Раннее развитие ребенка недостатки
=Чем опасно раннее развитие детей. Тренинги и развивающие занятия для самых маленьких
Не секрет, что сегодня развивать своё чадо принято чуть ли не с пелёнок. Однако специалисты предостерегают – интеллектуальные гонки могут привести к проблемам со здоровьем
Зерно истины в методиках раннего развития, безусловно, присутствует – основы интеллекта закладываются в ранние годы.
– К трём годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к семи годам – на 90%, – рассказывает Евгений Мухин, д.м.н., профессор Научного центра неврологии РАМН. – После этого врождённые способности, не получив необходимой подпитки и должного импульса, «засыпают».
Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалистов, приходится на период от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте развивающие занятия с ребёнком приносят наиболее ощутимый результат. Многочисленные наблюдения детей, обучавшихся с «пелёнок», показали, что большинство из них в начальной школе были отличниками. Среди их сверстников, не прошедших «курса», такой успеваемостью мог похвастаться один из десяти.
Однако успешность занятий с малышами зависит от многих факторов. Главный из них – правильная дозировка. Многие честолюбивые родители стремятся «впихнуть» в своего ребёнка максимум знаний. И поначалу это приводит, казалось бы, к блестящим результатам – малыши приветствуют гостей на английском, трогательно декламируют сонеты Шекспира и уверенно считают – кто до ста, кто до тысячи. Но это не говорит о сверхспособностях малыша.
– Запоминание у детей носит механический характер и больше похоже на цирковой номер (как считающие собачки в цирке), чем на обучение, – уверена Марина Степанова, д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. – Вызубренный материал они понять и тем более проанализировать не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница.
Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем – приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, дерматиты, экземы) и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность – большинство маленьких «гениев», так же как и их старших коллег, отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные «продвинутостью» ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.
Проблемы могут возникнуть и в школе, в которой он сразу попадает в положение «выскочки». Оказавшись на голову выше остальных, он будет скучать на уроках, за что его будут недолюбливать и одноклассники, и учителя.
– Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме – так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ваша цель – не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда он сам захочет узнать о нём как можно больше, – считает М. Степанова.
Самые популярные методики раннего развития
Система Монтессори
Задача методики – создать благоприятные условия для саморазвития ребёнка. Основательница методики Мария Монтессори взяла за основу принцип, когда ребёнок сам знает, в каком направлении «двигаться». Главный принцип Монтессори-групп – «помоги мне сделать это самому», т.е. инициатива к любому действию должна исходить от ребенка, а учитель только помогает и направляет малыша. Ведь если мы постоянно все будем делать за детей (кормить с ложки, завязывать шнурки и т.д.), то сами они никогда этому не научатся.Задача педагога или родителя – организация процесса обучения при помощи монтессори-материалов. Все пособия красивые, интересные и приятные на ощупь. Располагаются они от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и всегда находятся в полном доступе для ребят. Таким образом, малыш сам выбирает, когда и чем будет заниматься. Существуют занятия в группах «мама+малыш», которые посещают родители с детьми от 1 года до 3 лет. А ребята с 3 до 6 лет уже обучаются в группах самостоятельно.
Плюс. Огромный выбор материалов, которые дают полное представление о форме, цвете, структуре окружающего мира.
Минус. Нет места ролевым и спонтанным играм. Подходит лишь «вдумчивым» детям, которые способны подолгу изучать один предмет.
Кубики Зайцева
Обучение чтению с 2 лет. Материалы – кубики, таблицы и музыкальные записи, под которые ребёнок пропевает «склады» – части слов. Его методика – это не только обучение чтению, он также разработал пособия для изучения чисел, есть также «Любимые картины», «Дорожные знаки», «Читай и пой» (обучение чтению через пение), «Тысяча +» (обучение математическим действиям, работе с квадратом числа, дробями), «Пишу красиво» (обучение каллиграфии). Возраст:начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом возрасте. Но если речь идет о занятиях в группе, то лучший возраст 4–5 лет.Плюс. Помогает освоить чтение детям с задержкой психического развития, аутизмом и психоневрологическими проблемами. Пропевание «складов» улучшает качество речи здоровых детей, расширяет их словарный запас.Минус. Специалисты считают, что обучать детей чтению нужно не раньше чем в 5-6 лет. У детей, научившихся читать по Зайцеву, в школе возникают трудности с разбором слова по составу и при фонетическом разборе.
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика изначально ориентирована на личность ребенка и состоит в развитии его природных способностей. Вальдорфцы считают, что детство – прекрасный возраст, который надо постараться продлить. Поэтому основной упор делается на развитие художественных, музыкальных и театральных способностей. Обучение во многом построено на принципе подражания и повторения за педагогом. Большое значение придается эмоциональному состоянию ребенка. Но раннее развитие интеллекта считается недопустимым, т.е. обучение чтению и письму здесь начинается крайне поздно. В вальдорфском детском саду большое внимание уделяют ручному труду: все дети учатся вышивать, готовить, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже выращивать овощные культуры. Игрушки здесь необычные: в большинстве своем сделаны руками ребят или представляют собой предметы из натуральных материалов, как правило, некрашеное дерево или глина, т.к. это развивает фантазию и творческие способности малыша. Часто в таких группах есть свой живой уголок, где ребята учатся ухаживать за братьями нашими меньшими. В вальдорфских садиках постоянно проводятся праздники и ставятся театральные представления. Возраст: группы в детском саду не разделены между собой по отдельным возрастам, а представляют собой смешанную, разновозрастную группу от 3 до 6 лет. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.
Метод Гленна Домана
Разработан врачом-нейрохирургом для детей с поражениями центральной нервной системы. Основной принцип – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребёнку предлагаются карточки с изображением предметов разных тематических серий. Их показывают 1-2 секунды. Предполагается, что ребёнок подсознательно запоминает изображение.
Плюс. Идеально подходит для детей с поражениями ЦНС. Помогает заучить большой объём информации.
Минус. Известны случаи, когда большой объём информации приводил к нервным срывам. Карточки с подписями не дают полного представления о всех предметах и явлениях.
Система Никитиных
Набор заданий как спортивных, так и развивающих, расположенных в порядке возрастания сложности. Ни способ, ни порядок решения их объяснять нельзя. Если ребёнок не выполняет задания – нужно подождать, пока он подрастёт.
Плюс. Позволяет рационально организовать время, способствует закаливанию и спортивной подготовке детей.
Минус. Отсутствует индивидуальный подход, нет упражнений на развитие речи, отсутствуют ролевые игры.
Советы специалистов
Заниматься с малышом нужно обязательно, но, чтобы уроки пошли на пользу, придерживайтесь следующих правил.
– Помните, что развитие должно не опережать, а соответствовать возможностям ребёнка. Лучше придерживайтесь «расписания уроков» (см. ниже) и не пытайтесь перепрыгивать возрастные «ступеньки».
– Оптимально начать обучение ребёнка с посещения невролога. Консультация поможет выявить проблемы в развитии и выбрать занятия, которые их скорректируют.
– Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН считают, что групповые развивающие занятия лучше не начинать раньше 3 лет.
– Ни в коем случае нельзя пытаться ускорить интеллектуальное развитие за счёт физического и наоборот. Отменять из-за занятий прогулки нельзя ни в коем случае!
– Любые «уроки» должны проходить в форме игры. Так дети лучше запоминают информацию.
– Главный критерий успешных занятий – хорошее настроение ребёнка и умение применять полученные знания на практике.
Расписание уроков
6 месяцев – пора читать книжки с яркими картинками. Подойдут яркие игрушки разных цветов, фактуры и звучания.
1 год – с ребёнком нужно как можно больше разговаривать.
2 года – активное формирование речи, поэтому необходимы выходы «в свет» и знакомство с другими детьми. Рекомендуются лепка и рисование.
3 года – расширение словарного запаса и работа над правильностью произношения. Пора на групповые развивающие занятия – рисование, лепку, ритмику.
4 года – лучший возраст для начала изучения иностранных языков – знакомства со словами и буквами. Рекомендуются занятия на развитие мелкой моторики – например, собирать конструктор или мозаику.
5 лет – начало обучения чтению и самообслуживанию. Время играть в ролевые игры: одеть, обуть «ребёнка» – куклу, сложить и убрать вещи, посуду.
6 лет – занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Рекомендуется посещение подготовительных курсов при школах.
Источник
Тема раннего развития детей в последнее время стала очень модной. Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок был умным и развивался всестороннее, и как можно раньше. Множество споров разгорается вокруг этой темы. Кто то считает, что раннее развитие необходимо для ребёнка, а кто то, что оно вредит его физическому и психологическому здоровью. Давайте попробуем разобраться сами, когда начинать развивать своих детей, не навредив им.
Что же такое раннее развитие?
«Раннее развитие» — это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.
Какие методики существуют?
Методик по раннему развитию очень много, ниже приведены самые популярные из них.
Одна из самых популярных. Суть методики в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. Взрослый должен показывать пример малышу, тем самым направляя его способности в нужное русло, наблюдать и ни в коем случае не ограничивать не в чем. Огромную роль играет разнообразная предметная среда, направленная на самостоятельное экспериментирование, познавание окружающего мира.
Это советская семья, воспитавшая 7 детей. Воспитание проходило по собственной системе. Главная цель не мешать, а помогать ребенку, создавая необходимые условия. Участие родителей в жизни ребенка обязательно, но, не навязывая свою помощь, если малыш не просит. Родители пример для детей. Важное место в развитие ребенка занимает физическая культура, закаливание, правильное питание.
- Вальдорфская школа
Вальдорфская система развития не одобряет раннее интеллектуальное развитие. Познания мира должны происходить в процессе творческой и трудовой деятельности. Дети играют только игрушками из натуральных материалов и желательно сделанными своими руками. До 7 лет ребенок получает новые знания через подражание. С 7 до 14 добавляются чувства и эмоции, и только с 14 логика. Телевизор, компьютер не должны присутствовать в жизни ребенка.
- методика Глена Домана
Методика Глена Домана содержит в себе физические упражнения и интеллектуальные тренажеры. Для получения результатов заниматься необходимо регулярно. Занятия проводятся до 7 лет, в период роста головного мозга.
- методика Зайцева
Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей (кубики, таблицы). Особенность, что все пособия наглядные и последовательные. Подходит для детей любого возраста.
- система Сесиль Лупан
Эта методика близка системе Глена Домана. Сесиль Лупан переработала и упростила её. Родители лучшие учителя,любовь главный принцип воспитания. Все занятия от простого к сложному.
«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»
Сесиль Лупан
В чем же плюсы раннего развития ребенка?
- В современном потоке информации более высокие требования к человеку. Чтобы ребенок смог соответствовать требованиям современного общества необходимо более раннее овладение им различных способностей и умений.
- Всестороннее развитие ребенка.
- Раскрытие талантов ребенка.
- Больше проводите время с ребенком (конечно при условии, что занимаетесь сами, дома).
- Если обучение малыша проходит в развивающем центре, то это помогает в его социализации. А в дальнейшем намного упростит адаптацию в детском саду.
- Все занятия проходят в виде игры, ребенок с легкостью, без труда обучается.
В чем минусы?
- Если не учитывать возрастные особенности ребенка, темперамент, индивидуальные возможности и способности можно навредить.
- Многие методики делают акцент на интеллектуальное развитие, а физическое, эмоциональное и социальное учитываются далеко не везде.
- Если заниматься по всем правилам времени у мамы ни на что другое не останется.
- Перегрузка нервной системы.
- Программы раннего развитие в основном рассчитаны до 7 лет максимум.
Так развивать или нет?
Конечно, развивать и обучать! И причем в любом возрасте, не только в раннем. Только нужно это делать без фанатизма, не стремиться вырастить вундеркинда.
Советы;
- В каждой из методик можно выбрать то, что подойдет вашей семье и вашему ребенку.
- Необходимо условие в развитие детей это соблюдение его возрастных особенностей. Например, не надо учить читать малыша в 2 года, когда придёт время, вы сами это поймете.
- Занятия проводить в игровой форме. И не забывайте, что маленький ребенок не может надолго увлечься одним занятием.
- Создать разнообразную доступную предметно — пространственную среду.
- Развивать детей необходимо всесторонне.
- Во всем должна быть мера, занятия должными приносить малышу и вам только положительные эмоции.
- Занятия должны проходить по интересам ребенка в данный момент, а не по вашим запланированным.
- Важно стимулировать у детей познавательный интерес.
- Включайте ребенка в уборку в доме, полив цветов и другую совместную деятельность, это приносит огромный вклад в полноценное развитие малыша.
- Прогулки (особенно на природе) важная составляющая полноценного развития
А самое главное любите, уважайте ваших детей и проводите с ними как можно больше времени. Дети так быстро растут!
Источник
Дата публикации: 01.06.2017
Умные детки, не умеющие ещё толком говорить, смотрятся волшебно. И все родители кидаются на поиски различных методик для того, чтобы воспитать и своих детей так же. Но так ли хороша система раннего развития и нужна ли она детям?
Пару слов о раннем развитии детей
Бурный и всеобъемлющий прогресс покорил мир, человек стал развиваться быстрее и всё вокруг него также эволюционирует. Теперь мамы и папы с рождения пытаются своё чадо обучить всему: чтению, счету, рисованию, английскому языку и другим наукам. Деток водят на гимнастику, танцы, плавание, музыку и прочие кружки, а в школу сдают в 5-6 лет.
Интенсивно развивать способности крошек от 0 до 3 лет традиционными методиками невозможно. Для правильного развития крохи, важно учитывать его индивидуальность, видеть конкретные таланты, чтобы их и развивать. Мамы и папы должны быть достойным примером, чтобы помочь малышу развиваться в какой-то области. Поэтому им не стоит навязывать ребёнку хобби, которыми они увлекались в детстве и не смогли добиться результатов.
Родителям важно выявить у своего малыша удивительные способности и выбрать одну из методик для их развития. Чем раньше это случиться, тем лучше. Ведь, если выбор сделан ошибочно, его можно будет изменить, обратив внимание на другое направление для развития.
Популярные методики раннего развития ребёнка
Многообразие развивающих методик удивляет. Среди них можно выделить более популярные системы обучения, в которых есть свои плюсы и минусы.
Плюсы и минусы методик обучения детей с пелёнок
Методика Глена Домана
О карточках Домана наслышаны во всём мире, благодаря ним, дети учатся читать достаточно быстро. Многие родители, покупают наборы карточек и развешивают их на стены детской комнаты или крепят к бортикам кроватки.
Принцип методики обучения заключается в том, что малыш с рождения учит читать слова целиком, а не по буквам и складам. При этом такое обучение проходит на подсознательном уровне.
Плюсы
: детей можно начинать обучать чтению этим методом с рождения, хотя рекомендованный возраст от 6 месяцев.
Минусы:
- родители должны быть профессионально подготовлены. Потому что просто стены, обвешанные карточками Домана, не научат ребенка читать. Мамам и папам надлежит уделять время, просматривать карточки вместе с малышом, произносить чётко и правильно слова, пользоваться специальными рекомендациями психологов и не забывать об инструкции к карточкам;
- высокая стоимость комплектов развивающих карточек.
Методика Зайцева
Не менее модные кубики Зайцева помогают маленьким детям в игровой форме освоить мир чтения и счёта. Набор для чтения состоит из кубиков с изображением разных слогов. С их помощью, дети учатся читать и различать звуки.
Наборы для счета состоят из системы таблиц, рассказывающих всё о числах.
Плюсы:
- методики чтения и счета хорошо сочетаются друг с другом;
- активность обучения;
- проходят в форме игр;
- не надоедают детям.
Минусы:
- методика обучения чтению рассчитана для детей от 2,5 лет, а счета – от 3 лет;
- сложность алгоритма занятий. Родителям требуется тщательно готовиться к занятиям, строго следовать инструкции, уметь работать с таблицами;
- скорость обучения, которая и так не высокая, снижается из-за непрофессионализма родителей.
Методика Марии Монтессори
Система обучения основана на изучении детьми специальных материалов, похожих на игрушки. Занятия этой методикой кажутся неорганизованными, дети самостоятельно играют с водой, крупами, геометрическими предметами и прочими материалами, которые были разработаны автором для обучения детей от 3 лет.
Сейчас системой Монтессори многие родители обучают деток младшего возраста, начиная от 6-8 месяцев.
Материалы для занятий делятся на 6 категорий:
- Игры с водой.
- Игры с крупами.
- Творческие занятия.
- Спортивные занятия.
- Изучение математических понятий (размер и объём предметов).
- Сенсорное развитие.
Программа не имеет конкретных требований, ребёнок выбирает материалы, которые ему интересны самостоятельно и в собственном темпе играет с ними. Родители не вмешиваются в игру, но им следует наблюдать за малышом, периодически подходить и показывать, что нужно или что можно делать с определённым набором предметов.
Плюсы:
- у ребёнка есть абсолютная свобода действий;
- ребёнка заинтересовывают различными предметами, и он далее развивается самостоятельно;
- дети, обучающиеся в специальных студиях Монтессори, играют вместе с другими детьми. Они учатся заботиться друг о друге, старшие дети помогают младшим;
- с помощью данной программы хорошо развиваются практические навыки и интеллект.
Минусы:
- отсутствует гармоничное развитие ребенка из-за отсутствия в программе обучения эстетических занятий (творчества, танцев, музыки и т.п.);
- отсутствие основной базы развития детей – подвижных и ролевых игр;
- слабое развитие правого полушария, отвечающего за гуманитарные способности;
- дети, посещающие занятия в студиях для развития Монтессори, тяжело поддаются дисциплине в обычных детских садах и школах.
Методика Железновых
С помощью этой методики детей обучают с раннего возраста математике. Основана она на весёлых песенках о счёте и таблице умножения.
Плюсы: детям нравятся песни, поэтому информация усваивается быстро и легко, а само изучение проходит весело.
Минусы: весёлость заданий не всегда приводит к пониманию математических действий с числами. Дети зачастую просто заучивают песенки и не разбираются в самом процессе счета.
Классические методы
К классическим методикам относятся методы обучения счета при помощи пальчиков на руках и с использованием каких-либо сподручных средств, а также обучение чтению основанное на «фонемному» принципу. Суть этого принципа состоит в запоминании всех букв по отдельности, потом складывании их в слоги, а потом только в слова.
Плюсы:
- счет на пальчиках всегда веселит малышей, ведь существует уйма весёлых пальчиковых игр и песенок, которые можно использовать при обучении;
- наличие множества доступных по цене пособий, помогающих родителям обучать детей чтению.
Минусы:
- детям, научившимся считать на пальчиках, трудно начать счет с какого-то конкретного числа или научиться считать после 10. Многие детки начинают паниковать, когда им не хватает пальчиков что-то посчитать;
- слабо эффективен и классический метод обучения чтению. Этап, когда буквы сводят в слоги, детям даётся трудно и может затягиваться на пару лет.
Существует много разных методик, к примеру, занятия с разноцветными пирамидками, состоящими из разных фигур, специальные пазлы, кубики и т.п. При помощи разнообразных развивающих игр родители закладывают своему чаду с детства основы каких-то наук.
Положительные моменты и изъяны системы раннего развития детей
Поглощающая современное население система раннего развития ребенка имеет преимущества и недостатки, как и различные её методики обучения.
Преимущества раннего развития детей:
- Дети быстро развиваются. Дети начинают писать, читать, говорить на английском, играть на музыкальных инструментах и удивлять прочими вещами ранее своих сверстников.
- Наличие множества разных методик.
- Благодаря правильному выбору системы воспитания, интенсивность развития мозга крохи увеличивается.
- Обучение дает быстрые результаты.
- Появляется возможность раннего обнаружения талантов у ребенка для дальнейшего их развития.
Не зная о подводных камнях системы раннего обучения, мамы и папы своим торопливым развитием могут навредить крохе.
Изъяны раннего развития ребенка:
- Чрезмерное обучение приводит к потере ребенком детства.
- Излишняя нагрузка вызывает переутомление у деток.
- Способности детей вызывают восторг в раннем детстве или младших классах, в дальнейшем дети начинают отставать в учёбе.У малышей по природе доминирует правое полушарие, естественным образом, они познают мир с помощью чувств. Дети умеют фантазировать, но не анализировать правильно информацию. С помощью раннего развития, развивается левое полушарие, а правое начинает отставать в развитии. Такие дети могут изучить быстро буквы, числа, ноты и любые факты, а также легко ими манипулировать. Но из-за неразвитости творческого полушария, им тяжело придумать что-то самостоятельно. Ребёнок может воспроизвести по нотам любую мелодию, срисовать картину, спеть песню, но не способен будет сделать что-то новое и выдающееся.
- Отставание в развитии речи. За письменную речь (письмо и чтение) и устную отвечают разные зоны мозга. По природе у новорожденного доминирует формирование центров, отвечающих за устную речь. Преждевременная стимуляция зоны, отвечающей за чтение, приводит к её стремительному развитию и доминированию над центрами восприятия и воспроизведения устной речи. Затормаживание нормального речевого развития приводит к тому, что детки не могут во время ни говорить, ни читать. Малыши могут находить и распознавать карточки или кубики, но им будет трудно использовать нужные слова по прямому их назначению, что очень важно для коммуникации.
Правила для обучения детей с рождения
При желании пользоваться системой раннего развития, необходимо соблюдать следующие правила:
- Занятия проводить в форме игры.
- Принять тот факт, что новорождённые не увлекаются одним занятием долго, поэтому не заставлять малыша учиться вопреки его желанию.
- Игры, не заинтересовавшие малыша, следует отложить, а не навязывать ему.
- Следить постоянно за реакцией и эмоциями ребенка в ходе игры.
- Не отвлекаться во время своих занятий на домашние заботы или разговоры по телефону, иначе в этот момент малыш может утратить интерес к обучению и отвлечься также чем-то другим.
- Всегда помогайте малышу, пока он не научиться то, что нужно делать сам.
- Не сравнивайте своего малыша с другими детками его возраста. Не пытайтесь стремительно догнать их развитие, если вам кажется, что ваш ребёнок отстаёт от них, так как в развитии детей допускается отклонение в несколько месяцев. Поэтому дети развиваются все по-разному.
- Не ждите скоропостижного ощутимого результата от занятий.
- Обучение должно приносить удовольствие малышу и родителям.
Поддаваться ли соблазну раннего развития, в котором есть свои плюсы и минусы, родители должны решать самостоятельно. Начать испробовать любую из методик можно всегда, родителям важно уметь во время останавливаться, не нагружая малыша. Главное не результат, а получение радости от совместного познания чего-то неизведанного для крохи. Потому что детство должно проходить счастливо и беззаботно.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник