Комплексную программу познавательного развития ребенка

Ефимова Алла Петровна
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (средняя группа)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Познавательное развитие» Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.

Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский.

Реализация данного раздела направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Для обеспечения разностороннего развития детей, в содержание обучения и воспитания детей включены темы в соответствии с реализуемой программой. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость.

Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.

Цель программы: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие дошкольников.

Задачи образовательной деятельности

-Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.

-Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному — двум признакам.

-Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.

-Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.

-Обогащать социальные представления о людях –взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.

-Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.

Развивать элементарные представления о родном городе и стране. Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране

Краткая характеристика программы: программапредусматривает обучение детей от 4 до 5 лет по следующим разделам:

1. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем

2. Ребенок открывает мир природы

Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Тематический план

№ Тема (раздел) Количество часов

1. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем

36

2. Ребенок открывает мир природы (опыты и эксперименты)

36

итого 72

3. Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Познавательное развитие»

Средняя группа

Достижения ребенка (Что нас радует)

Проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.

С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.

Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении

Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи;

Откликается на красоту природы, родного города.

Проявляет интерес к другим людям, их действиях, профессиям.

Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках.

Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения.

Проявляет интерес к городским объектам, транспорту.

По своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи

4. Содержание рабочей программы по

образовательной области «Познавательное развитие»

Развитие сенсорной культуры

Различение и называние цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).

Читайте также:  Центр развития ребенка почемучки вологда

Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест, воссоздание фигур из частей.

Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый).

Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3 признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности). Описание предмета по 3-4 основным свойствам.

Отражение признаков предметов в продуктивных видах деятельности.

Формирование первичных представлений о себе, других людях

Овладение умениями сравнивать людей разного возраста и пола, видеть особенности внешности, прически, одежды, обуви, подбирать одежду и обувь в зависимости от сезона.

Освоение разнообразия профессиональных занятий взрослых, развитие умений узнавать и называть людей отдельных профессий, профессиональные действия людей, некоторые инструменты, необходимые в профессии.

Проявление интереса к общению со сверстниками. Освоение представлений о некоторых особенностях мальчиков и девочек, их именах, любимых занятиях, игрушках, взаимоотношениях друг с другом.

Освоение представлений о себе — своего полного имени, фамилии, возраста, пола, любимых занятий. Осознание некоторых своих умений, знаний, возможностей, желаний. Освоение умений отражать их в речи. Проявление интереса к особенностям своего организма, заботы о нем.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве.

Родной город: Освоение представлений о названии родного города (села, некоторых городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему «Мой город».

Освоение представлений начальных представлений о родной стране:

название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране.

Ребенок открывает мир природы

Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т. д., растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т. д.). Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства.

Определение назначения основных органов и частей растений, животных, человека, (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению и т. д.) в наблюдении и экспериментировании.

Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут)

Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т. д.)

Наблюдение признаков приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.

Установление изменений во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность.

Различение домашних и диких животных по существенному признаку

(дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т. д.)

Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т. д.).

Составление описательных рассказов о хорошо знакомых объектах природы. Отражение в речи результатов наблюдений, сравнения,. Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т. д., установленные связи, усвоенные обобщения, красоту природы.

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина).

Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа, впереди (сзади от, определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).

Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.

Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.

Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов, сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.

5. Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Познавательное развитие»

Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга

усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. (Приложения 1).

6. Средства обучения

Читайте также:  Роль игры во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста

6.1 Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сканер, принтер

6.2 Перечень оборудования экспериментальной деятельности в средней группе.

Центр «Песок-вода»:

6.3 Учебно-наглядные пособия

Перечень наглядно-дидактических пособий Пентамино: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой. – СПб.: Оксва, 1995-2010

Сфинкс: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой. – СПб.: Оксва, 1995-2010

Танграм: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой. – СПб.: Оксва, 1995-2010

6.4Раздаточный материал, счетный материал, дидактические игры

6.5 УМК (проверить, выставить все новые года издания)

Перечень программ, методических пособий Комплексные занятия по программе «Детство».Средняя группа/авт. -сост. Е. А. Ефанова, А. В. Елоева,О. В. Богданова. -Изд. 2-е, перераб.-Волгоград: Учитель, 2016.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016.

Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Е. В. Марудова, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.

Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Т. А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Шорыгина. А. Беседы о хлебе. Т. А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического воспитания дошкольников/ Под ред. Л. М.Маневцовой: — СПб.: «Детство-Пресс».

Хабарова Т. В., Шафигулина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации. Конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Изд. 32-е, испр.-Волгоград:Учитель.

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» (перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста» СПб Детство – Пресс 2014г.

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» рабочие тетради для детей (с 4-5 лет) СПб Детство – Пресс 2016 г.

Колеснникова Е. В. Я считаю до пяти.Математика для детей 4-5 лет: 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ТЦ Сфера,2016.

Колеснникова Е. В.Математика для дошкольников 4-5 лет: Учеб. -метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до 5».-4-е изд., перераб. и доп. -М. ,2017.

Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика 4-5 лет

Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие. Методическое сопровождение З. А. Михайловой. — СПб.: Корвет, 1995—2011.

Цветные счетные палочки Кюизенера. Наглядно-дидактическое пособие. Методическое сопровождение З. А. Михайловой. — СПб.: Корвет, 1995—2011.

Финкельштейн Б. Б.Спасатели приходят на помощь: альбом. — СПб.: Корвет, 2005—2011.

Финкельштейн Б. Б.Математический планшет: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: Корвет, 2007—2011.

Логические блоки Дьенеша: наглядно – дидактическое пособие. Методическое сопровождение З. А. Михайловой. – СПб.: Корверт, 1995-2011.

Цветные счетные палочки Кюизенера. Наглядно-дидактическое пособие. Методическое сопровождение З. А. Михайловой. – СПб.: Корверт, 1995 2011.

Филькенштейн Б. Б.Спасатели приходят на помощь: альбом. — СПб.: Корверт, 2005-2011.

Филькенштейн Б. Б. Кростики.Посудная лавка: альбом. — СПб.: Корверт, 2005-2011.

Филькенштейн Б. Б.Математический планшет: наглядно — дидактическое. — СПб.: Корверт, 2005-2011.

Полякова М. Н.Логическая мозаика: игра. -СПб.:Корвет,2005-2011.

Кубики для всех.Уголки:игра/ Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1994-2011.

Кубики для всех.Загадка: игра/ Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1994-2011.

Кайе В. А.Соты Кайе: игра. — СПб.: Корвет, 2008 – 2011.

Кубики-хамелеон: игра / Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой. – СПб.: Корвет,2004 – 2011.Уникуб: игра. – СПб.: Корвет, 1998-2011.

Головоломка Архимеда: головоломка/ Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой. – СПб.: Оксва, 1995-2010.

Волшебный квадрат: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой. – СПб.: Оксва, 1995-2010.

Вьетнамская игра: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой. – СПб.: Оксва, 1995-2010

Колумбово яйцо: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой. – СПб.: Оксва, 1995-2010

Монгольская игра: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой. – СПб.: Оксва, 1995-2010

Е. В. Колесникова математические прописи для детей 4-54 лет. -М.:ТЦ Сфера, 2016

.2 Перспективное планирование в образовательной области «Познание». Ребенок открывает мир природы, опытно-экспериментальная деятельность (НОД)

7. Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие»

7.1 Перспективное планирование в образовательной области «Познание». По ФЭМП по Е. В. Колесниковой «Математика для детей 4—5 лет».

Читайте также:  Игры на развитие социализации ребенка в детском саду

7.3 Перспективное планирование в образовательной области «Познание».

Ребенок открывает мир природы, опытно-экспериментальная деятельность (Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности)

Приложение 1.

Мониторинг.

«Лист педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей младшего возраста (4-5 года)»

Источник

Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является формирование у детей дошкольного возраста целостной научной картины мира, современного мировоззрения, способностей и навыков самостоятельного познания.

В этом контексте перед педагогами и психологами встает проблема творческого переосмысления сущности, задач, принципов и форм организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, создание таких психолого-педагогических условий, которые бы максимально способствовали развитию их познавательной активности.

Исследования развития познавательной активности детей свидетельствуют, что к середине старшего дошкольного возраста у многих детей любознательность значительно снижается. Уменьшается и количество вопросов познавательного характера ребенка к взрослому. На занятиях, при выполнении познавательных задач, дети менее самостоятельные, малоинициативные, большинство даже механически повторяют задачу, с которой уже несколько раз работали.

Эффективным по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста является применение различных по содержанию, направленности и средствами развивающих игр, которые ориентированы, прежде всего, на развитие «доминантных показателей» познавательных процессов, которые у каждого ребенка имеют разную специфику. Благодаря этому оптимизируется весь процесс их развития, производится важнейший для следующего шага развития ребенка (обучение в школе) индивидуальный «почерк», что проявляется в первую очередь в индивидуально-успешном решении ребенком познавательных задач, гармоничности развития различных компонентов познавательных способностей.

Непременным условием поддержания познавательного интереса детей 5-6 лет в детском саду является создание развивающей среды. Система предметной среды должна:

— учитывать возрастные интересы развития детской деятельности;

— соответствовать возможностям ребенка, к тому же на грани перехода к следующему этапу его развития — то есть необходимо создавать через предметную среду «зоны ближайшего развития» соответствовующие структуре познавательной сферы ребенка, то есть должна содержать как уже известные компоненты, так и проблемные, требующие исследований.

Следовательно, важно осознать, что в познавательной деятельности результат все равно зависит и от ребенка, и от педагога. Основным ориентиром для воспитателя в организации познавательной деятельности должны служить только закономерности психологического развития ребенка.

В связи с этим была создана данная программа, модифицированная на основе изученной литературы и личного профессионального опыта, которая направлена ​​на коррекцию и развитие познавательных процессов старших дошкольников.

Цель программы:

Содействие развитию познавательных процессов старших дошкольников, совершенствование процессов восприятия и координации, приобретение коммуникативных навыков, обеспечение положительного самочувствия в детском коллективе, развитие мелкой моторики рук, творческих способностей.

Задача программы:

— создавать атмосферу безопасности и положительного эмоционального настроя;

развивать память, внимание, воображение, мышление, креативность, фантазию;

— развивать мелкую моторику рук;

— развивать связную речь;

— учить детей строить отношения со сверстниками;

— способствовать формированию коммуникативных и игровых навыков;

— корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроение детей.

Формы работы:

1. Групповые и индивидуальные занятия с дошкольниками.

2. Подвижные игры и упражнения.

3. Минуты психологической разгрузки при организации жизнедеятельности в течение дня.

Методы и приемы:

— Арт-терапия

— Психогимнастика

class=»eliadunit»>

— Ниткография

— Ароматерапия

— Сказкотерапия

— Игротерапия

— Игры, задания, упражнения, этюды, направленные на развитие познавательной сферы.

Условия проведения занятий:

1) принятие ребенка таким, какой он есть;

2) нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из ситуации;

4) в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

5) занятия проводятся по добровольному участию детей;

6) доброжелательная и позитивная атмосфера в первую очередь.

Занятия проводятся с подгруппой детей старшего дошкольного возраста (6-8 участников). Продолжительность занятия — 30 мин.

Развивающие занятия в программе имеют гибкую структуру, наполнены различным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создает ощущение целостности, завершенности, предоставляет гармонию отношений детей, облегчает взаимопонимание.

Занятие 1. Клубок фантазий

Занятие 2. Слоник Дамбо

Занятие 3. Познавательная викторина

Занятие 4. Радуга настроения

Занятие 5. Солнечные слова

Занятие 6. Волшебная страна

Занятие 7. Интересное приключение

Занятия 8. Необычайный поезд

Занятие 9. Внимательные цыплята

Занятие 10. Путаница

Занятие 11. В гостях у Кляксы

Занятие 12. Друзья навсегда

Источник