Раннее развитие ребенка потешки

Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

После сна:

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягушки-потягушечки,

От носочков до макушечки!

Мы потянемся — потянемся, Маленькими не останемся!

Вот как, вот как мы растем, Растем!

Вот как ножками пойдем, Пойдем!

* * *

Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

Для умывания:

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. 

***

Ты мне ручки подай, 
Да с кровати вставай, 
Умываться пойдём, 
Где водичка найдём!

***
От водички, от водицы 
Всё улыбками искрится! 
От водички, от водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Таня умывается, 
Солнцу улыбается!

***

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей —
Детка умывайся веселей!
***
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

***
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку 
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

***
Моем ручки до и после еды с потешкой:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

***
Водичка-водичка, 
Умой Настино личико, 
Настя кушала кашку, 
Испачкала мордашку. 
Чтобы девочка была 
Самой чистенькой всегда, 
Помоги, водичка, 
Умыть Настёне личико.

Для кормления:

Это — ложка

Это — чашка

В чашке гречневая кашка

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!

Как же так?

* * *

Ну и каша! Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось. И мизинчик

Попробовал малость. Чуточку съели

Лобик с макушкою, остальное ушки докушали!

Когда детка плачет:

Го-ро-шин-ки,

Не-про-шен-ки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До Маши добрались?

Нет, портить настроение никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил?

После прогулки:

Отчего так хороши

Стали наши малыши:

Губки-алы,

Зубки — белы,

Щечки-розовы?

— Да с мороза мы!

Встречайте!

Сладким чаем угощайте!

Для массажа:

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) 
Поперек толстунюшки, 
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) 
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) 
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки,(мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

* * *

( гладим малыша от головы до пяточек)
Потягуни-потягушечки 
От носочков до макушечки! 
Мы потянемся, мы потянемся, 
Маленькими не останемся! 
Вот уже растем, растем, растем!
для массажа животика:
(гладить животик по часовой стрелке)
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.

* * *
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) 
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), 
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) 
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) 
Улетели (поглаживаем малыша)

*****
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона 
Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке, 
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки, 
Дзинь-точка.
Прочитал,(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил, 
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

*****
(поглаживание)
На малышку глядя, 
Спинку мама гладит: 
Рыбка по морю плывёт, 
Белка хвостиком метёт, 
Как по небу облачкa 
Мы погладили бочкa. 
Как летят снежинки, 
Так мы гладим спинку!

*****
Пау – паучина паутину шил!
(водим пальцем по кругу)
Вдруг закапал дождик
(постукиваем пальцами)
Паутину смыл!
(гладим сверху вниз)
Выглянуло солнышко
Стало припекать
(гладим снизу вверх)
Пау – паучина трудится опять!
(водим пальцем по кругу)

для массажа ступни:
(приговаривать, поглаживая ступню)
Маленькая ножка
Бежала по дорожке,
Маленькая пяточка,
На пяточке заплаточка
(пощипывать пяточку)

***
Ой-ее-ее-ечки!
Спал Медведь на коечке.
Свесились с кроватки
Две босые пятки.
Две босые, две смешные,
Ой, смешные пятки!
Увидала Мышка,
Мышка – шалунишка,
Влезла на кроватку,
Хвать его за пятку!

***
для знакомства с телом:
Где же наши ручки?
А вот наши ручки!
Где же наши ножки?
А вот наши ножки!
А вот это Мишин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки,
А вот это ушки,
А вот это щёчки толстые подушки,
Ну а это что? Живот!
А вот это Мишин рот!
Покажи-ка язычок,
Пощекочу тебе бочок.
Ротик мой умеет кушать, 
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать, 
Ручки – всё хватать-хватать.
Стенка, стенка (касаться поочерёдно щёчек)
Потолок (лобик)
Два окошка (глазки)
Дверь (ротик)
ЗЗЗЗвонок (жмём на носик)

***
Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один взбевал сметану (взбиваем),
Другой молол муку (молем)
Раз ку-ку, два ку-ку
Оба шлепнулись в муку.
Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)
Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

Для купания:

Здесь водичка холодненька…

Здесь водичка холодненька, здесь — тепленька,

Здесь — горяченька, а здесь — кипяток, кипяток!

* * *

Кто тут будет куп-куп, (потрогали рукой водичку, похлопали ладошкой по воде)

По водичке — хлюп-хлюп? В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется.

***
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу
Влезу сам 
В большую ванну
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!

***
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настенке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!

***
(вытирая малыша после купания)
Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!

Перед сном:

Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон.

Будут гули ворковать, будет детка крепко спать.

Будут гули говорить, чем детку накормить.

Полетят они в лесок и найдут там колосок,

Станут кашку варить, станут детку кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

* * *

Ходит Сказка по домам,

По высоким теремам,

Жди ее, глаза закрой.

Спи, глазок, Спи, другой

Сказка добрая придет,

Сердце доброе найдет,

Жди ее, глаза закрой

Спи, глазок,

Спи, другой.

Подстригаем ногти с потешкой:
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Пальчик указательный – 
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Читайте также:  1 тренинг для эмоционального развития ребенка

Потешки – утешки:
У киски боли, 
У собачки боли, 
А у моего малыша 
Заживи-заживи-заживи.

Комплекс оживления:

Ой, мой маленький, ненаглядненький,

Мой хорошенький, мой пригоженький.

Ах ты, моя девочка, золотая белочка,

Сладкая конфеточка, сиреневая веточка!

* * *

Вот приходит мышка в гости,

Нацепила бант на хвостик.

Динь, динь, донна, донна,

А сегодня (имя ребенка) дома?

Пальцами пробежаться по руке ребенка вверх до мочки уха

и потянуть за нее («позвонить»)

***

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки —

Очень рады солнышку.

***

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

***

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле лучше:

***

Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!

***

Потягивая за ручки в положение сидя:
Вот такой расти
Ко мне в гости ходи
Вот такой расти
Нам на радости.

Ребенок сидит на Ваших коленях, а Вы имитируете различный характер движения:

По ровненьким дорожкам,
По кочкам, по кочкам,
По бугорочкам,
Да в ямку – бух!
Задавили сорок мух

* * *

Два пожарника бежали
(показываете на одну, затем другую щеку малыша)
И на кнопочку нажали – пип!
(пальцем нажимаете на носик ребенка).

* * *

Во время прочтения Вы имитируете действия героев, движениями головы подкрепляете ответы «да» и «нет», а также побуждаете к этому малыша.

Кто живет под потолком? Гном.
Что себе построил он? Дом.
Ну а сколько он живет? Год.
Кто с ним утром кофе пьет?
Кот, кот, кот.
Кто с ним бегает по крыше?
Мыши, мыши, мыши.
Ну а как его зовут?
Скрут, Скрут.
У него есть борода? Да, да.
А манишка, а жилет?
Нет, нет, нет.
Он капризничает, да?
Никогда.

* * *

Кто там маленький живет,
Утром рано он встает,
Молочко из блюдца пьет,
Любит пеночки лизать,
Любит хвостиком махать,
Лапкой умывается.
Как он называется?

* * *

Потешка – зарядка для пальчиков

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
 

Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

* * *

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

* * *

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

* * *

Этот пальчик в лес ходил.
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик встал и съел
Потому и потолстел!

* * *

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.

* * *

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. (в общем, там посл. слово в каждой строчке – по 3 раза)
Давай с тобой попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем.
(“бежать” вверх по ручке, приговаривая)

Читайте далее: детские стишки, прибаутки

Источник

Чугунова Наталья
Потешки для детей раннего возраста

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком — речевое развитие и эмоциональный отклик.  Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного поведения. Помочь детям в этом – основная обязанность родителей и педагогов; взрослых, которые окружают детей и которым малыши доверяют.  

Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор.

Фольклор — это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы. Самым эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, сказки, народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки, загадки…

Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить — регулярное использование потешек и прибауток в повседневной жизни ребёнка не только радует малыша, создаёт эмоциональную связь взрослого с ребёнком, но и развивает его, в доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни.

Дети любят потешки! И это не просто слова.  Малые формы фольклора — это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его. Начиная с первого года жизни, малыш эмоционально откликается на ласковые слова мамы, обращённые к нему. Подрастая, ребёнок легко запоминает часто повторяющиеся слова из народного творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо лепетать.

Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.

Ценность потешекопределяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально,выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка — сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения. Для более эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным голосом, сопровождая слова соответствующими движениями и мимикой. Важно помнить, что использование потешек будет результативным только при готовности ребёнка воспринимать их, при отсутствии признаков утомления.

Маленькие дети не умеют ещё рассказывать о своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, вследствие чего, ребёнок даёт нам это понять доступным ему способом — плачем, криком. Отличительная особенность детей раннего возраста — внимание легко переключается с одного объекта на другой. Один из способов справиться с детскими капризами и

истериками — это отвлечь ребёнка, переключить его внимание на другое.

И в этом нам помогут потешки и игровые ситуации:

«Стуки-стуки, глянь в ворота —

Верно в гости едет кто то!

Едет целая семья:

Впереди идёт свинья,

А за нею утка мчится!

Сзади волк идёт с волчицей!

Кот и пёсик удивились —

Даже помирились!» 

(Данную потешкуследует сопровождать действиями: постукиваниями, движениями рук, и эмоциональной речью).

«Ой! Кто это?»

(Игровая ситуация предназначена для отвлечения ребёнка от предмета каприза. Следует эмоционально воскликнуть «Ой! Кто это?», направляя внимание ребёнка в другое русло, после чего поддерживать внимание ребёнка,завлекая рассказом о предмете рассматривания: «Смотри, какая большая красивая собачка! Она так интересно бегает, играет! Тебе нравится собачка?»).

Очень важно для полноценного развития, чтобы дети получали правильное, сбалансированное питание, однако, маленькие дети часто не любят полезные продукты. Помочь им в игровой форме полюбить полезную еду, так же помогут потешки:

«Умница, Катенька!

Ешь кашку сладеньку!

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!»

(Дети раннего возраста эмоционально откликаются быстрее, если использовать их собственное имя).

«Посадим на ложку: 

Капустку, картошку.  

И спрячем! Попробуй найди!

Не видно на ложке:

Капустки, картошки.

И нет на тарелке, гляди!»

Читайте также:  Отставание в развитии роста грудного ребенка

(Чтение потешки следует сопровождать эмоциональностью в речи и акцентированием внимания детей на отсутствии еды в ложке и тарелке).

Потешки приходят на помощь и в режимных моментах, когда нужно умыться, вымыть руки,причесаться:

«Ай, лады-лады-лады!

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся!»

«Моем, моем, руки чисто,

Чтоб не стать трубочистом!»

«Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса…

Расти, косонька, до пят,

Все волосики в ряд»

Укладывая детей на дневной сон, необходимо пробудить в них желание пойти отдохнуть, успокоить их,создать ощущение уюта:

«Со станции Топтушкино,

До станции Кровать,

Скорей добраться нужно нам!

И чуточку поспать!

На станции Вставайкино

Проснёшься — выйдешь сам!

И побежишь в Играйкино,

К друзьям и чудесам!

Ну а пока приехали

На станцию — Кровать!»

«Бай, бай, бай, бай…

Ты, собаченька, не лай…

И в гудочек не гуди,

Наших деток не буди…»

Очень важно,чтобы дети просыпались в хорошем настроении:

«Потягуни-потягушечки!

От носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся!»

Существенную роль играют потешки в помощи при одевании детей на прогулку:

«Оля варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Оля варежку сняла —

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь, и найдёшь!

Здравствуй, пальчик! Как живёшь?»

Потешки оказывают не только развивающее действие, но и создают благоприятный климат, дарят ребёнку ощущение собственной значимости:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший!

Сашенька пригожий!»

Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребёнка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной и успешной жизни!

Источник

Ирина Зимовец
Картотека потешек для детей раннего возраста

ПОТЕШКИ ДЛЯ СНА

***

Пять котят спать хотят,

А шестой — не спит.

Пять котят спать хотят,

А шестой — шалит!

Хвостиком виляет, громко лает!

Он бы лаял до утра,

Да подумал: спать пора!

Мирно хвостиком вильнул,

И быстрее всех уснул.

И тебе он, между прочим,

Пожелал:

«Спокойной ночи!»

***

Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.

***

Малиночка сладенькая,

Спи, дочка маленькая.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки — на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят-поспят, всему миру спать велят.

***

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Песни громко поет,

Ване спать не дает

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать — не гулять,

Только глазки закрывать.

***

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

***

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши

***

Ай, качи, качи, качи,

Улетели в лес грачи.

Не летают гули –

Все давно уснули.

Не скребутся паучки –

Влезли в норки у печи.

Только наша Оленька

Спать ложится поздненько.

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном –

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька, усни.

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

***

Ходит сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А Сониха — по другой-

Сарафанец голубой.

Они вместе идут,

Дрему Катеньке несут.

***

Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать

***

Баю,баю, паренька,

На полянке пахарька,

Н а гулянке плясунка,

На беседе форсунка.

***

Баю-баю, баю-бай.

Поскорее засыпай.

Баю-баю, спи-усни,

Угомон тебя возьми.

***

Баю-бай, баю-бай,

Пойди бука под сарай,

Пойди бука под сарай,

Под сараем кирпичи,

Буке некуда легчи.

***

Баю-баю-баиньки,

Купим детке валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет детонька ходить,

Будет валенки носить.

***

Люли, люли, баеньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Насте спать велят.

***

Люли, люли, люли, бай

Поскорее засыпай.

Уж я по воду пойду,

Заек чаем напою.

***

Ходит сон у окон,

Ходит к Дреме на поклон.

Ты входи-ка, Дрема, в дом,

Напусти нам угомон.

***

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже.

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

***

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разу мок!

***

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

***

Потягушечки, потягушечки

Поперек толстушечки,

А в ручки хватушечки,

А в ножки ходушечки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

***

Ночь прошла,

Темноту увела,

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Открыла ставенку.

«Здравствуй,

солнышко-колоколнышко!»

***

Потягуси, потягуси

Полетели низко гуси,

Потягуси, потягушечки,

Перья мягкие в подушечке,

Эти перья потягушеньки

Подарили гуси Мишеньке.

***

Потягушечки, потянись,

Поскорей, скорей проснись.

Потянись, тянись, маленький,

Тянись, тянись хорошенький

Вырастешь большой

***

Тянись, тянись, детка,

Стань большим и красивым.

***

Потягушечки, потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

***

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка — за капустку,

Мышка — за корку,

Детки — за молоко.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

***

— Петя, Петя, петушок,

Золотой гребешок,

Ты зачем так рано встал,

«Ку-ка-ре-ку» прокричал?

— А затем, — петух ответил

-Чтобы не проспал народ

Солнца ясного восхода!

Потягунюшки, потягунюшки,

Поперек-тостунюшки,

Роток-говорунюшки,

Руки-хватунюшки,

Ноги — ходунюшки.

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

***

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

***

«Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало»

***

Закатаем рукава,

Открываем кран — вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

— Посмотрите, крошки,

— На свои ладошки.

— Ах, какие ладошки!

— Чистые ладошки!

***

В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке — ладошки,

А пальчики — Антошке.

***

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

***

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку — посмелей,

Будем умываться веселей.

Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.

***

Кран, откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

***

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

***

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Вот вам хлеб и ложки.

с гоголя — вода,

С младенцем — худоба

Укатись вся.

***

Водичка- водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки краснели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!

***

Моем, моем Милу мылом,

Мила мыло полюбила!

***

От водички, от водицы

Все улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы

Катя умывается солнцу улыбается!

***

Чистая водичка

Умоем Ване личико

***

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода-

С дитя худоба!

Вода книзу-

Дитя кверху! В

Читайте также:  Актуальное развитие ребенка дошкольного возраста

одолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

***

С гуся вода, с лебедя вода,

С моего дитя —

Вся худоба

На пустой лес

В болотную воду,

Под гнилую колоду.

На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать-ежиха

Таз берет,

Мордочку ежонку трет.

***

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки!

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

***

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

***

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет — кашкою,

Другой — простоквашкою,

Третий скажет — молочком

И румяным пирожком.

***

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка — за капустку,

Мышка — за корку,

Детки — за молоко.

***

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

***

Дубы, дубочки,

Пеку блиночки,

Блиночки горячи,

Не хотят сидеть в печи.

Блиночки румяные

С маслицем, сметаною.

***

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

***

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Пей, дружок, томатный сок,

Будешь строен и высок.

***

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

***

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

***

Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

***

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

***

Тень-тень — потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

***

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

***

Идет коза рогатая

За малыми ребятами

Кто соску сосет,

Молочка кто не пьет,

Иого-бу — забоду,

На рога посажу.

***

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку — на донышко!

Ждут меня котята,

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

***

— Ладушки, ладушки!

Где были?

— У бабушки!

— Что ели?

— Оладушки!

— Что пили?

— Квас!

Ладушки, ладушки!

Хороши у бабушки!

***

Утром завтрак у людей!

И у птиц, и у зверей.

Молоко из кринки пьют

Ваня и Егорка.

Зайцы овощи грызут,

А мышата — корку.

***

У котика в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели.

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

«Ротозей, ты, ротозей!

Если дали тебе кашку

Надо есть ее скорей!»

***

В печи калачи

Как огонь горячи.

Для кого печены?

Для Галочки калачи,

Для Галочки горячи!

***

А тпру, тпру, тпру!

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мяконькую,

Да молочненькую.

***

Гости — на двор,

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке.

***

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

Вари кашу круту,

Подливая молочка,

Накорми казачка!

***

Каша вкусненькая дымится,

Ваня кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой, ели по -немножку.

Кто у нас любимый самый?

— Ложку первую за маму.

А вторую за кого?

— да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

— За веселую матрешку!

Съешь за бабу,

Съешь за деда,

За мальчишку — за соседа.

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

За котенка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста

***

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот такие ладушки

Ладушки-ладушки!

***

Ну и каша!

Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта

Подбородку тоже досталось,

И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкою,

Остальное ушки докушали.

О, качи, качи, качи,

Приехали торгачи,

Продавали калачи.

Прибежал мальчишка,

Схватил калачишко.

ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ

***

Вот они,сапожки:

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот — с правой ножки,

Этот — с левой ножки.

Вот так хорошо!

***

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

***

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

***

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

***

У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

***

Валя вырастет большая,

Будет в золоте ходить.

Всех мамок и нянек

Подарками дарить.

Старых старушек

— обносочками

Молодых молодушек

— ленточками.

***

Валенки, валенки,

Невелички маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

***

Как у Маши маленькой

Чесаны валенки,

А шубка багряная,

А личико румяное.

Вот какая Маша –

Красавица наша!

***

Сова, совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась

В лапти обувал ась,

В лапти, в тряпочки,

В теплые рукавички.

***

Разденьте меня

Разденьте меня,

Разуйте меня,

Уложите меня,

укройте меня,

Я засну,

Я сама!

***

Скрип, скрип, скрипачок,

Купим новый башмачок.

Кошке Машке,

Коту Николашке.

НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя деточки,

ждут малолеточки!

***

Дождик, дождик,

полно лить,

Малых детушек мочить!

***

Бабочка — коробочка,

Ветер или дождь!

Полетишь — так ветер,

Упадешь — так дождь!

***

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

***

Мотылек-ветилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеек.

***

Уж ты, бор-борок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

КТО ПЛАЧЕТ ИЛИ ШУМИТ

***

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки –

Для Машиной потешки.

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

***

Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка –

Это Вова-ревушка.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

***

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя.

А кто будет говорить,

Того будем выводить,

Выводить, наказывать,

Слезы не показывать.

***

Что ты плачешь,

«ы» да «ы»,

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать

***

АБРИ-ФИНИ, МОКРЫЙ НОС!

Абри-фини, абри-кос!

Едут слезы без колес!

Едут, едут, ка-тят-ся!

Капают на платьице!

Плачут щечки,плачет нос:

«Нам не дали Аа-бри-кооос!

Ну подумаешь — не дали

Абри-фини, абри-кос!

Но зато — по-це-ло-вали

В самый мокрый в мире нос! Чмок!

***

КТО ТУТ ПЛАЧЕТ?

Кто тут плачет,

Ой-ей-ей!

Говорят, сынишка мой?

Нет, не плачет мой сынок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже —

Посмотрите!

***

ПРО ЯНУ-НЕСМЕЯНУ

Насупилась, нахмурилась,

Ну вот! Совсем не Яна!

А может, в гости к нам пришла

Царевна Несмеяна?

Опять капризничать начнет,

Наплачет — океан!

Ну вот, и слезный дождь идет —

Мы знаем Несмеян.

Сейчас бы лодку намечтать,

И весла раздобыть,

И через этот океан

Куда-нибудь уплыть.

Туда, где солнышко живет,

И где растут бананы,

И где не плачут никогда Царевны Несмеяны!

***

ХНЫЧУ-ПЛАЧУ

А у нашего Петра

Настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-плачу,

Не помогут доктора!

Ну а если доктор — Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!

***

Ты, Катенька, не плач,

Я куплю тебе калач.

На шею повешу,

А потом утешу.

***

У нас Света сын один,

Мы в обиду не дадим,

Пиджак сошьем,

И гулять пойдем.

***

Кто у нас хороший,

К то у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

***

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

***

У лисы боли,

У волка боли,

У медведя боли,

А Оленькины боли, —

Уйдите в поле.

Там им умереть

И дня не болеть!

***

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,