффективнее. Честно говоря, эта методика не нашла отклика в моей душе. Я искренне не понимаю, для чего так издеваться над ребенком. Да, развитие ребенка хорошо, когда оно логично! В школе у таких детей могут быть проблемы с переучиванием из «склада» в «слог», да и с написанием слов возникнет немало споров. Я не враг своему ребенку, и учить читать ее буду по старинке, и не с 2х лет, а ближе к 5.
Вывод: адаптировать эту методику не получится. Если только построить из кубиков башенки. Не увидела в методике о раннем обучении чтению ничего полезного для ребенка. Как ее ни крути, она требует колоссальных поправок.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСКИ ЖЕЛЕЗНОВЫХ
О, эти песни мы с дочкой любили! Здесь все просто: методика подразумевает собой раннее музыкальное развитие, которое называется «Музыка с мамой». Очень много песенок: и колыбельные, и потешки, и пальчиковые игры, и подвижные игры, и игровые массажи и мн. др. Данная методика понравилась нам во всем: уж петь и плясать детки любят все! И музыкальное развитие уж точно никому не повредит.
СКАЗОЧНЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА
Автор методики разработал конструкторы и головоломки, и придумал к ним сюжеты. Это очень логично: ребенок не просто играет, а помогает сказочному персонажу.
Данная методика развивает конструкторские способности, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивнивать и сопоставлять.
Игры Воскобовича стоят недешево, но при желании можно купить несколько. Одной игры вашему ребенку хватит надолго,так как пособия имеют несколько уровней сложности, позволяя ребенку постепенно усложнять ход игры.
Игры Воскобовича очень занимательны и интересны, но не всем по карману. Я старалась сделать несколько игр сама, пусть ненадолго, но ребенок увлекся.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНЫХ
Авторы — родители семерых детей — создали свою методику на основе естественного развития, она включает в себя и формирование творческих способностей, трудовых навыков и развитие природных данных.
Ключевая фраза: «Играть вместе с детьми».
В чем суть: В методике представлен ряд игр, которые направлены на развитие логики и творчества. Родители являются активными партнерами по игре, помогают ребенку соблюдать правила, одно их которых — ребенок должен сам разобраться в игре от начала до конца. Играть в эти игры можно и нужно всей семьей.
Необходимый материал: игры по методике придется приобрести.
Вывод: адаптировать методику под себя не представляет сложности, и если вам и вашему ребенку она подходит, смело можете заниматься.
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Данная методика представляет собой 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета.
В чем суть: выполняя с блоками разнообразные предметные действия, дети развивают логическое мышление, творческие способности, память, внимание и воображение. В комплекте идут методические указания с играми.
Играть можно с детьми от 3 до 7 лет, но некоторые родители начинают заниматься в более раннем возрасте.
Вывод: адаптировать эту систему не получится, так как блоки всегда идут оригинальными, без возможности создания своими руками. Нам методика не подходила, поэтому конструкторские навыки моя дочь освоила по совсем другим игрушкам.
ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
В чем суть: палочки Кюизенера — это четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше число обозначается палочка, тем больше длина палочки. С помощью этих палочек у детей формируется понятия формы, цвета, размера, состава числа и многое другое, так или иначе имеющее отношение к математической составляющей.
Вывод: мы эту методику не использовали, а счет, форму и цвет предмета учили с дочкой всеми возможными способами: считали ступеньки, кубики, игрушки, цвет и форму изучали по специальным книжкам.
КОМПЛЕКТЫ «ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ»
А с этой методики и началось наше знакомство с системами раннего развития. К сожалению, о методике я узнала,когда дочке был уже год. Хотя комплект книг от 0 до года мы стали использовать попозже.
В чем суть: методика состоит из 12 книг на каждый возраст (от рождения до поступления в школу). Эти пособия содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
Что развивает: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. Тематика и содержание книг меняются в зависимости от возраста ребенка. На каждый возраст — свой цвет, 7 лет и 7 цветов радуги. Каждый год связан с цветным гномом. От рождения до года — фиолетовый гномик, предложит малышу рассмотреть картинки, послушать потешки. От года до 2 лет — синий гномик познакомиться с новыми словами, дети порисуют и полепят. Голубой Гномик — позанимается с 2-3-летним ребенком, Зеленый Гномик — 3-4-летним, Желтый Гномик — 4-5-летним, Оранжевый Гномик — 5-6-летним, Красный Гномик — 6-7-летним. Чем старше ваш ребенок, тем интереснее и обширнее будут становится занятия.
Необходимый материал: пособия «Школы Семи Гномов». Я для начала приобрела парочку пособий от 0 до 1 года, на мой взгляд самые нужные. Не стала брать все, т.к. большинство тем дочь уже знала по другим занятиям. И парочку пособий с 1 года до 2 лет.
В каждой книге этой методики есть так называемая родительская страничка, на которой объясняется, как работать с книгой, и, что немаловажно, рассказываются возрастные особенности развития ребенка. В принципе, даже если не читать родительскую страничку, заниматься с ребенком вы сможете. Это просто. К тому же каждое пособие имеет вкладку с картонной игрой.
Вывод: пособия школы 7 гномов я брала как основу, чтобы знать,чему я должна научить ребенка. Конечно, это не значит, что малыш должен знать только то, что предлагается в книге. Поэтому мы иногда прибегали к их помощи, но заниматься любили и по другим источникам.
Рисовать и лепить с помощью пособий ШСГ дочке очень нравилось. Все ярко, доступно для понимания малыша.
Какой итог можно сделать из всей статьи? Мы использовали адаптированные карточки Домана, песни Железновых и школу 7 гномов как взаимодополняющие методики. Останавливаться на какой-то одной считаю нелогично. Я не хотела научить ребенка читать и считать в 1 год, тем более обучить английскому языку с пеленок; моей целью было лишь развитие ребенка как личности, расширение кругозора дочки. Благодаря этим методикам мы с дочкой добились поставленной цели: в 2 года малышка декламировала большие стихи (Тараканище, Кошкин дом, Айболит и др.), танцевала и подпевала песенкам Железновых, а карточки помогли обогатить ее представления об окружающем мире.
А какими методиккми раннего развития увлекалась Вы или Ваши знакомые? Как развивали своих малышей? Пишите в комментариях.
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!
Источник